Что означает слово клинопись кратко

Обновлено: 30.06.2024

один из древнейших видов письма, распространенного в Передней Азии, знаки которого представляли комбинации клинообразных черточек.

Словарь лингвистических терминов

Клинопись

Вид древнего письма, распространенного в Передней Азии (Ассирии, Вавилоне, Древней Персии в других государствах), при помощи идеограмм, представлявших собой комбинации клинообразных рисунков.

Словарь Ефремовой

Клинопись

  1. ж.
    1. Письменность древних народов Передней Азии, знаки которой состояли из сочетаний разных групп клиновидных элементов, наносимых обычно на влажную глину.
    2. Текст, написанный такими знаками.

    Словарь Ожегова

    КЛИНОПИСЬ, и, ж. (спец.). Письмена из соединяющихся в виде клиньев чёрточек, употреблявшиеся ассиро-вавилонянами, древними персами и нек-рыми другими древними народами.

    | прил. клинописный, ая, ое.

    Вестминстерский словарь теологических терминов

    Клинопись

    ♦ ( ENG cuneiform)

    стрелообразные знаки, вытисненные на глиняных табличках; письменность, возникшая в Древнем Шумере и использовавшаяся позже в аккадском, хеттском, урартском и др. языках.

    Дизайн. Словарь терминов

    Клинопись

    КЛИНОПИСЬ (англ. cuneiform – клинопись) – происходит от латинского "cuneus" – острие. Понятие ввел Томас Хайд, профессор Оксфордского университета (1636–1703), для обозначения письменности, в которой знаки наносились на глину заостренными палочками.

    Энциклопедический словарь

    Клинопись

    письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек (знаки выдавливались на сырой глине). Возникла ок. 3000 до н. э. в Шумере и позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского и других языков. По происхождению клинопись - идеографически-ребусное, позже - словесно-слоговое письмо.

    Словарь Ушакова

    Клинопись

    кл и нопись, клинописи, жен. (филол.).

    1. только ед. Алфавит, буквы которого представляют собой сочетания клиновидных черточек, высекавшихся на камне или выдавливавшихся на глиняных табличках (употреблялась древними персами, ассирийцами и др. народами).

    2. Текст, написанный клинописью. Древнеперсидские клинописи.

    Грамматологический словарь

    Клинопись

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Клинопись

    — название, вошедшее в науку с начала XVIII в. (введено Кемпфером) для обозначения письмен, употреблявшихся древними обитателями долины Тигра и Евфрата и распространившихся от них по всей Передней Азии, до времен господства так называемого финикийского алфавита. Название соответствует форме знаков, имеющих вверху утолщение, но справедливо только для их более поздней формы; первоначальная же, сохранившаяся в древнейших надписях, сумерийских и первых вавилонских царей, носит все черты картинного, иероглифического письма. Путем постепенных сокращений и благодаря материалу — глине и камню, знаки приобретали менее закругленную и связную форму и стали наконец состоять из отдельных утолщенных кверху штрихов, помещенных в разных положениях и комбинациях, причем заимствованное из Вавилонии в Ассирию письмо, развиваясь независимо, получило несколько иной, хотя в общем и сходный вид. Изобретение К. принадлежит древнейшим, досемитическим обитателям страны — сумерийцам. Это доказывается: а) несоответствием ее семитическим языкам, вследствие отсутствия строго различавшихся в них эмфатических знаков, смешению шипящих и свистящих и т. п.; б) употреблением идеограмм в фонетическом значении, не соответствующем семитическому языку (например, идеограмма для слова "вода", как фонетический знак читалась не "му", а "а"); в) существованием в глубокой древности несемитического языка, оставившего памятники, иногда с семитическим переводом; г) косвенно — несемитическими именами понятий, относящихся к писанию в ассиро-вавилонском языке. Попытки Галеви, Делича и их школ доказать семитическое происхождение К. не могут быть названы удачными. К. — письмо силлабическое, состоящее из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительных около 300; в числе их более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 — для сложных; есть знаки для цифр, по шестидесятичной и десятичной системам. Большинство знаков имеет по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко, рядом с сумерийским, они приобретали и семитическое значение, иногда же изображали и смежные понятия (например, "солнце" — bar и "светить" — lah). Письмо, по сложности, одно из самых неудобных; тем не менее, в силу культурного влияния его родины, оно было заимствовано почти всеми соседними народами — эламцами, каппадокийцами, доарийскими армянами (знаменитые ванские надписи) и около XV века до Р. Х. было дипломатическим на Востоке, будучи употребляемо даже фараонами для сношений с их азиатскими вассалами. Телль-эль - амарненская находка заключает в себе, между прочим, обширные клинообразные письма на неизвестном языке из стран Митанни (между Оронтом и Евфратом) и Арсафи, донесения из Финикии и Палестины на вавилонском языке, с ханаанскими примесями, и, наконец, пропись, по которой учились египетские писцы. Покорившие Вавилон персы заимствовали, вместе со многими другими элементами культуры, и К., избрав из нее около 40 знаков и превратив их, после упрощения, в алфавитные. Древнейшие памятники К. (Телло) заходят за 3-е тысячелетие до Р. Х., позднейшие относятся ко времени первых Селевкидов. В Европе впервые познакомились с К. в начале XVII в., благодаря трудам путешественника Pietro della Vаllе, списавшего несколько персеполийских знаков. Все троязычные надписи в Персеполе списал Карстен Нибур (1765), которому удалось различить три рода К. и определить алфавитный характер первого рода; найти к нему ключ выпало на долю Гротефенда (1802), разобравшего с гениальным остроумием имена Дария, Ксеркса, Гистаспа и Ормузда. Дальнейшие открытия принадлежат норвежцу Раску, Бюрнуфу, Гольцману, в то время как находившийся на персидской службе офицер Генри Раулинсон дошел самостоятельно до важных результатов, работая на месте над бегистунской троязычной надписью, которую скопировал и разобрал (1836—49). Так как результаты его работ были подтверждены независимыми открытиями Гинкса и Опперта, то разбор первого рода К. можно было считать оконченным. Язык его оказался древнеперсидским, близким зендскому. Вторым родом занимались датчанин Вестергаард, Норрис, Опперт, Мордтманн и Ленорман. Это — язык не семитический и не арийский; ученые называли его то мидийским, то скифским, то эламским. Изучение его было оставлено вследствие того, что богатые находки Ботты и других на месте древних Ассирии и Вавилонии обнаружили сходство надписей этих стран с третьим родом, который, по важности и интересу, обратил на себя особое внимание ученых. Первые шаги в этом направлении принадлежат шведу Левенштерну (1845), высказавшему мнение о необходимости приступить к делу с помощью семитических языков и определившему несколько знаков. Затем де Сольси и Лонперье составили таблицу знаков, не зная, однако, их чтения; Гинкс первый угадал их силлабическое значение. Раулинсон дошел, опять-таки самостоятельно, до тех же результатов и в 1851 г. издал копию 3-й части Бегистунской надписи, с переводом. Работы Опперта, Тальбота и Менана также немало содействовали дальнейшему движению науки, так что 25 мая 1857 г. в Лондоне могло состояться знаменитое заседание, во время которого были сравнены независимые друг от друга переводы одной надписи Тиглат-Палассара, сделанные, по поручению Британского музея, Раулинсоном, Гинксом, Оппертом и Тальботом и оказавшиеся почти тожественными. С этого времени разбор клинописи следует считать упроченным. Что касается проармянской К., то надписи, упоминаемые еще Моисеем Хоренским, замеченные в 1836 г. Saint-Martin, списанные Шульцем и изданные в 1840 г. во Франции, только в 1881 г. подверглись правильному и успешному изучению со стороны Сэйса и профессора Патканова. Много света пролили на них труды Бэлька и Лемана. Язык их, по-видимому, имеет сходство с грузинским. Каппадокийские надписи подвергались изучению В. С. Голенищева, а письма Митанни — марбургского профессора Йензена, который находит их язык родственным проармянскому.

    Литература. Введение в труд Hommel'я, "Gesch. Babyloniens-Assyriens" (Сб. Онкена); Kaulen, "Assyrien und Babylonien" (1882); Астафьев, "Древности Вавилоно-Ассирийские"; труды Опперта; Schrader, "Die assyr.-babyl. Keilinschriften" (Лейпциг, 1872); "Zur Frage nach d. Ursprung der babylon. Cultur"; Hal é vy, "Recherches crit. sur l'origine de la civilisation babyl." (П., 1876) и другие труды; Delitzsch, "Assyrische Grammatik", "Assyr. W ö rterbuch"; Патканов, "Клинообразные надписи Вана" (в "Журнале М. Н. Пр."); Sayce, "The cuneiform inscriptions of Wan" (Л., 1882); Golenischeff, "Les tablettes cun é iformes Cappadociennes" (СПб.).

    кл и нопись, клинописи, жен. (филол.).

    1. только ед. Алфавит, буквы которого представляют собой сочетания клиновидных черточек, высекавшихся на камне или выдавливавшихся на глиняных табличках (употреблялась древними персами, ассирийцами и др. народами).

    2. Текст, написанный клинописью. Древнеперсидские клинописи.

    Словарь лингвистических терминов

    Вид древнего письма, распространенного в Передней Азии (Ассирии, Вавилоне, Древней Персии в других государствах), при помощи идеограмм, представлявших собой комбинации клинообразных рисунков.

    Грамматологический словарь

    Дизайн. Словарь терминов

    КЛИНОПИСЬ (англ. cuneiform – клинопись) – происходит от латинского "cuneus" – острие. Понятие ввел Томас Хайд, профессор Оксфордского университета (1636–1703), для обозначения письменности, в которой знаки наносились на глину заостренными палочками.

    Толковый переводоведческий словарь

    один из древнейших видов письма, распространенного в Передней Азии, знаки которого представляли комбинации клинообразных черточек.

    Вестминстерский словарь теологических терминов

    ♦ ( ENG cuneiform)

    стрелообразные знаки, вытисненные на глиняных табличках; письменность, возникшая в Древнем Шумере и использовавшаяся позже в аккадском, хеттском, урартском и др. языках.

    Энциклопедический словарь

    письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек (знаки выдавливались на сырой глине). Возникла ок. 3000 до н. э. в Шумере и позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского и других языков. По происхождению клинопись - идеографически-ребусное, позже - словесно-слоговое письмо.

    Словарь Ожегова

    КЛИНОПИСЬ, и, ж. (спец.). Письмена из соединяющихся в виде клиньев чёрточек, употреблявшиеся ассиро-вавилонянами, древними персами и нек-рыми другими древними народами.

    | прил. клинописный, ая, ое.

    Словарь Ефремовой

    1. ж.
      1. Письменность древних народов Передней Азии, знаки которой состояли из сочетаний разных групп клиновидных элементов, наносимых обычно на влажную глину.
      2. Текст, написанный такими знаками.

      Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      — название, вошедшее в науку с начала XVIII в. (введено Кемпфером) для обозначения письмен, употреблявшихся древними обитателями долины Тигра и Евфрата и распространившихся от них по всей Передней Азии, до времен господства так называемого финикийского алфавита. Название соответствует форме знаков, имеющих вверху утолщение, но справедливо только для их более поздней формы; первоначальная же, сохранившаяся в древнейших надписях, сумерийских и первых вавилонских царей, носит все черты картинного, иероглифического письма. Путем постепенных сокращений и благодаря материалу — глине и камню, знаки приобретали менее закругленную и связную форму и стали наконец состоять из отдельных утолщенных кверху штрихов, помещенных в разных положениях и комбинациях, причем заимствованное из Вавилонии в Ассирию письмо, развиваясь независимо, получило несколько иной, хотя в общем и сходный вид. Изобретение К. принадлежит древнейшим, досемитическим обитателям страны — сумерийцам. Это доказывается: а) несоответствием ее семитическим языкам, вследствие отсутствия строго различавшихся в них эмфатических знаков, смешению шипящих и свистящих и т. п.; б) употреблением идеограмм в фонетическом значении, не соответствующем семитическому языку (например, идеограмма для слова "вода", как фонетический знак читалась не "му", а "а"); в) существованием в глубокой древности несемитического языка, оставившего памятники, иногда с семитическим переводом; г) косвенно — несемитическими именами понятий, относящихся к писанию в ассиро-вавилонском языке. Попытки Галеви, Делича и их школ доказать семитическое происхождение К. не могут быть названы удачными. К. — письмо силлабическое, состоящее из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительных около 300; в числе их более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 — для сложных; есть знаки для цифр, по шестидесятичной и десятичной системам. Большинство знаков имеет по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко, рядом с сумерийским, они приобретали и семитическое значение, иногда же изображали и смежные понятия (например, "солнце" — bar и "светить" — lah). Письмо, по сложности, одно из самых неудобных; тем не менее, в силу культурного влияния его родины, оно было заимствовано почти всеми соседними народами — эламцами, каппадокийцами, доарийскими армянами (знаменитые ванские надписи) и около XV века до Р. Х. было дипломатическим на Востоке, будучи употребляемо даже фараонами для сношений с их азиатскими вассалами. Телль-эль - амарненская находка заключает в себе, между прочим, обширные клинообразные письма на неизвестном языке из стран Митанни (между Оронтом и Евфратом) и Арсафи, донесения из Финикии и Палестины на вавилонском языке, с ханаанскими примесями, и, наконец, пропись, по которой учились египетские писцы. Покорившие Вавилон персы заимствовали, вместе со многими другими элементами культуры, и К., избрав из нее около 40 знаков и превратив их, после упрощения, в алфавитные. Древнейшие памятники К. (Телло) заходят за 3-е тысячелетие до Р. Х., позднейшие относятся ко времени первых Селевкидов. В Европе впервые познакомились с К. в начале XVII в., благодаря трудам путешественника Pietro della Vаllе, списавшего несколько персеполийских знаков. Все троязычные надписи в Персеполе списал Карстен Нибур (1765), которому удалось различить три рода К. и определить алфавитный характер первого рода; найти к нему ключ выпало на долю Гротефенда (1802), разобравшего с гениальным остроумием имена Дария, Ксеркса, Гистаспа и Ормузда. Дальнейшие открытия принадлежат норвежцу Раску, Бюрнуфу, Гольцману, в то время как находившийся на персидской службе офицер Генри Раулинсон дошел самостоятельно до важных результатов, работая на месте над бегистунской троязычной надписью, которую скопировал и разобрал (1836—49). Так как результаты его работ были подтверждены независимыми открытиями Гинкса и Опперта, то разбор первого рода К. можно было считать оконченным. Язык его оказался древнеперсидским, близким зендскому. Вторым родом занимались датчанин Вестергаард, Норрис, Опперт, Мордтманн и Ленорман. Это — язык не семитический и не арийский; ученые называли его то мидийским, то скифским, то эламским. Изучение его было оставлено вследствие того, что богатые находки Ботты и других на месте древних Ассирии и Вавилонии обнаружили сходство надписей этих стран с третьим родом, который, по важности и интересу, обратил на себя особое внимание ученых. Первые шаги в этом направлении принадлежат шведу Левенштерну (1845), высказавшему мнение о необходимости приступить к делу с помощью семитических языков и определившему несколько знаков. Затем де Сольси и Лонперье составили таблицу знаков, не зная, однако, их чтения; Гинкс первый угадал их силлабическое значение. Раулинсон дошел, опять-таки самостоятельно, до тех же результатов и в 1851 г. издал копию 3-й части Бегистунской надписи, с переводом. Работы Опперта, Тальбота и Менана также немало содействовали дальнейшему движению науки, так что 25 мая 1857 г. в Лондоне могло состояться знаменитое заседание, во время которого были сравнены независимые друг от друга переводы одной надписи Тиглат-Палассара, сделанные, по поручению Британского музея, Раулинсоном, Гинксом, Оппертом и Тальботом и оказавшиеся почти тожественными. С этого времени разбор клинописи следует считать упроченным. Что касается проармянской К., то надписи, упоминаемые еще Моисеем Хоренским, замеченные в 1836 г. Saint-Martin, списанные Шульцем и изданные в 1840 г. во Франции, только в 1881 г. подверглись правильному и успешному изучению со стороны Сэйса и профессора Патканова. Много света пролили на них труды Бэлька и Лемана. Язык их, по-видимому, имеет сходство с грузинским. Каппадокийские надписи подвергались изучению В. С. Голенищева, а письма Митанни — марбургского профессора Йензена, который находит их язык родственным проармянскому.

      Литература. Введение в труд Hommel'я, "Gesch. Babyloniens-Assyriens" (Сб. Онкена); Kaulen, "Assyrien und Babylonien" (1882); Астафьев, "Древности Вавилоно-Ассирийские"; труды Опперта; Schrader, "Die assyr.-babyl. Keilinschriften" (Лейпциг, 1872); "Zur Frage nach d. Ursprung der babylon. Cultur"; Hal é vy, "Recherches crit. sur l'origine de la civilisation babyl." (П., 1876) и другие труды; Delitzsch, "Assyrische Grammatik", "Assyr. W ö rterbuch"; Патканов, "Клинообразные надписи Вана" (в "Журнале М. Н. Пр."); Sayce, "The cuneiform inscriptions of Wan" (Л., 1882); Golenischeff, "Les tablettes cun é iformes Cappadociennes" (СПб.).

      Клинопись — тип письменности, использовавшийся на Древнем Ближнем Востоке с конца IV тысячелетия до н. э. по I в. н. э. на территории от Средиземного моря до Персидского залива и от Анатолии до Египта.

      Название письменности отсылает к форме знаков, которые представляют собой комбинации клинообразных линий. Основной материал письма — глиняные таблички, на которых стилосом выдавливались знаки. Другие носители письма: камень, металл, (вощеное) дерево.

      К. использовалась для записи на языках, принадлежавших к разным языковым семьям. Древнейший идентифицируемый язык, передаваемый К., — шумерский (язык-изолят). В III тысячелетии до н. э. у шумеров К. заимствуют аккадцы для записей на своем языке (семитская языковая семья) и эламиты для эламского языка (язык-изолят). Во II тысячелетии до н. э. К. заимствуют хетты в Анатолии (индоевропейская семья) и хурриты на севере Месопотамии (хуррито-урартская семья). В I тысячелетии до н. э. К. начинает использоваться для древнеперсидского (индоевропейская семья) и урартского языков. Именно многоязычные клинописные надписи, содержащие текст на древнеперсидском языке (принадлежавшем к хорошо изученной языковой группе), послужили основой дешифровки К. в середине XIX в.

      У каждого из клинописных знаков может быть несколько различных значений. Наиболее древние знаки соответствуют определенному слову или понятию (так называемые логограммы или идеограммы). Знаки с логографическим значением использовались для фиксации шумерского языка. Постепенно знаки получают силлабическое значение по принципу созвучия с тем понятием, которое обозначают. Уже шумеры начали комбинировать идеограммы и фонетические комплементы, передающие часть словоформы. Эта же смешанная лого-силлабическая система в дальнейшем используется для аккадского, хеттского, хуррито-урартских: слова передаются сочетанием слогов, при этом сохраняются наиболее частотные идеограммы (термины родства, названия профессий и т. д.). Количество знаков может варьироваться от 500 или более (в Шумере конца IV — начала III тысячелетий до н. э.) до 100 (в Урарту I тысячелетия до н. э.). Следующий этап развития К. начинается с XIV в. до н. э.: в Угарите появляется клинописный алфавит, где каждый знак передает звук (инвентарь сокращается до 30 знаков). Древнеперсидский в I тысячелетии до н. э. тоже использует клинописный алфавит.

      КЛИНОПИСЬ

      Клинописная табличка с синонимами ассирийского, аккадского и шумерского языков. Новоассирийский период


      До появления алфавитов люди использовали в качестве системы для письма клинопись. Независимо от того, на чем писали, на дереве или глине, знаки получилось клинообразные. В эпоху бронзового века самой известной письменностью стали шумерская и аккадская.

      История появления

      Первый известный памятник клинописи относится к середине IV тыс. до н.э. Он представляет собой табличку из глины из города Киш в Междуречье. Чуть младше нее табличка из города Урук. Она относится к 3300 году до н.э.

      Процесс возникновения клинописи совпал с появлением колеса и металлургии – выплавки меди.

      Клинопись

      Рис. 1. Клинопись.

      В городах между реками Тигр и Евфрат жили люди, которые занимались ремеслом и торговлей. Им нужно было как-то передавать информацию и фиксировать количество произведенных или проданных изделий. Следовательно, значение клинописи для тех обществ в том, что она позволяла передать информацию подручными средствами – на табличке из глины. Первыми ее создали представители Шумерского царства, а далее она проникла в Элам на территории современного Ирана. К концу II тыс. до н.э. произошло распространение клинописи по всему Ближнему Востоку. Клинописные архивы сохранились в ряде древних городов, например, в египетском Амарне и хеттской Хаттусе.

      Особенности этой системы письма

      Символы клинописи часто называют пиктограммами. Каждый из них нес какой-то количественный или качественный оттенок, например, означал один мешок зерна или двух овец. Позже появились и идеограммы, то есть привязка рисунков к абстрактным понятиям. Например, “плодовитость” изображали птицей и яйцом. Для письма использовали палочку-калам. Количество используемых символов к середине III тыс. до н.э. достигло 600.

      • Хурритский.
      • Эламский.
      • Хеттский.
      • Урартский.

      Отдельно можно выделить угаритский алфавит, который появился на средиземноморском побережье современной Сирии. Он был клинописным только по форме, но сформировался под влиянием алфавита Финикии.

      Клинопись Вавилона

      Рис. 2. Клинопись Вавилона.

      Клинопись – одна из первых тем, которую проходят в школьном курсе истории 5 класса. В учебной программе детям кратко объясняют смысл этого термина. Более подробно клинопись изучается на кафедре Древнего мира исторического факультета.


      Рис. 3. Клинопись Междуречья.

      Что мы узнали?

      Для понимания достижений Древнего мира необходимо знать, что такое клинопись. Она появилась в Междуречье, распространилась на Ближний Восток, а потом перестала использоваться из-за распространения греческого алфавита.

      Читайте также: