Что такое атомоход кратко

Обновлено: 07.07.2024

  • Атомохо́д (атомное судно) — общее название судов с ядерной энергетической установкой, обеспечивающей ход судна.

Связанные понятия

Ядерная силовая установка (ЯСУ) — силовая установка, работающая на энергии цепной реакции деления ядра. Состоит из ядерного реактора и паро- или газотурбинной установки, в которой тепловая энергия, выделяющаяся в реакторе, преобразуется в механическую или электрическую энергию. КПД лучших образцов достигает 40%.

О́пытовое судно — специально оборудованное судно, предназначенное для проведения экспериментов, испытаний и опытов, связанных собственно с самим судном, будь то испытания новых типов вооружения, эксперименты с энергетической установкой, исследование новых типов движителя, форм корпуса, отдельных конструктивных узлов судна.

Автоно́мность корабля́ (сокр. автономность) — элемент тактико-технических данных, характеризующий время (в сутках), в течение которого корабль способен находиться в море, выполняя назначенные ему задачи, без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов, не относящихся к движению, а также без смены личного состава.

Крылатые ракеты подводных лодок (КРПЛ) — крылатые ракеты, приспособленные для транспортировки и боевого применения с подводных лодок. Впервые проект использования крылатых ракет с подводных лодок был разработан в Кригсмарине в годы Второй мировой войны. Во второй половине XX века для применения крылатых ракет специально разрабатывались субмарины, но начиная с 1980-х годов крылатые ракеты практически сравнялись по габаритам с торпедами, поэтому их использование стало возможным с торпедных субмарин.

Упоминания в литературе

Наиболее современные энергетические установки включали в себя две мощные паровые турбины. Тогда атомоходы могли развивать скорость более 30 узлов. Каждое судно имело на борту специальный комплекс установок, предназначенный для запуска ракет. В него входили 20 пусковых установок, 12 зенитных управляемых ракет, артиллерийские установки и реактивные бомбовые установки. Длина таких атомоходов достигала 252 м при ширине 28 м. Суда были способны принять на свой борт три вертолета. Компьютерное оборудование позволяло управлять автоматизированными системами орудий и радиолокационными станциями.

„За четверть века реакторы атомохода полностью выработали свой ресурс. Их вырезали из корпуса и захоронили в могильнике. Ну а сам атомоход был отправлен на переплавку, послужил основой для производства атомных ледоколов последующих поколений.

Связанные понятия (продолжение)

ПЛАТ (подводная лодка атомная торпедная) — класс атомных подводных лодок, основным вооружением которых является торпедное оружие.

Лихтеровоз или баржевоз — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Впервые суда этого типа появились в 1969 году.

Судно обеспечения или вспомогательное судно — входящее в состав военно-морского флота (военно-морских сил) военно-морское или рейдовое судно, назначением которого является обеспечение деятельности сил флота в военное и мирное время. Суда обеспечения могут быть специальной постройки или переоборудованными из других кораблей или судов.

Воздухонезависимый двигатель — понятие, включающее в себя технологии, которые позволяют подводной лодке плавать без необходимости подниматься на поверхность. Понятие обычно исключает использование ядерной энергии (НАПЛ).

Десантная подводная лодка — транспортная подводная лодка, сконструированная для использования в качестве десантого корабля. Основным предназначением десантных подводных лодок является скрытная транспортировка и высадка морского десанта. Проекты таких кораблей были предложены в США и СССР, но никогда не были полностью построены. Стандартные подводные лодки часто используются для перевозки небольших групп солдат или поставок грузов.

Атомный ледокол — морское судно-атомоход с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики. Одно из главных преимуществ атомного ледокола — отсутствие необходимости в регулярной дозаправке топливом, которое необходимо в плавании во льдах, когда такой возможности нет или дозаправка сильно затруднена. Все атомные ледоколы.

Противолодочный корабль — военный корабль, предназначенный для борьбы с подводными лодками, как правило, одновременно способен бороться и с воздушными целями.

Ледовый класс — один из параметров судна, показывающий его способность находиться в море в зависимости от тяжести ледовых условий. В различных странах существуют свои морские классификационные общества с различными системами ледовых классов, но везде они показывают соответствие судна определённым конструктивным параметрам, принятым в данном классификационном обществе своей страны.

Малый ракетный корабль (сокращённо МРК) — подкласс ракетных кораблей в советской военно-морской классификации. Занимает промежуточное положение между ракетным катером и большим ракетным кораблём. В странах НАТО советские МРК классифицируются как корветы.

Утилизация атомных подводных лодок — процесс по демонтажу оборудования АПЛ, переработке отработанного радиоактивного топлива и радиоактивных отходов и помещению их на долговременное хранение в безопасное место. К процессу утилизации предъявляются высокие требования по безопасности с точки зрения нанесения вреда окружающей среде, а также риска, связанного с проблемами распространения ядерных материалов и топлива.

Испытания корабля (судна) — практическое определение тактико-технических элементов и эксплуатационных качеств корабля (судна). Испытания корабля производят после его постройки, модернизации, переоборудования и ремонта: они бывают швартовными, заводскими ходовыми и государственными (приёмно-сдаточными для небольших судов серийной постройки, кораблей и судов, прошедших ремонт и (или) модернизацию).

Корабль — судно, входящее в состав военно морского флота, имеющее возможность выполнения боевых либо специальных задач. Корабль обладает вооружением и другой военной техникой, имеет экипаж, находящийся на военной службе и несёт военно-морской флаг, определяющий его государственную принадлежность. Для военно-морского флота корабли представляют собой его корабельный состав, их вооружение является основой боевых средств ВМФ. Подводные корабли (подводные лодки) и надводные относятся к разным родам сил.

Малый противолодочный корабль (сокращённо: МПК) — подкласс противолодочных кораблей по советской военно-морской классификации. Предназначен для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок в ближней морской и прибрежной зоне. В странах NATO малые противолодочные корабли классифицируются как противолодочные корветы — англ. corvettes ASW (anti-submarine warfare).

Паротурби́нная устано́вка — это непрерывно действующий тепловой агрегат, рабочим телом которого является вода и водяной пар. Паротурбинная установка является механизмом для преобразования потенциальной энергии сжатого и нагретого до высокой температуры пара в кинетическую энергию вращения ротора турбины. Включает в себя паровую турбину и вспомогательное оборудование. Паротурбинные установки используются на тепловых и атомных электростанциях для привода электрического генератора, входящего в состав.

Десантный корабль — класс боевых кораблей, предназначенных для транспортировки (перевозки, доставки) личного состава и военной техники, способных производить их высадку на необорудованное побережье.

Судовая энергетическая установка — комплекс машин, механизмов, теплообменных аппаратов, источников энергии, устройств и трубопроводов — предназначенных для обеспечения движения судна, а также снабжения энергией различных его механизмов.

Противолодочная авиация — один из родов морской авиации (в вооружённых силах некоторых государств — является родом ВВС), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника на море.

Десантные катера (ДКА) — подкласс боевых катеров в Военно-морских Флотах и Военно-морских силах многих стран. По кодификации НАТО — Landing Craft Utility (LCU).

Надводный корабль — обобщающее название для многих типов военных кораблей, имеющих собственное оружие и ведущих боевые действия на поверхности воды. Данный термин используется для обозначения любого современного типа судов, которые не являются подводными лодками. Сам термин появился в начале 20 века в связи с созданием подводных лодок. К надводным кораблям таким образом относится множество типов от катеров до авианосцев. К надводным кораблям относят крейсеры, эсминцы, фрегаты, корветы, а также устаревшие.

Рефрижераторное судно — грузовое судно специальной постройки, оборудованное холодильными установками для перевозки скоропортящихся грузов. В зависимости от температурных режимов грузовых помещений рефрижераторные суда делятся на низкотемпературные, предназначенные для перевозки замороженных грузов, универсальные — для перевозки любого груза, а также фруктовозы — суда с усиленной вентиляцией помещений, приспособленные для перевозки плодов. Рефрижераторные суда обычно многопалубные, с небольшой.

Противолодочный ракетный комплекс — система морского оружия, предназначенная для поражения подводных лодок. Включает пусковую установку, противолодочные ракеты, комплекс обнаружения подводных лодок и комплекс управления стрельбой. Комплекс аппаратуры обнаружения ПЛ может быть размещен на отдельном носителе. Это может быть вертолёт, самолёт или самоходный (в том числе специализированная подводная лодка) или буксируемый подводный аппарат.Современная противолодочная ракета состоит из ракетной части.

Подводный крейсер — подводная лодка, приспособленная и предназначенная для долгих одиночных автономных походов. Как правило отличается бо́льшим водоизмещением и лучшими условиями обитания экипажа. Представляет собой попытку сочетания в рамках одного корабля скрытности подводной лодки и огневой мощи надводного корабля.

Противолодочный самолёт (ПЛС) — самолёт, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ), часть противолодочной авиации.

Авианесу́щий кре́йсер (англ. aviation cruiser, aircraft cruiser, carrier cruiser, seaplane cruiser) — разнородная по своим характеристикам группа кораблей, сочетающая в себе элементы крейсерского вооружения (артиллерия; противолодочные, зенитные, противокорабельные ракетные комплексы) и авиационное вооружение.

Плавучая мастерская (сокращённо — плавмастерская, аббревиатура — ПМ) — судно обеспечения, предназначенное для ремонта кораблей и судов, их вооружения и технических средств в районах, удалённых от основных пунктов базирования.

Атомный ракетный крейсер — подкласс ракетных крейсеров, отличающийся от других кораблей этого класса наличием ядерной энергетической установки (ЯЭУ). Первые атомные крейсеры появились в 1960-х годах. В связи со значительной сложностью и крайне высокой стоимостью они имелись лишь в ВМС сверхдержав — США и СССР. В настоящий момент атомные ракетные крейсеры эксплуатируются только ВМФ России.

Подводный аппарат (англ. Submersible) — небольшое судно или техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в толще воды и на морском дне. В отличие от подводной лодки, как правило, имеет ограниченные возможности по автономности и поэтому работает во взаимодействии с обеспечивающим судном-носителем. Подводные аппараты могут работать на глубине недоступной для подводных лодок и водолазов.

Ли́хтер (нидерл. lichter) — разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно с водонепроницаемым люковым закрытием, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.

Патрульный катер (patrol-type craft) — катер для патрулирования прибрежной зоны, судоходных рек и других водных путей.

Поколения подводных лодок — классификация подводных лодок (ПЛ), построенных после Второй Мировой Войны. Подводные лодки относят к определенному поколению на основании совокупности характеристик, качественно меняющих её шансы на успешное боевое применение в условиях быстро развивающейся противолодочной обороны.

Атомовоз, атомный локомотив, или локомотив с ядерной энергетической установкой — автономный локомотив, приводимый в движение за счёт использования атомной энергии.

Ход корабля — одна из важнейших тактико-технических характеристик, выражаемая расстоянием, проходимым кораблём за единицу времени. Скорость корабля измеряется в узлах (то есть морских милях в час), кабельтовых в минуту, километрах в час и т. д. Различают несколько видов скоростей корабля (в зависимости от режима работы главной энергетической установки (ГЭУ), условий плавания и способа счисления.

Вертолётоно́сец — разновидность авианосцев, специально предназначенная для несения вертолётов, самолётов ВВП и поэтому не имеющая самолётного взлётно-посадочного оборудования (катапульт, посадочных тросов). Как правило, одновременно является противолодочным либо десантным кораблём. Может иметь в составе авиакрыла несколько самолётов с вертикальным или сверхкоротким взлётом.

Движитель — устройство, преобразующее энергию двигателя либо внешнего источника, через взаимодействие со средой, в полезную работу по перемещению транспортного средства. Является частью машин.

Торго́вый авиано́сец (англ. merchant aircraft carrier) — переоборудованное торговое судно в ВМФ Великобритании и Нидерландов времён Второй мировой войны (обычно балкер или танкер), оснащённое лётной палубой, надстройкой-островом, несущее авиагруппу, но ходящее под торговым флагом и способное осуществлять перевозку грузов. Торговые авианосцы несли всего несколько (3-4) самолётов устаревших конструкций. Взлёт и посадка были крайне затруднены, в связи с чем лётчики нередко просто покидали самолёт после.

Атомный танк — танк с ядерной силовой установкой. Проекты таких боевых машин разрабатывались в США в 1950-е годы, однако практического воплощения ни один из них не получил.

Корабль-цель, или корабль-мишень — специально построенный или оборудованный корабль обеспечения боевой подготовки ВМФ (ВМС), по которому проводятся практические пуски крылатых (противокорабельных или противолодочных) ракет, артиллерийские и торпедные стрельбы, а также бомбометания.

Противолодочная оборона (ПЛО), или борьба с подводными лодками — боевые действия и специальные мероприятия, осуществляемые флотом для поиска и уничтожения подводных лодок противника с целью пресечения их атак на корабли, суда и береговые объекты, а также блокированию ведения ими разведки и постановки мин. ПЛО осуществляется как кораблями флота и их палубной авиацией, так и береговыми силами, прежде всего морской авиацией берегового базирования. Противолодочная оборона включает в себя действия по.

Атомолёт — атмосферное летательное устройство (самолёт) с ядерной силовой установкой. Разработки данного класса летательных аппаратов велись в СССР и США в середине XX века, однако завершены не были, так как решить основные проблемы атомолёта не удалось.

Подводный минный заградитель — подводная лодка, основным предназначением которой является установка морских мин.

Для России во все времена Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья страны, являлся стратегической магистралью, по которой можно перевозить грузы, перегонять суда и военные корабли с запада на восток страны и обратно. Это самый короткий путь из Европы в Японию и Китай. Рассказываем об атомных ледоколах, которые помогают в освоении трудного региона: как они работают, чем отличаются от обычных кораблей и сколько стоит прокатиться на одном из них.

Что такое ледокол и как он работает?

Чтобы эффективно ломать лед, такие корабли должны быть очень мощными, относительно короткими, широкими и чрезвычайно тяжелыми. Они ломают лед, используя инерцию и силу. По сути своей атомный ледокол — это пароход. Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар. Он раскручивает турбины, возбуждающие генераторы, которые вырабатывают электричество, поступающее в электромоторы, которые крутят 3 гребных винта.

Толщина корпуса в местах ломки льда 5 сантиметров, но прочность корпусу придает не столько толщина обшивки, сколько количество и расположение шпангоутов. У ледокола двойное днище, так что в случае пробоины вода в корабль поступать не будет.

А чем ледокол отличается от других кораблей?

Ледоколы отличаются наклонной носовой частью, большим водоизмещением (весом) для своего размера и мощностью. Кроме того, они специально усилены, чтобы выдержать удар корабля по льду на большой скорости. Корпус очень толстый и изготовлен из стали, устойчивой к низким температурам. При этом для маневрирования в ледяной воде ледоколы имеют покатые борта и форштевень. Более того, некоторые ледокольные суда имеют корпус, ширина которого в носу больше, чем в корме, чтобы увеличить ширину создаваемого им ледового канала.

Заостренный корпус обычного корабля помогает ему рассекать волны и уменьшать трение между кораблем и водой. В то время как другие суда имеют остроконечный нос, носовая часть ледоколов будет иметь более округлую конструкцию, чтобы судно могло разбивать лед своим весом, а также перемещаться по нему. Старые ледоколы имели обшивку корпуса толщиной до 50 миллиметров, в современных судах используется высокопрочная сталь с пределом текучести до 500 МПа, обеспечивающая повышенную прочность при меньшем весе и толщине стали.

Точно так же, несмотря на прочный корпус, требуется дополнительное усиление конструкции для того, чтобы судоразделитель мог эффективно выполнять свои обязанности. Фактически конструкция носовой части ледоколов является важным элементом, поскольку судну необходимо преодолевать ледяные воды.

С двумя гребными винтами, установленными как на носу, так и на корме, и носовым подруливающим устройством эти суда выделяются из толпы и эффективно маневрируют на льду.

Еще одна важная особенность современных ледоколов по сравнению с другими судами — это мощность, которую они дают, чтобы прокладывать путь другим судам в ледяных водах.

Итак, ледоколам нужна мощность. Откуда ее брать? Все просто — из ядерной энергии.

Кстати, реакторы заправляют новым топливом раз в 5 лет.

Какие страны строят атомные ледоколы?

Россия или Советский Союз — единственная страна в мире, строящая атомные ледоколы. Такие судна были специально построены с учетом стратегической важности Северного морского пути и более очевидной необходимости гарантировать безопасность российских торговых судов зимой и зависимость арктических поселений от поставок.

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера. Это обусловлено тем, что все северные границы государства — морские, и проходят они по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами, за исключением части Баренцева моря.

Зачем нужны ледоколы?

Вообще идея ледокола существует очень давно, с первых дней полярных исследований. Marine Insight сообщает, что еще в XI веке люди создавали первые прототипы специальных кораблей для плавания по северным морям. Конечно, по большей части это были лодки с усиленным корпусом.

Сегодня к основным функциям ледокольного корабля относится расчистка торговых путей в ледяной воде, особенно зимой. Хотя суда, следующие по этим торговым маршрутам, таким как Балтийское море, Морской путь Святого Лаврентия, Великие озера и Северный морской путь, предназначены для плавания в ледяных водах, сезонные ледовые условия затрудняют движение судов.

Таким образом, ледоколы сопровождают торговые суда при пересечении этих районов, чтобы обеспечить беспрепятственное плавание судов. Помимо очистки прохода для грузовых судов, ледоколы также широко используются для поддержки исследовательских программ, проводимых в полярных регионах.

Какой ледокол самый мощный?

Шесть из десяти российских атомных гражданских кораблей в настоящее время относятся к этому классу. Первые четыре класса выведены на пенсию, а два остаются в строю по состоянию на 2020 год.


Атомный ледокол может служить нескольким целям. Эти суда использовались в ряде арктических научных экспедиций и регулярно форсировали грузовые и другие суда, проходящие по Северному морскому пути, сквозь льды. Главной особенностью, которая делает эти чудеса судостроения такими особенными, является их почти полная независимость от любого традиционного топлива, поэтому они могут работать автономно почти 70 лет.

А какой ледокол — новейший?


В Северном Ледовитом океане ледокол может достичь любой точки в любое время года. Согласно спецификации судостроителя, корабль может свободно двигаться, преодолевая плоский лед толщиной до 2,8 метра. Но судно, как правило, не все время встречается с плоским льдом; ледяные гряды могут достигать толщины от 5 до 20 метров, и ледокол может проходить через них не плавно, а рассекая лед, как топор, рубящий дрова: медленно, рубя один кусок, затем другой. Судовая надстройка прочная и устойчивая, и она способна на такой подход.

Какой ледокол будет следующим?



Можно ли путешествовать на ледоколе?

Да. Но это стоит недешево.

Читать далее

Паковый лёд — морской лёд толщиной не менее 3 метров, просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния. В виде обширных ледяных полей наблюдается преимущественно в Арктическом бассейне. Более правильное название — многолетний лёд.

Надстройка судовая — закрытое сооружение на главной палубе судна, расположенное от борта до борта, либо отстоящее от бортов на небольшое расстояние, не превышающее 4 % от ширины судна. Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.

общее название кораблей (надводных и подводных), имеющих в качестве основного источника энергии Ядерную силовую установку (См. Ядерная силовая установка).

Найдено 4 изображения:

атомоход м. Судно с ядерной силовой установкой.

атомоход
м.
atomic-powered vessel

атомоход сущ., кол-во синонимов: 1 • судно (401) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: судно

АТОМОХОД, общее назв. кораблей (надводных и подводных), имеющих в качестве осн. источника энергии ядерную силовую установку.

общее название кораблей (надводных и подводных), имеющих в качестве основного источника энергии атомную энергетическую установку (АЭУ). Такие установки обеспечивают атомоходам бо́льшую по сравнению с обычными судами дальность плавания без пополнения запасов топлива; возможность увеличения скорости хода судна без существенного повышения затрат на топливо; концентрацию большой мощности в одном агрегате. Недостатком современных АЭУ является сравнительно высокая их стоимость и низкая рентабельность.

Основа АЭУ – ядерный реактор.Обычно используют водо-водяные реакторы с двухконтурной схемой. При двухконтурной схеме замкнутая циркулирующая в реакторе вода (теплоноситель) отдаёт своё тепло в парогенераторе воде, образующийся пар поступает в турбину. Атомная установка на судне размещается в отдельном отсеке, вход в который осуществляется через санпропускник. Атомная паропроизводящая установка (АППУ) российских атомных ледоколов состоит из двух автономных блоков, каждый из которых включает один реактор и четыре пары генераторов. Масса АППУ ледоколов с железоводяной защитой ок. 2300 т.

Применение АЭУ на судах потребовало решения проблем, не возникавших ранее перед судостроителями. Главная проблема определилась радиоактивным излучением реакторов и опасностью неконтролируемой утечки радиоактивности, которая могла привести к облучению экипажа и радиоактивному заражению окружающей среды. Различные аварии, нередкие на обычных судах, на атомоходах могут иметь опасные последствия. Напр., столкновения и посадки на мель обычных судов, не имеющие тяжёлых последствий, для атомоходов могут окончиться трагически, если не будет предусмотрено специальной системы защитных мер. Поэтому Международная конференция по защите человеческой жизни на море уже в 1960 г. разработала основные рекомендации по обеспечению безопасности судов с АЭУ.


Белоснежных надстроек этого лайнера никогда не коснется копоть дымовых труб. Компактные силовые установки невероятной мощности, недостижимая прежде скорость, экономичность и неограниченная дальность плавания.

Реактор на борту обещал немало соблазнительных преимуществ: атомоходу требовалась заправка один раз в несколько лет, корабль мог длительное время оставаться в океане без необходимости захода в порт – автономность атомохода ограничивалась лишь выносливостью экипажа и запасами продовольствия на его борту. ЯСУ обеспечивала высокую экономическую скорость хода, а отсутствие топливных цистерн и компактность силовой установки (по крайней мере, так казалось инженерам-кораблестроителям) позволит обеспечить дополнительное пространство для размещения экипажа и полезного груза.


На все вопросы должна была ответить NS Savannah – 180-метровая белоснежная красавица, спущенная на воду в 1959 году.

Экспериментальный грузопассажирский атомоход полным водоизмещением 22 тысячи тонн. Экипаж – 124 человека. 60 пассажиро-мест. Единственный ядерный реактор тепловой мощностью 74 МВт обеспечивал экономическую скорость хода 20 узлов (весьма и весьма солидно, даже по современным меркам). Одной зарядки реактора хватало на 300 000 морских миль (полмиллиона километров).


Savannah внешне производила весьма сильное впечатление. Стремясь подчеркнуть особый статус атомохода, дизайнеры придали ему облик роскошной яхты – удлиненный корпус, стремительные обводы, белоснежные обтекаемые надстройки с обзорными площадками и верандами. Даже грузовые стрелы и грузоподъемные механизмы имели привлекательный облик – ничуть не похоже на торчащие ржавые мачты обычных сухогрузов. Некоторые историки судоходства и вообще окрестили ее красивейшим грузовым судном.

Скорость в 23 узла, для тех времен, была рекордной для грузовых судов. При всем том грузов она брала всего 8500 тонн, явно недостаточно. Любое другое судно аналогичного дедвейта брало больше. Кроме того, трюмы были неудачно расположены, что значительно замедляло скорость грузовых работ в портах. Экипаж был значительно больше, чем на обычных судах. Для эксплуатации судна потребовалась целая специальная организация, ведавшая вопросами заходов в порты и ремонта. Экипаж прошел специальную подготовку. Причем количество людей, прошедших специальные курсы для работы на атомном судне, показывает, что правительство США планировало строительство новых атомных судов.

Однако изначально заложенная при конструировании Savannah ошибка свела все усилия на нет. Любому брокеру при взгляде на ТТХ судна становилось понятно, что с экономической точки зрения оно – банкрот. Слишком малы грузовые помещения, а пассажирские большей частью оставались пустыми. Ни рыба, в общем, ни мясо. Необходимо было делать что-то одно – грузовое или пассажирское, и провести при том тщательные экономические расчеты.



Но и это еще не все – слишком стремительные обводы и удлиненная носовая часть судна заметно усложняли погрузочные операции. Требовался ручной труд, все это приводило к задержкам в доставке и простоям в портах назначения.

Топливная экономичность, благодаря атомному реактору? О, это великая тема, требующая развернутого ответа.

За наглухо задраенной дверью — реакторный отсек


Мало того, для управления атомоходом требовался в два раз больший экипаж – все это еще более удорожало стоимость эксплуатации и уменьшало количество полезного пространства на борту атомного судна. Также, стоит отметить разницу в затратах на содержание высококлассных специалистов-атомщиков, по сравнению с мотористами и механиками на обычном сухогрузе.

Для обслуживания судна требовалась специальная инфраструктура и регулярные проверки на предмет радиоактивности и нормальной работы реактора.
Наконец, стоимость 32-х тепловыделяющих элементов из диоксида урана (суммарная масса U-235 и U238 – семь тонн) с учетом работ по их замене и последующей утилизации – обошлось не дешевле заправки судна обычным мазутом.


Разумеется, какое-либо коммерческое использование атомохода в таких условиях оказалась невозможным.

Пост управления ЯСУ


1955 – Эйзенхауэр внес предложение о строительстве коммерческого судна с ядерной силовой установкой
1956 – Конгресс одобрил проект строительства судна
1959 – судно крестила первая леди США, супруга президента Эйзенхауера, дав ему имя Savannah
1962 – 23 марта судно спущено на воду
1965-1971 – Savannah эксплуатируется в качестве грузо-пассажирского судна
1972 – Savannah поставлена на прикол из-за больших убытков
2006, август — Морская Администрация США Marad заплатит около миллиона долларов за подготовку демонтажа ядерного реактора Savannah. 15 августа судно отбуксируют с прикола, стоянки Резервного флота на реке Джеймс, на верфи Колонна в Норфолке.

В течении двух месяцев на судне проведут все работы, необходимые для последующего демонтажа реактора. Работы будут проводиться в сухом доке, куда Savannah и поставят. Топливо из реактора выгрузили давным-давно, в последние годы Savannah выступала в роли плавучего музея в Чарльстоне, Южная Каролина.

Немецкая драма

Судно было заложено в 1963 году компанией Howaldtswerke-Deutsche Werft в городе Киле. Спуск на воду состоялся в 1964 году. Судно было названо в честь Отто Гана, выдающегося немецкого радиохимика, нобелевского лауреата, открывшего ядерную изомерию (Уран Z) и расщепление урана.

Немалые сложности в карьере рудовоза вызвал запрет руководства Суэцкого на проход этим кратчайшим путем из Средиземного моря в Индийский океан – утомленные бесконечными бюрократическими ограничениями, необходимостью лицензирования для захода в каждый новый порт, а также дороговизной эксплуатации атомохода, немцы решились на отчаянный шаг.

В 1972 году, после четырёх лет работы, реактор был перезаправлен. Судно прошло около 250 000 морских миль (463 000 километров), использовав 22 килограмма урана. В 1979 году Отто Ган было деактивировано. Его реактор и двигатель были удалены и заменены обычной дизельной силовой установкой. К этому времени судно прошло 650 000 морских миль (1 200 000 километров) на ядерном топливе, побывав в 33 портах 22 стран

Японская трагикомедия


Русский путь

Этот сюжет кардинально отличается от всех предыдущих историй. Советский Союз – единственный, кто смог найти правильную нишу для гражданских атомоходов и получить с этих проектов солидную прибыль.
В своих расчетах советские инженеры исходили из очевидных фактов. Какие два исключительных преимущества имеются у ядерных силовых установок?

1. Колоссальная концентрация энергии.
2. Возможность её выделения без участия кислорода

Что касается высокой концентрации энергии и возможности длительной работы реактора без дозаправки и перезарядки – ответ подсказала сама география. Арктика!

Именно в полярных широтах лучше всего реализуются преимущества ядерных силовых установок: специфика работы ледокольного флота сопряжена с постоянным режимом максимальной мощности. Ледоколы длительное время работают в отрыве от портов, – уход с трассы для пополнения запасов топлива чреват значительными убытками. Здесь нет никаких бюрократических запретов и ограничений – круши лед и веди караван на Восток: в Диксон, Игарку, Тикси или к Беринговому морю.



Судно спроектировано, построено и эксплуатируется с учетом выполнения отечественных и международных правил, конвенций и норм, в том числе:

  • Кодекса ИМО по безопасности ядерных торговых судов;
  • Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе;
  • Норм радиационной безопасности;
  • Правил ядерной безопасности;
  • Основных санитарных правил.

Для сравнения: судам типа СА-15, работающим на Дудинской линии пришлось бы выполнить почти 100 рейсов, чтобы перевести такое же количество груза, израсходовав при этом почти 100000 тонн топлива


Назначение

Судно предназначено для перевозки:

-лихтеров типа ЛЭШ в трюмах, в специально оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой их судовым лихтерным краном;

-контейнеров международного стандарта ИСО в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна, погрузка-выгрузка контейнеров должна осуществляться береговыми средствами. Ограниченные партии могут быть погружены и выгружены контейнерными приставками лихтерного крана.

Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров.

Прочность люковых закрытий позволяет перевозку на них загруженных лихтеров массой по 450 тонн каждый, установленных в два яруса по высоте, или 20 и 40 футовых контейнеров международного стандарта в три яруса по высоте с максимально допустимой массой каждого контейнера 20,3 и 30,5 тонн соответственно.


Ядерная энергетическая установка не ограничивает дальность и продолжительность плавания.

Основные характеристики

Тип судна — одновинтовой, однопалубный атомоход с избыточным надводным бортом, баком, носовым расположением жилой надстройки, промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа, крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца.
Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов. Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в числе которых 6 грузовых трюмов.

Длина наибольшая, м 260
Длина между перпендикулярами, м 228,8
Ширина наибольшая, м 32,2
Высота борта у миделя, м 18,3
Осадка по летнюю грузовую марку, м 11,8
Осадка спецификационная (для плавания во льдах), м 10,65
Водоизмещение судна в морской воде плотностью 1.025 т/м 3
при осадке по летнюю грузовую марку 11,8 м, т
61880
Дедвейт судна при осадке по летнюю грузовую марку, т 33980
Дедвейт судна при спецификационной осадке, т 26480
Размер грузовых люков в свету:
- длина, м 20,6
- ширина, м 19,05

Скорость хода судна при средней осадке 10 м и мощности ГТЗА 29420 кВт, узел 20,8

Энергетическая установка

Энергетическая установка состоит из:

- Главного турбозубчатого агрегата мощностью 29420 кВт и при частоте вращения гребного вала 115 об/мин, работающего на гребной винт регулируемого шага.

- Атомной паропроизводящей установки производительностью 215 тонн пара в час, при давлении 40 ата и температуре 290 о С.

- 3 турбогенераторов по 1700 кВт

- 2 резервных дизель-генераторов по 600 кВт

- 2 аварийных дизель-генераторов по 200 кВт.

- Котел аварийного хода (в случае выхода из строя АППУ) паропроизводительностью 50 т в час при давлении 25 кг/см 2 и температуре пара 360 о С, работающий на дизельном топливе.

На лихтеровозе установлены подъемные краны:

Грузоподъемность, т 500
Скорость подъема, опускания, м/мин 0.5¸80
Скорость передвижения крана, м/мин 0.3¸50
Высота подъема:
- полная, м 27
- от головки рельса, м 12
Колея подкранового пути, мм 21336

На лихтерном кране установлены две контейнерные приставки грузоподъемностью по 38,0 т и два вспомогательных крана по 3,0 т. Приставки предназначены для погрузки и разгрузки ограниченных партий 20 и 40 футовых контейнеров в портах, не оборудованных береговыми контейнерными кранами.

2. Два крана грузоподъемностью 16 тонн .

3. Два крана грузоподъемностью 3,2 тонны.

Напомню вам про проекты СССР и России: Передвижные АЭС (ПАЭС) из СССР, а вот Есть ли перспективы у ПАТЭС ? . Пока не понятно .

Читайте также: