Что означает фраза среда третий педагог в доу

Обновлено: 04.07.2024

Современные условия диктуют необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности.

В хорошем детском саду дети:

  • создают, а не действуют по образцу;
  • двигаются, а не ждут;
  • решают проблемы, а не просят педагога их решить;
  • говорят, а не пассивно слушают;
  • действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти;
  • делают выбор, а не повинуются;
  • пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях;
  • создают искусство, а не воспроизводят образцы;
  • решают, а не пассивно соглашаются;
  • ценят процесс, а не только результат;
  • задают вопросы, а не просто слушают;
  • выводят ответ, а не получают его от взрослого;
  • учатся важным умениям, а не абстрактным концептам;
  • распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы.

Анализ пунктов шкалы показывает, что оценка качества среды, проводимая с помощью ECERS, позволяет ответить на следующие вопросы:

  • Насколько среда создает условия для эмоционального благополучия ребенка?
  • Насколько дети активны в процессе обучения? Какие условия созданы для стимулирования детской любознательности и учения?
  • Насколько соблюдается баланс во взаимодействии взрослых и детей?
  • Как среда способствует развитию творческого и критического мышления детей?

Ответив на эти вопросы, мы видим пробелы в организации РППС.

К недостаткам обустройства пространства для игр относят: неэргономичность, плохая функциональность, непрактичность, острые углы, громоздкость, плохой крепёж деталей, отсутствие многофункциональности и разностилье, агрессивная визуальная игровая среда, среда групп преимущественно девичья.

Проблемы заключаются в следующем:

1. Неформальное взаимодействие с детьми (наиболее масштабная проблема – педагоги мало взаимодействуют с детьми; педагог должен выполнять функцию посредничества между ребенком и средой, направлять ребенка).

2. Отсутствие вариативности в образовательном процессе (вариативность предполагает такой тип коммуникации, в котором с помощью педагога ребенок поймет правила и самостоятельно начнет им следовать)

4. Недостаточная эмоциональная поддержка ребенка.

Доступное пространство и оптимальное устройство внешней территории дает детям возможность: активно осваивать пространство, самостоятельно изменять окружающую среду, испытывать радость от физических нагрузок, знакомиться с природой,экспериментировать, иметь возможность уединиться и отдохнуть.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е.обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого,познавательного, эстетического развития. Поэтому рекомендуется демонстрация работ детей, отличающихся индивидуальностью и расположенных на уровне глаз детей. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенностьв себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. Для обеспечения возможности ребенку осваивать окружающий мир и развивать свою индивидуальность, в ДОУ необходим переход от линейного и полностью регламентированного устройства к пространственной организации образовательно-развивающей среды.

Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, не переполненных различными пособиями и играми, легкие переносные ширмы.Должно быть предусмотрены более одного места (уголки уединения) для обособленной игры и занятий. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т.д.).

Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами. Предметно-пространственная среда группового помещения — неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как иот воспитывающих его взрослых.

В последние время теме создания развивающей предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ уделяется много внимания.

По сути, предметно-пространственная среда, как часть образовательной среды, становится третьим педагогом ребенка после семьи и воспитателя, причем открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Выстраивается идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через среду, которая предоставляет им свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную, творческую, интеллектуальную активность и позволяет самим детям чувствовать себя субъектами образовательных отношений.

Правильно созданная среда поддерживает включенность и самоконтроль ребенка, одновременно предоставляя ему зону ближайшего развития. Созданные условия способствуют успешному освоению образовательной программы детского сада, отвечает требованиям ФГОС ДО к созданию предметно-пространственной развивающей среды.

Представляем Вашему вниманию опыт создания развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста.

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

• Создать атмосферу эмоционального комфорта.

• Создать условия для творческого самовыражения.

• Создать условия для проявления познавательной активности детей.

• Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

В зоне познавательного развития размещен математический занимательный материал, который способствует активизации умственной деятельности, расширению, углублению, математических представлений; помогает закрепить полученные знания и умения воспитанников.

Зона по изучению правил дорожного движения включает в себя интерактивные элементы проезжей части для транспорта и пешеходных переходов.

С целью развития мелкой моторики рук, памяти, творческого и логического мышления у воспитанников, в коридоре ДОУ, появилось новое пособие – бизиборд.

Для демонстрации детских творческих работ в коридорах имеются стенды.

Для улучшения эмоционального состояния и настроения детей, при входе в детский сад, расположены плоскостные, яркие, веселые мультяшные герои, которые встречают их с улыбками.

Как результат оснащения и использования развивающей предметно-пространственной среды : - повышение качества образования, психологической и физической комфортности воспитанников ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-пространственная развивающая среда группы

Предметно-пространственная развивающая среда группы Я продолжаю свой рассказ о развивающей среде группы. В группе оформлены следующие уголки: Уголок творчества Уголок творчества расположен.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Создавая.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно - пространственная среда по ФГОС ДО, это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством,.


Развивающая предметно-пространственная среда является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.

Образовательная среда -это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Развивающая предметно-пространственная среда может быть представлена различными центрами активности, не противоречащих (не мешающих) друг другу:

1. Центр для ролевых игр.
2 Центр речевого творчества
3. Центр математики и развития мелкой моторики
4. Центр природы (наблюдения за природой).
5. Центр спорта
6. Центр экспериментирования (Центр науки).
7. Центр конструирования (конструкторы, блоки и т.п.)
8. Центр художественно –эстетического развития и продуктивной деятельности.
9. Центр гражданско–патриотического пространства (символика большой, малой Родины и т.д.).
Основные методические рекомендации по созданию качественной РППС в соответствии с ФГОС ДО, вы можете прочитать, перейдя по этой ссылке:


Что такое шкалы ECERS?


Это инструмент критериального оценивания в образовании, т.е. описание образовательной среды через наблюдаемые явления и действия:

- для самооценки - в команде детского сада.
Основа - введение ФГОС

- "создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности";

- "создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей";

- "недирективная помощь детям, поддержка инициативы и самостоятельности";

- "ребёнок должен стать активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования"

В декабре 2018 года я посетила курсы "Использование шкал ECERS как инструмента развития дошкольной образовательной организации", где познакомилась с ведущим научным сотрудником лаборатории развития ребёнка МГПУ Ольгой Шиян.

Получила необходимую информацию о применении данного инструмента и решила провести собственную самооценку качества образования в своей группе по следующим критериям, и, таким образом, наметила:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ и составление профиля качества образования в средней группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Предметно-развивающая среда – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная.

Грамотно организованная среда даёт возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребёнку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Насыщенность : образовательное пространство должно быть оснащено игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Трансформация- это преобразование, предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность - это возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.

Вариативность : включает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей и отражение гендерного принципа и регионального компонента.

Доступность : доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс.

Безопасность : предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития). Все центры соответствуют 5 направлениям развития. Таким образом в зависимости от ситуации, от темы недели работают не все центры сразу. На этой неделе активны только 3, на следующей неделе другие, и они взаимозаменяемы.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития). Все центры соответствуют 5 направлениям развития. Таким образом в зависимости от ситуации, от темы недели работают не все центры сразу. На этой неделе активны только 3, на следующей неделе другие, и они взаимозаменяемы.

Уголок театрализованной деятельности : Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. В уголке имеются разнообразные атрибуты: костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

Уголок театрализованной деятельности : Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. В уголке имеются разнообразные атрибуты: костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

Уголок природы : Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Ведётся совместная с воспитателями работа по заполнению календаря природы.

Уголок природы : Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Ведётся совместная с воспитателями работа по заполнению календаря природы.

Уголок художественного творчества : Изобразительная деятельность - одна из самых любимых для старших дошкольников. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Художественное творчество имеет широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изобразительной деятельности; альбомы, белые листы формата А4, цветной картон, цветная бумага, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, гуашь, акварельные краски, кисти разного диаметра, самоклеющаяся бумага, трафареты, образцы для рисования, цветной пластилин, доски, стеки, раскраски на каждого ребён ка.

Уголок художественного творчества : Изобразительная деятельность - одна из самых любимых для старших дошкольников. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Художественное творчество имеет широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изобразительной деятельности; альбомы, белые листы формата А4, цветной картон, цветная бумага, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, гуашь, акварельные краски, кисти разного диаметра, самоклеющаяся бумага, трафареты, образцы для рисования, цветной пластилин, доски, стеки, раскраски на каждого ребён ка.

В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы (крупные, мелкие) конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. В уголок входит: крупный конструктор ( пластмассовый), мягкие модули, лего (средней величины).Так же дети берут фигуры животных из уголка природы , что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы (крупные, мелкие) конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. В уголок входит: крупный конструктор ( пластмассовый), мягкие модули, лего (средней величины).Так же дети берут фигуры животных из уголка природы , что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

Книжный уголок : Расположен на специальной полке. Здесь представлены книги в соответствии с программой. Этот уголок легко устанавливается в любом месте группы.

Книжный уголок : Расположен на специальной полке. Здесь представлены книги в соответствии с программой. Этот уголок легко устанавливается в любом месте группы.

Уголок математический : для формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития представлены объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, пособия по Петерсону, шашки, математические наборы, цифры, пособия на обогащение сенсорного опыта при знакомстве с величиной, формой и цветом).

Уголок математический : для формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития представлены объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, пособия по Петерсону, шашки, математические наборы, цифры, пособия на обогащение сенсорного опыта при знакомстве с величиной, формой и цветом).

Музыкальный уголок : способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.

Музыкальный уголок : способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.

Спортивный уголок : цель которого является развитие двигательной активности, физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.

Спортивный уголок : цель которого является развитие двигательной активности, физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.

В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Читайте также: