Что роднит литературу с другими видами искусства кратко

Обновлено: 25.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Связь литературы с историей и искусством

Цель: Отразить связь литературы с историей и разными видами искусства (живопись, скульптура, музыка, кино) для лучшего восприятия и понимания шедевров мировой и отечественной культуры.

обучающая: определить роль художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства в историческом контексте;

развивающая: развивать интерес к художественной литературе и разным видам искусства, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников и знания о деятелях мировой и отечественной культуры;

воспитательная: воспитывать чувство уважения к видам искусства и талантливым живописцам, композиторам, скульпторам, режиссерам и т.д., развивать интерес к культуре своей страны и зарубежной. (слайд 2)

Тип урока: воспитательное занятие; комбинированный

Оборудование: ИКТ, аудио-видео-материал

Организационный момент

Приветствие класса. Положительный настрой на работу.

- Здравствуйте, друзья. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке.

Постановка цели и задач урока

- Занятие наше будет не простым. Я бы хотела поговорить с вами о роли искусства в жизни человека.

Беседа-опрос:

Что мы называем искусством? (Искусство - область человеческой деятельности, которая стремится к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному) (слайд 3)

Как вы думаете, какая причина возникновения искусства? (в стремлении человека украсить себя, сделать свою жизнь ярче, насыщеннее)

hello_html_16ca3495.jpg

Какие виды искусств вы знаете? (составление схемы) (слайд 4)

Работа над темой урока

Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры и т. д. - это отражение многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Причём стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они

одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его. Искусство воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство.

- С видами искусств мы разобрались, теперь давайте попробуем проследить, как они связаны между собой.

- Как вы считаете, на наших уроках литературы, истории, музыки или изобразительного искусства это можно увидеть?

Постановка проблемы

- Давайте вспомним, о чем эта повесть. (О мастерстве оружейника Левши, который сумел подковать стальную блоху).

- Давайте охарактеризуем главного героя. (косой, не знает грамоты, простой безродный крестьянин). Прототипом героя считают Алексей Сурнин – мастер, посланный для обучения в Англию.

- Историческое полотно повести: реальный временной отрезок – правление императора Александра I и восшествие на престол императора Николая I. Это время дипломатических поездок и развития ремесел, включая оружейное дело – ИСТОРИЯ. (слайд 7)

- Настоящее богатство произведения — это особый язык повести, который пестрит каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп и другие – РУССКИЙ ЯЗЫК. (слайд 8)

hello_html_530c57da.jpg

- Какую роль играют в сказе языковые особенности?

- С целью лучшего понимания авторского замысла, в книги добавляют иллюстрации. Картинки несут полную информацию, которую мы воспринимаем проще и быстрее, а также указывают на достоверность изложенного факта.

Иллюстраторы: Кукрыниксы – коллектив. Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов. Их работам присуща карикатурность.

hello_html_1b806b92.jpg

Николай Кузьмин – графика. Ей присущи линии, штрихи и точки. – ЖИВОПИСЬ. (слайд 9)

- Какие иллюстрации вам понравились больше? Чем?

- Они помогли вам лучше понять и представить эпизод сказа?

Постановка проблемы

- Знаете ли вы, что такое радиоспектакль? (это обособленный жанр в искусстве. Он соединяет в себе искусно подобранную музыку и актерское чтение).

Фрагмент радиоспектакля по сказу (слайд 10)

Постановка – Михаил Яншин, муз. редактор – Ольга Трацевская. – МУЗЫКА.

- Чем помогает музыкальное сопровождение спектакля? ( передача настроения героев, создание атмосферы ).

Динамическая пауза

1) Разминка кистей рук, пальцев;

2) Повороты головы для снятия напряжения;

3) Глазная гимнастика.

Постановка проблемы (слайд 11)

- Когда у вас не хватает усидчивости или времени для чтения, но познакомиться с произведение необходимо, как вы поступаете? ( обращение к кинематографу )

- По мотивам повести Н. Лескова был создан мультфильм в 1964 году. режиссером Иваном Иванов-Вано.

(Просмотр фрагмента, как англичане Левше показывают свое искусство)

- Скажите, на какие ваши способности воздействует мультипликация? ( фантазия, образное мышление, воображение ).

- Как вы думаете, легко ли создать свой мультфильм? Какие знания и умения для этого потребуются? (рисунок, живопись, лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр) .

- Как вы понимаете, для создания даже самого короткого ролика потребуется очень большой багаж знаний, поэтому нужно всесторонне развиваться.

(слайд 12) - Еще одна художественная картина 1986 г, по сказу принадлежит режиссеру Сергею Овчарову.

(Просмотр фрагмента, как государь рассматривает работу мастеров).

- На что вы обратили внимание, при просмотре фрагмента фильма? (Интерьер, юмор картины, дурное обращение с мастером).

- Чем помогает кино в процессе образования? (Воспитание художественного вкуса, большая информативность и возможность познакомиться не только с авторской позицией оригинального произведения, но и режиссерским взглядом). – КИНО

Рефлексия (слайд 13)

Подведение итогов урока. Беседа с учащимися:

Что полезного вы сегодня узнали на уроке?

Удалось ли нам рассмотреть одно художественное произведение со многих сторон?

Достигли ли мы поставленную в начале урока цель?

Назовите произведения, которые можно изучать по изученной на этом уроке модели.

- Сегодня на уроке мы приоткрыли художественный мир разных видов искусства, увидели, как они крепко связаны между собой и благодаря этому в полном объеме отражают картину мира.

- Спасибо за активную работу на уроке, надеюсь, все новые знания будут вам полезны.

Домашнее задание (слайд 14)

- Дома вам предстоит сделать похожий анализ любого художественного произведения, с учетом его отражения в разных видах искусства. (слайд 15)

Литературу роднит с другими видами искусства то, что это все повествование, выражение чувств и эмоций автора, будь то писатель, архитектор, художник. Это все общение с миром посредством игры образов.

Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.

Почему Некрасов любил писать о крестьянах?

В детстве он дружил с ребятами из семей крепостных крестьян. Видимо, в Некрасове не было зазнайства, и эти дети относились к нему, как к своему, хотя сам он был из богатой семьи. И поэт рассказывал, что его поражало, что отец относится к крепостным хуже, чем к собакам. По стихотворениям Некрасова . Читать далее

Литература имеет общую цель с другими видами искусства ― создание гуманистического состояния души, способного мысленно творить заодно с авторами. Воспитание человечности (театр, кино), эстетичности (живопись, архитектура, художественная фотография), чувствительности (музыка, балет), самосовершенствования (цирк). Отличие в способах воплощения.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Существуют разные виды искусства: живопись и другие разновидности изобразительного искусства, музыка, хореография, театр, кино, литература. Они различаются между собой по разным параметрам — по материалу, из которого созидаются, по способу существования, по характеру их восприятия.

Наша задача — разобраться в специфике литературы как вида искусства.

2. Принципиальная особенность литературы состоит в том, что в любом литературном произведении есть субъект речи (повествователь, рассказчик, лирический герой и т.п.) — тот, кому приписывается текст. Этот субъект речи не адекватен биографическому автору, он представляет собой определенную художественную функцию (образ-персонаж или безличный голос), которая состоит в том, чтобы быть посредником между читателем и вымышленным художественным миром произведения. Этот посредник-поводырь не нейтрален, он открыто или косвенно управляет зрением читателя, подсказывая ему эмоционально-оценочное отношение к изображаемому миру.

Литература

Лессинг. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Гл. 18.

Волков И. Ф. Литература как вид художественного творчества. – М., 1985. Гл. 3. С. 100-110.

Теория литературы: в 2-х т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М., 2004. С. 106-123.

Пафос искусства




2. В искусстве действительность постигается в свете высших духовных ценностей. И пафос конкретного произведения определяется тем, как соотносятся в нем характеры, поступки к судьбы людей с авторскими представлениями об общечеловеческих нормах и идеалах, а быстротекущая, преходящая жизнь — с законами Вечности, извлеченными из многовекового опыта бытия рода людского на Земле.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну, —

Ты — вечности заложник

У времени в плену!

5. К числу существенных характеристик художественного пафоса относится народность. Это понятие, введенное П. А. Вяземским для обозначения национального своеобразия искусства, стало впоследствии характеристикой демократического пафоса художественного произведения: его обращенности к жизни народа и народному характеру, а также его ориентации на те эстетические идеалы, которые возросли на почве многовекового опыта народа и входят в систему его духовных ценностей. Кроме того, народность предполагает и демократизм художественной формы, ее связь с национальными художественными традициями.

Общественная позиция художника может проявляться также в установке на массовое или элитарное искусство. Каждая из названных тенденций имеет как сильные, так и слабые стороны.

Литература

Лихачев Д. С. Заметки обистоках искусства // Контекст-1985. – М., 1986. С. 15-20.

Существуют разные виды искусства: живопись и другие разновидности изобразительного искусства, музыка, хореография, театр, кино, литература. Они различаются между собой по разным параметрам — по материалу, из которого созидаются, по способу существования, по характеру их восприятия.

Наша задача — разобраться в специфике литературы как вида искусства.

2. Принципиальная особенность литературы состоит в том, что в любом литературном произведении есть субъект речи (повествователь, рассказчик, лирический герой и т.п.) — тот, кому приписывается текст. Этот субъект речи не адекватен биографическому автору, он представляет собой определенную художественную функцию (образ-персонаж или безличный голос), которая состоит в том, чтобы быть посредником между читателем и вымышленным художественным миром произведения. Этот посредник-поводырь не нейтрален, он открыто или косвенно управляет зрением читателя, подсказывая ему эмоционально-оценочное отношение к изображаемому миру.

Литература

Лессинг. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Гл. 18.

Волков И. Ф. Литература как вид художественного творчества. – М., 1985. Гл. 3. С. 100-110.

Теория литературы: в 2-х т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М., 2004. С. 106-123.

Пафос искусства

2. В искусстве действительность постигается в свете высших духовных ценностей. И пафос конкретного произведения определяется тем, как соотносятся в нем характеры, поступки к судьбы людей с авторскими представлениями об общечеловеческих нормах и идеалах, а быстротекущая, преходящая жизнь — с законами Вечности, извлеченными из многовекового опыта бытия рода людского на Земле.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну, —

Ты — вечности заложник

У времени в плену!

5. К числу существенных характеристик художественного пафоса относится народность. Это понятие, введенное П. А. Вяземским для обозначения национального своеобразия искусства, стало впоследствии характеристикой демократического пафоса художественного произведения: его обращенности к жизни народа и народному характеру, а также его ориентации на те эстетические идеалы, которые возросли на почве многовекового опыта народа и входят в систему его духовных ценностей. Кроме того, народность предполагает и демократизм художественной формы, ее связь с национальными художественными традициями.

Общественная позиция художника может проявляться также в установке на массовое или элитарное искусство. Каждая из названных тенденций имеет как сильные, так и слабые стороны.

Литература

Лихачев Д. С. Заметки обистоках искусства // Контекст-1985. – М., 1986. С. 15-20.

Читайте также: