Что с точки зрения эпикура мешает человеку быть счастливым кратко

Обновлено: 08.07.2024

Эпикур биография кратко. Сад Эпикура.

Философское учение Эпикура. Атомизм Эпикура

Философию Эпикур подразделяет на три взаимосвязанные части – канонику (теорию познания), физику (учение о природе) и этику, при этом преобладающее значение в философии Эпикура имеет этика. Эпикур материалист, последователь атомистического учения Демокрита. В теории познания он исходит из истинности ощущений.

Этика Эпикура кратко. Учение Эпикура о счастье

Этика эпикурейцев, как и этика киренаиков, основана на принципе удовольствия, однако удовольствие Эпикур понимает иначе.

В своей философии Эпикур определяет удовольствие не позитивно, как киренаики, а негативно – как отсутствие страдания. Позитивное понимание удовольствия означало бы признание того, что человек в чем-то ощущает недостаток. Эпикур же, определяя удовольствие негативно, подчеркивает, что человеческий индивид может и должен находить удовлетворение в самом себе.

В эпикуреизме удовольствие имеет ценность не само по себе, а потому что ведет к счастью; Эпикур имел в виду не мимолетное наслаждение, временное и преходящее, а устойчивое удовольствие. Оно связано не только с настоящим моментом, но и с прошлым и будущим, с воспоминаниями и надеждами.

Борясь с искажениями своего учения, Эпикур поясняет, что счастьем он считает не наслаждения развратников и чревоугодников, а безмятежную, лишенную телесных страданий и свободную от душевного беспокойства жизнь. Состояние внутреннего душевного покоя, безмятежности называется атараксией (греч. - невозмутимость).

И достигается счастье, утверждает Эпикур, благодаря избавлению от страданий. Что же чаще всего вызывает страдания? - несбыточные желания и различные страхи.

Считая удовольствие от природы родственным человеку благом, Эпикур советует отдавать предпочтение не всякому удовольствию, а только тому, за которым не следуют более значительные неприятности; и наоборот, не избегать боли, если за ней следует большее удовольствие.

Философское учение Эпикура о преодолении страха и страстей, препятствующих счастью

Эпикур утверждает, что философия освобождает человека от трех страхов, мешающих ему быть счастливым: страха перед богами, страха перед необходимостью и страха смерти.

Эпикур о боге и страхе перед богами

1. Эпикур отрицает вмешательство богов в дела людей. Божественный промысел он считает вымыслом толпы. Эпикур видит в богах воплощение его нравственного идеала, осуществленное счастье. Бог – это блаженное и бессмертное существо, которое и само не имеет хлопот и другому их не причиняет, так что он ни благоволит и не гневается.

Эпикур о страхе перед необходимостью

Свободу человека от тотального подчинения законам природы Эпикур доказывает, обращаясь к рассмотрению самой природы. Выступая против учения Демокрита об абсолютном господстве в природе необходимости, Эпикур вводит принцип самопроизвольного отклонения атомов от необходимых линий движения, тем самым признавая наряду с необходимостью в природе возможность случая. Таким образом, свобода воли человека заложена в самом фундаменте бытия.

Эпикур о страхе смерти

3. Смерть, считает Эпикур, не имеет отношения к человеку, поскольку он не может ее ощутить как таковую. Вслед за Демокритом в учении о душе Эпикур отрицает ее бессмертие, а значит и способность ощущения после смерти. «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют. Если смерть не страшна сама по себе, то почему должна быть страшна мысль об ее приходе?

Освобождение от надежды на бессмертие ставит на первое место не продолжительность жизни, а ее качество. «А мудрец не уклоняется от жизни и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не кажется злом. Как пищу он выбирает не более обильную, но самую приятную, так и временем он наслаждается не самым долгим, а самым приятным.

Эпикур об обществе

Эпикур был провозвестником договорной теории общества. Общественный договор, по его мнению, заключается с целью обеспечения взаимной пользы и безопасности. Однако в целях сохранения спокойствия души Эпикур советовал жить незаметно, избегая борьбы за мнимые ценности: власть, почести и богатство.

Среди добродетелей на первое место Эпикур ставил мужество, умеренность и справедливость. В отношениях между людьми выше всего он ценил дружбу.

Философская школа эпикурейцев

Эпикуреизм (эпикурейство) – философское направление, получившее название по имени своего основателя, просуществовало шесть веков. Наиболее ярким представителем эпикуреизма в Римской империи стал Лукреций Кар (ок.99 – 55 до н.э.). Последователи Эпикура реализовывали его философию на практике. И, вероятно, были счастливы!

Автор: Галина Зубец

Основные философские труды Эпикура

Эпикур создал более трехсот философских сочинений, из которых до наших дней дошли лишь фрагменты. Основными источниками знаний о философском учении Эпикура являются сочинение его последователя Лукреция Кара "О природе вещей" и труд Диогена Лаэртского "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов."

Понятие счастья - одно из из самых проблемных в этике, так как
это состояние каждый испытывает чисто субъективно. В философии есть такое учение, называется эвдемонизм, которое исходит из мысли, что счастье - естественное состояние человека, что люди должны быть счастливы.

Этой точки зрения придерживался и Эпикур - древнегреческий философ, живший в III-IV веках до н.э. в период эллинизма. Согласно ему счастье - в удовольствии. Удовольствие же бывает трех видов:

а) от вещей не необходимых и неестественных,

б) от вещей не необходимых, но естественных,

в) от вещей необходимых и естественных.

Примером первого типа я могла бы назвать курение, второго - желание одеваться всегда очень модно, третьего - насыщение голода, нахождение в тепле и безопасности.

Согласно Эпикуру, люди несчастны потому, что не могут себя ограничивать в потребностях и, получив одно удовольствие, стремятся к следующему. Каждый раз им чего-то не хватает, отсюда - страдание. (Как это похоже на учение древнеиндийских мыслителей!). истинный мудрец умеет довольствоваться малым, ему достаточно необходимых и естественных удовольствий.

Утром проснулся - жив-здоров, крыша на головой, еда на столе (пусть самая простая), это уже повод для радости. Обычно люди осознают, что были счастливы, когда оно уже прошло. Но когда оно было тут, рядом, люди не умели ценить его и получать от него удовольствие. Но потеряв - понимают, как были счастливы еще вчера. А мудрый человек умеет извлекать удовольствие прямо сейчас из любого момента бытия - и потому счастлив в настоящем.

Кроме того, людям мешает быть счастливыми страх. Они боятся судьбы, богов, смерти. Греки реально были фаталистами и верили в волю богов. Эпикур же говорил так: что говорит нам судьба - неизвестно. Поэтому глупо заранее портить себе жизнь пустыми страхами об эфемерном. Что будет - то будет, боялись мы того или нет. Не лучше ли было жить спокойно и не отравлять себя негативными мыслями?!

Богов Эпикур понимал как абсолютно счастливых существ, которые обитают в эфире, пьют нектар и амброзию и беседуют на философские темы. Им нет дела до людей. Но даже если они обратят свой взор на них и вмешаются в человеческие дела - неужели вмешательство блаженных, счастливых существ может быть плохим?!

Наконец, смерть и ее приход. Самый жуткий страх. Эпикур говорил: смерти бояться глупо, так как ее нет для нас, пока мы живы. А когда он есть - нет нас. Мы не встречаемся. А страдания, часто предшествующие смерти, надо воспринимать как естественное явление и не демонизировать.

Преодолев эти страхи и не становясь рабом собственных потребностей, можно быть счастливым.

Эпикур проповедует своеобразное, отвечавшее жизненным идеалам и стремлениям его класса понимание сущности счастливой жизни. Счастье он усматривал в удовольствии (. ), и в этом заключалось основное положение его этического учения.

Основное положение этики Эпикура о роли удовольствий в достижении счастливой жизни перекликалось с учением киренаиков. Однако в этике основателя этой школы Аристиппа из Кирены удовольствие сводилось к чувственным наслаждениям, а цель человеческого существования усматривалась в том, чтобы получить как можно больше таких наслаждений. Эпикурейское же понимание сущности и роли удовольствий было совершенно иным.

Стало быть, стремление к удовольствию порождается наличием какого-либо страдания. Страдание не только исключает удовольствие, будучи противоположно последнему, но и делает его необходимым, заставляя людей стремиться к нему.

Достижение удовольствия не является в этическом учении Эпикура самоцелью. Если удовольствие определяется через страдание, да и потребность в удовольствии выявляется опять-таки через страдание, если счастье вследствие этого неизбежно основывается на единстве этих противоположностей и вытекает из их сочетаний и взаимопереходов, то удовольствие следует рассматривать не как нечто самодовлеющее, а как условие достижения счастливой жизни.

Счастливой же, по мнению Эпикура, является та жизнь, которая ведет к здоровью тела и безмятежности души. И он полагает, что, выбирая или отвергая что-либо, люди должны иметь в виду именно эту конечную цель их устремлений — счастливую, т. е. безмятежную, жизнь (см. 15, 128). Безмятежность духа (атараксия) выступает в качестве важнейшей категории эпикурейской этики.

В этической системе Эпикура не всякое удовольствие признается приемлемым. Он строго различает удовольствие вообще и конкретные удовольствия. Такое различение основано на том, что, хотя удовольствие, как таковое, является благом, не всякое удовольствие ведет в конечном счете к безмятежной, а значит, и счастливой жизни, В то же время не всякое страдание, являющееся, как таковое, злом, ведет в конечном счете к тревогам и печали и нарушает тем самым здоровье тела и безмятежность души.

В отличие от киренаиков, приемлющих лишь чувственные наслаждения, он признает ценность и необходимость для достижения здоровья и безмятежности души как телесных, так и духовных удовольствий. Он одобряет оба вида наслаждений, если они ведут к счастью. Но Эпикур осуждает неумеренную погоню за наслаждениями. Он советует избегать бурных страстей и возбуждений, сильных душевных переживаний и волнений, считая их вредными, поскольку они нарушают безмятежность души. С его точки зрения, умеренность не только избавляет тело и душу от резких движений и возбуждений, но и способствует более длительному наслаждению благами жизни, делает удовольствия наиболее приятными. Эпикур, как и Демокрит, придерживается той точки зрения, что для вполне нравственной жизни необходимо соблюдать надлежащую меру во всем, в том числе и в удовольствиях.

Эпикур считал, что желания людей делятся на естественные и надуманные, или вздорные. В свою очередь естественные желания он подразделял на естественные и необходимые и естественные, но не необходимые (см. 16, XXIX). При этом он рекомендовал ограничиваться самыми необходимыми из этих желаний, без которых невозможно ни счастье, ни спокойствие тела, ни сама жизнь. По его мнению, следуя лишь таким желаниям, человек без особого труда доставляет себе удовольствие, освобождается от лишних забот, связанных с удовлетворением неестественных и не необходимых желаний, и вследствие этого пребывает в хорошем расположении духа.

Благоразумие служит в эпикурейской этике средством для обеспечения человеку максимума удовольствия и счастья, выступая своего рода мерилом вполне нравственной и приятной жизни.

Эпикур равно порицал и ненавидел тех, кто искал спасение от жизненных невзгод и страданий в потустороннем мире, и тех, кто попусту цеплялся за жизнь, не умея устроить ее радостно и счастливо и напрасно полагая, что якобы не разумно прожитая, а долгая жизнь доставляет удовольствия и счастье (см. 16, XX; ср. там же, VIII, IX, XIX).

Цель эпикурейской этики — ничем не нарушаемое безмятежное состояние тела и духа (см. 15, XI–XXI). И оно обеспечивается не отшельничеством и пренебрежением к земным благам, а знаниями и глубоким пониманием сущности происходящих в мире процессов.

IV. Волевая сторона душевной жизни: общий динамизм душевной жизни

IV. Волевая сторона душевной жизни: общий динамизм душевной жизни Но мы еще ничего не говорили о третьей стороне душевной жизни, об области волевой, в которой часто и не без основания усматривают само существо или наиболее характерную и центральную сторону душевной жизни.

IV. Духовная жизнь, как единство жизни и знания Творчески-объективное значение личности, как единства духовной жизни

Собрание 7. О смысле жизни через Любовь человека (Франция. Лазурный берег, Ницца) (еще одна попытка трактовки смысла жизни)

Собрание 7. О смысле жизни через Любовь человека (Франция. Лазурный берег, Ницца) (еще одна попытка трактовки смысла жизни) Сияющее солнечное утро. Авенида дез Англез. Серебряное море. Пустынный майский пляж. Одинокий йог, сплетенный в некий экзотический цветок. Вдали из-за

Два правила для счастливой жизни

Два правила для счастливой жизни Первое: Будьте способны переживать что угодно.Второе: Причиняйте людям только то, что они способны пережить с легкостью.Человечество создало много золотых правил. Буддистское правило «Делайте другим то, что бы вам хотелось, чтобы они

Динамики жизни

Динамики жизни Каждого человека ведет основная движущая сила через все его существование. Эта сила, это стремление к жизни, проходящее через все существование, и есть выживание. Это — часть усилий организма, направленных на выживание.Побудительный мотив к выживанию мы

II. ШКОЛА ЖИЗНИ

II. ШКОЛА ЖИЗНИ 6. МЫЛЬНЫЙ ПУЗЫРЬ Одно мгновение живет этот блаженный шарик… Всего один краткий миг – и конец… Радостный миг! Светлое мгновение! Но его надо создать и уловить, чтобы насладиться как следует; иначе все исчезнет безвозвратно… О, легкий символ земной жизни и

Если существует беспорядок в моей жизни в отношении секса, то и остальная часть моей жизни находится в беспорядке. Так что я должен спрашивать, не как привести одну часть в порядок, а почему разломал жизнь в такое множество различных фрагментов…

Если существует беспорядок в моей жизни в отношении секса, то и остальная часть моей жизни находится в беспорядке. Так что я должен спрашивать, не как привести одну часть в порядок, а почему разломал жизнь в такое множество различных фрагментов… Собеседник: Много

Глава 1 СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. СТУПЕНИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Глава 1 СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ. СТУПЕНИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 1. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ Как было сказано выше, жизнь в физическом теле есть определенный /рок, как бы определенное задание, которое нужно выполнить. Если человек

Есть ли правила счастливой любви?

Есть ли правила счастливой любви? Как уже было сказано выше, любовь может возникнуть только при нашем активном сознательном участии. Уходит она тоже при нашем деятельном участии. Прекрасно, что дело обстоит именно так. Мыв целом не отдаем любовь на волю случая. Однако то

1. ДВА ПРАВИЛА СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ

1. ДВА ПРАВИЛА СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ Следующие принципы являются не моралью, а только правилами счастливой жизни:1. Быть способным все с легкостью воспринимать (как есть). 2. И в основном стараться делать то, что могут с легкостью воспринимать другие. Эти правила присутствуют в

Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной

Глава 9 Пространство и время. Вселенная 1 и вселенная 2. Источник жизни 1 и источник жизни 2. Творец. Защитные механизмы вселенной Человек – мера всех вещей Протагор Данную главу нам необходимо начать со слов американского физика австрийского происхождения Фритьофа


Ранние годы

Слепок Эпикура, эллинистическая эпоха. \ Фото: wallpaperaccess.com.

Эпикур родился в 341 году до нашей эры, ближе к концу того, что сейчас считается классической эпохой в греческой истории. Он жил в относительной бедности на острове Самос, где его отец работал школьным учителем, профессия, которая плохо оплачивалась и не пользовалась большим уважением. Остров находится у берегов современной Турции, но семья Эпикура была колонистами из Афин. В возрасте восемнадцати лет Эпикур отправился в Афины, чтобы утвердить своё гражданство, примерно в то же время, когда умер Александр Македонский. Вызванные этим потрясения в греческом мире, вероятно, послужили толчком к тому, что афинские колонисты Самоса были вытеснены местным населением.

Эпикур начал изучать философию примерно в возрасте четырнадцати лет, и когда он воссоединился со своей семьёй, которая теперь стала беженцами в Малой Азии, он основал свою собственную философскую школу в двух местах на побережье Турции, прежде чем вернуться в Афины, чтобы основать свою школу около 307 года до н. э. Он жил и преподавал в Афинах до конца своей жизни и умер там около 271 года до н. э. в возрасте семидесяти лет как один из самых известных философов своей эпохи.

Развитие философии Эпикура

Пейзаж с радугой, Йозеф Антон Кох, 1824 год. \ Фото: wga.hu.

Философ Демокрит. \ Фото: haaretz.com.

На самом деле Эпикур пренебрежительно относился к работам многих других философов, включая Сократа и Платона, отчасти потому, что он рассматривал философию как практическую систему для достижения счастливой жизни, а не как способ исследования абстрактных идей логики и математики. Его презрение к другим философам может быть одной из причин, по которой на него так яростно нападали его современники, афинские стоики.

Статуя Сократа. \ Фото: childforge.com.

Как это было типично для философов того времени, Эпикур начал свою школу с преподавания на общественных площадях Афин. Однако это был конкурентный и презрительный бизнес. После ряда кровопролитных ссор Эпикур изменил свой способ преподавания. Он переехал в дом, расположенный далеко от оживлённого центра Афин, и вместо того, чтобы преподавать на публике, начал преподавать в своём саду. Это позволило ему практиковать то, что он проповедовал, ведя тот образ жизни, который он отстаивал в своих учениях. Это было далеко не похоже на распутную жизнь, полную излишеств в вине и плотских утех, как утверждали сплетники.

Что делает людей счастливыми

Гравюра Эпикура. \ Фото: wellcomecollection.org.

Многие философы до и после Эпикура занимались попытками понять, что такое добро или что такое справедливость, но Эпикур был тронут страданиями и страхом окружающих его людей и вместо этого сосредоточился исключительно на том, что делает людей счастливыми. По сути, он был гуманистом, и его целью было найти решение тех страданий, которые он видел. Это привело его к размышлению о континууме удовольствия и боли.

Беспокойство и его устранение

Садовник, Жорж-Пьер Сёра, 1882-1883 гг. \ Фото: wordpress.com.

Эпикур стремился к свободе от беспокойства и спокойной жизни. Его философия не была эгоцентричным оскорблением общепринятой морали, как предполагали его недоброжелатели. Скорее, она была сосредоточена на простых радостях жизни, которые делали людей счастливее в долгосрочной перспективе и, возможно, по иронии судьбы, приводили к тому, что кто-то был нравственным и добродетельным почти как побочный эффект. Эпикур стремился выявить основные источники страданий и устранить их, главным образом, путём философствования и принятия разумных выводов о том, что человеку действительно нужно.

Философия Эпикура. \ Фото: livejournal.com.

Он считал, что одним из основных источников беспокойства, как и у многих людей в наши дни, была работа. Работа — это то, чем человек вынужден заниматься на протяжении всей своей жизни, дабы обеспечить себя. Ежедневный стресс на работе, попытки подняться вверх по карьерной лестнице, недопонимание с коллегами и начальством – всё это настолько утомительно и невыносимо, что даже конечный результат не приносит удовольствия и удовлетворения. В итоге, всё это приводило людей к тому, что они упускали из жизни более важные моменты, обесценивая собственное время и самооценку.

Решение Эпикура было двояким. Во-первых, человек должен отказаться от работы на других людей и работать на себя, в одиночку или с друзьями, над чем-то, что имеет для него значение и ценность. Во-вторых, человек должен стремиться быть как можно более самодостаточным, чтобы ему не приходилось полагаться на внешние источники для получения денег, необходимых для жизни. На практике Эпикур и его последователи работали в саду своего дома и продавали то, что выращивали, в качестве источника дохода, одновременно прокармливая себя.

Богатство и роскошь не приносит счастья

Выступление Перикла перед афинскими гражданами. \ Фото: google.com.

Ещё одним источником беспокойства, выявленным Эпикуром, была нехватка денег, но при этом, как утверждал философ, даже деньги не делали людей счастливыми. Афины раннего эллинского мира были одним из крупнейших городов империи Александра Македонского и крупным торговым портом. Магазины и рынки были полны всевозможных удовольствий от свежеприготовленных деликатесов до ароматических масел и цветных шелков. Афины были полны богатства и роскоши, но только для тех, у кого были деньги.

Афинская школа, Рафаэль Санти, 1510-1511 гг. \ Фото: ru.wikipedia.org.

Постоянное чувство нехватки и необходимость стремиться к большему богатству были источником беспокойства. Эпикур решил эту проблему, живя экономной жизнью и избегая крысиных гонок потребителей. Самодостаточность, которой обладали он и его друзья, означала, что у них было всё необходимое. Говорили, что у самого Эпикура было только два плаща, что было далеко не декадентским.

Дружба

Ещё одной причиной беспокойства была погоня за романтической любовью и плотскими удовольствиями. Эпикур считал, что влечения и влюблённости следует избегать, где это возможно, поскольку они, как правило, приносят с собой негативные чувства ревности, гнева и депрессии из-за того, что их бросили, а также изрядную долю безумия. Несмотря на слухи о том, что он жил с множеством куртизанок, Эпикур, похоже, в основном соблюдал целибат и не имел собственных детей. Что он предпочитал, так это компанию хороших друзей.

Земля, Николя Ланкре, около 1730 года. \ Фото: tumblr.com.

Дружба, по-видимому, рассматривалась Эпикуром как величайшее удовольствие в жизни. Понимая, что человек - социальное животное, он считал, что развитие дружеских отношений является ключом к счастью и неотъемлемой частью хорошей жизни. Это было удовольствие, но с небольшими негативными последствиями, и отчасти поэтому Эпикур взялся за идею общинной жизни.

Эпикур делил дом, в который он переехал за пределами Афин, со многими близкими друзьями и их семьями. Они жили, ели и работали вместе. Друзья были полезны не только благодаря поддержке в жизненно важные моменты, а и благодаря умению вести беседу, поддерживая тему, необходимую для философствования и обретения мудрости.

Мораль и удовольствие

Фонтан любви, Франсуа Буше. \ Фото: achillesandaristotle.com.

Он пришёл к выводу, что благодаря приятной, сбалансированной жизни без излишеств, люди в конечном итоге становятся мудрыми и справедливыми. Для Эпикура быть счастливым означало жить жизнью, свободной от тревог. Исходя из его философии, становится ясно то, что невозможно обрести гармонию с собой и собственными мыслями, находясь в извечном стрессе, гневе, тревогах, ревности и недопонимании. И лишь уважительное и справедливое отношение друг к другу способно привести к нравственному благу.

Смысл жизни - стремиться к наслаждению и избегать страдания. \ Фото: avikujman.com.

В философии Эпикура удовольствие происходит не от потворства роскоши или чувственности, а от устранения беспокойства и сосредоточения на простых радостях жизни, таких как дружба. Таким образом, он отождествлял свой идеал удовольствия с самим благом. Ирония, возможно, заключается в том, что, вопреки критике его недоброжелателей за потворство своим желаниям и безнравственность, стремление к удовольствию на самом деле ведёт к нравственности. В философии Эпикура сосредоточение внимания на том, что действительно делает человека счастливым, и отказ от миража счастья, создаваемого обществом в целом, приводит к тому, что люди становятся хорошими. В конце концов, довольно трудно быть хорошим, если ты несчастлив.

О том, что случилось с гениальной женщиной-философом Гипатией , читайте в следующей статье, в которой рассказано о её жизни с непростой судьбой и печальным концом.

Читайте также: