Что рассказать детям о динозаврах в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Необъяснимо, но факт: многие дети любят динозавров. Возможно, потому что это полусказочные гигантские существа и они уже совсем не пугают, так как давно вымерли. Что же известно о динозаврах: какими они были, когда и сколько жили, чем питались и почему исчезли с лица Земли? Итак, по порядку.

Кто такие динозавры и как они выглядели?

До них, более 4 миллиардов лет назад, Землю населяли более примитивные организмы: водоросли, моллюски, позже — рыбы.

Всего ученые изучили более тысячи видов динозавров. Они очень отличались друг от друга: одни — с острыми когтями и шипами на теле, другие — с рогами.

Многие ошибочно думают, что все динозавры были огромными. Действительно, некоторые достигали размеров пятиэтажного дома, но существовали и крошечные — величиной с цыпленка. Принято изображать динозавров серыми или зелеными, но на самом деле ученые точно не знают, какими по цвету были эти существа. Все потому, что кожу динозавра удается найти крайне редко. Предполагают, что их окрас сливался с цветами окружающей среды — так динозаврам было бы проще прятаться от врагов.

Динозавры вымерли 65 миллионов лет назад. О том, что они когда-то существовали, стало известно только в 17-м веке. Кости динозавра первым обнаружил английский ученый Роберт Плот в 1677 году.

Почему вымерли динозавры?

Науке неизвестно. Версий несколько. Самые распространенные: климат перестал подходить для динозавров (стал чересчур холодным или жарким) или извержения вулканов отравили атмосферу.

Чем питались динозавры?

Несмотря на грозный вид, многие из них не были хищниками — ели папоротники, листья, шишки, цветки и плоды с деревьев. В те времена на Земле было влажно и жарко и создавались благоприятные условия для роста многочисленных растений, так что голодать травоядным не приходилось.

Но были и плотоядные динозавры — которые охотились на животных, ели их яйца. Некоторые из них не могли жевать и глотали камни, чтобы пища сама перетиралась в желудке.

Главной задачей динозавров было добыть пропитание и при этом уберечься от хищников. Рогами и шипами защищались растительноядные, у плотоядных были зубы и когти.

Как долго жили динозавры?

На этот вопрос точного ответа тоже нет. Ученые думают, что большие динозавры жили сравнительно долго — до 300 лет, а маленькие — примерно до 20.

В любом случае даже динозавры-долгожители появление человека на планете не застали: люди стали населять Землю только через 64 миллиона лет после их вымирания.

Кто и как изучает динозавров?

раскопки динозавров

Этим занимаются палеонтологи — люди, которые специализируются на изучении остатков вымерших организмов. Они работают и на раскопках — в местах, где нашли окаменелости, — и в лабораториях. Эти ученые ищут, извлекают из-под земли, а затем тщательно изучают кости древних животных.

В лабораториях палеонтологи выясняют, как жили и охотились существа, которым принадлежат найденные кости, определяют их возраст. Иногда выводы приходится делать, имея в распоряжении всего пару костей, а то и вовсе одну.

Кроме того, специалисты делают копии костей, из которых потом собирают скелеты и выставляют в музеях.

Палеонтологи же придумывают видам динозавров имена — часто исходя из названия местности, где нашли кости.

Какие виды динозавров существуют?

Как уже отмечалось, видов более тысячи. Рассмотрим подробнее самые известные.

Тираннозавр

тиранозавр

Один из самых крупных хищников на все времена. Ходил на двух ногах с двумя когтистыми пальцами на каждой, имел большой череп и длинный тяжелый хвост, зубы размером с бананы.

Некоторые ученые считают, что тираннозавр не мог бегать и был неповоротливым, поэтому не охотился, а питался только мертвыми животными. Однако более распространенная точка зрения в том, что эти динозавры были и хищниками, и падальщиками, по возможности отнимали добычу у других. Тираннозавр был способен съесть до 150 килограммов мяса за один присест, но потом несколько дней голодать.

Скелет самого большого тираннозавра нашли в 1991 году в провинции Канады. Длина скелета достигала 13 метров, вес — почти 9 тонн.

Ихтиозавр

ихтиозавр

Это водные динозавры, внешне похожие на дельфинов: срощенная с телом голова, очень большие глаза, плавники. Во рту много зубов. Весили ихтиозавры в основном до 2 тонн, в длину достигали нескольких метров. Хотя известны виды, длина которых достигала 24 метров, а масса тела — 40 тонн.

Первого ихтиозавра нашли в России в 1821 году, при этом самое большое скопление костей динозавров этого вида обнаружили в Германии.

Ихтиозавры были плотоядными — ели рыбу и моллюсков, охотились стаями. Детеныши рождались в воде и уже сразу умели плавать. На сушу ихтиозавры не выходили.

Стегозавр

стегозавр

Отличительная черта — костяные пластины и шипы на спине и хвосте (для защиты от нападений). Эти динозавры ходили на четырех лапах. Питались только нежными листьями, потому что имели плохо развитые челюсти. Зубы стегозавра почти не годились для пережевывания. Чтобы усвоить даже нежную растительную пищу, стегозавр был вынужден глотать камни — они перетирали растения в его желудке.

Стегозавр достигал 9 метров в длину и весил до 9 тонн — примерно как слон. Впервые кости этих динозавров нашли в США в 1877 году.

Трицератопс

трицератопс

Внешне трицератопсы похожи на носорогов, только более крупных — до 3 метров в высоту и 9 в длину, средним весом около 12 тонн. Только голова достигала в длину 2 метров. Во рту у этих динозавров было несколько сотен зубов.

Питались растениями, передвигались на четырех толстых лапах, жили маленькими группами.

Трицератопсы — одни из последних на Земле динозавров. А их кости впервые нашли в США в 1899 году.

Диплодок

диплодок

Самый хвостатый динозавр — 11-метровым тонким хвостом он отгонял хищников. А еще у него были длинная шея, маленькая голова с большими глазами и длинными зубами, четыре лапы. В длину достигал 30 метров.

Диплодоки ели растительную пищу. Чтобы обрывать высокие деревья, становились на задние лапы. И тоже заглатывали камни.

Диплодоки были стадными животными, хорошо плавали и предпочитали жить в болотах — на сушу выходили, только чтобы поесть и отложить яйца.

Диплодоки обитали на территории современной Северной Америки. Окаменелые позвонки динозавра этого вида впервые нашли в США (Колорадо) в 1877 году.

Велоцираптор

велоцираптор

Эти крошечные по меркам динозавров животные, немного похожие на индюков, были длиной со среднего мужчину — около 1 метра 80 сантиметров, а весом как ребенок — всего 20 килограммов. Впервые кости велоцираптора нашли в пустыне Гоби (Монголия) в 1924 году.

Неизвестно точно, как выглядели эти динозавры: раньше их изображали ящероподобными, с зеленой чешуйчатой кожей, сейчас считается, что у них было оперение, как у птиц. Некоторые даже предполагают, что перья были разноцветными. Наверняка ученые знают, что у велоцираптора было по три пальца с острыми когтями на передних конечностях и по четыре на задних.

Несмотря на весьма скромные размеры, велоцирапторы были опасными и ловкими хищниками. Они прыгали на жертву, хватали зубами и вонзались в нее когтями, нанося смертельные раны.

Птеродактиль

птеродактиль

Многие относят птеродактилей к динозаврам — и ошибаются. Птеродактили — это птерозавры, или крылатые ящеры, — родственники динозавров. В отличие от динозавров, птеродактили умели летать. Из современных животных были внешне и повадками похожи на птиц и летучих мышей.

Передние конечности птеродактилей превратились в крылья (размах достигал 8 метров), тело было покрыто шерсткой. У некоторых был хвост, не у всех — зубы. Птеродактили отличались длинными когтистыми конечностями.

Жили эти ящеры как современные птицы: стаями, днем летали и искали еду, ночью спали вниз головой, уцепившись за ветви деревьев.

Способ пропитания зависел от размеров птеродактиля. Маленькие, величиной с ворону, ели насекомых, более крупные — рыбу и ящериц. Некоторые птеродактили были двухметровыми в длину и полутораметровыми в высоту и весили более 75 килограммов.

Считается, что у птеродактилей хорошо работал мозг и было прекрасное зрение. Жили они на территориях США, Восточной Африки, Западной Европы, Австралии, России. Впервые их кости нашли в Баварии (Германия) в 1784 году.

Самый большой: сейсмозавр. Он весил более 50 тонн и достигал 36 метров в длину. Найден на территории современных США.

Самый тяжелый: титанозавр (до 80 тонн!)

Самый маленький: компсогнат. Его средняя длина составляла всего 60–100 см, а вес — около 2 килограммов, зато у этой малютки было больше 60 острых зубов. Обнаружен на территории современной Германии.

Самый первый: из исследованных на данный момент — либо геррерозавр, либо эораптор. Оба двуногие, жили примерно 230-225 миллионов лет назад.

Самый длинношеий: по современным данным, это маменчизавр. Его шея достигала 14 метров в длину.

Самый быстрый: орнитомеммозавр. Он бегал со скоростью до 50 километров в час.

Самый глазастый: дромицейомим. Глаза у него были по бокам головы. Таким образом у этого динозавра создавался отличный обзор — и преимущество перед врагами.

Самый зубастый: гадрозавр. У него было 980 зубов!

Возможно, самый умный: троодон. Его мозг был размером с птичий — сравнительно крупным. Большинство динозавров имели маленький мозг — размером с грецкий орех.

Интересные факты о динозаврах

диплодоки и птеродактили

Чего не делали динозавры:

  • не летали;
  • не жили в море;
  • не впадали в спячку;
  • не потели;
  • не заводили пары на всю жизнь;
  • не отбрасывали хвост, как ящерицы;
  • не были живородящими (по крайней мере, ученым ничего об этом не известно).

С другой стороны, ученые продолжают раскопки и исследования. Не исключено, что нам еще предстоит узнать о динозаврах много нового.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Знакомим детей с важнейшими местами
России и стран мира в увлекательном формате через игры, истории и загадки

Цель: формирование представления о растениях и животных древнего мира, развитие познавательного интереса к истории Земли.

Задачи:

Образовательные: Расширить представления детей о динозаврах; познакомить с профессией палеонтолога.

Развивающие: Развивать память, воображение, логическое мышление, наблюдательность детей.

Воспитательные: Воспитывать у детей любознательность, интерес к животному миру и истории человечества, формировать основы экологического сознания; воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение доводить дело до конца.

Раздаточный материал: фигурки динозавров.

Ход НОД:

-Как вы думаете, чье это яйцо? (Гигантской птицы, крокодила, страуса, динозавра.)

-На чем мы с вами отправимся в путешествие? (На воздушном шаре, на самолете, на машине времени.)

Дети берутся за руки со словами:

-Крепко за руки возьмемся,

В путь-дорогу соберемся.

Нам преграды не страшны,

Мы дружны и веселы!

Воспитатель: Прежде давайте вспомним, что же мы с вами знаем о динозаврах? (жили очень давно, были очень большими, сейчас их не встретишь.)

-Динозавры жили много-много лет назад, когда людей на Земле еще не было, а климат был теплый и влажный. (показ макета.) Землю покрывали густые вечнозеленые леса из деревьев, похожих на огромные пальмы.

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а кто это появился справа от нас? Огромный, с длинной шеей, мощным хвостом. Срывает листики с деревьев. (показ иллюстрации с изображением диплодока.) Это диплодок.

-А вот и еще один. Все его тело покрыто многочисленными костными наростами в виде ромбовидных пластин. При появлении опасности эти пластины окрашиваются в красный цвет. (показ иллюстрации с изображением стегозавра.) Это стегозавр.

-А что это за странный шум? Смотрите, как будто огромная летучая мышь. (показ иллюстрации с изображением птеродактиля.) Это-птеродактиль, летающий ящер.

-Но королем мира ящеров был тираннозавр-один из самых больших и кровожадных хищников. (показ иллюстрации с изображением тираннозавра.) В высоту он был с шестиэтажный дом. Поднимаясь на задних лапах во весь рост, тираннозавр издавал оглушительный рев, который приводил в трепет все живое вокруг. Не было такого соперника, которого тираннозавр не мог бы победить в сражении.

-Ну что, ребята, устали бродить по лесам? Отдохнем?

Физкультминутка.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапки в стороны развел,

Папоротника не нашел.

Чтобы листики достать,

Надо на носочки встать.

Воспитатель: А знаете ли вы, что динозавры были очень заботливыми родителями? Они строили гнезда из песка и грязи. Мамочки-динозаврихи откладывали яйца, а папа-динозавр их высиживал. Он покидал их только, чтобы поесть. А иногда даже оставался голодным, потому что боялся оставить гнездо, ведь на него могли напасть злые хищники.

-Ребята, а сейчас мы с вами сможем на улице или в лесу встретить динозавра? (нет, они давно вымерли.)

-Никто не знает, почему вымерли динозавры. Некоторые ученые считают, что из-за изменения климата, стало холодно на Земле; другие –что на Землю упал гигантский метеорит, и поднялось очень много пыли, которая не пропускала солнечный свет; третьи –что динозавров уничтожили вулканы и землетрясения.

-Ребята, а как вы думаете, кто-нибудь из ныне живущих людей на земле, видел динозавров? (нет.)

-А откуда же мы так много о них знаем? (от ученых.)

-Ученых, которые изучают останки животных (их косточки, окаменелости, называют палеонтологами. Палеонтологи ездят по разным странам на раскопки. Они копают глубокие ямы, выкапывают останки динозавров и изучают их, чтобы потом рассказать нам, как жили динозавры, как они выглядели, чем питались.

-Ребята, посмотрите, у нас есть макет, небольшой кусочек древнего мира, с вулканом, озером, растениями. Но здесь не хватает жителей. Давайте мы с вами вылепим динозавров и заселим нашу землю.

Дети садятся за столы и лепят динозавров.

Воспитатель: Какие замечательные динозавры у вас получились! Давайте мы разместим их на макете.

- Ребята, куда мы сегодня путешествовали? (в древний мир динозавров.) Правильно, в лес, где жили динозавры. Понравилось вам наше путешествие? А что бы вы рассказали своим родителям о нашем путешествии?

Загадочный мир динозавров. Работы детей старшей группы.

Загадочный мир динозавров. Работы детей старшей группы. Динозавры – это очень интересная и увлекательная тема для детей старшего дошкольного возраста. Детей всегда интересует потаённый древний.

1. Орг.момент
Мой юный друг!
Я приглашу тебя в чудесную страну,
Страны такой ты не встречал на свете.
Как интересно там поверь,
Давай, откроем эту дверь!

2. Введение в тему
Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в очень далекое прошлое нашей Земли. Но, чтобы узнать для чего мы туда отправляемся, предлагаю выполнить одно интересное дело. Мы займемся раскопками. Но сначала обратимся к словарю: раскопки - работа, направленная на поиски и извлечение чего-либо, скрытого в земле. А вы знаете, кто и зачем проводит раскопки?

У нас есть две замечательные профессии – археолог и палеонтолог, которые раскрывают и изучают тайны и секреты, скрытые в подземном мире. Но, палеонтологи занимаются изучением животных или растительных окаменелостей, т.е изучают нашу Планету по костям, отпечаткам, окаменелостям., а археологи изучают прошлое человеческой культуры и образа жизни, быт наших предков по предмета, сооружениям и т.п.
Они ведут раскопки
В поле и на сопке.
И в пустыне южной
И в Сибире вьюжной.
И во всех частях Земли,
Что б узнать мы прошлое смогли!

Итак, мы сейчас проведем свои раскопки, которые помогут нам понять, кем мы станем на время нашего занятия – археологами или палеонтологами.
Раскопать – значит, приподнять толщу земли, но так, чтобы не потревожить все, что в ней спрятано. Специалисты пользуются разными инструментами – лопатами,кирками,ножами.Но нам предстоит работа полегче,мы будем работать кисточкой. Только надо быть аккуратными и внимательными. Отыщите и соберите все, что зарыто

(Примечание:. в коробочках с любым заменителем земли-манка, соль, мелкая крупа, мелкие опилки(по возможности и желанию учителя), спрятаны кости скелета динозавра или отдельные части из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, фабричного изготовления и т.п.)
- Что вы откопали? Соберите их в единое целое? Что получилось? Значит, кем мы стали на время?

Но в теплых и совсем несоленых водах мелководного океана уже появилась жизнь. У самой поверхности в горячих лучах солнца носились бесчисленные рои прозрачных студенистых комочков. Шло время, и вот уже некоторые из них опустились на дно и прочно к нему прикрепились. От них произошли растения. Другие так и остались морскими бродягами. Некоторые вырастили себе прочный домик-панцирь и стали моллюсками.

На суше все еще пустынно. Скалы, песок, тишина, только прибой выбрасывает на берег водоросли, червяков, улиток – всех, кого заставала врасплох океанская волна. Они гибнут без воды под жарким солнцем. Но какие-то водоросли выжили, укоренились. И уже копошатся, прячутся в их корнях маленькие ничтожные червяки. А океан создает первых гигантов.

Проходили миллионы лет. Менялся климат. Начались засухи. Их сменяли затяжные дожди. Водоемы то растекались, то сжимались в мозаику луж. В борьбе за жизнь побеждал тот, кто в туманной ночи ковылял сквозь заросли, проползал по песчаным дюнам и плюхался в воду.

Прошло 200 млн лет с тех пор, как первые морские водоросли зацепились за сушу и началось ее завоевание. И вот уже исполинские хвощи и прапапоротники образуют непроходимые чащи. В их листве и сплетении корней кипит праздник жизни.

Совсем чужим показался бы нам мир тех дней с однообразной зеленью лесов, без цветов, без голосов птиц, без жужжания пчел,без разноцветных порхающих бабочек. Жара и духота гнала бы нас к океану, который по-прежнему безмолвствует.

Прошло еще 150 млн лет и на арену жизни вступили ящеры. Ящеры эти пока не динозавры. Они еще не слишком громадны, ужасны и удивительны по сравнению с идущими следом динозаврами. Недоброй была Земля. Опасной!

На Земле,после продолжительного периода влажного тепла, начались суровые времена. Климат становился все холоднее и на суше. На Земле возникают как бы две крайности: Великое оледенение и Великое осушение. Первые пустыни покрыли Землю. Погибли папоротниковые леса и древняя тайга.
И вот наступила пора динозавров.

Неприветливой и страшной показалась бы нам Земля в те времена. Повсюду динозавры – большие и маленькие, мирные и хищные, медлительные и быстроногие, на двух или четырех ногах.
Наверное очень хорошо, что в наше время нет этих древних гигантов –динозавров. Трудно представить, как мы бы сосуществовали рядом с ними.

Трудно поверить, что потребовались миллионы лет до появление этих животных, а мы прошли этот путь развития за несколько минут.

Физминутка
Динозавр устал сидеть,
Нужно ноженьки погреть.
Лапы вверх, лапы вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать динозавр горазд,
Он подпрыгнул десять раз.

3. Исчезновение.
Уж много миллионов лет
На свете динозавров нет,
На всей большой планете!
Никто не знает – почему?

Как вы поняли, стихотворение шуточное, но по одной из научных версий погибли динозавры из-за того, что попросту не могли найти себе достаточно пропитания, либо появились растения, которые убили ящеров. Считается, что на Земле распространились цветковые растения, которыми и отравились динозавры.

По другой версии, после падения космического тела по планете прошла мощная ударная волна, в атмосферу поднялись тучи пыли, планету окутали плотные облака, которые практически не пропускали солнечный свет. Соответственно в разы поубавилось количество растительности, которая была источником пищи для травоядных динозавров, а они в свою очередь позволяли выживать хищным ящерам.

4. Музей
Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги
мы собрались не гулять
А Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
Нет его среди песков,
Нет среди холодных льдов,
Нет на дальних островах,
Нет его и в горах.
Встретив рыжую лису
В нашем лесу
Мы о нем спросили…
- Нет, - ответила лиса, -
- Динозавра ищите вы зря.
- Вымер, бедный, он давно.
Что нам делать, как тут быть
- Надо Вам в музей сходить!
Динозавра мы нашли
Лишь, когда в музей пришли.

На сегодняшний день существует огромное количество музеев по всему свету, которые позволяют нам не только увидеть различные скелеты динозавров, но и лучше познакомиться с ними, а также узнать больше о мире, в котором они жили.

Приглашаю вас на виртуальную прогулку по музею динозавров. (Примечание: можно организовать просмотр видео или презентации любого палеонтологического музея с экспозицией динозавров).

5. Детеныши
В любой семье на свете
Есть взрослые и дети:
У людей – ребята,
А динозаврики - у динозавра.
Все дети на свете
Похожи на мам.
Ты это, наверное,
Знаешь и сам.

Динозаврики были маленькими копиями своих родителей. Они вылуплялись из яиц.

Физминутка
Динозаврику каждый день,
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.
Оглядится он вокруг
И на стульчик тихо плюх.

6. Летающий динозавр
Ну а сейчас я вас снова приглашаю на раскопки. Палеонтологи нашли отпечаток скелета динозавра.

Предлагаю собрать бумажного птерозавра. (Примечание: учитель может предложить оригами или детальный сбор,в зависимости от возраста учащихся. Для моих это был самый удобный вид сборки).

7. Заключительная часть.
Итак, динозавры –вымершие животные. Но, давайте представим, что появились новые.
Как на нашем огороде –
Небывалая напасть:
Динозавры всюду бродят –
Негде яблоку упасть!
Мы и так других не хуже
В отношении чудес,
Да ещё любая лужа
Вроде озера Лох-Несс:
Мухозавры там летают!
Жукозавры там живут!
Хрюкозавры отдыхают,
Лужевую воду пьют!
Уткозавры лапы моют
У крутого бережка,
Курозавры землю роют –
Добывают червяка,
Котозавры колобродят,
С крыш сигая с ветерком,
Мышезавры хороводят
Возле крынки с молоком,
А у старого базара,
Где с берёзкою бугор,
След ноги лягушкозавра
Обнаружил дед Егор;
Ох, не зря под месяц новый,
Не оставив и примет,
Там пропали две коровы
И один велосипед! Вайнер Б.

6. Итог. Рефлексия.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель : формировать представления о растениях и животных Древнего мира, развивать познавательный интерес к истории Земли.

В:- Ребята, а вы знаете, что такое древний мир? Кто в нем жил? (Ответы: тогда на Земле еще не было человека. Жили различные животные, в том числе и динозавры).

В: Знаете ли ты, что значит слово ДИНОЗАВР ?

В: Кто такой динозавр?

Динозавры – это яйцекладущие рептилии, чем-то похожие на современных крокодилов, ящериц, черепах, жившие миллионы лет назад. Динозавры умели ходить, бегать, прыгать (иногда только на задних ногах).

Динозавры властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые динозавры были хищными. Растительноядные появились позднее, воспользовавшись буйством окружающей растительности. Одни были размером с цыпленка, другие величиной с современный лайнер. Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу. Самые первые из появившихся на Земле динозавров были совсем небольшого размера. Но потом среди них появляются довольно крупные хищники и растительноядные ящеры.

Облик Земли.

К началу появления динозавров все континенты были объединены в огромный континент Пангею. А его берега омывали волны единственного океана Панталассы. Животные и растения расселялись по ней и теперь их ископаемые останки находят в Африке, Антарктиде. Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По берегам рек и озер росли древовидные папоротники и хвощи. У них были широкие листья, как у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней. Появились хвойные растения..

Когда начался Юрский период, динозавры достигли вершины своего расцвета. Это было 21 миллион лет назад и длился Юрский период около70 миллионов лет.

В юрском периоде Пангея начала распадаться на части. Образовались два новых континента. Климат по-прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным. На землю обрушивались проливные дожди, полноводнее стали реки и озёра. Пустыни исчезали, отступая в глубь континентов. На смену им пришли пышные зелёные леса. Леса юрского периода напоминали современные джунгли. Но среди буйной растительности нет ни одного цветка. В юрском периоде произрастало множество видов саговников. Саговники похожи на пальмы — их ствол тоже венчает пучок раскидистых листьев

В юрском периоде исчезли огромные амфибии, зато в болотах заквакали лягушки. Моря бороздили морские рептилии-ихтиозавры. В небе на расправленных крыльях парили летающие ящеры, такие как птерозавр.

Но далеко не все динозавры были большими и страшными. Например, компсогнат размером был примерно с курицу. Этот проворный динозаврик питался насекомыми.

Этот динозавр был втрое выше и вдесятеро длиннее слона. Большая часть его длины приходилась на шею и хвост. При помощи длинной шеи он мог есть листву с самых высоких деревьев: это длинношеие динозавры или диплодок.

В: Заботились ли динозавры о своих малышах?

Найденые гнезда доказывают, что динозавры заботились о потомстве. Детеныши жили в гнезде вместе с родителями до определенного возраста.

Самыми преданными родителями были гадрозавры, диплодоки, камапазавры, цераторсы.

Вместе с Юрским периодом закончилась эра динозавров на Земле. Впервые появились цветковые растения. Магнолия — одно из первых цветковых растений на земле. В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие растения, все динозавры, птерозавры и водные рептилии. Одна из гипотез гласит, что динозавры были уничтожены метиоритом, столкнувшимся с Землёй. Мощный удар был способен поднять в небо большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению солнечных лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть.

В: Как мы узнаем, какие животные жили миллионы лет назад?

Палеонтологи – это люди, которые изучают останки вымерших растений и животных и по ним умеют, предполагать, какими были эти растения и животные. В: Зачем палеонтологи изучают зубы?

Определив тип зуба, можно понять, чем животное питалось и как оно жило. Если зубы острые, значит, оно охотилось и питалось мясом или падалью. Если у животного множество зубов, способных хорошо измельчать пищу (такие зубы обычно стачиваются на новые), то оно питалось твердыми растениями. Если же у животного зубки маленькие и плоские, то пищей ему служили водоросли, которые оно находило, подолгу роясь в водоемах. Если зубы тонкие и острые, а морда удлиненная, то животное кормилось насекомыми. А если в одной пасти "собрались" вышеперечисленные виды зубов, то это животное было всеядное, то есть оно употребляло любую пищу, как мы.

Читайте также: