Что отличает право от других видов социальных норм кратко

Обновлено: 03.07.2024

чем отличается право от других видов социальных норм?

1. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая исходит от
государства и является официальным выражением государственной воли.
Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная
правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т. п.) , она
всегда представляет собой властное общеобязательное предписание
государства относительно возможного и должного, разрешаемого и
запрещаемого поведения людей.
2. Норма права отличается от других
социальных норм свойственной только ей формальной определенностью,
которая проявляется прежде всего в том, что правовая норма издается или
санкционируется государством и выражается в той или иной установленной
или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного
нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая.

Формальная определенность связана также со структурой нормы права –
специфическим внутренним строением и ее предоставительно-обязывающим
характером, т. е. сочетанием в себе предоставления и одновременно
ограничения внешней свободы лиц в их взаимных отношениях.
Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет
удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие
обязанных лиц.
3. Норма права – единственная в ряду социальных норм,
которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений
принудительной силой государства.
Сказанное нисколько не
противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальных
норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами
сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечиваются, в первую
очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. И лишь тогда, когда
воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает
необходимость в применении соответствующих мер принуждения. Однако в
отличие от норм морали, корпоративных и иных социальных норм, мерами
принуждения, к выполнению которых служат различные средства
общественного воздействия, за нормами права, кроме того, всегда стоит
аппарат государства, способный, когда это необходимо, принуждать к их
соблюдению. Именно возможность государственного принуждения как гарантия
реализации, охраны от нарушений – специфический признак юридической
нормы.

Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

• исходят от государства или подтверждаются им;
• реализуются, контролируются, охраняются, обеспечиваются государством;
• носят общеобязательный, неперсонифицированный характер: не имеют конкретного адресата;
• распространяются на неопределённый круг лиц, предусмотренный в норме права или нормативно-правовом акте;
• обладают формальной определённостью, то есть письменно зафиксированы в источниках права.

• рассчитаны на неоднократное применение;
• распространяются на неопределённое количество сходных, типичных случаев;
• регулируют определённую разновидность наиболее важных общественных отношений;
• обладают системностью, то есть неразрывно связаны между собой; без учёта этих связей норма права не может правильно применяться;
• устанавливаются в определённом, предусмотренном законом порядке — это называется процедурность .

• обладают открытостью и общедоступностью, то есть каждый субъект может ознакомиться с правовыми нормами.

Все нормативно-правовые акты — законы и подзаконные акты — обязательны к опубликованию в официальных источниках СМИ.

Право есть универсальный социальный регулятор, функционирующий во всех типах цивилизованного общества. Право неотделимо от государства. И в то же время это составная часть многообразной, разветвленной системы социальных норм.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством и опирающийся на них порядок регулирования социальных отношений.

Понятие права раскрывается через его признаки: общие для всех социальных регуляторов и собственно юридические признаки.

Как разновидности социальных регуляторов (наряду с религией, моралью, обычаем и др.) праву присущи такие признаки как: социальный характер (т.е. нацеленность на регулирование поведения субъектов в интересах общества); нормативность (выраженность в конкретных правилах поведения); системность (внутренняя организованность); объективность (обусловленность исторической обстановкой – конкретно-историческими условиями существования общества, его потребностями).

Социальный характер права. Основной смысл права заключается в его регулировании, упорядочивании общественных отношений. Оно служит средством организации государственной и общественной жизни, в чем собственно и выражается его инструментальная ценность.

Нормативность права можно рассматривать с узких (собственно юридических) и широких (общесоциальных) позиций. Нормативность права в узком смысле – это проявление сбалансированной воли общества вовне, в качестве системы необходимых, общеобязательных, официально действующих юридических норм, закрепленных в предусмотренных в том или ином государстве формах.

Правовому регулированию подлежат наиболее типичные, устойчивые общественные отношения, характеризующиеся повторяемостью и всеобщностью. Из этих качеств нормативности вытекает неперсонифицированность права и распространение его действия на неопределенное количество случаев.

Нормативность в широком смысле – это реализация потребности общества в упорядочивании и организации общественных отношений и формировании ответственного правомерного поведения, выступающая как необходимость и закон общественного развития.

Системность права также имеет свои особенности. Нормы права всегда строго взаимосвязаны между собой, находятся в различных зависимостях, подчинении, соподчинении и взаимодействии. Так, административно-правовые и уголовно-правовые санкции (нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения) охраняют правовые нормы, регулирующие налоговые, трудовые, земельные и многие другие правоотношения.

К собственным признакам права, которые как раз и отличают его от других социальных регуляторов, относятся его непосредственная и тесная связь с государством (в том числе обеспеченность государственным принуждением), общеобязательность, государственно-волевой характер, формальная определенность.

Наиболее значимым признаком права, включенным в определение его понятия, выступает его тесная связь с государством, которая выражается по нескольким направлениям.

Во-первых, государство официально устанавливает правовые нормы, обеспечивает их исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения, наказания виновных и т. п.). Следовательно, право – это такой регулятор общественных отношений, который обеспечен государством. Кроме принуждения, государство обеспечивает исполнение предписаний посредством убеждения, воспитания и стимулирования.

Во-вторых, право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует отношения как в общесоциальных интересах, так и в интересах конкретных социальных групп (классов). К примеру, установление налоговых обязанностей выражает не только государственный интерес (собрать налоги, сформировать бюджет), но и общественный интерес, заключающийся в финансировании социальных программ, создании благоприятных экономических условий, поддержании обороноспособности страны, стабильности отечественной валюты и т. п.




В-третьих, право выступает в качестве особого социального регулятора, который оценивает участников общественных отношений с помощью критерия правомерного и неправомерного поведения.

В-четвертых, специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

Государственно-волевой характер. В цивилизованном государстве право гармонично выражает волю всего общества, в нем сочетаются интересы государства, классов, отдельных слоев населения, а государство в этом случае выполняет подчиненную роль, т. е. служит средством выражения согласованной воли, но эта согласованная воля одновременно исходит от специального аппарата государства и находит свое выражение в системе нормативно-правовых актов, принятых государством. Таким образом, воля, найдя свое выражение в нормативных источниках, начинает обладать чертами государственной воли и не зависит от воли отдельных индивидов, их объединений и является обязательной для всего общества.

Формальная определенность. Означает, что для правовых предписаний характерна четкая определенность их действия во времени, пространстве и по субъектам, которая находит закрепление в том или ином источнике права (законе, нормативном договоре, указе Президента и т. д.). Формальная определенность предполагает ясность, недвусмысленность, четкость и детализированность правовой нормы. Нарушение признака формальной определенности, которую иногда допускает законодатель, приводит к негативным последствиям в правоприменительной деятельности.

Право есть универсальный социальный регулятор, функционирующий во всех типах цивилизованного общества. Право неотделимо от государства. И в то же время это составная часть многообразной, разветвленной системы социальных норм.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством и опирающийся на них порядок регулирования социальных отношений.

Понятие права раскрывается через его признаки: общие для всех социальных регуляторов и собственно юридические признаки.

Как разновидности социальных регуляторов (наряду с религией, моралью, обычаем и др.) праву присущи такие признаки как: социальный характер (т.е. нацеленность на регулирование поведения субъектов в интересах общества); нормативность (выраженность в конкретных правилах поведения); системность (внутренняя организованность); объективность (обусловленность исторической обстановкой – конкретно-историческими условиями существования общества, его потребностями).

Социальный характер права. Основной смысл права заключается в его регулировании, упорядочивании общественных отношений. Оно служит средством организации государственной и общественной жизни, в чем собственно и выражается его инструментальная ценность.

Нормативность права можно рассматривать с узких (собственно юридических) и широких (общесоциальных) позиций. Нормативность права в узком смысле – это проявление сбалансированной воли общества вовне, в качестве системы необходимых, общеобязательных, официально действующих юридических норм, закрепленных в предусмотренных в том или ином государстве формах.

Правовому регулированию подлежат наиболее типичные, устойчивые общественные отношения, характеризующиеся повторяемостью и всеобщностью. Из этих качеств нормативности вытекает неперсонифицированность права и распространение его действия на неопределенное количество случаев.

Нормативность в широком смысле – это реализация потребности общества в упорядочивании и организации общественных отношений и формировании ответственного правомерного поведения, выступающая как необходимость и закон общественного развития.

Системность права также имеет свои особенности. Нормы права всегда строго взаимосвязаны между собой, находятся в различных зависимостях, подчинении, соподчинении и взаимодействии. Так, административно-правовые и уголовно-правовые санкции (нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения) охраняют правовые нормы, регулирующие налоговые, трудовые, земельные и многие другие правоотношения.

К собственным признакам права, которые как раз и отличают его от других социальных регуляторов, относятся его непосредственная и тесная связь с государством (в том числе обеспеченность государственным принуждением), общеобязательность, государственно-волевой характер, формальная определенность.

Наиболее значимым признаком права, включенным в определение его понятия, выступает его тесная связь с государством, которая выражается по нескольким направлениям.

Во-первых, государство официально устанавливает правовые нормы, обеспечивает их исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения, наказания виновных и т. п.). Следовательно, право – это такой регулятор общественных отношений, который обеспечен государством. Кроме принуждения, государство обеспечивает исполнение предписаний посредством убеждения, воспитания и стимулирования.

Во-вторых, право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует отношения как в общесоциальных интересах, так и в интересах конкретных социальных групп (классов). К примеру, установление налоговых обязанностей выражает не только государственный интерес (собрать налоги, сформировать бюджет), но и общественный интерес, заключающийся в финансировании социальных программ, создании благоприятных экономических условий, поддержании обороноспособности страны, стабильности отечественной валюты и т. п.

В-третьих, право выступает в качестве особого социального регулятора, который оценивает участников общественных отношений с помощью критерия правомерного и неправомерного поведения.

В-четвертых, специфика регулятивной роли права связана с представительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

Государственно-волевой характер. В цивилизованном государстве право гармонично выражает волю всего общества, в нем сочетаются интересы государства, классов, отдельных слоев населения, а государство в этом случае выполняет подчиненную роль, т. е. служит средством выражения согласованной воли, но эта согласованная воля одновременно исходит от специального аппарата государства и находит свое выражение в системе нормативно-правовых актов, принятых государством. Таким образом, воля, найдя свое выражение в нормативных источниках, начинает обладать чертами государственной воли и не зависит от воли отдельных индивидов, их объединений и является обязательной для всего общества.

Формальная определенность. Означает, что для правовых предписаний характерна четкая определенность их действия во времени, пространстве и по субъектам, которая находит закрепление в том или ином источнике права (законе, нормативном договоре, указе Президента и т. д.). Формальная определенность предполагает ясность, недвусмысленность, четкость и детализированность правовой нормы. Нарушение признака формальной определенности, которую иногда допускает законодатель, приводит к негативным последствиям в правоприменительной деятельности.

Читайте также: