Что такое аллегорический портрет кратко

Обновлено: 05.07.2024

А аллегорический портрет Это тип изображения, в котором стремятся возвеличить или представить конкретного человека или ситуацию, чтобы описать и выделить характеристики, которые больше всего его благоприятствуют.

Например, в эпоху Возрождения в Европе аллегорические портреты на картинах или скульптурах стремились восхвалять королей, дворян и богатых купцов, приписывая реальные или вымышленные качества, чтобы вызвать уважение или авторитет.

В настоящее время этот вид пластики или фотографической техники все еще используется для изображения президентов, героев или фигур власти.

происхождение

Истоки аллегорического портрета могут быть найдены в первых рисунках, сделанных человеком, чтобы представить жизненные ситуации, такие как окружающая среда, в которой он жил, природа, охота, рыбалка и другие аспекты.

Аллегории в этой живописи наблюдаются в пещерах Альтамира в Испании, в пластике майя и даже в египетских иероглифах, имевших символический и аллегорический характер.

В эпоху Возрождения в средние века эта техника получила наибольшее распространение, когда ее использовали великие мастера живописи: Леонардо да Винчи, Сандро Ботичелли, Жак Дарет, Пьеро ди Козимо, Шарль Дофин, Никоалес Маес или Шарль Бобрун.

Некоторые из наиболее представительных работ аллегорических портретов этих художников: Луиза де Савойя в образе Сибиллы Агриппы (1430 г.), Портрет Катерины Сфорца в образе Святой Катерины (1475 г.) и Портрет Симонетты Веспуччи в образе Клеопатры (1480 г.).

Точно так же в портретах Марии Кристины Французской в ​​образе Минервы (1640 г.), молодого Людовика XIV в образе Юпитера (1645 г.), Портрета Мольера в образе Юлия Цезаря (1658 г.), Портрета ребенка в образе Купидона (1660 г.) или в скульптура Наполеона как миротворца Марса.

Характеристики аллегорического портрета

Знать как главный заказчик

Первые портреты европейской знати в средние века начинались как аллегории. Художники создавали портреты требовательных клиентов в соответствии со своими вкусами и причудами.

Лица клиентов часто помещали на тела святых или божеств. Это были так называемые портреты доноров, в которых воссоздались фантазии клиентов.

Фантастические атрибуты

Художники изображали знатных или богатых людей в фантастических ролях и одеждах. Им давали атрибуты богинь, греческих нимф или муз, и они могли появляться в деревенских и пасторальных сценах, чтобы клиенты могли притворяться простыми пастухами или садовниками.

Например, женщины могли показать свое тело, ноги или грудь, выдавая себя за другого человека, замаскированного под таких персонажей, как Клеопатра, Минерва, Флора или Венера. Подобные аллегорические портреты делали для влюбленных.

Цари явились как боги, а вокруг них были ангелы; женщин можно было увидеть командующими войсками, как куртизанок или монахинь. Некоторые из этих картин без соответствующей маскировки вылились бы в то время в настоящий скандал.

Символика

Сегодня аллегорические портреты по-прежнему используются на картинах, скульптурах и фотографиях, особенно для влиятельных клиентов, таких как президенты или короли.

Очень часто можно увидеть изображения этих людей с чертами героя или божества, чтобы они напоминали их атрибутами, престижем или характеристиками, которые у них были.

Цель, как сейчас, так и в прежние времена, заключалась в том, чтобы заставить человека с определенным весом демонстрировать авторитет, уважение и, в некоторых случаях, божественность.

Также часто можно увидеть революционных деятелей, поднимающих флаг как символ свободы.

Примеры аллегорических портретов

Конный портрет Филиппа IV (1645)

Масло на холсте. Считается, что это работа Диего де Веласкеса дель Мазо с пропавшего портрета, сделанного Педро Пабло Рубенсом несколько лет назад. Он выставлен в престижной галерее Уффици во Флоренции.

Женский портрет (1645)

Холст, масло, автор - неаполитанский художник Франческо Солимена. Сделанный примерно в 1705 году, он выставлен в Музее Августинов в Тулузе.

Аллегорический живописный портрет – ярко выраженный вид костюмированного портрета, в котором художник представляет зрителям портретируемого в избранном аллегорическом образе.
Аллегория в живописных портретах – художественное изображение, отражающее какую-то идею, посыл или мысль, воплощенное в образ портретируемого, включая окружающий портретный антураж.
Например, всем известный плакат "Родина-мать зовёт!", который создал художник Ираклий Тоидзе в 1941 году, является замечательным аллегорическим портретом - символом Русской Родины.

«Он [Гарри Поттер] был очень сонным и даже не удивился тому, что люди, изображенные на развешенных в коридорах портретах, перешептываются между собой и показывают на первокурсников пальцами. Они стояли в конце коридора перед портретом очень толстой женщины в платье из розового шелка.

— Пароль? — строго спросила женщина.





Бенджамин Уэст. Портрет Георга, принца Уэльского, и принца Фредерика, позднее герцога Йоркского. 1778 год Государственный Эрмитаж

Мариано Сальвадор Маэлья. Портрет Карлоса де Бурбона, принца Астурийского. Между 1773 и 1782 годом Государственный Эрмитаж

Мигел Антониу ду Амарал. Портрет Марии Франсиски, принцессы Бразильской и Бейранской. Около 1773 года Государственный Эрмитаж

Мигел Антониу ду Амарал. Портрет Жозе Мануэла, короля Португалии. Около 1773 года Государственный Эрмитаж

Мигел Антониу ду Амарал. Портрет Марианны Виктории, королевы Португалии. Около 1773 года Государственный Эрмитаж

Эти картины украшали путевой дворец на дороге из Петербурга в Царское Село, построенный архитектором Юрием Фельтеном в 1774–1777 годах Чесменский дворец существует и ныне, в нем расположен один из петербургских ВУЗов. Но портретов сейчас в нем нет: они хранятся в разных музеях, большая часть — в Госу­дарственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. . Галерея была очень представительной — в нее входило 59 живописных портретов. Над ними были помещены мраморные медальоны с барельефными изображениями российских великих князей, царей и императоров, испол­ненные скульптором Федотом Шубиным, — их было почти столько же, 58 Сейчас медальоны хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. . Портрет Екатерины тоже имелся в галерее, в первом зале от парадной лест­ницы — ее изображение как бы встречало гостей на правах хозяйки. Помещая свой портрет в этот дворец, Екатерина стремилась продемон­стри­ровать свою причастность европейским правящим династиям (монархи Европы были свя­заны друг с другом родственными узами, так что собрание было своего рода фамильной галереей) и одновременно вписать себя в чреду россий­ских правителей. Таким образом Екатерина II, вступившая на престол в резуль­тате дворцового переворота и к тому же нерусская по происхожде­нию, старалась доказать свои права на престол.

В пьесе Екатерина выставляет европейских властителей не в лучшем свете, подтрунивая над их слабостями и недостатками, но на самих портретах правители представлены совершенно иначе. Глядя на них, трудно поверить, что изображенные монархи могут вести такие малозначительные разговоры.

Это характернейшие образцы парадного портрета — художники были преисполнены почтения по отношению к своим моделям. В России такой тип портрета появился как раз в XVIII веке.

Что изменилось в русском искусстве в XVIII веке

На протяжении шести столетий (с XI века до XVII) древнерусская живопись, продолжая византийскую традицию, развивалась почти исключительно в церковном русле. В чем отличие иконы от картины? Совсем не в том, что сюжеты для иконописи черпаются из Священного Писания и других церковных текстов и что на иконах изображаются Иисус, его ученики и причисленные к лику святых. То же можно видеть и на картинах — в религиозной живописи. Важнее, что икона — это образ, предназначенный для молитвы; через нее верую­щий обращается к Богу. Иконописец пишет не лицо, а лик, образ святости; икона — знак горнего мира, духовного бытия. Отсюда особые правила (канон) и художественные средства иконописи. Задача портретиста иная — это прежде всего рассказ о человеке.


Неизвестный художник. Портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича. Конец 1670 — начало 1680-х годов Государственный исторический музей

Первые десятилетия XVIII века ознаменовалось грандиозными преобра­зо­ваниями Петра I, охватившими все сферы жизни страны. Многое из того, что делал Петр, имело начало еще в предшествующем столетии, но он придал решительное ускорение этим процессам, желая реформировать Россию сейчас же, немедленно. Решение новых государственных задач сопровождалось созиданием новой культуры. Двумя главными тенденциями были обмирщение (веду­щим становилось искусство не религиозное, а светское, отвечавшее новым интересам и потребностям) и приобщение к европейскими традициям, в том числе и в изобразительном искусстве.

Что такое парадный портрет

Однако не только атрибуты позволяют художнику указать на общественный престиж человека. Существует целый набор художественных средств, которые мастера XVIII века использовали в парадных портретах, чтобы внушить зри­телю мысль о значимости героя. , это картины большого формата. И уже это определяет дистанцию в отношениях со зрителем: если миниатюру можно взять в руки, приблизить к себе, то на такой портрет необходимо смотреть с расстояния. , на парадном портрете модель изображается в полный рост. Еще один прием — низкий горизонт. Горизонт — видимая граница неба и земной поверхности, которая находится примерно на уровне глаз человека; в живописи условная, воображаемая линия горизонта стано­вится для худож­ника ориентиром при построении композиции: если в ком­пози­ции картины она задана низко, у зрителя возникает ощущение, будто он смотрит на изобра­жение снизу вверх. Низкий горизонт выделяет фигуру, придает ей мощь, величие.

Парадные портреты, обрамленные золочеными рамами, помещались в двор­цовых залах; над портретом монарха мог находиться балдахин. Уже сама обстановка, в которой они демонстрировались, диктовала зрителям стиль поведения. Картина как бы замещает того, кто на ней представлен, и вести себя перед ней зрителю подобает так же, как и в присутствии самой модели.

Что такое аллегория


Якопо Амикони. Портрет императора Петра I с Минервой. 1732–1734 годы Государственный Эрмитаж

Важнейшим источником аллегорий была античная мифология. Например, на портрете итальянского художника Якопо Амикони Петр I представлен с Минервой — богиней мудрой войны (ее можно узнать по атрибутам: кольчуге и копью). Амур венчает Петра императорской короной — в 1721 году Россия была провозглашена империей. Таким образом картина прославляет Петра как мудрого правителя, победившего шведов в Северной войне и благодаря этому поднявшего международный статус России.


Иоганн Готфрид Таннауэр. Петр I в Полтавской битве. 1724 или 1725 год Государственный Русский музей

Во второй половине XVIII века художники и зрители в такой мере овладели аллегорическим языком, что цениться стало остроумное переосмысление традиционных образов, недосказанность, намек. А к концу столетия аллего­рические изображения добродетелей в виде богов или людей постепенно и вовсе исчезли из парадного портрета. Их место занял предмет-атрибут, который, как и аллегория, сообщал идею сочинения, но в то же время не нарушал принцип жизнеподобия — выражаясь языком XVIII столетия, приличествовал представленной ситуации.



Иоганн Баптист Лампи Cтарший. Портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Истории и Хроноса. Не позднее 1793 года Государственный Русский музей

Иоганн Баптист Лампи Cтарший. Портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Истины и Силы (Крепости). 1792–1793 годы Государственный Эрмитаж

2. Как смотреть парадный портрет — пример

Что мы знаем о портрете


Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия. 1783 год Государственный Русский музей

Левицкий! начертав российско божество,
Которым седьм морей покоятся в отраде,
Твоею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество.
Желая подражать парнасских сестр союзу,
Воззвал бы я, как ты, себе на помощь музу
Российско божество пером изобразить;
Но Аполлон его ревнует сам хвалить.

Не раскрывая программу портрета в подробностях, Богданович выразил основную идею: художник, в творческом союзе с музой, изобразил Екатерину, уподобив ее богине, благодаря которой благоденствует вся страна, омываемая семью морями.

В ответ художник написал собственное, более обстоятельное объяснение смысла портрета, которое было напечатано в том же издании:

Что мы видим на портрете

О чем говорит орден Святого Владимира

Портрет Левицкого связан с историей ордена Святого равноапостольного князя Владимира. Этот орден был учрежден 22 сентября 1782 года, его статут (то есть документ, описывающий порядок награждения орденом и связанные с ним церемонии) написал Александр Андреевич Безбородко — фактический руко­водитель российской внешней политики. И это неслучайно: создание ордена было связано с одним из самых важных внешнеполитических замыслов Ека­терины — Греческим проектом. Согласно этому проекту, Россия должна была изгнать турок из Европы, овладеть Константинополем и образовать на Балка­нах, , независимую Греческую империю (во главе которой должен был встать внук императрицы великий князь Константин), а — государство Дакию под эгидой России, в которое должны были войти Дунайские княжества, освобожденные от власти турок.

Помимо сугубо практических целей, замысел имел большое идеологическое значение. Российская империя, будучи самым могущественным православным государством, позиционировала себя в качестве наследницы великой Византии, уничтоженной турками (в 1453 году они захватили Константинополь). Русь приняла православие от Византии при князе Владимире в 988 году. Этим и объясняется учреждение Екатериной посвященного князю Владимиру ордена как раз тогда, когда она была одержима мыслями о Греческом проекте.

Но в 1783 году, когда создавался портрет Екатерины, Греческий проект был в центре внимания. В тот год к России был присоединен Крым (прежде Крымское ханство было вассалом Османской империи). Этот внешнеполи­тический успех окажется одним из немногих реальных результатов проекта. И это объясняет, почему именно орден Святого Владимира занимает в портрете столь важное место.

Чем портрет Левицкого отличается от портрета Боровиковского


Владимир Боровиковский. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке. 1794 год Государственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons

Но каким размышлениям может предаваться императрица на лоне природы? Художник как бы предлагает нам разрешить загадку. Екатерина находится в Царскосельском парке. Рукою она указывает на Чесменскую колонну — памятник победе России над Турцией в Чесменском сражении в 1770 году, возвышающийся на острове посреди Большого пруда. Противоположный берег скрыт за кронами деревьев. Но если бы мы обошли пруд и продолжили двигаться в направлении, указанном Екатериной, то там, уже за пределами парка, перед нами открылся бы вид на Софийский собор (тот самый, что был построен Чарлзом Камероном). Он не изображен на картине, но всякий просвещенный зритель знал, что он есть, и знал о том значении, которое он имел в политической и архитектурной программе Екатерины. Становится ясен смысл жеста императрицы в портрете: через морские победы (а колонна высится посреди водной глади) России должен открыться путь к Софии, к православной империи со столицей в Константинополе.

3. Самостоятельное задание

Теперь вы можете попробовать самостоятельно проанализировать один из трех других портретов. Опорные вопросы, возможно, помогут вам выбрать направ­ление поисков.

1. Годфри Неллер. Портрет Петра I. 1698. Из собрания Британской королевской коллекции (Галерея королевы, Кенсингтонский дворец, Лондон)


Годфри Неллер. Портрет Петра I. 1698 год Royal Collection Trust / © Her Majesty Queen Elizabeth II

Портреты Петра I писали не только русские художники. Этот портрет был создан для короля Англии Вильгельма III (Оранского) сэром Годфри Неллером (1646–1723) — мастером родом из Любека, который учился в Амстердаме и Венеции, а большую часть жизни провел в Великобритании, где пользовался большим успехом как портретист.

Опорные вопросы

1. Портрет был написан с натуры в Гааге по заказу английского короля Вильгельма III, который одновременно был штатгальтером Нидерландов. Возможно, портрет был закончен в Лондоне. Когда и при каких обстоятельствах Петр I посетил Гаагу и Лондон?

2. Что позволяет охарактеризовать этот портрет как парадный?

3. Сравните портрет, созданный европейским мастером, с современными ему русскими портретами-парсунами. Где большее внимание уделено личностному началу?

4. Какие средства задействованы для того, чтобы показать социальное положение модели, а какие — для ее психологической характеристики?

5. О каких реформаторских начинаниях Петра свидетельствует портрет? Как они связаны с Англией?

2. Алексей Антропов. Портрет императора Петра III. 1762. Из собрания Государственной Третьяковской галереи


Алексей Антропов. Портрет императора Петра III. 1762 год Государственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons

1. Опишите обстановку, в которой представлена модель. Как соотносится с этой обстановкой образ императора? Какие художественные средства использует художник для характеристики модели?

2. Сравните образ Петра III, созданный Антроповым, с тем, что известно о личности и правлении императора.

3. Дмитрий Левицкий. Урсула Мнишек. 1782. Из собрания Государственной Третьяковской галереи


Дмитрий Левицкий. Урсула Мнишек. 1782 год Государственная Третьяковская галерея / Google Art Project

Урсула Мнишек (около 1750 — 1808) — польская аристократка, племянница Станислава Августа Понятовского, графиня, жена литовского коронного маршала графа Мнишека, статс-дама российского императорского двора.

Подобный тип портрета обычно называют промежуточным между камерным и парадным. Какие черты этих жанровых разновидностей он в себе сочетает?

Адриан Питерс ван де Венне.

В искусстве есть свой особый тайный язык – язык аллегорий и символов.

Иоахим фон Зандрарт I.

Алессандро Аллори.

Гарофало (Бенвенуто Тизи).

Алессандро Аллори.

Йорис ван Сон.

Хендрик ван Бален, Ян Брейгель Младший.

Алексей Иванович Бельский.

Альбрехт Альтдорфер.

Анри де Тулуз-Лотрек.

Антон Рафаэль Менгс, круг.

Жан-Франсис обюртен.

Иоганн Лампи Старший.

Жиль-Мари Оппенор.

Якопо Амигони (Амикони).

Аттаванте Аттаванти, Франческо Пезеллино.

Бальтазар Бесхей.

Бальтазар Бесхей.

Копия с оригинала Хусепе де Рибера.

Бартоломео Тарсиа.

Бернардо Строцци (Иль Каппуччино, Иль Прете Дженовезе).

Ганс фон Ахен.

Винсент Нойман.

Ганс Бол.

Георг Якоб Иоганн ван Ос.

Мастер смерти Авессалома.

Ганс Роттенхаммер.

Джованни Баттиста Тьеполо.

Неизвестный художник. Автор оригинала - Мастер месяцев Лукаса.

Генрих Бухгольц.

Гюстав Доре.

Франсуа Буше.

Франсуа Буше.

Франсуа Буше.

Франсуа Буше.

Франсуа Буше.

Франсуа Буше.

Франсуа Буше.

Давид Тенирс Младший.


Жан Франсуа Тома де Томон.

Иван Константинович Айвазовский.

Иоахим фон Зандрарт I.

Иоганн Штенглин.

Карл (Шарль-Андре) Ванлоо.

Корреджо (Антонио Аллегри), круг.

Леон Фредерик.

Луис де Колери.

М. Пневский.

Максим Никифорович Воробьёв.

Неизвестный художник.

Неизвестный художник.

Рембрандт Харменс ван Рейн.

Сандро Боттичелли, мастерская.

Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичклли.

Т. Роде.

Ханс фон Аахен.

Читайте также: