Что означает принцип чья власть того и вера кратко

Обновлено: 30.06.2024

Двоевластие это: 1) ситуация в России после падения самодержавия, когда наряду с Временным правительством по некоторым вопросам общественной жизни общегосударственные решения выносил и осуществлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,

Ответьте На Вопросы Письменно: 1. Когда Начался И Когда Закончился Поход Александра Македонского На Восток? Почему Александр Расправился С Жителями Тира? Почему Египет Сдался Без Боя? После Какой Битвы Персидское Царство Перестало Существовать?

На виду у всего старообрядческого мира последние полгода происходят интересные религиозные события на Украине. Насколько можно судить из открытых источников, идет активное создание новой религиозной структуры, которая должна подчеркнуть независимость Украины от России и стремление Украины на Запад. Речь идет о создании так называемой автокефальной Православной Церкви на Украине. О сложившейся ситуации размышляет иерей Иоанн Севастьянов.

Иерей Иоанн Севастьянов

Цель, механизм и суть этого процесса для обывателей крайне закрыты, тем более все происходящее мало понятно христианам-старообрядцам и людям со старообрядческим менталитетом. Но при всем этом есть некоторые нюансы этих событий, которые могут быть весьма любопытны и поучительны для Старообрядческой Церкви.

Первое, что бросается в глаза из происходящего на Украине, — причины этой реформы. Очевидно, что под жесткий удар власти попали епархии и приходы Киевской митрополии, у которой были тесные взаимовыгодные отношения с предыдущим правительством Украины во главе с президентом В. Януковичем. И, несмотря на то, что на дворе XXI век, несмотря на то, что Украина вроде бы движется в Евросоюз, предыдущее сотрудничество с ушедшим в отставку вполне легитимным правительством теперь может привести не только к потере храмов и собственности этих епархий и приходов, но, вполне возможно, к полному запрету их существования в границах Украины. Например, как в России было запрещено общество свидетелей Иеговы. Скорее всего, из верующих людей от этого никто не пострадает. Для нас, старообрядцев, вообще плохо понятна вся истерика, связанная с переподчинением той или иной территории разным епископам, находящимся между собой в едином церковном пространстве, непонятно нежелание этих епископов договориться между собой

Но нам вполне понятны последствия очередного этапа сотрудничества Церкви и государства. При смене власти Церковь попадает под жестокий пресс нового правительства.

Второе, что вызывает интерес в религиозной ситуации на Украине, — это ущербность церковного уклада, который практикуется в новообрядчестве. Происходящие события являются примером того, как вопрос выбора юрисдикции и подчинения церковных общин полностью находится в руках очень узкой группы епископов и никак не касается многомиллионной массы верующих. Верующий народ, христианский ла́ос, никак не влияет на определение своей религиозной жизни. О кардинальном изменении церковного существования принимает решение не народ, и не Поместный, и даже не Архиерейский Собор, а Синод из нескольких епископов. При этом даже этих епископов народ не избирает.

Эта модель существования Церкви не имеет ничего общего с апостольским устроением. Все это может также служить полезной иллюстрацией того, что произойдет, если остатки соборности будут упразднены из жизни Старообрядческой Церкви.

И третье, что является самым важным для нас, старообрядцев. Ошеломляющее впечатление от происходящих на Украине событий вызывает решение Синода Московской Патриархии о разрыве евхаристического общения с Константинопольской Патриархией. Для нас важна причина этого разрыва. Причиной явились не догматические нарушения, не изменение богослужения, основ веры и христианского уклада, не молитвенное общение патриарха Варфоломея с Папой Римским или введение в Константинополе двубрачия для священников.

Причиной стало намерение (именно, пока только намерение) одного Патриарха создать епархию на территории, подчиняющейся другому Патриарху. И этого оказалось достаточным, чтобы признать таинства Константинопольской Патриархии недействительными!

Это решение принято на фоне обличений старообрядцев в недостаточности причин для их отделения от никониан. На фоне именования нас раскольниками за то, что не приняли все, что было предложено в XVII в. И сейчас миллионы членов РПЦ МП и УПЦ МП оказались в такой двусмысленной ситуации. Когда, с одной стороны, по-иному может быть осмыслена причина раскола Русской Церкви в XVII в., а с другой, должно было бы измениться и отношение к старообрядчеству в целом.

От редакции:

Примечание:

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

В истории человечества есть три главных случая падения: Адам, Иуда, папа . Папство со своей моралью является более чем арианством.


Догмат о непогрешимости папы является не только ересью,
но и всеересью.

Потому что ни одна из ересей не восставала в корне и настолько всеохватывающей против Богочеловека Христа и Его Церкви, как это сделал папизм со своей непогрешимостью папы-человека. Нет в этом никакого сомнения. Этот догмат является ересью ересей, безпрецедентное восстание против Иисуса Христа (Преподобный Иустин (Попович)).

Основатель ордена Игнатий Лойола (1491–1556), выходец из аристократической семьи баскского происхождения, изначально мыслил его как общество монахов-воинов по образцу тамплиеров. Главное отличие его устава от других заключалось в том, что кроме обычных трёх монашеских обетов (нищенство, целомудрие и послушание) его члены давали четвёртый – безусловное послушание и верное служение папе, что было ярким контрастом на фоне господствующего тогда сопротивления папскому абсолютизму. Увидев в них превосходное орудие для борьбы с Реформацией, Павел III утвердил в 1540 году Устав и взял орден под особое покровительство, выведя его из-под юрисдикции епископов и подчинив непосредственно своему управлению.

Организация ордена отличалась, как и сейчас, военной структурой и строгой централизацией, строясь по иерархическому принципу и включая несколько ступеней или классов. Первый класс составляют новиции (послушники), которые в течение двух лет проходят испытательный искус (новицитат), готовясь к пострижению. Они ещё не считаются членами Общества. Подготовка заключается в развитии у них абсолютного повиновения и преданности ордену: каждый должен порвать все связи с миром, отречься от личной воли, убеждений и отдать себя всецело в распоряжение ордена.

В дополнениях к конституции Лойола советовал старшим для испытания новициев приказывать им совершение преступных по видимости вещей, соизмеряя, впрочем, испытания с силами каждого отдельного новиция. Любовь к родным осуждалась как плотская склонность, и кто отказывался от своего имущества при вступлении в общество, оставлял его не родным, а бедным. Все письма, которыми вступивший обменивался с родными, предварительно должны были быть прочитаны начальствующим над ним.

Порядок в ордене и безусловная подчинённость низших высшим всегда поддерживались ещё и благодаря системе наблюдения и шпионажа одних членов над другими. Сам генерал также находился под надзором адмонитора, бывшего его духовником и дававшего специальный обет папе наблюдать за генералом и предостерегать его от ошибок.

Ордену и сегодня присуща отточенная система управления, позволяющая руководству контролировать каждую личность, определяя ей свою сферу деятельности. Для этого, помимо ежемесячной исповеди, каждый иезуит обязан ежегодно совершать отчёт совести, то есть открывать душу своему прямому начальнику или ректору и рассказывать всё, что может выяснить его характер и прошлое. Благодаря этому генерал знает всех членов Общества и во всякое время может выбрать человека, наиболее пригодного для той или иной должности или работы. Так как такого рода признания не составляют тайну исповеди, ими пользуются для целей ордена.

Поскольку орден – это армия, готовая к услугам генерала, Лойола освободил иезуитов от тех обязательств, которые могли помешать свободе его действий. Он освободил их от монашеских и священнических обязанностей (в частности, от аскетизма), зато обезпечил им высшие привилегии светского духовенства, а учреждениям ордена – высшие привилегии университетов. Как пишет исследователь Г. Бёмер, иезуит «и не монах, и не светский священник в обычном смысле слова; он представляет из себя нечто особенное. Он – совершенно независимый от какой бы то ни было посторонней власти член священнической корпорации, суверенно управляемой единым главой, который ответственен только перед папой. Таково же положение всех поселений и домов ордена.

Он доказывает, что иезуиты прекрасно разбираются в психологии и знают, как можно использовать человеческие слабости в своих интересах.

Показательно также, что документ завершается следующим указанием: «Супериоры должны тщательно сохранять при себе сии Тайные Наставления и открывать их лишь немногим, и то надежным отцам. Остальных же должны они наставлять, на основании сего, тому, как служить на пользу Общества. Притом же сообщать их другим могут они только под видом результатов, извлечённых из собственной опытности, а не как чужое произведение.

Если же эти увещания попали бы (чего да не будет!) в руки посторонних лиц, которые будут объяснять их с дурной стороны, то в таком случае надо отрицать, что они были согласны с духом Общества, подтверждая сие уверением тех из наших членов, которым происхождение оных совершенно не известно; надо противопоставлять этим Тайным Наставлениям противоположные им рукописные или печатные, общие наставления и распоряжения.

Концентрируясь вокруг лидера, требующего строжайшего подчинения и взаимного наблюдения, орден превратился в строго замкнутую единую корпорацию, формирующую внутренне дисциплинированную, абсолютно преданную делу личность.

Успех ордена обезпечивается во многом тем, что, как и протестанты, он объединил церковную и мирскую жизнь, посылая своих членов заниматься сугубо практической деятельностью, влиять на общественно-политическую жизнь, посвящая себя существенным, действительным работам. Иезуиты заменили монастыри резиденциями или иезуитскими домами, отказались от монашеской одежды, от общих молитв, получили право скрывать свою принадлежность к ордену, нарушать обязательства, налагаемые на них саном, уставом и клятвой для приспособления к той среде, в которой они выполняют задания ордена.

Главными обязанностями иезуитов, на выполнение которых концентрировались всегда их усилия, стали проповедь, обучение и исповедь, и прославились они соответственно как миссионеры, учителя и духовники.

Миссионерство иезуитов отличается максимальной приспособляемостью к условиям их деятельности. Этот метод культурной адаптации явил собой подлинную революцию в практике проповедующих орденов, превратившую их в лучших миссионеров не только в Европе, но и в европейских колониях в Африке, Марокко, Египте, Эфиопии, Малой Азии, Индии, Индонезии, на Ближнем Востоке, в Японии и Китае, где они попали ко двору императора. Там, где они появлялись, устраивались больницы, школы, приюты, что сразу обезпечивало им расположение низших классов.

Другое важнейшее направление деятельности иезуитов – организация обучения подрастающего поколения в строго католическом духе, причём особое внимание уделялось воспитанию элиты – детей господствующих классов. До иезуитов обучение находилось фактически в руках литераторов, которые в течение долгого времени предавались светскому направлению. Впервые же школьное обучение в центр своей деятельности поставили реформаторы, и именно у них переняли этот опыт иезуиты, сформировав из себя сословие учителей, приобретшее неизмеримое влияние благодаря тому, что обучению был сообщен глубоко духовный оттенок.

Исповедь была сильнейшим средством воздействия, поэтому завладеть местом духовника было главной целью иезуитской стратегии, предполагавшей вытеснение других священников и монахов.

В целях максимального расположения к себе иезуиты применяли главное новшество – введение т. н. щадящей исповеди, которая стала ответом на протестантскую отмену таинства покаяния, вообще свободившую последователей Лютера и Кальвина от необходимости исповедоваться. Для установления контроля за совестью кающегося они проявляли крайнюю снисходительность к грехам, приобретя славу покладистых духовников.

Конечно, эта снисходительность была бы слишком уязвимой для критики, если бы она не имела нравственного и богословского оправдания. Именно для этого иезуитами были составлены своеобразные нравственные правила, известные как мораль иезуитов.

Применив диалектический приём схоластов – казуистику, в соответствии с которой любой вопрос разбивался на различные детали и случаи, которые и рассматривались вместо решения вопроса в принципе, они создали положение, применяясь к которому, всякий порок можно было не рассматривать как преступление.

Эта теория сводится к тому, что из двух представляющихся взглядов ни одно не может считаться несомненно достоверным, а является лишь правдоподобным, и при разногласии авторитетов о дозволенности или недозволенности какого-либо поступка можно избирать любое их мнение и руководствоваться только им. Более того, в одних случаях допустимо основываться на одном из противоречивых мнений, в других же – на любом ином, даже если оно во всём противоречит первому. В зависимости от разных соображений, приспосабливаясь к обстоятельствам, священник может спокойно простить самый тяжёлый проступок одному прихожанину и наложить свирепое церковное наказание на другого, поступившего точно так же.

В конечном своём результате пробабилизм упразднял всякий внутренний голос совести, заменяя его суждениями признанных авторитетов, в качестве которых выступали иезуитские богословы. Последние же не только не руководствовались нравственными принципами Христианства, но сами творили свои нормы, исходя из принятых среди них правил и обычаев. Свою систему нравственного богословия иезуиты называли приспособительной теологией, то есть приноровленной к воззрениям и нравам людей известного времени и места. Так казуистика, вылившаяся в итоге в изворотливость аргументов, стала регулировать конфликты между различными нравственными обязательствами человека.

Ростовщика, желавшего избавиться от наказания за грех лихоимства, он оправдывал, утверждая, что греха нет, если считать проценты выражением сердечной благодарности должника или следствием дружбы, приобретаемой ростовщиком за любезное предоставление ссуды.

Нарушает ли человек, согрешивший с замужней женщиной, заповедь, запрещающую прелюбодеяние?

Излюбленным приёмом иезуитов было аналитическое разложение цельных понятий или недозволенных поступков на множество мельчайших действий, каждое из которых само по себе невинно, чтобы доказать их безгрешность. Так, дуэль всегда запрещалась Церковью, и дуэлянты ставили своих духовников в затруднительное положение.

В связи с этим один из иезуитских моралистов нашёл следующее оправдание исповедующемуся:

«Человек выходит рано утром из дому при шпаге.

Что же, разве это грех?

Он направляет шаги к определённому месту – тоже не грех! Прохаживается взад и вперёд, гуляет – всё это совершенно невинно.

Там, где теория пробабилизма оказывалась неприменимой, выдвигалась другая: доказывалось, что допустимо совершение всякого безнравственного поступка, если таковой не составляет главной цели.

Известными тезисами иезуитов стали:

Возникшее в Европе в ХVI веке религиозное движение, направленное против власти папства, колоссальным образом повлияло на судьбы мира. Породило не только немалое число протестантских конфессий, но и новую, протестантскую, этику, которая впоследствии стала основой рыночного капитализма и нового политического миропорядка - буржуазной демократии. О том, что стало его причиной и как разворачивались события, мы говорим с кандидатом исторических наук Павлом КРЫЛОВЫМ, научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН. И одновременно - пастором Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.

- Павел Валентинович, почему потребовалась Реформация?

- Ответ на этот вопрос серьезным образом зависит от того, на какой точке зрения вы стоите. Если на конфессиональной, то Реформация - чудо Божие, совершившееся тогда, когда ему было необходимо произойти. А если на мирской, светской - тогда можно искать причины социального, экономического и даже научно-технического характера.

Я вижу Реформацию как стремление вернуться к изначальной вере, утраченной потому, что человек, когда к чему-то прикасается, зачастую не улучшает, а портит, извращает. Есть достаточно известный пример: когда-то прообраз игральных карт был создан для того, чтобы учить детей читать буквы и писать цифры. А что из этого получилось? Азартная игра, крайне вредное занятие.

То же самое можно сказать относительно церковной организации и веры. Условно говоря, пришло время, когда нужно было обернуться назад, взвесить все и отказаться от того, что подводило уже к какому-то краю.

- И что же это было?

- Скажем, продажа индульгенций, о которой едва ли не каждый помнит еще со школьной скамьи. Это было первое, что возмущало. Хотя речь шла все-таки не о прямой покупке отпущения грехов, а о пожертвовании. То есть человек не просто бросал монету и откупался, а жертвовал деньги в надежде, что грех его будет прощен.

Второе, что возмущало, - пренебрежение многих церковных деятелей своими прямыми обязанностями. Что я имею в виду? Допустим, какой-нибудь князь-епископ был таковым только номинально, он отсутствовал на своей кафедре, не посещал свои приходы, занимался политикой, мог быть высоким государственным деятелем. То же самое касалось и нижестоящих деятелей церкви: они зачастую не служили сами в своем приходе, а нанимали какого-нибудь заместителя, часто студента-богослова или человека, не имевшего должных качеств, недостаточно грамотного.

Воззвание Мартина Лютера выражало растущее недовольство официальным католицизмом, погрязшим, говоря современным языком, в роскоши и коррупции. Лютер предлагал вернуться к идеалам раннего христианства.

Надо понимать, что Лютер не пророк, не святой, а учитель. Просто в отличие от своих предшественников, в том числе француза Пьера Вальдо, уже упомянутых Джона Виклефа или Яна Гуса, которые в той или иной степени подверглись гонениям, Мартин Лютер смог добиться успеха. Его поддержали выходцы и из простого народа, и из среднего сословия (бюргерства), вплоть до некоторого числа князей и дворян.

Университетский диспут об индульгенции, организованный Лютером, вызвал очень острый резонанс. Может быть, даже в чем-то не адекватный самому событию. Диспут мог бы ограничиться стенами университета и не имел общественных последствий. Однако призыв Лютера обрел всегерманское, а потом и всемирное значение.

Резонансной была не только продажа индульгенций, но и другие темы. Например, полезен ли целибат - обет безбрачия? Должна ли церковь иметь огромные земельные владения или ей надлежит жить умеренно и скромно.

Успеху идей Реформации способствовали и многие обстоятельства, сложившиеся к началу XVI века. В первую очередь - распространение грамотности. Все больше людей к тому времени ожидали от проповеди не просто пересказа, а обращения к первоисточнику - Священному Писанию. Немцы, успевшие научиться читать и писать, желали видеть Библию на родном языке. Свои тезисы Лютер написал на латыни, однако распространению нового религиозного течения в огромной степени способствовало то, что в 1522 году он перевел Новый, а в 1534 году Ветхий Завет на понятный простым прихожанам немецкий язык.

- Еще один важнейший фактор - изобретение книгопечатания.

- Несомненно. Иоганн Гутенберг в середине XV века изобрел печатный пресс, хотя рукописные книги еще достаточно долго конкурировали с печатными по скорости изготовления и по цене. Дело в другом: тиражирование рукописных книг происходило путем надиктовывания, то есть в одном помещении некто читал книгу, а несколько писцов одновременно записывали - на слух. Поэтому в рукописных книгах, размноженных подобным образом, было огромное количество ошибок, с которыми приходилось мириться.

Ответом на Реформацию стала и так называемая контрреформация - она проводилась по решению XIX Вселенского собора Католической церкви, проходившего восемнадцать лет, с 1545-го по 1563 год, в итальянском городе Тренте (Триденте). Иерархи признали, что многие сферы церковной жизни нуждаются в корректировке, например, ввели запрет на совмещение должностей. Отныне один настоятель мог иметь только один приход. Большое внимание начали уделять образованию: были открыты семинарии для подготовки священников.

Такая реакция католиков подразумевала, что церковными делами должна заниматься сама церковь, а не какой-то доктор теологии Виттенбергского университета в частном порядке. В этом была одна из основных претензий иерархов к Лютеру. А тот со своей стороны рассуждал следующим образом: право и свобода христианина заключаются в том, чтобы называть черное черным, а белое белым. Независимо от того, как это выглядит с точки зрения церковной дисциплины. Ибо, как учит Священное Писание, повиноваться следует Богу, а только потом уже человеку.

- Каковы последующие исторические рубежи Реформации?

К тому времени Реформацией оказались охвачены Северная Европа (Швеция, Дания), Северная Германия, в первую очередь Саксонское герцогство, Пруссия, Бранденбург, а также Англия. А вот Южная Европа, прежде всего Испания, а также Австрия выступили против Реформации. С того времени религиозная карта уже мало менялась - вплоть до сегодняшних дней. Скандинавия и север Германии и поныне протестантские.

Франция раскололась на сторонников и противников Реформации. Кончилось все знаменитой Варфоломеевской ночью в августе 1572 года - массовым убийством гугенотов-протестантов в Париже, организованным католиками - французским королем Карлом IX и его матерью Екатериной Медичи. Причем надо заметить, что во французской столице идеи католического благочестия были очень сильны и там нашлось кому поучаствовать в резне. Испанский король Филипп II, кстати, весьма позитивно воспринял подобную расправу над еретиками.

Увы, характерная для того времени религиозная нетерпимость, помноженная на жестокость нравов, сделала войны между сторонниками традиционного католицизма и приверженцами Реформации неизбежными. Самая известная из них - Тридцатилетняя, кровопролитная и разорительная, начавшаяся в 1618 году в Германии и охватившая со временем практически всю Европу. Суть конфликта состояла в том, что королевский дом Габсбургов, стоявший во главе Священной Римской империи, пытался противостоять реформаторским настроениям протестантских немецких князей.

Война кончилась в 1648 году Вестфальским мирным договором. Согласно ему, отныне лютеране и католики имели гарантии сохранения веры внутри Священной Римской империи. А все конфессиональные вопросы должны были решаться на всеобщем германском сейме общим консенсусом. Гарантом прав лютеран был признан шведский король, поскольку Швеция участвовала в той войне на стороне лютеранской коалиции. Кстати, Франция кардинала Ришелье, который в России известен многим прежде всего по романам Александра Дюма в роли этакого душителя свободы, выступал в той войне на стороне лютеранской Швеции.

И, наконец, последний временной рубеж - 1815 год, Венский конгресс. Именно он провозгласил веротерпимость на территории всего германского союза, как называлось тогда это образование, в которое входило 39 государств.

- Как вы считаете, возможно ли сегодня нечто подобное Реформации, поскольку тема перемен в церковной жизни возникает постоянно?

- Большинство спорных вопросов сегодня не вызывает такого ажиотажа, как пятьсот лет назад. Люди, обличающие непорядки в церкви, сегодня вполне могут найти себе аудиторию в рамках нее самой. Если вы хотите вернуться к истокам, то никто вас в рамках церкви не будет за это третировать.

- Как видится из сегодняшнего дня: в чем Реформация двинула человечество вперед?

- Пожалуй, главное состоит в том, что осмысление опыта довольно продолжительной распри, произошедшей в XVI веке, привело к пониманию: вопросы веры лучше всего решать не на поле боя, а в ходе дискуссии, в том числе и богословской. И тот, кто научится разговаривать с обществом на понятном ему языке, кто сможет наилучшим образом донести ему свои мысли и сопроводить их убедительными примерами, тот в конечном счете и сможет повести за собой.

Результатом Реформации стало то, что на управление общественным благом стали претендовать все более широкие слои общества, все чаще прибегая для этого к парламентским механизмам.

Символическое значение Реформации подтвердили и те торжества, которыми опровождалось его 500-летие. Центром стал германский город Виттенберг, где когда-то началась Реформация. Там к этому юбилею отреставрировали практически все, что относилось к тем событиям, посадили сад из пятисот деревьев. Во всей Германии день 31 октября был впервые на федеральном уровне объявлен выходным. В Берлине, Виттенберге и в замке Вартбург в Тюрингии, где Лютер перевел Новый Завет на немецкий язык, состоялись выставки национального масштаба, посвященные юбилею.

В России это событие отметили достаточно скромно. В Петербурге, например, прошла выставка в Музее истории религии. На выставке в городском музее Гатчины рассказали о лютеранах, внесших значимый вклад в жизнь региона. Один из них - полководец Петр Христианович Витгенштейн, который, как принято считать, в 1812 году остановил движение войск Наполеона на петербургском направлении.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Читайте также: