Что направлено на развитие словесного творчества детей в доу

Обновлено: 02.07.2024

ФГОС определяет современные требования к усвоению программы дошкольного образования. Эти требования представлены в виде ориентиров, которые представляют собой социально – нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одним из основных компонентов структуры содержания дошкольного образования, согласно ФГОС: является познавательно – речевое развитие. К целевым ориентирам данного компонента относятся: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения, обладает развитой литературной речью, проявляет интерес к словесному искусству.

Дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии всех психических процессов, а особенно речи.

Многие исследователи отмечают, что словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. В ходе изучения теоретического материала я выяснила, что в нашей стране изучением детской речи занимались следующие ученые: Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова. На современном этапе темой словотворчества детей продолжают заниматься российские ученые: В. К. Харченко, Цейтлин и др.

Проводя анализ речевого развития детей на начало старшего дошкольного возраста, мы обратили внимание, что у детей отсутствует интерес к малым формам народного фольклора, не все дети понимают сюжет сказки, смысл пословиц, метафор. Ребята не различают жанры поэзии и прозы, речь недостаточно образна и выразительна. Перед нами встала проблема: используемые нами средства обучения не эффективны, не позволяют решить данную задачу. Проблема продиктовала противоречие между программными требованию к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста и средствами обучения, которые не эффективны в развитии детей по данному направлению.

В ходе анализа методической литературы выявили следующие методы и приемы, позволяющие развивать процесс словотворчества детей. Ими стали:

Игры – драматизации, импровизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Такие виды игровой активности создают естественные условия для возникновения языковых игр.

Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Под редакцией Сохина Ф. А. (М. Просвещение, 1991);

Методика использования малых фольклорных форм, автор Г. Клименко.

Дидактические игры, предложенные С. Кудрявцевой. Направлены на развитие у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей.

Интересна и многогранна методика Л. Б. Фесюковой, развивающая образное ти логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь.

Т. А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко предлагают использование методов и приемов ТРИЗ – технология, которая располагает конкретными приемами, методами для развития речевого творчества детей. Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Они позволяют сделать традиционное обучение развивающим.

Чтобы достигнуть высоких результатов в развитии детей по данному направлению, я решила использовать данные формы работы по развитию речевого творчества детей. Приемы развивающего обучения совершенствуют, модернизируют, дополняют традиционные формы работы.

Принимая во внимание и учитывая специфику отобранных методов и приемов в процессе обучения дошкольников по данному направлению, мы определили следующую цель: создание условий для творческой речевой деятельности дошкольника.

Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:

· Организовать развивающую речевую среду в группе (обогатить дидактическими пособиями, подобрать литературные произведения адекватно возрасту детей для обучения и развития словесного творчества).

· Организовать специальное обучение словотворчеству детей не только на специальных занятиях, но и других режимных моментах, с использованием методов и приемов развивающего обучения.

· Организовать консультативную помощь родителям по данному направлению.

На первом этапе работы были созданы условия для речевой деятельности дошкольников. Речевой уголок был пополнен дидактическими играми с речевым содержанием.

С целью привлечения интереса детей к сочинению сказок в речевой уголок были помещены мнемотаблицы к знакомым сказкам.

Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно оформленный книжный уголок группы, поэтому он был оснащен художественной литературой разного жанра, в соответствии с возрастом детей.

Для развития речевого творчества организовали музыкально – театральную зону, где были представлены: кукольный, настольный, пальчиковый и варежковый театры. Детям предоставлялась возможность проявлять речевое творчество при воспроизведении сказок, стихотворений, как собственного сочинения, так и из литературного опыта.

Так же среда обогатилась тризовскими дидактическими пособиями: схемами – таблицами по составлению сравнений, загадок, метафор, лимериков.

В нашем детском саду под руководством старшего воспитателя работает творческая группа по изучению и внедрению инновационной технологии ТРИЗ в образовательный процесс. Я являюсь членом данной творческой группы.

Согласно плану мероприятий творческой группы, я определила для себя следующе этапы работы по развитию словотворчества детей.

Авторы данной технологии предлагают начать работу по речевому творчеству с умения составлять загадки. Работа в этом направлении имеет следующую цель: развивать способность к анализу, обобщению, формирование умения самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умения ярко и лаконично передавать образы предметов.

И строилась по следующему плану:

- Нахождение схожих предметов, по какому – либо признаку в окружающей обстановке;

- С помощью предметных картинок дети учились анализировать и сравнивать разные предметы, искать образные сравнения;

- Введение модели, с помощью которой дети учатся отгадывать загадки;

-Ознакомление с моделью составления загадок, используя методы ТРИЗ. Коллективное составление загадок.

В результате первого этапа у детей развивались наблюдательность, внимание, воображение, формировалось умение рассуждать, анализировать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

На втором этапе шла работа по составлению метафор. По определению философов, метафора – это перенос свойств одного объекта на другой, основанный на скрытом сравнении. Работа с детьми по обучению составления метафор шла по определенным этапам. Предварительным этапом стало знакомство детей с творческими играми и заданиями, которые учили детей выделять характерные и специфические значения признаков объектов, разные значения к одному признаку. Затем прошло знакомство детей с моделью составления метафор. Практическая работа проходила на основе рассматривания сюжетных картин, анализа героев художественных произведений. Загадочные фразы составлялись в НОД по развитию речи, на речевых досугах, в совместной деятельности взрослого и детей в свободное от занятий время.

Он был веселый шалунишкой.

Однажды он в болото попал

И жить комарам помешал.

Раздавил он их целую кучу,

Налетели они на него тучей.

Искусали весь нос, Еле он ноги унес,

Вот какой бедненький Мишка.

Так же в своей практике с детьми использовала обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картин, с использованием мнемотехники. Цель данной работы: развитие памяти, мышления, воображения, внимания и мышления и речевой деятельности детей. Продуктивная деятельность детей по данной методике шла под руководством воспитателя по изготовлению мнемотаблиц по знакомым сказкам.

Используемый в практике метод моделирования сказок, знакомил детей с сериационным видом моделирования. Цель данного метода формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки, выделять в литературном произведении эпитеты, сравнения и активно их использовать при описании предметов, пересказе сказок сочинении историй. Продуктивная деятельность детей: моделирование сказок.

В результате мы получили продукт творческой деятельности:

Родители как часть образовательного процесса так же были вовлечены в данную деятельность. Через родительские собрания, семейные гостиные, групповые консультации, неделю открытых дверей, совместные досуги, выставки, беседы, наглядно – текстовую информацию мамы и папы узнавали значимость внедрения в работу с детьми методов и приемов ТРИЗ. На практических семинарах вместе с детьми родители сочиняли сказки, истории..

Подводя итог своей работы, могу сказать, что на каждом занятии по развитию речи, в свободное от НОД время нами используется игровой прием или сюрпризный момент (приход игрового персонажа, письма), создающие проблему для детей, мотивацию, дающую толчок к творчеству детей.

В результате постоянного включения методов и приемов инновационных технологий в НОД, свободную деятельность, у детей значительно снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость. У дошкольников значительно расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное , эмоциональное отношение к занятиям. Постепенно развивается логическое мышление, речевая и общая активность, развиваются все стороны речи дошкольников.

Результаты диагностики показали, что у детей хороший уровень развития. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения прилагательные.

На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно составлять загадки, сочинять лимерики.

Перспективами на будущее считаю, внедрять в практику работы с детьми данные методы и приемы. Дать детям инициативу, тем самым сделать данную деятельность более мотивированной.

Одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка.

В дошкольном возрасте ребенок способен не только воспринимать художественные произведения, выражать свое отношение к персонажам, но и осмысливать их поведение, обобщать, анализировать, экспериментировать, и на этой основе создавать новое для себя и сверстников. Особую роль при этом играет художественное воображение.

Образцом художественного текста с позиции структурно-смыслового единства содержания и формы является народная волшебная сказка.

ВложениеРазмер
statya_v_sbornik-galochkina_e.yu_._ds_187.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из приоритетных направлений педагогической науки на современном этапе является изучение творческой деятельности ребенка, поиски путей её формирования. Исследования психологов.(Л.С.Выготский, Б.М.Теплов) и педагогов (Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Дыбина О.В., Танина Л.В.) доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается активностью его эмоциональных и интеллектуальных сил.

В исследованиях, посвященных проблеме словесного творчества, одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор, в частности, народная сказка (М.М.Конина, Л.М.Панкратова, О.И.Соловьева, и др.). Авторы отмечают очевидность влияния отдельных элементов сказки на сочинение детей. Вместе с тем в исследованиях отмечается, что соответствие специфики народных средств сказки особенностям восприятия детей еще не обеспечивает положительного воздействия фольклора на развитие детского словесного творчества, Трудности детей связаны как с содержательной (подражательность, невыразительность сочинений, а логичность содержания), так и с формальной стороной высказывания (нарушение структуры повествования, ограниченное использование стилистических средств). Психологические предпосылки, обуславливающие возможности детей в области речевого творчества, с одной стороны, и трудности, возникающие при построении сказочного повествования – с другой, являются проблемой, которая возникает при организации работы с детьми по развитию словесного творчества дошкольников.

В отечественной педагогике словесное творчество рассматривается как двуединый процесс: накопление впечатлений в ходе познания действительности и творческая переработка их в словесной форме (Н.А.Ветлугина, О.С.Ушакова).

В специальном исследовании, посвященном обучении творческому рассказыванию, выполненном Н.А.Орлановой, выделяются следующие условия обучения творческому рассказыванию:

-обогащению опыта детей;

-богатство словаря и умение им пользоваться;

-овладение умением связно рассказывать, знание структуры рассказа: начало, кульминация, конец;

Динамику развития детского творчества под влиянием обучения прослеживает в своем исследовании С.К.Алексеева. Она обосновывает следующую последовательность обучения:

1 этап: Учить детей подчинять свой опыт определенному замыслу, обратить внимание детей на композиционные языковые особенности рассказов (обогащение жизненного и литературного опыта ребенка, ознакомление с языковыми средствами выразительности, анализ композиционного строения произведения);

2 этап: Определить правильное соотношение между стремлением ребенка показать себя в творческой деятельности и возможностью найти подходящие средства для выражения своего замысла. Обратить внимание детей на оценку рассказов (придумывание начала и окончание рассказа, обрисовать обстановку в которой происходит действие, самостоятельное художественное дополнение рассказов);

3 этап: Поставить ребенка перед необходимостью действовать более сознательно, более самостоятельно использовать условные способы словесного творчества (самостоятельный подбор сюжетных, композиционных и языковых средств, более глубокий анализ предложенных произведений, ознакомление с новыми языковыми средствами);

4 этап: Совершенствовать умения детей комбинировать и

преобразовывать полученные представления и восприятия, обрисовывать

действие в последовательности его развития логической связи.

Для развития творческой деятельности детей необходимо создавать специальные педагогические условия:

а) подбор литературных произведений с учетом возможности специфического воплощения их содержания;

б) проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, мимикой и жестами);

в) активное участие детей в составлении сценария и подготовки спектаклей.

В дошкольном возрасте ребенок способен не только воспринимать художественные произведения, выражать свое отношение к персонажам, но и осмысливать их поведение, обобщать, анализировать, экспериментировать, и на этой основе создавать новое для себя и сверстников. Особую роль при этом играет художественное воображение.

К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал важность развития речи и способностей средствами искусства, начиная с дошкольного возраста. Недостаточно, если дети поймут содержание произведения, необходимо почувствовать его выразительные особенности выражения и образные слова. В дальнейшем они будут глубже воспринимать литературные произведения, научатся тонко различать смысловые оттенки слова и переносить их в свое творчество.

Образцом художественного текста с позиции структурно-смыслового единства содержания и формы является народная волшебная сказка.

Многочисленные исследователи народной сказки (В.А.Бахтина, Н.М.Ведерникова, Р.М.Волков, Н.В.Новиков, А.И.Никифоров, Э.В.Померанцева и др.) в качестве отличительного признака волшебной сказки называют ее волшебно-фантастическое начало. Единство волшебного и фантастического делает волшебную сказку особенно привлекательной для детской аудитории. Своеобразное сочетание реального и вымышленного составляет содержание волшебной сказки.

Стиль волшебной сказки представляет собой единую систему взаимосвязанных приемов и средств. Традиционные языковые формы являются предметом изучения фольклорной фразеологии. К числу типичных средств поэтики волшебной сказки относят, прежде всего, устойчивые словесные формулы, традиционные формулы, поэтические штампы являющиеся важным элементом построения сказок подобного типа (присказки, зачины, концовки) и выполняющие различные функции в повествовании.

М.М.Конина выделяет два вида детских сочинений: творческая переработка известных сказок и собственно творческие сказки и отмечает наличие в них характерных особенностей сказки (типичных сюжетов, чудесных превращений и элементов героики, чудесных предметов, сказочной обрядности).

Для выявления особенностей восприятия сказки детьми старшего дошкольного возраста и для определения уровня словесного творчества к связной речи дошкольников мы использовали методику О.С.Ушаковой, выделив критерии и показатели.

1.Особенности восприятия сказки

-называние существенных признаков

-определение содержания сказки

-выделение структурных частей текста

-сохранение языковых средств выразительности

2.Особенности словесного творчества

-умение подчинить сюжетную линию общей теме

-использование приемов раскрытия образов персонажей и особенностей сюжета волшебной сказки

-умение использовать разные типы предложений

-способность оформлять высказывание по законам композиции сказки

3.Определение развития связной речи

-умение определять тему высказывания и правильно воспроизводить ее содержание

-умение использовать разные виды связи между предложениями

-использование разных типов предложений.

Неверные ответы детей заключались в неразличении сказки и рассказа.

Результаты диагностики показали, что у детей с седьмого года жизни отсутствует четкое представление о жанровых особенностях сказки, что, на наш взгляд, должно отразиться на сочинениях детей.

Понимание детьми содержания сказки определялось через выявление умения распознавать тему данного высказывания. В процессе обследования не было выявлено ни одного случая высокого уровня понимания содержания, требующего от ребенка наличие элементарных навыков анализа произведения. На основании результатов диагностики были выявлены уровни восприятия детьми народной сказки.

I уровень (высокий). Определяют жанр сказки. Называют его существенные признаки. Обобщенно определяют содержание сказки. Видят границы структурных частей текста. Стремятся сохранить языковые средства выразительности.

II уровень (средний). Правильно определяют жанр сказки, но в порядке аргументации выдвигают как существенные, так и формальные его признаки. Определяют тему повествования. Часто испытывают затруднения при вычленении основных частей композиции. Используют дополнительные языковые средства.

III уровень (низкий). Затрудняются в определении жанровой принадлежности произведения и в выявлении отличительных признаков сказки. Не понимают содержание произведения. Не видят границ между завязкой, развитием действий и развязкой сказки. Не выделяют средства выразительности сказки.

Необходимым условием словесного творчества дошкольников являются сформированность навыков связной речи, поэтому целью задания 2 стало определение уровня развития связной речи при воспроизведении содержания сказки.

Критериями для анализа пересказов детей стали традиционные в методике развития речи показатели:

  1. Понимание темы
  2. Объем и грамматика высказывания
  3. Лексика высказывания
  4. Средства связи
  5. Структурная организация каждой части
  6. Плавность и самостоятельность изложения.

Полученные данные позволили определить следующие уровни связной речи дошкольников.

I (высокий). Обобщенно определяют тему высказывания и правильно воспроизводят его содержание. Используют различные типы предложений, грамматические ошибки отсутствуют. Используют свои точные словозамены, разнообразные способы связи между предложениями. Точно оформляют высказывание. Самостоятельно пересказывают текст без пауз.

II (средний). Определяют тему высказывания. Допускают незначительные отклонения от текста. Ограниченно используют сложные предложения, возможны единичные грамматические ошибки. Обращаются к отдельным средствам языковой выразительности. Способы связи не отличаются многообразием. В случае затруднений используют небольшое количество пауз и нуждаются в дополнительных вопросах.

III (низкий). Не определяют тему высказывания. Схематично передают события, не используя средств выразительности. Допускают грамматические ошибки. При передаче содержания нарушают композиционную целостность. Не умеют самостоятельно пересказать текст (делают паузы, повторы, нуждаются в подсказках).

Вторую группу показателей составили некоторые общепринятые критерии творчества:

Беглость – способность к порождению большего числа идей, выраженных в словесных формулировках или рисунках.

Гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Оригинальность – способность к выдвижению идеи.

Аутентичность – соответствие эмоциональной реакции потребностям, ценностям и интересам субъекта.

Результаты, полученные в ходе выполнения задания, могут служить основанием для определения уровней словесного творчества старших дошкольников.

I (высокий). Подчиняют сюжетную линию общей теме. Оригинально используют в сочинении приемы раскрытия образов персонажей и особенности сюжета волшебной сказки. Обращаются к традиционным изобразительно-выразительным средствам сказки.

II (средний). Стараются придерживаться выбранной темы, неточный подбор заголовка. Используют отдельные элементы сказки в сочинениях с самостоятельным сюжетом и несложным содержанием. Затрудняются в структурном оформлении повествования (одна из частей композиции отсутствует).

III (низкий). В основном придерживаются темы, но затрудняются в ее раскрытии, название отсутствует. Схематично передают события повествования или пересказывают без изменения известную сказку.

Анализ полученных результатов показал невысокий уровень развития словесного творчества детей и позволил определить пути дальнейшей работы.

Нами были разработана и апробирована система занятий и игр с включением волшебной сказки, созданы ситуации для игровых импровизаций и вовлечения детей в подготовку атрибутов, спектаклей, выставок детского творчества, что способствовало значительному повышению уровня словесного творчества старших дошкольников.

Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой комплексный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Речь становиться образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Развитие образной речи должно проходить в единстве с другими направлениями работы над словом – лексическим, грамматическим, фонетическим. По тому, как ребенок строит свое высказывание, настолько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития. Систематические задания на использование разнообразных средств художественной выразительности подводят детей к самостоятельному словесному творчеству.

Задание по развитию словесного творчества детей.

Указания: обведите кружком тот ответ, который вы считаете правильным.

  1. Кто является автором первого в мире руководства по дошкольному воспитанию, в котором отражены задачи развития речи?
    а) В.М. Бехтерев
    б) К.Д.Ушинский
    в) Л.Н.Толстой
    г) И.Г. Песталоцци
    д) Я.А. Коменский
  2. Словообразование – это компонент …
    а) грамматической стороны речи
    б) звуковой стороны речи
    в) связной речи
    г) лексической стороны речи
    д) образной речи
  3. Какая из форм словесного творчества считается наиболее простой по степени самостоятельности?
    а) придумывание песен и попевок
    б) сочинение стихотворений
    в) составление собственных рассказов
    г) составление творческих пересказов
    д) сочинение сказок и рассказов
  4. Что направлено на развитие словесного творчества детей?
    а) формирование навыков самообслуживания
    б) подготовка к обучению грамоте
    в) организация наблюдений, ориентированных на образное восприятие окружающей действительности
    г) развитие навыков правильного звукопроизношения
    д) развитие фонематического слуха
  5. Какая инструкция к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность?
    а) составь рассказ по картинке …
    б) придумай новую историю о …
    в) расскажи о
    г) придумай рассказ о …
    д) вспомни историю о .

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придает речи своеобразие, выразительность, меткость. Развитие образной речи является важной составной частью социализации дошкольников: ребенок, владеющий ее основами, быстрее наладит контакты даже в незнакомом обществе.

В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их значение, а значит, не используют в своей речи. Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.

Особое значение при речевом общении имеют различные художественно-выразительные средства, умелое использование которых в речи воспитателя способствует формированию у детей образной, эмоционально окрашенной речи.

Задание. Подбери правильные определения к словам – эпитет, литота, гипербола, постоянный эпитет, простое сравнение, метафора, олицетворение.

  1. Образное определение, художественная характеристика предмета или явления в виде сравнения - _____________________________________
    Например: чистая, пушистая снежинка
  2. В народном фольклоре слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее характерный, всегда наличествующий родовой признак - _________________________________
    Например: добрый молодец, красна девица
  3. Прямое сопоставление одного предмета или явления с другими по какому-либо признаку - _________________________________________________
    Например: Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз …
  4. Перенос названия одного предмета (явления, действия) на другой на основании их сходства - ___________________________________________
    Например: снег кружиться, снег ложиться
  5. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления - ___________________________________________________
    Например: грустная береза, говорливый ручей
  6. Художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия - ____________________________________
    Например: мальчик-с-пальчик
  7. Преувеличение свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности речи - _______________________________

Ответы: 1 – эпитет, 2 – постоянный эпитет, 3 – простое сравнение, 4 – метафора, 5 – олицетворение, 6 – литота, 7 – гипербола.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Осуществлять словарную работу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими. Еще один аспект этой задачи – обогащение словаря самих педагогов. Ведь активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Задание: Что означают эти слова:

  1. Амброзия - пища, ржавчина, цветок
  2. Кавалькада - украшение, группа всадников, стихотворение
  3. Казус - кактус, случай, котелок
  4. Компост - удобрение, компот, груз
  5. Ланцет - лист, нож, щипцы
  6. Блиндаж - повязка, картина, укрытие
  7. Болид - удар, метеорит, болезнь
  8. Иерархия - лестница, церковь, договор
  9. Летаргия - молитва, сон, растение
  10. Сомнамбула - лунатик, рыба, переполох
  11. Маис - рис, кукуруза, костюм
  12. Дрезина - тележка, шина, калоша

Задание: объясни выражения.

Дело в шляпе – все в порядке

Плясать под чужую дудку – действовать не по собственной воле

Проглотить пилюлю – испытать неприятность

С иголочки – о безупречно одетом человеке

Чесать язык – болтать попусту

Как на иголках – состояние крайнего волнения, беспокойства

Бить ключом – бурно, активно

Очки втирать – обманывать

Как белка в колесе – быть в постоянных заботах, хлопотах

Морочить голову – отвлекать от основного дела пустыми разговорами

Задание: кому принадлежат эти слова.

  1. Счастливые часов не наблюдают. (Грибоедов)
  2. Да, были люди в наше время.(Лермонтов)
  3. Человек – это звучит гордо. (Горький)
  4. Чему смеетесь? Над собой смеетесь? (Гоголь)
  5. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. (Тютчев)
  6. И вечный бой! Покой нам только снится. (Блок)

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи , подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Задание: назвать полностью пословицу (по 2 данным словам)

  1. Семья – душа
    Вся семья вместе, так и душа на месте.
  2. Доме – стены
    В своем доме и стены помогают.
  3. Перьем – ученьем
    Красна птица перьем , а человек ученьем.
  4. Горек – сладок
    Корень ученья горек, да плод его сладок.
  5. Калачи – печи
    Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  6. Кормит – портит
    Труд кормит, а лень портит.
  7. Знать – спать
    Кто хочет много знать, тому надо мало спать
  8. Время – час
    Делу время, потехе – час.
  9. Жить – служить
    Жить – Родине служить.
  10. Земля – мила
    Своя земля и в горсти мила.
  11. Тепло – добро
    При солнышке тепло, при матери добро.

Русский язык богат словами, позволяющими выразить оттенки любого чувства, явления или предмета. Например, веселую песенку можно назвать задорной, радостной, зажигательной, бодрой. Такие слова называются синонимами, т.е. словами близкими по смыслу. Игры на подбор прилагательных к данному слову способствуют развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Задание: вставить пропущенные слова в тексте.

За __________ почерневшей оградой сада, в тени ____________ дубов и лип кое-где цвели на запущенных клумбах __________________ цветы – флоксы и золотые шары. На ____________________ скамье, с _______________ пор стоявшей под кустами акации, грелся на солнышке ___________________ старик в рыжей шляпе. У его ног, положив острую морду на вытянутые лапы, лежал _____________________________ пес. Иногда из дома доносились звуки ________________ расстроенного рояля, и тогда старик, и собака вздрагивали.

Слова для вставок: старый, ветхий, древний, старинный, вековой, давний, многолетний, дряхлый.

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок.

  1. Пес без шапки - Кот в сапогах
  2. Красные усы – Синяя борода
  3. Красивый цыпленок – Гадкий утенок
  4. Серебряная курочка – Золотой петушок
  5. Черная туфелька – Красная шапочка

Задание: Каких слов не хватает?
I. Без задних . ; брать быка за . ; брать себя в . ; бросать слова на . ; взять голыми . ; водить за . ; не разольёшь . ; вывести на чистую . ; делать из мухи . ; держать язык за . ; держать камень за . ; ждать у моря . ; за тридевять . ; зарубить себе на . ; знать все ходы и . ; заговаривать . ; ищи ветра в .

II. Гроша медного не . ; днём с огнём не . ; душа в пятки . ; золотые горы . ; в ежовых рукавицах . ; душа в душу . ; и в ус себе не . ; куда глаза. ; из кожи вон . ; как на иголках . ; вокруг пальца. ; палец о палец не . ; впросак . ; лапшу на уши . ; пыль в глаза .

Красивая правильная речь – несомненное достоинство. Особенно украшают ее меткие образные выражения – фразеологизмы. Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию. Хорошо, если по ходу изучения того или иного фразеологизма, вы будете вспоминать какие-нибудь подходящие ситуации из жизни вашей группы.

Задание: Найдите в этом тексте фразеологизм. Как можно сказать по-другому?

Для справок. Что было сил (кричать, бежать); во всё горло (кричать); во всю Ивановскую (кричать); как иерихонская труба (кричать).

Дорогие коллеги! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупицы чистого золота.

Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Бедность словаря воспитателя, задерживает развитие детей и обедняет их речь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования, науки и молодежной политики

Студентка 3 курса,

Словесное творчество дошкольника

Руководитель: Цускман Е.Е.

дисциплин высшей категории

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………….

1.1 Роль словесного творчества в жизни ребенка дошкольного возраста…………. ………………………………………………………….

1.2 Особенности и основные этапы развития словесного творчества у детей дошкольного возраста …………………………..……………………

Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………..

2.1 Факторы, влияющие на развитие словесного творчества……………

2.2 Приёмы и методы развития словесного творчества дошкольников…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….

Творческое начало в человеке, его потребность в общении и созидании возникают и начинают развиваться в дошкольном возрасте. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребенка, изменяет его взаимоотношения с окружающими. речь, являясь средством общения, помогает ребенку усвоить формы сотрудничества с окружающей социальной средой, тем самым актуализировать процесс личностного развития. Речь не передается по наследству, овладев речью, человек находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Дошкольный возраст можно рассматривать, как период интенсивного развития творческих возможностей человека. В данном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. К наиболее сложному виду творческой деятельности ребёнка можно отнести словесное творчество.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартов дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечить развитие личности и способностей детей в различных видах творчества и охватывать структурные единицы, представляющие определённые образовательные области, в том числе и речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества.

В дошкольной педагогике и детской психологии такими учёными, как В.В. Гербова, Л.М. Гурович, Р. И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.Е. Зубарева, О. С. Ушакова было отмечено, что среди различных видов художественной творческой деятельности словесному творчеству отводится особое место как жизненно важной, коммуникативной и социально-личностной функции, формирование которой происходит в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.

В трудах указанных специалистов отмечено, что словесное творчество – это естественный способ, который помогает освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словесное творчество благотворное влияет на развитие речи и воображения, что в дальнейшем существенно повлияет на успешность обучения ребенка.

Актуальность проблемы данного исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных загадок, сказок, небылиц, стихов, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных педагогических условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.

Проблеме развития словесного творчества детей-дошкольников посвятили труды такие специалисты, как: З.Г. Сахипова, Н.А. Стародубова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Н.С. Карпинская, Л.Б. Фесюкова.

На основе изученных исследований был сформирован научный аппарат исследования.

Цель исследования – изучить теоретические основы развития словесного творчества у детей дошкольного возраста.

Объект – это процесс формирования интереса детей дошкольного возраста к словесному творчеству.

Предмет – процесс развития словесного творчества у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели и (подтверждения гипотезы) были определены следующие задачи исследования:

- изучить особенности детского интереса к словесному творчеству у детей дошкольного возраста;

- определить роль словесного творчества в жизни ребенка дошкольного возраста;

- исследовать различные методики для ознакомления детей со словесным творчеством;

В соответствии с целью и поставленными задачами в курсовой работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, изучение специальной литературы и обобщение педагогического опыта, анализ понятийно терминологической системы и др.

Практическая значимость курсовой работы заключается в применении материала в представленной курсовой работы для подготовки и проведения занятий с детьми в ДОУ. Также представленные материалы могут быть применимы при разработке курсов повышения квалификации педагогических работников и разработке лекций для студентов вузов.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Роль словесного творчества в жизни ребенка дошкольного возраста

Одной из главных особенностей развития речи дошкольника лет является детское словотворчество.

Словесное творчество – появление новых слов в речи ребенка, которое составляет одну из важнейших особенностей речевого развития.

Отметим, что представители различных научных школ рассматривали такие виды речевого творчества, как словотворчество. Понимание того, что это интегративный вид деятельности ребенка, что существуют и другие, более сложные виды словесного творчества, пока отсутствует

С. Н. Цейтлин в своих трудах отмечает, что потребность в словесном творчестве ребенка дошкольного возраста возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. При дефиците речевого опыта словесное творчество позволяет ребенку дошкольного возраста на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи [20].

Словесное творчество – явление детской речи, которое состоит в том, что в ходе повседневного общения или игры дети спонтанно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих и тем самым не может быть имитационно усвоена ребенком.

Особое место в личностном развитии данного возрастного периода занимает процесс культур творчества, и развитие речевого творчества дошкольника возможно в процессе приобщения детей к разным видам социальной культуры [2]. Бесспорно, самые первые годы ребенка являются наиболее сензитивными (чувствительными, восприимчивыми) для развития речи.

Несомненно, наличие творческой составляющей в становлении речи малыша обогащает и социализирует его с самого раннего детства.

Воспитывая ребенка дома до трех самых значимых для его развития лет, не все родители достаточно внимательны к его речи. Некоторые хотят развивать детскую речь, но не готовы к этой деятельности, другие и не подозревают о существовании речевого творчества, а при его проявлениях не знают, как на это реагировать. Эта проблема, бесспорно, является одной из основных в развитии творческой личности дошкольника.

Детское словотворчество – то есть сам процесс создания ребенком новых для него слов, которые зачастую так умиляют взрослых, характерен для младшего дошкольного возраста. В возрасте пяти-шести лет ребенок уже запоминает достаточно много основных речевых оборотов, которые используют взрослые, и потребность в формировании собственных новых слов угасает естественным образом. Поэтому детское словотворчество это результат аналитики, логики и работы памяти.

Детское словотворчество нужно поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Следует стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых слов. Словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. И наоборот, небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей является причиной конца любого творчества.

1.2 Особенности и основные этапы развития словесного творчества у детей дошкольного возраста

Важной характеристикой детского словотворчества является ориентация ребенка на языковую систему. Период активного использования всех возможностей системы при полном или почти полном игнорировании нормы считается наиболее продуктивным и творческим в развитии речи ребенка. Главным приобретением этого периода является развитие у ребенка тонкого языкового чутья [13].

В младшем дошкольном возрасте - необходимостью назвать своим словом принципиально новый объект; в среднем и старшем дошкольном возрасте на первый план выступает ориентировочная и экспрессивная (эстетическая) функция. Ребенок начинает, обыгрывать слова, создавая по несколько вариантов.

К пяти-шести годам словотворчество в речи детей начинает угасать. Это связано со снижением природного чутья к языку. Отмечается стремление ребенка говорить так, как говорят взрослые. Связать угасание детского словотворчества можно с тем, что ребенок уже довольно прочно усваивает грамматические формы и свободно их использует.

Если первоначально механизм словотворчества используется ребенком непроизвольно и неосознанно, то мере расширения когнитивно-языкового опыта происходит постепенное осознавание и намеренное использование словотворчества в различных ситуациях общения.

Словотворчеству способствует развитие детского художественного творчества, в котором можно выделить три этапа.

На первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего, т.е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно, а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы.

Второй этап – сам процесс детского творчества. Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть простейшими художественными средствами. Задача педагога – помочь ему в этом.

Третий этап – завершающий, который характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребенок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольника становятся еще полнее, если он убеждаются в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов различных жанров детской литературы.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг [8].

Выводы по главе 1

Таким образом, несмотря на то, что полного единства в научных взглядах на природу и механизмы детского словообразования и словотворчества на сегодняшний день не достигнуто, тем не менее, все исследователи без исключения подчёркивают огромную значимость словесного творчеств, которое по мнению учёных, психологов, психолингвистов, является одним из ярких показателей творческого развития. При нормальном речевом развитии ребёнка и специальных педагогических условиях образования, его словарь увеличивается как в количественном, так и в качественном отношении. Одновременно с этим у детей постепенно формируется навык словообразования, который тесно связан со словотворчеством.

Поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития этой способности нет сомнения, однако должна быть помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе.

Читайте также: