Что такое автодидактичность игрового средства в доу

Обновлено: 04.07.2024

Краткий комментарий к статье от Ольги Геннадьевны:

Познавательного чтения…

Создание развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка в совершенствовании качества образования как часть образовательной среды и ключевой фактор реализации ФГОС ДО в конкретных условиях МАДОУ № 39.

Достижение высокого качества дошкольного образования возможно через создание образовательных условий, в том числе и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей психолого-педагогические условия реализации образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ДО.

ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов.

Автор семинара о развивающей среде Оксана Скоролупова отметила, что развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций Стандарта дошкольного образования(Комментарии к ФГОС ДО, раздел III, п. 3.1) является частью образовательной среды (комплекса условий), которая обеспечивает развитие детей в ДОО.

О создании развивающей среды группы говорят очень много и часто, реже о реализацию образовательного потенциала пространства Организации и территории, прилегающей к Организации.

В центральном холле МАДОУ №39 вместе с детьми был создан макет земного шара с домами, деревьями и нашим детским садом. По бокам Земли расположились мальчик и девочка, символично изображающие наших воспитанников и определяющие основную деятельность учреждения. На центральную стену удачно вписались настенные демосистемы с нормативными документами и необходимой информацией.

Коридоры первого этажа оформлены рисунками с применением 3D-технологией и различных отделочных материалов – камень, бумага, фетр, оргстекло, потолочные плитки различной фактуры и толщины, бархат и другое. В создании этой художественной композиции так же принимали участие дети и взрослые.

Развивающая предметно-пространственная среда центрального холла и коридоров соответствуют принципам ФГОС ДО:

  • насыщенность – данное оформление позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей за счет размещения фотографий.
  • трансформируемость и полифункциональность – возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации – оформление тематических фотовыставок, индивидуальных творческих выставок, демонстрация лучших конкурсных работ; нанесение на пол различных схем и ориентиров; использование рисунков, плакатов, банкеток в детской игре (счет, закрепление цветов, придумывание имен персонажам, придумывание сказок), в том числе и как в качестве предметов-заместителей, например банкетки могут превратиться в препятствие, которое нужно преодолеть – перелезть, подлезть.
  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; свободный доступ к экспонатам выставок, материалам; исправность и сохранность материалов и оборудования.
  • безопасность – соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В МАДОУ №39 четыре лестничных пролета, каждый из них имеет тематическое оформление: времена года, вечерний город, сказочный мир, улица Детства.

В соответствии с дорожной картой по повышению значений показателей доступности для инвалидов в МАДОУ №39 и сводом правил (СП59.13330.2012) верхняя и нижняя ступени в каждом марше лестниц окрашены в контрастный желтый цвет.

При организации РППС соблюдали принцип стабильности и динамичности, окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволило сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

У нас сложилась традиция, что выпускная группа, дарит детскому саду общую фотографию, формата А3. Так у нас возникла идея создания дерева Надежды, на котором будут размещены фото каждого выпуска. Взрослые и дети с удовольствием рассматривают фотографии и обмениваются впечатлениями, приобретают социальный опыт и развивают коммуникативные способности.

Для художественно-эстетического развития созданы дополнительные пространства –ИЗОстудия и музыкальный зал.

Кабинет ИЗО оформлен детскими работами, с применением различных технологий и материалов. РППС кабинета направлена на формирование у воспитанников умений и навыков в рисовании и лепке, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Уютный, просторный кабинет с достаточным дневным и дополнительным освещением. Специальный дизайн вызывает у детей хорошее настроение, творческий настрой. На центральной стене сделан макет сказочного города с необычными домиками с балконами, которые служат для демонстрации детских поделок. Есть специальные столы для рисования разной высоты, стулья.

В ИЗОстудии большое разнообразие изобразительных материалов и материалов для лепки: краски акварельные, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, палитры, глина, пластилин, мука и соль для изготовления соленого теста, различные кисти колонковые, беличьи, щетина, флЕйцы.

Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы и материалы РППС ИЗОстудии имеют необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей.

РППС музыкального зала представляет собой, многофункциональную, мобильную и быстроизменяющееся пространство, пополняемость которой зависит от потребностей и интересов детей, содержания специально организованных и совместных видов деятельности.

В настоящее время для успешной организации работы детских студий по вокалу и музыкально-ритмическим движениям созданы определенные организационно-педагогические условия.

  • музыкальный зал, светлое просторное помещение с хорошей акустикой);
  • занавес, разделяющий зал на сценическое и зрительское пространство;
  • музыкальный инструмент – цифровое фортепиано CASIO CDP-R 220;
  • аудио и видео воспроизводящая аппаратура: DVD-плеер, колонки, ноутбук, мультмедийный проектор, экран для мультимедиа;
  • микрофоны: проводные и безпроводные (радио микрофон);
  • стойка для микрофона.
  • профессиональная документация педагога: рабочая программа, программы дополнительного образования, материалы для мониторинга качества образования дошкольников, аналитический материал;
  • учебно-методическая литература и пособия по развитию музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • практические материалы из опыта работы: сценарии культурно-массовых мероприятий, конспекты различных занятий, консультации для родителей и педагогов, материалы для информационных стендов в пригрупповые комнаты;
  • аудиотека: песенный репертуар, репертуар для восприятия музыки, музыка для музыкально-ритмической деятельности, музыка игры и многое другое;
  • фонотека: минусовые фонограммы;
  • наглядный материал: по обучению нотной грамоте;
  • атрибуты для танцев, музыкальных игр: обручи, ленты, платочки, колокольчики, маски, дождинки, султанчики, лошадки и многое другое;
  • музыкально-дидактические игры;
  • миникостюмерная (взрослые и детские костюмы для выступлений);
  • оформление для музыкального зала (по тематикам праздников, развлечений, мюзиклов, иных мероприятий);
  • компьютерные презентации Power Point, в которых ярко и доступно демонстрируется та или иная тема.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков речевого развития. Дает возможность общения и совместной деятельности детей и учителя-логопеда.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Вариативность среды предполагает: наличие в кабинете различных пространств (для коррекции звукопроизношения, развития мелкой моторики, речевого дыхания, лексико-грамматической стороны речи), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Среда, окружающая детей в кабинете обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает привычные и инновационные методы.

Очень коротко остановлюсь на характеристике электронного пособия.

Использование ИКТ позволяют обеспечить условия для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс, что является важнейшей составляющей успешности их дальнейшего обучения, и, что в свою очередь обеспечивает формирование предпосылок учебной деятельности: коммуникативных, личностных, познавательных, тем самым осуществляется преемственность с начальным общим образованием, дополняя и решая задачи ФГОС ДО.

Для осуществления качественного образовательного процесса в МАДОУ №39 широко используются мультифункциональные устройства обеспечивающие печать, копирование и сканирование документов, дидактических и раздаточных материалов, компьютеры, ноутбуки, мультимедийное оборудование и другое.

Использование в МАДОУ №39 информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера при организации развивающей предметно-пространственной среды – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом (музыкальный центр, компьютер, принтер (цветной), мультифункциональное устройство, ноутбук, микрофоны, цифровой фотоаппарат, цифровая камера и др.).

В нашем детском саду созданы максимальные условия для физического развития детей. Физкультурный и фитнес залы оснащены современным спортивным оборудованием: детские тренажеры, горки, дуги для подлезания, коррекционные мячи различной формы, фитболы, обручи, ребристые коррекционные дорожками для хождения, трубы для лазания, хоккейные клюшки.

Для организации пеших, лыжных прогулок, походов и туристических слетов были приобретены лыжи на ботиках, палатки. Материалы, из которых изготовлено оборудование, отвечают гигиеническим требованиям, экологически чистые и прочные.

Многообразие подбора и расстановки стандартного и нестандартного оборудования дает возможность детям продуктивно обыгрывать его в процессе организованной двигательной деятельности.

Большое количество спортивного оборудования изготовлено своими руками. Использование нетрадиционного оборудования из бросового материала способствует формированию у детей интереса к двигательной деятельности: дорожки для профилактики плоскостопия, кожаные кольца для пролезания, барьеры для перешагивания, гири, косички, шагоступы, веревка для развития равновесия и профилактики плоскостопия, дуги кожаные, вожжи, тарелочки пластмассовые, и др.

Для социально-коммуникативного и познавательного развития оборудован кабинет ОБЖ. Кабинет оснащены учебно-методическими пособиями для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей, детей, атрибутами для сюжетных игр и театрализованных представлений, дидактическими играми, напольными и настольными макетами макет улицы и дороги. Макеты оснащены дорожными знаками, транспортом, фигурками. В кабинете сформирован материал для работы с семьей, по привитию детям дошкольного старшего возраста навыков безопасного поведения на дороге и при чрезвычайных ситуациях.

Собран и систематически пополняется материал из опыта работы педагогов. Постоянно пополняется библиотека литературой, как детской художественной, так и методической, используемой в работе с детьми и родителями. Для кабинета ОБЖ разработан паспорт, в который занесено все оборудование и учебно-методические пособия в сопровождении фотографий.

И в заключение своего выступления разрешите вас поздравить с новым учебным годом.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств , в том числе, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре , а не в учебной деятельности. ФГОС ДО нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее - РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
  • различных образовательных программ, с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Назначение и цели организации РППС ДОО

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования, возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.
  • создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также оказать содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
  • открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно- пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Основные принципы организации РППС ДОО

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей , уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

• Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

  • Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;
  • Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково- исследовательскую детскую деятельность.

Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:

• Соответствие образовательной программе ДОО;

  • Соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
  • Соответствие возрастным возможностям детей;
  • Трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
  • Возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
  • Вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
  • Наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
  • Соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН 6 .

РППС дошкольной образовательной организации

Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом специфики воспитательно-образовательных задач в каждой возрастной группе дошкольной организации.

ФГОС ДО обозначает требования к образовательной программе, условиям ее реализации и результатам. Одним из условий реализации общеобразовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:

  • Реализация различных образовательных программ, с учетом применения инклюзивного образования, а также национально- культурных, климатических и других условий;
  • Организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
  • Реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.

Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям согласно их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).

Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

  • провоцировать ребенка на агрессивные действия;
  • вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнёры (сверстники, взрослые);
  • провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;
  • провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:

  • Полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребёнку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях.
  • Применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий.
  • Дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка.
  • Эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно- эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.

Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов РППС. Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития.

Степень этого потенциала РППС можно оценить следующим образом:

К функциональным аспектам оборудования пространства детского сада относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или темный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль светонесущей стены .

В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.

Использование технических средств в помещениях ДОО должно быть адаптируемым под конкретные задачи, специфику образовательной программы и основано на систематическом использовании различных средств информационно-образовательных технологий (ИОТ). В настоящее время существуют ИОТ, предназначенные как для фронтальной работы педагога с детьми, групповой работы, а также индивидуальной работы детей под руководством взрослого. Причем эти технические средства должны органично функционировать без разрушения уже созданной РППС без необходимости организации специализированных компьютерных кабинетов. Совместное использование современных и традиционных технических средств в дошкольном образовании позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования.

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т.п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО .

Примерный перечень зон для организации РППС:

  • для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
  • для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
  • для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктиная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
  • для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
  • для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
  • для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
  • для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей.

В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС.

Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС, необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.

Формирование предметного содержания РППС ДОО

Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.

Функциональный модуль - это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее - Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т.п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.

Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО коррелирует с основными направлениями (образовательными областями).

Отдельно стоит заметить, что деление образовательных областей на отдельные группы (направления) довольно условно, поскольку при учете взаимодополнения решение конкретных задач в свою очередь содействует и косвенному решению других задач.

(греч. autos сам + didaktos обученный = самоучка) самообразование; философия выживания духовности, технология культуры и знания.

(гр. autos – сам, didaktikos – поучительный) – самообучение, самообразование, включающее, как правило, изучение иностранного языка.

совокупность или система освоенных методов и приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная.

от греч. autos — сам и didaktikos — поучительный) — совокупность освоенных приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (учащимся) главным образом в процессе самообразования.

(греч. autos – сам + didaktos – обученный) – совокупность или система освоенных методов или приемов учения, используемая субъектом учебной деятельности и воспринимаемая им как продуктивная. Методы и приемы учения, осваиваемые студентами в курсе методики преподавания изобразительного искусства, базируются на основных общеучебных умениях (работа с литературными источниками и др.) и умениях профилирующих курсов – философии, педагогики, психологии и др.

теория и практика самообучения. Предполагает соответствующую мотивацию самообразования, умения субъекта самостоятельно учиться и надлежащие условия для продуктивного учения. Имеет гуманистический характер, состоящий в научном обосновании необходимости создания оптимальных условий для непрерывного образования и полного развития личности на протяжении всей жизни. Теория и практика самостоятельной познавательной деятельности рассматривается учеными в контексте информационного общества с учетом тенденций развития образования в мире [81]. Важным условием готовности субъекта к самообразованию является развивающее обучение. А.С.

теория и практика конструирования собственных технологий обучения (Левитес Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. - М., Воронеж, 2003. ) — универсальная система самообразования и саморазвития личности. Это новая наука, делающая акцент на саморазвитии личности и родившаяся на стыке педагогики, философии, культурологии и многих древних и современных когнитивных систем. ( Куринский В.А. Автодидактика. - СПб., 2001. C. 2) — новый термин, ранее не отмеченный в научно-педагогическом употреблении, появившийся в понятийно-терминологическом аппарате педагогики в 90-е годы XX века, педагогический неологизм. ( Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века". - Пятигорск, 2004. ) См. также Когнитивная психология, Куценко В.Г.,Самовоспитание,Самообразование, Самоучка

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,

устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,

природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к

общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

Дошкольное детство — время первоначального становления личности,

формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Это станет возможно, если педагоги будут нацелены на:

развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общенияи деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;

создание предметно-пространственной развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Сегодня мы готовы поделиться с вами тем, как строится развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе.

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям;

формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;

максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа;

охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребёнка.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партеры (сверстники, взрослые);

провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка. Поэтому РППС должна быть:

содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное иоздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей:

Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.).

Также при организации РППС следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.

Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).

Что касается специальных требований, то их перечни элементов РППС должны найти своё отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО.

Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов

РППС. Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития.

Чем больше количество заданий, которые могут быть сформулированы перед

Смысл двух последних степеней можно понимать следующим образом: на основе некоторого элемента РППС можно сформулировать несколько заданий, но все они мало отличаются друг от друга по сложности, а, следовательно, такой элемент не позволит сформировать большое число ступеней сложности.

Степень универсальности – возможность применять элементы РППС для не-

скольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал.

Определяя перечисленные параметры, можно делать выводы о величине развивающего потенциала различных элементов РППС, сравнивать их между собой, и выбирать из них те, которые имеют наибольшие развивающие возможности.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

В нашей группе организована РППС по следующим зонам:

Центр сюжетно - ролевой игры

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Мы в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.

В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами , дидактические игры на развитие музыкального слуха.

Центр творческой деятельности

В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно - прикладному искусству, настольно- печатные игры.

В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.

Игры по звуковой культуре речи

Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения

Картотека артикуляционных игр и упражнений.

Игры на развитие связной речи

В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике.

Центр нравственно – патриотического воспитания.

Целью воспитания является формирование гармоничной, всесторонне развитой личности. Очень важным моментом в реализации воспитательных задач является формирование у ребенка позиции юного гражданина и патриота. Патриотическое отношение к своему городу, краю, стране создает у ребенка чувство социальной ответственности и бережного отношения к труду, мотивирует на личностный и интеллектуальный рост. С этой точки зрения мы оборудовали специальный патриотический уголок в нашей группе, наполненный необходимым дидактическим материалом.

Выводы: развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Также в соответствии с ФГОС она должна быть сменяемой. Мы еженедельно организуем РППС в соответствии с тематическим планированием.

Читайте также: