Что свидетельствовало о развитии письменности и распространении грамотности в древней руси кратко

Обновлено: 01.07.2024

Грамотность.

Многочисленные берестяные таблички из Новгорода (которые, к слову, находили и в других городах, но в куда меньшем количестве – в Торжке, Пскове, Москве, Смоленске, Старой Руссе; всё потому, что в Новгороде наиболее благоприятная почва для сохранения хрупкой берестяной грамоты) свидетельствует о том, что грамотность была распространена среди различных слоёв населения. К примеру, на картинке ниже зарисовка берестяной грамоты №752, любовного письма девушки к своему возлюбленному:

Итак, благодаря развитию церковного школьного образования среди самых различных социальных слоёв, грамотными были не только церковники, но и миряне (включая женщин). Судить об общем уровне грамотности мы не можем, естественно, но, очевидно, процент умеющего писать городского (подчеркнём) населения был высок. Да, всё вышесказанное касалось горожан, составлявших меньше 10% (точный процент мы и тут вычислить не можем) от общего населения. Село, при этом, оставалось неграмотным, а ведь подавляющее большинство людей (больше 90%) жило в деревне! Да и среди городского населения очень сомнительно, что все 100% могли писать и читать. Очень вряд ли, что доля владеющих грамотой превышала и 80% (хотя понятно, что все эти подсчёты – словно гадание на кофейной куще). Обо всём этом стоит помнить, когда мы говорим об уровне просвещённости и грамотности населения Руси и знакомимся с текстом берестяных табличек.

Принятие христианства в 988 г., ставшего официальной религией Киевской Руси, способствовало быстрому распрост­ранению письменности и письменной культуры. На Руси по­явилось большое количество переводной литературы религи­озного и светского содержания, при соборах и монастырях воз­никли первые библиотеки. Начала создаваться оригинальная русская литература — религиозная и светская (летописи, сло­ва, поучения, жития и др.)

Первые русские школы создавались в основном при монас­тырях, преподавало в них духовенство. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «луч-

Археологические раскопки середины ХХ в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты самого различного со­держания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками (надписи на камнях, крестах, оружии, посуде и т. п.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.

Монголо-татарское нашествие имело катастрофические по­следствия для русской культуры. Гибель населения, разруше­ние городов — очагов грамотности и культуры, разрыв связей с Византией и западными странами, уничтожение книжных богатств привели к понижению общекультурного уровня Древ­ней Руси. Хотя традиции письменности и книжности удалось сохранить, распространение грамотности было сосредоточено ^

В XVI веке возросло число высокообразованных людей как среди духовенства, так и среди светских лиц. Это были не только отдельные аристократы, но и люди умственного труда — деятели государственного управления, дипломатической служ­бы, военные, ученые-книжники. Высокая степень образован­ности в Древней Руси достигалась путем чтения книг или об­щения со знающими людьми. Благодаря деятельности этих людей развивались зачатки научных знаний, создавались ис­торические и литературные произведения, расшатывалась мо­нополия церкви на знания и образование. Некоторые мысли­тели XVI в. в России, посмевшие критиковать русскую право­славную церковь, были объявлены еретиками и казнены.

XVII в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, ожив­ление торгово-промышленной деятельности, усложнение сис­темы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей.

Распространение книг приобрело в этот период значитель­но более широкие масштабы. Стали составляться обширные библиотеки из русской и переводной литературы. Более ин­тенсивно работал Печатный двор, выпускавший не только ре­лигиозные произведения, но и книги светского содержания.

На протяжении XVII в. в Москве существовали и другие школы — в Немецкой слободе, при церковных приходах и мо­настырях, частные. При Аптекарском приказе получали ме­дицинское образование лекарские ученики.

Программа Славяно-греко-латинской академии была пост­роена по образцу западноевропейских учебных заведений. Ус­тавом академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, других светских наук. Многие учебные пособия были составлены Лихудами. В 1694 г. братья были отправлены в отставку, а академия постепенно потеряла свою роль центра образования и науки. Тем не менее, она внесла свой вклад в развитие просвещения, подготовив многих видных деятелей науки и культуры — Ф. Ф. Поликарпова, М. В. Ломо­носова и других.

В данной статье рассматривается история развития птсьменности и грамотности в Древней Руси в IX-первой трети XIII в.

ВложениеРазмер
pismennost_i_gramotnost_v_drevney_rusi_v_ix.docx 375.55 КБ

Предварительный просмотр:

Письменность и грамотность в Древней Руси в IX-первой трети XIII в.

Письменность на Руси появилась до принятия христианства Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.

Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла ) и Мефодия , создавших первую славянскую азбуку . Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит ( глаголицу ), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица , которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.).

Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.).

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи.

В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот — в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература в Древней Руси в IX-первой трети XIII в.

Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.

 Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание , произведения Иоанна Златоуста , Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произведения и хроники .

 Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:

К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература . Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.

Крещение Руси оказало большое значение на развитие древнерусской культуры.

1. Началось строительство храмов, вначале деревянных, а потом каменных в византийском крестово-купольном стиле.

2. Принятие христианства дало толчок к зарождению древнерусской живописи, которая носила в основном религиозный характер. Ко времени принятия Русью христианства в Византии уже давно сложились каноны — определенные правила изображения и размещения святых образов в интерьере храма.

3. С принятием на Руси христианства было связано широкое распространение письменности и образования. Материалом для письма служили пергамент и береста. Чтению и письму учились прежде всего священнослужители, они обучали грамоте желающих прихожан.

4. Принятие христианства и распространение письменности привели к созданию на Руси литературы, ставшей неотъемлемой частью ее духовного наследия.

2. Перечислите важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси.

Важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси:

- храм Успения Персвятой Богородицы (первый каменный храм на Руси);

- соборы Св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке;

3. Назовите жанры древнерусской литературы. Какие известные вам сочинения относятся к этим жанрам?

Жанры древнерусской литературы:

4. Что свидетельствовало о развитии письменности и распространении грамотности в Древней Руси?

О распространении письменности и грамотности свидетельствует:

- возникновение специальных училищ при храмах, где обучали грамоте;

- появление первых переводов с греческого языка на древнерусский;

- зарождение собственной литературы.

5. Что представляли собой древнерусские летописи? Какие сюжеты включались в их состав?

6. Каковы особенности древнерусской живописи, в чем состоит ее религиозный смысл?

Главной особенностью изобразительного искусства этого времени был его религиозный характер, что выражалось в изображении ликов святых в мозаиках и фресках (Христос-Вседержитель, Богоматери Оранты и др.). Кроме того, изображать святых можно было только по определенным канонам и правилам, созданным еще византийскими мастерами.

Согласны ли вы с такой оценкой искусствоведа? Приведите конкретные примеры памятников древнерусской архитектуры, которые подтверждали бы мнение И.Э. Грабаря.

Да, согласен. Для архитектуры Новгород была характерна:

- отсутствие пышных украшений;

- фресковые росписи интерьеров;

Например, Софийский собор в Новгороде имел значительно более суровый внешний вид по сравнению со своим киевским собратом. Он производит впечатление монолита, возвышающегося в центре Новгородского кремля. Интерьер храма был более строгим: жители северной Руси не любили блеска и роскоши византийской позолоты.

Появление письменности на Руси

Появление письменности на Руси связывают с Кириллом и Мефодием, создателями кириллицы. Именно Кирилл создал глаголицу, первый славянский алфавит, хотя второй, кириллица, её вытеснил. Впрочем, широкое распространение письменности и грамотности в Древней Руси началось после крещения Руси в 988 году князем Владимиром. Но письменность на Руси появилась в 863 году, то есть намного раньше, и это событие оказало огромное влияние на развитие древнерусской культуры.

Факты о Кирилле и Мефодии

Письменность на Руси до Кирилла и Мефодия

Существует теория о письменности в Древней Руси, существовавшей до Кирилла и Мефодия, но эта теория не имеет доказательств. Упоминания о подобной древнерусской письменности есть, причём в разных источниках, но эти источники трактуются по разному, ни одного письменного памятника той эпохи не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что первая славянская письменность могла представлять собой рунический алфавит. Современная наука ведёт отсчёт славянской письменности от Кирилла и Мефодия, а её первые сохранившиеся памятники относит к X—XI векам.

Письменность на Руси до Кирилла и Мефодия

Возможно, славянская письменность до Кирилла и Мефодия была рунической, но никаких неопровержимых доказательств самого факта её существования нет

Кириллица и глаголица

Кириллица была создана Кириллом и Мефодием, глаголица – Кириллом. В прошлом считалось, что кириллица старше, но позднее были обнаружены свидетельства того, что глаголица появилась первой. Однако, глаголица, созданная для перевода богослужебных текстов с греческого языка на церковнославянский, не получила в итоге широкого распространения, и её вытеснила кириллица. Впрочем, до наших дней в том или ином виде дошли литературные памятники Древней Руси, написанные на обоих этих алфавитах. У них обоих есть много общего, просто в кириллице глаголические символы были заменены на греческие.

Июльская революция

Июльская революция во Франции. Причины, события, итоги, участники, суть кратко.

Достижения Нового времени

Технические достижения Нового времени кратко. Наука и медицина.

Возникновение и распространение письменности на Руси

Славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием примерно в 863 году для перевода с греческого языка на старославянский религиозных текстов, но кириллица как таковая была, вероятно, создана их учеником Климентом Охридским в Болгарском царстве. Новая письменность распространялось медленно, отчасти из-за противодействия католической Церкви, которая запрещала богослужения на местных языках (католики используют латынь). Широкое распространение письменности на Руси началось после крещения Киевской Руси князем Владимиром. После этого события в Киев из Болгарии и Византии были привезены церковные книги на старославянском языке, ставшие образцами для новых книг.

Первая письменность на Руси

Первая славянская письменность – кириллица и глаголица

В основу кириллицы была положена греческая азбука, и поначалу она состояла из сорока трех букв, часть из которых имела и числовое значение. Буквы кириллической азбуки оказались более удобными при написании по сравнению с буквами глаголической, они имели более чёткие очертания, и для их написания требовалось меньше усилий. Со временем кириллица претерпела изменения, и количество ее букв уменьшилось до тридцати трех.

Появление письменности на Руси способствовало распространению книг. В те времена их переписывание было очень кропотливым, трудоемким процессом, на который нужно было затратить немало времени и сил. Книги ценились на весь золота и бережно хранились среди прочих богатств. Поскольку списывание книг считалось богоугодным делом, большинство трудов имело духовное содержание – светская литература появилась намного позднее. Древнейшей книгой, написанной кириллицей и сохранившейся до наших дней, является Остромирово Евангелие, датированное 1057 годом.

Читайте также: