Проект навстречу друг другу в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Тип проекта: социальный, долгосрочный, коллективный.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Сроки реализации проекта: с сентября по май 2011 год.

  1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
  2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Гипотеза: Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Цель проекта: Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания.

Проект реализуется в три этапа:

Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

– разработка положения о клубе;
– консультация для педагогов ДОУ “Система взаимодействия педагогов и родителей в группе”;
– опрос-диагностика родителей на выявление взаимоотношения родителей и детей по опроснику Марковской “Взаимодействие родителей и детей”;
– составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
– обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.

План организации мероприятий:

Заключительный этап реализации проекта (конец мая)

Подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что развитие дошкольника происходит в процессе взаимо­действия ребенка и взрослого. Фундаментом, на котором строится дальнейшая жизнь челове­ка, в первую очередь является семья, воспита­тельный институт, который оказывает влияние на развитие человека на протяжении всей его жизни.

Семья, по признанию учёных, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

Современная наука единодушна в признании приоритета семейного воспитания. Мир и хорошие взаимоотношения в семье – наиболее живительная почва для развития личности ребёнка. Однако доказано, что семейное воспитание не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности современного ребёнка. Эффективность возрастает, если оно дополняется системой дошкольных учреждений, при условии сотрудничества и взаимодействия.

Становление любых межличностных отношений проходит этап взаимного познания партнерами друг друга. В процессе взаимопонимания происходит постепенное приближение к потребностям и трудностям друг друга. Чем доступнее, понятнее друг для друга становятся педагог и родители, тем меньше настороженности, напряженности в их отношениях, связанных в первую очередь, с ощущением неизвестности, незнакомости. Эмоциональное переживание в период общения, как момент сопереживания внутреннему миру другого и открытия самого себя через общение – вот путь к которому мы пришли в работе с родителями.

Актуальность проекта продиктована требованиями модернизации Российского образования, так, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года за № 655, раскрывает федеральные Требования к структуре основной образова­тельной Программы дошкольного образова­ния, документ указывает на решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.

Реализация образовательных областей в соответствии с ФГТ, изменения в характере взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения связаны с признанием обществом и государством важной роли семьи воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

- Конвенция о правах ребенка,

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,

Концептуальные основы.

В основе проекта представлены концептуальные идеи:

- Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками (по теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода).

- Целостное развитие ребенка, т.е. единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуализации. (В.М. Крулехт)

Проблема. Современная семья, на данном этапе переживает кризисные явления, экономического, демографического и социально – психологического плана. Оказывается, что изменение и деформации, которые произошли в семье за последние десятилетия, не способствуют её прочности, неблагоприятно сказываются на семейных отношениях и воспитании детей. А именно:

- негативные качества личности и их проявления в поведении детей, которые возникают при дефиците любви, когда дети обделены и не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности;

- сложность детско–родительских отношений, поскольку в них наметилась тенденция пренебрежения родительскими обязанностями и проявления жестокости;

- безответственное отношение родителей к выполнению своих воспитательных функций, объединение и формализация контактов с ребёнком, исчезновение совместных форм деятельности;

- присутствие у молодого поколения особого опыта, пристрастий, привычек, своих нравственных принципов и ценностей (повышенный интерес к хорошей одежде, мебели, технике, машинам и т. д.).

Таким образом, отодвигаются на второй план освоение наиболее ценностных элементов отечественного и всемирного фонда культуры, что ведёт к духовному обеднению мира личности и воспитания детей.

Эти проблемы неблагоприятно сказываются на психологическом климате семьи, на воспитательной позиции родителей.

1.2 Цели и задачи проекта

Цель: Оказание социально-педагогической помощи семье через взаимодействие и сотрудничество его участников (ребенок- родитель- педагог).

Задачи:

1. Создание условий для психологического благополучия и здоровья детей.

2.Развивать познавательные способности, коммуникативные навыки, творческое мышление, воображение.

3. Формировать предпосылки поисковой деятельности.

4.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, готовности к взаимопомощи и сочувствию, стремление находить самостоятельные пути справедливого и гуманного разрешения возникших проблем.

2. Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

1.Изучение новых технологий, направленных на взаимодействие детей и родителей на основе сотворчества.

2. Создание условий для общения диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.

Гипотезой проекта является предположение о том, что система работы по взаимодействию и сотрудничеству с семьей посредством внедрения нетрадиционных форм совместной проектно-игровой и продуктивной деятельности ребенка и взрослого будет способствовать:

1.3 Ожидаемые результаты

1.Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

2.Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, творческого мышления, творческого воображения.

3.Формирование предпосылок поисковой деятельности.

4.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, готовности к взаимопомощи и сочувствию, стремление находить самостоятельные пути справедливого и гуманного разрешения возникших проблем.

1. Обеспечение психологического благополучия в семье.

2. Развитие системы мероприятий для работы с родителями.

2. Повышение родительской активности в совместной деятельности с детьми.

1. Использование новых технологий, направленных на взаимодействие детей и родителей на основе сотворчества.

2. Обеспечение условий для общения диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.

1.4 Принципы:

Богатый исторический опыт выделяет принципы, которые несут определённую совокупность педагогических идей, значимых для личностного становления и социального развития ребёнка.

Принцип развития – отражает взаимосвязь всех сторон личностного развития ребёнка.

Принцип природосообразности воспитания – основан на понимании взрослым врождённых черт ребёнка (Я.А.Коменский), учёте его возрастных, индивидуальных особенностей, воспитании природой, использовании её благотворной силы (Ж.Ж. Руссо).

Принцип взаимодействия – подразумевает взаимодействие систем: ребенок – педагог, родители – ребёнок, педагог – родители (К.Д.Ушинский, Н.Толстой, П.Ф. Каптерев).

Принцип доверительного сотрудничества – рассматривается как показатель успешности и завершённости образовательного взаимодействия, развивающего личность конкретного ребёнка.

Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.

Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.

Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.

Совокупность данных принципов, определяет подход взрослого к ребёнку, к личности как главной ценности общества.

Таким образом, цель дошкольного образовательного учреждения направлена на то, чтобы создать условия для социально – эмоционального благополучия детей, родителей, пробудить гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Раздел 2

2.1 Механизм реализации

Перспективный план реализации проекта

Организацию по реализации проекта, рассматриваем как процесс поэтапного развития субъектов: работа с родителями-детьми.

Создавая благоприятные условия для полноценного сотрудничества семьи и ДОУ, формируется активная жизненная родительская позиция, повышается внутренняя мотивационная потребность родителей и педагогов в целенаправленном создании воспитательно-образовательного пространства для полноценного личностного развития детей, компетентность в вопросах воспитания, конкурентоспособность ДОУ.

Содержимое публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Актуальность

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что развитие дошкольника происходит в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Фундаментом, на котором строится дальнейшая жизнь человека, в первую очередь является семья, воспитательный институт, который оказывает влияние на развитие человека на протяжении всей его жизни.

Семья, по признанию учёных, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

Современная наука единодушна в признании приоритета семейного воспитания. Мир и хорошие взаимоотношения в семье – наиболее живительная почва для развития личности ребёнка. Однако доказано, что семейное воспитание не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности современного ребёнка. Эффективность возрастает, если оно дополняется системой дошкольных учреждений, при условии сотрудничества и взаимодействия.

Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую связано с характером взаимодействия семьи и дошкольной организации. Тем более что без родительского участия процесс воспитания невозможен или, по крайней мере, неполноценен.

Проблема проекта – как заинтересовать родителей участвовать в жизни детского сада и повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

Гипотеза проекта заключается в создании условий, благоприятствующих диалогу, общению детей, родителей и педагогов, организация их совместной деятельности. Создавая благоприятные условия для полноценного сотрудничества семьи и ДОУ, формируется активная жизненная родительская позиция, повышается внутренняя мотивационная потребность родителей и педагогов в целенаправленном создании воспитательно-образовательного пространства для полноценного личностного развития детей, компетентность в вопросах воспитания, конкурентоспособность ДОУ.

Цельпроекта:повышение родительской компетентности и заинтересованности в воспитательно-образовательном сотрудничестве семьи и ДОУ.

Совершенствовать формы взаимодействия семьи и ДОУ по трем направлениям – воспитанники, педагоги, родители.

Активизировать участие родительской общественности в жизни ДОУ.

Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, социально-психологическую готовность родителей и педагогов к саморазвитию.

Привлекать родителей к обмену опытом воспитания (презентовать семейные традиции, поделки, альбомы).

Формировать родительскую ответственность в вопросах воспитания и обучения детей.

Основные принципы:

достоверности информации (информация должна опираться на научные, правовые, психологические, педагогические факты);

практико-ориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть доступной для использования);

взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями воспитанников);

всестороннего развития личности;

гуманизации отношений и общения;

преемственности семьи и ДОУ в формировании психолого-педагогической культуры родителей и всестороннем развитии ребенка.

Ожидаемые результаты – адекватное, положительное, тесное сотрудничество с родительским сообществом, высокая конкурентоспособность учреждения, участие родителей в жизни дошкольной организации.

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, творческого мышления, творческого воображения.

Формирование предпосылок поисковой деятельности.

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, готовности к взаимопомощи и сочувствию, стремление находить самостоятельные пути справедливого и гуманного разрешения возникших проблем.

Обеспечение психологического благополучия в семье.

Развитие системы мероприятий для работы с родителями.

Повышение родительской активности в совместной деятельности с детьми.

Использование новых технологий, направленных на взаимодействие детей и родителей на основе сотворчества.

Обеспечение условий для общения диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.

- имеются кадровые ресурсы для проектирования содержания проекта и его реализации: педагогический коллектив стабильный, обладает глубокими традициями.

Вид проекта: практико-ориентированный

Длительность проекта: долгосрочный

Ориентированность проекта: на педагогов, воспитанников, родителей.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Основные направления проекта

Диагностическое,цель которого – установление контакта с родителями и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей деятельности.

Образовательное (информационное) – соединяет в себе передачу знаний о детской психологии, формах и методах воспитания и развития ребенка в семье, индивидуально-типологических особенностях личности ребенка.

Образовательное направление включает в себя различные формы работы.

Индивидуальные формы взаимодействия с родителями: и ндивидуальные беседы ; п осещение семьи на дому; индивидуальные консультации; анкетирование.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями: родительские уголки ; в ыставки, вернисажи детских работ; памятки для родителей; папки–передвижки; родительская газета; видеосъёмка ; б рошюры; б юллетень; доска объявлений; ящик идей и предложений.

Информационно-коммуникационные формы взаимодействия с родителями : пр езентация учреждения дошкольного образования; блог; веб-фо́рум; форум; онлайн-семинар; зум конференции, вебинар; сайт, электро́нная по́чта, ватсап, вайбер.

Практическое направление содержит такие формы и метолы работы, которые способствуют формированию и закреплению эффективных навыков взаимодействия с ребенком, предоставляют возможность активного самопознания и познания ребенка.

Этапы проекта

Сроки, цель, задачи, содержание

Сентябрь 2020 г.

Организация условий для реализации мероприятий проекта

2. Определить актуальность выбранной темы, цель, задачи, условия реализации, приоритетных направлений.

Разработка перспективного плана мероприятий, проводимых в рамках проекта.

Октябрь 2020 г. – май 2024 г.

Практическая реализация проекта

Подготовка и проведение мероприятий, отраженных в перспективном плане по блокам.

Реализация мероприятий по блокам, соответствующим направлениям проекта

Август – октябрь 2024 г.

Оформление результатов реализации проекта.

Демонстрация результатов деятельности в рамках проекта посредством СМИ, выставок, семинаров-практикумов, мастер-классов.

Диссеминация опыта на различном уровне.

Ноябрь – декабрь 2024 г.

Адекватная самооценка результатов проекта

Подвести итог проведенной деятельности в рамках проекта.

Определить сильные и слабые стороны проекта.

Наметить дальнейшие перспективы сотрудничества с семьями воспитанников.

Разработка проекта программы на дальнейшее сотрудничество и взаимодействие с семьями дошкольников на заседании творческого совета педагогов.

Содержание проекта

Направления реализации проекта, мероприятия, сроки исполнения, исполнители

Работа с родителями

1. Психологическое консультирование.

2020-2024 гг., согласно годовому плану ДОУ.

Родители, старший воспитатель, педколлектив, администрация.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогического коллектива

2. Теоретические семинары (примерные темы):

1 раз в квартал, согласно годовому плану ДОУ.

Старший воспитатель, педколлектив.

Создание адекватной воспитательно-образовательной творческой среды в ДОУ и дома для полноценного развития у детей самостоятельности, инициативы:

Проведение совместных субботников.

Участие родителей и педколлектива в косметическом ремонте, дизайне групп, участков.

Местный бюджет, внебюд. средства, целевые средства

Воспитанники, родители, сотрудники ДОУ

Проведение совместных праздников, мероприятий, развлечений.

Участие в детско-родительских конкурсах, выставках, презентациях.

2020-24 гг., согласно годовому плану работы ДОУ.

Воспитанники, родители, педколлектив, администрация.

Механизм определения результатов

Анкетирование среди родителей об удовлетворенности организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Повышение профессионального уровня педагогов ДОУ по результатам аттестации.

Показатель рейтинга ДОУ среди дошкольных учреждений города.

Наличие дидактического материала по теме, финансовой отчетности по использованию финансовых средств, используемых для реализации проекта.

Создание банка данных методического сопровождения проекта.

Список используемой литературы

Конончук О.Ю. Навстречу друг другу. Психолого-педагогическая программа по работе с родителями. – М. 2019. – 112 с.

От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. -336 с.

Вид проекта - Психолого-педагогический

Участники - Дети, воспитатели, родители

Новизна технологии заключается в создании условий благоприятствующих диалогу, общению детей, родителей и педагогов, организация их совместной творческой деятельности

Современная семья, на данном этапе переживает кризисные явления, экономического, демографического и социально – психологического плана. Изменение в семье, которые произошли за последние десятилетия, неблагоприятно сказываются на семейных отношениях и воспитании детей. А именно:

- негативные качества личности и их проявления в поведении детей, которые возникают при дефиците любви, когда дети обделены и не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности;

- сложность детско–родительских отношений, поскольку в них наметилась тенденция пренебрежения родительскими обязанностями и проявления жестокости;

- безответственное отношение родителей к выполнению своих воспитательных функций, объединение и формализация контактов с ребёнком, исчезновение совместных форм деятельности;

- присутствие у молодого поколения особого опыта, пристрастий, привычек, своих нравственных принципов и ценностей (повышенный интерес к хорошей одежде, мебели, технике, машинам и т. д.).

Цель: Оказание социально-педагогической помощи семье через взаимодействие и сотрудничество его участников (ребенок- родитель- педагог).

1. Доставить взрослым и детям радость от взаимодействия друг с другом в двигательно-игровой деятельности.

3. Развивать познавательные способности, коммуникативные навыки, творческое мышление, воображение.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, готовности к взаимопомощи и сочувствию, стремление находить самостоятельные пути справедливого и гуманного разрешения возникших проблем.

5. Создание условий для психологического благополучия и здоровья детей.

6. Развивать различные психические процессы у детей, тактильную чувствительность.

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

2. Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, творческого мышления, творческого воображения.

3. Формирование предпосылок поисковой деятельности.

4. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, готовности к взаимопомощи и сочувствию, стремление находить самостоятельные пути справедливого и гуманного разрешения возникших проблем.

1. Обеспечение психологического благополучия в семье.

2. Развитие системы мероприятий для работы с родителями.

3. Повышение родительской активности в совместной деятельности с детьми.

1. Использование новых технологий, направленных на взаимодействие детей и родителей на основе сотворчества.

2. Обеспечение условий для общения диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.

I этап предварительный

1. Анкетирование родителей и детей

3. Беседа с родителями о значимости совместных творческих занятий.

II этап практическая работа. Проведение совместных мероприятий

2. День открытых дверей.

III этап результаты проектной деятельности

1. Более глубокое видение и понимание своего ребёнка, доверие к нему, эмоциональная отзывчивость.

2. Осознание потребностей ребёнка для его комфортного психофизического развития.

3. Осознание собственных психофизических проблем и их влияние на взаимоотношения с ребёнком.

4. Ощущение готовности к внутренней перестройке и перестройке отношений с ребёнком.

Читайте также: