Что психологи говорят о школе

Обновлено: 05.07.2024

Разговорились с подругой о школьных проблемах, точнее о проблемах с учебой у своих детей.

По большому счету у моей дочери нет проблем с учебой, я так понимаю, что это у меня есть проблемы с её учебой (◕‿◕)♡ (я считаю, что дочь прилагает не достаточно усилий в освоении русского языка). Но сейчас не обо мне.

Итогом разговора стало то, что учитель настоятельно порекомендовала пойти на консультацию к школьному психологу.

В общем, вместо того чтобы расслабиться и ждать помощи от специалиста будет сплошная нервотрепка.

А я взяла и объяснила, почему не нужно бояться идти к школьному психологу :

Во-первых , школьный психолог как раз для того и нужен в школе, чтобы брать на себя часть проблем во взаимодействии с учениками, родителями и учителями.

Ну и в третьих , этические принципы психолога требуют не разглашать частную информацию о своем клиенте, в данном случае об ученике и его семье, об учителе или других заинтересованных лицах. Это наверное самый главный принцип, который позволяет любому родителю или ребенку и даже учителю с лёгкостью обращаться к своему специалисту. Если вы сомневаетесь, можете прямо вначале консультации отдельно обговорить с психологом и уточнить подробности конфиденциальности. Ну например, психолог может вам сказать, что всю полученную информацию по проведенным опросам или тестированиям он предоставляет администрации школы или классному руководителю в виде статистических данных..

Бывает конечно ситуация, когда в школе специалист не опытный, без достаточной квалификации, но вы вполне можете выяснить все нюансы на самой первой консультации. Не бойтесь разговаривать и задавать вопросы!

Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Екатерина Сафонова


Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.


Выбор пути

Волшебный браслет от ругани

На втором курсе меня буквально трясло от мысли, что я когда-нибудь буду работать с детьми, хотя сейчас именно от этого я получаю наибольший кайф. На четвертом мне сообщили, что в какой-то школе есть свободная вакансия, и я подумала: почему бы и нет?! Диплома у меня еще не было, ясных перспектив тоже, но профессиональный опыт перед выпуском был нелишним, к тому же поход на собеседование меня ни к чему не обязывал.

Меня взяли на должность психолога в младшей школе — в старших классах уже работал другой специалист. Наш случай нетипичный: обычно в школах один психолог (если он вообще есть), который формально относится к своей работе и может появиться в жизни школьника лишь в выпускном классе с тестами Климова на профориентацию (школьник отвечает на вопросы о том, что ему нравится, и в итоге получает результат — рекомендацию о сфере будущей профессии).

Дети воспринимают меня не как обычного преподавателя, а скорее как доброго волшебника, который их развлекает. Обычно на уроки я приношу кучу разных игровых предметов типа шаров и мячей.

Плачущие дети и их амбициозные родители

Я могу работать с каждым конкретным ребенком только с согласия его родителей — в начале года они заполняют специальную бумагу-согласие. Отказы бывают. Я не знаю мотивов, но, наверное, дело в скепсисе по отношению к психологической деятельности. Родители уверены, что сами во всем разберутся. Помимо занятий с детьми в мои обязанности входит консультирование родителей. Основная нагрузка тут приходится на начало года, потому что родители тревожатся из-за адаптации детей в школе — особенно родители первоклашек. На самом деле даже у взрослых процесс адаптации к чему-то новому может длиться от двух месяцев до года, поэтому зачастую паника необоснованна. Моя задача в таких случаях — проговорить это родителям, успокоить их.

Также по запросу родителей, учителей или администрации школы я провожу индивидуальные занятия с детьми. В начале этого года ко мне обратились по поводу девочки, которая без остановки рыдала на уроках. Мы с ней виделись три раза. У меня есть комната для сенсорной разгрузки — с бассейном с шарами и столом для рисования песком. Последнее — очень хорошее средство: пропуская через пальцы песок на подсвеченную поверхность, ребенок расслабляется и сам обо всем рассказывает — с кем дружит, чего боится. Я просто сижу рядом и ловлю его слова, попутно осторожно задавая наводящие вопросы. Та девочка сразу сказала, что учитель слишком строгий, поэтому ей хочется домой. Я не могу сделать ее учителя менее строгим, моя задача — объяснить, что то, что девочка пока не может привыкнуть к школе после детского сада, — нормально. Такое бывает со всеми и не нужно переживать и стесняться. После консультаций я не пишу никаких карт, характеристик или протоколов на ребенка — просто разъясняю ситуацию учителю и родителям.

Иногда дети приходят ко мне сами, но вообще самостоятельные обращения скорее характерны для средней школы. У подростков начинаются сложные межличностные отношения в коллективе, межполовые проблемы, сложности с восприятием себя и собственного тела, и им нужно кому-то выговориться. Иногда я заменяю психолога в средней школе, и как-то ко мне зашел очень худой мальчик, которого в классе все называли Кощеем. Не самое обидное прозвище, но его это беспокоило. Нужно отметить, что он загнался не из-за тела, потому что сам себя в своей комплекции он воспринимал комфортно, а из-за отношения к нему окружающих. Мы с ним пару раз поговорили о том, что если ему, его организму хорошо, остальное неважно. Это его успокоило.

” По моему мнению, одна из серьезных причин кризиса современной школы именно в том, что учителя, да и родители перестали заботиться о психологическом благополучии ребенка!

Я периодически консультирую родителей и занимаюсь психотерапией с подростками и молодежью именно по вопросам трудностей в школе. Ко мне обращаются взрослые люди, трудности которых начались во время обучения в школе: из-за проблем с учителем, одноклассниками или из-за того, что ребенок не оправдывал ожидания собственных родителей.

” Если не помогать собственному ребенку справляться со сложностями в школе, то может случиться, что всю последующую жизнь собственное развитие, реализация и эффективность для взрослого человека будут неактуальны.

Все внимание такого человека будет направлено на решение проблем, появившихся в школе и лечению травм, полученных в то время. Тогда будет необходима длительная работа с психологом… Без стабильной самооценки и опыта самостоятельного разрешения трудностей в детстве и с помощью родителей, невозможно ожидать, что взрослый человек сможет находить себе друзей, создавать семью и заниматься любимым делом, тем более, если придется работать в высококонкурентной среде.

” Осознанный выбор профессии в 11-м классе способны сделать около 5% мальчиков и 5-7% девочек. Поэтому раннее профессиональное самоопределение - скорее исключение, чем правило.

Для школьников и студентов очень важно сохранять интерес к получению знаний: чтению книг, участию в работе кружков и секций, участию в конкурсах, конференциях и олимпиадах. Опыт достижений и удач, полученный в детстве, - существенная опора, с которой человек пойдет по жизни дальше. И в этом случае важно, чтобы и ребенок, и родители считали успехи ребенка не целью, а одной из характеристик, лежащих в основе представления ребенка о самом себе и его самооценки. Родителям достаются сложные задачи – дать своим детям время на поиски профессии, помогать формированию самооценки и поддерживать их материально до поры, пока они не смогут сами себя обеспечивать. И это очень сложно для родителей! Сроки психологического взросления человека всегда индивидуальны. Поэтому родителям приходится быть внимательными и поддерживающими наставниками для собственных вырастающих детей и надеяться, что труд родителей даст результат в виде благополучия и удовлетворенности жизнью повзрослевшего сына или дочери.

Родителям необходимо заботиться о психологическом и физическом здоровье и благополучии собственных детей. Показатели здоровья молодого человека являются необходимым минимумом для хорошего старта во взрослой жизни и профессии.

Быть внимательными и не ожидать, что ребенок обязательно будет успешным: проявит себя в спорте или будет отличником и гордостью школы. Сейчас все больше говорят, что важнее быть хорошим человеком, имеющим друзей и семью, чем злобным амбициозным одиночкой. Очень важно воспитать и научить ребенка проявлять свои лучшие качества по отношению к людям.

Основной акцент - на умении ладить с другими людьми: общаться, заводить друзей, да и просто договариваться о чем-то. Умение вести себя в группе помогло выжить человеку, как биологическому виду, и до сих пор одно из основных условий успешной адаптации в мире. Сюда же можно отнести и кооперацию – возможность организовывать вокруг себя людей для достижения общих целей.

Критическое мышление также формируется в условиях, когда ребенку интересно жить, интересно узнавать новое, это возможно, когда от него не ждут быстрых результатов!

” Стоит помнить, что если выращивать морковь и постоянно подтягивать ее за ботву, в надежде, что она станет лучше расти, что есть большая вероятность повредить растение и не получить урожай… Поэтому родителям необходимо проявлять терпение и поддерживать собственных детей.

Современный мир позволяет самим родителям стать примером для собственных детей и получить новое образование, специальность и реализовывать себя именно в той области, которая кажется самой нужной для ребенка. Дети не могут и не должны оправдывать ожидания собственных родителей!

” Если быть честным с самим собой, то как много тех, кто оправдал ожидания собственных родителей и счастлив от того, что выбрали именно тот институт и специальность, на которых настаивали родители?


Школа, о подростках

Пара здравых идей в статье конечно есть, но в основном. Может она какую то конретную особую школу имеет в виду? 95% неактуальные знания? А какие именно, интересно? арифметика неактуальна(калькулятор посчитает), язык неактуален(можна песать каг предецца), иностранный - видимо через 20 лет напрочь поменяется ога. География тоже не нужна (извозчик довезет). Ой, кажется где-то я это уже слышала. вероятнее всего от мам троечников когда сама училась
А актуальные знания это интересно какие? как правильно кнопки нажать и у гугла с алисой спрашивать? так тут тогда ваще школа не нужна
И опять Европа в примерах, ну прям образец,зачем смотреть на то, что там почти все ВО платное и дорогое и процент людей с ВО намного ниже чем было в СССР
Никогда ж в жизни нельзя больше будет работать официанткой или разносчиком пиццы кроме как после шоклы, ага. И в 30-50 у нас учиться видимо тож запрещают законодательно

Цитата:
Какие-то врачи все равно будут, но это будут врачи, которые, скорее всего, будут очень мало похожи на сегодняшних. И чтобы таким стать, человеку надо будет переучиваться примерно полностью.
да да, ведь физиология человеческого организма изменится полностью, анатомия тоже Блин, ну она серьезно.
Цитата:
нас сейчас дети часто разбираются в чем-то лучше, чем взрослые. Никогда в истории человечества такого не было
какая однако у меня неклассическая семья А если серьезно - если б так было, человечество до сих пор по пещерам сидело бы, без огня. Нуаче, следующее поколение ж не может превзойти предыдущее "никогда такого не было, и вот опять"

Цитата:

доступность этой информации такова, что помнить ее нет никакого смысла

вообще то смысл основной - заставить работать мозг, а не просто "помнить". Информация и раньше была доступна, в книжках например. Сборники формул не вчера изобрели. И почему то мамы, в школе решавшие задачки за 15 мин потому что "помнили ненужное", тратят нынче по 2 часа (включая рыдания в ватсап) чтобы таки найти именно нужную формулу и помочь наконец чаду эту самую задачку решить. А чо так? типа ж все под рукой

Цитата:
Если в современном мире вы попытаетесь все делать хорошо, вы не долго протянете, честно вам скажу
ну да, давайте детей учить делать тяп -ляп. Ну подумаешь,сыночка тяп-ляп пациентов лечит, зато у себя дома полочку хорошо прибил, жена довольна. Подумаешь, дочень ка тяп-ляп детей учит, зато для семь борщ варит хорошо. Ну а что, все правильно, не на собственные же потребности забивать

Цитата:
а потом жалуются, что ребенок 5-6 часов сидит за уроками, с неврозом, с истерикой.
где такие задания, такие дети и такие родители? Полным-полно тех кто хорошо делает за 40 мин

Цитата:
Они работают, как подорванные, потому что это их прет, им нравится, они в своем потоке.
Прямо все? серьезно? таксистов видимо особо прет. Но да, давайте ориентироваться на создателя фейсбука, ведь вполне реально повторить его судьбу если не каждому, то каждому второму точно! Представляю, моему бы поколению родители говорили - вон посмотри на Билла Гейтса, ваще случайно ОС написал, которая стала первой в мире, видишь как бывает? Так что не старайся особо, глядишь все само в руки упадет Упоминать о том, что чтобы фейсбук написать надо было тоже вообще то учиться и мозги упражнять- зачем, главный акцент на удаче.

А так да, родителей кои перегружают детей масса. но это все не к школе претензиии все эти коммуникация-кооперация-креативность 30 лет назад были точно такими же

У меня ребенок пошел в первый класс. У нас по русскому разбирают слоги на звуки, какие то шипящие, мягкие . Все это добро надо подчеркнуть. И так будет до 4 класса. Вопрос, какая разница, где разделяет мягкий знак слоги, а где просто смягчает согласный. Получается он пишет правильно, а если не там и не ту букву подчеркнул будет снижен бал, хотя все написано верно. И так до 4 класса, вопрос зачем этим заниматся. Это украденное время, для развития и бестолковая трата ресурсов. Блин это наши деньги в концне концов.

Вот под каждым вашим словом подпишусь. Статья пустая - набор каких то громких заявлений ни о чём. Действительно, что она носится с этими Коммуникаци, кооперация.. - как будто что то новое изобрела? Умение общаться и налаживать отношения, жить/учиться/работать в коллективе - так этого раньше гораздо больше было, никто по хаткам не сидел, не лупился в интернет. С утра до вечера, помню, на улице гоняли - кооперировались и коммуницировались
А на счёт того, что раньше никогда не было, что дети лучше в чём то разбирались, чем родители - вообще насмешила! Блин, да так всегда было, во всём новом дети быстрее разбираются, чем их родители. Вот Америку открыла..
А про ненужность знаний в школе.. чушь собачья! Ненужных базовых знаний не бывает! Интересный, умный человек - это человек широко образованный. Кому, кому интересен человек, который кроме как "Окей гугл" нефига не знает?

Мне вот просто интересно, неужели вы всерьез хотели бы что бы именно ваш ребенок 10 лет чувствовал себя психологически удобно в школе , поплевывая в потолок, активно общаясь с такими же поплевывателями посредством айфона, а потом . вдруг . никуда не поступил , даже в техникум или колледж, только потому что средний бал по ЕГЭ у него на выходе из школы ниже допустимого для поступления - твердая тройка? Нет, он конечно же может учиться и до 30 лет, а за ваш счет и до 50. только его на работу никуда не возьмут.Вообще. Ну разве что дворы мести. но и тут глубокоуважаемая психолог заверяет нас что эти профессии не будут востребованы.
Так куда - на улицу, получая минимальное пособие что бы с голоду не сдохнуть?
Или вы серьезно полагаете что уж с вашим-то гениальным ребенком ничего такого не случится?
Так вроде в Новосибирске живете. а это далеко не дотационный регион. Сюда до сих пор ссылают.
Скрыть

Кьяра , так Петрановская и предлагает эти самые 4К, или Вы ждете от нее конкретных сформулированных учебных программ? И Вы правильно пишите, что практически всё - вопрос к родителям, а не к школе. Она для родителей и говорит, изменить школу или открыть собственную мало кто может.

Моя дочь в этом году закончила 11 класс обычной школы. Может, небольшой, но опыт у меня есть. Не могу сказать, что ребенок был в усмерть перегружен, но полученных знаний хватило для поступления на бюджет в СПбГУ без всяких репетиторов. Кто хочет получить знания, тот их получит. Основная трудность, которая не покидала нас на протяжении многих лет - это осутствие у школы реальных рычагов воздействия на тех, кого раньше называли трудными детьми, на тех, кто никого не уважает, всех оскорбляет и постоянно срывает уроки. Я подозреваю, что далеко не все родители реально знают, что творят их "умные и воспитанные" детки в школе, или что-то недооценивают, списывают на переходный возраст и т.п. Одной из таких мам дочкиных одноклассников была мама Марка Конькова. Думаю, все знают, чем все кончилось. В общем, надо не только заботиться о психологическом комфорте своего ребенка, но и прямо с пеленок вдалбливать, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Ну не уважают сейчас дети никого, и с этим надо срочно что-то делать!

А я рада. )) Прочитав коменты , поняла, что я не одна с таким "нормальным" подходом. А то уж как-то тяжело последнее время наблюдать на улице/по телефону диалоги родитель/ребёнок в духе: "Ты со школы пришёл? Что получил? А постараться не мог? Ну ты тупой! Двоечник!"
На меня такие родители производят удручающее впечатление. И мне очень жалко их детей.
В своё время общалась с психологом и ей путём переговоров приходилось "снимать детей с крыши". Удачно. НО приводит их туда действительно психологическая незрелость. Неверие в себя. Нелюбовь себя.
Как это, если переделать плакат: "А ТЫ СЕГОДНЯ СКАЗАЛ РЕБЕНКУ, ЧТО ТЫ ЕГО ЛЮБИШЬ?"

ОлесяВова писал(а):

Про горизонтальную карьеру. это для того, что бы на теплые места, занятые родственниками, чудики снизу не претендовали? Типа не прыгай выше головы, сиди в своем болоте и не высовывайся?

Я тоже про это подумала

Спасибо за статью Петрановской - к чему-то я "пришла" сама, что-то "оформилось" уже после прочтения. Комментарии к статье не впечатлили.

Читайте также: