Что нужно на физкультуру в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Киселева Марина Викторовна

Организация: Детский сад №2

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Движение − кладовая жизни.

Работая инструктором по физической культуре в дошкольном учреждении, я практически ежедневно сталкиваюсь с проблемой отсутствия у воспитанников спортивной формы (как одежды, так и обуви). Для чего нужна спортивная форма в детском саду? Как она влияет на здоровье детей? И какой форме лучше отдать предпочтение. Об этом я расскажу в рамках данной статьи.

Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Естественным и, на мой взгляд, главным фактором роста и развития ребёнка является движение. Оно формирует развитие физических и психических функций, а также стимулирует формирование иммунной системы.

Именно поэтому очень важно укрепить растущий организм в дошкольный период, используя современные методологии и технологии физкультуры и спорта.

Значимость спортивной формы

Система образования постоянно подвергается изменениям и нововведениям. Вот и в настоящее время, в связи с действием ФГОС, перед образовательными учреждениями встают задачи разработки программ развития для успешной подготовки ребёнка к школе. В этой связи преемственность является связующим механизмом между дошкольным и начальным школьным образованием. Задача педагога – сделать так, чтобы переход из детского сада в школу не стал для ребёнка стрессообразующим фактором. Именно поэтому в ДОУ полезно применять нормы и правила, действующие в общеобразовательном учреждении. Одним из таких правил является ношение школьной и формы и спортивной формы для уроков физкультуры.

Наличие формы позволяет ребёнку чувствовать себя комфортно в психологическом плане. Надевая спортивную форму, ребенок настраивается к занятиям, что повышает эффективность физических нагрузок. Особенно хорошо, если в детском саду приняты требования к единой форме спортивной одежды. Это дисциплинирует воспитанников ДОУ уже на начальном этапе и прививает им чувство одной команды.

Профилактика детского травматизма – это одна из важнейших задач современного общества, которая достигается за счёт соблюдения техники безопасности на занятиях физкультуры.

Кроме того, наличие спортивной формы, подбор одежды и обуви отражается на работоспособности дошкольника. Причем, это доказано на практике (см.Приложение1)

Требования к спортивной форме

Рассмотрим требования, которые предъявляются к спортивной форме воспитанников ДОУ:

1) Спортивная детская одежда должна быть лёгкой, удобной, без излишней фурнитуры, соответствующей погодным условиям. Материал желательно натуральный, дышащий. Шорты не ниже колен, неширокие. Некоторые дети приходят на занятия в бриджах, но эта одежда мешает делать прыжки и растяжку.

2) Все завязки и застёжки должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог самостоятельно одеть и снять спортивную форму.

3) Пояса и резинки не должны туго перетягивать живот.

4) Бельё не должно иметь грубых швов, предпочтение следует отдать нижнему белью из натуральных материалов.

Требования к спортивной обуви:

1) Обувь должна поддерживать стопу при активных движениях: с амортизирующей подошвой и застёжками (липучки либо шнурки), позволяющими добиться идеального облегания ноги с учётом индивидуальных анатомических особенностей стопы.

Для полноценного физического развития ребёнку нужно учиться бегать, прыгать, лазать и ползать. Поэтому родители должны понимать, что для занятий физкультурой необходимо футболка, шорты, чешки, носочки для занятий в помещении, а также спортивная одежда и обувь для занятий на улице.

2) Спортивная обувь должна иметь минимальную массу, а ее низ обладать амортизирующей способностью: при восприятии нагрузки часть ее поглощать, а часть рассредоточивать по площади опоры.

Важно соответствие обуви размерам стопы. Так, ограничение подвижности пальцев стопы в обуви с зауженной носочной частью приводит к большим усилиям при беге, уменьшению устойчивости и большой вероятности падения ребёнка. Недостаточная длина обуви приводит к сгибанию пальцев стопы и их натиранию. А в чрезмерно свободной обуви стопа теряет устойчивость, может подвергаться повреждениям связочного аппарата и суставов.

Родителям необходимо учитывать: если в начале учебного года обувь ребёнка была ему в пору, то спустя полгода, кеды или кроссовки могут стать малы и будут доставлять большой дискомфорт при движении.

3) Лучше покупать обувь у проверенных, зарекомендовавших себя производителей. Верх обуви должен быть сделан из материалов, пропускающих воздух: кожи, замши, текстиля. Не допускается обувь из синтетических материалов. Внутренняя поверхность обуви не должна иметь грубых швов или неровностей.

Такие требования к спортивной форме обусловлены не только удобством и безопасностью для ребёнка, но и элементарными правилами физиологии дошкольника.

Во время физических упражнений у ребёнка повышается потоотделение. Поэтому, надев спортивные шорты на колготки, воспитанник не получает должной теплоотдачи, что ведет к перегреву организма в целом. Этим и объясняется требование надевать носочки и шорты при проведении уроков физкультуры. То же касается и обуви. В ботинках из кожзаменителя или синтетики нога ребёнка перегревается, излишне потеет, что вызывает натирание и может спровоцировать развитие грибка.

Ниже приведены рекомендации к одежде и обуви при проведении физкультурных занятий на улице:

Обязательные требования к спортивной форме дошкольника для занятий физической культурой.

ВложениеРазмер
sportivnaya_forma_na_zanyatiyah_fizicheskoy_kulturoy.docx 857.35 КБ

Предварительный просмотр:

На занятиях физкультурой необходимо соблюдать гигиенические требования!

По требованиям СанПиНа необходимо детям одевать спортивную форму!

Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться!

А в одежде повседневной, заниматься даже вредно!

Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

Физкультурное занятие требует соблюдения техники безопасности при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие спортивной формы у детей.

В ходе физкультурного занятия дети активно двигаются, учатся ползать, бегать, лазать и чтобы им было удобно, лучше всего заниматься физкультурой в спортивной форме.

Родителям нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет, в связи с этим основным требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него, благодаря чему снижается риск простудных заболеваний. А детям это действие позволяет почувствовать себя взрослым и самостоятельным.

Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.

Спортивная форма для занятий в помещении:

1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

2.Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен.
Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.

4.Носочки. Носки лучше приобрести не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму.

Таким образом, такой не существенный, с точки зрения некоторых родителей момент, как спортивная форма помогает ребенку сохранить здоровье, а также гармонично развиваться в художественно-эстетической области, в познавательной области, в социально-коммуникативной области, и конечно же, совершенствоваться в физическом развитии.

Давайте приучать детей

к спорту вместе!

Физкультурные занятия проводятся осенью, зимой и весной как в помещении, так и на воздухе. В летнее время (за исключением дождливых дней) все занятия организуются на воздухе, на физкультурной площадке. Занятия в помещении и на воздухе взаимосвязаны: они осуществляют комплексное решение всех оздоровительных и воспитательно-образовательных задач. Условия проведения занятий определяют их некоторую специфику:

- Занятия, проводимые в помещении, при обязательном соблюдении оздоровительно-гигиенических условий (открытые окна, фрамуги, облегченные костюмы и обувь детей) обеспечивают правильность, красоту и точность движений, воспитывают общую культуру движений. Они могут проходить с различными предметами и в сопровождении музыки.

- Занятия на воздухе имеют максимально оздоровительный эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет. Однако слишком теплый костюм и не спортивная обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для родителей "Требования к спортивной форме на занятиях по физической культуре"

Для полноценных занятий физической культурой в ДОУ необходимо создать комфортные условия для ребенка. К этому можно отнести: как наличие специального инвентаря, так и профессиональных знаний, умений и.


Для полноценных занятий физической культурой в ДОУ необходимо создать комфортные условия для ребенка. К этому можно отнести: как наличие специального инвентаря, так и профессиональных знаний, умений и.


Требования к спортивной форме ребенка

Согласно САНПИН, спортивная форма на занятиях -это обязательное условие их проведения в дошкольном учреждении.На занятиях физической культурой ребёнок получает полное физическое развитие. Учится не то.


Требования к спортивной форме

Требования к спортивной форме.


Консультация для родителей "Требования к спортивной форме на занятия по физической культуре"

quot;Требования к спортивной форме на занятия по физической культуре".


Почему же так важно наличие спортивной формы для занятий? Дело в том, что подбор одежды и обуви отражается на работоспособности, поэтому спортивная форма должна соответствовать определенным гигиеничес.


Консультация для родителей "Одежда для ребёнка по сезону и требования к спортивной форме"

Консультация для родителей на родительском собрании на тему: "Одежда по сезону и требования к спортивной форме в ДОУ".

Я много раз выступала (или пыталась выступать) на этих мероприятиях. Как физрук конечно.

Каждый раз я очень просила физкультурную форму для моих занимающихся. Раз на раз не приходился, пока я однажды не начала объяснять зачем детям нужна форма для уроков/занятий физической культурой. И какая форма нужна.

Гигиена. У детей выше ЧСС, чаще дыхание, и в разы больше количество движений за единицу времени. Если взрослому за 20-30 минут чтобы вспотеть это надо постараться и попотеть, то детям надо просто до спортзала дойти.

Удобство и комфорт. На физкультуре я с детьми прыгаю, ползаю, лазаю, бегаю. Нужно ли это делать в чем-то красивом или лучше подойдет форма для занятий

Настрой. Когда дети переодеваются в форму для занятия – это серьезный организационный момент. А заодно способ (и время – вы же помните, что нервные процессы у детей еще не устаканились) настроится на определенный вид занятия.

Единообразие. Почему обычно просят одинаковые светлые/белые футболки и темные шорты. Урок в детском саду коротенький (самые крошки 12 минут, самые старшие 35 минут). И представьте в начале очень короткого занятии одна из воспитанниц громко спрашивает, что вы думаете о прекрасном единороге, который нарисован на ее новой футболке, которую ей купила вчера мама.

20 футболок, 20 пар ботинок, история про гостей, новый мультик, пирожок и собаку – урок закончился, не начавшись. Хотя были у меня девочки которые пытались устроиться примерно такое же с почти одинаковыми белыми футболками.

Борьба с возражениями. Почти всегда мне говорят, что вот это вот все ваше светловерхнее и темнонижнее купить невозможно. Специально была на выходных в Декатлоне. Прекрасные футболки и лосины. Подробнее не изучала, но увиденного вполне достаточно (добавила в карусель).

Хранение. И пожалуйста, продумайте как красиво и аккуратно хранить форму в шкафчике (так, чтобы она не валялась кучей) и не забывайте регулярно форму стирать.

Про обувь уже писала и буду писать еще. Про легкую и гнущуюся подошву и про то, что тапки и чешки надо выбросить.

У ваших детей есть форма для физкультуры? Или занимаются в обычной одежде?

Дети выполняют упражнения на синих ковриках

Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
  • воспитание заинтересованности спортом.

Малыши занимаются физкультурой

Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Дети перешагивают через мягкие модули

Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).

Читайте также: