Что такое автодидактические игры в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям и в сфере образования. Изменился и статус иностранного языка как учебного предмета. Государство и общество стали испытывать потребность в людях, практически владеющих иностранным языком. В связи с чем иностранный язык в рамках общеобразовательной школы прочно занял место предмета обязательного изучения, преподавание которого начинается со второго класса для всех учащихся. Достаточно распространённым стало также изучение детьми иностранного языка уже в дошкольных образовательных учреждениях

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В современной педагогике игра рассматривается как один из ведущих видов деятельности ребёнка младшего и среднего школьного возраста. Она удовлетворяет все основные потребности ребёнка; в её недрах зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение). Правильно организованная игра может являться не только формой организации жизни и деятельности детей, но и средством воспитания и обучения.

Многие педагоги считают, что на раннем этапе овладения иностранным языком именно игра является наиболее эффективной формой обучения. С помощью игры у школьников развивается интерес к иноязычному общению, осуществляется интернациональное, эстетическое воспитание, создается иноязычная информационная база (словарь, речевые клише, фразы), формируются речевые механизмы.

Достоинство игровых методов и приёмов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Они позволяют решать учебные задачи в атмосфере лёгкости, заинтересованности и активности детей. Анализ литературы показал, что данные приёмы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Важность моторной активности при изучении иностранного языка нельзя недооценивать: она способствует образованию богатых ассоциативных и прочных логических связей, что способствует более прочному усвоению и долговременному запоминанию изучаемого материала. В ситуации игры процессы восприятия, понимания и усвоения протекают в сознании ребёнка более точно и быстро. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.

Игровые методы и приёмы выполняют на уроке иностранного языка две основные функции. Первая функция – совершенствование и закрепление знаний. При этом ребёнок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в независимости от игровой ситуации. Сущность второй функции заключается в том, что дети усваивают одновременно знания и умения разного содержания.

Игры, создаваемые взрослыми и используемые во время занятия с целью обучения и воспитания, называются обучающими или дидактическими.

В настоящее время в литературе встречается большое количество классификаций игр, в основе которых лежат различные принципы. Но, поскольку объектом изучения в данной работе являются дидактические игры, остановимся подробнее на классификации именно игровых методов и приёмов.

Дидактические игры – это игры, возникающие по инициативе взрослого. Существует несколько классификаций дидактических игр. Авторами первых из них являются Фридрих Фребель и Мария Монтессори. В их систему вошли дидактические игры с разными игрушками и материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности. В советской педагогике система дидактических игр была создана З.М. Богуславской, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирновой в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. На мой взгляд, однако, наиболее полной и соответствующей специфике изучения иностранного языка классификацией дидактических игр является классификация С.Л. Новоселовой. Согласно данной классификации выделяется пять видов обучающих игр:

  • автодидактические-предметные (то есть игры с предметами или игрушками);
  • сюжетно-дидактические;
  • настольно-печатные;
  • словесные;
  • подвижные.

Каждый вид игр подразумевает использование различных игровых действий, то есть способов проявления активности ребёнка в игровых целях. Выбор игровых действий зависти в первую очередь от возраста детей. Простые, однотипные действия сменяются более сложными, требующими умственных усилий. Но есть одно педагогическое правило, которому всегда нужно следовать при организации дидактической игры: её развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребёнком. Чем больше активных действий выполняет ребёнок, тем выше её воспитательно-образовательная ценность.

Успешную реализацию игрового содержания в целях обучения обеспечивают правила. Они делают игру более демократичной: им подчиняются все участники игры. То есть, обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Автодидактические-предметные и сюжетно-дидактические игры.

Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, дают представление о нормах речевого этикета и поведения. Кроме этого, сюжетно-дидактические игры (а так же небольшие театральных постановки) могут использоваться и как способ контроля знаний и умений.

Настольно-печатные, словесные и подвижные игры

Настольно-печатные игры разнообразны по содержа­нию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружаю­щем мире, систематизировать знания, развивать мысли­тельные процессы. Среди дидактических игр преобладают такие как лото, домино, пазлы, дрэгги, словарные квадраты, мемори.

Всё вышесказанное доказывает, что игра действительно является эффективным приёмом обучения английскому языку на начальном этапе. Правильно подобранные в соответствии с психофизиологическими особенностями и обучающей задачей игровые приёмы способствуют повышению мотивации к изучению английского языка, создают доброжелательную атмосферу на уроке, снимают психологический языковой барьер, предлагая достаточно сложную информацию в более простом и понятном виде, способствуют созданию иноязычной информационной базы и формированию речевых механизмов и служат в дальнейшем основой для организации различных видов деятельности.

Умелое сочетание игр разных видов делает урок английского языка интересным, позволяет учащимся быть активными на протяжении всего занятия, благодаря чему мотивация к изучению предмета не угасает и учащиеся достигают высоких результатов в обучении.

Автодидактические и дидактические игры.

1. Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;
2. Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них;
3. Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача;
4. Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).

Автодидактические и дидактические игры.

Автодидактические и дидактические игры.

Три класса игр:

Первый класс — игры, возникающие по инициативе самих детей как своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся самодеятельные игры-экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные).
Второй класс — игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.

Автодидактические и дидактические игры.

Автодидактические и дидактические игры.

Автодидактические и дидактические игры.

Автодидактические и дидактические игры.

Автодидактические и дидактические игры.

Автодидактические и дидактические игры.

Дидактические сюжетные игры

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Автодидактические и дидактические игры.

Автодидактические и дидактические игры.

Дидактическая сюжетная игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Автодидактические и дидактические игры.

Автодидактические и дидактические игры.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны:
по игровым материалам,
содержанию,
организации проведения.

В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям в определённой ситуации, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.

Автодидактические и дидактические игры.

Автодидактические и дидактические игры.

Автодидактическая предметная игра

Чтобы не пропустить мероприятие оформите подписку. Перед началом мероприятия Вам придет напоминание на почту.

При появлении нового курса или вебинара вам придет напоминание на почту.

Скидки

  • Описание
  • Вопрос-ответ
  • Отзывы
  • Лицензия

Спецпредложение

Формат offline-вебинара предполагает, что вы можете пользоваться материалами (выступление, презентация) круглосуточно в любое удобное вам время, а также связаться с автором и получить ответы на интересующие вас вопросы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте заложены важные принципы дошкольного образования, такие как поддержка разнообразия детства, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, что и определяет ориентиры в развитии системы дошкольного образования.

Иными словами, важным подходом в организации дошкольного образования является деятельностный, идея которого заключается в необходимости создания условий для проявления, развития активности, инициативы детей в разных видах деятельности, ценных для развертывания социальной ситуации развития детей и максимального раскрытия и самораскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка: побуждение детей к деятельности, поддержка и партнерское сопровождение со стороны взрослого, свобода выбора, апробация детского опыта через игровую ситуацию, в том числе и спонтанную, для всего этого важна инициатива не только педагога, но и сформированная инициатива и активность ребенка.

Игра как ведущий вид детской деятельности, как способ изучения окружающего мира и отражения действительности, как среда проявления опыта может стать эффективным средством развития детской самостоятельности и активности ребенка при условии поддержки, сопровождения этой деятельности взрослыми

На вебинаре слушатели рассмотрят современные подходы к организации автодидактической игры как средства развития детской самостоятельности и активности детей дошкольного возраста.

Содержательные вопросы вебинара:

1. Современные подходы к созданию условий для развития детской самостоятельности и активности детей дошкольного возраста.

2. Детская активность и инициатива как результаты детской деятельности.

3. Автодидактическая игра как вид дидактической игры в дошкольном возрасте.

4. Практика создания автодидактических игр детей дошкольного возраста.

(греч. autos сам + didaktos обученный = самоучка) самообразование; философия выживания духовности, технология культуры и знания.

(гр. autos – сам, didaktikos – поучительный) – самообучение, самообразование, включающее, как правило, изучение иностранного языка.

совокупность или система освоенных методов и приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная.

от греч. autos — сам и didaktikos — поучительный) — совокупность освоенных приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (учащимся) главным образом в процессе самообразования.

(греч. autos – сам + didaktos – обученный) – совокупность или система освоенных методов или приемов учения, используемая субъектом учебной деятельности и воспринимаемая им как продуктивная. Методы и приемы учения, осваиваемые студентами в курсе методики преподавания изобразительного искусства, базируются на основных общеучебных умениях (работа с литературными источниками и др.) и умениях профилирующих курсов – философии, педагогики, психологии и др.

теория и практика самообучения. Предполагает соответствующую мотивацию самообразования, умения субъекта самостоятельно учиться и надлежащие условия для продуктивного учения. Имеет гуманистический характер, состоящий в научном обосновании необходимости создания оптимальных условий для непрерывного образования и полного развития личности на протяжении всей жизни. Теория и практика самостоятельной познавательной деятельности рассматривается учеными в контексте информационного общества с учетом тенденций развития образования в мире [81]. Важным условием готовности субъекта к самообразованию является развивающее обучение. А.С.

теория и практика конструирования собственных технологий обучения (Левитес Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. - М., Воронеж, 2003. ) — универсальная система самообразования и саморазвития личности. Это новая наука, делающая акцент на саморазвитии личности и родившаяся на стыке педагогики, философии, культурологии и многих древних и современных когнитивных систем. ( Куринский В.А. Автодидактика. - СПб., 2001. C. 2) — новый термин, ранее не отмеченный в научно-педагогическом употреблении, появившийся в понятийно-терминологическом аппарате педагогики в 90-е годы XX века, педагогический неологизм. ( Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века". - Пятигорск, 2004. ) См. также Когнитивная психология, Куценко В.Г.,Самовоспитание,Самообразование, Самоучка

Читайте также: