Что означает понятие светская культура приведите примеры не светской культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Светская культура-культура элтиты, современного человека всячески окрытая для общества, в отличие от духовной культуры и религии.

СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА.
- тип культуры, в которой священное не обладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной (рациональной, этической, эстетической, эмпирической и т. д. ) основе.
(Мир словарей)

ПОНЯТИЕ светской КУЛЬТУРЫ не есть отрицание религии.

СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА ассимилирует элементы религиозной культуры.

Верующий человек может быть светским человеком, бывать в обществе, жить по его правилам, его интересами.
Но представитель духовенства ограничен в ведении светского образа жизни, тем более монахи, которые разрывают свои прежние общественные связи.

СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА, в которой религия играет немаловажную роль, сохраняет церковные традиции - обряды, праздники, их нравственный смысл и значение.
Бывает так, что люди, на первый взгляд неверующие, формально исполняют некоторые религиозные ритуалы.

В качестве примера можно привести недавнее прошлое нашей страны, когда официальная идеология исключала религию из жизни человека; верующих преследовали, храмы уничтожали, как и другие символы ВЕРЫ.
Однако не только представители старшего поколения, но и среднего отмечали религиозные праздники, такие, как Пасха.

А на Новый год в домах издавна ставили елки со звездой на вершине – символом звезды Вифлеема, символом Рождества.
На протяжении истории религиозное сознание не единожды адаптировалось к формам светской культуры, уступая под ее воздействием некоторые свои позиции.

Религия и нравственность.
Религия и нравственность являются важнейшими составляющими духовной культуры. Испокон веков связь религии и нравственности была нерасторжимой.

Нравственное начало – стержень духовной культуры.

В светской культуре нравственное начало в той или иной степени дистанцируется от религии, а иногда и теряет с ней связь.

Дело в том, что религиозные заповеди, как правило, имеют общечеловеческие истоки.
Нравственные законы в этом случае отождествляются с религиозными, например, декалог Моисея и Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Именно на их основе многие выдающиеся представители современности формулировали свои собственные нравственные постулаты.

"В светском государстве, не должно прививаться никакой идеологии или религии, они вправе по окончанию школы, будучи уже сформировавшимися людьми, с нравственным стержнем и крепким моральным сознанием сами выбирать, куда им идти. Нравственное образование есть процесс организованного и целенаправленного воздействия (педагога или родителей) на нравственную сферу ребёнка. Результат подобного воздействия есть формирование совокупности общих принципов поведения человека по отношению друг другу, к обществу, к труду, к своим обязанностям. Нравственное образование опирается на гуманистическую систему ценностей, в первую очередь, основанную на общечеловеческих моральных ценностях, стоящих вне политики, религии и национальности."

Светская культура - это тип культуры, в которой священное не преобладает качествами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой другой базе. А если проще то это тип культуры которая не связана с религией прямым и явный образом.

Примеры "несветской культуры" (религиозной):

Светская культура связана с религией прямым и явным образом (что, но, не значит неимения неявной, косвенно связи). Образцы несветской (религиозной) культуры церковная музыка, храмовое строительство, иконопись.

Светская культура - это тип культуры, в которой священное не преобладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной основе. А если проще то это тип культуры которая не связана с религией прямым и очевидный образом.

Примеры "несветской культуры" (религиозной):

1)Безусловно когда люди научились добывать огонь они смогли снабжать свой дом теплом.Еду ели уже не сырую, а жареную был меньше шанс умереть от сырой еды.Начали плавить разные камни:золото,железо,олово,бронза,медь.
2)Когда люди изобрелы лук и стерлы людям было легче было охотиться на дич на того же кабан вместо того чтобы кидать копья они брали лук и стрелы иу бивали быстро кабана.НУ и конечно для защиты.
3)Я конечно понял производства железа. Люди стали из железа разные предметы которые помога, как в быту так и на войне.Например в быту разные ножи, вилки, ложки,а на войне броня, мечи, копья, кинжалы.

1) Ее географическое положение. Москва находилась в центре тогдашнего русского мира, на пересечении трех торговых дорог, проходивших с запада на восток, от верхнего преднепровья к Владимиру на Клязьме и далее к Волжским булгарам; с юго-запада на северо-восток и с северо-запада на юго-восток. Москва рано стала узлом торговых путей, в частности хлеба. Это давало ее князьям важные экономические выгоды и дополнительные денежные средства, которые позволили им приобретать у ханов ярлык на княжение и расширять свои владения путем прикупов. 2) Москва была ограждена от внешних опасностей своими соседями и поэтому, в первую очередь, беглецы спасались от набегов и оседали на Московских землях. 3) Московские князья расширяли свои владения разными способами: покупкой земель, непосредственным захватом или с помощью орды, колонизацией пустых пространств. Московские князья, чтобы удержать старое и привлечь новое население использовали политику податных и других льгот, т.е. освобождали пришедшее население от налогов. 4) После того, как Московские князья стали великими князьями, Владимирская служба им обещала больше выгод и больше почета, поэтому в Москву потянулись бояре и дворяне, не только из южных княжеств, но и юго-западных земель. 5) Большое значение в деле возвышения Москвы имела поддержка церкви. Митрополиты Петр и а его приемник Феогност перенесли кафедру митрополита в Москву, которая с этого момента становится церковной столицей всея Руси. вроде всё

Составь свои схемы со словами труд доход деньги собственность зарплата опиши подходящие к ним ситуации

Кто из названных лиц был выдающимся общественным деятелем 14 века.Радонежский,Волоцкий,Митрополит Макарий,Алексей Адашев

Дайте характеристику культуры древнего востока. Назовите известные вам памятники культуры стран древнего востока.

Мини тест начало прежде чем ответить подумай 15 баллов какая гора считается самой высокой?какая река самая глубокая?человек кото

Чем возбудил против себя всеобщее недовольство в стране Иоанн Безземельный?Почему англичане считают великую хартию вольностей ос

Знания, получаемые в церковных школах, были основаны лишь на изучении Закона Божьего, что было недостаточно для решения практических вопросов в области медицины, горного дела, металлургии, мореплавании и других отраслях хозяйства, которые бурно развивались в Петровскую эпоху.

2. Какие сословные ограничения действовали в начале 18 в. при поступлении в учебные заведения?

Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не имели права.

3. В чем заключался практический смысл развития горно-разведочной службы для экономики России?

Практический смысл организации горно-разведочной службы для экономики России заключался в том, открытия полезных ископаемых (медных руд, каменного и бурого угля, минеральных вод) способствовали развитию промышленности (цветной и черной металлургии, курортного дела). Это способствовало успехам в военном деле, изготовлению оружия, строительстве и т.д.

4. Почему особенно активно при Петре 1 развивались естественные науки?

При Петре 1 особенно активно развивались естественные науки, потому что они приносили конкретную пользу государству и обществу, научные и теххнические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей и при строительстве зданий и крепостей.

1707 г. – Я.Брюс составил первую в России карту звездного неба

1712 – 1725 гг. – А.Нартов первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков

1714 г. – открыта первая в России научная библиотека

1719 г. – открыт первый русский музей (Кунсткамера)

1724 г. – по проекту Е.Никонова создана и испытана первая русская подводная лодка

Изучаем документы

2. Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям?

Изложенное в этом документе является рекомендацией. Девушки должны были также следовать этим рекомендациям.

3. Где было необходимо придерживаться этих правил – дома, на людях, во дворце, везде? Докажите свой вывод, используя текст документа.

Этих правил было необходимо придерживаться везде, т. к. воспитанный человек ведет себя правильно не только тогда, когда его заставляют. Помимо почитания родителей, в этом отрывке говорится об уважении ко всем старшим.

1. Выясните, велика ли для того времени была сумма штрафа.

В 1704 году Петр I провёл коренную денежную реформу: копейка стала выпускаться из меди и увеличилась в размере. Средний размер заработной платы неквалифицированного работника в это время составлял 5−8 копеек в день. Для сравнения: пуд мяса тогда стоил 30 копеек, пуд хлеба — 10 копеек. За день рабочий зарабатывал на 2,5−4 кг мяса.

2. Узнайте, что происходило с теми людьми, кто отказывался следовать указу, но не имел возможности заплатил штраф.

3. Какие категории населения были освобождены от наказания по этому указу?

Исключение сделали только для лиц духовного звания.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Перечислите важнейшие элементы культурных традиций Западной Европы, проникшие в Россию в эпоху Петра 1.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров.

3. Исследуйте биографию Якова Брюса. Опишите достоверность легенд о нем.

Москвичи издавна обходили стороной стрелецкую казарму, в которой располагалась часть полковника Сухарева, – бесшабашные стрельцы могли спьяну и деньги отобрать, а то и голову проломить. Но с куда большей опаской горожане стали относиться к Сухаревой башне, когда там поселился Яков Брюс и организовал по велению царя школу математических и навигационных наук. А на последнем этаже устроил обсерваторию. Светящееся каждую ночь окно обсерватории быстро уверило москвичей в том, что дело здесь нечисто.

Свечной торговец Алексей Морозов, например, утверждал, что как-то в сумерках сам видел, что из окон астронома вылетают железные птицы, делают несколько кругов вокруг здания и потом возвращаются обратно. Следующей ночью купец вернулся к башне вместе с домочадцами. В кабинете Брюса горел свет, в окне маячила фигура графа, из башни доносились чьи-то надрывные стоны. Вдруг одно из окон отворилось, и оттуда вылетели три железных чудовища с человеческими головами. Вне себя от ужаса Морозов с домочадцами мчался по ночному городу подальше от страшного места. И вскоре по городу прошел тревожных слух – лютеранин из Сухаревой башни общается с нечистой силой и с ее помощью превращает живых людей, чьи стоны и разносятся по окрестностям, в летающих железных драконов.

Брюс пугал москвичей и после смерти. Его тело уже было погребено в склепе у лютеранской кирхи Св. Михаила в Немецкой слободе, но каждую ночь в обсерватории по-прежнему загорался свет. Москвичи говорили, что это дух колдуна охраняет свою магическую книгу. Кстати, по легенде, Брюс скончался также необычно, как и жил. Рассказывали, что колдун погиб во время опытов у себя в поместье в Глинках. Будто бы Брюс велел слуге разрезать себя на части, а потом полить волшебным эликсиром вечной молодости, сделанным по рецепту той самой книги. Опыт практически удался. Но когда части тела расчлененного графа стали срастаться, в лабораторию ворвалась жена Брюса, убила слугу и похитила эликсир. Неприкаянный дух же убитого вместе с книгой переместился в Сухареву башню.

– Сухареву башню, в отличие от других памятников архитектуры, уничтожали долго и кропотливо, – рассказывает Зинаида Татарская. – Сталин, как и многие тираны, увлекался мистикой и хотел отыскать книгу Брюса. Он велел разбирать башню по кирпичикам и все содержимое относить лично ему. Но книгу так и не нашли. Разгневанный тиран отдал приказ взорвать останки башни. Присутствовавший при уничтожении архитектурного памятника Лазарь Каганович потом говорил Сталину, что видел в толпе высокого, худого человека в парике, которые погрозил ему пальцем, а потом испарился. Но некоторые научные труды Брюса вождь всех народов все-таки нашел и использовал их при строительстве современной Москвы.

Могилу Брюса тоже уничтожили при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню. Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли – остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас – в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени.

Но, пожалуй, самая известная легенда - о том, как Брюс замораживал летом пруд и катался на коньках. Якобы в самый разгар лета, в знойном июле, Брюс пригласил в гости многих знатных особ. Им были предложены всевозможные развлечения, в том числе катание на лодках. Потом всех позвали на обед. А после него гости снова вышли в парк и стали наблюдать за праздничным фейерверком, катаясь на коньках по льду того же пруда, который за считанные часы превратился в каток. Согласно другой версии Брюс превратил пруд в каток на глазах у изумленных очевидцев взмахом волшебной палочки.

Вот такие чудеса, казалось бы, не имеющие никакого отношения к реальности, творил волшебник Брюс. Однако в 1992 году в журнале "Наука и жизнь" появилась статья, автор которой Вячеслав Малахов попытался доказать, что Брюс действительно умел, скажем, в разгар лета замораживать воду в пруду. По его приказу еще в марте, ранней весной, лед намораживали до солидной толщины, затем покрывали соломой, опилками, деревянным щитами. После этого накладывался слой глинистого грунта. Лед укладывался на дно пруда, из которого предварительно была спущена вода. В назначенный срок она снова подавалась из верхнего пруда. Лед освобождался от земли и опилок, а потом всплывал, и по нему уже можно было кататься на коньках. Конечно же, такое объяснение одной из проделок Брюса может показаться спорным. Но, как бы там, ни было, оно свидетельствует о том, что вряд ли все творившиеся в "Глинках" чудеса можно отнести к мифам.

А еще рассказывают, что выдумал Брюс живую и мертвую воду. Нравилось, мол, ему превращать стариков в молодых. Для начала изрубил он своего пожилого лакея на куски, потом облил их мертвой водой - и они срослись. Затем окропил живой водой - и старик стал молодым.

Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Самым подходящим для развлечения и пьянства местом исследователь считал землю, на которой построен Белый дом. Откровенно гиблых места на карте Москвы два – Перово и начало Кутузовского проспекта. Здания под землю там не проваливаются, но гаишники называют эти места бермудскими треугольниками – за сутки здесь происходит больше дорожно-транспортных происшествий, чем во всех других районах вместе взятых.

Ученик Ньютона, человек самых разносторонних знаний, он, можно сказать, родился преждевременно. Далеко не всем современникам были понятны его изыскания.

Однако, как считает написавший о Брюсе интересную книгу российский исследователь А. Н. Филимон, этот ученый-вельможа внес весьма важный вклад в развитие отечественной науки. И все же, приезжая в "Глинки", знакомясь с усадебным домом, флигелем-лабораторией и другими постройками, нет-нет да и ловишь себя на мысли, что оказался в царстве волшебника.

Читайте также: