Что сальери не может простить моцарту кратко

Обновлено: 28.06.2024

Сальери был композитором. С детства он любил искусство и часто наслаждался тем, как звучит орган в церкви, после чего начал заниматься и сам. Со временем, благодаря упорству и труду, он сумел достичь успеха, им начали восхищаться. Сальери всегда радовался успехам других музыкантов и никогда никому не завидовал. Но позже в нем начало прорастать зерно зависти, когда его затмил талант Моцарта.

Однажды Моцарт по дороге к Сальери встречает слепого музыканта. Скрипач исполнял произведение Моцарта. Его забавляет, как фальшивит музыкант. Он решил посмеяться с другом и привел его с собой. Но Сальери не оценил шутку, для него подобные насмешки над искусством были неприемлемы. Он прогнал старика, а Моцарт заплатил музыканту, чтобы слепой выпил за его здоровье.

Увидев, что Сальери без настроения, Моцарт пытается уйти, но Сальери останавливает его и просит Моцарта сыграть то, что он сочинил. Моцарт начинает играть, произведение, которое написал ночью, и рассказывает о своих чувствах, которые он испытал, пока создавал его. Сальери был восхищен, но еще больше в нем взыграла зависть. В тот момент, ему начинает казаться, что Моцарт несет опасность для искусства. Сальери решает отравить молодого композитора ядом.

Главные герои и их характеристика:

  • Сальери – талантливый пожилой композитор, который долго и упорно шел к успеху. Решает из зависти отравить Моцарта, которому все давалось легко благодаря таланту.
  • Моцарт – молодой музыкант, не осознающий своей гениальности, очень талантливый, погибает от рук завистливого Сальери.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Старик со скрипкой – слепой уличный музыкант, который фальшиво играет произведение, написанное Моцартом.
  • Человек в черном – образ, предвещающий кончину Моцарта, этот человек заказал композитору Requiem. Моцарт чувствовал присутствие этого загадочного человека и перед своей смертью исполняет заказанный ему Реквием.

Сцена I.

Сальери – получивший признание музыкант. Он родился с любовью к искусству, и размышляет как трудолюбиво и упорно развивал свой талант в музыке. Насколько ему тяжело далось то, что он имеет сейчас. Он делал упор не на дар, а воспринимал искусство, как обычное ремесло.

Пушкин

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Спустя какое-то время, его затмевает молодой талантливый Моцарт, который был беспечным гулякой и все ему давалось легко, без особых усилий. Этот композитор быстро стал популярным благодаря своему таланту. Сальери начинает завидовать Моцарту, хотя они успели стать друзьями.

К Сальери заходит веселый Моцарт, он привел с собой слепого старика скрипача. Композитор встретил его по дороге к другу. На улице, где он фальшиво исполнял арию из оперы, написанную Моцартом. Он просит уличного музыканта снова исполнить это произведение, чтобы слышать мненье Сальери.

Моцарт усаживается за фортепиано и начинает исполнять новую пьесу. Сальери был безумно восхищен тем, как смело и хорошо у него получается, и зависть еще сильнее разгораться в композиторе, и появляются в его голове черные мысли.

Сцена II.

Во течение трапезы в трактире Сальери замечает, что Моцарт молчит и хмурится. Молодой композитор делится своими переживаниями о том, что был у него загадочный человек в черном. Он лишь заказал сочинить Requiem и скрылся.

Моцарту не очень-то хотелось его отдавать, так как произведение получилось очень хорошим. Но его терзает тревога, что этот заказ был неким знаком судьбы.

Моцарт и Сальери

Сальери подсыпает яд в стакан Моцарту, он выпивает, и отправляется показать другу свое творение. Он усаживается за фортепиано и начинает играть тот самый Requiem. Сальери испытывает бурю эмоций и от музыки, и от того, что он сделал и не может сдержать слезы.

Моцарт почувствовал, что ему стало плохо и уходит из трактира, оставляя Сальери одного. Композитор понимает, что чувство зависти никуда не ушло. Он думает над словами Моцарта, что гений со злодейством не совместимы, и ведь выходит, что он не гений, и сам пытается это отрицать.

Кратко об истории создания произведения

Сальери приглашает Моцарта в трактир на обед. Потом остается один и мысли его лишь об одном: Моцарта нужно остановить. Эта райская птица, залетевшая на землю, не оставит после себя учеников. Само искусство меркнет на фоне Моцарта. Пока он жив – все честные ремесленники от музыки не будут знать покоя. Какой человек осмелится творить при Моцарте? Уже восемнадцать лет Сальери носит при себе яд – прощальный дар его возлюбленной Изоры. Ни против себя, ни против врага он его не употребил. Надежда и любовь к музыке его останавливали. И вот цель найдена. Моцарт, враг и друг, сегодня примет яд.

Моцарт пьет за их дружбу, а после играет свой трагический Реквием. Сальери плачет. Моцарт замечает, что чувствовать музыку – дар не менее ценный, чем сочинять ее. Они прощаются. Сальери задумывается: раз он злодей, значит, не может быть гением? А как же слухи, что великий художник Бонаротти (Микеланджело), творивший в Ватикане, убил натурщика (чтобы точнее передать предсмертные страданья)? Неужели это ложь? Неужели он, Сальери, не гений?

Сюжет

Отзыв

Зависть убивает душу и совесть. Человек не должен судить другого, тем более присуждать его к смерти. Гений и зло сочетаются куда реже, чем зло и бездарность. Трудом добытая слава не ценнее той, что приобретена даром свыше. У каждого свой путь и в жизни, и в творчестве (работе). Рациональное, приземленное всегда противостоит небесному, вдохновенному.

Мучительные противоречия Сальери связаны с решением
вопросов о соотношениях ремесленничества и
гениальности, праздности и труда, жизненной легкости и
смертной тяжести.
Для Моцарта гармония мира в неразрывном
взаимопроникновении высокого и низкого,
смешного и грустного, бытового и бытийного,
искусства и жизни.
Он носитель пушкинской идеи о том, что гениальность -
дар свыше, гениальность -спутница добра.
Гуманистический смысл трагедии в том, что никакое
злодеяние не может быть оправдано даже высокими
целями.

Сближает их любовь к музыке и понимание её,
а разъединяет
различное ощущение предназначения музыки и зависть
Сальери к гению Моцарта.
Сальери мнит себя жрецом-аскетом для которого невозможны
несерьезные выходки и веселый смех. Он отрицает мир.
Моцарт же, весь соткан из легкости и приятия жизни, он принимает
весь мир в себя, не отгораживается от него - и в этом источник его
постоянного вдохновения.

еще ребенком полюбил музыку,
услышав в церкви орган.
Он отверг все науки и детские забавы, посвятил себя искусству.
Сальери в совершенстве освоил технику игры на музыкальных
инструментах, досконально изучил теорию.
Только овладев всеми тайнами и приемами, Сальери начал
сочинять сам.
Первые произведения он безжалостно сжигал.
Наконец, после долгих трудов, композитор добился признания.

Сальери уверен, что никогда не унижался до зависти.
Но сейчас в среде композиторов появился не просто
талант, а гений. Несправедливо, когда подобные высоты
даются не за многолетние труды, не за любовь и самоотречение,
а при рождении.
Так повезло пустому и праздному гуляке-Моцарту,
считает он.

Моцарт считает Сальери другом, поэтому принес ему
новое сочинение. По дороге возле трактира Моцарт
увидел слепого скрипача, который играл его произведения.
Уличный музыкант сильно фальшивил, что Моцарту
показалось забавным. Он привел скрипача с собой и
предлагает Сальери послушать его.
Сальери возмущен, что скрипач коверкает
гениальную музыку. Он прогоняет старика.
Ночью Моцарта посетили несколько мелодий.
Одну из них он и представляет на суд Сальери.
Хозяин дома потрясен: как можно, написав столь
гениальную музыку, слушать фальшивую игру
слепого скрипача.
Сальери упрекает Моцарта в том, что тот не знает
себе цену, называет его Богом.

Сальери рассуждает о том, что он должен остановить
Моцарта, чтобы на его фоне другие композиторы
не выглядели так жалко.
Великий талант бесполезен, ведь ни один человек не
сможет подняться до него, как бы ни старался.
Моцарт, словно ангел, случайно залетевший к смертным
с небесной вышины.
Ему пора вернуться в свой рай.

Сальери вспоминает о яде-последнем даре его
возлюбленной. Много раз он испытывал искушение
воспользоваться им, мечтая прервать свою жизнь,
но уже восемнадцать лет продолжает носить с собой.
Сальери все надеялся, что придет время, когда
этот яд будет нужнее.
И, похоже, этот день настал.
Сегодня последний дар любви перейдет в чашу дружбы.
Он прощается с Сальери.
Убийца остается один и в смятении повторяет слова
о гении и злодействе.
Он – не гений?
Завистник не хочет верить в правоту отравленного друга.
Он в ужасе вспоминает об убийстве, которое приписывают
Микеланджело.
Была ли это правда?

В пьесе композитор Антонио Сальери мучительно завидует своему коллеге Моцарту. Но главное не это. Сальери не понимает, за что Бог дал беспечному гуляке Моцарту священный дар — сочинять бессмертную музыку, в то время как усердный Сальери обречён оставаться в его тени.

Во времена Пушкина спорили о вине Сальери, но реальный Сальери никого не травил. В конце XVIII века Сальери был признан больше Моцарта, и не имел оснований завидовать ему.

Однако, с подачи Пушкина, имя Сальери стало нарицательным. Так называют завистливого человека, способного на злодейство.

Пушкин Александр Сергеевич

По своей гениальности Пушкин напоминал Моцарта. Из-под пера великого поэта выходили вдохновенные строки так же легко, как и ноты гениального Моцарта. Тема зависти - этого разрушительного чувства, была близка и самому поэту.

Произведение раскрыть тему зависти, ее пагубное влияние на человека. Сальери убивает Моцарта, одержимый этим разрушительным чувством.

Моцарт — молодой композитор, одаренный от природы. Он пишет великолепную музыку радостно и легко. Его произведения гениальны.
Сальери — полная противоположность молодому композитору. Как и Моцарт, он пишет музыку, но Сальери - ремесленник, добившийся известности тяжким трудом. Он высокомерен, завистлив, безжалостен.

Сальери размышляет о своей жизни, о своей одержимой любви к музыке. Композитор обращается к своему детству. Он перебирает в памяти те впечатления, когда, стоя в церкви, слышал музыку, исполняемую на органе. И слезы умиления катились из его глаз. С ранних лет Сальери посвятил себя только одной музыке, отвергая все остальное. Праздность, легкие забавы юности были чужды ему.

Он признается себе, что сейчас завидует неистово и глубоко. Для гордого Сальери – это мучение. Он завидует гению, молодому Моцарту. Сальери не может понять, почему судьба оказывается благосклонной не к усердным труженикам, а к молодому Моцарту – беспечному гуляке?

В этот момент входит Моцарт. Он в веселом расположении духа. Моцарт говорит о том, что направился к Сальери показать новую музыку, но тут его рассмешил трактирный скрипач, игравший его арию. Он привел музыканта к Сальери и потешаясь над его игрой. Моцарт заводит музыканта, который начинает играть. Молодой композитор хохочет от всей души, слушая его фальшивую игру.

Сальери возмущен, он гонит старика прочь. Игру скрипача он считает кощунственной, поскольку тот искажает гармонию. Старик уходит, получив вознаграждение от Моцарта. После чего молодой композитор исполняет свое новое произведение, написанное этой ночью.

Сальери восхищен красотой звуков. Он удивляется, что, написав такой гениальный труд, Моцарт мог отвлекаться, останавливаясь у трактира. Он видит в Моцарте бога. Молодой композитор смеется, не сознавая своего величия. Он лишь отшучивается, говоря, что голоден.

Сальери достает пузырек с ядом – давний подарок его близкой знакомой. Композитор не ценил жизнь, ощущая рану и глубокую обиду внутри себя. Но в глубине его души еще теплилась надежда. Он ждал творческого восторга и вдохновения, но вместо этого Сальери нашел для себя только злейшего врага.

Сейчас час пробил, обиженный на жизнь человек всыплет гениальному Моцарту яд.

Два композитора сидят в трактире. Моцарт говорит о том, что ему не дает покоя один случай. Недавно его посетил человек, одетый в черное, и сделал заказ на Реквием. Это произведение уже готово, но черный человек больше не пришел. Моцарт особо не расстроился – это произведение отдать бы ему было жаль.

После этого Моцарт стал испытывать сильную тревогу – этот человек чудился ему повсюду. Везде он видит черного человека или его тень. Он есть даже в этом трактире, сидит третьим рядом с ними.

Сальери старается отвлечь молодого гения от тягостного предчувствия. Он видит в этих страхах ребячество, предлагает перечитать произведение великого Бомарше.

Сальери испытывает противоречивые чувства. Ему и радостно, и тяжело. Он чувствует, что избавился от чего-то мучительного и больного. Вдруг Моцарт испытывает сильное недомогание и покидает Сальери. Отравитель, оставшись один, раздумывает над словами Моцарта о несовместимости понятий гениальности и злодеяния. Сальери пытается выяснить, гений ли он?

Пушкин считал, что гениальный человек с его чувством гармонии, творящий великолепие и красоту, не может совершить серьезного злодеяния. Именно эту мысль он вкладывает в рассуждения Моцарта. Исходя из этого предположения, поступок Сальери говорит о том, что он далек от гениальности.

Сальери завидует молодому гению не только из-за его одаренности. С самых детских лет он не был способен получать удовольствия от жизни. Отдав все свое время служению музыке, он заплатил слишком большую цену за ту славу, которую в итоге получил. Он видит, что гениальность – Божий дар, ее не заполучить тяжким трудом. Нередко Сальери посещают мысли о смерти, он хранит яд. Несмотря на свои достижения, он – несчастный человек. Все его мысли заняты только одним – своей собственной ценностью. Я думаю, что утраченная возможность радоваться и приводит Сальери к желанию совершить преступление.

Сальери видит, как Моцарт хохочет, слушая трактирного музыканта, как он весел, доволен жизнью, как просто он пишет великолепную музыку. Сальери видит в том несправедливость, отсутствие правды жизни. Он хочет убедить себя, что гениальность можно взрастить лишь тяжким трудом. В окружении таких же трудяг, он спокоен.

Музыка Моцарта легка и прекрасна, как и сама жизнь. Он одарен изначально. Сальери не может это вынести. Он считает, что легкомысленное поведение Моцарта очерняет его высокий статус, который нужно гордо нести. Именно так живет сам Сальери. И трудяга-композитор исполняет свой долг. Убивая Моцарта, он наводит порядок, восстанавливает справедливость.

Для меня основной вывод тот, что у человека его гениальность, одаренность отобрать нельзя. Моцарт же – гений и во время жизни, и после смерти. Жизнь у человека можно отнять, но гениальность – нет. Если человек завидует, это означает, что ему чего-то не хватает. Сальери разучился жить, с детских лет он не имеет легкости, беспечности, спонтанности. Именно это вызывает его сильную ненависть к Моцарту. Вместо того, чтобы убивать, лучше бы он поучился у Моцарта умению жить.

Читайте также: