Что можно кратко назвать культурой бизнеса

Обновлено: 05.07.2024

Корпоративная культура (КК) – обязательный компонент в любой организации. Все слышали об этом термине, возможно, даже использовали его почти в правильном значении. Но откуда она берется, от чего зависит, и как научиться делать из нее инструмент управления? Давайте разбираться вместе с JCat.Работа.

Корпоративная культура организации – это не только о традициях веселиться на праздники, носить одинаковые футболки с логотипом и просто культурно вести себя с коллегами. Если не читать определения из научных статей и говорить проще: это то, как принято вести дела. Причем в это понятие вкладывается все – начиная от стиля поведения внутри коллектива, и заканчивая позиционированием компании во внешней среде.

Забегая наперед: существуют ли компании без КК? Ответ однозначный – нет. А вот работает ли кто-то над ее выращиванием, или культура организации растет сама по себе – это уже другой вопрос.

Понять всю суть происходящего легко на примерах. Возьмем три гигантские корпорации:

Интересный факт. Согласно некоторым исследованиям, в России осознанно формирует свою культуру всего 20 % компаний, в то время как в других странах этот показатель доходит до отметки 90 %.

Основная цель

Что должны в таком случае обеспечивать культурные ценности, и почему они отличаются у разных компаний?

Две главные цели эффективной КК:

  • создать внутреннюю целостную корпоративную структуру;
  • повысить шансы на успех во внешней среде.

Организация будет развиваться как единое целое только в том случае, если каждый в компании будет понимать свою роль, задачи, личные и глобальные общие цели. Эффективная корпоративная культура одновременно становится идеальной средой для самореализации сотрудников.

Что мешает формированию адекватной культуры организации?

Основные элементы корпоративной культуры

Важные детали, из которых строится культура в любой компании, включают в себя:

  • понимание каждым сотрудником глобальных целей организации, ее философии и места в отрасли;
  • осознание каждым участником коллектива своего места в общем деле, личных целей, задач и возможностей;
  • стиль общения, методы коммуникации;
  • осознание времени и стремление к его рациональному использованию;
  • отношения между людьми в коллективе;
  • традиции;
  • нормы и принципы;
  • корпоративную трудовую этику;
  • систему мотивации;
  • внешний вид персонала, единый корпоративный стиль;
  • распорядок рабочего дня, традиции совместного отдыха во время перерыва, обедов.

Оценить уровень культурных традиций можно даже по объявлению о поиске сотрудников. Интуитивно кандидат на должность сможет понять, подходит ли ему стиль управления и нормы в коллективе. Важную роль играет описание вакансии в объявлении – стиль, информация о компании, ожидания от кандидатов и жесткость требований к будущим сотрудникам.

Функции

Корпоративная культура организации, как любая большая сила, связана с большой ответственностью. У системы в любом случае появляются обязательные функции. К ним относятся:

Важно понимать, что функции культуры зависят от вида деятельности:

Культурные традиции при умелом использовании способны на многое. Но для получения результатов нужно ежедневно трудиться над их созданием и поддержанием.

Влияние внутрикорпоративной среды на эффективность организации

Глубинные и поверхностные ценности корпоративной культуры охватывают всю жизнедеятельность организации, определяют ее рост и развитие. Поэтому важно осознать: корпоративная культура компании повлияет на ее эффективность. Независимо от того, учитывают ли методы менеджмента ее осознанное формирование.

Известны инструменты подсчета результативности учреждения, но этому можно посвятить целую отдельную статью. Для начала следует понять: только правильно подобранная модель культурных традиций, а также ее динамика в зависимости от изменений обстоятельств повышает эффективность работы компании.

Виды культуры

Если говорить о классификациях, то можно найти много попыток разделить типы корпоративных традиций. В классических школах управления используют модели, предложенные профессором Йельской школы менеджмента Дж. Зонненфельдом:

Интересную классификацию придумал ирландский философ Чарльз Хэнди. Он определил особенности корпоративной культуры, после чего выделил 4 группы и присвоил каждой имя олимпийского бога:

Предлагаем каждому прямо сейчас вспомнить модель формирования культурных традиций своего места работы. К какому из богов Древней Греции относится ваша компания?

Правила формирования внутрикорпоративной культуры

Важно сразу осознать, что становление культурных традиций – это долгий и многогранный путь. Нужно не только продумать стратегию и поставить цели, но также менять их в соответствии с внешними изменениями и реакцией коллектива.

Если компания небольшая, вдохновить сотрудников можно личным примером. Однако для крупных корпораций лидер становится недосягаемой величиной, и тогда нужно продумать другую стратегию.

Корпорации вывели такие элементы формулы успеха:

Инструменты

Главные элементы построения организационных традиций – это постоянное объяснение коллективу философии и целей, выполнение требований всеми участниками команды, а также справедливое поощрение за вклад в общее дело.

И напоследок совет работникам: нужно стараться поддерживать принципы компании и пытаться проникнуться спецификой ее деятельности, чтобы органично дополнить команду коллектива.


В данной статье раскрыты основные характеристики и особенности разных деловых культур — восточной, западной и российской (русской).

Ключевые слова: бизнес-культура, западная деловая культура, российская (руссквкая) деловая культура, индивидуализм, коллективизм, мобильность, зависимость, энергичность, пассивность, целеустремленность, фатализм, независимость, постоянство, исторические этапы становления.

Каждая страна, будь она восточной или западной, имеет свою культуру. Так и в организации существует так называемая деловая культура. Тем не менее деловая культура начинается не с организации в целом. Она берет свое начало еще на уровне государства, национальная культура, а уже затем следует культура на этапе организации, организационная культура, далее культура на уровне руководства, управленческая культура (или стиль управления в современном языке).

Несомненно, общий уровень деловой культуры зависит от культуры национальной, которая присуща народу определенной страны. Так, например, в основном все страны по своему укладу можно разделить на западные и восточные. Так, восточным странам присущи стремление находиться и работать в коллективе, быть его частью, низкая мобильность работников, невысокий (иногда несуществующий) уровень гибкости, необходимость чувствовать поддержку и защиту со стороны основной части коллектива, важность наличия знакомых в сфере трудоустройства. В то время, как западным странам присущи индивидуализм, стремление реализовать себя как личность, выделиться из коллектива, высокий уровень мобильности и гибкости работников. Несмотря на вышеперечисленные черты, характерные для восточного и западного укладов, существуют страны, сочетающие в себе факторы как от одной, так и от другой культуры. Примером такой страны является Россия.

Говоря о такой большой стране, как Россия, сложно сказать, к какой культуре она относится. Причиной тому служит многовековая история и многочисленные факторы, повлиявшие на становление особой российской культуры [4].

Одним из них являлось то, что Россия находится в холодных климатических условиях. Эти условия были непривычны для людей с Запада. Но народ, который жил изначально на этой территории, научился приспосабливаться к таким условиям жизни. Соответственно, люди стали более сплоченными.

Вторым фактором послужило формирование особого русского менталитета, в который еще с того времени был заложен коллективизм вместо индивидуализма, взаимопомощь вместо соперничества. Менталитет также предполагал следование общинным приоритетам, а не личностным. Народ отводил важное место для государства, которое помогало выжить.

Как третий фактор следует выделить наличие нестандартных ситуаций и обязательное знание определенных тонкостей жителями страны. Из таких можно выделить: большие расстояния внутри страны, неожиданные изменения климата, погодных условий. Это научило жителей России сталкиваться с нестандартными ситуациями и задачами, применять экстраординарные пути решения, быстро реагировать.

Следующий четвертый фактор можно выделить скорее как исторический. Стоит отметить несколько этапов закрепощения населения, основными из которых являются закрепощение во время борьбы с монголами и, несомненно, крепостное право. Эти события сильно отразились на русском менталитете: отвержение демократии, способность работать на износ, трудолюбие.

Становление русской этики в определенной степени пришлось на 16–17 столетия, если принимать во внимание этические нормы российского купечества. Торговля русских купцов XVI — XVII столетий была стеснена царем и знатью.

Российский бизнес появился во второй половине 20 века. Тогда начала формироваться российская деловая культура.

Путь развития западной деловой культуры значительно отличается от российского пути развития. Существуют несколько основных признаков [3, стр.30–70], отличающих западную культуру от российской коренным образом.

Индивидуальный интерес важен для каждого представителя западной деловой культуры. Индивидуум — ячейка общества. Поэтому приняты саморазвитие, реализация себя как личности, выделение из общества.

2) Малая дистанция власти

В западных организациях является нормой высказывание своей точки зрения руководству компании, обсуждение новых идей и предложений сотрудников. В каждой из крупных компаний это важно и поощряется руководителем. Зачастую даже встречаются структуры, в которых руководитель и его подчиненные стоят фактически на одном уровне, то есть имеют одинаковое право слова.

3) Сильное избегание неопределенности

По причине более раннего появления рыночной экономики на Западе западный уклад основывается на высокой неопределенности: постоянные колебания спроса, неожиданное поведение конкурентов.

4) Маскулинизация (активность в делах, энергичность, предприимчивость, четкие масштабные цели)

У России более мягкий характер поведения в бизнесе [1], связи внутри организации могут быть тесными и близкими, что нехарактерно для Запада, где работники конкурируют между собой и стремятся показать себя.

Основные черты Западной деловой культуры, несомненно, отличаются от основных черт Российской деловой культуры (табл.1).

Историческое развитие обусловило развитие каждой из деловых культур. Под влиянием определенных событий жители Запада в целом и России [2, стр.20–60] получили определенные качества, сформировался менталитет народа, который сохранился и до сих пор.

Отличительные характеристики между западной ироссийской деловыми культурами

Экономический кризис заставляет компании искать новые рынки сбыта за рубежом. Развитие технологий во многом облегчает этот процесс, но дает и побочные эффекты: теперь мы можем с кем угодно связаться через интернет, поэтому нам кажется, что все люди стали одинаковыми.

Но в реальности культурные различия и традиции делового оборота сохраняются.

Исследования показывают, что большинство (около 90%) руководителей компаний, имеющих опыт освоения иностранных рынков, полагают, что качество межнационального общения влияет на выручку, прибыль и размер доли рынка.

Иллюстрация: Puzzle English

Бизнес-культура в разных странах порой бывает противоположной. В Японии на деловую встречу лучше захватить подарок, а в странах Западной Европы презент вызовет подозрения.

Неудивительно, что, когда люди из разных стран пытаются найти общий язык, возникает хаос. Что ж, попробуем снизить уровень энтропии в деловой международной коммуникации.

Пунктуальность и темп деловой жизни

В Америке первая встреча может быть очень краткой — у собеседников есть примерно по пять минут, чтобы заинтересовать друг друга.

Темп деловой жизни в разных частях света тоже разный

Встречи и переговоры

По словам Александра Антонова, основателя онлайн-сервиса Puzzle English, американцы считают, что встречи нужны для консолидации проработанных договоренностей. Русские же рассматривают встречи как место для дебатов и поиска оптимального решения.

Американцы довольно откровенны и сразу скажут, чего они от вас ожидают. В Южной Америке на переговорах принято смотреть в глаза — прямой взгляд свидетельствует о платежеспособности.

Япония — полная противоположность обеих Америк. На переговорах с японцами нужно соблюдать строгую субординацию. Не стоит высказывать свое мнение категорично или добиваться от японца четкого ответа сразу.

Иллюстрация: Puzzle English

Израильтяне очень конкретны: они ожидают, что партнер подготовил цифры, статистику и аргументы.

Либеральные скандинавы готовы поверить вам на слово, но если они случайно узнают о вашей нечестности, вы лишитесь доверия надолго.

В Китае любят порядок и исполнительность, к нестандартным решениям они отнесутся с большой осторожностью. По словам Андрея Спиридонова, китайские предприниматели очень прагматичны и их сложно убедить, даже имея весомые аргументы.

Из-за разницы культур очень часто бывает, что под одним и тем же понятием китайцы и мы подразумеваем разные вещи. Поэтому нужно обсуждать и фиксировать на бумаге все детали и договоренности, чтобы обезопасить себя от сюрпризов.

Статусы и принятие решений

Практики принятия решений несут в себе древние традиции.

Ритуалы и личное пространство

Иллюстрация: Puzzle English

Как и французы, израильтяне не будут проводить переговоры в пятницу вечером и в субботу, но отнюдь не из приверженности к гедонизму, а по религиозным соображениям. А вот на воскресенье можете смело назначать бизнес-обед. В Израиле это рабочий день.

Приглашения на семейный обед или ужин в США или Европе могут быть удостоены только очень значимые партнеры, но не удивляйтесь, если ваш будущий бизнес-партнер из Южной Америки на первой же встрече пригласит вас в гости — обязательно идите, возможно, именно там и состоится сделка.

Иллюстрация: Puzzle English

В Италии личные отношения даже могут сыграть большую роль, чем потенциальная прибыль. А в Великобритании — напротив, привыкли сдерживать эмоции и не переносят фамильярности.

Америка и Европа толерантны к религиозным различиям, а вот если вы оказались в одной из мусульманских стран Ближнего Востока, то придется соблюдать все местные религиозные правила.

64% руководителей считают, что языковые и культурные различия мешают их компаниям выходить на зарубежные рынки. Различие культурных традиций (51%), норм корпоративного поведения (49%) и языков (27%) — три основных барьера, препятствующих освоению иностранных рынков.

Но их можно преодолеть, если проявлять искренний интерес и внимание к деловым традициям стран.

Материалы по теме:

Как цифровизация меняет мир и бизнес: глобальные тренды для предпринимателей


Культура играет особую роль в организации бизнеса. Культура способствует повышению результативности работы предприятия, улучшает качество продукции и услуг, приумножает доходы, в результате чего, возрастает престиж компании. Культура предпринимательства – это сложившийся комплекс правил, норм, методов ведения бизнеса, с учетом действующих в стране правовых норм и законов, нравственных и этических порядков поведения в осуществлении современного бизнеса.

Первый элемент культуры бизнеса – законность предпринимательской деятельности. Второй – обязательное выполнение своих обязанностей, согласно правовым актам, договорам, соглашениям; исключение нанесения морального или имущественного вреда между конкурентами, партнерами, работниками. Следующий немаловажный элемент культуры предпринимательства – честность ведения дела по отношению к клиентам, заказчикам, компаньонам, государству. Важно также соблюдать общепринятые этические нормы, профессиональную этику, кодекс фирмы, общие нормы ведения бизнеса, культуру и воспитание предпринимателей, привычки и обычаи, действующие в обществе.

Культура предпринимательства имеет тесные отношения: с обществом, потребителями, государством, работниками, партнерами, конкурентами. Поэтому обязательно должна соблюдать стандарты, правила, нормы, имеющие влияние на развитие бизнеса. Предпринимательство должно получать и добывать прибыль не обходными путями, а только законными. Культура ведения бизнеса предполагает осуществление деятельности только на законных правах. Культура предпринимательства и ее образование осуществляется несколькими факторами. Высокоразвитая внешняя предпринимательская среда, менталитет общества и государства, правовые нормы и акты, регулирующие обязанности и ответственность и, несомненно, сам бизнесмен и его корпоративная этика являются главными факторами, определяющими формирование культуры.

Две стороны культуры

Проявление культуры наблюдается в различных видах деятельности на разных уровнях соцсистем. Существует две стороны культуры: материальная и культурная. К материальной стороне относятся материально-производственная база, сырье, энергетика, средства труда и другие формы материального производства; материально-предметная деятельность людей; материально-предметные взаимоотношения на производстве; материальное достояние из прошлого, т. Е. памятники, археологические раскопки. Культурная сторона включает в себя урегулирование и осуществление распределения и обмена, технологии и условия трудовой деятельности. То есть она создает отношения в процессе взаимодействия субъектов предпринимательства.

Каждая новая компания определяет свою культуру внутри своей организации, благодаря чему создается атмосфера, уровень взаимоотношений, определяются ценности и поведение, распределяются полномочия и принимаются решения. Сущность культуры отражается в приказах и указаниях, в обычаях и образцах поведения. Руководитель предприятия должен уметь организовывать деятельность своей организации так, чтобы достижения в бизнесе совмещались с созданием благоприятных условий труда для работников.

Читайте также: