Что оказало особое влияние на формирование петра 1 как реформатора кратко

Обновлено: 08.07.2024

Петра І можно с уверенностью назвать одним из величайших российских императоров, ведь именно он начал необходимую для страны реорганизацию всех сфер общества, армии и экономики, что сыграло немало важную роль в развитии империи.

Данная тема достаточно обширная, но мы поговорим о реформах Петра І кратко.

Императором было проведено ряд важных на то время реформ, о которых следует поговорить более подробно. И так какие же реформы Петра І изменили империю:

• Реформы в промышленности и торговле

А теперь необходимо поговорить о каждой из реформ Петра І более отдельно.

Областная реформа

В 1708 году уряд Петра І разделил всю империю на восемь больших губерний, которыми стали руководить губернаторы. Губернии в свою очередь делились на пятьдесят провинций.

Данная реформа была проведена для того, чтобы укрепить вертикали имперской власти, а также для того, чтобы улучшить обеспечение российской армии.

Судебная реформа

Верховный суд представлял собой Сенат, а также Юстиц-коллегия. В провинциях еще существовали апелляционные суды. Однако главная реформа в том, что теперь суд был полностью отделен от администрации.

Военная реформа

Данной реформе император уделил особое внимание, так как понимал, что армия новейшего образца – это то, без чего Российская империя не сможет стать сильнейшей в Европе.

Первое чтобы было сделано, это реорганизовано полковое устройство российской армии по европейскому образцу. В 1699 году был произведен массовый рекрутский набор, после чего последовали учения новой армии по всем стандартам сильнейших армий европейских государств.

Перт І начал решительное обучение российских офицеров. Если в начале восемнадцатого века на офицерских чинах империи стояли иностранные специалисты, то уже после реформ их место стали занимать отечественные офицеры.

Не менее важным было открытие первой Морской академии в 1715 году, что в дальнейшем дало России могущественный флот, а ведь до этого момента его не было. Спустя один год императором был издан Воинский устав, который регламентировал обязанности и права солдат.

В итоге, кроме нового мощного флота, состоявшего из линейных кораблей, Россия получила и новую регулярную армию, не уступающую армиям европейских государств.

Церковная реформа

Довольно серьезные изменения произошли и в церковной жизни Российской империи. Если раньше церковь была автономной единицей, то после реформ подчинялась императору.

Секуляризация церковных земель началась, но только частичная, а завершила этот процесс только императрица Екатерина ІІ.

Финансовая реформа

Войны, начатые императором Петром І, требовали огромных средств, которых на тот момент в России не было, и чтобы их найти, император начал реформировать финансовую систему государства.

Сначала был возложен налог на кабаки, где продавали огромное количество самогона. Кроме этого начались чеканиться более легкие монеты, что означало порчу монеты.

В 1704 году основной валютой стала копейка, а не деньга как это было прежде.

Если раньше налогом облаживались дворы, то после реформ налогами облаживалась уже каждая душа – то есть, каждый житель Российской империи мужского пола. Такие слои как духовенство, дворянство и, конечно же, казаки освобождались от уплаты подушной подати.

Финансовую реформу можно вполне назвать успешной, так как она значительно увеличила размер императорской казны. С 1710 года по 1725 год размер доходов вырос в целых три раза, что значит об довольно больших успехах.

Реформы в промышленности и торговле

Потребности новой армии существенно возросли, из-за чего император был вынужден начать активное строительство мануфактур. Из-за границы император привлекал к реформированию промышленности квалифицированных специалистов.

В 1705 году в России начал действовать первый сереброплавильный завод. В 1723 году начал работать железоделательный завод на Урале. Кстати именно на его месте сейчас стоит город Екатеринбург.

После постройки Петербурга, тот стал и торговой столицей империи.

Реформа образования

Император понимал, что Россия должна была стать образованным государством, и уделил этому особое внимание.

С 1701 по 1821 годы было открыто большое количество школ: математическая, инженерная, артиллерийская, медицинская, навигационная. В Петербурге была открыта первая морская академия. Первая гимназия была открыта уже в 1705 году.

В каждой губернии император построил по две полностью бесплатные школы, где дети могли получить начальное, обязательное образование.

Вот такими были реформы Петра І и вот так они повлияли на развитие Российской империи. Многие реформы сейчас считаются не совсем удачным, но нельзя отрицать того факт, что после их проведения, Россия сделала большой шаг вперед.

Лишившись в 1676 отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Когда в 1682 Федор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении.

В Измайлове Петр обнаружил старый английский ботБот (голландское boot — лодка, судно) — общее название небольших моторных, парусных или гребных судов, предназначенных для различных перевозок, рыболовного, охотничьего промысла и др. (лоцманский бот, спасательный бот, бот десантный и т. п.). , который по его приказу отремонтировали и опробовали на реке Яузе. Вскоре он попал в Немецкую слободу, где впервые познакомился с европейским бытом, испытал первые сердечные увлечения и завел друзей среди европейских купцов. Постепенно вокруг Петра сложилась компания приятелей, с которой он проводил все свободное время. В августе 1689, когда до него дошел слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и часть двора. Софья, почувствовав, что сила на стороне брата, предприняла попытку примирения, но было поздно: она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

Что оказало особенное воздействие на формирование Петра I как реформатора?

  • Олеся Розен-Морендорф
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-02 17:29:46
  • 3
  • 1

Происшествия формирования личности Петра I, его миропонимания и нрава наложили необыкновенный отпечаток на реформы. Пережитые в детстве потрясения: страх мамы за жизнь сына, кровавое неистовство стрельцов, убивающих на глазах принца его сторонников, лицемерие сестры-регентши Софьи и косность бояр всё это толкало его на полный разрыв с прошедшим, которое даже не отторгалось беспощадно уничтожалось. Такая модель петровских преобразований очень отличалась от того, что было предложено, но до конца не осуществлено его старшим братом Фёдором Алексеевичем.

Личность царя Петра Великого начала формироваться с самого его детства. Он был младшим сыном царя Алексея от брака с Натальей Нарышкиной и родился 30 мая 1672 года. С самых ранних лет отличился крепким здоровьем и активным интересом к военным наукам. Это отложило свой отпечаток на то, как формировалась личность царя Петра.

Когда мальчику исполнилось всего 4 года, умер его отец царь Алексей. Русский престол занял Федор Алексеевич, крестный отец Петра. Царь Федор сделал все для того, чтобы ребенок получил отличное образование. Начиная с пяти лет, Петра начали учить грамоте. Доподлинно известно, что первым его учителем был Никита Зотов. По распоряжению царя Федора Алексеевича с 10 лет Петра должны были начать обучать сложным наукам, но ровно за месяц до исполнения 10 лет, царь Федор умер. Власть с того момента фактически была сосредоточена в руках Софьи, которая отдалила брата и его мать от двора. Наталья Нарышкина с сыном выехала в село Преображенское. Именно там Петр стал активно интересоваться военными науками, которые отложили сильный отпечаток на то, как формировалась личность царя Петра.

Юность Петра 1 и ее влияние на формирование личности

Личность Петра Великого уникальна для России того времени. Он видел отсталость России от Европейских стран, видел, в чем заключались основные беды русского государства и посвятил всю свою жизнь для того, чтобы Россия совершила качественный скачек в развитии. Отличительной чертой характера этого правителя является его тяга к знаниям. Русский царь не останавливался на достигнутом и постоянно расширял свой кругозор и область знаний. Заслуги Петра в развитии образования в России переоценить невозможно.

С приходом к власти Петра I страна встала на путь великих преобразований. Каковы же были предпосылки этих реформ? Что повлияло на Петра?

В отечественной истории принято выделять три основных события, повлиявших на становление Петра-реформатора:

1. Поездка в Архангельск в 1693-1694 годах.

2. Азовские походы 1695-1696 годов.

3. Великое посольство в 1696-1697 годах.

Поездка в Архангельск открыла перед Петром бескрайние морские просторы. Увидев впервые в жизни море, большие корабли, император на всю жизнь загорелся мечтой о море для России. Многие современники Петра отмечали то, что для императора должность великобританского адмирала была намного ценнее звания Российского государя. Через всю жизнь Петр пронес бесконечную любовь к морской стихии, флоту, морским сражениям. Все его нововведения имели так или иначе своей целью развитие флота и армии: "Видны цели реформы, но не всегда уловим ее план; чтобы уловить его, надобно изучать реформу в связи с ее обстановкой, т. е. с войной и ее разнообразными последствиями. Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны". Любовь к порядку на корабле нашла отражение даже в отношении Петра к государству, которое подобно кораблю, где каждый должен выполнять строго определенные ему задачи и вся команда должна подчиняться порядку и приказам капитана и где лишь капитан знает, что нужно его команде.

Вторым событием, повлиявшим на Петра, как указывалось выше, были Азовские походы. Это было время войны с Турцией за выход к Азовскому морю. На первых этапах войны войска Петра терпели крупные поражения. Все эти неудачи обнажили перед императором всю отсталость страны как в военном, так и в экономическом, промышленном и даже в социальном планах. Всё это говорило об острейшей необходимости реформ во всех сферах жизни страны. Так было положено начало строительства флота в Воронеже и первые изменения в армии, что не могло не принести положительных результатов: на втором этапе войны русские войска одержали победу над турками, впоследствии на берегах Азовского моря был построен новый город Таганрог. Опыт, полученный в ходе Азовских походов, поистине неоценим. Это была своеобразная военная школа, в которой Петр осознал, что штурм крепостей, управление армией, осады и прочие военные операции тоже является искусством, которым можно овладеть, только придерживаясь строгой дисциплины и работая с должным усердием.

Третьим событием, сложившим в Петре реформатора, была его поездка в составе Великого посольства за границу. Особенностью данной поездки было то, что император ехал туда под вымышленным именем бомбардира Петра Михайлова. Петр не хотел шумихи, он преследовал другую цель - перенять у стран запада все самое лучшее для своей страны. То есть поездка носила можно так сказать образовательный характер: "Он ехал за границу не как любознательный и досужий путешественник, чтобы полюбоваться диковинами чужой культуры, а как рабочий, желавший спешно ознакомиться с недостававшими ему надобными мастерствами: он искал на Западе техники, а не цивилизации". Петр хотел не только своими глазами увидеть все устройство западноевропейских стран, но и самому научиться, попробовать, освоить новые профессии, ремесла и так далее. Петр обучался не только кораблестроению, но и впервые увидел европейскую цивилизацию во всем её могуществе, почувствовал ее дух и силу. Именно после поездки за границу у Петра возникла цель превратить нашу страну из отсталой в самую сильную морскую и военную державу, опираясь на опыт Европы. Тогда же император задумался о идее служения России как о главном деле его жизни.

Все действия Петра опирались на жесткую дисциплину и подчинение. Англичанин Пери, находящийся на русском судне писал: "о Петре можно сказать, что он знает, что требуется от барабанщика, ровно как и от генерала. Кроме того, он инженер, пушкарь, кораблестроитель, токарь, боцман, оружейный мастер, кузнец и прочее, при всем этом он сам работает собственноручно и сам наблюдает, чтобы в самых мелких вещах, как и в более важных распоряжениях, все было исполнено согласно его мысли".

Вот как сам Петр говорит об обязанностях монарха в речи перед дворянами: "первые и главные обязанности монарха, призванного богом к управлению государством, состоит в защите государства от внешних врагов и в сохранении внутреннего мира между подданными посредством скорого и праведного воздания каждому по справедливости. Для монарха- вести войска свои в бой и находить зло в лице людей, наиболее высоко стоящих по рождению и богатству точно так же, как и в лице последнего мужика".

В своих руках Петр сосредоточил всю полноту власти как законодательную, так и исполнительную, судебную, распорядительную. Иными словами, для того чтобы добиться абсолютного подчинения, император держал всю страну в кулаке, тем самым прочно установив абсолютизм в стране.

Не могли не повлиять также на императора идеи западноевропейских просветителей, таких как Бэкон, Локк, Лейбниц, Гоббсе. В их работах много отводилось идее того, что государство совершенствует сам человек, исходя из его целей и потребностей. Так у Петра сложилось четкое представление того, что государство служит средством воспитания людей посредством законов. Только перенимая и реализуя законы, можно добиться процветания страны. То есть Петр считал, что также как и в военном деле, где все подчинено порядку, строгому выполнению правил и приказов, дисциплине, также и развитие страны зависит от четкой и правильной формулировки закона и его исполнение.

Петр всегда воспринимал реформы как тяжелый труд, как постоянную учебу, школу. Концепция жизни-учебы на протяжении всей жизни была присуща императору.

Читайте также: