Что русь переняла от монголо татар кратко

Обновлено: 05.07.2024

Господство татаро-монголов принесло Руси не только опустошение, но и новые веяния: в частности, во многом благодаря Орде произошло возвышение Москвы, которое в конце концов привело к образованию единого российского государства.

Помимо чувства общности кочевники востока принесли на Русь свои способы координации и управления государством, а также новое для отечественных княжеств вооружение и тактику боя. Кроме того, именно после татаро-монгольского нашествия началось активное освоение севера европейской части Руси, куда, спасаясь от кочевников, бежали переселенцы.

Возвышение Москвы

Незадолго до нашествия восточных орд одним из главных центров притяжения русских земель было великое княжество Владимирское, в то время как Москва являлась его составной частью. Татаро-монгольское нашествие сильно разорило крупные города востока Руси, а население устремилось на запад, во многом благодаря чему к началу XIV века началось возвышение Москвы и Твери.

Московские князья со времен Ивана Калиты (1325-1340) научились находить общий язык с Ордой, действуя на взаимовыгодных условиях. Татаро-монголы были заинтересованы в стабильности власти в Москве, поскольку она гарантировала исправное получение дани, а также использование русского войска в борьбе с Великим княжеством Литовским.

Орда осознала, что укрепление Москвы зашло слишком далеко, когда было уже поздно: Куликовская битва (1380) стала отправной точкой получения княжеством центральной роли в объединении Руси. Дмитрий Донской передал власть своему сыну без согласия татаро-монголов, и хотя иго продлилось еще сто лет, процесс обретения независимости стал делом времени.

Связь с Востоком

До татаро-монгольского нашествия русские земли имели деловые связи преимущественно с северо-западными и южными соседями. После подчинения Руси Орде восточное направление стало не менее, а может быть даже более важным. Торговля стала значительным источником обогащения Московского государства, находящегося на стыке цивилизаций.

Воины Руси под влиянием татаро-монголов переняли азиатскую саблю, которая в XV веке окончательно вытеснила господствовавший до нашествия меч. Именно благодаря кочевникам русская армия была непохожа на тяжеловооружённых западных рыцарей, так как ставка делалась на молниеносность нападения, а не на тяжелые доспехи.

Рядовые всадники носили кольчугу вместе с луком и саблей, используя небольших лошадей. Тактика быстрой атаки и сравнительно легкое вооружение были характерными особенностями татаро-монголов.

Русские земли переняли не только военные традиции кочевников, но и другие характерные для востока особенности. Многие сторонники евразийства видели в этом сугубо положительные моменты. Так, Лев Гумилев полагал, что главная угроза для отечества исходила из Европы, в то время как татаро-монгольское нашествие не носило характер тотального разрушения, а последующее подчинение Золотой Орде на самом деле было союзом Руси и кочевников.

Ямская повинность и переписи

Татаро-монголы никогда не рассматривали в качестве полноправного союзника Русь, считая ее своим вассалом, который дает доход и рекрутов. Именно из-за этого Орда была заинтересована в качественном функционировании покоренных земель. Со второй половины XIII века татаро-монголы начали проводить переписи населения для эффективного сбора дани. До нашествия о таких ревизиях источники не сообщают.

Еще одним появившимся после нашествия кочевников нововведением стала централизованная система организации перевозок для ордынских нужд, из-за чего население было обязано нести так называемую ямскую повинность. Она заключалась в снабжении татарских чиновников лошадьми, подвозами и проводниками. Службы гонцов (ям) Чингисхан создал практически сразу же после прихода к власти, а когда империя хана растянулась на тысячи километров, эффективная связь ее разных концов стала жизненной необходимостью.

Ввиду того, что в начале XIV века значительная часть ордынцев была мусульманами, они привнесли на Русь свои нововведения, одни из которых служили толчком для дальнейшего развития социума.

Социально-экономические нововведения

Ключевую роль на русском политическом небосклоне стали играть заимствованные у татар институты правления, среди которых местничество, кормление и поместье.

У татар русские позаимствовали секреты внутренней и международной торговли, с характерными для неё караван-сараями, которые в северных широтах превратились в постоялые дворы с трактирами, где можно было передохнуть и сменить лошадей.

Воинские преобразования

В военной сфере была разгадана тактика использования конницы в степном бою и освоена практика окружения противника, взяты на вооружение сабли и лассо, монгольский лук и доспехи.

Русскую армию по примеру монгольской разделили на пять больших полков, с главенством подразделения правой руки. В стране была введена всеобщая воинская повинность, а поэтому все мужское население за годы службы научилось слаженному взаимодействию и дисциплине.

Дипломатический этикет

С большой охотой русские правители переняли у ордынцев этикет дипломатического протокола, все составные элементы которого были устремлены на укрепление авторитета страны и имели подтекст.

Каждая встреча с послами иностранных государств превращалась в театральное действие с особыми церемониями, главной из которых было целование руки царя, восседавшего на троне в шубе, украшенной золотом и драгоценными камнями.

Рукопожатия и личные переговоры между людьми разного ранга в ту пору не практиковались, поэтому цари и послы общались через посредников.

Одежда

Весьма существенным было влияние мусульман на русское общество в области моды. Филологи подсчитали, что в российском лексиконе около 300 слов обозначающих предметы одежды имеют тюркские корни, а значит, появились вместе с ними.

В тот период в обиход вошли дорогие разноцветные шёлковые ткани, бисер, бусы, румяна. Одежда стала многослойной и значительно расширенной к низу, а также обзавелась длиннейшими рукавами, которые свидетельствовали о высоком положении человека в обществе.

Золотые кафтаны и цветные шаровары, украшенные вышивкой сафьяновые сапоги и шапка-тафья стали привычным элементами убранства бояр, которые стали похожи на ордынскую знать.

Кстати тафья – маленькая плоская шапочка, которую носили под обычной шапкой, была настолько популярным головным убором, что её надевал даже Иван Грозный . Но когда в ней стали входить в церковь духовенство Стоглавого собора (1551 г) издало специальный указ о запрете нахождения в храме в позаимствованных у мусульман головных уборах.

Гастрономическое влияние

Благодаря татарским поварам русская кулинария обогатилась премудростями жарки продуктов, поскольку до монгольского нашествия весь процесс приготовления пищи на Руси сводился к тушению, варке и томлению в печи.

Пельмени, беляши, чебуреки, манты, пироги со сложными начинками, калачи и лапшовый суп появились на русском столе вместе с рецептом пресного теста.

Мусульмане впервые привезли на местный рынок сухофрукты, цукат и лимон, добавляемый ими в ароматный чай, который появился на просторах страны тоже с их лёгкой руки.

Генофонд

За более чем двухвековую историю взаимодействия русских и монголо-татар медленно, но верно шёл процесс ассимиляции, в результате которой произошли изменения генетического и физиологического типа.

Отправляясь к хану за ярлыком, русские князья и их приближенные привозили с собой монгольских жён, которые после свадьбы принимали христианство. Меняли веру и мужчины, которые, проходя службу у русских князей, не хотели возвращаться домой.

Впоследствии потомки таких смешанных браков стали российскими аристократами, и даже правителями, например, Иван Грозный , чья мать Елена Глинская была из рода, ведущего свое начало от темника Мамая.

Бунины, Карамзины, Рахманиновы, Скрябины, Тургеневы имели в предках выходцев из Золотой Орды, и оставили заметный след в русской истории.

Лексикон

Проживание бок о бок и непрерывное взаимодействие русских с монголо-татарами не могло не повлиять на язык, в который пришло примерно 2000 тюркских слов, относящихся к разным сферам общественного устройства. Они настолько прочно вошли в лексикон, что уже и не рассматриваются нами как заимствованные.

Кадр из фильма

В 13-м веке разрозненные русские княжества были атакованы и подчинены самым большим государством в истории человечества (площадь от 24 до 33 млн кв. км.) – Монгольской империей, созданной Чингисханом (1165-1227) и его потомками.

Нашествие монголов было для русских княжеств настоящим кошмаром. Пешие русские дружины, слабо владевшие искусством боевых построений, и кое-как укрепленные деревянные города были сокрушены лучшей армией в мире. В ее составе была была легкая и тяжелая кавалерия, лучники, тяжеловооруженная пехота, осадные машины.

Монгольская армия на марше. Современная реконструкция

Монгольская армия на марше. Современная реконструкция

Onetwo1 (CC BY-SA 3.0)

Вскоре после покорения Руси Монгольская империя распалась, и контролировать русские земли стала Золотая Орда, государство, выделившееся из состава Монгольской империи. Монголы не хотели завоевывать русские земли – они лишь собирали дань, а русские князья были вынуждены ездить в столицу Золотой Орды, чтобы получать там ярлыки – официальные документы, подтверждающие право князей управлять их собственными землями. Это было неслыханное унижение для гордых русских воинов – унижение, которое стало первым шагом к формированию единого русского государства.

Русские поняли, что сбросить иго монголов можно, только переняв монгольские методы ведения войны, управления, контроля и учета популяции, в общем, действуя против них их же оружием. В 1380 году, впервые объединившись, русские князья сокрушили часть армии Золотой Орды в Куликовской битве, а сто лет спустя великий князь Московский Иван III (1440-1505) отстоял целостность организованного им государства на реке Угре. После этого зависимость русских земель от остатков Орды стала во многом формальной.

Сергей Бодров ст./СТВ production, 2007

Несмотря на меньшую численность, чем у монголов, русские дружины и пешая армия были сильны и, главное, бесстрашны – они защищали родную землю. Наступательное и оборонительное вооружение русских дружин славилось в Европе. Но тяжеловооруженные дружинники были малочисленны. Они хорошо годились для отражения коротких набегов и эпизодической защиты городов. Когда пришлось противостоять системно организованной монгольской армии, основную массу русского войска составило вооруженное рогатинами и топорами ополчение. Но главная причина поражения была не в нём.

Русские проигрывали монголам, потому что были разобщены. Князья и дружины не только были разбросаны по отдаленным друг от другам городам – они не умели договариваться. Общественные и военные вопросы в Древней Руси решались на вече – собрании свободных людей. Для решительных действий этот способ был неэффективен. В первой крупной битве против монголов на реке Калке русские князья так и не смогли договориться о слаженных действиях и были наголову разбиты.

Битва на Калке. Позднее стилизованное изображение

Битва на Калке. Позднее стилизованное изображение

У монголов все было иначе. Ханы вообще, как правило, не являлись на бой, а военачальники – темники и тысячники – наблюдали за боем издалека с высот, руководя своими войсками посредством флагов, дымовых и световых сигналов и с помощью звуков труб и барабанов. В случае военных неудач не рядовые воины, а именно военачальники несли всю тяжесть ответственности перед ханами.

В итоге, в Куликовской битве победа русских над войсками под началом ордынского полководца Мамая была достигнута благодаря четкому центральному управлению русским войском и наличию засадного полка тяжелой кавалерии, не случайно, а по команде ударившего по монголам. Кстати, кавалерийские техники боя русские тоже позаимствовали у захватчиков.

Кавалерия

Монгольский всадник. Кадр из сериала

Монгольский всадник. Кадр из сериала "Золотая орда"

Тимур Алпатов/Амедиа; Марс Медиа Энтертейнмент, 2018

До начала монгольского владычества лошадь была атрибутом роскоши. На лошадь в трехлетнем возрасте сажали маленьких княжичей, следуя древней индоевропейской традиции инициации отпрысков знатных родов. Но после того, как монгольская кавалерия продемонстрировала свои преимущества в бою с русскими, покоренный народ понял – надо учиться создавать кавалерийские формирования. Одинокие князья на лошадях, даже закованные в доспехи, не могли противостоять регулярным конным полкам монголо-татар.

Одежда

Для быстрой езды на лошадях, особенно в боевой ситуации, такая одежда не очень подходит – в развевающемся плаще будет холодно на скорости, он может обмотаться вокруг головы, закрыв обзор всаднику. У монголов были поизаимствованы кафтаны – плотная двухслойная верхняя одежда, которая застегивалась на крючки. Можно было, застегнув верх для тепла, оставить низ расстегнутым для удобства сидения в седле.

Тафью в быту любил носить Иван Грозный, бривший голову налысо, как это делали татарские ханы. И вообще парадные и повседневные облачения русских царей, их церемониальные шубы и кафтаны, украшенные золотом и драгоценными камнями, которые мы видим на множестве портретов первых Романовых, были созданы с оглядкой на облачения монгольских и татарских правителей.

Ямская служба (почтовые станции)

 Вид трактира и почтовой станции на дороге из Костромы в Ярославль, 1839

Вид трактира и почтовой станции на дороге из Костромы в Ярославль, 1839

В разных формах ямская повинность просуществовала в России до начала XVIII века. Система, введенная монголами, послужила и в России решению проблемы управления государством огромного размера и стала одной из основ того типа управления, который тоже был позаимствован у монголо-татар.

Система государственного управления

Один из монгольских ярлыков 14-15 вв.

Один из монгольских ярлыков 14-15 вв.

Главное – если до прихода монголо-татар русские земли управлялись сонмом князей, а вопросы решались коллегиально, то в 1480-м, на момент победы над ордынским владычеством, на Руси был единоличный государь, равных которому не было – великий князь московский, на тот момент Иван III Васильевич. Это спасло Россию – и стало началом новой эры в ее истории.

По официальной версии, русские князья приезжали в Орду, чтобы получить разрешение на правление той или иной областью – ярлык. Во многих случаях, как уверяют нас историки, в Орде в заложниках оставались дети знатных русских. Их не пытали, над ними не издевались, но обучали, прививали привычки, характерные для татаро-монголов.

Ошибается тот, что стереотипно думает, что кочевники – это были некие дикари, у которых можно было поучиться только различным варварствам, искусству расправляться с побежденными народами. Нет. Ордынцы долго время жили рядом с китайцами – народом мудрым. Да и сами были не так глупы, как о них иногда рассказывают.

Те самые дети князей и прочих знатных людей, обучались тому, что знали кочевники.

Во многих источниках говорится, что русские научились у кочевников перевозить почту в повозках, в которые впрягались лошади. Но это какой-то странный факт. Что ж, на Руси не было повозок, и никто не знал, что в них можно перевозить грузы?!

Многие татары и монголы приходили в русские города, чтобы заниматься там трудом, общественной деятельность. Ряд знатных родов на Руси имел в предках какого-нибудь высокородного татарина. Эти люди тоже несли азиатскую культуру в русские массы – сомнений быть не может.

Политика, князья, ханы – это все, конечно, темы интересные и важные. Но и на бытовом уровне русские кое-что перенимали у татар.

Отдельная история – нецензурные слова. Есть версия, что пришли они к нам от монголо-татар. Здесь все спорно. Но ничего нельзя исключать. Когда встречаются друг с другом две культуры, то, в первую очередь, перекочевывают от одной к другой, и наоборот, слова.

Очевидно, что взаимоотношения кочевников и русских не прошли бесследно. Иначе и быть не должно. Но сейчас нам трудно проанализировать и точно сказать, что русские переняли у монголо-татар, а что придумали, изобрели самостоятельно. Самый грамотный подход – анализировать слова, имеющиеся в русском языке сейчас, выявлять те, которые принесли нам ордынцы и уже на основе этого строить версии о том, как повлияли татары и монголы на русских.

Рекомендую прочитать:

Не забудьте подписаться на канал ЗАГАДКИ ИСТОРИИ и поставить лайк:)

Расцвет Золотой Орды

Во второй четверти XIII столетия на половецких, северокавказских и крымских землях, а также на территории Волжской Булгарии возникло монгольское государство Золотая Орда, существовавшее фактически с 1242 по 1502 год. Его основал внук знаменитого Чингисхана, хан Батый.

Большинство населения Орды составляли представители тюркских народов, и уже при хане Берке (1256–1266) она приняла мусульманство, со временем превратившись в исламское государство.

Влияние на государственность

Набеги монгольских воинов на Киевскую Русь начались в 1230-х годах. Раздробленная на отдельные княжества, она не смогла противостоять захватчикам и впоследствии на несколько столетий оказалась под властью Золотой Орды.

Помимо необходимости платить дань, каждый русский князь должен был прибыть с поклоном в Золотую Орду и заверить хана в своей лояльности, чтобы получить право на власть. Но это еще не все – им приходилось оставлять при ханском дворе своих малолетних сыновей в качестве заложников. Впоследствии те сами становились князьями. Находясь при дворе хана, они могли изучать особенности государственности и военной системы монголо-татар, правила дипломатии, и затем активно использовали эти знания, позволявшие им создать эффективную систему управления, когда они сами оказывались у власти. Многие из них также женились на дочерях и родственницах хана. Их потомки наследовали княжескую власть, так что практически у всех русских правителей и аристократов есть татарские корни.

Возвышение Москвы

Постепенно под властью Москвы оказывалось все больше территорий. В эпоху правления князя Ивана III (1462-1505) все российские земли окончательно стали московскими.

Русский тюркский…

Именно в этот период в русский язык вошли такие слова, как башмак (обувь), зипун (домотканое пальто без воротника), кафтан (длинная одежда с декором), колпак (головной убор), сафьян (один из видов кожи), кумач (ярко-красная хлопчатобумажная ткань), клобук (монашеский головной убор в православии).

Конечно, не обошлось без заимствований и в области кулинарии. Именно благодаря татарам в России возникла традиция пить чай. Они же научили русских печь калачи (пшеничный хлеб определенной формы).

Филологи подсчитали, что в русском языке примерно 2000 слов тюркского происхождения. Из них около 300 обозначают предметы одежды и около 280 – еду и напитки.

Так что многим, что имеем сегодня, мы обязаны именно татарам. И кто знает, как сложилась бы судьба России и по каким рельсам пошла бы наша история, если бы не период, который сегодня именуют татаро-монгольским игом.

Куда на самом деле исчезли татаро-монголы

Читайте также: