Что такое адажио в музыке определение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня хочу показать, что этот случай не единичный. Есть еще истории, до боли похожие. Расскажу об одной из самых известных.

Все остальные просто слышали эту музыку, ибо не слышать ее было практически невозможно. Более 30 кинофильмов, десятки вариаций, исполненных такими знаменитостями, как Хосе Каррерас, Сара Брайтман, Лара Фабиан, Демис Руссос и многими другими. Эта музыка использовалась в телепередачах, во время официальных церемоний на высшем уровне и на похоронах самых обычных людей.

Сам Ремо Джацотто объяснил появление этой мелодии очень романтично. В 1945 году, когда войска союзников жестоко и совершенно необоснованно сносили с лица земли немецкий город Дрезден (об этом можно написать отдельную статью и не одну), на развалинах саксонской библиотеки он нашел два листка с нотами. И надо же было такому случиться, что эти два листка попали в руки именно тому, кому надо.

Джацотто был музыкальным историком, критиком, редактором, музыковедом и даже профессором истории музыки Флорентийского университета. Он сразу понял (не спрашивайте, как он это понял, просто поверьте!), кому принадлежат найденные четыре такта нот для скрипки и генерал-бас. Чтобы было понятно, что это такое, объясню, что в Cредневековье тоже очень боялись плагиаторов, а потому записывали только басовые ноты от партии ( basso numerato) , а все остальное потом играли по памяти.

В одном интервью Ремо Джацотто рассказал журналистам, что нашел эти листки в той самой библиотеке в 1940 году, что полностью расходится с первой красивой версией. Бомбежка и летающие в воздухе горящие два листа с нотами, которые Ремо схватил и затушил в последнюю секунду, конечно, выглядят красивее и бьют наповал.

В любом случае, впоследствии выяснилось, что подобных документов в саксонской библиотеке Дрездена не было, а в каталогах и архивах, куда немцы со свойственной им пунктуальностью вносят каждую страницу, эти две страницы никогда не значились.

Последний помощник Ремо Джадзотто Муска Мангано, правда, рассказал, что нашел у мэтра в особняке ксерокопию рукописи нескольких тактов и партии генерал-баса, причем на этих листках была даже печать библиотеки Дрездена. Однако ученые заявляют, что подлинность этих копий вызывает у них огромные сомнения, а музыковеды отрицают принадлежность записанной там музыки к эпохе барокко.

Зачем Ремо Джацотто выдал эту музыку за композицию Альбинони, мы точно уже не узнаем. В конце своей жизни Джацотто сделал заявление, что это его собственное сочинение, но никаких объяснений так и не дал, и в 1998 году музыканта не стало. Теперь до 2048 года авторские права на произведение будут принадлежать ему и его наследникам. Ведь в любом случае, даже если бы мистификация оказалась правдой и он восстановил по двум тактам чужое произведение, Джацотто можно считать как минимум соавтором.

Ученые подозревают, что эта мистификация сначала нужна была для того, чтобы подогреть интерес к своей работе и прославить Альбинони, который до этого был совершенно неприметной и всеми забытой личностью. А потом, когда музыка триумфально разошлась по всему миру, было уже поздно сдавать назад.

Ремо Джацотто был музыкальным критиком и параллельно писал музыку. Но все ведь знают, что музыкальный критик не может сочинить ничего путного. Заяви он, что написал что-то, кроме иронических ухмылок не получил бы в ответ ничего. А музыку опубликовать очень хотелось.

Видимо, так и родилась идея выдать свое адажио за произведение старинного автора. Плюс немного красивой, практически сказочной истории обретения, и дело в шляпе — дамы вытирают слезы надушенными платочками, мужчины сопят и уважительно склоняют головы перед давно умершим мэтром.

Но сегодня уже никто не сомневается, кто истинный автор этой известной всему миру музыки. Склоним голову перед его памятью и мы.

"Адажио" Альбинони – это самое известное музыкальное произведение, которое ассоциируется с человеческим горем и потерей близкого человека. Интересно, что же такое "адажио", какое значение может иметь этот термин, связано ли слово с характером произведения? Слово adagio родом из Италии. Перевод термина – "медленно" или "спокойно". Значение слова "адажио" имеет несколько смыслов. Все зависит от того, где оно используется.

Впервые о термине узнали в XV веке. Его переводили с итальянского как "покойно", "вольготно" и даже "удобно". Использовали для указания характера музыки.

В старинных музыкальных произведениях встречаются похожие слова из венецианского наречия. Они писались как Adgio, Adago, Ado, Ad’, Adgo и Adasio.

Словарь Броссара дает следующее толкование слову: "удобно, покойно, всегда медленно, растягивая тему, протяжно".

адажио это

В определенные времена слово означало "умеренный темп". В конце XVII века такое определение ему дали Перселл, Вольф, Броссар, Коррет. Среди характеристик можно было прочитать и такие: "среднемедленный, очень медленный, самый медленный".

Все разногласия связаны с тем, что темп музыке в былые времена задавал эмоциональный подтекст произведения, а не то, что указывалось рядом с нотами.

Адажио в музыке

В музыке это слово обозначает темп, в котором необходимо исполнять часть симфонии, сонаты, квартета или любого другого произведения. Оно указывает на достаточно медленный темп, который медленнее анданте, но живее ларго.

альбинони адажио

Если композитор использует в своем сочинении часть "адажио", это является признаком таланта. В нем можно показать весь творческий потенциал. Образцами можно назвать Бетховена и Альбинони, адажио которых знает весь мир.

Адажио – это способ сделать контраст между частями с быстрым и бурным темпом.

Такты мелодии - от 9/8 до 12/8.

Скорбное адажио

Музыкальное произведение композитора Ремо Джадзотто, получившее название "Альбинони Адажио", известно многим потому, что часто используется в похоронных церемониях. Оно написано для струнных инструментов и органа. Созданное в 1958 году адажио – это самое исполняемое музыкальное сочинение не только в последующие полвека. Его использовали почти в десятке кинофильмов. На его основе написано большое количество песен и инструментальных композиций.

Ремо Джадзотто, писавший биографию Томазо Альбинони, случайно наткнулся на небольшой кусок музыкального произведения в библиотеке в Дрездене. На основании имеющихся начальных тактов Джадзотто воссоздал, а точнее сказать, создал свое известнейшее "Адажио".

Адажио в балете

Что такое адажио в балете? Этим словом называют дуэт главных героев лирического содержания. Балетные адажио – это широкие, распевные и романтические мелодии. Часть танца состоит из плавных и широких движений.

значение слова адажио

Иногда это самостоятельный эпизод танца в таких танцевальных формах, как па-де-де, па-де-труа, гран па, па д’аксьон.

В хореографических классах есть обучающее движение под таким названием.

что такое адажио

Его начинают изучать с начальных классов, усложняя из года в год поворотами, длительностью и скоростью выполнения, переходами. При помощи этого упражнения у детей вырабатывается устойчивость, способность уверенно владеть корпусом, плавность движения рук. Эта танцевальная форма полезна для изучения в мужских и женских танцевальных классах.

(Adagio, итал.) означает медленно, покойно. Оно составляет вторую степень главных музыкальных движений и обозначает более скорое движение, чем largo (самое медленное), но медленнее andante (более подвижное). У Генделя и в музыке его времени Adagio считалось безусловно медленнее, чем largo.

В крупных произведениях инструментальной и камерной музыки (симфониях, сонатах, квартетах) обыкновенно встречается вторая или третья часть с таким обозначением темпа; А. служит необходимым контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и последующих частях.

Размер тактов А. должен быть большой (9/8 — 12/8), имея в виду, с одной стороны, широкую, певучую мелодию, с другой же — чтобы дать место вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача А. составляет пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца. Вместе с тем А. является несомненным показателем степени истинной талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как в А., так и в Largo, полных внутренней музыкальной содержательности и богатства мысли, и обнаруживается главным образом талант и мастерство композитора.

правильнее ададжо (итал. adagio — медленно), в музыке: 1) медленный темп; 2) музыкальная пьеса или часть её, исполненная в этом темпе, — обычно одна из средних частей симфонии, квартета, сонаты и т. п.

В балете — медленная часть танца, сопровождается музыкой напевно-лирического характера и состоит преимущественно из комбинаций широких и плавных движений. Иногда самостоятельный танцевальный эпизод (па-де-де, па-де-труа, па д’аксьон, гран па), а также часть урока классического танца, включающая медленные упражнения, вырабатывающие устойчивость танцовщика.

адажио 1. ср. нескл. 1) Музыкальное произведение или его часть, исполняемые медленно, протяжно. 2) Медленный - сольный или дуэтный - танец в классическом балете, сопровождаемый музыкой напевно-лирического характера. 3) Часть урока классического танца - упражнения для выработки устойчивости. 2. нареч. Медленно, протяжно (о темпе исполнения музыкального произведения).

адажио
с. нескл., нареч. муз.
adagio

адажио сущ., кол-во синонимов: 4 • медленно (61) • размер (43) • спокойно (75) • темп (16) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: медленно, размер, спокойно, темп

Адажио (Adagio, итал.) означает медленно, покойно. — Оно составляет вторую степень главных музыкальных движений и обозначает более скорое движение, чем largo (самое медленное), но медленнее andante (более подвижное). У Генделя и в музыке его времени Adagio считалось безусловно медленнее, чем largo. В крупных произведениях инструментальной и камерной музыки (симфониях, сонатах, квартетах) обыкновенно встречается вторая или третья часть с таким обозначением темпа; А. служит необходимым контрастом по сравнению с быстрым и бурным движением в предыдущей и последующих частях. Размер тактов А. должен быть большой (9/8—12/8), имея в виду, с одной стороны, широкую, певучую мелодию, с другой же — чтобы дать место вариациям этой мелодии. Верная и прочувствованная передача А. составляет пробный камень в искусстве исполнения каждого музыканта и певца. Вместе с тем А. является несомненным показателем степени истинной талантливости, признаком настоящего таланта композитора, потому что как в А., так и в Largo, полных внутренней музыкальной содержательности и богатства мысли, и обнаруживается главным образом талант и мастерство композитора.

1) тихое, медленное пение или музыка того же характера; 2) вторая часть классического музык. произведения - сонаты и симфонии, также медленный темп.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

1) тихое, медленное пение; 2) вторая часть классическ.музык. произведения - симфония, соната медленного темпа.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

а) медленная часть сольного или дуэтного танца, с провождаемая музыкой напевно-лирического характера;

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

[ ит. adagio ] (муз.). 1. нареч. Медленно, протяжно (о темпе исполнения музыкальных произведении). 2. нескл., ср. Музыкальная пьеса или часть ее, исполняемая в темпе адажио. Лунная соната Бетховена начинается певучим адажио.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

АДАЖИО нескл., ср. adagio , нем. Adagio < , ит. adagio . 1726. Лексис.1. муз. Медленно, протяжно, плавно. Когда над штукой надписано адажио, то разумеется играть штуку постоянно, пособно, равно как разбирать или разсматривать. Скрип. шк. 343. Музыка начинает адажио и вдруг впадает в фурию. Николев Розана 55.

2. Адажио а и нескл. ср. Музыкальное произведение или часть его в темпе адажио. Играть на скрипке Адажио из Гейдена. Спб. М. 1 144. Симфония сия начинается адажиом. Кн. муз. 20. В сочетаниях cia , cio , ciu , gia , gio , giu буква I не произносится. Пичугина Учебн. ит. языка. 34. || Название балетного упражнения в темпе адажио. Для остальных же <воспитанниц>, готовившихся в кордебалет, не особенно упирали на адажио, и заставляли делать скорое па, т. е. скакать, скакать, скакать. А. П. Натарова Восп. // Борисоглебский 1938 158. - Лекс. Сл. 18: адажио 1784 (адажо 1773); Уш. 1934 : ад а/ жио.

⊲ АДАЖИО 1784 (адажо 1773).Ит. adagio, непоср. и через фр. adagio, нем. Adagio.Муз.1.нареч. Медленно, протяжно, плавно. Когда над штукой надписано адажио, то разумеется играть штуку постоянно, пособно, равно как разбирать или разсматривать. Скрип. шк. 343. Музыка начинает адажио и вдруг впадает в фурию. Нклв Розана 55. — Ср. протяжно, плавно, важно.

2.Адажио, а и нескл., ср. Музыкальное произведение или часть его в таком темпе. Томное Адажио. Спб. M. I 139. Играть на скрыпк ѣ Адажио из Гейдена. Спб. М. I 144. Симфония сия оканчивается Адажиом. Кн. муз. 20.

Нетрансл. Творения, над коими сие слово написано, называются также adagio. ФРЛ 2 I 28.

(итал. adagio - тихо, медленно, спокойно, осторожно) - 1) муз. термин, обозначающий медленный темп. Появился одним из первых в нач. 17 в., первоначально в б. степени определяя настроение ("с нежностью"), чем темп. Скорость исполнения определялась "ударами пульса здорового человека" (И. Кванц, 1752). В Италии в 17 в. А. обозначало также замедление первонач. темпа. 2) назв. отд. муз. соч. или части циклич. формы в темпе А. (обычно вторые части сонат и симфоний) лирико-филос. содержания. Иногда А. могут завершать циклич. форму (4 ч. 6-й симфонии Чайковского Adagio lamentoso). 3) медленный сольный или дуэтный танец в классич. балете. 4) часть урока классич. танца, включающая медленные упражнения, гл. обр. для приобретения устойчивости.


1) Орфографическая запись слова: адажио
2) Ударение в слове: ад`ажио
3) Деление слова на слоги (перенос слова): адажио
4) Фонетическая транскрипция слова адажио : [д`ажыа]
5) Характеристика всех звуков:
а а - гласный, безударный
д [д] - согласный, твердый, звонкий, парный
а [`а] - гласный, ударный
ж [ж] - согласный, твердый, звонкий, парный
и [ы] - гласный, безударный
о [а] - гласный, безударный 6 букв, 4 звук

Адажио Альбинони

История создания

Томазо Джованни Альбинони

После смерти композитора его личные архивы, большей частью которых были неопубликованные сочинения Альбинони, попали в Саксонскую государственную библиотеку в Дрездене. К большому сожалению, зимой 1945 года во время налёта самолётов союзников и бомбардировок города хранилище библиотеки было разрушено и большая часть фондов уничтожена.

Дрезден 1945 год

клавир Адажио альбинони
оркестр исполняет Адажио Альбинони

Интересные факты

Содержание


Композиция, включающая в себя пять небольших разделов, начинается с восьмитактового вступления бассо континуо, поддерживаемого пиццикато виолончелей и контрабасов. Далее орган начинает красиво распевать выразительную тему, на которую накладывается элегически-меланхоличная, состоящая в основном из нисходящих мотивов, мелодия струнных. Первая часть репризно повторяется, а затем композицию продолжает следующий раздел, весьма напоминающий каденцию, в которой скрипка на фоне дремлющего бассо континуо показывает себя во всей красе. Третья и четвёртые части Адажио представляют собой вариации на тему, звучащую в первом разделе, а последнюю, пятую часть можно рассматривать, как завершающую произведение коду.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Адажио Альбинони

Читайте также: