Что можно сделать в школе для комфортного обучения

Обновлено: 03.07.2024

Процесс обучения зачастую дается с трудом, особенно если приходится изучать скучный материал. Сделать обучение более результативным и простым получится, если воспользоваться 6 эффективными советами. Они помогут сконцентрироваться и при этом душевно расслабиться.

Составление расписания

Если вы думаете, что начнете заниматься с появлением у вас свободного времени, то это неправда. Ведь как только появляется свободное время, как мозг услужливо предлагает иные, более интересные варианты времяпрепровождения. Это обусловлено тем, что в вашем расписании отсутствует четко выделенное время для учебы.

Рекомендуется выбрать тот временной промежуток, который для вас наиболее удобен. Например, после завтрака, с 10 до 12 ночи и пр. Оптимальным вариантом считается учиться в одно и то же время. Так вырабатывается полезная привычка, мозг привыкает, что именно сейчас ему надо впитывать знания. Это будет способствовать повышению сосредоточенности на процессе обучения.

Создание комфортных условий для учебы

Для тех, кто предпочитает слушать музыку во время обучения, есть приятная новость: музыку не обязательно выключать. Достаточно сделать ее тише, в качестве фона, но при условии, что она не будет мешать вам концентрироваться на учебе.

Если вы чувствуете сонливость, то стоит выпить чай или кофе, однако в меру. Если начать злоупотреблять этими напитками, пить их незадолго до сна, то это приведет к сонливости или, наоборот, бессоннице.

Очень важно создать комфортные условия, ведь это позволит сохранить бодрость и ясность ума.

Все нужное должно быть рядом

Те предметы, которые потребуются в процессе обучения, должны находиться в пределах досягаемости вашей руки. Разместите книги, тетради, конспекты, канцелярские принадлежности и все остальное на расстоянии вытянутой руки. Вы должны так организовать рабочее пространство, чтобы необходимость вставать была сведена до минимума. Это связано с тем, что частые подъемы приводят к заметному снижению уровня концентрации.

Запланированные перерывы

Если вы можете по нескольку часов учиться, то все равно наступит время, когда мозг устанет и потребует отдыха. Активная учеба приводит к серьезным физическим и умственным затратам.

Исключить вероятность перегрузки можно, если воспользоваться таймером или будильником на мобильном устройстве. Установите время, которое будет отведено специально для отдыха.

Во время перерыва рекомендуется выполнить несколько простых гимнастических упражнений, например, потянуться, сделать наклоны, повертеть руками и пр. Стоит выпить стакан воды, сходить в туалет. Однако нежелательно затягивать перерыв, 5-10 минут будет вполне достаточно. Они помогут взбодриться, расслабиться и с новыми силами приступить к учебе.

Активное обучение

Читать, писать конспекты – это значит пассивно учиться. Минусом такого способа является отсутствие анализа информации.

Если воспользоваться методом активного обучения, то процесс запоминания и понимания материала пойдет намного проще. Подразумевается необходимость обсуждать полученную информацию и ее осмысливать.

К изучению и обсуждению нового материала стоит привлечь друзей. Обратите внимание, что если в течение длительного времени пользоваться только одним способом, то это приведет к переутомлению. Рекомендуется совершать чередование активного и пассивного методов обучения, что положительно скажется на результатах учебы.

Удобное место для обучения

Подобрать подходящее для учебы место теперь можно значительно проще, чем раньше. Учиться можно не только дома, но и в кафе, библиотеке, в школе и пр.

Главное, чтобы было минимум отвлекающих факторов. Так, если вы решили заниматься в кафе, то следует выбрать место, где мало посетителей, а рядом не ходят постоянно официанты. Нужно обратить внимание на удобство стульев, температуру в помещении и даже атмосферу. Попробуйте подобрать для себя подходящий вариант и сразу ощутите, насколько проще стало заниматься.

Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школы


















Это место, где человек проводит с пользой для себя и окружающих время.

После сентябрьского анкетирования учащихся и родителей мы получили первые ответы:

- когда в школе уютно, тепло и светло;

- когда все в школе уважают и не обижают друг друга;

- когда учитель, родитель и педагог находят взаимопонимание;

- когда нет давления и унижения;

- когда в школе много цветов, есть место для отдыха;

- когда есть занятия по интересам и место для их проведения.

Да, потому что, мы – единая большая Семья = дети + учителя + родители.

Комфортная внутришкольная среда-это внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.

Здоровье обучающихся, его социально – психологическая адаптация, развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья обучающихся условий внутришкольной среды, одной из которых является комфорт. От того, насколько комфортно ему в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье обучающихся. В настоящее время большое количество обучающихся испытывают неустойчивое, дискомфортное состояние, затрудняющее выполнение ими школьных требований, испытывающих трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы вижу в достижении обучающимися комфорта во время учебного процесса как состояния и качественной характеристики их деятельности.

Существуют три структурные составляющие данного понятия.

Комфортность : Психологическая. Интеллектуальная. Физиологическая.

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые обучающимися, находящимися в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Составляя конспект урока, я всегда знаю, для кого я это делаю, учитываю возрастные и индивидуальные возможности обучающихся. Считаю, что источником психологической комфортности является :

• положительное эмоциональное состояние как обучающихся так и учителя;

• доброжелательное отношение между учителем и обучающимися.

Как добиться психологической комфортности на уроке?

• использую в своей работе просьбы, а не требования;

• использую методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;

• использую компромиссные решения спорных вопросов, а не открытую или скрытую конфронтацию;

• не допускаю стрессообразующих ситуаций;

• использую на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, поговорка, афоризм с комментариями).

Принцип психологической комфортности является ведущим, т. к он предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе атмосферы толерантности.

Интеллектуальная комфортность – это удовлетворенность обучающихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Хорошо известно, что в подавляющем большинстве только 25-30% обучающихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем предметам. Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет обучающихся занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

• использую смену видов учебной деятельности на уроке;

• использую методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих обучающихся;

• наличие внешней мотивации (оценка, поддержка);

• стимулирую внутреннюю мотивацию обучающихся (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);

• создаю ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей обучающихся);

• оценка должна помогать учебе, а не мешать учиться.

Следующей и наиболее, как нам кажется, актуальным на данный момент, является физиологический комфорт школьника. Он характеризуется соответствием между телесными, соматическими потребностями и предметно - пространственными условиями внутришкольной среды. В первую очередь это потребности в пище, воде, тепле и т. д., на которых основывается жизнедеятельность человека, и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды. Физиологический комфорт связан с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые тактильные ощущения. Это высокий уровень санитарно-гигиенических норм: свет, тепло, хорошее питание, медицинские услуги, чистота. Организация режима дня и учебной нагрузки распределяется таким образом, что наши учащиеся максимально увеличивают объем своих знаний и укрепляют свое здоровье. В школе создана и действует система горячего питания, ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся, строго контролируется соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.

Однако не стоит забывать, что для полноценной работы не менее важным является и полноценный отдых, школа оборудована удобными рекреациями, зонами отдыха, украшенными живыми растениями, диваном для отдыха - все это позволяет отдохнуть, и переключиться на новый урок. Для проведения школьных мероприятий используется большая рекреация, способная при необходимости вместить учеников с их родителями. В школе работает библиотека с учебной и художественной литературой, которая полностью оснащена новой мебелью и компьютером.

Большое внимание уделяется благоустройству школьного двора и комфортности образовательного учреждения. Оборудована игровая детская площадка, спортивный комплекс. Есть спортивный зал, включающий большой и маленький залы, комнаты для переодеваний, душевая.

Создана и ежегодно пополняется материально-техническая база. Приобретено мультемедийное оборудование, интерактивные доски. Все это позволяет улучшить проведение как уроков, так и внеклассных мероприятий.

Немаловажным шагом в создании комфортной среды в нашей школе является здоровьесберегающая деятельность. Сохранение и укрепление здоровья школьников – приоритетное направление в работе всего педагогического коллектива. Наиболее эффективна спортивно-оздоровительная работа, которой руководят учителя физкультуры. Создание здоровьесберегающей образовательной и воспитательной среды основывается на принципах:

• непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

• максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;

• использование простых и доступных технологий;

• комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся;

• интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;

• реализация в условиях школы на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности воспитанников, охране психического здоровья.

Воспитание здорового образа жизни через внеклассную работу предполагает совместные усилия учителей физкультуры, классных руководителей и воспитателей через координацию планов, разъяснение, вовлечение младших школьников в оздоровительную деятельность. Необходимо добиваться, чтобы это не было эпизодически в школьной жизни, а стало систематической работой.

К мероприятиям, способствующим сохранению психического и физического здоровья детей относят:

- профпрививки в течение учебного года;

- недели спорта и труда;

- участие учащихся в спортивных мероприятиях;

- беседы о здоровье с учащимися;

- беседы о ЗОЖ с родителями;

- динамические паузы, подвижные игры.

Как добиться физиологической комфортности в условиях школы?

• соблюдение питьевого режима;

• соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах.

• необходимо уважать обучающихся;

• не навреди, а ищи в них только хорошее;

• замечай и отмечай малейшие успехи обучающихся;

• ошиблась – извинись, но стараюсь не ошибаться;

• оценивай поступок, а не личность;

• хвали ученика в присутствии коллектива, а ругай наедине;

• даю возможность обучающимся ощутить веру в них.

Высокая степень напряженности, как правило, наблюдается у обучающихся, у которых психологическая адаптация была связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Каждое образовательное учреждение – это особая субстанция: со своим уставом, традициями, укладом, контингентом учителей и учащихся, манерами общения, ценностями и правилами.

Комфортная школьная среда- это среда с личностно-ориентированными приоритетами очень важно, чтобы она являлась средой развития личности. Учащиеся нуждаются в пространстве, где могли бы раскрыть свои творческие способности, культурные интересы.

В школе продолжает развиваться и совершенствоваться воспитательная система. Её особенностью является то, что весь цикл годовых воспитательных мероприятий концентрируется вокруг нескольких ключевых общешкольных дел :

В школе свободное время учащихся заполнено участием в общественно-полезной деятельности, освоением различных социальных навыков.

Для пропаганды ЗО, укрепления и сохранения здоровья учащихся ежедневно проводится утренняя зарядка. В ноябре-марте проходят месячники профилактики вредных привычек, которые включают беседы с учащимися с приглашением специалистов.

В школе для учащихся действуют кружки, факультативы и секции по интересам. Направления кружков и секции- эстетическое, трудовое и спортивно-оздоровительное. Время занятий каждого кружка и секции определяется, исходя из внутреннего распорядка жизнедеятельности школы и требований охранительного режима. Основной задачей работы кружков и секций является предоставление ребенку возможностей удовлетворения его интересов, расширения его кругозора, развития умений и навыков учащегося, его профессиональной ориентации, оздоровления и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Комфортная среда невозможна без гармонизации социально-психологического климата в школе и психологической помощи участникам образовательного процесса. Работа эта осуществляется под руководством соц. педагога, педагога- психолога и инспектора ПДН ОМВД России по Новохоперскому району. Успешность этой работы зависит еще от скоординированных действий социально-психологической службы с другими педагогическими работниками: классными руководителями, воспитателями, учителями-предметниками.

Основной целью деятельности социально-психологической службы является обеспечение сохранения, укрепления здоровья детей и профилактика нарушений психического здоровья обучающихся, содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, образования и социализации.

Проводимые в школе профилактические мероприятия дают свои положительные результаты. Произошло снижение нарушений правил внутреннего распорядка школы. Этому способствовали активизация работы Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствование деятельности соц. педагога, педагога- психолога, работа кружков и секций.

Говоря о комфортной школьной среде в целом, нельзя не сказать о значении классного руководителя в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, интереса ребенка к реализации потребности стать самим собой, индивидуальному и коллективному творчеству. Работа классного руководителя должна строиться так, чтобы формировать традиции классного коллектива, создавать благоприятный микроклимат в классном коллективе, устранять многие проблемы и др. Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды, в которой находится ребенок.

Остановлюсь так же на немаловажной роли воспитателя групп. Задача работы воспитателя – создание сферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

Воспитательное пространство группы – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде : их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Работа воспитателя групп требует соответствующих подходов к организации режима учебно-воспитательного процесса на протяжении дня, недели и года. Режим должен быть построен таким образом, чтобы способствовать выработке определенного ритма деятельности у каждого учащегося в отдельности и у всего коллектива в целом, приучать детей к порядку, самодисциплине, четкой организации труда и отдыха. Большое количество спортивных мероприятий, проводимых на свежем воздухе, позволяет удовлетворить потребность детей в движении, активном отдыхе. Значительное внимание в группах уделяется воспитанию навыков безопасности жизнедеятельности. Это беседы на темы личной гигиены, правил поведения в общественных местах, правил дорожного движения, умения вести себя в чрезвычайных ситуациях. От того, как общается воспитатель с детьми, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса. В этой связи особое значение приобретает педагогическое общение, как профессиональное общение воспитателя с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата в группе, а также на установление правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности. Воспитатели групп должны стремиться создать такую обстановку в группе, чтобы детям было интересно, комфортно и уютно находиться в школе после уроков.

И в заключении хотелось бы сказать, что школа - один из первых социальных институтов, с котором сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни.

Подводя итог вышесказанному хотелось бы напомнить одну притчу. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.

Социальное партнёрство как неотъемлемая часть образовательной системы

Социальное партнёрство как неотъемлемая часть образовательной системы На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Четко спланированное и грамотно организованное.

Бассейн-как неотъемлемая часть предметно-развивающей среды в ДОУ

Бассейн-как неотъемлемая часть предметно-развивающей среды в ДОУ В наше время резко увеличилось количество детей дошкольного возраста с ортопедической патологией, в частности с нарушением осанки и больных.


Авторы международного исследования Teaching and Learning International Survey пришли к выводу, что система российского образования самая бюрократизированная в мире. Исследователи выяснили, что российский учитель трудится больше 46 часов в неделю и тратит целых 15 часов на заполнение планов и отчётов, а также на подготовку к урокам. В общем, российские преподаватели оказались самыми загруженными среди коллег из 36 стран.

В наших школах трудно изменить что-то быстро. Но давайте представим, что всё хорошо и никто не мешает экспериментировать. Ниже несколько советов, которые можно внедрить уже сегодня, и для этого не нужно ждать реформ.

1. Создайте в классе место для визуального мышления

Это может быть отдельная стена в классе или аудитории, на которую можно клеить стикеры, на которой можно рисовать маркерами и фиксировать полученные знания в визуальной форме, а также просто выражать своё отношение к происходящему.


2. Внедряйте обучение через практику

Практическое обучение — отличный способ более глубоко понять традиционное содержание программы и вовлечь учеников на более глубоком эмоциональном уровне, сформировав сильное запоминание.

Изучение языка и литературы. Вместо домашнего чтения попробуйте практиковать групповое чтение в классе, сделайте так, чтобы каждый ученик имел возможность прочитать свой отрывок произведения и затем обсудите классом услышанное.

3. Сделайте классное пространство более гибким

В рамках вашей школьной программы ученики могут работать над групповыми проектами, индивидуальными задачами, просмотром презентаций, а также другими видами деятельности. У вас же сейчас так?

И вот для поддержки творческого потенциала и повышения мотивации вы можете адаптировать ваш класс в лучший формат для текущей работы. Да, это потребует скорее всего переоборудования, но можно сначала показать эффективность метода, а затем пойти к директору и показать, как круто это сработало и можно сделать ещё лучше, давайте поменяем стулья и парты.


4. Внедряйте нетрадиционные обучающие материалы

И тут снова небольшой список идей на английском, как сделать процесс обучения более интерактивнвм и интересным. А вот самые доступные и современные способы.

TED talks. Один из лучших образовательных и мотивирующих проектов с тысячами видео-выступлений, очень много с русскими субтитрами. Можно найти практически любую тему. Кстати, TED очень хорошо представлен в России (точно есть в крупных городах) и ребята из команды Российских представителей TED открыты к любому сотрудничеству. Можно попробовать пригласить в вашу школу и провести какой-нибудь TED Kids (придумал на ходу).

5. Поощряйте обсуждения

Открытые дискусси помогают ученикам:

  • мыслить критически относительно материала;
  • сдругие мнения и оценивать их вклад и силу идей;
  • даёт возможность осмыслить идеи друг друга и спланировать совместные действия.

Да, это потребует от учителя полной отдачи, но вознаграждение будет бесценным!

6. Поощряйте больше цветов

Позволяйте ученикам использовать больше цветов при конспектировании, а не только синий. Кто вообще придумал это глупое правило одного цвета? Вы будете удивлены тому, как быстро ученики начинают поглощать и запоминать новую информацию при использовании нескольких цветов.


7. Не ограничивайте выполнение задания одним форматом

Разрешите ученикам выбирать формат собственных заданий, позвольте им исследовать задачу, используя формат, который импонирует им больше всего. Например, представьте, что ученики должны написать изложение по какому-нибудь программному произведению. Вместо этого представьте им другие форматы выполнения задания — презентация, документальный фильм, публичное выступление, разработка групповой игры, комикс, инфографика, плакат, коллаж…

Если только вы не боитесь сильных работ.

8. Добавьте юмор в школьную программу

Позвольте своим ученикам придумывать шутки по пройденному материалу, помогайте им. Нарисуйте плакаты или напечатайте постеры лучших каламбуров класса. Сделайте цифровые форматы для постинга в соцсети, дети активно ими пользуются. Вы не знали?


Использование юмора в вашем классе ограничено только вашей фантазией, если не знаете что и как сделать, но очень хотите, пишите в наш Креативный чат, поможем.

9. Повышайте мотивацию с помощью наград


10. Заведите видеодневник вашего класса

Главная установка творческого мышления — процесс обучения никогда не заканчивается. Помогите ученикам ретроспективно смотреть на себя, для этого снимайте видеодневник на протяжении всего цикла занятий. Снимать можно как сам процесс, так и короткую рефлексию про прошедшее занятие.

Вот несколько вопросов, которые можно задавать ученикам при записи видеодневника:

  • Что сейчас волнует вас больше всего?
  • Что самое сложное вам нужно сделать прямо сейчас?
  • Кто и чему помогли вам научиться на этой неделе?
  • Было ли это интересно или скучно?
  • Что можно было добавить или убрать?

Эти вопросы добавляют эмоции в процесс обучения, позволяя ученикам стать более вовлечёнными.

11. Визуализируйте цели и задачи с указанием сроков

Ставить себе цели и публично заявлять о них — невероятная мотивационная практика. Цели всегда должны быть достижимы.


12. Используйте мотивационные постеры и плакаты

Этот пункт продолжает многие из уже перечисленных. И про цвет, и про юмор, и про мотивацию, но его можно вынести отдельно. Он прост и очень быстро внедряется на уровне класса, если вы всё ещё боитесь выйти за рамки регламентированного учебного процесса и плана или попросить новую мебель в класс, то вот это можете сделать уже сегодня.

Просмотрите потрясающий список из 50 вдохновляющих плакатов (снова на английском, да что же это такое?), выберите получше и распечатайте их для своего класса.


13. Проводите классные командные игры

14. Используйте дизайн-мышление или ТРИЗ

Сегодня про дизайн-мышление и ТРИЗ не слышал только ленивый. Шутка, вы вполне могли не слышать об этих методологиях, а вас никто не имеет права обвинить в этом. Поэтому я просто заинтересую, если получится.

Дизайн-мышление сегодня — это основа для преподавания творчества и инноваций в школах и университетах по всему миру. Оно позволяет разбить проблему на части и работать поэтапно с каждой из них.


Про ТРИЗ картинки нет, есть упрощённый список шагов (алгоритм):

  1. Определить задачу и сформулировать её (как поставлена проблема и как вы её понимаете — разные вещи).
  2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (понять проблему ситуации, найти узкое место).
  3. Выделить ресурсы, которыми обладаем (рассмотреть ресурсы не только в самой системе, но и в подсистемах и надсистемах).
  4. Применить один из приёмов решений (на основе накопленных данных и разработанных таблиц).
  5. Проанализировать решение, подумать, можно ли его улучшить.

Предлагаю подробнее почитать про дизайн-мышление и про ТРИЗ.

15. Празднуйте победы

Про сертификаты и грамоты уже было, но это немного о большем. Празднование побед — это не только окончание четверти, семестра или года обучения, это и пройденная тема, сданные тесты или экзамен, выполненный проект, собранная модель, подготовленный проект, поставленная миниатюра. Как видите, почти всё, что можно себе представить, имеет начало, конец и критерий оценки, а значит можно и победу отпраздновать.

Разрешите ученикам самим придумать, как они будут праздновать победу, пусть они спланируют целую церемонию, хотя можно ограничиться и фотографией со смешными физиономиями…

Это может быть очень интересно, творчески и уникально.


Небольшой тест на закрепление

Предлагаю ответить на вопрос, выбрать один вариант ответа:

Если вы сделаете свой класс более творческим сегодня, завтра вас:

(а) уволят
(б) полюбят
(в) заметят
(г) что-то другое


Мы собрали принципы, которые обеспечат вашему ребенку такое обучение, рядом с которым померкнет и компьютерная игра. В нем есть прозрачные цели и четкая обратная связь, а ученик может выбирать подходящие ему форматы, чтобы потом рефлексировать вместе с близкими людьми и получать поддержку. Проверьте, каких пунктов не хватает в обучении вашего школьника.

О чем эта статья:

Есть мнение, что комфорт и обучение противостоят друг другу. Ведь если человек находится в зоне комфорта, он не прикладывает усилий, а значит, не растет. Этот тезис легко опровергается, если идти от противного.

Поставьте человека в неудобное положение, усадите за неудобный стол, создайте неподходящий ему график, предложите запутанные задания — получите ли вы рывок в освоении сложного? Вряд ли. В действительности мы видим самые разные примеры. Можно совершать подвиги вопреки всему, а можно работать на пределе сил в удобном кресле с понятными правилами и четкими критериями успеха.

Говоря о комфортном обучении, мы имеем в виду такое, которое играет на руку ребенку, то есть помогает ему развиваться, быстрее достигать его целей и чувствовать себя увереннее. В общем, учиться не вопреки.

Педагоги во всем мире делают ставку на комфортную образовательную среду. Чем большего мы требуем от детей, тем больше возможностей для преодоления стресса должно быть вокруг. В школах появляются классы без парт, с гамаками и фитболами, тьюторские службы помогают детям осознать свои сильные стороны и поставить достижимые цели, рисуют карты и древа навыков. Педагоги проектируют свои курсы, чтобы учесть индивидуальные особенности учеников, включают туда игровые элементы и вау-эффекты.

В общем, образовательный мир движется в сторону комфортного, а значит, эффективного обучения. Мы собрали главные аспекты по-настоящему грамотной образовательной среды.

1. Прозрачность: ученик понимает, что именно изучает, в чем его цель и зона ответственности, как отследить прогресс

Чтобы обучение было более прозрачным, должны работать договоренности с ребенком. То есть ученик не под дулом пистолета, а по собственной воле решает, что сейчас он изучает вот это, тратит такое-то количество времени, у обучения будет такой-то результат.

А главное — информация о курсе должна быть в ясной и наглядной форме, как в компьютерной игре, где видно, какой процент морской карты ты уже открыл, где тебя могут ждать рифы и сколько попыток у тебя есть, чтобы пройти сквозь шторм.

В детской школе Skysmart именно так и устроено обучение. Приходите вместе с ребенком на бесплатный вводный урок и попробуйте сами.

2. Возможность выбора: ученик может повлиять на то, что он учит и как именно

Школа, в которой человек покорно следует чужим инструкциям и при этом не делает никакого выбора, не принимает никаких решений — не может клясться на Библии, что в ней применяется субъектный подход. Если человек осознанно учится, значит, он может выбирать. Тем более что современная психология — например, теория самодетерминации Райана и Деси — ставит автономность, то есть возможность самостоятельно влиять на свою деятельность, во главу угла, когда речь идет о благополучии человека.

Итак, что конкретно может выбирать человек, если он окунулся в определенную дисциплину? Например, учебные материалы. Так, навык работы с текстом можно развивать на учебнике по географии, а можно — с помощью занимательной энциклопедии.

Или можно выбирать темп освоения материала и его ритм: эту неделю я погружаюсь в английский с головой и занимаюсь по пять часов, а потом устраиваю перерыв. Или методы подачи: ученик понимает, что лекции вгоняют его в сон, поэтому он делает упор на практических занятиях: вижу проблему, копаюсь в материале, ищу и нахожу решение.

3. Обратная связь: на свои действия ученик получает отклик, который помогает ему двигаться вперед

Обратная связь — реакция мира на действия человека. Ученик сделал какое-то действие, получил обратную связь и увидел, где именно относительно своей цели он находится: близко или далеко, насколько успешен был предыдущий шаг. Так обратная связь мотивирует нас действовать дальше.

Традиционное образование предлагает в качестве обратной связи оценки, но они как раз нарушают главные принципы обратной связи:

  • Безоценочность. Твое решение не хорошо и не плохо, ты отработал тему деления и решил 6 примеров из 10.
  • Своевременность. Получаешь отклик сразу после своего действия, а не через месяц.
  • Конкретность. Обратная связь дается не вообще и не на поведение человека, а на определенное действие: это оценка не знания географии в целом, а работы с именно этой контурной картой.
  • Актуальность. Ученику важно получить ответ, чтобы двигаться в нужном ему направлении. А был ли у него запрос на эту обратную связь?

4. Самовыражение и рефлексия: человек понимает, как он чувствует себя в процессе учебы

Обучение связано с нашей эмоциональной сферой, и это неудивительно. Любознательность, личные склонности, особенности мышления и восприятия заставляют нас влюбляться в одну науку и пренебрегать другой, ценить одни виды деятельности и тосковать на других. Совершенно невозможно учиться механически: получил информацию — запомнил — выдал.

Скорее наоборот: предлагая человеку разную деятельность в обучении, есть смысл рефлексировать: что было сложным, где ты через себя переступал, что тебе помогало, что удивляло, что показалось необыкновенным. И конечно, лучше всего проводить такую рефлексию после творческой работы — той, в которой ребенку проще всего проявить свою уникальность.

5. Право на ошибку и поддержка близких: промахи не становятся трагедией, и есть те, кто разделит с тобой трудности

Мы существуем в культуре, где значение имеет результат: мы гордимся медалями, победами и завершенными проектами. Нам трудно с пониманием отнестись к самому процессу и смириться с неизбежностью ошибок.

Представьте себя ребенком, стоящим посреди класса. Согласились бы вы ошибаться, решая задачу, на глазах у всех? Как бы вы себя оценивали при этом? Да, часто мы воспринимаем такие случаи как болезненный опыт.

Неудивительно количество исследований о том, что излюбленная школьная стратегия учеников — любой ценой избежать ошибки. Но этот путь оказывается проигрышным, потому что не способствует ни учебным достижениям, ни желанию практиковаться.

Помочь здесь ребенку можно лишь научив его правильно реагировать на неудачу: ошибка — это не то, что делает тебя хуже, а наоборот, она может помочь вырасти. Но за один день, конечно, такие вещи, как самооценка и упорство, не формируются. Для этого понадобится много внимания и поддержки близких. Для начала можно сосредоточиться на бережном отношении к эмоциям человека, на проживании промахов.

6. Хороший контакт с учителем: ребенок без страха обращается к педагогу и понимает, что они работают в команде

Контакт между педагогом и учеником часто недооценивается, однако это один из важнейших факторов, влияющих на обучение. Учитель может создать чувство доверия и безопасности во время обучения. Он может мотивировать учиться, выступать ролевой моделью, заражать энтузиазмом.

Но впрочем, это не обязательно. Американским ученым удалось доказать, что, если учитель вкладывается в установление хороших отношений с учениками, они сразу начинают учиться лучше.

Читайте также: