Что означает понятие гетерогенность начальной школы

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему: " Гетерогенность как педагогическая проблема Профессор Ольга Грауманн Профессор Михаил Певзнер Гетерогенность как педагогическая проблема Профессор Ольга." — Транскрипт:

1 Гетерогенность как педагогическая проблема Профессор Ольга Грауманн Профессор Михаил Певзнер Гетерогенность как педагогическая проблема Профессор Ольга Грауманн Профессор Михаил Певзнер

2 Экзаменационное задание для всех: Заберитесь на дерево!

3 Гетерогенность Гетерогенность различия, существующие между людьми относительно пола, возраста, этнической принадлежности, религии, здоровья или инвалидности, специфических признаков личности и т.д.

4 Тезисы: Тезис 1 Цепь является настолько прочной, насколько прочным является его самое слабое звено. Таким звеном являются гетерогенные группы и организации. Поиск способов взаимодействия с ними – важная педагогическая проблема. Тезис 2 В глобализированном мире общество становится полиэтническим благодаря высокой мобильности людей. Это обостряет проблему интеграции мигрантов в социум. Тезис 1 Цепь является настолько прочной, насколько прочным является его самое слабое звено. Таким звеном являются гетерогенные группы и организации. Поиск способов взаимодействия с ними – важная педагогическая проблема. Тезис 2 В глобализированном мире общество становится полиэтническим благодаря высокой мобильности людей. Это обостряет проблему интеграции мигрантов в социум.

5 Тезис 3 Ни одно общество не может себе позволить не использовать интеллектуальный потенциал, которым располагают различные слои населения. Тезис 4 Системе образования как общественному институту принадлежит важная роль в решении этих проблем. Тезис 3 Ни одно общество не может себе позволить не использовать интеллектуальный потенциал, которым располагают различные слои населения. Тезис 4 Системе образования как общественному институту принадлежит важная роль в решении этих проблем. Тезисы:

6 Тезис 1 Цепь является настолько прочной, насколько прочным является его самое слабое звено. Таким звеном являются гетерогенные группы и организации. Поиск способов взаимодействия с ними – важная педагогическая проблема.

7 В глобализированном мире общество становится полиэтническим благодаря высокой мобильности людей. Это обостряет проблему интеграции мигрантов в социум. Тезис 2

8 Ни одно общество не может себе позволить не использовать интеллектуальный потенциал, которым располагают различные слои населения. Тезис 3

9 Системе образования как общественному институту принадлежит важная роль в решении этих проблем. Тезис 4

10 Школа Педагогическая поддержка часто слабо структурирована и бессистемна, ориентирована не на ребёнка, а на цель. Учителя не в полной мере знают, как использовать культурный потенциал детей мигрантов. Необходим отказ от унифицированного мышления с целью дифференцированного восприятия многообразия и создания структур для непрерывной системной поддержки. Педагогам и образовательным менеджерам необходимо полидимензиональное мышление в русле способностного подхода (Capalility Approach). Педагогическая поддержка часто слабо структурирована и бессистемна, ориентирована не на ребёнка, а на цель. Учителя не в полной мере знают, как использовать культурный потенциал детей мигрантов. Необходим отказ от унифицированного мышления с целью дифференцированного восприятия многообразия и создания структур для непрерывной системной поддержки. Педагогам и образовательным менеджерам необходимо полидимензиональное мышление в русле способностного подхода (Capalility Approach).

14 Учиться взаимодействовать с гетерогенностью: развивать индивидуальность – выявлять общие черты Учиться взаимодействовать с гетерогенностью: развивать индивидуальность – выявлять общие черты Управлять гетерогенностью и использовать её как ресурс: интеграция в общество. Инклюзивное общество Признание различий как духовной ценности: ценностное отношение и признание индивидуумов. Каждый человек способен к обучению

16 Международная академия гуманизации образования (IAHE)

17 Интегрированные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по пендагогике с двумя дипломами университетов Новгорода и Хильдесхайма при поддержке Двойной диплом с 2006

18 Foundation University of Hildesheim Многоуровневая подготовка в области образовательного менеджмента TEMPUS III: Университет г.Хильдесхайм Новгородский государственный университет Университет г.Дортмунд Дунайский университет г.Кремс

19 Сетевое взаимодействие университетов в подготовке и повышении квалификации в области образовательного менджмента TEMPUS IV: Университет г.Билефельд Университет г.Хильдесхайм Дунайский университет г.Кремс Технический университет г.Лодзь Новгородский государственный университет СПб Академия пед постдипломного образования Смоленский государственный университет Днепропетровский национальный университет Хмельницкий национальный университет Брестский государственный университет Витебский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам социализации гетерогенных групп, обучающихся в современной школе. Автором анализируются педагогические условия социализации учащихся в зависимости от особых образовательных потребностей

ABSTRACT

The article is devoted to the issues of socialization of heterogeneous groups of students in modern schools. The author analyzes the pedagogical conditions of students ' socialization depending on their special educational needs.

Ключевые слова: гетерогенные группы обучающихся, социализация, педагогические условия.

Keywords: students with special educational needs, socialization, pedagogical conditions.

Нарастающая гетерогенность современных образовательных учреждений является характерной чертой современного образования. Понятие гетерогенности в образовании связано, прежде всего, с объединением в пространстве школы групп учащихся с особыми образовательными потребностями и вопросами обеспечения равенства и доступности качественного образования и воспитания. Особым рискам социальной дезадаптации подвержены учащиеся с особыми образовательными потребностями, что связано типологическими признаками, демонстрирующими отклонение от нормально развивающихся школьников и оказывающими влияние на успешность освоения общеобразовательных программ и социализацию. Определение педагогических условий социализации гетерогенных групп обучающихся в условиях школьного образования является актуальным для системы образования.

Целью данной статьи является анализ научной литературы и определение педагогических условий социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.

Исследователи выделяют следующие группы признаков гетерогенного состава учащихся, сформулированные на основе особых образовательных потребностей:

  • социально-демографические, к которым относится гендерная, национальная, этническая и языковая принадлежность обучающегося;
  • социально-психологические, включающие уровень адаптированности учащегося к образовательной среде, особенности поведения и наличие трудной жизненной ситуации;
  • индивидуально-типологические, включающие психофизиологические особенности обучающихся, влияющие на способность к обучаемости, учебную мотивацию, а также на качество формирования позиции школьника;
  • состояние здоровья, подразумевающее ограниченные возможности здоровья, на основании которых выделяются особые образовательные потребности обучающихся [8], [9].

Педагогические условия в психолого-педагогической литературе определяются как совокупность природных переменных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности. В качестве педагогических условий социализации учащихся с особыми образовательными потребностями следует выделить следующие: организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические.

Под организационно-педагогическими условиями понимается совокупность организационно-управленческих и социально-педагогических особенностей образовательной деятельности, реализуемой участниками образовательных отношений, обеспечивающей качество образовательного процесса [3]. К комплексу организационных-управленческих условий необходимо отнести: нормативную базы, регламентирующую деятельность образовательной организации и взаимодействие участников образовательных отношений; применение специально организованной системы управления взаимодействием; обогащение инфраструктуры образовательного учреждения, восполняющей недостающие компоненты образовательной среды (социальное партнерство); регулярный мониторинг результатов педагогической эффективности образовательной деятельности. К комплексу социально-педагогических условий следует отнести возможности образовательной среды, обеспечивающие полноценное развитие и социализацию обучающихся с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Под психолого-педагогическим условиями понимается совокупность психологических характеристик компонентов образовательной среды (личностные качества участников педагогического взаимодействия, психологическая комфортность, безопасность и развивающий потенциал ), отражающая особенности их влияния на развитие субъектных качеств личности обучающегося с учетом индивидуально-психологических особенностей [2; 5; 6]. Психологический аспект условий социализации учащихся предполагает определение личностных характеристик обучающихся с особыми образовательными потребностями, препятствующих позитивной социализации, требующих целенаправленного педагогического воздействия.

В контексте педагогических условий отдельно выделяются дидактические условия, под которыми понимается комплекс специально смоделированных обучающих процедур, направленных на решение конкретных образовательных задач [4]; обстоятельства обучения, являющиеся результатом подбора, методов, средств и форм обучения, применения и создания элементов содержания, содействующих эффективному решению поставленных задач [7]; совокупность педагогических средств, адекватных образовательным потребностям обучающихся, реализующих механизмы личностного развития посредством образовательных технологий в содержательных и процессуальных характеристиках системы обучения [1]. К дидактическим условиям, обеспечивающим социализацию гетерогенной группы обучающихся, следует отнести: индивидуализацию образовательного процесса и применение технологии проектов для расширения социальных возможностей обучающихся.

Выводы. Несмотря на разнородность гетерогенного состава обучающихся, едиными для всех групп учащихся с особыми образовательными потребностями являются следующие педагогические условия социализации: партнерство с другими организациями с применением технологий интернального и экстернального взаимодействия; психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений; индивидуализация образовательного процесса; применения в педагогической деятельности технологии проектов. На основании выделенных педагогических условий возможна разработка направлений и содержания педагогической деятельности, обеспечивающей социализацию обучающихся.

Гетерогенный класс (группа) (гр. – разнородный) – это класс, состоящий из детей разного уровня развития, разного возраста, разного отношения к учебной и иной деятельности. Гетерогенными бывают сплавы, конгломераты пород и социальные группы. Так что гетерогенность – это свойство систем состоять из разнородных элементов, сохраняя при этом свои общие качества. К гетерогенным классам относятся разновозрастные классы воскресных школ, участники празднеств, коллективы кружков и секции. Педагогу очень трудно работать с гетерогенными группами, которые требуют владения методикой дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое "Гетерогенный класс" в других словарях:

Республика Коми — Координаты: 64°17′ с. ш. 54°28′ в. д. / 64.283333° с. ш. 54.466667° в. д. … Википедия

Коми (республика) — Республика Коми Коми Республика … Википедия

Юффа, Александр Яковлевич — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/27 ноября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия

КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

Ковалентная связь — Рис.1. Модель одинарной ковалентной связи (электронная плотность выделена красным цветом) Ковалентная связь (атомная связь, гомеополярная связь) химическая связь, образованная перекрытием (обобществлением) пары … Википедия

Массив — У этого термина существуют и другие значения, см. Массив (значения). Эту страницу предлагается переименовать в Массив (информатика). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/4 ноября 2012. Возможно, её … Википедия

Жужелица Авинова — ? Жужелица Авинова Научная классификация … Википедия

2.2 Кейс. Выявление степени актуальности проблемы инклюзивного образования в сравнении: большой и малый город России (по результатам опроса руководителей образовательных организаций Рыбинска и Санкт–Петербурга)

2.3 Матрица профессиональных дефицитов педагогов, работающих в условиях гетерогенной среды

Список использованной литературы

Введение

Происходящие в настоящее время социокультурные изменения в обществе актуализируют проблему теоретических и методологических оснований для внедрения образовательных моделей, адекватных этим изменениям и ориентированных на качественное совершенствование процесса социализации и адаптации учеников с особыми потребностями. Одной из таких моделей выступает образование, включающее в образовательный процесс детей из гетерогенных групп.

Ежегодно в российских школах увеличивается количество учеников из гетерогенных групп.

Наблюдается неблагоприятная тенденция увеличения численности детей-инвалидов по данным информационно- аналитического центра Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга 1 .

С 2008 года по 2014 год количество детей – инвалидов в Санкт – Петербурге увеличилось с 9,3 тысяч человек до 11,9 тысяч. Это при одновременном сокращении количества специальных образовательных учреждений за такой же период времени C 58 в 2008 до 56 в 2014 году.

По данным информационно- аналитического центра Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга за 2017 год тревожная тенденция увеличения количества детей – инвалидов в Санкт – Петербурге сохраняется в абсолютном выражении (с соответствующим увеличением их представленности в возрастной структуре) 2

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в России на 2014 год зафиксировано 540837 детей- инвалидов, что на 9.2% больше, чем в 2010 году, и на 3.7% больше, чем в 2013 году. Это 4.4% от общего числа инвалидов в России.

Численность воспитанников – инвалидов, посещающих организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми так же имеет неблагоприятную тенденцию к увеличению. Если в 2008 году количество воспитанников – инвалидов, посещающих дошкольные образовательные организации по данным Федеральной службы государственной статистики 3 составляло 36167 человек по Российской Федерации, то в 2013 году -46456 человек, а в 2016 году – 67291 человек (на конец года).

В настоящее время в открытом доступе не обнаружено статистических данных, отражающих количество детей- мигрантов, посещающих образовательные организации на территории Российской Федерации. Федеральная миграционная служба представляет информацию о том ̧ сколько раз иностранные граждане пересекают границу. В 2011 году, согласно данным этого ведомства, было произведено 9.210.010 таких пересечений. При этом, в Санкт-Петербург и Ленинградскую область отправились около 30% мигрантов (2 997 185чел.). 4

Так как признак гетерогенности сигнализирует о неоднородности общества (группы), можно предполагать, что педагоги различают признаки гомогенности групп детей, с которыми им приходится работать на практике.

В целях магистерского исследования мы будем различать три гомогенных группы, которые могут одновременно встречаться в детском коллективе (классе, дошкольной группе)

Гомогенными подгруппами в гетерогенном детском коллективе мы будем признавать:

- подгруппы одаренных детей;

- подгруппы детей с ограниченными возможностями здоровья;

- подгруппы детей мигрантов [57;58].

Диссертационное исследование проводилось в два этапа. Результаты первого этапа (2015-2016 гг) подробно отражены в курсовом исследовании; результаты второго этапа (2016-2917 гг) представлены в данной работе.

Под инклюзивным образованием предлагается понимать не только образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и образование одаренных детей, детей-мигрантов. То есть тех, кто по какому-либо признаку отличается от других.

Система инклюзивного образования может стать одним из эффективных механизмов развития толерантного общества. Именно в этом мы видим актуальность темы инклюзивного образования [60].

Анализ современных требований к профессиональным компетенциям педагога позволил выявить противоречие между социальным заказом на реализацию инклюзивных подходов в условиях гетерогенной образовательной среды и недостатком квалифицированных педагогических кадров, способных работать в инклюзии с разнообразным контингентом.

Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: увеличение степени гетерогенности культурно- образовательной среды происходит при низком (неудовлетворительном) уровне готовности педагогов к профессиональной деятельности в такой среде.

В основу магистерского исследования положены три частные гипотезы, которые мы сформулировали следующим образом:

Вне зависимости от типа учреждения общего образования (школа или детский сад) представления педагогов, руководителей и специалистов о детском контингенте инклюзивного образования будут связаны с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и не будут включать в контекст инклюзии детей- мигрантов и талантливых детей.

Будут совпадать представления руководителей и педагогов о наличии профессиональных дефицитов у педагогов в области инклюзивного образования в гетерогенной образовательной среде и возможностях их ликвидации.

Ключевые представления педагогов и руководителей о базовых барьерах введения инклюзивного образования в гетерогенной образовательной среде будут различаться.

Цель исследования: выявить профессиональные дефициты педагогов и разработать матрицу профессиональных дефицитов в разрезе гетерогенно

Читайте также: