Что такое акселерация охарактеризуйте особенности развития детей и подростков в школьный период

Обновлено: 06.07.2024

Этот термин в науке обычно используется для описания ускоренного физиологического развития человека, наблюдаемого в последние 100-150 лет, но он также применим и к другим живым организмам.

Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных явлений, в том числе, и некоторыми изменениями в психическом развитии. Лучше всего были изучены ее морфологические и отдельные физиологические (например, сроки начала менструирования) проявления.

Акселерация соматического развития имеет место уже во внутриутробном периоде жизни. Размеры тела новорожденных в различных городах нашей страны и зарубежных стран за последнее время увеличились. У детей грудного возраста этот процесс проявляется в увеличении скорости роста, в более раннем наступлении перекреста обхватных размеров головы и груди, в более раннем зарастании родничков.

Наибольшее количество исследований посвящено процессам акселерации у детей и подростков школьного возраста. Для них также отмечено значительное укрупнение размеров тела и сдвиги в уровне возрастного развития. В среднем за период с 40-х по 80-е гг. длина тела подростков 13-15 лет как в нашей стране, так и зарубежом, увеличивалась в среднем на 2,7 см, а вес тела — на 2,3 кг за каждое десятилетие. Особенно интенсивно процесс акселерации происходил с конца 50-х до середины 70-х гг. Параллельно с увеличением размеров тела снижался и возраст наступления полового созревания.

Об акселерации развития свидетельствуют также данные, полученные при изучении скелетного созревания школьников, их двигательной функции и др.

Выраженная тенденция к увеличению роста сопровождается некоторой астенизацией, когда показатели крепости организма, такие, как обхват груди, даже несколько уменьшаются по сравнению с предыдущими десятилетиями. Рост тела в длину обгоняет рост поперечных размеров и увеличение веса тела. Нарастание мышечной силы в прежнее время шло параллельно ускорению роста длины и веса тела. В последние годы отмечается снижение показателей динамометрии.

Процесс, обратный акселерации, называешься децелерация, но в наше время он встречается реже и лишь в определенных регионах.

Что говорит статистика?

Акселеративные процессы отмечены среди всех больших рас человека, однако разные группы населения планеты могут затрагиваться ими в различной степени или не затрагиваться вовсе. Так, на севере и западе Европы акселерация проявилась гораздо раньше, чем на юге (сначала в Нидерландах, а позже — в Италии); в западных странах Евразии раньше, чем в восточных. По-видимому, акселерация не имела места у населения Полинезии, а среди некоторых групп (негроиды и индийцы в ЮАР), напротив, обнаружена задержка роста и развития — децелерация.

Ключевые характеристики человека, которые изменяются в результате акселерации:

  • на 1-3 года раньше происходят физические и морфо-функциональные изменения, которые антропологами принимаются за признаки наступления зрелого возраста (смена зубов, окостенение скелета, формирование вторичных половых признаков);
  • увеличение среднего роста;
  • удлинение репродуктивного периода у женщин и у мужчин.

Если Вы нашли в себе признаки акселерации в виде увеличенного роста — мы с удовольствием поможем Вам его откорректировать и сделать рост в каждом конкретном случае максимально приближённым к идеалу.

Интеллектуальная акселерация

Об интеллектуальной акселерации начали говорить, когда выяснилось, что начиная с 30-х годов минувшего века коэффициент интеллекта американцев (IQ) с каждым новым десятилетием повышался в среднем на 3 пункта, после чего провели исследования более, чем в 20 странах, и подтвердилось: интеллектуальная акселерация – общемировая тенденция. Люди умнеют и это, однозначно, радует!

Чем объяснить такую тенденцию?

Интеллектуальную акселерацию объясняют стимулирующим влиянием на мозг мощного информационного потока, употреблением большего количества витаминов и белка. Родители стали более трепетно, чем ранее, относиться к всестороннему развитию своих любимых детей, начиная их обучение во всевозможных кружках и курсах еще до поступления в школу.

К началу XXI века эта тенденция пошла на спад, но стать глупее человечеству явно не грозит. Вероятно, интеллектуальный прорыв завершился лишь на конкретном отрезке времени, и новые вершины ждут впереди.

Многочисленные данные говорят о колебательном характере эпохальных изменений темпов развития. Например, в древности и раннем Средневековье сроки полового созревания женщин в Европе были близки к типичным для современных условий; к началу 19 века этот показатель существенно увеличился, а в дальнейшем стал снижаться, относительно стабилизировавшись в 1970–1980-х гг.

Причины акселерации

Причины акселерации нельзя объяснить действием какого-то одного фактора. Они, вероятно, связаны с воздействием почти всех тех биологических и социальных факторов, которые вообще могут влиять на индивидуальное развитие человека. Особенно велика роль качественного изменения питания детей, последствий хозяйственной деятельности человека, ослабления физической нагрузки в период роста и др. Немаловажное значение могут иметь и смешения населения планеты на генном уровне.

Существующие гипотезы о причинах акселерации

В обоснование акселерации учеными сегодня предложено множество разнообразных гипотез, которые условно можно разделить на:

  • Нутрицевтическая — связанная с изменением (улучшением) характера питания, особенно в последние три десятилетия после второй мировой войны. Учитывая, что каждый пятый продукт на полках магазинов сегодня с добавлением ГМО, согласитесь, эта версия вполне обоснована.
  • Гипотезы, связанные с биологическим отбором (ускоренное развитие детей);
  • Гипотезы, связанные с увеличением числа гетеро локальных (смешанных) браков — гетерозис;
  • Группа гипотез, связанных с влиянием факторов среды, которая связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды.
  • Существует также ряд гипотез, связанных с гелиогенным влиянием, увеличением светового дня и влиянием радиоволн, с повышением температуры атмосферы Земли. Есть и другие гипотезы, например, связанные с радиацией или космическим излучением. Но тогда феномен должен был бы проявляться на всех детях одной местности. Однако, все авторы отмечают различия в скорости роста детей различных контингентов населения, поэтому ученым есть ещё над чем работать.

Поскольку акселерация — эпохальное явление, имеющее периоды усиления и ослабления, нельзя утверждать о его полной остановке в конце ХХ-го — начале XXI-го века. Исследованиями процессов акселерации и сегодня занимаются учёные, работающие в области антропологии.

Ваша “Ladisten Clinic”.


Мы заботимся о здоровье всех наших пациентов


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Основной физической особенностью подросткового возраста являются половое созревание и интенсивный рост, сопряженные с бурными нейроэндокринными сдвигами. Половое и общее физическое созревание обычно идут одновременно. В табл. 1 приводятся основные периоды физического созревания у подростков. Показатели в этой таблице представлены на основании обобщения данных из различных руководств и монографий.

У акселерированных подростков мужского пола уровень тесто­стерона в крови в 13 лет достигает уровня 16-летних со своевре­менным развитием, а в 14—15 лет, когда созревание еще не завершено, превышает уровень 16—17-летних и соответствует уровню взрослых [Коханенко Э. М. и др., 1983; Александ­ров А. А., Стабровский Е. М., 1984].

Феномену акселерации посвящена достаточно большая лите­ратура [Зельцер А., 1968; Властовский В. Г., 1976 — цит. по А. Е. Личко, 1983]. Причины ее неясны. Она связывается и с изменениями солнечной активности, и с повышенной радиацией, и с урбанизацией, т. е. ростом больших городов и перемещением в них масс населения из сельских местностей, и с широким распространением смешанных браков вследствие ломки нацио­нальных, религиозных и социальных традиций, и со значитель­ным улучшением питания, особенно с потреблением большого количества белков и витаминов, и с другими факторами. Несом­ненно резкие социально-экономические, культурные и социопси­хологические сдвиги, охватившие большую часть человечества после второй мировой войны, явились если не прямой, то опосре­дованно действующей причиной акселерации. У привилегиро­ванной части населения ее признаки начали постепенно выяв­ляться в конце прошлого столетия.

В конце 70-х — начале 80-х годов появились признаки того, что как будто акселерация физического развития у подростков пошла на убыль. Так, например, в г. Герлице (ГДР) у девочек, родившихся в 1954 — 1958 гг., первые месячные появились в среднем в возрасте 12 лет 3 мес (т. е. в 1966—1970 гг.— в пе­риод расцвета акселерации), а у родившихся в 1961 —1963 гг. в среднем в 13 лет [Richter J., 1981].

Акселерация развития делает подростковый период особенно трудным, усугубляя его физические и социопсихологические особенности.

Акселерация, особенно выраженная или по типу интенсифи­кации, является одним из факторов, предрасполагающих к нерв­но-психическим нарушениям. Среди подростков с различными психопатоподобными расстройствами акселерация встречается значительно чаще, чем в общей популяции. Она способствует также острым дебютам эндогенных психозов в 10-12 лет [Сосюкало О. Д. и др., 1978].

Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.

Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития. Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела.

В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма – от внутриутробного периода до взрослого состояния.

Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в 1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в 1953 г. – с 6–7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет. Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг.

В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см. Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития.

Необходимо сказать, что имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.

Причины акселерации. До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.

Так, большинство ученых считают определяющим фактором во всех сдвигах развития изменения в питании. Они связывают акселерацию с увеличением содержания в пище полноценных белков и натуральных жиров, а также с более регулярным потреблением овощей и фруктов в течение года, усиленной витаминизацией организма матери и ребенка.

Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится воздействию на ребенка солнечных лучей: считается, что дети в настоящее время больше подвергаются воздействию солнечной радиации. Однако этот довод кажется недостаточно убедительным, так как процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.

Имеется точка зрения о связи акселерации с изменением климата: считается, что влажный и теплый воздух замедляет процесс роста и развития, а прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом, что якобы и стимулирует рост. Кроме того, есть данные и о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений.

Некоторые ученые в числе важных причин акселерации называют обусловленное достижениями медицины общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве вкупе с улучшением питания. Очевидно также, что появлению многих новых факторов воздействия на человека способствуют развитие науки и технический прогресс, причем свойства этих факторов и особенности их воздействия на организм еще мало изучены (речь идет о химических веществах, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых лекарственных средствах и др.). Некоторые исследователи значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, спорту, физкультуре.

Связывают акселерацию и с негативным воздействием темпов современной городской жизни. Это и обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе теле– и радиостанций; городской шум, движение транспорта; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное, особенно сексуальное, развитие.

Технический прогресс в экономически развитых странах привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сократило расстояния, ранее казавшиеся очень значительными. Усилилась миграция населения. Расширилась география брака, рушится генетическая изоляция. Это создает благоприятную почву для изменения наследственности. Молодое поколение становится выше ростом и созревает раньше своих родителей.

Акселерация является предметом изучения не только биологии и медицины, но и педагогики, психологии и социологии. Так, специалисты отмечают некоторый разрыв между биологической и социальной зрелостью молодых людей, при этом первая наступает раньше. В связи с этим встает ряд вопросов перед медицинской теорией и практикой. Например, появилась необходимость в определении новых норм трудовой и физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Гормон роста

Гормон роста Стратегию конструирования новых белков путем замены функциональных доменов или с помощью направленного мутагенеза можно использовать для усиления или ослабления биологического свойства белка. Например, нативный гормон роста человека (ГРЧ) связывается в

3. Способы роста ооцитов

3. Способы роста ооцитов Когда гоноциты попадают в половые железы, их не всегда можно отличить от соматических клеток — клеток стенки железы, между которыми они встраиваются. Но вот после ряда делений будущие женские половые клетки вступают на путь образования яйца. С

Определение темпа роста рыб

Определение темпа роста рыб Рост животных тесно связан с их возрастом. Зная быстроту роста рыб, можно устанавливать годовые приросты веса, выяснять, в каком возрасте рыба растет лучше, в каком хуже.Известно, что все рыбы интенсивнее растут в первые годы жизни, что в год

Гормон роста

2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития

2.1. Наследственность и ее роль в процессах роста и развития Наследственностью называется передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей

3.5. Особенности роста костей черепа

3.5. Особенности роста костей черепа Череп – это скелет головы. В соответствии с особенностями развития, строения и функций различают два отдела черепа: мозговой и лицевой (висцеральный). Мозговой отдел черепа образует полость, внутри которой располагается головной мозг.

Компенсация и экономия роста.

Какое растение является рекордсменом по скорости роста?

Какое растение является рекордсменом по скорости роста? Самым быстрорастущим растением является бамбук (Bambusa). Скорость его роста может достигать 75 сантиметров в сутки. Рекордсменом по скорости роста среди деревьев считают эвкалипт (Eucalyptus deglupta), растущий на Новой Гвинее.

8.5.6. Темпы роста популяции

8.5.6. Темпы роста популяции Графики роста числа членов любой природной популяции в новых для нее условиях сильно отличаются от экспоненты. Кривая после подъема разной степени крутизны поворачивает параллельно горизонтальной оси, чем знаменует установление некоторой

Гены, вступающие в действие на более поздних стадиях развития и в процессе роста

Гены, вступающие в действие на более поздних стадиях развития и в процессе роста Ясно, что мутации генов, непосредственно определяющих морфогенетические пути, в особенности тех генов, которые действуют на ранних стадиях, могут вызывать чрезвычайно резкие изменения

5. Теория стадийного развития и особенности развития животных

5. Теория стадийного развития и особенности развития животных В основе управления развитием организмов лежит теория стадийного развития, которую сформулировал академик Т. Д. Лысенко, исходя из работы И. В. Мичурина и многочисленных собственных исследований.Несмотря на

Акселерация — исследования и объяснения

В качестве главных признаков акселерации приводят, к примеру:

Эти признаки приводят в своих работах Ю. Е. Вельтищев и Г.С.Грачева. И. М. Воронцов и А.В.Мазурин кроме того утверждают, что акселерация сопровождается ростом продолжительности жизни в целом и репродуктивного периода взрослых людей обоего пола.

Различные теории возникновения акселерации, среди которых физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций), до сих пор не могут полностью подтвердится, что позволяет считать, что здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.

По мнению ученых, на скорость развития способны оказать влияние, к примеру, социально-экономические условия в семье и питание, но совершенно не влияют расовая принадлежность или климат.

Кроме того, Б. Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Случается, что психологический возраст отстает от биологического (инфантильность). Чаще инфантильность встречается именно у мальчиков.

Акселерация — зачем о ней знать родителям?

Научные факты, приведенные выше, конечно, занимательны, но несколько отвлеченны и не могут объяснить, зачем знания об акселерации нам, родителям, людям, часто далеким от науки. На самом деле ее значение значительно шире, нежели просто научное. Например, в педиатрии факт акселерации позволяет пересматривать нормы развития детей, которые широко используются нашими врачами при определении норм и отклонений от них в развитии детей, особенно первого года жизни. Также это полезно знать мамочкам, любящим сравнивать свое чадо с разнообразными нормами и таблицами — ведь эти самые таблицы из книг образца начала прошлого века вполне могут заставить ее поволноваться за здоровье малыша. А в период полового созревания мальчика особого внимания требует то, что ускорение процесса роста может провоцировать отставание или даже заболевания о стороны сердечно-сосудистой и других систем и органов. Разумеется, врачи об этом знают, но заметить, заподозрить заболевание и вовремя обратиться к врачу — дело родителей.

Раннее половое созревание

Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации — ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты, и необходимость ведения на фоне всего этого нормального образовательного процесса. Эти же проблемы чаще всего волнуют и родителей. И их участие, внимание, помощь особенно необходимы ребенку в период полового созревания.

Бунтарский дух мальчишек-подростков

Часто родители знают о переходном периоде, готовятся к нему, ждут его, но ждут к 15 или 16 летнему возрасту. А он приходит в 12, и они к этому совсем не готовы. Родителям важно знать об этом, чтобы адекватно реагировать на изменения в поведении ребенка-подростка, постараться сохранить с ним доверительные отношения, несмотря на вызывающее поведение, странный (с точки зрения родителей) внешний вид или круг общения. Обычно все подростковые бунтарские течения, будь то эмо, готы, неформалы или другие, далеко не так страшны, как их описывают в прессе, а увлечение ими проходит вместе с этапом гормональных бурь переходного возраста. Зато доверительные отношения помогут узнать и удержать, если ребенок попадет под более серьезное и опасное влияние — сект или наркотиков, и тут вовремя оказанная помощь может быть просто неоценима. Разумеется, все описанное реально и без участия акселерации, просто при ускорении проблемы могут проявляться острее.

Акселерация — продукт социума? А может, миф?

В настоящее время все большую популярность приобретают исследователи так называемых отсталых племен — с точки зрения их уклада, принципов воспитания и взглядов на развитие детей. Например, бестселлер психотерапевта Жан Ледлофф о принципе преемственности в воспитании, написанный на примере быта южноамериканских индейцев. В таких племенах мальчик часто считается равноправным членом племени, мужчиной, уже в 7-9 лет. Вряд ли они слышали об акселерации и связанных с нею проблемах. Это позволяет предположить, что акселерация и связанные с ней проблемы — продукт нашего образа жизни или взглядов на воспитание.

Впрочем, необязательно ходить за примерами так далеко — еще в 1774 году в России церковь устанавливала минимальный возраст вступления в брак — 13 лет для женщин и 15 лет для мужчин. Позже, императорским указом 1830 года, минимальный возраст был повышен до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха, однако, с благословения церкви возможны были более ранние браки. А в Иране, например, вследствие реформы законодательства в 2002 году мальчики смогут жениться только в 15 лет, вместо 14, как раньше. Что же — все они акселераты? Сомнительно.

Впрочем, миф акселерация или научно доказанный факт — не так важно. Главное, чтобы в трудные периоды жизни, к которым можно отнести и переходный период, независимо от возраста его наступления, наши мальчишки могли рассчитывать на нашу любовь, помощь, поддержку и понимание. Тогда и проблем и сложностей будет меньше, а решать их — проще.

Читайте также: