Что нужно сделать педагогу прежде чем приступить к выбору и разработке развивающего ресурса в доу

Обновлено: 05.07.2024

Пути построения развивающего образования в детском саду

В современной жизни особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Конвенция о правах ребенка предусматривает гарантию свободы и достоинства детей, создание условий, при которых они могут состояться как личности. Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности (ст. 8), взрослые обязаны руководить им с целью развития его способностей (ст. 5).

Под индивидуально-ориентированным мы понимаем обучение, основная цель которого заключается в развитии ребенка как особенного, единичного существа, представителя человеческого рода, носителя своеобразных индивидуальных черт, отличающих его от других. Неповторимость — основа целостности личности. Она проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную определенность, в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.

Развитие ребенка как целостной личности связано с развитием как общих (возрастных), так и особенных (индивидуальных) качеств и свойств. Общее воплощается в единичном. Возрастные возможности реализуются через индивидуальные особенности детей. Особенное определяет всю гамму отношений ребенка с окружающим миром. Самодеятельность и творчество выступают в качестве основного способа существования и развития индивидуального в детях.

Творческий потенциал ребенка реализуется в условиях гармонии внутреннего и внешнего мира, которая возможна при единстве мира взрослых и детей, общности их бытия. Основная задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников. Ему необходимо ориентироваться на уже сложившийся внутренний опыт ребенка. И только на основе этого опыта возможна гармонизация мира взрослых и детей, а значит, их нормальное развитие. Следует помнить, что существует культура не только взрослых, но и детей. Изучая и принимая ее, можно обеспечить детям нормальную жизнь и развитие.

Условия внешнего мира воздействуют на ребенка, преломляясь через его индивидуальный опыт и внутренний мир. Гармония этих миров обеспечивается прежде всего психологическим климатом доверия, также способствующего организации педагогического процесса, в ходе которого признаются и поощряются все познавательные усилия ребенка, его активность и любознательность. Трудно рекомендовать какие-либо универсальные средства, обеспечивающие климат доверия. Можно указать только ценности, ориентируясь на которые можно заложить основы для возникновения такого климата. Это обеспечение каждому ребенку свободы выбора и вера в его способность к развитию; принятие детей такими, какие они есть, и убежденность в личном достоинстве каждого ребенка.

Педагогическая практика строится на основе программ и пособий, отражающих достижения психологии и педагогики, изучающих возрастные возможности и особенности развития детей дошкольного возраста. Учеными выделены и описаны наиболее интенсивно и успешно развивающиеся способности и качества, имеющие абсолютное и непреходящее значение для всего последующего развития личности. Определены ведущие линии и условия развития ребенка. Поставлена задача разработки динамической теории психологического развития, основывающегося на характеристике конкретного ребенка, живущего в определенных социальных условиях.

Движущая сила развития детей — обучение. Оно рассматривается нами как целостная форма педагогической деятельности, направленная на развитие детей. Такая деятельность, включающая в себя совокупность разных ее видов, основное место среди которых занимает общение, обеспечивающее реальное взаимодействие его участников, относится к одному из самых сложных явлений культуры. А чтобы задача развития детей решалась в процессе обучения, оно должно представлять собой целостную систему, состоящую из трех основных компонентов:

— задач и адекватного им содержания (образования);

— соответствующих форм организации процесса обучения;

Задачи и содержание обучения обеспечивают единство всех звеньев процесса, его свойств и связей, выраженных в форме, выступающей в качестве способа организации учебного процесса, обеспечивая его устойчивость. Основной формой организации образовательной работы с детьми является игра. Обучение осуществляется в ходе организованного взаимодействия и общения детей со взрослыми, а также друг с другом, в процессе которого и развивается каждый ребенок.

Настоящее единство людей следует отличать от мнимого, достигающегося путем подчинения одних и обретения власти другими. Мнимое единство не может обеспечить развитие чувства тождественности самому себе, ибо приводит к полной зависимости ребенка от других, а не к единству с ними. Чувство комфорта, возникающее при этом, противоположно чувству идентичности. Неудовлетворенная потребность в идентичности может подменяться своим суррогатом — страстью к обретению статуса.

Разум и воображение позволяют строить осмысленную картину мира и развивать чувство собственной идентичности, ориентироваться в мире и находить смысл своего существования. В качестве основного показателя эффективности индивидуально-ориентированного обучения выступает уровень интеллектуального развития детей: наглядно-образного, интуитивного, а также предпосылок логического мышления.

Современная цивилизация рассматривает равенство как условие развития индивидуальности и провозглашает принцип: ни один человек не должен быть средством для достижения целей другого человека. Все мы одно целое, но каждый из нас уникальный, особенный. Одно из важнейших условий нормального развития ребенка — уважение в нем того, что отличает его от других.

Любовь позволяет преодолеть чувство изоляции и в то же время быть самим собой, сохранять собственную целостность. Любовь — чувство, реализуемое лишь в состоянии свободы. Отдавая, человек ощущает свою силу. Если отдаешь, неизбежно в ответ получишь то, что отдаешь. Кто из педагогов не чувствовал ответного отзыва ребенка на доброе отношение к нему? Предоставленные ему с любовью и уважением условия для самореализации в деятельности стимулируют обретение им веры в собственные силы и развитие его потенциальных возможностей. Любовь предполагает ответственность, участие и уважение достоинства ребенка. Осознавая его неповторимость, необходимо заботиться о том, чтобы он рос и развивался в соответствии со своим внутренним потенциалом. Надо любить детей за то, что они есть. И ребенок с благодарностью отзовется на любовь и веру в него.

Ребенку присуща потребность быть любимым. Образец такой любви — материнская любовь, ибо она безусловна. Мы понимаем, что любовь педагогов не может заменить ребенку материнской. Однако всякой женщине присуща потребность реализации себя в материнстве, способная вызвать истинно доброжелательное отношение к каждому ребенку.

Жизнь дошкольника в целом не выходит за пределы эмоциональных связей с миром близких ему людей. Его эмоциональное благополучие определяется прежде всего отношением к нему взрослых и сверстников. Постепенно дошкольник начинает понимать, что любовь и уважение можно заслужить поступками. И если у взрослого хватит мудрости поддержать те, в которых проявляются доброта и уважительное отношение к другим, ребенок со временем сам научится любить. Поддерживая это, не следует противопоставлять себялюбие и любовь к другим, так как эти чувства неразрывно связаны.

Дисгармония в эмоциональных контактах с окружающими порождает неуверенность ребенка в собственных силах, замкнутость и страх. Трудности социального характера могут развивать у детей нерешительность, безынициативность, механическую подражательность. Все это может вызывать негативное отношение к ребенку окружающих, что повышает уровень тревожности и отрицательно сказывается на развитии ребенка.

Внимание, уважение, искреннее выражение чувств, доверие во взаимоотношениях взрослого с детьми могут способствовать пробуждению и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка. Такое взаимодействие во многом определяется отношением педагога к самому себе. Если взрослому трудно принять себя, ему трудно принять и других. Только веря в свои силы, он верит в возможности детей. Педагог, способный сделать выбор, может создать условия для развития детей и отвечать за последствия. Дать что-либо другому можно тогда, когда есть что дать.

Свобода — неотъемлемое право каждого. Она позволяет установить искренние эмоциональные связи между взрослыми и детьми. В наших переживаниях всегда проявляется наша индивидуальность, и дети это чувствуют.

Конечно, свобода педагога не абсолютна. При определении задач и содержания обучения он ориентируется прежде всего на возрастные возможности детей. Однако выбирая программу, необходимо учитывать ее научную обоснованность, убедительность задач и содержание образования. В программе должно быть доказано, почему именно эти задачи и содержание могут обеспечить развитие детей данного возраста. При этом нужно помнить, что возможности детей дошкольного возраста в определенном смысле безграничны: при доброжелательном отношении ребенок готов выполнять любые задания, лишь бы быть рядом со взрослым. Поэтому очень важно понять, насколько выделенное программное содержание необходимо и достаточно для полноценного развития детей данного возраста. Программа должна быть основана на достижениях отечественной и мировой психологической и педагогической науки, а также данных современных исследований возрастных возможностей развития ребенка.

Реальный педагогический процесс, в том числе обучение, — авторский. Группы состоят из конкретных индивидуумов, воспитываемых педагогом, который также является конкретной личностью.

Широкие возможности для проявления индивидуальности создаются при организации обучения, позволяющей ребенку свободно взаимодействовать не только со взрослыми, но и со сверстниками, когда обучающее воздействие взрослого дополняется процессом взаимообучения.

Для сохранения и развития особенного в ребенке можно и нужно использовать развивающую среду. Роль взрослого заключается в подборе материала и создании условий для свободной и самостоятельной деятельности детей.

В связи с тем что дети еще не владеют учебными средствами, в том числе чтением и письмом, возможности для их самообучения ограничены. И даже при включении в обучающий процесс автодидактических материалов роль взрослого не уменьшается: он подбирает материалы, осуществляет организующую и направляющую функцию. Без этого процесс самообучения малоэффективен, о чем свидетельствует вся история дошкольной педагогики.

В качестве основных принципов развивающего индивидуально-ориентированного обучения могут рассматриваться следующие:

— природосообразности, предусматривающий в ходе обучения ориентировку на внутренний мир ребенка, создание условий для самовыражения и саморазвития каждого его участника;

— открытости дидактического процесса, содержание которого корректируется в зависимости от реальных условий протекания, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей. Открытое обучение не ограничивается строго заданными рамками, а может дополняться, изменяться по воле педагога или детей.

Администрация, педагоги ДОО и родители (законные представители) на этапе дошкольного детства в первую часто задаются вопросами воспитания ребенка. Это связанно со спецификой дошкольного возраста, потребности ребенка в развитии с учетом настоящего времени, многообразии подходов и теорий к воспитанию дошкольника, изменениями требований ФГОС ДО, активному включению в жизнь человека, социализации, социальных норм и правил поведения.

При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС необходимо опираться на нормативно – правовые документы.

При реализации ФГОС и при определенных требованиях общеобразовательной программы дошкольников, существенным пунктом является исключение из программы учебной деятельности, и соответственно перед педагогами стоит трудная задача, по поиску новых методов и форм работы с детьми.

Основными идеями обновления дошкольного образования стали комплексность и вариативность, поэтому на педагогов дошкольной образовательной организации возлагается ответственность в выборе, разработке и осуществлении образовательных ресурсов ДОО. Прежде чем приступить к выбору и разработке ресурса для воспитания дошкольников в ДОО, педагогу необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного воспитания, педагогическую и методическую литературу. Программа обучения и воспитания, которую берет за основу в своей работе ДОО, будет в дальнейшем определять систему и структуру работы по воспитанию дошкольника.

Особенности организации образовательной деятельности ДОО осуществляются согласно ФГОС ДО (Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования). ФГОС дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155

Перед стандартом ДО ставятся следующие цели:

- повышение социального статуса дошкольного образования;

- осуществление равных возможностей для всех детей в получении качественного дошкольного образования;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в осуществлении дошкольного образования

Стандарт решает следующие задачи :

- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

- Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

- Развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности детей, формирования предпосылок учебной деятельности;

- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных и воспитательных Программ;

- Обеспечение преемственности основных образовательных программ и программ дополнительного образования в дошкольном и начальном общем образовании.

Зачем нужен стандарт?

Это требование закона "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. ФГТ предъявляли требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы, ФГОС ДО предъявляет также требования к результатам освоения основной образовательной программы, и это принципиальное новшество. Одно из требований стандарта - уход от академической системы. Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки - поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного воспитания - положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагают создание в дошкольных образовательных организациях условий для развития индивидуальности дошкольников

Принципы разработки программ воспитания дошкольников в ДО:

Программа разрабатывается, принимается и реализуется им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно­-правовое регулирование в сфере образования, и с учетом особенностей психо­физического развития и возможностей детей.

В реализации Программы участвуют дети, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители, организации, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения. Требования Стандарта являются обязательными при реализации основной образовательной программы дошкольного образования для Организаций и индивидуальных предпринимателей, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом. Родители (законные представители) индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности, могут использовать положения Стандарта при самостоятельной реализации Программы. Дети принимаются в образовательные Организации для получения дошкольного образования и воспитания после двух месяцев от рождения.

Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования и воспитания.

Каждый дошкольный возраст отличается различными психологическими составляющими, и поэтому для каждого возраста возникают новые виды деятельности.

Наиважнейшим видом деятельности, для дошкольников, является игра. При правильном подходе, во время игры у ребенка формируются личные качества, а также происходит формирование физических, интеллектуальных качеств. Данные виды программ, должны, при правильной организации, в естественной среде, давать предпосылки для развития ребенка, его обучения.

Прежде чем начать, я прошу вас написать на листочках, что вы ждёте от этого мероприятия.

Итак, цель данного мероприятия: сделать обзор некоторых интернет-ресурсов, применяемых в образовательном процессе.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации деятельности.

Современному обществу недостаточно иметь специалистов, напичканных определенным набором знаний.

Необходимы специалисты, умеющие:

  • оперировать этими знаниями,
  • использовать их на практике,
  • трансформировать соответственно ситуации,
  • обновлять знания и практические навыки,
  • творчески их использовать,
  • добиваться новых результатов практической деятельности.

Одним из новшеств последнего времени в работе педагогических работников, в том числе и детских садов, стало активное использование электронных образовательный ресурсов в образовательном процессе. Технологии не стоят на месте, и было бы не совсем правильным отказываться от их использования в работе.

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной сети Интернет, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии:

  • для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне,
  • для обмена опыта с коллегами,
  • для взаимодействия с родителями.

При использовании современных образовательных технологий подходе меняется роль педагога - он становится квалифицированным ОРГАНИЗАТОРОМ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Нормативные документы регламентируют владение педагогом ИКТ:

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)…. Что же это такое? (ответы педагогов)

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

А ЭОР в ДОУ – это хорошо или плохо? Как вы считаете?

Предлагаю разделиться на 2 подгруппы (по счёту «первый-второй)

  • 1 подгруппа пишет – почему хорошо.
  • 2 – почему плохо.

(Озвучивание и обсуждение полученных результатов) Приложение 2, Приложение 3.

Профессиональный рост педагога и обмен опытом с помощью интернета можно осуществлять следующими способами:

Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми ресурсами, материалы которых можно и нужно использовать в своей педагогической деятельности.

Напомню, что на этом сайте множество образовательных вебинаров, КПК, периодических изданий, материалами которых участники проекта ШЦВ могут пользоваться совершенно бесплатно.

(Обмен впечатлениями о пройденных курсах КПК, просмотренных вебинарах, о материалах периодических изданий)

  • ФГОС. Аттестация педагогов, портфолио, педагогический опыт
  • Мультимедиа технологии (Word, Excel, PowerPoint и др.)
  • Дошкольное образование (более 15 курсов)

Есть и бесплатные КПК, и курсы профессиональной переподготовки.

Можно выбрать категории работ:

  • по технике (декупаж, квиллинг, оригами и многое другое),
  • по материалам (бумага, ткань, ракушки, крупа, пряжа и т.д.),
  • по событию (Новый год, 8 Марта, Пасха и т.д.),
  • по типу работы (поделки для мальчиков, для девочек, маски, украшения, игрушки и т.п.).

Кроме различных сайтов с полезными материалами есть программы-помощники, которые позволяют педагогу самому создавать какие-либо пособия. Некоторые я вам сейчас представлю.

Триггеры позволяют "запрограммировать" реакцию презентации на конкретные действия пользователей: щелчки по определенным кнопкам, месту на экране и проч. Такая презентация становится более интерактивной, нежели с использованием обычных кнопок и ссылок, и отлично подходит для работы на интерактивной доске или для индивидуальной работы пользователя.

(Показать презентацию с использованием триггеров)

Stepik

Российская образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков.

HotPotatoes

Можно создавать обучающие приложения:

Видео редактор VideoPad

Бесплатная программа для видеомонтажа видеороликов.

Webanketa

Сервис для создания опросов, тестов и голосований.

Хотим мы этого или нет, но компьютерные технологии развиваются всё больше и больше, и электронные образовательные ресурсы уже прочно входят не только в школы, но и в детские сады. Одним из таких ресурсов является интерактивная доска.

Интерактивная доска позволяет заинтересовать детей и сделать более доступной для понимания любую информацию, показывать разнообразные изображения и видео, создавать различные игры, в которые дети могут играть как вместе, так и самостоятельно.

Текст загадок выведен на экран. Взрослый читает, дети отгадывают, изображение отгадки открывается сдвигание ширмы.

Ребята рассматривают картинки и обводят или помечают галочкой лишнюю картинку.

Дети сами выбирают цвет линий, которыми они будут соединять изображение и с помощью маркера выполняют задание

Ребята могут составить схему слова, а потом проверить, правильно ли выполнено задание.

Поэтому я желаю вам получать удовольствие, осваивая новые электронные образовательные ресурсы и применяя знания и продукты своей деятельности в практике.

Информационные технологии в образовании дают возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность, существенно обогатить образовательную среду, позволяют сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывают новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при частом использовании ЭОР у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

И ПОМНИТЕ, что каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они НЕ МОГУТ и НЕ ДОЛЖНЫ. ИКТ должны быть В ПОМОЩЬ, а не ВМЕСТО.

Надеюсь, что эта консультация была вам полезна и интересна.

Прошу вас подумать, сбылись ли ваши ожидания, которые вы формулировали в начале мероприятия. И свои впечатления, предложения, замечания написать на листочках.

(Листочки с пожеланиями и впечатлениями наклеиваются на плакат, озвучиваются).

В заключение педагогам предлагаются буклеты. Приложение 4.

Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании

Современные технологии обучения, разработанные или заимствованные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должны грамотно внедряться в ДОУ. Однако в дошкольных учреждениях часто страдает реализация программы, так как педагоги не до конца понимают концепцию представленных программ. Более подробное рассмотрение ключевых педагогических техник поможет решить эту проблему.

Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ


Определение педагогической технологии

Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
  • проектной деятельности;
  • информационно-коммуникативные;
  • исследовательской деятельности.

Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее.

Основные критерии педагогических технологий в ДОУ

Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:

  1. Концептуальность. Опора на научную концепцию.
  2. Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
  3. Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
  4. Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
  5. Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.


Виды образовательных технологий

Примеры авторских педагогических технологий

В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.

Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.

Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.


Принципы развивающего обучения

Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.

Педагогика сотрудничества отличается:

  • единством обучения и воспитания;
  • гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
  • педагогикой отношений.

Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.

Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.

ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.

В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.


Технология проблемного обучения Дж. Дьюи

Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.

Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.

Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.

Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников.

Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:

  1. Здоровьесберегающие. Задача — привить формы поведения, позволяющие развить и укрепить здоровье. В этот раздел относится гимнастика, релаксация, двигательная терапия, гимнастика для глаз.
  2. Проектирования. Задача — развитие социально-личностных связей. Способы достижения — беседы, парная или групповая работа.
  3. Исследовательской деятельности. Необходимо сформировать исследовательский тип мышления. Варианты деятельности — опыты, дидактические игры, наблюдение.
  4. Информационно-коммуникативные. Педагогу нужно подготовить базу для освоения техники. Для этого используются мультимедийные презентации, говорящие словари.
  5. Личностно ориентированные. Индивидуальный подход для максимального развития личности. Образно-ролевые игры, эксперименты, тренинги, спортивный отдых.
  6. Портфолио. Портфолио педагога позволяет оценить результаты его деятельности, воспитанника — результаты применения педагогических технологий (развитие речи, социальных связей, навыков).


Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике

Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:


Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий

  1. Отсутствие практических методик, помогающих организовывать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Решение — разработка авторских методик членами педагогического состава ДОУ, заимствование у других учреждений через изучение докладов и презентаций.
  2. Некомпетентность педагогического состава. Решение — аттестация с целью проверки профессиональных навыков, привлечение новых кадров, курсы повышения квалификации.
  3. Непонимание новых методик из-за размытых формулировок, отсутствия практических примеров. Решение— организация педсовета, групповое обсуждение проблемных моментов.
  4. Отсутствие условий для реализации программ. Нехватка цифрового и игрового оборудования. В данном случае необходимо обращаться к проблемам финансирования учреждения.

Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.

Читайте также: