Что нужно чтобы открыть школу программирования

Обновлено: 04.07.2024

Сергей и Олег начали учить школьников программированию.

Олег посчитал, что на нынешней должности он заработает на загородный дом и машину только к 56 годам. Он задумался о своем бизнесе. В свободное время Олег разрабатывал компьютерные игры и предложил Сергею учить школьников программированию. Вакансий в сфере полно, зарплаты высокие — многие родители хотят, чтобы дети стали программистами. Но в вузах часто отбивают интерес к предмету.

Дети любят компьютерные игры, и друзья решили учить их эти игры разрабатывать.

Запуск

Знакомая Олега преподавала робототехнику в детском центре дополнительного образования. В выходные нашлись свободные слоты. Олег и Сергей поставили в них 6 открытых уроков по программированию.

На аренду помещения ушло 3500 Р . На рекламу в социальных сетях — 3000 Р . Для занятий нужно было найти 10 ноутбуков. Часть принесли из дома, часть бесплатно заняли у друзей и родственников.

На уроках ребята сделали кусок простой игры, в которой мяч катается по лабиринту. В конце Олег и Сергей предложили записаться на постоянные занятия по выходным. Согласились почти все: получилось 5 групп по 8—10 человек.

Запуск, 2016 год — 6500 Р

Трата Стоимость
Аренда помещения для открытых уроков 3500 Р
Реклама в социальных сетях 3000 Р

Программа

Олег и Сергей разделили школьников на несколько возрастных групп.

Постоянные занятия

Первый коммерческий урок Олег и Сергей провели в октябре 2016 года в том же помещении, где проходили открытые уроки. Через несколько месяцев предприниматели поняли, что курсы могут стать хорошим источником дохода. Олег открыл ИП .

Расходы на первый месяц занятий — 20 800 Р

Трата Стоимость
Аренда площадки 18 000 Р
Связь, такси, визитки и другие мелкие расходы 2000 Р
Открытие ИП 800 Р

Доходы за первый месяц — 146 000 Р

Курсы в других городах

В сентябре 2017 года Олег и Сергей переехали в новое помещение во Фрязине, а потом открыли вторую точку в соседнем Щелкове. Они арендовали классы в школах, это было дешевле аренды в бизнес-центрах. Аренда во Фрязине стоит 7000 Р в месяц, в Щелкове — 2000 Р .

На новых площадках запускались по старой схеме. На бесплатные открытые уроки пришли 150 человек: 40 стали клиентами во Фрязине, 80 — в Щелкове. Количество групп выросло до 15. Олег и Сергей оставили себе те группы, что уже вели, а на новые нашли двух преподавателей.

платят предприниматели за аренду и уборку помещений в месяц

В январе 2018 предприниматели запустили 3 группы в Королеве и 3 — в Мытищах. Города расположены по Ярославскому направлению — преподавателям удобно ездить от одного к другому на электричке. В сентябре к ним добавились Пушкино и Балашиха.

Учеников привлекают через сарафанное радио и таргетированную рекламу во Вконтакте. На нее уходит 100 000 Р в год.

Команда

Олег и Сергей продолжают работать на основных работах. Олег ушел с завода в ИТ , а Сергей по-прежнему работает на заводе и параллельно занимается своим предприятием. Курсы не отнимают много времени — удалось расширить штат, автоматизировать процессы и снять с себя нагрузку.

Сейчас в команде двенадцать преподавателей. Это бывшие коллеги Олега с завода, которые занимаются со школьниками в свободное от работы время, преподаватели и программисты. Олег оставил себе две группы, Сергей — одну.

Преподаватели получают от 1000 Р за занятие. В месяц на зарплаты уходит около 80 000 Р .

Еще на удаленке работает администратор. В зависимости от нагрузки ему платят 5—10 тысяч рублей в месяц. Предприниматели пользуются услугами бухгалтерии Тинькофф-банка — для ИП на упрощенке 6% это бесплатно.

Олег и Сергей проверяют каждого потенциального преподавателя: приглашают на открытые уроки и смотрят, как он взаимодействует с детьми. На фото справа — Никита, он прошёл отбор и присоединился к команде осенью 2018 года

Результаты и планы

К началу лета 2018 года в студии занимались 102 ученика — это 20 групп. Средняя ежемесячная прибыль студии — 200—250 тысяч рублей.

На лето школьников распустили на каникулы. В середине августа Олег и Сергей начали новую рекламную кампанию, а до середины сентября провели открытые уроки.

тратят Олег и Сергей в месяц на рекламу в социальных сетях

Осенью 2017 года Олег и Сергей запустили франшизу. Уже продали ее в Москву, Калининград и городам в Беларуси и Казахстане. В новом сезоне друзья планируют войти в образовательные сети в регионах. Экспансию по Московской области оставят за собой и расширят географию до двух новых городов.

Советы и выводы

Для проверки идеи не нужно тратить бешеные деньги и прописывать бизнес-планы. Нужно выйти на своего потенциального клиента и спросить, нужно ему ваше предложение или нет. Для этого Олег и Сергей с минимальными для себя затратами провели открытые уроки.

Важно думать наперед и рассматривать разные сценарии развития событий. Расширяясь, друзья взяли кредит на 500 000 Р на новые ноутбуки. Чтобы он не висел, Олег и Сергей провели акцию — продавали 4 месяца занятий со скидкой. За месяц предприниматели заработали 600 000 Р . Но погашать кредит досрочно передумали — вдруг случатся непредвиденные расходы.

Через полтора месяца из класса во Фрязино украли ноутбуки — воры перерезали и отогнули железные решетки на окнах. Олег и Сергей потеряли технику на 300 000 Р , но у них были деньги, чтобы оперативно купить замену и сейф.

Нужно внимательно выбирать время для рекламных кампаний. В январе Олег и Сергей хотели добрать новые группы. Они договорились с торгово-промышленной палатой и развесили рекламу курсов перед жилыми подъездами в городе Фрязино. С рекламы было всего три звонка — на праздниках людям не до нее, а световой день в январе короткий. Взрослые уходят на работу утром, а приходят вечером — на улице темно, доски не подсвечиваются.

Многие уверены, что ради бизнеса нужно обязательно уходить с работы. Но логичнее начинать параллельно. Когда дело начнет развиваться, можно решать, уходить или нет. Олегу и Сергею нравится их основная работа, поэтому они совмещают и то, и другое.

Кристина Шперлик

Александра Архиповская открыла школу под брендом Coddy в Санкт-Петербурге в феврале 2020 года, имея ценный опыт и определенные представления об этом бизнесе. Но от некоторых проблем это ее не спасло. Негативную роль в развитии нового проекта сыграла в том числе и пандемия.

Критерии в выборе франшизы

Последнее место работы Александры Архиповской было связано с образованием — она имела дело с большими данными и искусственным интеллектом в Политехническом университете. Поэтому при выборе франшизы предпринимательница отдала предпочтение проекту Coddy, который работает на рынке дополнительного IT-образования для детей.

К франшизе изначально предъявлялись определенные требования: для Архиповской был важен сильный бренд, хорошо упакованный продукт и убедительный менеджмент. Ей понравилось, что Coddy принимали участие в разных инициативах, получили лицензию Microsoft, вошли в топ-100 EdTech компаний России и стали официальными партнерами Acer, Qiwi, Rambler Group и других крупных технологических компаний.

Я посмотрела, как выстроена франшиза, и поняла, что хочу этим заниматься. Сначала я узнала об основательнице и только потом о школе Coddy. В Санкт-Петербурге не было похожих предложений с сильным брендом. Также помогли рекомендации знакомых и первое место в поисковых системах — потенциальным партнерам не нужно было с нуля настраивать SEO, это уже сделала компания.

Основательница школы программирования Coddy Оксана Селендеева запустила собственный бизнес после неудачного опыта развития чужой франшизы. Тогда она еще была сотрудником МТС, но каждый день после работы приезжала в аптеку у метро Третьяковская, которую ее муж купил по франшизе, чтобы помочь ему с делами.

Проблем возникало много: в большом помещении в 100 кв. м были свободны ¾ площади, но ее нельзя было сдавать в субаренду по договору. Также нельзя было менять поставщиков и регулировать ценообразование. Селендеева вместе с мужем сделали в помещении ремонт, собрали необходимые документы, но в итоге продали франшизу первоначальным владельцам. При этом сам формат франшизы по-прежнему казался предпринимательнице интересным.

Я понимала, что для масштабирования проекта собственных ресурсов не хватит, нужно создавать свою цепочку операционного управления.

Читая, как построен бизнес в крупных компаниях, я видела, что, как правило, это франшизы. Нужно, чтобы в конкретном городе был человек, который всем управляет.

Оксана Селендеева
основательница Coddy

Сейчас, уже имея определенный бизнес-опыт, Селендеева отмечает основной минус франшиз, представленных на рынке: часто это недоработанный продукт, который красиво упакован и обещает окупаемость за несколько месяцев. Многие франчайзи, пытаясь развивать проект по франшизе, разочаровываются, столкнувшись с реальностью, и уходят с рынка.

Продвижение и особенности локации

Александра Архиповская открыла школу по франшизе в Приморском районе Санкт-Петербурга. Но на практике выяснилось, что сильный бренд Coddy выстроен пока только в Москве, где первая школа открылась в 2016 году.

В Санкт-Петербурге все еще требуется много ресурсов на продвижение. Для школы программирования основными инструментами являются сарафанное радио, которое приводит 30-40 % клиентов, социальные сети и контекстная реклама.

Конкретные каналы продаж в каждом регионе отличаются. В Петербурге намного лучше других соцсетей работает ВКонтакте.

Хотите открыть бизнес? Присмотритесь к франшизе. А Эльба поможет сдавать отчетность через интернет. Для начинающих ИП — год обслуживания бесплатно!

Продвижение налаживали совместно с другими петербургскими франчайзи и московскими менеджерами, но на фоне пандемии дела обстояли не так просто. Таргетированно искать аудиторию в конкретном районе невозможно, поэтому четыре партнера Coddy в Санкт-Петербурге продолжают работать сообща: вместе вкладываются в продвижение бренда через Яндекс и Instagram, вместе используют сайт и телефонию.

Головной офис Coddy регламентирует все, что связано с клиентским сервисом, курсами, рекламой, маркетинговыми материалами, подбором преподавателей. Партнеры отвечают за ценообразование, операционные расходы и управление, подбор команды и стратегию.


Как показал опыт Coddy, неудачные запуски франшизы случаются из-за некачественного управления, а также настройки рекламы без следования рекомендациям головной команды.

Развитие франшизы в пандемию

Александра Архиповская начала развивать франшизу в феврале 2020 года, но школу сразу же пришлось закрыть из-за введения карантина. До сентября работа велась онлайн по методичкам московской команды. Сейчас в школе комбинируют онлайн и офлайн-уроки.

Нам повезло, что в московском офисе быстро среагировали и продумали переход на онлайн-формат. Из открытых источников я знаю, что многим франчайзи других компаний пришлось несладко. Тех, кто не мог добиться планируемого уровня выручки и выплачивать роялти, закрывали.

По мнению Архиповской, в обучении программированию важно делать упор на детальную проработку образовательного продукта и преимущества очного обучения — коммуникацию между студентами и преподавателями, командную работу. Она не хотела действовать, как многие другие онлайн-проекты, которые в большом количестве появились на рынке во время пандемии.

Во всех отраслях, которые можно развивать онлайн, есть предприниматели, которые не готовы вкладываться в разработку качественного продукта и материалов. Они просто делают баннеры и сразу же ищут клиентов.

Возраст учеников Coddy — от 4 до 16 лет. Многие дети в младших группах еще не умеют читать и никогда не пользовались гаджетами. Они изучают основы программирования и работы с компьютером: десятимесячный курс включает работу на планшете, работу с мышкой и ноутбуком. Ученики старшего возраста изучают Minecraft, Scratch и Python.

Конкуренция и уровень самостоятельности франчайзи

В Coddy нет роялти. Партнеры покупают курсы и позже преподают их под брендом школы. Сейчас таких курсов 76, в Санкт-Петербурге доступны 5. Стоимость курсов составляет от 6 000 руб. в месяц, если из одной семьи занимаются несколько детей, то дешевле. Помимо методических материалов партнер получает все, что связано с продвижением курса: презентационные материалы, фотографии, дополнительную информация для установки программ и инструкции для родителей.

Франчайзи имеют право преподавать курсы только из портфеля Coddy. Каждый курс включает несколько модулей из четырех уроков, каждый модуль завершается творческим заданием. Кандидатуры преподавателей должны одобрить в главном офисе — они проходят тест и получают сертификат. В Петербурге это, как правило, студенты ИТМО и Политехнического университета.

Курсы продаются пакетами. Для городов с населением до 300 000 человек на старте предлагаются два курса, для городов с населением от 500 000 человек — от шести курсов. Школы одного города должны развиваться параллельно — если в одном районе преподаются определенные программы, в другом районе должны преподаваться такие же.

В договоре не прописана монополия, но по факту она предполагается. Если в каком-то районе или городе уже есть партнер, новому потенциальному франчайзи, скорее всего, ответят отказом.

При выборе франчайзи учитывается готовность идти на риск.

Есть партнеры, которые хотят предусмотреть все риски и затягивают подготовительный процесс на год. Они уходят в мельчайшие детали и рассматривают бизнес скорее как инвестицию в банке под гарантированные проценты годовых.

Оксана Селендеева
основательница Coddy

Партнер самостоятельно решает, как он будет выстраивать свой бизнес: можно вести курсы только на выходных, а можно каждый день. Предлагается выбрать наиболее подходящую модель: работу онлайн или офлайн, в коворкинге или офисе IT-компании, арендованное помещение или собственное. Если нужна аренда, запуск новой точки вместе с закупкой техники и рекламной кампанией занимает примерно 8 месяцев.

Александра Архиповская хотела открыть полноценную школу в Приморском районе, это влекло за собой больше расходов, чем в случае с субарендой помещения другой школы. Запуск проекта обошелся в 450 000 руб. Эта сумма была потрачена на приобретение двух учебных курсов и компьютера, подготовку помещения, вывеску и арендный взнос.

Продвижением франчайзи занимаются самостоятельно, используя материалы бренда.

Поговорив с партнерами, Архиповская поняла, что 2019 год сильно отличался от года текущего.

На привлечение клиентов нужно было тратить гораздо меньше времени и денег. Сейчас сложнее выходить в новые районы и открывать новые точки. Клиенты не готовы тратить деньги в ситуации неопределенности. Основные проблемы — сокращение платежеспособности и неуверенность. Все ждут, когда ситуация будет более понятной.

Практика показала, что вести онлайн-уроки дешевле, но их сложнее масштабировать. У детей много дистанционных занятий, поэтому родители предпочитают офлайн-альтернативу.

По словам Селендеевой, рынок школ программирования сейчас развивается так же, как рынок обучения английскому языку в 2000-х годах.

В конце 90-х я учила английский сама. Тогда мне говорили, что он пригодится, только если работаешь в международных компаниях. Сейчас программирование проходит через ту же стадию. Им интересуются продвинутые родители, которые, как правило, сами связаны с технологиями.

По словам Архиповской, основным конкурентом в Петербурге являются не школы программирования, в другие кружки, связанные с робототехникой, математикой, скорочтением. У каждого ребенка ограниченное количество времени, и задача школы — рассказать родителям, чем курсы программирования могут быть полезны. Например, благодаря им у ребенка может повыситься успеваемость, он может научить работать в команде и находить компромиссы.

Франчайзи планирует развивать бизнес через открытие новых точек — сейчас работают четыре площадки в трех районах Санкт-Петербурга. Если в одной точке выручка больше, другая точка ее компенсирует. Архиповская рассчитывает выйти на окупаемость через 1,5-2 года.

Рынок дополнительного образования в технической сфере

По словам Екатерины Экало, директора по франчайзингу международной сети школ робототехники, программирования и 3D-печати РОББО Клуб, рынок дополнительного образования в технической сфере имеет хорошие перспективы, поскольку ежегодно объем рынка и количество игроков удваиваются.

Программирование и робототехника — это дисциплины будущего. Они пригодятся каждому человеку независимо от его профессии.

Большинство специалистов из разных сфер, в том числе, казалось бы, никак не связанных с IT (например, доктора, строители, биологи, учителя), будут в своей профессиональной деятельности использовать ИТ-инструменты, а значит они должны обладать базовыми знаниями и навыками в этой сфере.

Эксперт отмечает, что современные родители уже понимают это и потому активно интересуются дополнительным техническим образованием детей. Такие курсы помогают лучше усваивать школьную программу: например, в программировании широко применяются понятия из математики, а в робототехнике находят отражение принципы из физики.

Екатерина Экало советует обращать внимание на некоторые важные детали при оценке франшизы:

  • Набор дисциплин, которые предлагает школа.
  • Частоту обновления дисциплин. Сейчас без курса по языку программирования Python любая учебная программа школы программирования выглядит неполной.
  • Наличие стандартов внутри франчайзинговой сети. Часто партнеры стремятся привнести что-то свое или сократить стандартный пакет услуг. Это неприемлемо, потому что в каждом городе или населенном пункте клиент должен получать одинаковый уровень обслуживания.
  • Обеспечение требований безопасности в связи с пандемией коронавируса. Сейчас для всего рынка дополнительного образования это самый актуальный вызов. Родители с большим вниманием относятся к тому, какие меры профилактики проводятся в детском центре.
  • Зависимость маржинальности бизнеса от учебных программ. В данном случае работает правило: чем шире спектр учебных программ в рамках школы или кружка, тем выше маржинальность бизнеса. Например, курсы программирования прекрасно работают вместе с учебными программами по робототехнике.

Инвестиции в подобный бизнес выше за счет того, что нужно покупать специализированное оборудование, но и отдача получается на порядок больше, предупреждает Екатерина Экало. Дополнительное образование детей — это социальный бизнес.

По опыту нашей сети, в которой сегодня больше 130 кружков в России и других странах, успешными будут учебные заведения как в больших, так и малых городах.

У нас есть клубы в городах с населением до 100 000 человек, а также в поселках с 10 000 — 20 000 жителей. Мы видим, что малые города очень перспективны для открытия кружков программирования и робототехники. Там чувствуется серьезная нехватка качественного технологического дополнительного образования, при этом очень высокий спрос за счет сарафанного радио.

При соблюдении стандартов и высоком качестве образовательных программ дети посещают кружки годами. В крупных городах перспективны спальные районы, где много детей, но конкуренция уже довольно высока. В этом случае преимущества есть у франшиз либо с уникальными возможностями, либо с продуктом, которого нет у других игроков, например, оригинального оборудования.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Программирование – достаточно популярное сегодня направление. Поэтому если у вас есть своя бизнес идея о том, как начать обучать детей этому интересному ремеслу, вы можете воплотить ее в жизнь с помощью нескольких наших рекомендаций.

Это первая ступень, через которую должен пройти каждый предприниматель, который собирается открывать свою школу программирования для детей. Прежде всего, необходимо оценить масштабы бизнеса, изучить спрос в своем городе или населенном пункте, рассчитать бюджет исходя из ожидаемых расходов.

Насколько вообще актуальная такая бизнес-идея? Спрос на эту профессию растет. Связано это с тем, что программирование сегодня встречается практически в любой отрасли. Помимо этого, все компании стремятся представить себя в сети интернет для дальнейшего масштабирования бизнеса. Естественно, им не обойтись без программистов.

Многие родители стремятся идти в ногу со временем и отдают своих детей обучаться разработке. Несмотря на то, что ранее программирование – это масса преимуществ, в том числе развитие концентрации внимания, логики, творческого мышления, многие родители отдают ребенка на такие курсы с прицелом на будущее. А это значит, что курсы будут пользоваться спросом в любом случае.

Кстати, если в вашем населенном пункте вы не ожидаете большого спроса, не стоит отказываться от идеи. Курсы можно открыть в онлайн формате. Сегодня это достаточно популярное направление.


В рамках этапа планирования необходимо подсчитать затраты на открытие и работу школы. Сразу же отметим, что ждать быстрой окупаемости не стоит. Выйти в прибыль ваша школа сможет в течение первых двух-трех лет при стабильной работе. На что стоит обратить внимание при расчете расходов? Вот основной перечень затрат, с которыми вам придется столкнуться на начальном этапе:

    Подготовка и оформление документов.

    Плата за аренду помещения (+коммунальные услуги).

Открывая онлайн курсы, вы потратите гораздо меньше, так как из статей расходов можно будет исключить покупку оборудования и мебели для классов. Однако даже при таком формате, вам придется, скорее всего, арендовать физический офис. Поэтому расходы необходимо закладывать в бюджет, пусть и в меньшем размере.

Это очень важный вопрос, который решается на начальном этапе. Здесь важно обратить внимание на три основных момента:

Что касается вместительности, очень важно изначально определиться с тем, сколько классов планируется открывать. Например, это может быть одно учебное помещение и работа будет вестись поурочно. То есть одни дети отучились, другие пришли. Однако по мере развития школы одного учебного класса вам может быть недостаточно и придется искать новое помещение.

Главными действующими лицами любой школы являются преподаватели. Подбор педагогического состава для курсов по программированию для детей требует особого подхода. Если для взрослых достаточно практикующего программиста, который сможет объяснить все нюансы, к детям необходим особый подход.

Все обучение детей проходит в игровой форме. То есть у преподавателя должна быть определенная методика работы, рассчитанная на самых маленьких. Должен быть подход к детям и умение объяснять сложные вещи просто и доступно, разговаривать на языке детей.

В противном случае, преподаватель будет не интересен и это приведет к снижению количества обучающихся. Родители не будут платить деньги только лишь за то, что их ребенок будет посещать занятия без практической пользы.

Помимо преподавателей, школа программирования для детей нуждается в администрации и обслуживающем персонале. Об этом также не стоит забывать при расчете затрат на открытие.

Итак, все практически готово и осталось только дождаться клиентов. В современном мире мало вложить душу в свой проект. Даже если вы все сделаете на высоком уровне, ваша клиентская база будет расти очень медленно ввиду того, что мало кто знает о том, что вы открыли школу программирования для детей. Поэтому нужна грамотная маркетинговая кампания.

Проводить ее можно как онлайн, так и офлайн. Рассмотрим оба варианта. Маркетинговая офлайн кампания включает в себя подготовку бумажных объявлений, проведение бесплатных уроков в близлежащих школах, флайеры, реклама на радио и ТВ. Иногда представители детских школ и кружков посещают родительские собрания 1 сентября с целью охвата как можно большей аудитории. Здесь можно кратко рассказать о программе и раздать флайеры.

Маркетинговая кампания в интернете заключается в первую очередь в создании своего собственного сайта, который будет рассказывать посетителям обо всех преимуществах школы, а также давать подробную информацию о формах и форматах обучения, программе подготовки, преподавателях.

Большой сайт для рекламы школы не нужен. Зачастую достаточно сайта-визитки. После создания собственной страницы в интернете, необходимо задуматься о том, как ее продвигать. И здесь есть два варианта – SEO и покупка рекламы в поисковых системах. Причем оба подхода не противоречат друг другу, то есть вы сможете одновременно продвигать сайт в поисковых системах и покупать рекламные места в Яндекс и Гугл.

Для SEO продвижения сайта обычной визитки недостаточно. Вам потребуется написание контента под определенные запросы пользователей, чтобы они могли узнать о вашем сайте и школе. Поэтому можно дополнительно создать блог, на котором размещать полезные и интересные материалы о детском программировании.

И еще один важный момент – SEO вряд ли даст быстрый результат (если только в вашем регионе по всем запросам пользователей низка конкуренция). Поэтому рекомендуется комбинировать рекламу и продвижение в поисковых системах хотя бы первое время, пока блог не станет популярным.

Большую роль сегодня играют и социальные сети. Школа обязательно должна быть представлена в тех из них, где может потенциально находиться целевая аудитория. Например, это Instagram, Facebook или YouTube. Ведение социальных сетей – важный этап маркетинговой кампании. Для этого часто нанимают SMM специалиста, который будет раскручивать профиль или канал на YouTube для охвата большей аудитории.

Один дома: как открыть онлайн-школу для детей

Ажиотажный спрос на онлайн-обучение в период пандемии и прогнозы по трехкратному росту рынка к 2023 году, подсказывают, что в наступающем году онлайн-школы будут одной из популярнейших бизнес-ниш.

Уходящий 2020-ый год ознаменовался настоящим бумом на онлайн-образование вообще, и на детское обучение в частности. В первую очередь на всплеск интереса к курсам в сети повлияла конечно же пандемия - все большее количество родителей стараются сократить посещение детьми занятий в “оффлайне”, а на обучение через Skype и Zoom переходят даже те представители детских образовательных школ, которые ранее не делали ставки на такой формат обучения.

Тем не менее, тренд на переход образовательных стартапов в интернет наметился даже задолго до глобального распространения COVID-19. Неумолимая статистика гласит, что еще по итогу 2019-го года в России было открыто столько же онлайн-школ, сколько появилось в стране за последние 10(!) лет.

То есть все в любом случае шло к тому, чтобы перевести детские курсы и обучающие программы в сеть, а пандемия лишь ускорила этот процесс.

Тем не менее, есть где развернуться и предпринимателям с куда меньшими возможностями инвестиций - многие представители малого и среднего бизнеса на рубеже 2022 года имеют отличную возможность запустить свой проект и успешно раскрутить его на волне растущего спроса. Итак, что нужно для того, чтобы открыть свою детскую онлайн-школу и как пошагово можно выстроить бизнес-процессы?

В какую нишу податься

Для начала потребуется выбрать направление, в котором вы планируете развивать обучение в сети. Среди наиболее востребованных ниш в EdTech - курсы иностранных языков и обучение школьников программированию. В последнее время набирает популярность также подготовка старшеклассников к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.

Интересно, что даже в таком довольно консервативном изначально сегменте как образование, некоторые предприниматели придумывают нестандартные инструменты, которые позволяют привлечь к проекту внимание детей и их родителей. Среди весьма действенных примеров - геймификация процесса обучения, например использование популярных среди школьников игр наподобие Minecraft.

При этом многие аналитики предсказывают, что наибольшим успехом в ближайшие годы станут пользоваться те представители онлайн-школ, которые смогут разработать четкую систему грейдов (уровней), рассчитанную на долгие годы (и даже десятилетия) обучения. Идеальный вариант - формирование экосистемы, которая позволит поступить в цифровую школу ребенку младшего школьного возраста, и обучить его вплоть до высококлассного специалиста в определенной области в будущем. То есть, все большее количество онлайн-школ по сути будет конкурировать не только с коммерческими проектами, но и “играть на поле” государственных образовательных учреждений.

При открытии детской онлайн-школы потребуется официально зарегистрировать бизнес. Многие начинают образовательные интернет-проекты в качестве ИП, на старте это оптимальный формат, если вы сами будете непосредственно участвовать в ведении учебного процесса. При этом самый частый вопрос, который стоит у начинающего предпринимателя - какой код ОКВЭД нужно указать при регистрации своей онлайн-школы?

Важно понимать, что юридически для государства по большому счету не имеет значения, оказываете ли вы образовательные услуги онлайн, либо делаете это офлайн (по крайней мере пока что). Поэтому при регистрации онлайн-школы вполне подойдет следующий код согласно классификатору: 85.41.9 — образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки. Сюда входят следующие общеобразовательные направления:

образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы

дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста

лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Однако если для образовательного процесса обучения будут привлечены сторонние преподаватели, то тут без лицензирования деятельности, увы, никак не обойтись. При этом не имеет значения, работаете вы как ИП, либо через ООО - соответствующее разрешение получать придется в любом случае.

Впрочем, все это “работает” зачастую только лишь на бумаге - многие онлайн-школы пытаются использовать лазейку в законодательстве и заключают с учащимися договоры на информационные услуги и консалтинг. Формально такая деятельность не попадает под определение образования, а значит в теории не требует лицензирования. Однако мы настоятельно рекомендуем работать “в белую” - такой подход позволит избежать возможных судебных разбирательств и даст возможность спокойно масштабировать бизнес с течением времени.

Получение лицензии для детской онлайн-школы: пошаговая инструкция

Полный список региональных органов, в которых можно оформить лицензию на обучение, есть на официальном сайте Рособрнадзора, а процедура подачи заявления довольно проста и логична (для оформления заявки можно воспользоваться Госуслугами). Однако придется соответствовать некоторым требованиям, которые предъявляются к онлайн-школам при прохождении процедуры лицензирования:

Наличие помещения. До недавнего времени законодательство отставало от текущих реалий и свое помещение под образовательную деятельность было обязательным даже для тех, кто работал только в сети. Однако с 1 января 2021 года вступает в силу новое постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 "О лицензировании образовательной деятельности", согласно которому онлайн-школы наконец освободят от необходимости предоставлять заключение о соответствии помещений и оборудования санитарным нормам.

Это существенно облегчит процедуру получения лицензии новым предпринимателям, поскольку не только избавит от необходимых ранее трат на аренду помещения, но и сократит время сбора документов.

Однако с нового года добавляется и новое условие для бизнеса из “онлайна” - теперь предприниматель должен будет доказать, что у его организации для построения качественного обучения есть вся необходимая электронная информационно-образовательная среда.

Наличие профессионального педагогического образования у наемных преподавателей и стажа работы по специальности.

Потребуется предоставить на согласование собственную образовательную программу, которая должна соответствовать текущим требования Министерства образования РФ.

Пакет документов. Ну и наконец нужно будет собрать полный пакет документов. Кто-то из предпринимателей готовит его самостоятельно, а некоторые предпочитают обратиться за помощью в специализированные консалтинговые агентства. Обязательны правильно составленное заявление на получение лицензии, справки, копии Устава в случае с ООО и свидетельства о регистрации, а также подтверждение оплаты государственной пошлины.

При этом полученная лицензия не будет иметь сроков действия и пролонгируется автоматически каждый год.

Персонал онлайн-школы

Маркетинг и продажи

Основной упор в привлечении потенциальных клиентов детские онлайн-школы делают на контекстную рекламу в сети. Чтобы не “слить” впустую большой бюджет на старте по неопытности, лучше нанять директолога - специалиста, который возьмется за настройку и ведение рекламных кампаний.

Хорошие результаты показывает активное использование соцсетей - наличие собственного аккаунта в “Инстаграм” и “ВКонтакте” стало практически обязательным для любой онлайн-школы.

В качестве альтернативных вариантов привлечения клиентов можно использовать партнерские программы со школами и ВУЗами, через которые поступает до четверти лидов детских онлайн-школ.

Оцифровка бизнеса

Многие онлайн-школы используют собственный сайт как визитную карточку бизнеса - на страничке компании можно ознакомиться с действующими тарифами на обучение, узнать подробнее про расписание курсов и ознакомиться с преподавательским составом. При этом адаптировать сайт под платформу для обучения - удовольствие довольно затратное как по времени, так и по финансовым ресурсам. Если использовать его только как информационную составляющую, вполне реально уложиться в бюджет до 10 000 рублей, либо и вовсе самостоятельно воспользоваться готовыми шаблонами web-page.

Разработка обучающей платформы на базе сайта существенно дороже - тарифы разработчиков стартуют с отметки 50 000 рублей и выше, поэтому мы рекомендуем на старте воспользоваться готовыми специализированными платформами для онлайн-обучения. Благо выбор на просторах Рунета сейчас довольно большой. Перечислим наиболее популярные площадки:

Stepik – продукт российских разработчиков, который позволяет не только проводить онлайн-конференции, но и собирать аналитику по пользователям, получать оплату за курсы и использовать мобильное приложение.

Teachbase - тот случай, когда есть возможность попробовать в деле саму платформу (есть бесплатный двухнедельный тестовый период) чтобы решить, насколько она подходит под ваши потребности.

GetCourse - платформа с обширным функционалом, который предполагает даже наличие CRM и возможность запуска партнерской программы для привлечения новых пользователей.

iSpring - подойдет тем, кому необходимо будет хранить большие объемы обучающих материалов в “облаке” и дает возможность геймификации учебного процесса, что крайне актуально для детских курсов и обычно стоит немалых денег в случае с “допиливанием” собственного продукта силами сторонних IT-разработчиков.

Большинство готовых площадок для проведения онлайн-курсов дают возможность сэкономить на установке собственной системы оплаты. В любом случае, не стоит забывать 54 Федеральный закон, который обязывает предпринимателя иметь онлайн-кассу, предоставлять чеки клиентам и подавать соответствующие данные о продажах в налоговую инспекцию. Затраты на покупку онлайн-кассы составят от 20 000 рублей.

Финансовые показатели

Среди преимуществ бизнеса в сфере детского онлайн-образования - возможность запуска проекта с небольшими инвестициями. Конечно, среди крупных проектов нередки случаи, когда в открытие онлайн-школы вкладывались шестизначные суммы, однако большинство предпринимателей на старте все же предпочтет запуститься, ограничившись малыми вложениями.

Наибольшие затраты придется понести в сфере маркетинга и оцифровки бизнеса.

Запуск первичной контекстной рекламной компании в сети: 50 000 рублей (далее бюджет на продвижение можно уменьшить, поскольку начнет работать так называемое “сарафанное радио” - ученики и их родители станут рекомендовать вашу онлайн-школу своим друзьям и знакомым, что уменьшит затраты на формирование новых групп).

Разработка сайта: 10 000 рублей

Предоплата за использование готовой площадки для онлайн-обучения: 10 000 руб.

Настройка и продвижение аккаунта в соцсетях: 20 000 рублей, включая услуги интернет-маркетолога

Затраты на открытие бизнеса (800 рублей госпошлина за лицензию, плюс госпошлина за открытие ИП или ООО, а также услуги консалтинговой компании по желанию): до 5000 руб.

Итого при открытии детской онлайн-школы на начальном этапе можно уложиться до 100 000 рублей.

Доходы онлайн-школы

Теперь что касается выручки. Аналитика российского онлайн-образования свидетельствует, что средний размер трат на детские курсы в стране пока меньше, чем на образование взрослого населения. Если за курсы совершеннолетних пользователей в 2020 году в среднем клиенты отдавали от 30 000 до 50 000 рублей, то по детским обучающим программам средний чек меньше - порядка 15 000 рублей (в среднем около 5 тысяч рублей в месяц).

Размер вознаграждения преподавателя варьируется и в среднем составляет порядка 40 процентов от выручки. Таким образом, сформировав минимум 5 группы из 5-6 человек с ежемесячной выручкой в 30 000 рублей каждая, предприниматель получит ежемесячно порядка 150 000 рублей.

Ежемесячные траты включают в себя следующие пункты:

Выплата сдельной заработной платы преподавателям - 60 000 руб.;

Затраты на онлайн-маркетинг - 20 000 руб.;

Налог: 9000 руб. (при работе ИП На УСН по системе 6 процентов от дохода). Кстати, в качестве альтернативы по оптимизации налоговой базы некоторые сейчас стали переходить на патентную систему - это 20 000 – 30 000 рублей в год в зависимости от региона.

Таким образом, чистая прибыль предпринимателя при указанном объеме учащихся составит 61 000 рублей. С одной стороны немного, однако не стоит забывать о некоторых положительных моментах:

Сумму вложений мы рассматривали минимальную, поэтому срок окупаемости онлайн-школы не превысит 2 месяцев.

Как любой другой проект в сфере услуг, онлайн-школа со временем начнет обрастать новыми клиентами по рекомендациям. Свой рост показывают с течением времени аккаунты в соцсетях.

Отложенный спрос, что особенно актуально в случае сезонности обучения (например, подготовка к ЕГЭ или поступлению в ВУЗы).

Если учесть ажиотажный спрос на онлайн-обучение в период пандемии, весьма велика вероятность того, что с течением времени прибыль от бизнеса будет расти. Закладывают существенное увеличение оборотов в сфере онлайн-обучения и эксперты ВШЭ (Высшей школы экономики). По их подсчетам, рынок обучения в сети в России по итогу 2020 года составит 40 миллиардов рублей, а уже через 3 года, в 2023-ем, вырастет до 60-ти. Поэтому в списке ниш для развития бизнеса в наступающем двадцать первом мы, безусловно, отдаем онлайн-школам одну из лидирующих позиций в топе.

Читайте также: