Что такое адат кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свод традиционных обычаев у народов Кавказа, Средней Азии и других исповедующих ислам. Противопоставляется официальной правовой системе — шариату. По нормам адата обычно решались дела о кровной мести, умыкании невест и проч., а шариат санкционировал дела гражданские — имущественные споры, дела о земле, наследстве и др. Судили на основе адата родовые старейшины.

Ада́т, или а́да (араб. عادة ‎ — обычай, привычка‎; мн.ч — араб. عادات ‎ — ‘а́да́т‎) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отражённые в шариате [2] . Адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и тому подобных отношений [3] .

Адат - это (джави: عادت) - общий термин, заимствованный из арабского языка для описания разнообразных местных обычаев и традиций, выполняемых мусульманскими общинами на Северном Кавказе, в Центральной, а также Юго-Восточной Азии. Несмотря на свое арабское происхождение, термин "адат" имеет широкое распространение по всей морской Юго-Восточной Азии, где из-за колониального влияния его использовали систематически в различных немусульманских общинах. В доисламский период истории существовало множество правовых норм, регулировавших жизнь общин, и одним из них являлся адат. Значение слова " адат" часто противопоставлялось шариатскому праву

адат это

Суть адата

В юридической области, адат - это нормы обычного права, правила, запреты и предписания руководства относительно поведения индивидуума в качестве члена мусульманского сообщества и санкции за их нарушение. Также это формы обращения к различным слоям населения для которых данные нормы и правила составлены. Они довольно консервативны и строги. Адат включает также набор местных и традиционных законов, систем урегулирования споров, по которому общество существует на протяжении веков.

адат значение слова

Адат на Северном Кавказе и Центральной Азии

До прихода ислама, народы Северного Кавказа и Центральной Азии давно имели установленные нормы уголовного и гражданского права, которые в исламский период стали называться "адат". В традиционных обществах Центральной Азии он устанавливается и надзирается авторитетными членами общины, как правило, советом аксакалов. Он основан на племенном кодексе поведения и на многовековом опыте в разрешении конфликтов между отдельными людьми, общинами и племенами. На Северном Кавказе касаемо традиционных ценностей кодекс адат постановил, что тейп (клан) - главный ориентир для верности, чести, стыда и коллективной ответственности.

адат слово

Колониальная администрация Российской империи не мешала правовой практике и делегировала управление на уровне местных общин до Советов аксакалов и тейпов. Так же поступали большевики в первые годы революции 1917 года. Адат практиковался среди жителей Средней Азии и кавказцев вплоть до начала 1930-х годов, до тех пор пока Советская власть запретила его использование и заменила гражданским законодательством.

слово адат определение

Адат в Юго-Восточной Азии

В Юго-Восточной Азии понятие "адат" и его значение были впервые сформулированы в исламизированом малайско-говорящем мире. Видимо, это было сделано, чтобы отличить традиционные и мусульманские нормы. В XV веке малаккайский султанат разработал кодекс международного морского права, а также гражданский и хозяйственный кодексы, которые имели отчетливое влияние закона под названием "шариат". Адат также очень сильно отразился на данных правовых документах. Эти кодексы позже распространились по всему региону и стали полноправными источниками права для местной судебной практики в таких крупных региональных султанатах, как Бруней, Джохор, Паттани и Ачех.

Адат в Ост-Индии и его изучение

В первые десятилетия ХХ века в голландской ост-Индии изучение адата возникло как специализированная область исследования. Хотя это связано с нуждами колониальной администрации, тем не менее исследование породило активную научную дисциплину, которая затрагивала различные системы сравнения адата в разных странах. Среди выдающихся ученых, занимающихся исследованием адата, значится голландец Ван Валленховен, Тер Хаар, а также Сноук Хунгронхе. Несколько ключевых понятий, которые все еще используются сегодня в рамках обычного права существуют в современной Индонезии. Они включают в себя "закон адата", "закон кругов адата", "коммунальное право на земельные участки или их использование" , а также "закон общин". Закон адата использовался колониальным правительством как правовой термин, обозначающий нормативное право, которое было представлено самостоятельным юридическим направлением, помимо канонического права. Местные законы и обычаи всех этносов, в том числе немусульман, стали собирательно обозначаться понятием "адат" - словом, которое имело широкий правовой смысл. Его нормы и положения были закодированы в юридических документах этих стран, в соответствии с которыми и был введен правовой плюрализм на территории Ост-Индии. Согласно этой схеме, на основе классификации систем адата как культурно-географической единицы, голландцы разделили всю ост-Индию по меньшей мере на девятнадцать правовых зон.

Современное влияние адата

Адат по-прежнему используется в судах Брунея, Малайзии и Индонезии (страны, в которых государственной религией является ислам) в качестве гражданского права в некоторых аспектах. В Малайзии в Конституции каждого штата существуют уполномоченные малайских государственных представителей, такие как Глава ислама и малайских обычаев. Советы Штатов, известные как Меджлис Агама Ислам дан Адат (Совет ислама и малайских обычаев) несут ответственность за консультирование руководителей штатов, а также за регламентацию по делам ислама и адата.

Судебное регулирование спров с применением обычного права

Судебные разбирательства по вопросам, относящимся к делам ислама и адата (например, случаи раздела совместной собственности супругов и их общих детей) осуществляются в Шариатском суде. Закон адат - это то, что в большинстве случаев регулирует гражданско-правовые и семейные отношения в мусульманской части Юго-Восточной Азии. В штатах Сараваке и Сабахе свод адатов немалайской общины коренных народов Малайзии были узаконены путем создания специальных судов, известных как Махкамаха Бумипутра и Махкамах Анак Негери. Существует и параллельная система для этнических малайцев, которая называется Махкамах самом, но она с очень ограниченной юрисдикцией.

В Индонезии закон адата по-прежнему имееет большое юридическое значение в некоторых областях, особенно в большинстве индуистских деревень на острове Бали, в регионе Тенгер и в султанатах Джокьякарта и Суракарта.

чеченские адаты

Адат на постсоветском пространстве

После распада Советского Союза практика адата в Центральной Азии начала возрождаться в 1990-е годы среди мусульманских общин в сельских районах. Это произошло во многом из-за распада юридических и правоохранительных институтов в большинстве областей центрально-азиатского региона. Появление новых Конституций в республиках также способствовало этому процессу, поскольку он расширил возможности некоторых традиционных институтов, таких как советы старейшин (аксакалов), Некоторые административные органы также часто руководствуются нормами адата.

шариат адат

Кавказские и чеченские адаты

На Северном Кавказе на протяжении веков существовала традиционная клановая система самоуправления общин. Чеченские адаты возникли еще при Шамиле. Слово "адат", определение и перевод которого обозначает понятия "обычай или привычка", играет колоссальную роль для северо-кавказских народов. После сталинских времен он вновь начал действовать подпольно (с 1950-х годов двадцатогого века). Для чеченцев адат - это непоколебимые правила поведения в семье и обществе. Любая порядочная чеченская семья проявляет уважительное отношение и заботу о старшем поколении, в особенности о родителях. Пожилые родители живут вместе с одним из сыновей. Из-за репрессий исламских ученых во время сталинских лет, адат, который существовал в Чечне и Дагестане, практически не содержал элементов исламского права. Однако сейчас растет число мусульманских ученых, публикующихся в сборниках адатов, материалы которых используются при принятии важных решений в сельских советах и районных администрациях.

В первой половине XIX века российские военные начали составлять своды адата со слов его знатоков. В 1825 г. были письменно зафиксированы нормы адата в Кабарде, в 1843 г. подготовлен сборник адата Чечни и Малой Кабарды, в 1845 г. записаны адаты Адыгеи. В 1865 и 1866 гг. подобная работа была проведена в горных округах Дагестанской области.

Тухтумность

Адат исходил из представления о коллективном характере преступления. Субъектом права в нем выступал не отдельный человек, а общественная группа, участвующая в выработке норм адата, — семья и клан (тухум, тайн).

Вот список адатов , характерной для народов Кавказа, хотя у каждого народа есть свои особенности:

  • Девушка не должна встречаться с парнем наедине. Свидание парня с девушкой может происходить только в присутствии родственников.
  • Девушка у горцев неприкосновенна, что нашло отражение даже в национальных танцах, в котором партнеры никогда не соприкасаются. То есть, нельзя дотрагиваться до девушки никому из посторонних.
  • Муж и жена не должны разговаривать при родственниках.
  • Нельзя сидеть в присутствии старших.
  • Всегда необходимо вставать, приветствуя друг друга, или если заходит старший.
  • Сноха раньше всех должна вставать в доме и позже всех ложиться.
  • Сын, приходящий с работы, в первую очередь идет к родителям и справляется об их делах, здоровье и т. п.
  • Курить нельзя при старших.
  • Категорически нельзя пересекать дорогу перед идущим стариком или старухой. Надо остановиться и пропустить.
  • Если идет беременная женщина, то ей тоже нельзя пересекать дорогу. Надо также остановиться, пока она не пройдет.
  • Женщины не должны кушать в присутствии мужчин.
  • Нельзя невестке в присутствии своих родственников и вообще взрослых мужчин со стороны мужа брать детей и показывать свою ласку и любовь.
  • Мужчина должен идти впереди женщины, как бы расчищая ей дорогу.
  • Женившийся парень не должен несколько дней попадаться на глаза своим родителям.
  • Девушка, вышедшая замуж, не должна показываться мужской части своих близких родственников до тех пор, пока отец, брат и т.п. сами ее не позовут или сами не зайдут в то помещение, в котором она находится.
  • Беременная женщина не должна попадаться на глаза своим родственникам-мужчинам.
  • Нельзя слишком бурно выражать эмоции, то есть громко смеяться, визжать,восхищаться красотой противоположного пола в присутствии друг друга.
  • В общественном транспорте мужчина должен уступать сидячее место любому лицу женского пола ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от возраста. Даже старики уступают свое место юным девушкам, чтоб никто каким-то образом ее не коснулся.
  • Отец не должен при дочери ходить в майке без рукавов, брат не должен — при сестре, матери, отце.
  • Девушкам нельзя громко разговаривать.
  • Чем меньше муж будет переступать порог дома жены , тем больше он мужчина.
  • Сын не должен сидеть за столом с отцом.
  • Одно из строгих правил не сидеть за столом раздетым (высший из позоров).

Адаты и этикет в Аварии

Здесь мы рассмотрим как адаты применяются в традициях этикета аварцев, самого многочисленного народа Дагестана (около миллиона человек).

Уважение к старшим и социальная дистанция

Для аварцев, как и для остальных народов Дагестана, характерно традиционное уважение к старшим. Так, при любом собрании место старших всегда в центре. Если рядом идут двое мужчин, то почетная правая сторона всегда уступается старшему из них. Если супруги идут по улице, то муж всегда впереди на один-два шага. При встрече путников предпочтение оказывается тому, кто спускается с горы.

В Аварии этикет жизни регулировался в зависимости от возраста и общественного положения. Например, при решении дел на сельских сходах решающий голос имели старейшины – главы больших семей. Процедура принятия решений на сходах представляла собой своеобразный ритуал, в котором конечный результат определялся авторитетом участника и не в последнюю очередь его ораторским искусством.

Задолго до введения социальной дистанции в следствии эпидемиологической обстановки, такая традиция существовала у горцев.

Традиции гостеприимства

Одной из форм гостеприимства Кавказа является куначество , при котором гость становился ближайшим другом. Одним из самых ранних исторических свидетельств о существовании на Кавказе обычая куначества может служить свидетельство генуэзца Джорджио Интериано, который в конце XV века много лет прожил на Кавказе и по возвращению домой в 1502 году издал книгу в которой сообщалось следующее:

Кунаками становились после совместных странствий, ими становились люди, близкие по духу или по статусу. Порой даже выдающиеся воины из враждующих лагерей, узнав о молве, витающей о них в народе, на тайной встрече знакомились друг с другом и при условии возникновения симпатии становились кунаками. Простой человек с улицы в кунаки никогда бы не набивался, так как с этим званием приобретался целый круг ответственных обязанностей.

Куначеские отношения обычно оформлялись обменом клятвами, обменом ценными и дорогими подарками и несложными ритуальными формальностями, к примеру выпивали молоко или вино из одной чаши, в которую бросали золотые монеты и т. п.

У куначества есть отличия от традиционного гостеприимства:

  • обычай гостеприимства запрещал хозяину интересоваться личными или иными делами (проблемами) гостя, а куначество, наоборот, обязывало кунака активно интересоваться и знать всё, что беспокоит его друга-кунака, чтобы своевременно оказать помощь;
  • обычай гостеприимства обязывал хозяина обеспечивать защиту гостя лишь в пределах собственных владений, а кунак отвечал за безопасность друга-кунака, где бы он ни был, более того, обязывал даже мстить за обиду или смерть друга-кунака.

В вечно полыхающей на Кавказе войне и розни куначество было уникальным явлением межэтнической и даже торговой связи. Кунаки могли выступать своеобразными дипломатами, торговыми агентами и личной охраной.

В аварских традициях гостеприимства гость обладает привилегиями перед хозяином независимо от возраста и ранга. При рассаживании на торжественном пиру гостям, прибывшим издалека, оказывается предпочтение перед теми, кто живет по соседству. Такое же предпочтение отдается родственникам по материнской линии перед родственниками по отцовской. Нарушение подобных обычаев влечет за собой плохие последствия для нарушителей (болезнь или неудачи) и воспринимается как проявление невоспитанности, дурного тона, а порой и вызова общественному мнению.

Аварцы жили в домах из обработанного камня, располагавшихся скученно, что обуславливалось нехваткой места в горах и оборонительными целями. Дома были четырехугольными, одно-, двух- или трехэтажными с галереей-террасой, оборудованной для отдыха.

Каждая аварская усадьба имела в своем составе кунацкую – помещение для гостей-мужчин, которая была готова к приему гостей в любое время суток. Более того, постоянное поддерживание в ней порядка и наличие неприкосновенного запаса лучшей провизии считалось делом чести для хозяина. Гость мог прибыть в любое время и поселиться в кунацкой, даже не оповестив об этом хозяина. Если же о предстоящем визите было известно заранее, то гостю устраивали прием по всем правилом аварского этикета.

Перед входом в дом гости обязательно отдавали хозяину все оружие, кроме кинжала. В этом обряде содержался особый смысл – отныне ответственность за безопасность прибывших хозяин брал на себя. Гость входил в дом вслед за хозяином и усаживался на почетное место. Если гостей было много, то они делились на две группы по возрасту и размещались в разных помещениях. При этом хозяин дома следил за тем, чтобы в одной группе не оказались отец и сын, младший и старший брат, зять и тесть. Им даже нельзя было находиться за одним столом.

После рассаживания по этикету следовало вести малозначащие вежливые разговоры, а хозяин ни при каких обстоятельствах не мог спросить прибывших о цели визита. Нельзя было оставлять гостя одного, если он сам этого не хотел. Обычно к нему приставляли кого-нибудь из младших членов семьи, который должен был выполнять все просьбы гостя. Молодые женщины семьи считали своим долгом следить за состоянием одежды гостя – каждое утро он находил ее вычищенной и, если необходимо, отремонтированной.

Однако гость тоже был связан большим количеством этикетных запретов и предписаний. Он не должен был говорить, какие блюда ему хочется есть. Гость не имел права вмешиваться в семейные дела хозяина, входить в женские помещения, на кухню. Он не мог уехать, не получив разрешения хозяина, а получив его, не мог покинуть дом, не выполнив определенного минимума действий, на что требовалось порой несколько часов. Он даже не мог просто встать из-за стола и выйти на двор без разрешения хозяина. Считалось неприличным расхваливать что-нибудь в доме, так как по традиции хозяин обязан был отдать в дар понравившуюся гостю вещь.

Покидающего дом гостя обычай предписывал одаривать и провожать до пределов селения или даже района. При этом гость не мог отказаться от подарков, однако ему следовало деликатно отказываться от дальних проводов. В таких случаях этикет допускал целое соревнование в учтивости, когда хозяин настаивал на проводах, а гость старался от них отказаться. Уезжая, гость обязательно приглашал хозяина навестить его, а при следующем посещении селения правила хорошего тона предписывали заехать к тому, у кого гостил раньше. Невыполнение этого предписания было равносильно личному оскорблению.

Семейные традиции

Власть главы семьи у аварцев не была деспотична. Более того, женщине фактически принадлежала ведущая роль в решении многих семейных и хозяйственных дел.

Тем не менее в семейном быту, в отношениях супругов, в положении детей и женщин существовали определенные правила. Мужу принадлежало все основное имущество дома, он же распоряжался судьбами детей. Привилегированное положение мужчины подчеркивалось внутренним распорядком семейной жизни.

Муж и жена в аварской семье были в значительной мере отчуждены друг от друга. Если имелось несколько комнат, то жена с детьми помещалась в одной комнате, муж – в другой. Мальчики спали в комнате матери до совершеннолетия, то есть до 15 лет, а затем переходили к отцу. В однокомнатном доме супруги жили по разным углам. Такая же отчужденность существовала и в отношениях между отцом и детьми, между родителями и женой сына. Хотя с течением времени, когда у невестки рождались и подрастали дети, правила избегания постепенно смягчались, но они никогда не исчезали вовсе. Получив право находиться в одном помещении со свекром, невестка никогда не заговаривала с ним первой без особой нужды и ограничивала свое общение лишь ответами на его вопросы.

Формы брака

Сегодня система свадебные обычаи и обряды подверглись большим изменениям. Однако раньше бытовали такие формы заключения брака, как левират, сорорат, колыбельный сговор, похищение невесты и наконец, наиболее распространенный вариант в 19-м веке как выбор невесты женихом при помощи договаривающихся сторон.

Левират

Брачный обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями.

В древности левират был широко распространён у многих народов. У ряда народов (у древних евреев, индусов, народов Дагестана, туркмен, казахов, таджиков и других) левират сохранялся долгое время, чему способствовало два фактора.

Первый — обычай калыма (женщина, за которую заплачен калым, считалась собственностью рода или семьи, купивших её, что обязывало вдову остаться и после смерти мужа в пределах его семьи или рода). Вдова, нарушившая обычай левирата, обязана была возвратить родственникам калым.

Вторая причина — это необходимость строго соблюдать родовую линию и сохранения знаний о своем племенном происхождении, ребенок вдовы не должен покидать племя и род своего отца и должен воспитываться в семье, близкой к его отцу. Следов соответствующего института в славянских обычаях не наблюдается.

Сорорат

Это обычай, по которому мужчина вступает в брак одновременно или последовательно с несколькими родными или двоюродными сёстрами жены. Такой брак заключался как во время супружества, несмотря на то, что жена ещё жива, так и после её смерти.

Широко распространён в качестве предпочтительной или обязательной нормы в традиционных и архаичных обществах. Считается, что сорорат связан с традицией брачного выкупа: смерть женщины, за которую заплачен выкуп, должна быть возмещена её родственной группой, особенно если умершая не оставила детей.

Сороратные браки практикуют представители некоторых племён индейцев Северной Америки, а также народов Индии. В некоторых культурах сорорат также допускается в том случае, если первая жена оказывается бесплодной. При этом дети, рождённые от второй жены, считаются принадлежащими, как правило, первой супруге.

Похищение невесты

Обычай похищения невесты существовал с древних времен. Он был у таких народов как евреи (известно по Библии история Вениамина), греков, римлян, славян, киргизов, эфиопов и других народов.

Существует два вида похищений:

  • по предварительному сговору;
  • против воли невесты.

Когда в кавказской семье есть старшая незамужняя сестра (сестры), младшая не имеет права выйти замуж раньше. В этом случае может выручить старинный обычай, а точнее – спектакль кражи младшей сестры. Такое похищение происходит с согласия родителей девушки, а иногда даже при их непосредственном участии.

Если похищение произошло без согласия, то это – позор для всей семьи. Поэтому в результате столь дерзкого поступка возможна вражда между семьями, иногда доходящая до кровавой мести. Сильнее всего переживает происходящее сама виновница события. Перед ней стоит тяжелый и безрадостный выбор: выйти замуж за нелюбимого или отказаться от свадьбы и, тем самым, обрести позор на всю жизнь. Зачастую девушки меньше всего хотят стать причиной семейной вражды, поэтому дают согласие на брак даже с нежеланным мужчиной.

Свадебные традиции

Свадебные традиции различались разнообразием. Например, у аварцев запреты на общение между юношами и девушками не давали порой возможности прямого признания в любви и предложения руки и сердца. Юноша, посетив дом своей избранницы, мог, уходя, оставить в нем шапку, кинжал или другой предмет, что однозначно расценивалось как предложение. Получив от девушки согласие, молодой человек посылал к ее родителям свою мать, сестру или другую родственницу для предварительных переговоров. Окончательно договариваться о свадьбе шли мужчины.

Интересно, что у многих народов сохранились обычаи связанные с брачной инициативой женщины .

У хваршин , чамалал , андийцев и лакцев , практиковался обычай, брачной инициативы женщин, по которому вдова или возрастная девица, открывала имя избранника и им мог быть даже женатый мужчина.

У хваршин и некоторых других народов дело обстояло еще жестче: девушка могла сама прийти в дом мужчины даже женатого и объявляла, что никуда отсюда не уйдет. И поверьте, ее никто и не выгонял. По этой причине многоженство в то время было частым явлением у хваршин .

Безусловно, проявление женской свободы в выборе мужа не совсем вписывается в гендерную роль и стереотип кавказской, да и не только кавказской женщины. По всей видимости, брачная инициатива женщин — это отголосок древнейших обычаев автохонного населения Кавказа.

Кража коней

Издревле отношение к конокрадству на Кавказе считалось доблестью джигита. Украсть коня, особенно у врага, было большой удалью для джигита. Конокрадство нередко использовалось как средство ведения войны, а также как инструмент осуществления кровной мести.

Знаменитый советский и российский писатель Фазиль Искандер в одном из рассказов упоминает о том, как горцы с гордостью говорили о своих конях, что те являются не купленными или подаренными, а ворованными.

Однако с появлением ислама на Кавказе, данная традиция стала подвергаться суровому наказанию. Конокрадов стали ограничивать в правах. Например, в Кабарде их превращали в изгоев. У собственной лошади конокрада обрезали хвост, после чего он имел право ездить только на бесхвостых лошадях. Это было как клеймо. Запрещалось принимать от людей, замеченных в конокрадстве, какие-либо подарки, а также употреблять мясо украденного скота в пищу.

Кровная месть

Аварцы соблюдали обычай кровной мести . Причинами кровной мести, кроме убийства, были нарушение брачного обещания, похищение людей, супружеская неверность, осквернение домашнего очага. Хотя по нормам обычного права (адата) месть должна была быть эквивалентной, в действительности потерпевшая сторона (родственники убитого или оскорбленного) часто стремилась воздать сторицей, что вело к бесконечной цепи взаимных убийств, так как срока давности кровная месть не имела.

Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и вес это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась - в случае непримирения - лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.

"Адат" - "обычай" (араб. 'ада, мн. ч. "адат") - у мусульман Кавказа, как и в других регионах исламского мира, комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, не отраженных в шариате. Употребляется в трех основных значениях: обычное право, суд по обычному праву, неправовой обычай. В ходе постепенной исламизации региона в VII-XVIII веках понятие адата из арабского языка (через персидский и тюркские) вошло в общественно-политическую и правовую лексику кавказских народов. В письменных источниках на Кавказе и устной речи местных мусульманских народов встречаются менее употребляемые синонимы адата на арабском (урф, раем, хакк, 1адл), тюркских (тюре) и кавказских языках (авар. батль, дарг. зега, чечен. и ингуш. кхел и многие другие).

В первой половине XIX века российские военные начали составлять своды адата со слов его знатоков. В 1825 г. были письменно зафиксированы нормы адата в Кабарде, в 1843 г. подготовлен сборник адата Чечни и Малой Кабарды, в 1845 г. записаны адаты Адыгеи. В 1865 и 1866 гг. подобная работа была проведена в горных округах Дагестанской области. В ее осуществлении большую роль сыграл будущий генерал-губернатор Дагестана А.В.Комаров. Со второй половины XIX в. началось этнографическое изучение кавказского адата. Основная масса полевых материалов была собрана в XX веке. В советское время особое внимание уделялось неправовым обычаям. В созданные таким образом сводные описания адата вкрались серьезные ошибки. Главные из них - ложное утверждение о бесписьменности кавказского адата, игнорирование его локальных различий, подмена местных юридических понятий российскими. В этнографических описаниях плохо отражены правовая и особенно судебная сферы применения адата.

Несмотря на существенные различия в местной юридической практике мусульман Восточного Закавказья, Северо-Восточного и Северо-Западного Кавказа, можно выделить ряд общих черт адата в регионе. До русского завоевания источником обычного права был прецедент. Аадат опирался на решения судьи (хаким), сельского суда (махкама) или схода (араб. джама'ат, адыг. хасэ), третейские соглашения (маслихат, от араб. маслаха; адыг. кхезж). По форме суд был прост, в нем не было ни обвинителей, ни защитников. Кроме дел по изнасилованиям и оскорблениям женщин, иски разбирались гласно на центральной площади селения или в мечети. Процесс всегда носил обвинительный характер. Судоговорение проходило на родном языке, но постановления адата на Северо-Восточном Кавказе и в Закавказье записывались только на арабском. Чтобы придать документу юридическую силу, в нем часто приводили имена свидетелей (араб. шухуд, ед. ч. шахид), айаты Корана, реже участники процесса ставили свои печати и подписи. Документы адата хранились в библиотеках мечетей и местных правителей. Наиболее важные из них выбиты на стенах общественных зданий. На Северо-Западном Кавказе до позднего средневековья приговоры судов по адату обычно сохранялись изустно. С конца XVIII века официальным языком адата здесь стал русский.

Адат исходил из представления о коллективном характере преступления. Субъектом права в нем выступал не отдельный человек, а общественная группа, участвующая в выработке норм адата, - семья и клан (тухум, тайн), селение или союз селений, реже - ханство или другое политическое образование. Согласно адату любое правонарушение наносило ущерб всему местному обществу. Поэтому клан ответчика был обязан возмещать убытки, причиненные клану пострадавшего. В некоторых районах вместе с убийцей-кровником (тюрк. кайлы) изгоняли и его семью. Был широко распространен обычай шикиль - захват имущества в обеспечение долга. Существовал обычай очищения подозреваемого в преступлении совместной присягой его наиболее достойных родственников или односельчан. Присягу приносили на Коране или клялись в случае установления лжесвидетельства развестись с женой (хатун талак, кебин талак). Число соприсягателей в зависимости от серьезности дела колебалось от двух человек до нескольких десятков.

Адат был исключительно локальным правом. За пределами "своего" общества он терял юридическую силу. Под угрозой высоких штрафов горцам запрещалось обращаться в суд по адату "чужого" общества вне зависимости от того, принадлежало ли оно к мусульманам или нет. Наказание согласно адату основывалось на системе композиций - возмещении физического или имущественного ущерба штрафами (фидйа), выплачиваемыми скотом, зерном или деньгами. Размер штрафа зависел от пола, возраста и общественного положения потерпевшего. Наивысшими были пени за ущерб, нанесенный взрослым мужчинам из высших местных сословий - князьям (пши) и дворянам (тлекотлеш) в Кабарде, ханам и бекам в Дагестане, свободным общинникам (уздень) в Чечено-Ингушетии. Виновные в тяжелых правонарушениях, задевавших честь местного общества, кроме пени потерпевшему платили еще и штраф в пользу сельской мечети или местного правителя. Убийство по адату каралось кровомщением и выплатой "цены крови" (араб. дийо). Разрешалось убивать и расхищать имущество отце- и матереубийц, воров и прелюбодеев, застигнутых на месте преступления, а также лиц, изгнанных из местного общества и объявленных вне закона.

Неправовые обычаи кавказских мусульман касались в основном правил поведения в семье, обрядов, одежды и блюд народной кухни горцев. Они обнаруживают еще меньше сходства. Как и в правовой области, здесь выделяются три территориальные разновидности кавказского адата - закавказская, северо-восточная и северо-западная. Многие доисламские бытовые нормы адата (почитание стариков, сегрегация полов, клановая и аульная эндогамия, обрезание) не противоречили шариату и мирно уживались с ним после перехода горцев в ислам. Обычаи, расходившиеся с предписаниями шариата, вызывали критику со стороны мусульманских ученых ('улама') и юристов (фукаха'). Однако, поскольку процесс исламизации растянулся на Кавказе более чем на тысячу лет, изживание доисламского бытового адата шло крайне медленно. Еще в начале XIX века в Северо-Западном Дагестане и Чечне имаму Шамилю приходилось вводить шаровары в женскую одежду, запрещать употребление порицаемых шариатом мясных блюд и алкогольных напитков (буза), игру на музыкальных инструментах (барабан, бубен, зурна, чагана). Подобные нарушения бытовых правил шариата вплоть до XIX - начала XX в. встречались и в адате мусульман Северо-Западного Кавказа.

Борьба и взаимное приспособление исламских и неисламских норм определили развитие правового адата на Кавказе. Одни и те же суды (махкама, тюре, кхел, хасэ) рассматривали судебные иски и по обычному, и по мусульманскому праву. В руках местной мусульманской элиты (князей-ишм, ханов и беков, реже - кади) была сосредоточена судебная, законодательная и исполнительная власть. Более того, при разборе уголовных, поземельных и семейных дел нормы адата порой смешивались с предписаниями шариата. Ахмад ал-Йамани, Мухаммад ал-Кудуки и другие известные факихи XV-XVIII веков пытались запретить противоречащие шариату домусульманские обычаи - ишкиль, трехдневный грабеж имущества кровника, право родственников убитого выбрать себе кровника, если личность убийцы установить не удалось (джигка). Однако, несмотря на все усилия, полностью искоренить их долго не удавалось. Время от времени кади вынуждены были разрешать применение ишкиля по отношению к "чужим" обществам. В некоторых районах Нагорного Дагестана сохранился правовой обычай джигка.

До русского завоевания развитие местного права у мусульман Кавказа шло в форме рецепции норм шариата в адате. На сельских сходах принимали постановления о переходе к мусульманскому праву (фикх) при разборе определенных категорий судебных дел. Пик этого процесса в Восточном Закавказье и Южном Дагестане пришелся на Х-ХП века. В Центральном Дагестане исламизация обычного права была в основном завершена к XV-XVI века. На северо-западе Дагестана и в Чечено-Ингушетии это произошло гораздо позже, в течение XVIII века, а в Кабарде, Адыгее и Абхазии только в самом конце XVIII - первой трети XIX века. Ко времени присоединения Кавказа к России сферы применения законов адата и шариата были относительно разграничены. Первый обычно использовался при решении уголовных дел и поземельных тяжб по поводу общинных владений (араб. харим). В ведение шариата перешло гражданско-семейное и отчасти поземельное право (частносемейная и мечетная собственность - мулк и вакф). При этом мусульмане-шииты Восточного Закавказья следовали предписаниям джафаритского мазхаба, на Северо-Восточном Кавказе с XII-XV веков господствовал шафиитский, а на Северо-Западном Кавказе и среди ногайцев - ханафитский толк фикха.

Государственные реформы, начавшиеся на Кавказе в XIX веке и с некоторыми перерывами продолжающиеся поныне, определили дальнейшую судьбу обычного права и суда согласно адату. Первую попытку кодификации адата в 1837-1847 годах предпринял имам Шамиль (1834-1859). На подвластных ему территориях Нагорного Дагестана, Чечни, Кабарды и Адыгеи была создана единая трехступенчатая иерархия судов (махкама), решавших дела по шариату и адату. Над сельскими кади были поставлены муфтии наибств (от араб, наиб - "глава", "управитель")- основных административных единиц имамата. Высшей судебной властью обладал сам имам, принимавший апелляции на решения местных судов. Изданные Шамилем фатвы и постановления собиравшихся при нем Советов местных факихов, известные как Низам Шамиля, последовательно проводили линию на искоренение противоречащих шариату уголовных и гражданско-семейных норм адата, установление равенства всех мусульман перед законом, развитие понятия об индивидуальной ответственности за совершение преступления. При Шамиле продолжалось принятие новых правовых норм адата.

После разгрома имамата российские власти провели на Кавказе новые судебно-правовые реформы. В 1860 г. для кавказских мусульман было учреждено военно-народное управление. Его центр располагался в Тифлисе. Во главе бывших ханств или "вольных обществ", превращенных в округа и участки, были поставлены российские офицеры, обязанные судить при помощи прежнего административного аппарата "по народным обычаям" (т.е. согласно адату). Были запрещены лишь некоторые противоречившие уголовным законам Российской империи нормы адата (кровная месть, ишкиль, джигка). Полностью осуществить эти реформы в Кубанской и Терской областях, а также в присоединенных к России в 1878г. Карсской области и Батумском округе Кутаисской губернии в Закавказье помешал массовый выезд (мухаджирство) мусульман Северо-Западного Кавказа и Закавказья в Османскую империю и заселение их земель выходцами из России. В полную силу военно-народное управление действовало в 1860-1917 годах только на большей части территории Дагестанской области, где была создана единая иерархия сельских словесных, окружных и Дагестанского народных судов. Продолжали приниматься и записываться новые правовые нормы адата.

На советском Кавказе государство стало бороться с обычным правом, видя в нем "реакционный феодально-патриархальный пережиток", орудие классовой и колониальной эксплуатации горцев-мусульман, унаследованное от "старого режима". Уже в 1918г. словесные и народные суды были заменены шариатскими, а во второй половине 20-х гг. - советскими народными. Первоначально были разрешены медиаторские суды, земельные и примирительные комиссии, судившие поземельные споры и кровную месть согласно местному адату, но к началу 1930-х гг. они повсеместно были запрещены. В 1928 г. на Северный Кавказ было распространено действие X главы Уголовного кодекса (УК) РСФСР "О преступлениях, составляющих пережитки родового быта". Эта глава сохранилась в последующих изданиях УК РСФСР вплоть до УК 1960г. Аналогичные разделы вошли в УК Азербайджанской и Грузинской ССР. Обращение к правовым нормам адата наравне с кровомщением и ишкилем (барамта) приравнивалось к тяжелым уголовным правонарушениям.

На рубеже 1950-60-х гг. государственная политика по отношению к правовым и неправовым адатам вновь изменилась. Советская власть попыталась опереться на "полезные национальные адаты". В 1957-1962 гг. при возвращении на Северный Кавказ насильно депортированных в 1944 г. чеченцев и ингушей кровников вызывали в восстановленные в эти годы примирительные комиссии и брали с них подписку о прекращении вражды. В 1960-80-е годы во всех северокавказских автономиях при сельских, а в некоторых местах и районных советах были созданы советы старейшин. Их задачей было помогать народным судам и сельсоветам в поддержании общественного порядка в колхозах и совхозах, урегулировать столкновения между его членами, по возможности предупреждать случаи кровной мести, следить за поддержанием в порядке дорог, оросительных каналов, сельских клубов и не допускать расхищения колхозной собственности.

В 1990-е годы власти северокавказских субъектов Российской Федерации перешли к политике возрождения местного адата. Этой задаче должны служить республиканские законы "О сельской общине", "О сельском самоуправлении" и "О третейских судах", принятые в 1995-1997 годах в Адыгее, Дагестане, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании. В декабре 1997 г. ингушский президент Р.Аушев подписал "Закон о мировых судьях", согласно которому разрешено использование обычного и мусульманского права при разборе мелких уголовных и гражданских правонарушений. Созданные в это время национальные партии и движения не раз пытались использовать нормы адата для урегулирования межэтнических конфликтов. В 1995 г. в Дагестане создано движение Маслиат (от араб, маслаха - "примирение"). В Махачкале издается одноименная газета. Однако пока попытки реанимировать кавказский адат как самостоятельную систему права не принесли ожидаемых результатов. Ни властям, ни общественным организациям не удалось создать дееспособные суды по адату и смягчить криминальную обстановку, резко обострившуюся после распада СССР в 1991 г.

История развития адата и особенно взаимоотношений между обычным и мусульманским правом на Кавказе пока еще плохо исследована. Большая часть источников не введена в научный оборот. С арабского языка на русский переведены и опубликованы отдельные своды и единичные судебные постановления по адату Северо-Восточного Кавказа. Абсолютно не изучены османские архивы, касающиеся судебной практики адата на Кавказе до русского завоевания и у переселенцев (мухаджиров) в Турции. В то же время в XIX-XX веках были собраны немаловажные архивные и полевые материалы, касающиеся самых различных областей адата. Крупнейшие собрания документов по адату находятся ныне в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и Центральном государственном архиве Республики Дагестан в Махачкале, Центральном государственном архиве Кабардино-Балкарской Республики в Нальчике, Центральном государственном историческом архиве Республики Грузия в Тбилиси, Российском государственном военно-историческом архиве в Москве, Петербургском отделении Архива РАН в С.-Петербурге. Немало арабских рукописей XVI-XX веков, касающихся адата, хранится в частных и мечетных собраниях Нагорного Дагестана.

Читайте также: