Что отличает духовную сферу от других сфер общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) – сфера, которая включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью.

Потребности людей в духовных ценностях безграничны.

2.Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий

3. Достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются при посредстве многочисленных специализированных учреждений.

Виды культуры личности:

1. Внешняя культура - проявляется в с возданных человеческими руками неодушевлённых предметов

2.Внутрення культура – превращается в достояние и богатство человека.

Мораль

Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Или, мораль – это совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.

Особенность морали – мораль регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости.

Добро – всё хорошее, полезное, что помогает жить, защищает жизнь

Моральные качества: милосердие, честность, трудолюбие, справедливость и т.д.

Нравственность – это совокупность людских правил поведения.

Безнравственный – так говорят о человек, который совершает дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.

Отличие морали от нравственности:

- мораль – это мысли, идеи о том, как нужно правильно, по-доброму поступать,

- нравственность – это уже практические поступки людей.

Моральный идеал:

- гражданственность (гражданственность – моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству) и патриотизм (патриотизм – моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать от врагов).


§6.Долг и совесть

Моральный долг: искра Божья (верующие), врождённый закон (учёные).

Долг связывает человека с другими людьми:

- во-первых, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определённые объективные (независимые от нашего личного желания)обязанности;

- во-вторых, на человека ложится ответственность – объективная необходимость эти обязанности выполнять.

1.Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять Часто общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер.

2. Моральный долг – это когда человек превращает требования морали в личную задачу. Он сам знает о моральных требованиях, сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни без подсказок и принуждения.

Совесть - внутренний моральный самоконтроль, придирчиво проверяющий, как мы выполняем свой моральный долг.

Моральный выбор – это ответственность

Моральный выбор – это когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором.. Или, моральный выбор – это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Моральная ответственность – ответственность перед собственной совестью.

Свобода – возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную ответственность за последствия своих поступков.

Суть морали – высокая требовательность к себе.

Образование

Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества.

1) дошкольное образование (до 6 лет)

2) начальное образование (1-4 кл.)

3) общее основное образование (9 кл.)

4) среднее (полное) общее образование (11 кл.)

1) начальное профобразование (училища, лицеи)

2) среднее профобразование (техникумы, колледжи)

3) высшее профобразование (институты, университеты, академии)

4) послевузовское профобразование (аспирантура, академии и т.д.).

Требования времени – непрерывность образования (непрерывное образование – процесс образования, охватывающий всю жизнь человека от детства до старости), самообразование (чтение, изучение литературы).

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

духовная сфера в отличие от других сфер не задана биологически, она появляется и развивается только на фоне социализации человека. Но без духовной деятельности, жизнь человека почти не будет отличаться от жизни животного.

Духовная сфера общества отличается от всех своей"возвышенностью" т.е зд-есь рождается и реализуется все то, что отличает человека от других существ. Духовная жизнь охватывает все проявления человеческого духа во всех сферах общественной жизни.

Ответ:

Экзистенциализм- философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека.

Объяснение:

Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.

В философии существования нашёл отражение кризис оптимизма Просвещения, опиравшегося на технический прогресс, но, согласно экзистенциалистам, бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

В данный момент свобода труда)

Наиболее общие признаки реализации правовых ограничений заключаются в том, что они: 1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение, определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны вправо отношении и общественных интересов в охране и защите; 2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а, значит, и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъектов до определенного состояния; 3) выражают собой отрицательную правовую мотивацию; 4) направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию; 5) предполагают снижение негативной активности.

Одним из видов деятельности человека является общение. 1. Как Вы думаете, почему люди испытывают потребность в общении? 2. Соста

По статистике в современной России около 25% потребительских кредитов не возвращаются в срок. Как вы думаете, почему банки в так

Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) – сфера, которая включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью.

Потребности людей в духовных ценностях безграничны.

2.Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий

3. Достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются при посредстве многочисленных специализированных учреждений.

Виды культуры личности:

1. Внешняя культура - проявляется в с возданных человеческими руками неодушевлённых предметов

2.Внутрення культура – превращается в достояние и богатство человека.

Мораль

Мораль – особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Или, мораль – это совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.

Особенность морали – мораль регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости.

Добро – всё хорошее, полезное, что помогает жить, защищает жизнь

Моральные качества: милосердие, честность, трудолюбие, справедливость и т.д.

Нравственность – это совокупность людских правил поведения.

Безнравственный – так говорят о человек, который совершает дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.

Отличие морали от нравственности:

- мораль – это мысли, идеи о том, как нужно правильно, по-доброму поступать,

- нравственность – это уже практические поступки людей.

Моральный идеал:

- гражданственность (гражданственность – моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству) и патриотизм (патриотизм – моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать от врагов).


§6.Долг и совесть

Моральный долг: искра Божья (верующие), врождённый закон (учёные).

Долг связывает человека с другими людьми:

- во-первых, вступая в отношения с окружающими, мы приобретаем тем самым определённые объективные (независимые от нашего личного желания)обязанности;

- во-вторых, на человека ложится ответственность – объективная необходимость эти обязанности выполнять.

1.Общественный долг – это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять Часто общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер.

2. Моральный долг – это когда человек превращает требования морали в личную задачу. Он сам знает о моральных требованиях, сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни без подсказок и принуждения.

Совесть - внутренний моральный самоконтроль, придирчиво проверяющий, как мы выполняем свой моральный долг.

Моральный выбор – это ответственность

Моральный выбор – это когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором.. Или, моральный выбор – это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Моральная ответственность – ответственность перед собственной совестью.

Свобода – возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную ответственность за последствия своих поступков.

Суть морали – высокая требовательность к себе.

Образование

Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям человеческого общества.

1) дошкольное образование (до 6 лет)

2) начальное образование (1-4 кл.)

3) общее основное образование (9 кл.)

4) среднее (полное) общее образование (11 кл.)

1) начальное профобразование (училища, лицеи)

2) среднее профобразование (техникумы, колледжи)

3) высшее профобразование (институты, университеты, академии)

4) послевузовское профобразование (аспирантура, академии и т.д.).

Требования времени – непрерывность образования (непрерывное образование – процесс образования, охватывающий всю жизнь человека от детства до старости), самообразование (чтение, изучение литературы).

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Пианист

С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.

Что такое духовная сфера общества?

Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.

Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.

Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

  • Создание духовных ценностей. Это любая творческая деятельность, а также исследования, эксперименты и иные изыскания, направленные на получение новых знаний и совершенствование имеющихся технологий.
  • Сохранение и распространение духовных ценностей. Это все действия, которые человек может осуществлять с уже существующими духовными ценностями: их сохранение, воспроизведение, распространение и распределение, усвоение и потребление.

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).

Структура духовной сферы

В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:

  • Мораль. Это действующая в определённом обществе совокупность представлений о том, что хорошо, а что плохо, а также набор правил поведения, основанных на этих представлениях. Мораль возникла на ранних этапах существования человеческого общества и регулировала общественную жизнь задолго до появления права.
  • Наука. Это совокупность объективных знаний о мире, а также деятельность, направленная на получение, систематизацию и хранение этих знаний.
  • Религия. Как и мораль, религия существует с момента появления первого человеческого общества и решает примерно те же задачи. Вера в сверхъестественную природу различных явлений была необходима для формирования целостного представления об окружающем мире до появления науки.
  • Образование. Это процесс получения знаний и навыков. Благодаря образованию индивид получает как базовые знания, необходимые для полноценной жизни в обществе, так и более продвинутые, позволяющие ему реализовать свой потенциал в выбранных областях деятельности. Также в процессе образования формируется мировоззрение человека, корректируются моральные и нравственные ценности.
  • Искусство. Это сложное и немного размытое понятие, но в общем случае к искусству относят продукты человеческой деятельности, способные доставлять эстетическое удовольствие, выражать идеи, пробуждать эмоции.
  • Культура. Это совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных обществом и отражающих исторический путь этого общества.

Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.

Значение и функции духовной сферы

Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

При этом духовная сфера выполняет такие функции как:

  • Регулирование поведения. Чтобы общество было благополучным, все люди должны соблюдать определённые правила, продиктованные не только законом, но и моралью, нравственностью и здравым смыслом.
  • Формирование мировоззрения. Для человека важно, чтобы его представление о мире было целостным, завершённым и гармоничным.
  • Развитиесамосознания. Чтобы найти своё место в мире и обществе, человек должен сформировать представление о себе, а также научиться понимать, как окружающие воспринимают его и реагируют на его поступки.
  • Воспитание и образование. Обучение новых поколений – залог успешного развития общества и человеческой цивилизации в целом, и эту функцию также выполняет духовная сфера.
  • Создание и распространение научных знаний. Развитие человеческой цивилизации полностью опирается на достижения науки. При этом большинство открытий было сделано людьми, ведомыми жаждой знаний, а не наживы.

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Заключение

Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.

Читайте также: