Что означает тезис философия служанка богословия кратко

Обновлено: 18.05.2024

Для добавления вопроса на сайт, блог или форум просто скопируйте и вставьте в html код:

Средневековая философия представляет собой огромный отрезок в истории европейской философии (1-15 веках), который непосредственно связан с христианской религией. В средневековье философия играла роль служанки религии , так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения. Специфической чертой средневекового мышления был теоцентризм , согласно которому центром и началом всего существующего, главным началом является Бог. Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений.

Креационизм - учение о том, что все существующие сотворено Богом из нечего одной лишь его волей. Бог мыслиться как бесконечный, всемогущий, абсолютно не материальный и вместе с тем являющийся личностью. Бог - не только творец но и гарант существование мира. Без Бога мир превратился бы в хаус.

Антропоцентризм - учение о человеке как венце творения , центральном объекте мира, созданному по образу и подобию Божию. Несмотря на свой высокий статус, человек все же получал низкую оценку, считался слабым и греховным существом. Резко противопоставлялись душа и тело. Смысл жизни - в заботе о душе, подготовке ее к жизни вечной. Главная помеха на этом пути - тело и его потребности, с которыми надлежало бороться, ведя аскетический образ жизни.

Провиденциализм - учение о предопределении всего происходящего в мире Божественной волей. Бог определяет обстоятельства жизни, оставляя за человеком свободу выбора поступка в данных им условиях. Человек должен мужественно и терпеливо сносить тяготы жизни, тверда веря в Божественную мудрость и справедливость.

Эсхатология - учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечество были пессимистические: будет конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мертвыми, после которого праведники телесно воскреснут и на земле начнется райская жизнь.

Откровение - учение о том, что человек в особом психическом состоянии выходит на контакт с Богом, и Бог открывает ему такие знания об устройстве мира, судьбах людей, которая не возможна получить обычным путем. Из этого следует, что истинные знания можно получить благодаря вере, а не разуму, вера выше разума. В позднем Средневековье появляется "теория двух истин", примеряющая веру и разум. Согласно ей, вера помогает понять сверхъестественную реальность, сущность Бога, его заповедей, разум же - инструмент познания земного, естественного мира. В месте вера и разум дают целостное представление о мире. Но приоритет все же принадлежит вере.

Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика .

Патристика - этап в истории философии, охватывающий период 1-7 век. Для патристики характерны разработка первыми христианскими мыслителями (так называемыми "отцами - основателями церкви" - Августином Блаженным, Василием Великим и другие) христианской догматики и теологических учений. Главные проблемы патристики: сущность Бога и его тройственность, отношение веры и разума, происхождение зла в мире и другое.

Крупнейшим представителем патристики был Августин Блаженный. Прогрессивным достижением философии Августина является признания в каждом человеке уникальной личности с ее морали, ценности, ответственностью перед людьми и Богом за свои поступки. В сочинении "о граде Божьем" Августин Блаженный развил христианскую концепцию всемирной истории понимаемой как результат божественного предопределения. Мир разделен на два града: град земной, то есть светский мир и град Божий - единственное, что способно помочь людям победить грех и объединить мир.

1. В мире все имеет свою причину, следовательно существует и первопричина - Бог.

2. Все в мире движется, из чего можно заключить, что существует перводвигатель - Бог.

3. Все конечные вещи случайны (их могло не быть), следовательно, должно быть нечто необходимое - Бог.

4. Все, что существует, имеет различной степени качества, следовательно, должно быть высшее качество - Бог.

5. Все в мире целесообразно устроено, поэтому должен существовать и сам разумный устроитель - Бог.

Для средневековой философии в Европе очень важной была полемика между реализмом и номинализмом по вопросу о природе общих понятий (универсалий). Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают не только единичные предметы, но и общие понятия. Общие понятия (универсалий) существуют реально. Отсюда и термин "реализм". Причем, общие как нечто идеальное предшествует вещи (Альберт Великий, Фома Аквинский). Согласно взглядам номиналистов, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и по мимо единичных вещей. Общее понятие (универсалий) - это звуки голоса (номинал). Отсюда название "номинализм" (П. Абеляр, У. Оккам и другие).

Несмотря на сильное влияние церкви, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Он стал связующим звеном между античной философией, философией эпохи Возрождения и Нового времени.

Монах-бенедиктинец Петр Дамиани, философ и богослов Фома Аквинский, католический историк Цезарь Бароний — все они в разное время так или иначе формулировали похожие утверждения.

Схоластика

Из науки, познающей и пытающейся объяснить окружающий мир, философия на целых 10 веков превратилась во вспомогательную дисциплину, призванную трактовать Святое Писание так, как этого требовала церковь.

И именно в этот период (Средние века) сформировалась схоластика.

Схоластика — это .

Схоластика — это сплав философии и богословия, целая эпоха в развитии философских учений, совпадающая с огромным периодом в истории человечества, который мы называем Средними веками.

Начало Средневековья совпало с падением Римской империи в V веке. Это слом эпох, кризис, который определил развитие Европы на много веков вперед. Культура, образование, философия и религия — все круто меняется. На смену языческому многобожию Древнего мира приходит новая религия — христианство.

Среди общего упадка христианские монастыри становятся центрами развития культуры и образования.

Монастырь

*Монастырь Сен-Виктор близ Парижа стал центром схоластики в XII веке

Новую философию называют схоластикой. Это направление, опираясь на лучшие достижения древнегреческих мыслителей (в основном на логику Аристотеля и учение Платона), повернуло философию в христианское русло.

В развитии схоластики можно выделить четыре периода:

  1. VI–IX века. Подготовка почвы.
    Значимые имена: ирландский философ Иоанн Скот Эриугена (около 810–877), римский философ Боэций (480–524).
  2. IX–XII века. Интенсивное формирование.
    Значимые имена: итальянский архиепископ Ансельм Кентерберийский (1033–1109), французский теолог Пьер Абеляр (1079–1142).
  3. XIII век. Расцвет.
    Значимые имена: итальянский философ-богослов Фома Аквинский (1225–1274), немецкий алхимик Альберт Великий (1193–1280), английский монах-естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214–1292), генерал францисканского ордена Бонавентура (1221–1274).
  4. XIV-XV века. Упадок.
    Ярчайший представитель — английский монах-францисканец Уильям Оккам (ок. 1285–1349).

Первые университеты — центры схоластического учения

Изначально схоластикой называли школьные предметы в монастырских школах, а схоластами — учителей.

В конце концов сложилась система образования, где для освоения схоластической науки нужно было пройти несколько ступеней.

В XI–XII веках в Болонье и Париже появились первые университеты, и при активной поддержке католической церкви к XV веку в Европе сформировалась сеть университетов.

Университет

*Болонский университет основан в 1088 году

Церкви нужны были ученые, способные трактовать Священное Писание, но чтобы пресечь невежество и самодеятельность, к истолкованию и изучению Библии допускались только студенты, прошедшие все ступени обучения.

Суть средневековой схоластики

Схоласты считали, что Бога можно и нужно постигать через логику и философские рассуждения.

Что нужно для хорошего схоластического диспута?

    Библейские тексты и комментарии к ним непререкаемых авторитетов — патрициев.

Особо почитаются три Великих Святителя:

  1. Василий Великий (Кесарийский) (330–379),
  2. Григорий Богослов (Назианзин) (329–389),
  3. Иоанн Златоуст (около 347–407).

Святители

*Три Великих Святителя

Если патриции — это Отцы церкви, то схоласты — это Учителя церкви.

В схоластике Святое писание и труды патрициев воспринимались как аксиома, не требующая доказательств. Религия принимается верой безо всяких условий.

Но натуральную философию и логику Аристотеля средневековые мыслители тоже не могли скинуть со счетов, поэтому труды древних греков стали методом изучения религии.

Схоласты хотели привести к гармонии веру и разум.

Удивительно, но схожая проблема у церкви возникла в XIX веке, когда научные открытия снова нужно было как-то увязывать с религией.

Баобаб

Автор статьи: Елена Румянцева

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Елена, спасибо за интересную статью! Дальнейших творческих успехов.

По правде говоря, мало что понимаю в схоластике, хотя философией немного интересуюсь, а схоластика — одно из ее ответвлений, если я не ошибаюсь.

[лат.- служанка богословия], часто употреблявшееся в ср. века название философии, выражающее ее подчиненное положение по отношению к богословию с т. зр. достижения главной цели христианства - спасения человека. В соответствии с этим представлением истинная философия не противоречит богословию и всегда должна находиться в согласии с ним. Основания для такого понимания имелись уже в античной философии. Так, Аристотель утверждал, что богословие, или первая философия (πρώτη φιλοσοφία), есть высшая наука, к-рой подчиняются все остальные науки как средства своей цели (Met. I 1-2).

Первым из христ. мыслителей Климент Александрийский применил эту схему к отношению между христ. мудростью, основанной на Божественном Откровении, и естественной философией. По его мнению, философия не противоречит вере, но является ее союзницей (Strom. I 2). Для эллинов она была руководителем ко Христу, так же как закон для евреев (Ibid. I 5). Мудрость же, открытая в Свящ. Писании, есть госпожа (κυρία) философии, так же как сама философия - госпожа подготовительных наук (Ibidem). Мудрость Климент сравнивал с Саррой, любимой женой Авраама, занимавшей место госпожи, а философию - с египтянкой Агарью, находившейся в доме Авраама на положении служанки (Ibidem). Сам Климент указывал на источник такого толкования - Филона Александрийского (De cong. erud. quaer. gratia. 139-157).

Начиная с XI в. данное представление широко распространилось на Западе. В ясной форме его высказал Петр Дамиани. Он считал, что человеческое знание и искусство (artis humanae peritia) при использовании его для понимания смысла Свящ. Писания не может дерзко присваивать себе право учительства (jus magisterii), но должен прислуживать, как служанка своей госпоже (velut ancilla dominae), чтобы не совершить ошибки и не уклониться от внутреннего света Истины, последовав за хитросплетением доказательств (De omnipotentia divina. 6). Это положение было высказано им в полемике с Беренгаром Турским и др. диалектиками, злоупотреблявшими логикой и философией в ущерб вероучению Церкви. Позицию Петра Дамиани разделяло большинство его современников (Фульберт Шартрский, Отлох Санкт-Эммерамский, Ланфранк Кентерберийский и др.).

После Фомы Аквинского это представление встречается у Раймунда Луллия († 1315), к-рый считал, что поскольку предметом познания является истина, а Бог и есть Истина, то философия и богословие не противоречат друг другу и истинная философия есть служанка истинного богословия (ancilla verae theologiae.- Lib. de efficiente et effectu, prol.; Lib. de modo naturali intelligendi, dist. 8).

Смотреть что такое "Философия — служанка богословия" в других словарях:

Философия религии — Не следует путать с Религиозная философия. Философия религии в широком смысле совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализаций её природы и функций, а также философских обоснований существования божества,… … Википедия

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. До недавнего времени средневековую философию чаще всего представляли как конгломерат эклектических идей. Поскольку господствующим мировоззрением Средних веков было христианство, магистральные идеи… … Философская энциклопедия

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — см. Мусульманская философия. Философский энциклопедический словарь. 2010. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ философия, созданная в ее класси … Философская энциклопедия

СХОЛАСТИКА — (лат. scholastica, от греч. scholastikos школьный, ученый) тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к… … Философская энциклопедия

Схоластика — (лат. scholastica, от греч. scholastikós школьный, учёный, schole̅́ учёная беседа, школа) тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической … Большая советская энциклопедия

ANCILLA THEOLOGIAE — [лат. служанка богословия], часто употреблявшееся в ср. века название философии, выражающее ее подчиненное положение по отношению к богословию с т. зр. достижения главной цели христианства спасения человека. В соответствии с этим представлением… … Православная энциклопедия

ПЕТР ДАМИАНИ — (Petrus Damiani) (ок. 1007 1072) ит. средневековый теолог и философ, кардинал епископ Остийский. Первый сформулировал положение о том, что философия является служанкой теологии («Философия должна служить Священному Писанию, как служанка своей… … Философская энциклопедия

Схоластика — У этого термина существуют и другие значения, см. Схоластик (значения). Статья является частью цикла о Схоластике … Википедия

Схоластика — слово С. происходит от лат. Schola (греч. σχολή), школа, или, ближе, от производного Scholasticus школьный, учебный. Этим именем обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков. Слово Scholasticus , употребляемое в качестве… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — (Petrus Lombardus) (ок. 1095 1160) средневековый философ и теолог. Род. в Ломбардии, в окрестностях г. Новара. Будучи низкого происхождения, он, тем не менее, смог получить хорошее образование в Болонье, после чего при содействии Бернара… … Философская энциклопедия

Читайте также: