Что означало появление на российской политической арене государственной думы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Это был теплый и солнечный день, в столице уже распустилась черемуха. Петербуржцы приветствовали передвижение депутатов в течение всего дня: на Невском, до приема в Зимнем дворце, после — вдоль набережной Невы от Зимнего до Таврического дворца. В Москве с 12 часов были закрыты все торговые заведения, работали лишь фабрики, заводы, парикмахерские и почта.

Применительно к структуре парламентов европейских государств, Государственная Дума России являла собой нижнюю палату, а в качестве верхней палаты выступал действовавший при царе с 1810 года высший законосовещательный орган — Государственный совет.

Первая Государственная Дума проработала 72 дня — до 22 июля 1906 года, проведя всего одну сессию. Возглавлял первый созыв русский правовед, один из основоположников конституционного права России Сергей Муромцев. В Думу входили представители разных политических партий. Ее самой многочисленной фракцией были кадеты — 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы — 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных — 105.

Первая Дума была ограничена в своих полномочиях. В соответствии со сводом Основных государственных законов, утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 года, по вопросам назначения министров, внешней политики страны, введения военного или чрезвычайного положения решения принимал император. Также согласно своду, в перерывах между сессиями Думы царь мог издавать новые законы от своего имени.

Главным в работе первой Государственной Думы Российской империи был земельный вопрос. Также Дума делала активные и безуспешные попытки проведения политических реформ, выступала с инициативами прекращения репрессий против участников революции 1905-1907 годов. Всего же за время работы депутатами был принят 391 запрос о незаконных действиях правительства и одобрен один законопроект — внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая. Дума была распущена Николаем II.

Государственная дума Российской империи — это законодательное представительное учреждение в Российской империи.

История Государственной думы

Государственная дума I созыва была первым в России избранным населением представительным законодательным органом. Она была образована в результате попытки преобразовать Россию в парламентскую монархию, вызванной желанием стабилизировать обстановку в условиях волнений и революционных выступлений. I созыв Думы провел одну сессию и просуществовал 72 дня, с 27 апреля по 9 июля 1906 года, после чего ее распустил император Николай II.

После досрочного роспуска I Думы представительный законодательный орган был созван второй раз. Он был избран по тем же правилам, что и предыдущий созыв и тоже сразу вступил в конфронтацию с Советом министров, проведя лишь одну сессию до своего досрочного роспуска 3 июня 1907 года. Избирательное законодательство после этого было изменено. II созыв Государственной Думы работал 102 дня.

Законодательная деятельность второй Думы в целом носила следы политической борьбы со властью.

Из внесенных в парламент 287 правительственных законопроектов (включая бюджет на 1907 года, законопроекты о реформе местного суда, аграрной реформы, ответственности чиновников) Думой было одобрено лишь 20 законопроектов. Лишь три из них получили силу закона (два проекта помощи пострадавшим от неурожая и об установлении контингента новобранцев).

III Государственную думу избирали на основании принятого после роспуска II Государственной думы на основании ст. 87 Основных Государственных Законов Положения о выборах в Государственную думу 1907 года. Смысл статьи состоял в том, что в случае чрезвычайной необходимости правительство обладало правом принимать новые законы без обсуждения с Государственной Думой, в периоды между роспуском Думы и избранием нового созыва, или же в периоды между сессиями Думы. Однако указанная статья напрямую запрещала правительству применять этот порядок для изменений постановлений о непосредственных выборах в Думу. Поэтому роспуск II созыва Государственной думы и последовавшее изменение в избирательном законодательстве квалифицируется как государственный переворот.

Готовые работы на аналогичную тему

Результатом третьеиюньского переворота стало перераспределение депутатов нового созыва Думы по партиям, увеличившее представительство правых партий и центра, что дало возможность правительству и III Государственной думе наладить совместную конструктивную работу. III созыв Государственной думы начал работу 1 ноября 1907 года и был распущена 30 августа 1912 года, причем её деятельность прерывалась 09 июня 1912.

Государственная дума IV созыва была избрана 15 ноября 1912 года. Ее председателем был М. В. Родзянко.

Значение Государственной думы

Поскольку возможности Государственной думы были существенно ограниченны, она так и не стала полноправным законодательным органом, однако сумела накопить позитивный опыт, с ее деятельностью связывались определенные надежды на демократизацию России, в целом налицо были позитивные сдвиги.

В сложных условиях ограничения прав Думы, оппозиционно и революционно настроенные депутаты (например, социал-демократы) находили возможности высказывать собственное мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом читающей России: обеспечивались гласность деятельности Думы, отражения в печати ее запросов и заседаний (в том числе и социал-демократической), в газетах публиковались стенографические отчеты, а затем издавались отдельными томами по каждой сессии.

Закрытыми объявлялись лишь заседания, на которых обсуждались военно-морские и военные программы, их стенограммы огласке не подлежали.

Депутаты для критики правительства использовали любую возможность. Так при обсуждении годового бюджета Российской империи, они себе позволяли говорить все, что думают о деятельности правительства.

Несмотря на то, что Дума не обладала правом обсуждать внешнюю политику, при рассмотрении бюджета Министерства Иностранных Дел депутаты яростно критиковали его деятельность. То же касалось работы военного ведомства: выделяя деньги на потребности армии и флота, депутаты неоднократно говорили о генералах-карателях, о бездарности в военном руководстве великих князей. Дума эффективно использовала систему подачи запросов. И несмотря на то, не неся ответственность перед Думой, министры могли отвечать ей с необычной наглостью, благодаря гласности эти ответы становились известны стране и оценивались общественностью.

При встречах с избирателями депутаты также подвергали правительство критике.

Таким образом, первый в России избираемый представительный орган не стал полноценным институтом законодательства (попытки реализовать законодательные права предпринимались I и II Думами), однако стал катализатором позитивных перемен в обществе:

  • формирование демократических традиций;
  • развитие гласности;
  • формирование правого сознания;
  • политическое просвещение народа;
  • ликвидация веками господствовавшей рабской психологии;
  • активизация политической деятельности народа;
  • приобретение опыта демократических решений важнейших государственных вопросов, совершенствование парламентской деятельности, формирование слоя профессиональных политиков.

Государственная дума превратилась в центр легальной политической борьбы, обеспечив возможность работы официальной оппозиции.

Положительный опыт работы Государственной думы может быть использован в деятельности современных российских парламентских структур.

11 декабря 1905 г., в разгар московского вооруженного восстания, был издан закон о выборах в Государственную думу.

Закон сохранял куриальную систему. Выборы не были всеобщими. Признав за Государственной думой законодательные права, самодержавие стремилось их ограничить Правилами от 8 марта 1906 г. из ведения думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Император сохранял полноту власти над силовыми министерствами, и внешнеполитическим ведомством. Он мог в перерыве между сессиями издавать законы, которые затем должны были утверждаться в думе.

Первая Государственная дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г. В Думе работало 478 депутатов. Из них: 179 - кадетов, 16 октябристов, 63 автономистов, 105 - беспартийных, 97 - трудовиков, 18 социал-демократов. Председателем Первой думы был избран кадет С.А.Муромцев. Центральным вопросом, который стал предметом обсуждения, был аграрный вопрос. Именно этот вопрос и вызвал кризис в работе думы, и она была распущена.

Вторая Государственная дума была созвана в обстановке спада революции и функционировала с 20 февраля до 2 июня 1907 года. По своему составу эта дума еще более левой, чем первая. Это было обусловлено активным участием социалистических партий в выборах в думу. Из 518 депутатов, участвовавших в работе думы, было 65 социал- демократов, 37 - эсеров, 16 - народных социалистов, 104 - трудовиков, 98 - кадетов, 54 - правые и октябристы, 76 - националистов и т.д.

Назовите основные причины, приведшие к первой русской революции.

В чем основной смысл Манифеста от 17 октября 1917 года?

Назовите основные российские партии социалистического направления. Подумайте, что между ними общего, и что их различает?

Назовите основные российские партии либерального направления. Каковы их основные программные положения. В чем они принципиально отличались от социалистических партий?

5. Что означало появление на российской политической арене Государственной думы?

Учебные вопросы:
1. Причины революции.
2. Образование политических партий.
3. Зарождение российского парламентаризма.

Вопросы:
1. Назовите основные причины, приведшие к первой русской революции.
2. В чем основной смысл Манифеста от 17 октября 1917 года?
3. Назовите основные российские партии социалистического направления. Подумайте, что между ними общего, и что их различает?
4. Назовите основные российские партии либерального направления. Каковы их основные программные положения. В чем они принципиально отличались от социалистических партий?
5. Что означало появление на российской политической арене Государственной думы?

Читайте также: