Что необходимо учитывать при формировании профориентационных групп в инклюзивных школах

Обновлено: 05.07.2024

Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Для правильного выбора профессии необходимо многое - знание своих возможностей и способностей, информированность о мире профессий и учебных заведениях, умение принимать обдуманные решения. Особенно трудно этот судьбоносный выбор дается людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены. Это обстоятельство сужает и усложняет выбор профессии для молодых людей с инвалидностью и ОВЗ, вносит в него элементы драматизма, которые часто проявляются как следствие противоречия между личными интересами, притязаниями субъекта выбора профессии и ограничениями, которые налагает на него медицинский диагноз.

Получение образования для детей-инвалидов, а также с ОВЗ является важнейшим фактором их успешной социализации в общественной жизни. Получение профессии – это один из самых эффективных способов самореализации, поэтому профориентация детей-инвалидов является важнейшей задачей государственной политики. Конечно же, профориентация лиц с ограниченными возможностями требует специальной разработки и имеет ряд своих особенностей, которые включают особые методы диагностики профессиональных склонностей, а также интересов человека, и принятие во внимание конкретных ограничений по состоянию здоровья.

Одной из приоритетных целей социальной политики России является модернизация системы образования в направлении повышения его качества и доступности для всех категорий граждан. Возможный путь реализации этой задачи - образовательная инклюзия, которая может рассматриваться как средство социальной реабилитации людей с инвалидностью. Развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора оптимального образовательного маршрута для человека вне зависимости от его физических возможностей. Получение среднего профессионального образования молодыми людьми с инвалидностью и с ОВЗ является эффективным условием их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Первейшим условием этого процесса и главной отправной точкой в адекватном планировании индивидуальной образовательной траектории молодого человека с инвалидностью или с ОВЗ при поступлении на учебу в профессиональную образовательную организацию является профориентационная работа, направленная на оказание поддержки будущему специалисту в его профессиональном становлении. Профессиональная ориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных в конечном итоге на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда. Это сложный, противоречивый и длительный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте и продолжается до момента сознательного выбора профессии в юности.

Деятельность на ранней стадии профессионального самоопределения предполагает постановку целей и ведущего направления в области получения среднего профессионального образования, которые формулируются на основе федеральных государственных образовательных стандартов, основных мотивов, потребностей личности с учетом имеющихся ограничений здоровья.

Проблема и специфика профориентационной работы состоит в том, что в плане адекватного планирования своей индивидуальной образовательной траектории зачастую присутствует непонимание своих профориентационных возможностей и требований к условиям профессиональной деятельности, узость представлений о мире профессий. В то же самое время маршрут профессионального развития и его результат будет зависеть от того, в какой степени они осознают свою особую ситуацию и ограничения возможностей здоровья. В связи с этим профориентационная помощь лицам с ОВЗ и инвалидам со стороны профессиональной образовательной организации в плане выявления и развития профессиональных наклонностей при планировании индивидуальной образовательной траектории должна быть выстроена в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями.

Основные задачи профориентации детей с ОВЗ:

1.Развитие трудовых навыков, а также трудовых качеств.

2.Расширение граней самопознания.

3.Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки.

4.Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.

Последний пункт для детей с ОВЗ имеет несколько другое значение, нежели для здорового человека. Труд для ребенка с физическими ограничениями заключается как в производительной сфере, так и в бытовой. То есть, это бытовой труд, самообслуживание, спорт и другие важные виды труда, которые представляют для детей с ОВЗ некоторые трудности. И чтобы такой ребенок смог себя нормально чувствовать в обществе, в первую очередь у него должен быть сформировано положительное отношение на труд в любых его формах и проявлениях.

Прежде чем заниматься профориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в первую очередь изучить специфику их заболеваний. Ведь самая большая сложность в ориентации на профессию среди лиц с ограниченными возможностями состоит в неоднородности состава таких групп. В соответствии с особенностями различных отклонений можно определить список подходящих и неподходящих профессий для детей с различными видами заболеваний

Основные этапы профориентации для детей - инвалидов можно представить в следующем виде.

Первый этап – предварительный. Начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, когда у ребенка завершается процесс развития рефлексии. Основные задачи этапа:

- формирование установок на труд и позитивное отношение к труду;

- развитие общетрудовых и предпрофессиональных качеств и навыков;

- формирование базовых ценностей, норм и правил профессионального поведения;

- формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору.

На втором этапе – диагностическом – выявляются индивидуальные особенности и возможности конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и/или профессиональной деятельности с учетом характера его заболевания.

Третий этап является формирующий, на котором происходит:

- развитие установок и мотиваций к рекомендуемым с медицинской точки зрения видам трудовой деятельности;

- развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности;

- сглаживание и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей (что требует совместных усилий родителей, воспитателей, психологов и других специалистов и проявления особого такта в беседах, затрагивающих эту, порой болезненную для ребенка, тему);

- содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора.

Чтобы реализовать задачу просвещения и информирования детей с ограниченными возможностями, необходимо проводить такие мероприятия, как специализированные игры, выставки, дни открытых дверей. Существует множество других способов ознакомления с профессиями в школе, которые считаются стандартными и проводятся из года в год. К примеру, ярмарки профессий, презентации, встречи со специалистами. Несмотря на кажущуюся банальность, именно такие мероприятия позволяют глубже ознакомиться с содержимым труда, заочно оценить свою пригодность к определённому виду деятельности и определить, каких качеств может быть недостаточно.

Для того чтобы выявить склонности к тому или иному виду труда, необходимо проводить такие виды работы, как анкетирование, беседы, тестирование, консультирование индивидуально или группами. Но при этом, выбирая способ и содержимое материала для диагностики, необходимо учитывать уровень развития и состояние здоровья детей.

В завершение можно подвести итоги.

Главным факторов профориентации детей - инвалидов является учет всех особенностей их отклонений. Для этого специалист должен быть хорошо ознакомлен с проблемой и медицинской историей ребенка. Родители и семья играют важнейшую роль в выборе профессии, в самоопределении и адаптации ребенка в социуме. Поэтому они должны быть привлечены к процессу. Профориентационная работа с детьми с ОВЗ должна иметь более индивидуальный характер, чем групповой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Влияние образовательной среды Самарского социально-педагогического колледжа на повышение учебной мотивации обучающихся

В статья содержатся материалы мониторинга образовательной среды и описаны формы работы с обучающимися по повышению учебной мотивации средствами образовательной среды.


Одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива детского дома является организация деятельности по профессиональной ориентации воспитанников. Профессиональная ори.

Взаимодействие профессиональной образовательной организации с социумом с целью профессиональной ориентации учащихся школ. май 2018

Данная статья несет в себе публикацию совместной работы профессионального учебного заведения со школой.

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения.

Инфраструктура информационно-образовательной среды в контексте использования электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе инклюзивного профессионального образования инвалидов

Выступление на семинаре.


Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога для работы в инклюзивной образовательной среде"

Доклад на тему "Формирование профессиональной компетентности педагога для работы в инклюзивной образовательной среде".

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы профориентационной работы в современной системе профессионального образования. В соответствии с выводами предлагается рассматривать профориентацио.

Читайте также: