Что объединяет и что различает мазурку и полонез кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мазурки Шопена выросли из трех родственных между собой польских народных танцев:

куявяк, народный танец Куявии – более плавный, текучий, напоминает вальс, но с более изменчивой, акцентированной ритмикой;

оберек – более оживленная часть куявяка, имеет акцент на 3й доле каждого четного танца.

В мазурках особенно наглядно проявилась прочная опора композитора на национальные народные истоки. Больше, чем где бы то ни было, он приближается здесь к собственно фольклорным образцам – притом, что прямое цитирование народных тем для него вовсе не характерно.

Воздействие народной музыкальной культуры проявилось в мазурках Шопена на самых разных уровнях:

в ладовой организации. Их музыка часто отличается ладовой переменностью, использованием старинных диатонических ладов (в частности, лидийского, фригийского);

в некоторых деталях фактуры, например, в имитации приемов деревенского музицирования. Так, всевозможные органные пункты воспроизводят звучание волынки или контрабаса, а мелизмы на триольных оборотах подражают игре на польском народном инструменте – фуярке. Очень часто в фактуре мазурок ощущается связь с танцевальными движениями – с кружением пар, притоптыванием и т.п.

Шопен как бы возвышает жанр народного происхождения над бытом, поэтизирует его.

В мазурках Шопена можно выделить 3 групы:

лирических и лирико-драматических мазурок, где танцевальная основа сохраняется лишь как повод для чисто лирического высказывания. Такие по-вокальному льющиеся мазурки могут быть лишены пунктирного ритма и вообще ритмической остроты – важнейшего признака всего жанра. Большинство подобных мазурок относится к позднему творчеству Шопена. Примеры: мазурка ля минор.

Формы шопеновских мазурок тяготеют к трехчастности (в самых разных вариантах) и рондо. Обычно в них чередуется несколько разнохарактерных тем.

Как и мазурка, полонез является национальным польским жанром. К нему обращались очень многие композиторы, причем не только польские (Моцарт, Бах, Глинка), из соотечественников Шопена – Венявский, Огинский. В отличие от мазурки, происхождение полонеза связано не с народной, а с аристократической средой, это старинное церемониальное шествие польской знати, очень торжественного, парадного характера. С мазуркой же полонез роднит чувство патриотизма. Через полонез композитор прославлял свою родину, вспоминая об ее былом величии и мечтая о будущей, свободной Польше. Первые полонезы Шопен написал еще в детстве, они опубликованы посмертно.

Шопеновские полонезы можно условно разделить на 2 группы, в связи с их содержанием:

более традиционные. Это именно танцы-шествия (№ 3 и № 6).

полонезы трагедийные или героико-драматические. Их содержание впрямую связано с общественно-политическими событиями в Польше.

При разнообразии содержания все зрелые полонезы Шопена обладают рядом общих черт:

Маршевость в ритме, несмотря на трехдольность.

Стремление к монументальности. Шопеновские полонезы среди других его жанров занимают промежуточное положение между миниатюрами и крупными формами.

Виртуозный концертный стиль – сложная фактура, яркие гармонические краски, огромный регистровый диапазон (использование всей фортепианной клавиатуры).

Яркие контрасты. Полонез – жанр, предполагающий многотемность. Его композиция, как правило, опирается на сложную 3-х частную форму.

Эпико-величавый тон, патриотическое настроение. Для Шопена полонез – это жанр, неотделимый от национальной истории. Подобно мазурке, его можно считать символом Польши, но претворенном не в бытовом или лирическом, а в эпическом плане.

Таким образом, Ф. Шопен превратил мазурку и полонез из простого танцевального жанра в высокохудожественное концертное произведение.

История полонеза

В середине 16 века в Польше были распространены танцы. Но жители этой страны называли свои пляски венгерскими в честь Стефана Батория. Быстрые и грациозные движения покоряли всех — и крестьян, и монарших особ.

Шляхта (привилегированное сословие в Польше) видела, как выступали танцоры. Торжественность их движений привлекла монархов, полонез проник в королевские дворцы. Но придворные добавили в него па из французских танцев, немного изменив изначальный стиль. Из Польши он распространился в другие страны благодаря Станиславу Лещинскому. Он первым продемонстрировал полонез при дворе в Стокгольме. Польский танец стал популярным в Германии, Франции, Швеции, Российской Империи.

Характеристика танца

В небольшом докладе на тему хореографии можно кратко охарактеризовать основные движения полонеза. Этот танец отличается сдержанностью, торжественностью. Пары собирались в богато украшенном бальном зале, медленно двигались. Весь ритм задавали партнеры, стоящие впереди.

Особенности полонеза:

  • степенность движений;
  • возможность импровизации;
  • приверженность ритуалам;
  • простая, но сдержанная хореография.

Особенности полонеза

Хотя возникновением танец обязан народным пляскам, придворные почитали его не меньше вальса. Партнеры должны строго придерживаться установленных правил. Сначала играет ритурнель — музыкальное вступление, только после него первый кавалер может пригласить свою даму.

Ведущей паре разрешено импровизировать, но остальные танцоры должны подражать ей. Хореография кажется довольно простой. Но на самом деле партнерам нужно держать осанку во время всего танца, двигаться грациозно и спокойно, не делать резких жестов. Во время полонеза танцоры могут продемонстрировать свое величие и роскошь нарядов. Женщины обычно надевают бальные платья, а мужчины — фраки или смокинги.

Появление в России

Национальный польский танец был популярным и при российском императорском дворце. Впервые его стали исполнять во время правления Петра Первого. Он очень любил полонез за возможность продемонстрировать придворным все богатство залов. Партнеры во время исполнения обходили лестницы и столы сразу в нескольких комнатах.

Но полонез не открывал балы: Екатерина Великая отдала предпочтение менуэту. А польский танец стал вторым по исполнению. Порядок поменял Павел Петрович. Ему настолько понравился полонез, что им в годы его правления начинали все приемные вечера. А в первых парах обязательно стояли члены рыцарского ордена.

Церемониальный полонез

В России было 2 варианта полонеза — обычный и церемониальный. Первый использовался на любом балу, его танцевали все придворные. А второй вид предназначался только для свадебных торжеств. Его исполняли жених и невеста, а после них и приглашенные.

Полонез был популярным в России до самого ХХ века. С каждым правителем танец менялся, в него добавляли новые па, перемены были и в костюмах партнеров. Но одно оставалось прежним — хореография всегда была степенной и торжественной. Именно эти черты полонеза и сделали его таким популярным при императорских дворах. Танец словно подчеркивал величие и стиль членов императорской семьи.

Известные композиции

До начала 18 века танцоры выполняли свои движения под собственное пение, никакой музыки не было. Но на королевских торжествах хореографию сопровождала игра на разных инструментах. Многие композиторы прославились благодаря тому, что написали мелодии для полонеза. Самые известные варианты:

Польский композитор Михаил Огинский

Происхождение мазурки

Легкий и изящный танец мазурка также происходит из Польши. Он зародился в провинции Мазовия, где жил особый народ — мазуры. Крестьяне очень любили свою землю и прославляли ее в песнях. А в праздники они проводили время в танцах. Легкие движения развлекали их и в будние дни, когда по вечерам после тяжелой работы хотелось отдохнуть и повеселиться.

Происхождение мазурки

В 18 столетии мазурка распространилась по всей Польше. А затем про нее узнали и в других странах Европы. И уже в следующем веке танец стал обязательным при королевских дворах и на балах в домах знатных семей. Аристократам, чей вкус был довольно сдержанным, понравились грациозные и простые движения.

Своей популярностью мазурка обязана Фредерику Шопену. Композитор настолько любил свою родину, что в мелодиях отобразил героизм, напористость и искренность соотечественников. Великий музыкант создал около 60 мазурок, которые можно разделить на 3 вида:

  • сельские;
  • городские;
  • лирические или вальсовые.

В первых отражается простая крестьянская жизнь. Вторые подходят для молодежных танцев, а лирические предназначены для торжественных приемов и балов. Разные виды мазурки писали и другие композиторы — Глинка, Чайковский, Дебюсси, Огинский, Шимановский.

Описание движений

Мазуры создали довольно быстрый танец. Исполнять его нужно задорно и горделиво, но при этом требуется сохранять элегантность и изящество. Трехдольный музыкальный размер, четкий ритм и подвижный темп словно заставляют быстрее двигаться.

Танец Мазурка

Дамы переходили на плавный, скользящий бег. А кавалеры преклоняли перед ними одно колено и предлагали руку, чтобы партнерша могла грациозно оббежать вокруг мужчины. Во время любого движения танцоры сохраняют гордую осанку, отклоняя корпус назад. При этом они держат голову приподнятой. Руками нужно двигать смело, но изящно.

Мазурка чаще всего завершала первую часть бала, после нее подавали ужин. А также ее танцевали последней, перед отъездом гостей. Хореография довольно интересная, ведь пары могли составлять любые фигуры — линии, кресты, цепочки, круги. Танцоры расходились, менялись партнерами, даже разговаривали во время движений. Такая свобода была далеко не у каждой пляски при дворах.

Основные виды

Мазурка — это парный танец, в котором кавалер играет роль ведущего. Он обращается со своей дамой вежливо, во время движений немного выставляет ее впереди себя. Лидер в паре — мужчина, он и задает темп, первым выполняет па и меняет фигуры. Свою партнершу он гордо демонстрирует залу, возвеличивает ее красоту и изящность.

В основу танца легло 3 вида хореографии:

 Куявяк больше похож на вальс

Акцент в мазурке делается на вторую или третью долю такта, а двухчастная форма сохраняет признаки народных плясок. Пунктирность, мелодическая прихотливая структура — это особенности польского танца.

У мазурки контрастный характер, часто веселые ноты переходят в драматургию и наоборот. Исполнять ее могут партнеры с горячим и гордым нравом. Более нежным и романтичным натурам такая хореография тоже понравится, она поможет им раскрыть внутреннюю силу. Важно показать все детали танца — характер польского народа и его способность веселиться, сохраняя достоинство.

Мазурка и полонез — совсем разные жанры, в известном смысле даже антиподы . Мазурка отличается порывистыми, часто притоптывающими движениями, они приближаются к вальсу, но отличны от него более оживленным темпом.

Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам

Мазу́рка — польский народный танец, музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.

Вальс — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы.

Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам

Мазу́рка — польский народный танец, музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.

Вальс — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы.

Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам

Мазу́рка — польский народный танец, музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.

Вальс — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы.

Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам Мазу́рка — польский народный танец, музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. Вальс — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема 8. Ф. Шопен. Мазурки и полонезы

МАЗУРКИ .

Мазурка — польский народный танец. Название этого танца произошло от наименования жителей Мазовии – мазуров, у которых впервые появился этот танец.

Отличительные черты мазурки:

· трехдольный метр (3\4 или 3\8);

· резкие и частые акценты на 2 или 3 доле такта.

Мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев в XVII веке, а в XIX веке танец получил распространение как бальный танец. С середины XVIII века мазурки стали сочинять профессиональные музыканты, прежде всего польские композиторы (например учитель Шопена – Юзеф Эльснер).

· МАзур - появился в области Мазовии, акценты на разных долях такта;

· КуЯвяк — появился в области Куявия, лирическая, медленная мазурка, акцент на любой доле четвертого такта

· ОбЕрек — появился в области Куявия, акцент на третьей доле каждого второго такта.

Мазурка в классической музыке связана с именем Ф. Шопена, который воспроизвел и творчески обобщил особенности танца. Он написал 58 фортепианных мазурок.

Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа:

Отличительные черты мазурок Шопена:

· прихотливость ритмического рисунка;

· субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии;

· сочетание нескольких контрастных эпизодов .

Основные группы мазурок Шопена:

Лирическая Мазурка ля минор (ор. 68, № 2) идет в необычно медленном темпе — Lento (медленно). В крайних частях трехчастной репризной формы грациозное изящество сочетается с грустной задумчивостью. Такое настроение оттеняет светлая средняя часть в ля мажоре. Эту пьесу Шопен сочинил еще до отъезда из Варшавы. Поздние его лирические мазурки — целые небольшие поэмы, проникнутые воспоминаниями о родине.


Исполнялся в начале балов, подчеркивая торжественность мероприятия. Сначала бальные полонезы танцевали только мужчины, придавая им воинственный рыцарский характер. Потом к танцорам стали присоединяться женщины. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам

В конце XVIII — начале XIX века много полонезов создали польские композиторы (Михал Клеофас Огиньский, один из полонезов которого до сих пор пользуется выдающейся популярностью, Войцех Живный (учитель Шопена), Юзеф Эльснер (учитель Шопена)). Полонезы Шопена (16 полонезов) стали непревзойденной вершиной в развитии этого жанра. Они вдохновлены мыслями об исторических судьбах Польши.

Таков и получивший большую известность Полонез ля мажор. По своему характеру он торжественный, героический, маршеобразный, преобладает аккордовая фактура. В среднем разделе пьесы появляется фанфарная тема, подобная призывному военному сигналу. В ряде переложений этого Полонеза для различных составов оркестра она поручается трубе.

Слушаем Полонез Огиньского

Д,З. Послушать произведения из урока полностью к угадайке, выучить определения.

Читайте также: