Что можно рассказать на тему гривны план урока

Обновлено: 07.07.2024

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встаёт заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

В 5-8 классах беседа состояла из 4-х частей:

Мы – родственные народы.

От дружбы до противоречий.

Фейки тоже оружие – как вычислить подделку.

Не война для установления мира на Донбассе.

В 9-11 классах по теме "Историческая правда" обсудили вопросы:

Можно ли переписать историю?

Как Украина и Россия пришли к тому, что сейчас есть?

Что сейчас делает Россия? А что делают страны Запада?

Где правда в большом количестве информации?

На уроке совершили исторический экскурс в развитие государственных отношений России и Украины. Вспомнили события, которые объединили наши государства во время Великой Отечественной войны. Рассказали историю Украины с Киевской Русью, упомянули договор о присоединении левобережной Украины в состав Московского государства, о создании Украинского государства после революции, о военном перевороте в 2014 году, в результате которого к власти пришёл Порошенко, о том, что Украина стала прозападной, в идеологии которого лежал нацизм основателем которого являлся Бандера. Ведётся информационная война против России, в котором приводятся бездоказательные факты потерь миротворческой Армии. Выдаются за агрессию со стороны России зверства самих же украинских националистов, их издевательства над самими же украинцами и геноцид русского населения.

Учителя разъяснили, что не война и не конфликт, а специальная и миротворческая операция российской армии по защите суверенных государств ДНР и ЛНР от несанкционированной агрессии со стороны Киевского режима, который по Российским данным совершили ряд военных преступлении в отношении мирного населения этих республик.

Общим итогом бесед стало обсуждение вовлечения обучающихся в информационную войну против своей страны и призыв не поддаваться на провокации тех, кто не ценит своей истории и предает национальные ценности многонационального государства, которым является Россия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гривна – официальная валюта Украины. Банковский код - UAH. 1 гривна равна 100 копейкам. Номиналы банкнот в обращении: 500, 200, 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 гривна. Монеты: 1 гривна; 50, 25, 10, 5, 2 и 1 копейка.


На лицевой стороне украинских банкнот изображены исторические деятели, на обороте – памятники архитектуры: 1 гривна - Владимир (I) Святославович, при котором произошло Крещение Руси, и графическое изображение древнего Киева; 2 гривны – Ярослав Мудрый и собор Святой Софии в Киеве; 5 гривен – Богдан Хмельницкий и построенная на его пожертвования Ильинская церковь в городе Суботове, где он был похоронен в 1657 году, 10 гривен – Иван Мазепа и панорама Киево-Печерской лавры, 20 гривен – Иван Франко и Львовский оперный театр, 50 гривен – известный украинский историк конца XIX - начала XX века Михаил Грушевский и здание украинской Центральной рады, 100 гривен – Тарас Шевченко и скульптурная композиция на берегу Днепра – слепой бандурист с мальчиком-поводырем, 200 гривен – Леся Украинка и башня Луцкого замка, 500 гривен – украинский философ, поэт XVIII века Григорий Сковорда и здание одного из старейших учебных заведений Европы Киево-Могилянской академии.

На лицевой стороне украинских банкнот изображены исторические деятели, на обороте – памятники архитектуры: 1 гривна - Владимир (I) Святославович, при котором произошло Крещение Руси, и графическое изображение древнего Киева; 2 гривны – Ярослав Мудрый и собор Святой Софии в Киеве; 5 гривен – Богдан Хмельницкий и построенная на его пожертвования Ильинская церковь в городе Суботове, где он был похоронен в 1657 году, 10 гривен – Иван Мазепа и панорама Киево-Печерской лавры, 20 гривен – Иван Франко и Львовский оперный театр, 50 гривен – известный украинский историк конца XIX - начала XX века Михаил Грушевский и здание украинской Центральной рады, 100 гривен – Тарас Шевченко и скульптурная композиция на берегу Днепра – слепой бандурист с мальчиком-поводырем, 200 гривен – Леся Украинка и башня Луцкого замка, 500 гривен – украинский философ, поэт XVIII века Григорий Сковорда и здание одного из старейших учебных заведений Европы Киево-Могилянской академии.


Монеты Украины на лицевой стороне содержат государственный герб и год выпуска. На обороте указан номинал в растительном орнаменте. Официальный курс украинской валюты устанавливает Национальный банк Украины (НБУ). Кроме того, НБУ осуществляет эмиссию денежных знаков, определяя номиналы, способы защиты банкнот, платёжные признаки и дизайн монет и купюр.

Монеты Украины на лицевой стороне содержат государственный герб и год выпуска. На обороте указан номинал в растительном орнаменте. Официальный курс украинской валюты устанавливает Национальный банк Украины (НБУ). Кроме того, НБУ осуществляет эмиссию денежных знаков, определяя номиналы, способы защиты банкнот, платёжные признаки и дизайн монет и купюр.

Монеты

В XIII веке появилась новая денежная единица – рубль. Некоторые историки считают, что его название пошло от того, что гривна рубилась на несколько частей, которые и становились рублями. Окончательное вытеснение понятия гривны произошло в XV веке, когда рубль стал денежной единицей, а гривна – мерой веса, равной 204,75 г.

МКОУ Шиткинская СОШ

Тема кустового семинара

«Профессиональная компетентность учителя

Разработку выполнила

учитель изобразительного искусства

Котоман Виктория Александровна

Шиткино – 2014

Класс: 5 – а

Число: 22.01.2014 год

Урок: Изобразительное искусство

Время: 1 урок (45 минут)

Тема: О чем рассказывают эмблемы

1. Познакомить учащихся с символами и эмблемами, используемыми в нашем обществе, сферами их применения, значением их элементов.

2. Развивать ассоциативное – образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.

3. Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству.

Оборудование и материалы:

1. Схемы – таблицы с изображением знаков – символов.

2. Плакаты, содержащие символы.

3. Олимпийская символика.

4. Музыкальное сопровождение.

5. Художественные материалы.

Основные понятия:
- декоративность;
- орнаментальность;
- изобразительная условность искусства геральдики.

1. Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества.

2. Постановка художественной задачи.

3. Анализ работ (учащиеся оценивают работы друг у друга).

I. Организационный момент.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. Идя по улице, ты наблюдаешь различные таблички, где изображены разные знаки, которые несут различную информацию. Всё это — знаки и символы.

Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества.

Учащиеся записывают число, название темы в альбомы по изобразительному искусству. В них же ведется словарная работа, делаются зарисовки.

Эмблема — это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей и т. д.(определение записывается в альбом). Их появление относится к глубокой древности и тесно связано с возникновением письменности. 1) Эмблема состоит из трех частей (надписи, рисунка, подписи), 2) В эмблеме текст и рисунок имеют равнозначные смыслы, скорее усиливая друг друга, чем дополняя. 3) Эмблема выражает некую общую идею, концепцию.

Рисунки первобытному человеку заменяли письменность. Ри­сунки-пиктограммы, рисунки-символы служили для передачи со­общения, информации.

Гайавата мудро правил своим народом. Он научил людей вы­ращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания пере­дать потомкам, Гайавата придумал письменность. Вот как это было:

Учитель читает стихотворение:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой, на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур, и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес - дугу над нею,

Для восхода - точку слева,

Для заката - точку справа.

А для полдня - на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре — время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

След, направленный к вигваму,

Был эмблемой приглашенья,

Знаком дружеского пира;

Грозно поднятые кверху, -

Знаком гнева и угрозы.

III . Постановка художественной задачи.

IV . Практическая работа.

V . Физгимнастика.

Работа с активацией цвета: зажмурить крепко глаза и посмотреть на цвет, который показывает учитель. Это помогает расслабиться, улучшить настроение.

VI . Продолжение практической работы

VII . Анализ урока. : завершение работы, просмотр выполненных работ, уборка рабочих мест.

Заполнение оценочных листов:

  • Красный с улыбкой – у меня всё получилось, я доволен.
  • Синий – не всё задуманное получилось.

· Жёлтый – мне мало что удалось, я не доволен результатом.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ребята, вам понравился наш урок?

А, что особенно понравилось?

Учитель: благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали кое - что новое об эмблемах.


Занятие поможет сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях.

Описание разработки

Дидактическая задача урока:

сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

План урока.

1. Беседа о государственной символике, об истории появления гербов и их символическом значении.

2. Постановка художественной задачи.

3. Практическое выполнение задания.

4. Подведение итогов, анализ и защита работ.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Музыкальный ряд: звучит гимн (ученики встают).

Учитель. Ребята, что за музыка сейчас звучала? (Гимн России)

А что такое Гимн? (это отличительный знак, символ нашего государства)

А какие еще государственные символы вы знаете? (герб, флаг)

Чему будет посвящен наш урок? (мы будем говорить о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны)

Да, сегодня мы узнаем много нового, что такое герб, какие они бывают

3. Актуализация знаний.

Использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире.

Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена феодализма и крестовых походов.

Самые первые гербы появились в Западной Европе в Середине века. Это были личные знаки рыцарей.

Изучение нового материала.

План-конспект урока по ИЗО на тему О чем рассказывают гербы

Рассмотрим рисунок Государственного герба нашей страны.

(Рассказывает ученица д.з.)

Современный Государственный герб России был принят в декабре 2000 года.

Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом – три короны (две малые и одна большая), в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.

Государственный герб России является символом единства народов России, живущих как в европейской, так ив азиатской ее частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство.

Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. На печатях изображались священные и мифические животные – покровители царей и вельмож, городов и государств. Например, в Афинах эмблемой города стала сова – символ мудрости и спутница богини Афины, Коринфа – крылатый конь.

Битвы, происходившие в Палестине, Сирии, разворачивались на больших пространствах. И закованным в железо с ног до головы воинам надо было узнавать друг друга, отличать соратников от врагов.

Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству.

Тогда и появилось слово герб.

В средние века гербами обзавелись вслед за рыцарями феодалы, цеха ремесленников, города, целые государства. Ремесленники выбирали символ попроще, но точный. У цеха красильщиков – чан с краской, у кузнецов молот с наковальней, у башмачников – сапог.

Также появились родовые гербы, которые передавались по наследству. Полный герб состоит из щита и изображения вокруг него.

Намет, как элемент герба, своим происхождением обязан рыцарскому вооружению. Он обозначает матерчатую накидку на шлем, которая защищала шлем рыцаря от палящих лучей солнца или дождя. Намет напоминает резную виньетку, которая спускается со шлема и охватывает его с обеих сторон.

Мантия представляет собой своего рода полотнище, выпущенное из – под княжеской короны. Сверху мантия цвета малинового бархата, а снизу подложена горностаевым мехом. На фоне мантии помещается щит со всеми фигурами в нем и другими элементами внешней части. В российской геральдике она встречается только в гербах, имеющих только княжеское происхождение.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

План-конспект урока изобразительного искусства

Тема: О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ГЕРБЫ(5 класс)

Дидактическая задача урока: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

Личностные: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы урока; осознание значимости сохранения знаний и представлений об искусстве геральдики; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность.

Познавательные: содействовать развитию у школьников выделять главное в познавательном объекте; учить понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; смысл и значение символов и эмблем в современном обществе; творчески подходить к созданию собственного герба или эмблемы.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; содействовать умению детей общаться в группе при выполнении коллективной работы, умению договариваться, находить совместные решения творческого задания.

Ожидаемый результат: обучающиеся научатся понимать символический язык искусства геральдики; отработают навык составления композиции герба, используя язык символов; приобретут опыт совместной поисковой деятельности.

Оборудование:

Слайды с изображением государственной символики (герб, флаг); гербы феодалов, ремесленников, родовые гербы; гербы городов Иркутской области; герб города Братска; формы гербового щита; деление щита.

Литературный ряд: текст гимна и стихотворение о гербе.

Музыкальный ряд: Гимн России

Беседа о государственной символике, об истории появления гербов и их символическом значении.

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов, анализ и защита работ.

Организационный момент

Введение в тему. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Музыкальный ряд: звучит гимн (ученики встают).

Учитель. Ребята, что за музыка сейчас звучала? (Гимн России)

А что такое Гимн? (это отличительный знак, символ нашего государства)

А какие еще государственные символы вы знаете? (герб, флаг)

Чему будет посвящен наш урок? (мы будем говорить о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны)

Да, сегодня мы узнаем много нового, что такое герб, какие они бывают

Актуализация знаний.

Использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире.

Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена феодализма и крестовых походов.

Самые первые гербы появились в Западной Европе в Середине века. Это были личные знаки рыцарей.

Рассмотрим рисунок Государственного герба нашей страны.

(Рассказывает ученица д.з.)

Современный Государственный герб России был принят в декабре 2000 года. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом – три короны (две малые и одна большая), в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона. Государственный герб России является символом единства народов России, живущих как в европейской, так ив азиатской ее частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла – не только древний символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. На печатях изображались священные и мифические животные – покровители царей и вельмож, городов и государств. Например, в Афинах эмблемой города стала сова – символ мудрости и спутница богини Афины, Коринфа – крылатый конь.

В средние века гербами обзавелись вслед за рыцарями феодалы, цеха ремесленников, города, целые государства. Ремесленники выбирали символ попроще, но точный. У цеха красильщиков – чан с краской, у кузнецов молот с наковальней, у башмачников – сапог.

Также появились родовые гербы, которые передавались по наследству. Полный герб состоит из щита и изображения вокруг него.

Намет, как элемент герба, своим происхождением обязан рыцарскому вооружению. Он обозначает матерчатую накидку на шлем, которая защищала шлем рыцаря от палящих лучей солнца или дождя. Намет напоминает резную виньетку, которая спускается со шлема и охватывает его с обеих сторон.

Мантия представляет собой своего рода полотнище, выпущенное из – под княжеской короны. Сверху мантия цвета малинового бархата, а снизу подложена горностаевым мехом. На фоне мантии помещается щит со всеми фигурами в нем и другими элементами внешней части. В российской геральдике она встречается только в гербах, имеющих только княжеское происхождение.

Рассмотрим современные гербы городов Иркутской области.

Есть ли среди них знакомый герб? (есть герб города Братска)

Из каких основных элементов состоит герб города Братска? Объясните их значение.

Герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялись гербы. Основные формы геральдических щитов:

Для того чтобы на щите можно было поместить много фигур и органично скомпоновать их, в геральдике принято три деления щита.

Вертикальное деление называется рассечением, горизонтальное – пересечением, а диагональное - скошенным. Эти деления могут сочетаться между собой в разнообразном порядке, образуя части щита.

На поле щита есть изображения: естественные, искусственные и мифические.

К естественным фигурам относятся животные, растения, человек и природные элементы (пейзаж, луна, звезды, радуга и т. д.). Наиболее распространены: лев – сила, мужество; леопард – храбрость, отвага; орел – власть, господство, великодушие, прозорливость; конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота; феникс – бессмертие; змея – вечность; солнце – свет, богатство, изобилие; звезда – ночь, вечность.

Мифические фигуры: единорог, крылатый змей, дракон, феникс, двуглавый орел и т. д.

Искусственными считаются все предметы, сделанные человеком. Наиболее часто можно встретить оружие, сельскохозяйственные орудия.

Цвет в гербе имеет символическое значение.

Подумайте, что могут означать цвета золотой, красный, голубой, зеленый, черный?

Золотой – богатство, сила, верность, постоянство. Серебряный – невинность, чистота, девственность. Голубой – величие, красота, ясность. Красный – храбрость, мужество. Зеленый – надежда, изобилие, свобода. Черный – скромность, ученость, печаль.

Герб может иметь девиз – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. Есть стихотворение о гербе:

Дети мои, понимаете – герб! Личности знак и символика вер. Белое поле, алеющий щит: Герб ваше имя честь защитит. Что–нибудь знаете вы о гербах? Герб – это ваш великанский размах. Львиные пасти и очи орла, Рода история, знак ремесла. Чтобы отечества память цвела! Перья над конскою мордой литой… Герб – это эхо судьбы родовой!

Постановка художественной задачи.

Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления.

А сейчас я предлагаю вам выполнить проект своего собственного герба или герба своей семьи.

В личном гербе можно указать: ваше дело дома; любимый предмет в школе; увлечение во внеурочной деятельности; хобби; любимое животное или растение.

В гербе моей семьи можно указать: где работают члены семьи; хобби членов семьи; традиция семьи и т. д.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов. Рефлексия

-Достигли ли мы поставленной цели урока?

Отвечают на вопросы, анализирую свою деятельность.

- Мне больше всего удалось?

- Какой этап работы мне удался больше всего?

- Что я бы хотел бы узнать еще по данной теме?


-75%

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе на тему:

Родин И.О. Литература: учебно-справочное пособие – М: Астрель, 2015.

Программа под редакцией проф. В.Я.Коровиной.

Тип урока: урок – закрепление.

Цель : Помочь учащимся понять, что спасение человека происходит через осознание своих ошибок.

Личностные : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие зла на примере поступков героев.

Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1. Воспитывать нравственно и духовно развитого читателя.

2. Развивать читательскую культуру.

3. Развивать творческие способности, воображение учащихся.

4. Прививать любовь и внимательное отношение к слову.

5. Отрабатывать монологическую речь.

Методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Формы работы: самостоятельная, работа в парах, индивидуальная работа, творческая работа.

Здоровьесберегающие методики и технологии: технология личностно-ориентированного обучения, смена динамических поз, гимнастика для глаз, физкультминутка.

Предварительная подготовка к уроку :

2. Выделить главные эпизоды рассказа.

3. Нарисовать иллюстрации.

§ Организационный момент. Видеоролик о детстве. Работа с эпиграфом.

§ Постановка проблемного вопроса.

§ Корзинка с ягодами (ягодки – нравственные ценности).

§ Целеполагание. Задачи и цель урока.

§ Актуализация знаний. Беседа.

§ Работа в группах. Анализ эпизодов.

3 Группа - Провокация Саньки (диалог Саньки и героя + слова автора);

Цепочка нравственного взросления:

ИСКУШЕНИЕ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ – МУКИ СОВЕСТИ – НАКАЗАНИЕ – ПРОЩЕНИЕ.

§ Итог урока. Оценивание.

§ Творческое домашнее задание.

Антуан де Сент-Экзюпери.

I . Организационный момент.

Учитель: Обстановка сегодня для вас непривычная,

Но работаете как обычно вы!

Я сегодня ваш учитель – АН

Там наши гости (обратить внимание на жюри). Вы им улыбнитесь!

Здравствуйте, ребята, садитесь!

- А теперь все внимание на экран. ВИДЕО

- Какие ассоциации, воспоминания возникли?

- Какая связь между видео и высказыванием, записанным на доске?

- Как вы понимаете данное высказывание?

(Верно, воспоминания о чудной поре – детстве, с познанием мира, временем, когда бывал невозможно счастлив).

Детство – это лучшая пора!

Детство – это радость и игра.

Детство – мама, бабушка, щенок…

Детство – в школе радостный звонок!

Детство – то, когда среди людей,

Ты находишь преданных друзей.

Детство помнить будем мы всегда,

Пусть проходят месяцы, года! (Выразительное чтение ученика) СЛАЙД

Именно в детстве, из детства мы выносим самые первые жизненные уроки нравственности, сталкиваемся со злом в очень простых и обычных обстоятельствах.

Проблемный вопрос:

- Знаете ли вы, что такое жизненные уроки?

- Что такое нравственность?

Я как и все мы родом из детства и очень любила ходить за ягодами. СЛАЙД В руках у меня туесок, а у вас на партах ягодки, много ягод. Ягодки не простые. Выберите ягоды с нравственными ценностями. Какие ягоды соберем в наш туесок? (справедливость, милосердие, честность, доброта, доверие к людям, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм и т.д.)

- А какие ягоды мы бы не стали срывать? Почему? (они безнравственные).

Учитель: Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор?

К вам на подмогу спешат слова – помощники: СЛАЙД

Итак, какие основные задачи предстоит нам решить сегодня, в чем

•разобраться …….(в содержании прочитанного),
•понять что (авторский замысел);
•участвовать в чем (в коллективном обсуждении вопросов и проблем);

-учиться чему (высказывать свое мнение);
•развивать что (устную речь);

Учитель: определить какую же роль играет нравственность в жизни героев рассказа, в жизни людей.

Прежде чем приступить к анализу рассказа, предлагаю проверить, насколько вы внимательно дома прочитали рассказ. Возьмите телефоны в руки, пройдите по ссылке, выполните тест. Скришоты отправьте в группу в ватсапп. ТЕСТ ОНЛАЙН

II . Актуализация знаний.

Поработайте в группах. Обсудите все вопросы, постарайтесь найти к ним ответы и выступить перед классом. Самая активная группа должна себя показать.

III . Работа в группах.

1. Что является завязкой (Завязка - событие, которое является началом действия) рассказа? С чего начинается рассказ?

3. Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка).

Учитель: Верно, для ребенка это и лакомство, и игрушка, и нечто большее. События происходят в сибирской деревне до начала ВОв. Тяжелое полуголодное время.

5. Расскажите о героях этого рассказа (о бабушке и внуке). Как воспитывали Витьку?

2. Какого они возраста? Из какой семьи?

3. Кто их родители?

Учитель: Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет ВОСПИТАНИЕ? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни. Подрастая человек уже может заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет семья.

4. Как воспитывали детей в семье Левонтия?

5. Найдите в тексте эпизод (отдельное небольшое событие) сбора ягод.

Учитель: Как герой оказался в зависимости от Саньки, поможет понять чтение по ролям отрывка (задание для 3 группы).

Провокация СЛАЙД - побуждение отдельных лиц, групп, организаций к действиям, которые повлекут за собой тяжелые последствия.

2. Как характеризует этот эпизод Саньку и Витю?

3. Почему главный герой пошел на поводу у Саньки?

5. Какой еще проступок совершил главный герой, чтобы Санька не проболтался бабушке? (1. поступок, нарушающий какие-либо нормы, правила поведения. 2. юр. правонарушение, имеющее меньшую общественную опасность, чем уголовное преступление.) (Чтобы вредный Ванька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач (Кала́ч - белый хлеб обычно в виде кольца с небольшим отверстием или в форме замка с дужкой, также белый пшеничный хлеб вообще.)).

1. Какие чувства испытывает главный герой после обмана бабушки?

2. Только ли страх перед бабушкой мучит героя?

3. Как мальчик меняется в ходе своих размышлений?

4. Почему же бабушка Катерина Петровна, всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука?

5. Осознал ли мальчик свою вину?

1. Какова развязка истории? Чем заканчивается рассказ?

2. Какой совет дает дедушка внуку?

3. (Если вы были внимательны, то, наверное, заметили, что прощение у бабушки предшествовало наказанию, ведь пряник уже был куплен, а мальчик ещё не повинился). Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник - коня с розовой гривой? (Редко бывала в городе, а только там продавали такие пряники. Понимала, что не обошлось без советов Саньки левонтьевского, внук был ещё маленький, бесхитростный.- Он был сиротой, она хотела его порадовать.- Верила, что такое больше никогда не повторится.- Очень любила внука и прощала ему всё.)

4. Символом чего теперь можно назвать этот пряник? (Светлая радость детства. Символ преображения характера мальчика; становление его как настоящей личности.)

5. О чём же, по-вашему, этот рассказ? (Ответы учеников.)

РАБОТА ПО ГРУППАМ (продолжение)

(на партах слова, встает группа и поднимает слово)

Учитель: Ребята, На ДОСКЕ слова: искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение (вперемежку). В КАЖДОЙ ГРУППЕ ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТА, расположите эти слова в хронологической последовательности. Получается цепочка нравственного взросления героя

Цепочка нравственного взросления героя

Преступление

Муки совести

Прощение (записать в тетрадь)

• Приходилось ли вам в жизни кого-то обманывать? Что вы при этом испытывали?

• Раз есть проступок, значит должно быть и наказание. Что есть наказание?

• Какие виды наказания вы знаете? Какие из них, на ваш взгляд, наиболее действенны?

• Обязательно ли наказывать провинившегося?

• За что человека можно наказывать, а за что нельзя?

• Если человек делает только то, что хочет… Что из этого может получиться?

• Кого можно назвать надежным человеком?

• Как случилось, что бабушка, такая строгая, такая принципиальная, не стала наказывать внука за обман?

• Наказание и прощение - это две стороны одной медали или принципиально разные явления?

IV. Итог - рефлексия:

Мы закончили анализ текста. Давайте подведем итог. Вернемся к цели нашего урока. Какие нравственные уроки извлек герой рассказа из сложившихся обстоятельств?

Учитель: Какие нравственные уроки получил герой?

- Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок;

- Признайся в содеянном;

- Раскаяние приносит облегчение;

- Спешите делать добро;

- Надо быть милосердным всегда;

- Люби ближнего своего как самого себя.

V. Объяснение домашнего задания.

1. Написать сочинение (по выбору) на одну из тем:

2. В.Г. Распутин. Литературный портрет писателя.

Оценки за урок.

Самоанализ урока литературы в 6 классе

Подготовила: Шаймухамбетова Алия Нуржановна, учитель русского языка и литературы.

Дата проведения: 12.02.2021

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, наглядный материал (распечатанные листы), презентация к уроку, детские иллюстрации.

Это заключительный урок по творчеству В.П. Астафьева.

Тип урока – изучение новых знаний.

Цель урока – продолжить анализ рассказа Астафьева;

-рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).

-Формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что все хорошее достигается большим трудом и с помощью семьи.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, пробуждение интереса к теме

3. Работа по теме урока: - работа в группах; - беседа – индивидуальная работа

5. Домашнее задание

6. Заключительное слово учителя

Структура урока содействовала конечному результату урока.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная (самостоятельная).

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического мышления.

Наглядный и словесный метод использовался при знакомстве с иллюстрацией к рассказу.

При работе с художественным текстом предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск языковых средств.

Читайте также: