Что мы знаем о движении воды в океане 7 класс география кратко

Обновлено: 07.07.2024

Динамика вод Мирового океана. Волны. Общие положения

Мировой океан - это основная часть гидросферы, характеризующаяся особенностями температурного, солевого и биологического состава.

Одной из основополагающих характеристик Мирового океана, как части гидросферы, является непрерывное движение и перемешивание вод.

Движение водных масс происходит не только на поверхности Мирового океана, но и в его глубинах, вплоть до придонных слоев. Динамика воды наблюдается во всей ее толще, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Данные процессы поддерживают регулярное перемешивание водных масс, перераспределение тепла, газов и солей, что обеспечивает постоянство химического, солевого, температурного и газового составов. К формам движения (динамики) водных масс в Мировом океане относятся:

  • волны и зыбь;
  • волны стихийного характера;
  • течения и приливы;
  • конвективные токи и т. д.

Волны – это явление, образующееся под действием внешних сил различного характера (ветра, Солнца и Луны, землетрясений и т.д.) и представляющее собой периодические систематические колебания частиц воды. Основной причиной образования волн на поверхности любого водного объекта, к которым относятся и воды Мирового океана – является ветер и ветровые процессы. Незначительная скорость ветра равная порядка $0,2-0,3$ м/с в процессе трения воздуха о поверхность водных масс вызывает систему незначительных равномерных волнений, называемых рябью. Рябь проявляется при единовременных порывах ветра и моментально затухает при отсутствии воздействия ветровых процессов. Если скорость ветра составляет $1$ м/с и более, то в таких случаях формируются ветровые волны.

Формирование волнений вод Мирового океана может быть вызвано не только благодаря воздействию ветровых процессов, но и также резким изменением атмосферного давления, приливообразующими силами (приливные волны), стихийными процессами - землетрясениями, извержениями вулканов (сейсмические волны – цунами). Корабли, яхты, паромы, лодки и прочие судоходные инженерные сооружения, в процессе своей непосредственной деятельности, при рассекании поверхности водного зеркала создают особые волны называемые корабельными.

Готовые работы на аналогичную тему

Волны, формирующиеся исключительно под влиянием внешних, вызывающих их сил, - вынужденные. Волны, которые продолжают свое существование некоторое количество времени после того, как сила, вызывающая их, прекратила свое действие называются свободными. Волны, которые сформированы на поверхности водного зеркала, а также в самом верхнем слое водных масс Мирового океана (до $200$м.) –поверхностные.

Волны, возникающие в более глубоких частях океанов и визуально незаметные на поверхности воды, называются внутренними волнами.

Сила и размер ветровых волн напрямую зависят от скорости ветра, временной составляющей его воздействия на поверхность водного зеркала, а также размера и глубины пространства водных масс, охваченных ветровыми процессами. Высота волн, от основания до ее гребня, обычно составляет не более $5$ метров, значительно реже наблюдаются волны с высотой от $7$ до $12$ метров и более. Самыми большими по размеру и силе ветровые волны образуются в южном полушарии Земли, это объясняется тем, что в этой части океан непрерывен, отсутствуют крупные участки суши в виде материков или островов, а также на высоту волн оказывают влияние сильные и постоянные западные ветры. Волны в этом регионе Мирового океана могут достигать $25$ метров в высоту, а их длина может составлять сотни метров. Гораздо меньше волны в открытых и особенно во внутренних морях, чем в открытом океане. Например, в Черном море максимальная отмеченная высота волн составляет $12$ метров, в Азовском море эти показатели на порядок ниже – $4$ метра.

В момент, когда прекращается ветровая деятельность в океане формируются длинные пологие волны – зыбь. Зыбь – это наиболее идеальная и неискаженная форма волны. Поскольку зыбь – это и есть по сути свободное волнение, то и распространяется эта волна гораздо быстрее по сравнению с другими волнами. Длина такой волны в состоянии зыби может устанавливаться до нескольких сотен метров, а принимая во внимание их малую высоту, волновые процессы зыби в Мировом океане, особенно на открытых его участках, практически незаметны.

Однако, поскольку распространение волн происходит со значительной скоростью, то они имеют свойство обрушиваться на береговую часть суши за несколько сотен и даже тысяч километров от места их первоначального образования. Движение водных масс с глубиной активно затухает. На глубине, равной длине волны, волнение практически прекращается.

Так как длины ветровых волн во многих случаях является не значительной, то даже при самом активном волнении, на глубине от $50$ метров и глубже данные волны практически не ощутимы. Таким образом, сила волн напрямую зависит от ее высоты, длины и ширины гребня. Но основная роль все-таки принадлежит ее высоте.

Из-за непостоянства водной среды и регулярной динамики и перемешивания, слои водных масс Мирового океана обладают различной степенью плотностью, вязкости, скорости движения, солевого состава. Наиболее ярким примером служат районы Мирового океана, где присутствуют такие явления как таяние ледников, айсбергов, в местах интенсивного выпадения атмосферных осадков и в устьях полноводных рек. В данном случае воды Мирового океана покрываются слоем пресной воды, формируя необходимые условия для образования так называемой внутренней волны, проходящей на поверхности водораздела пресных и соленых водных масс.

На основании океанологических исследований было установлено, что внутренние волны в открытом Мировом океане встречаются с той же частотой, что и волны поверхностные. Довольно часто основными механизмами образования внутренних волн являются процессы изменения атмосферного давления, скорость ветра, землетрясения, приливообразующие и другие факторы. Внутренние волны характеризуются значительной амплитудой, но не большой скоростью распространения. Высота внутренних волн как правило достигает $20–30$ м, но может составлять и до $200$ метров. Волны с такой высотой характеризуются как редкое и непостоянное явление, но все же встречаются, например, в Южной Европе в районе Гибралтарского пролива.

Течения Мирового океана

Морские течения - одна из важнейших форм движения в Мировом океане. Течениями называются относительно правильные периодические и постоянные глубинные и поверхностные перемещения масс вод Мирового океана в горизонтальном направлении. Основные течения Мирового океана представлены на рис.1.

Основные течения Мирового океана

Данные перемещения водных масс играют одну из первоочередных ролей как в жизни Мирового океана, так и его обитателей, к которым относятся:

  • обмен вод Мирового океана;
  • создание особых климатических условий;
  • рельефообразующая функция (преобразование береговой линии);
  • перенос масс льда;
  • создание условий обитания для жизни биологических ресурсов океанов.

Также одной из ведущих ролей океанических течений является циркуляция атмосферы и создании определенных климатических условий различных частей планеты.

Огромное количество течений Мирового океана можно разделить на категории:

  • по происхождению;
  • по устойчивости;
  • по глубине расположения;
  • по характеру движения;
  • по физико-химическим свойствам.

По происхождению течения в свою очередь подразделяются на: фрикционные, градиентные и приливно-отливные. Фрикционные течения образованы под воздействием ветровых сил. Так, фрикционные течения, которые вызваны временными ветрами, называют ветровыми, а вызванные господствующими ветрами-дрейфовыми. Среди градиентных течений можно выделить: бароградиентные, стоковые, сточные, плотностные (конвекционные), компенсационные. Стоковые течения формируютсяв результате наклона уровня моря, которое вызвано впадением речных пресных вод в океанические воды, выпадением атмосферных осадков или их испарением; сточные обусловлены наклоном уровня моря, характеризующегося впадением воды из других районов моря под воздействием внешних сил.

Течения приводят к снижению объема воды в одной части Мирового океана, вызывая снижение уровня, и увеличению в другой. Разность уровней между частями Мирового океана мгновенно приводит к движению соседние части, которые стремятся ликвидировать эту разность. Таким образом, рождаются компенсационные течения, то есть течения вторичного характера, возмещающие отток воды.

Приливно-отливные течения создаются составляющими приливообразующих сил. Наибольшую скорость эти течения имеют в узких проливах (до $22$ км/ч), в открытом океане она не превышает $1$ км/ч. В море редко наблюдаются течения, обусловленные только одним из указанных факторов или процессов.

По устойчивости течения подразделяются на постоянные, периодические и временные течения. Постоянные – это течения, всегда находящиеся в одних и тех же районах Мирового океана и практически не изменяющие свои скорость и направление за конкретный сезон или календарный год. К ярким примерам таких течений можно отнести пассатные течения, такие как Гольфстрим и другие. Периодические – это течения, направление и скорость которых изменяются на основании тех изменений, которые вызвали их причин. Временные – это течения вызываемые причинами случайного характера (порывами ветра).

По глубине течения можно разделить на поверхностные, глубинные и придонные. По характеру движения - меандрирующие, прямолинейные и криволинейные. По физико-химическим свойствам - теплые, холодные и нейтральные, соленые и распресненные. Характер течений формируется из соотношения показателей температуры или соответственно солености воды, формирующих течение. Если температура течений превышает температуру окружающих водных масс, то течения называются теплыми, а если ниже – холодными. Аналогично с этим определяются соленые и распресненные течения.

Сейсмические и приливные волны

Сейсмические волны (цунами)

Основной причиной формирования сейсмических волн (цунами) являются преобразование рельефа океанического дна, происходящие в результате движения литосферных плит, следствием которых являются землетрясения, оползни, провалы, поднятия и другие явления, которые носят стихийный характер и возникают моментально на значительных участках океанического дна. Стоит отметить, что механизм зарождения сейсмических волн во многом зависит от характера процессов, преобразующих рельеф океанического дна. Например, при формировании цунами в открытом океане в процессе появления провала или трещины на дне участка Мирового океана, вода мгновенно устремляется в центр образованного углубления, заполняя сначала его, а вслед за этим переполняет, образуя огромный по объему столб воды на поверхности океана.

Образованию цунами в открытом океане и их обрушению на берег как правило предшествует снижение уровня воды. Всего за несколько минут вода отступает от суши на сотни метров, а в отдельных случаях и на километры, после этого на берег обрушиваются цунами. Вслед за первой самой крупной волной обычно приходят еще в среднем от $2$ до $5$ волн меньшего размера, с интервалом от $15-20$ минут до нескольких часов.

Скорость распространения волн цунами огромна и составляет $150-900$ км/ч. Обрушиваясь на побережья и населенные пункты, расположенные в зоне воздействия таких волн, цунами способны уносить человеческие жизни, разрушать объекты инфраструктуры, производственные здания и социальные объекты. Примером наиболее разрушительных цунами за последнее время может служить цунами в Индийском океана в $2004$ г., которое унесло жизни более чем $200$ тысяч человек и причинило ущерб на миллиарды долларов.

Появление цунами, в настоящий момент, можно предсказать с высоким коэффициентом точности. Основами таких прогнозов является наличие сейсмической активности (толчков) под толщей вод Мирового океана. Как правило, предсказания осуществляются по средствам следующих способов:

  • сейсмический мониторинг;
  • мониторинг с помощью мареографов (над уровнем поверхности Мирового океана);
  • акустические наблюдения.

Данные способы позволяют вырабатывать и предпринимать превентивные меры, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Приливные волны

Приливные волны – это явления, возникающие под воздействием сил притяжения Луны и Солнца и характеризующиеся периодическими колебаниями уровня Мирового океана. Действующие силы притяжения в системе Земля-Луна, а также центробежная сила, объясняют формирование приливных волн, одна из которых возникает на стороне, которая обращена к Луне, а другая – на противоположной.

Формирование приливной деятельности обусловлено не только участием Луны, но и влиянием Солнца, однако из-за гораздо большей удаленности Солнца от Земли, солнечные приливы более чем в $2$ раза меньше лунных. Ключевое влияние на приливы оказывают очертания береговой линии, наличие островов и так далее. Эта причина объясняет то, как приливные колебания уровня Мирового океана на одной и той же широте изменяются в широких пределах. Незначительные приливы наблюдаются у островов. В открытых водах Мирового океана подъем воды во время прилива может достигать не более $1$ метра. Гораздо больших значений приливы достигают в устьях рек, проливах и в заливах с извилистыми берегами.

Океанические течения отличаются по происхождению, характеру изменчивости, расположению, температуре и солёности.

Виды течений.jpg

Самыми мощными являются ветровые течения, которые образуются под воздействием постоянных ветров. Северное и Южное Пассатные течения возникают под действием пассатов. Они пересекают океан с востока на запад, но, встретив на своём пути восточный берег материка, они расходятся в разные стороны. Небольшая часть разворачивается в обратную сторону и образует Межпассатное противотечение . Остальные двигаются вдоль континентов на север и на юг. У берегов Северной Америки продвигается знаменитое течение Гольфстрим (начинается в Мексиканском заливе), у берегов Евразии проходит течение Куросио .

Западные ветры в Южном полушарии вызывают самое мощное течение Западных Ветров . В Северном полушарии под влиянием западного переноса течения отклоняются на восток, например, Северо-Атлантическое и Северо-Тихоокеанское .

Карта океанических течений.jpg

По температуре различают тёплые и холодные течения . Температура воды в них отличается от температуры окружающих океанских вод.

Тёплыми считаются течения, которые несут более тёплую воду: Гольфстрим , Куросио , Северо-Тихоокеанское , Восточно-Австралийское , Мозамбикское , Бразильское . Они движутся из низких широт в высокие.

Воды холодных течений холоднее по сравнению с окружающей акваторией: Перуанское , Лабрадорское , Калифорнийское , Бенгельское , Канарское , Западно-Австралийское и др. Они движутся из высоких широт в низкие.

Примерами постоянных течений являются Северное и Южное пассатные, Гольфстрим, Куросио, течение Западных Ветров и другие устойчивые. К сезонным течениям относятся течения в северной части Индийского океана, где они меняют своё направление в зависимости от летнего и зимнего тропического циклона.

Океан находится в вечном движении. Ни миллиардной доли секунды он не находится в покое — дышит, колышится, вздыбливается, бушует, разрушает берега и топит корабли, сметает целые острова, заставляет людей в одних местах покидать целые города, в других — строить новые курорты.

Что же заставляет воду находиться в вечном движении? Многое, очень многое. Возможно, мы не все еще об этом знаем и сейчас. В первую очередь, это сила притяжения небесных тел, порождающая приливы и отливы. Это и солнечная энергия, благодаря которой вода неравномерно нагревается и испаряется. Это и вращение Земли, создающее неодинаковое напряжение сил в водной толще. Это и различные химические и биохимические реакции, протекающие в воде и вызывающие диффузионные потоки. Это. Можно перечислить еще множество причин такого поведения океана. Но первое, что обычно бросается нам в глаза,— это ветер и волны, вызывающие колебания и перемещения воды.

Люди с древних времен пытались выяснить причины волнений, штормов и течений, но зачастую приписывали их деяниям богов. Так, полинезийцы, перемещающиеся при помощи самодельных примитивных лодок с острова на остров, верили в силу двух богов — Аре-мате-попото (короткая волна) и Аре-мате-ророа (длинная волна). Когда они просили богов сделать море тихим, они бросали в воду длинную ленту, надеясь на то, что боги смилостивятся и, хотя бы на короткое время, успокоят море.

Существуют ли течения под вечными льдами Антарктиды и Северного Ледовитого океана?

Используемые технологии: игровые, групповые, технология проектного обучения, ИКТ(компьютерные (новые информационные)технологии обучения), технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Цель: познакомить с основными видами волн и причинами их образования; раскрыть причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.

  • Расширить сведения обучающихся о видах волн, сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений, географии их действия.
  • Совершенствовать работу обучающихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, видео).
  • Формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности.
  • Продолжить формирование умения работать с контурными картами.
  • Научить применять полученные на уроке знания в нестандартной жизненной ситуации.
  • Развивать познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (через мультимедиа).
  • Презентация
  • Карта (физическая карта мира).
  • Атласы
  • Задания для “Географических исследований”
  • Синие и красные фломастеры
  • Контурная карта океанов

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки, пожелаем попутного ветра, волну удачи, океан открытий. А также плыть на гребне стремлений и съесть пуд соли под килем.

2. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по бескрайнему Мировому океану. Для плавания нужен корабль и сплоченная команда во главе с капитаном. Разделимся на 4 команды - корабля. Каждый из вас на входе в класс получил пазл океана.

1 задание: найти членов своей команды. Занять корабль. Выбрать капитана корабля.

2. Актуализация знаний

Прежде чем корабль покинет порт, командам кораблей необходимо немного размяться.

По 1 матросу от команды командируйте на берег для выполнения особого задания – разгадывания кроссворда.

1 матрос - к карте – показать ответы на карте

Я бросаю мяч на тот корабль, который должен дать ответ. Капитан корабля отмечает, кто дал правильный ответ.

1. Самый большой океан:

2. Самый маленький по площади океан

3. Наибольшие глубины характерны для океана:

4. Наименьшие глубины характерны для океана:

5. Небольшую протяженность с запада на восток имеет

6. Экватор не пересекает

7. В южном полушарии лежит большая часть

8. Самый древний океан

9. Самый холодный океан

10. Море, практически, со всех сторон окружённое сушей, называется:

11. К окраинным морям относятся моря:

12. Глубины в пределах шельфа не превышают:

13. Какие океаны соединяются проливом Дрейка:

14. Марианская впадина является частью океана:

15. Гвинейский залив омывает:

16. Самый крупный остров Земли:

А теперь вопросы посложнее.

2. Дополни определения.

  • Море – это. (часть океана, обособленная от него сушей или возвышенностями подводного рельефа)
  • Моря бывают. (окраинные, внутренние, межостровные)
  • Мелководные части океана или моря, расположенные у берега называют (материковая отмель или шельф)
  • После шельфа идет . (материковый склон)
  • Глубинная зона океана - . (ложе )
  • Глубоководный желоб – это (узкая длинная впадина, самая глубокая часть океана)
  1. Почему именно в зоне шельфа добывается 80% рыбы?
  2. Каковы особенности слоев воды, находящихся у дна океана?
  3. Почему в Северном Ледовитом океане нет глубоководных желобов?
  4. Назовите глубинные зоны Мирового океана.

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, мы уже достаточно много знаем о Мировом океане и выполненная Вами разминка это подтверждает. Сегодня мы расширим наши знания. Для этого отчалим от берега и выйдем в открытый океан. Итак: “Отдать якоря!”

Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы

Смотрите, смотрите – как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора –
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят.

- О чём идёт речь в стихотворении Н.А.Некрасова? Чем вызвано это явление? (О волнах, вызванных ветром)

Да, море никогда не бывает однообразно. Оно бывает спокойно и ласково, и тогда по его поверхности бегут плавные волны. Оно бывает грозно и страшно, когда бушует шторм. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд 4. Тема урока “Движение воды в океане”. Определите задачу нашего урока.

Слайд 5. Наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия.

Мировой океан находится в постоянном движении. Как вы думаете, какие силы вызывают движение воды в океане?

Слайд 7. Групповая работа.

  • 1 группа - волны ветровые
  • 2 группа – волны цунами
  • 3 группа – приливы и отливы
  • 4 группа – виды морских течений

В конце исследования ждем подробный отчет в в виде схемы, рисунка, т.е. логического опорного конспекта.

Самостоятельная работа групп.

Творческие отчеты групп.

Слайд 8 “Волны – колебания поверхности воды под влиянием различных сил”

Когда смотришь на море, кажется, что волны гонят воду прямо на тебя.

На самом деле вода в волне движется так, как показано на рисунке, т.е. вверх-вниз.

Это видно, если смотришь на чаек, когда они покачиваются на волнах.

Слайд 9. Причина волн

Учитель: Проследим причинно-следственные связи образования ветровых волн.

Mожет человек повлиять на причину?

Ученики: Нет. Это в силах природы.

Учитель: Может ли человек повлиять на следствие?

Ученики. Нет.

Учитель: Нет ветра и нет волн.

Учитель: Слайд 10. Прибой

У берега волнение усиливается. Когда волна достигает мелководья, ее основание начинает тормозится, а гребень опрокидывается. Так возникает морской прибой.

Занесем полученные сведения в бортовые журналы (тетради) (схема)

2 группа: цунами.

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот.

Учитель: О какой волне идет речь?

Учитель: О цунами нам расскажет команда 2 корабля

Слайд 12. А) понятие “цунами”

Слайд 13 Б) причины образования волн цунами

В) характеристика волны

Г) где, на побережье каких океанов возможны цунами

Д) последствия цунами.

Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения. Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии, на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние - в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.

Приливы и отливы

А) Причины образования

Б) Где наблюдаются самые высокие приливы?

Заполним бортовой журнал. (схема)

Но есть в океане и загадочные волны, которые в своем проекте попытались разгадать Никулина Саша и Шавринская Валя.

Просмотр проекта “Волны-убийцы”.

Физминутка-игра.. На фоне шума моря дети должны сымитировать движения волн в море: сначала поднимают руки по очереди:

I группа, потом II, потом III и т.д

Подминаются дети I группы и садятся, потом II, потом III и т.д.

Встают и делают танцевальное движение “ВОЛНА”.

- Но в океанах существуют и другие движения.

– Сейчас мне хотелось бы зачитать Вам одно письмо, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора Бонифатьевича Врунгеля. Я думаю, что он Вам знаком.

Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.

Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь — везде море.

Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый. А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед. и в глазах у меня потемнело.

На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.

Капитан дальнего плавания

Врунгель Христофор Бонифатьевич.”

– Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме.

– По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту?

(Обучающиеся предлагают различные варианты передвижения, один из них: с помощью течений).

Хороший способ передвижения – передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями.

4 группа Течения в океане.

Ребята с 4 корабля готовы поделиться с нами информацией о течениях.

- Так что же такое течение?

Слайд 26 - 32

А) Океанические течения – это (горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния.)

Б) Значение течений (Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли.)

В) Типы течений (схема)

(Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что ещё одной главной причиной является неодинаковая плотность воды.

6. Откройте навигационные карты и найдите основные течения Мирового океана. (1 корабль изучает Тихий океан, 2 корабль – Индийский, 3, 4 корабли – Атлантический океан) Нанесите их на контурную карту.

- Какие течения обнаружили в Тихом океане?

- Какие течения в Индийском океане?

- Какие течения в Атлантическом океане?

- Какие течения прослеживаются во всех трех океанах?

- Какие это течения по происхождению? (ветровые)

- Попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения? Есть ли закономерность в их размещении?

(Работая с атласом, обучающиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.)

7. А теперь найдите закономерности циркуляции течений.

– Посмотрите на Тихий океан. Сравните направления течений в северном и южном полушариях.

В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане.

- Морские течения образуют в океанах замкнутые круги. Движение воды в этих кругах в Северном полушарии происходит по часовой стрелке, а в Южном – против.

Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.

8. Работа с контурными картами.

Теперь приступаем к работе на контурной карте

1. Нанесите на контурную карту два теплых и два холодных ветровых течения.

2. Нанесите на контурные карты два стоковых течения более толстыми стрелками.

Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского стокового течения. При столкновении течения Западных ветров, которое является ветровым течением, образуется одно стоковое течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше.

Но есть случаи, когда ветровое течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо него образуются два стоковых течения. Найдите примеры на карте и покажите (Калифорнийское и Аляскинское, Куросио и Межпассатное.)

9. Рефлексия.

– Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.

10. Закрепление изученного.

А сейчас, мы проведем “Географические исследования”

1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15 0 ш. 145 0 в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.

2) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30 0 с.ш. и 70 0 з.д.

Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36 0 с.ш. и 50 0 з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.

б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.

3) В какой части Атлантического океана на 50 0 -60 0 с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование?

Итоги исследований

Заслушивание результатов

– А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. Повторим весь изученный материал по логически опорному конспекту.

1) Прочитать параграф 11,

2) Описать физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:

Читайте также: