Что такое автор в литературе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Литературное произведение создает писатель, и когда он пишет конкретное произведение (роман, рассказ или, например, поэму) он становится его автором. Мы можем называть его автором-писателем.

Повествование происходит благодаря двум образам – образу повествователя и образу рассказчика. При анализе литературного произведения их называют автором-повествователем и героем-рассказчиком.Автор-повествователь близок писателю, создающему произведению. Герой-рассказчик, благодаря своему участию в событиях, близок читателю, который ему сопереживает, одобряет или осуждает.

Писатель Герой Читатель
Автор-повествователь Герой-рассказчик

Создавая произведение автор излагает события, развивая сюжет, располагает их в определенном порядке, тем самым создавая композицию, описывает героев, их отношения между собой и поступки, создает пейзаж, вырабатывает язык и стиль произведения, выражает свою оценку. Этот творческий процесс называется повествованием. Таким образом, автор-писатель становится автором-повествователем.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Создавая ощущения затишья перед грозными событиями, Пушкин приводит картину ночного покоя и красоты:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух…

- Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: какими способами автор выражает в произведении свою позицию.

Образ автора в литературе изменялся со временем. Если народное творчество (фольклор) было коллективным¸ то позже литература приобретает авторский, индивидуальный характер. Эти две формы авторства – коллективная и индивидуальная – существуют одновременно, исторически развиваясь. В каждую историческую эпоху писатель по-разному оценивал свою значимость, поэтому образ автора проявлялся в произведениях в зависимости от времени их создания. Это вы сможете проследить на примере произведений, вошедших в данный раздел раздела учебника.


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • А́втор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

нов.). || Писатель, литератор. Классические авторы.

а́втор I

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: очернение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «автор»

Синонимы к слову «автор»

Предложения со словом «автор»

  • Кроме того, по мнению авторов статьи, полноценному общению помешает и тот факт, что люди, уставшие после поездки на велосипеде, станут раньше ложиться спать.

Сочетаемость слова «автор»

День филолога — профессиональный праздник людей, посвятивших свою жизнь филологии. В России праздник отмечают вслед за Днем славянской письменности и культуры — 25 мая. Праздник отмечается и в ряде других стран. Этот праздник объединяет лингвистов, литературоведов, учителей и преподавателей в области языка и литературы, библиотекарей, переводчиков-филологов и всех, кто имеет филологическое образование.

Предисло́вие — часть литературного или научного произведения, предшествующая основному тексту. В предисловии излагаются разъяснения и замечания как самого автора, так и редактора, издателя, возможно, других лиц, имеющих отношение к произведению.

Автором называют субъекта художественно-литературной деятельности, представления которого о человеке и мире отражаются во всей структуре созданного им произведения.

Образ автора – это персонаж художественного произведения, действующее лицо, которое рассматривается в ряду других персонажей, имеет черты героя-рассказчика или лирического героя.

Он может быть сближен с автором биографическим либо намеренно от него отделен. В литературоведении особое место занимает проблема образа автора в художественной литературе, которая позволяет обнаруживать разные формы присутствия автора в его произведении. В первую очередь такие формы зависят от жанровой и ролевой принадлежности произведения. Субъективное авторское начало отражается в заглавии, эпиграфе, а также начале и концовке произведения, в авторских предисловиях, примечаниях, послесловиях. К этому же кругу вопросов можно отнести и использование авторами псевдонимов с выразительными значениями (например, Андрей Белый, Максим Горький, Иван Приблудный, Игорь Северянин, Иван Вольнов, Павел Беспощадный и т.д.).

Автор – одно из самых универсальных ключевых терминов современного литературоведения (прежде всего здесь речь идет о субъекте словесно-художественного произведения).

В зарубежной и отечественной науке о литературе данное понятие используется в нескольких значениях, которые между собой тесно связаны, но в то же время относительно самостоятельны. Среди таких значений особенно выделяются:

  • Реально-биографический автор;
  • Автор как категория литературоведческого анализа;
  • Имплицитный автор.

В первом значении автор – это писатель, имеющий свою биографию, жизненную судьбу. Он может выступать в роли критика творений, написанных другими авторами. Обычно, автор – кропотливый читатель. Основательность, глубина, многочисленность индивидуальной читательской памяти автора влияет и на его собственное творчество, проявляется в интертекстуальных связях, в скрытых и явных цитатах и реминисценциях из других авторов, в сближениях и параллелях с другими текстами отечественной и мировой словесности.

Автор с разной степень включенности принимает участие в литературной жизни своего времени, вступает в полемические, дружеские и т.д. связи с другими авторами, с редакциями газет, журналов и других средств массовой информации, с литературными критиками, с книготорговцами и книгоиздателями. Часто автор вступает в непосредственные и эпистолярные контакты и с читателями.

Готовые работы на аналогичную тему

Такое эстетическое мировоззрение приводит к формированию читательских кружков, групп, литературных салонов и обществ, а также других творческих объединений, включая и в сети Интернет.

Значительный интерес у многих читателей вызывают малоизвестные факты из биографии писателя – любовные, домашние, семейно-конфликтные и другие.

В том случае, если никаких сведений об авторе как о биографической личности не сохранилось или, когда непонятна атрибуция текста, в литературоведении как правило применяются терминологические клише:

Категория автора в фольклоре не имеет статуса персональной ответственности за поэтическое высказывание. Здесь место автора текста передается исполнителю – сказителю, певцу, рассказчику.

Формы присутствия автора в тексте произведения

Во втором значении автор – это носитель идейной концепции произведения. Автор в данном случае связан с биографическим автором, но нетождественен ему, так как в литературном произведении воплощается не вся полнота личности автора, а только отдельные ее грани. Кроме того, автор художественного произведения может отличаться от реального автора по оказываемому на читателя впечатлению. Например, праздничность, яркость, романтический порыв к идеалу характеризуют автора в произведении Александра Грина, в то время как сам А. С. Гриневич по свидетельству современников был совсем другим человеком, мрачным и одиноким.

С автором –творцом, носителем идейной концепции художественного произведения, сочетаются представления о процессе создания текста произведения. ему принадлежит замысел произведения, он проходит через этапы осуществления этого замысла. Автор, после того, как создал текст, уже не имеет над ним власти, не может оказывать влияние на судьбу произведения, на его жизнь в реальном мире, который будет это произведение читать. Автор не может влиять на бесконечное множество интерпретационных версий, на восстановление текста произведения критиками, читателями, исследователями и т. Д.

Среди форм присутствия автора в произведении В. Прозоров выделяет следующие. В первом случае авторская субъективность ярко проявляется в рамочных компонентах – названии, предисловии, авторских примечаниях, послесловиях, предисловиях, эпилоге, которые в совокупности формируют метатекст. К данному кругу относится псевдонимы с выразительным значением, это один из распространенных способов создания образа автора.

Во втором случае формы присутствия автора в произведении зависят от его жанра и родовой принадлежности. Наиболее непосредственно автор заявляет о себе в лирических произведения, в которых высказывание принадлежит лирическому субъекту, выражает его чувства, эмоции, переживания. Лирическое произведение, как правило, отражает внутренний мир автора, его эмоциональный настрой.

Литература

Термин литература

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.

История литературы

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

Форма литературы

Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции — общения, созидания и познания — равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности — переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

Место литературы

Литературные, образы

Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

Литературное произведение

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.

Читайте также: