Что лежит в основе поведения животного кратко

Обновлено: 07.07.2024

Поведением животных движет то же самое, что и поведением людей - инстинкты, которые - совокупность условных и безусловных рефлексов.
У людей условные рефлексы и состоящие из них инстинкты сложнее, у животных - попроще. Вся разница.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

ПОВЕДЕ́НИЕ ЖИВО́ТНЫХ, их спо­соб­ность со­вер­шать свои дей­ст­вия, реа­ги­ро­вать на воз­дей­ст­вия внутр. и внеш­них фак­то­ров. П. ж. оп­ре­де­ля­ет­ся как ге­не­ти­че­ски обу­слов­лен­ны­ми осо­бен­но­стя­ми ор­га­низ­мов, так и влия­ни­ем разл. ус­ло­вий сре­ды оби­та­ния в хо­де их жиз­не­деятель­но­сти. Ге­не­тич. ин­фор­ма­ция по­зво­ля­ет осу­ще­ст­в­лять спе­ци­фи­че­ские для ка­ж­до­го ви­да без­ус­лов­ные реф­лек­сы . Вро­ж­дён­ные, по­рой очень слож­ные фор­мы по­ве­де­ния, на­прав­лен­ные на удов­летво­ре­ние осн. био­ло­гич. по­треб­но­стей ор­га­низ­мов, на­зы­ва­ют­ся ин­стинк­та­ми . Все ос­таль­ные фор­мы по­ве­де­ния яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том обу­че­ния ( нау­че­ния ), оп­ре­де­ляю­ще­го­ся воз­дей­ст­ви­ем ок­ру­жаю­щей сре­ды (сум­ма­ция, при­вы­ка­ние, им­прин­тинг , ус­лов­ные реф­лек­сы , рас­су­доч­ная дея­тель­ность, ве­ро­ят­но­ст­ное про­гно­зи­ро­ва­ние и др.).

Психика является функцией высокоорганизованной материи — мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Основным условием существования любого живого организма есть уравновешивание его с окружающей средой. Такое уравновешивание достигается благодаря тому, что на любое жизненно важное изменение в окружающей обстановке организм отвечает какой-то целесообразной приспособительной реакцией. Т.е., большое значение имеют безусловные и условные рефлексы. Рефлексы — это ответ организма на воздействие внешней среды, который совершается посредством нервной системы. А какова психика живых существ, не имеющих нервной системы? Чтобы рассмотреть этот вопрос, необходимо вспомнить, что существуют филогенез — историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции, и онтогенез — история развития психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни. Необходимо рассмотреть основные ступени развития психики ( по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) Сх.5.2

Стадия элементарной сенсорной психики.

Низший уровень: Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются раздражимостью — способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды. Для этого не нужна нервная система. Амеба, инфузория изменяют свое движение и состояние под воздействием света, химический веществ.

Высший уровень. Узловая или ганглиозная нервная система. Паук реагирует на вибрацию. Он опутывает и муху, и любой другой не нужный ему предмет.

Стадия перцептивной психики (воспринимающей).

Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень требует новой стадии развития нервной системы — центральной нервной системы.

Т.е. изменяются условия жизни — изменяется поведение животных, а это приводит к развитию нервной системы. Нервная система, которая развивается, обусловливает усложнение приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к все более сложным.

Формы поведения животных.

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три формы поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального поведения.

Инстинкты — это врожденные, наследственно закрепленные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности.

Инстинктивное поведение проявляется на всех ступенях эволюционной лестницы — от низших животных (насекомых) до человека. Основные инстинкты — самосохранения, пищевой и сексуальный. Но чем выше на ступени этой лестницы находится живое существо, тем меньшую роль в его повседневной жизни играет инстинктивное поведение.

Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов.

Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в готовом виде уже при его рождении или закономерно проявляются на определенной стадии развития (инстинкт размножения). Выразительный пример: незадолго до того, как цыплята появятся из яйца, они издают писк. Если подражать крику коршуна — цыплята затихают, если курице — можно добиться оживленного писка. Но ведь цыплята еще не знают ни коршуна, ни своей матери.

Вырабатываются инстинкты из поколения в поколение в ходе естественного отбора. Это очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными. Среда медленно, но непрерывно меняется. Соответственно медленно, на протяжении многих поколений перестраиваются инстинкты, а некоторые, которые перестали быть биологически целесообразными — отмирают (курица не летает).

Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможность выживания с самых первых моментов жизни.

Примеры инстинктивного поведения: постройка гнезд, нор, перелеты птиц, запасание пищи на зиму, построение сот, плотин.




Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удовлетворить необходимые потребности и становится неадекватным.

Н-р, если в сотах проколоть дно, пчела все равно будет носить мед, хоть он вытекает. Бобры строят плотины в зоопарке. Гусенок следует за первым движущимся объектом, даже за заводной игрушкой. Интересно поведение земляной осы-сфекса, которая охотиться за сверчком. Сфекс несколько раз вкалывает жало в тело сверчка. Сначала под шею, затем в часть переднегруди, затем у основания брюшка. В этих трех ударах кинжалом и обнаруживается все великолепие и непогрешимость инстинкта. Сфекс не убивает жертву, а только парализует ее ударами в нервные узлы. Затем за усики втягивает сверчка в нору. Этими живыми консервами питаются его личинки. Но если обрезать усики сверчку, то оса бросает уже парализованного ее сверчка и отправляется за новой жертвой. Почему бы осе не ухватиться за одну из шести ног сверчка? Потому что инстинкт— это жесткая программа, которая срабатывает только тогда, когда все внешние условия строго соблюдены. Недаром говорят, что инстинкт слеп. Таким образом, инстинкты целесообразны в стереотипных условиях и нецелесообразны в постоянно изменяющейся среде. Они производятся автоматически без какого-либо признака разума. Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.

Навыки — способы поведения, приобретенные в индивидуальной жизни путем научения и закрепленные в результате упражнений и повторений.

В основе навыка лежит система условных рефлексов.

Навыки проявляются на более высоком уровне развития животного мира. Чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения, но более гибкая, пластичная, следовательно, более совершенная. Животное получает возможность в соответствии с изменениями среды сравнительно быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы.

Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Известны два основных механизма его реализации — условный рефлекс и оперантное реагирование.

Условный рефлекс — реакция на раздражитель, который был нейтральным, но близок по времени возникновения к безусловному раздражителю. Такие навыки можно сформировать у существ с относительно простым строением нервной системы. Н-р, пчел научили отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мед только в стеклянные чашки определенного цвета. Обезьяны — более высшие животные и у них можно выработать боле сложные навыки. В Сингапуре обезьяны помогали биологам. Животные усвоили команды и приносили с высоких деревьев листья, цветы, которые без достать было бы очень сложно.

Оперантное обусловливание — это механизм реализации навыка. В процессе приспособления к условиям жизни какие-то действия оказываются более эффективными, какие-то менее. В результате закрепляются действия, которые более полезны: помогают удовлетворить потребность, избегать опасность. Такой вид выработки навыка и называют оперантным ( с лат. — действие) научением. Никто не показывает, животное само действует. Н-р, крысу поместили в клетку с рычагом. Нажимая рычаг, она могла получать пищу. Вначале крыса случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, потом научилась использовать рычаг по назначению. Крыса самостоятельно приобрела навык. (Опыт американского психолога Б.Скиннера).

Навык второго типа обеспечивается сознательной выработкой способа поведения путем учебы, автоматизацией первоначально сознательно осуществляемых и контролируемых действий. Характерно только для человека (навык письма, чтения).

Выработка навыка у животных — очень длительный процесс проб и ошибок. А в природе не всегда есть такая возможность как пройти курс обучения. Кроме того, при каком-либо изменении надо обучаться заново. Не успеешь — смерть.

Следующая форма поведения — интеллектуальное поведение. Интеллектуальное поведение — простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связи между предметами.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ.

1. Стадии развития психики.

4. Понятие о бессознательном.

Психика является функцией высокоорганизованной материи — мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Основным условием существования любого живого организма есть уравновешивание его с окружающей средой. Такое уравновешивание достигается благодаря тому, что на любое жизненно важное изменение в окружающей обстановке организм отвечает какой-то целесообразной приспособительной реакцией. Т.е., большое значение имеют безусловные и условные рефлексы. Рефлексы — это ответ организма на воздействие внешней среды, который совершается посредством нервной системы. А какова психика живых существ, не имеющих нервной системы? Чтобы рассмотреть этот вопрос, необходимо вспомнить, что существуют филогенез — историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции, и онтогенез — история развития психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни. Необходимо рассмотреть основные ступени развития психики ( по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) Сх.5.2

Стадия элементарной сенсорной психики.

Низший уровень: Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются раздражимостью — способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды. Для этого не нужна нервная система. Амеба, инфузория изменяют свое движение и состояние под воздействием света, химический веществ.

Высший уровень. Узловая или ганглиозная нервная система. Паук реагирует на вибрацию. Он опутывает и муху, и любой другой не нужный ему предмет.

Стадия перцептивной психики (воспринимающей).

Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень требует новой стадии развития нервной системы — центральной нервной системы.

Т.е. изменяются условия жизни — изменяется поведение животных, а это приводит к развитию нервной системы. Нервная система, которая развивается, обусловливает усложнение приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к все более сложным.

Формы поведения животных.

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три формы поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального поведения.

Инстинкты — это врожденные, наследственно закрепленные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности.

Инстинктивное поведение проявляется на всех ступенях эволюционной лестницы — от низших животных (насекомых) до человека. Основные инстинкты — самосохранения, пищевой и сексуальный. Но чем выше на ступени этой лестницы находится живое существо, тем меньшую роль в его повседневной жизни играет инстинктивное поведение.

Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов.

Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в готовом виде уже при его рождении или закономерно проявляются на определенной стадии развития (инстинкт размножения). Выразительный пример: незадолго до того, как цыплята появятся из яйца, они издают писк. Если подражать крику коршуна — цыплята затихают, если курице — можно добиться оживленного писка. Но ведь цыплята еще не знают ни коршуна, ни своей матери.

Вырабатываются инстинкты из поколения в поколение в ходе естественного отбора. Это очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными. Среда медленно, но непрерывно меняется. Соответственно медленно, на протяжении многих поколений перестраиваются инстинкты, а некоторые, которые перестали быть биологически целесообразными — отмирают (курица не летает).

Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможность выживания с самых первых моментов жизни.

Примеры инстинктивного поведения: постройка гнезд, нор, перелеты птиц, запасание пищи на зиму, построение сот, плотин.

Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удовлетворить необходимые потребности и становится неадекватным.

Н-р, если в сотах проколоть дно, пчела все равно будет носить мед, хоть он вытекает. Бобры строят плотины в зоопарке. Гусенок следует за первым движущимся объектом, даже за заводной игрушкой. Интересно поведение земляной осы-сфекса, которая охотиться за сверчком. Сфекс несколько раз вкалывает жало в тело сверчка. Сначала под шею, затем в часть переднегруди, затем у основания брюшка. В этих трех ударах кинжалом и обнаруживается все великолепие и непогрешимость инстинкта. Сфекс не убивает жертву, а только парализует ее ударами в нервные узлы. Затем за усики втягивает сверчка в нору. Этими живыми консервами питаются его личинки. Но если обрезать усики сверчку, то оса бросает уже парализованного ее сверчка и отправляется за новой жертвой. Почему бы осе не ухватиться за одну из шести ног сверчка? Потому что инстинкт— это жесткая программа, которая срабатывает только тогда, когда все внешние условия строго соблюдены. Недаром говорят, что инстинкт слеп. Таким образом, инстинкты целесообразны в стереотипных условиях и нецелесообразны в постоянно изменяющейся среде. Они производятся автоматически без какого-либо признака разума. Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.

Навыки — способы поведения, приобретенные в индивидуальной жизни путем научения и закрепленные в результате упражнений и повторений.

В основе навыка лежит система условных рефлексов.

Навыки проявляются на более высоком уровне развития животного мира. Чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения, но более гибкая, пластичная, следовательно, более совершенная. Животное получает возможность в соответствии с изменениями среды сравнительно быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы.

Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Известны два основных механизма его реализации — условный рефлекс и оперантное реагирование.

Условный рефлекс — реакция на раздражитель, который был нейтральным, но близок по времени возникновения к безусловному раздражителю. Такие навыки можно сформировать у существ с относительно простым строением нервной системы. Н-р, пчел научили отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мед только в стеклянные чашки определенного цвета. Обезьяны — более высшие животные и у них можно выработать боле сложные навыки. В Сингапуре обезьяны помогали биологам. Животные усвоили команды и приносили с высоких деревьев листья, цветы, которые без достать было бы очень сложно.

Оперантное обусловливание — это механизм реализации навыка. В процессе приспособления к условиям жизни какие-то действия оказываются более эффективными, какие-то менее. В результате закрепляются действия, которые более полезны: помогают удовлетворить потребность, избегать опасность. Такой вид выработки навыка и называют оперантным ( с лат. — действие) научением. Никто не показывает, животное само действует. Н-р, крысу поместили в клетку с рычагом. Нажимая рычаг, она могла получать пищу. Вначале крыса случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, потом научилась использовать рычаг по назначению. Крыса самостоятельно приобрела навык. (Опыт американского психолога Б.Скиннера).

Навык второго типа обеспечивается сознательной выработкой способа поведения путем учебы, автоматизацией первоначально сознательно осуществляемых и контролируемых действий. Характерно только для человека (навык письма, чтения).

Выработка навыка у животных — очень длительный процесс проб и ошибок. А в природе не всегда есть такая возможность как пройти курс обучения. Кроме того, при каком-либо изменении надо обучаться заново. Не успеешь — смерть.

Следующая форма поведения — интеллектуальное поведение. Интеллектуальное поведение — простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связи между предметами.

В процессе многих тысячелетий в природе у животных появилось такое ценное качество как приспособляемость к условиям жизни и окружающей среде. В связи с чем многие из них изменили строение тела, сделали его более рациональным, поменяли окраску на покровительственную, приобрели навыки и средства защиты и нападения, такие как сильные ноги, рога, копыта, когти, зубы, ядовитые железы и многие другие.

Однако все эти средства не всегда спасали животных, их надо было еще правильно применить.

Для того, чтобы выжить в борьбе с силами природы и многочисленными врагами, найти пищу, оставить потомство и продлить жизнь своего вида, животное должно уметь вести себя соответственно обстановке, своим потребностям и возможностям.

Стоит понаблюдать за тем, как приспособились животные к жизни в самых различных условиях, как они добывают себе пищу, как реагируют на различные изменения погоды, ведут себя при размножении, воспитании и защите потомства и отражают атаки врагов, как ведут себя в семье, группе, стае, стаде и при многих других жизненных ситуациях, чтобы убедиться, что поведение животных целесообразно.

В зависимости от условий жизни одни и те же животные ведут себя по-разному. В лесу, например, где их на каждом шагу подстерегает опасность и окружают враги, они осторожны, пугливы и чуть что — сейчас же спасаются бегством. В домашней обстановке, выращенные людьми, животные становятся смелыми, доверчивыми и сами идут к человеку. Таковы прирученные зайцы, белки, волки, медведи, львы, сороки, вороны, скворцы, попугаи и многие другие птицы и звери.

В основе поведения животного, приспосабливающегося к постоянно меняющимся условиям существования, лежит, прежде всего, состояние и деятельность нервной и гуморальной систем.

Нервная система высших позвоночных животных

Нервная система достигла наиболее высокого, совершенного развития у высших позвоночных животных. У них она подразделяется на центральную, включающую головной и спинной мозг, периферическую, представленную черепно-мозговыми и спинномозговыми нервами, соединяющими мозг с различными органами и участками тела, и вегетативную, регулирующую деятельность внутренних органов. Все эти отделы тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.

Главный отдел центральной нервной системы — головной мозг. При сравнении мозга ящерицы, акулы, человека и кролика, можно видеть, что с усложнением организации животных ведущее значение приобретает кора больших полушарий головного мозга, управляющая всеми действиями, поведением и связью организма животного с внешней средой. У рыб она не развита, у земноводных, пресмыкающихся и птиц — представлена в виде тонкого слоя нервных клеток: Значительно более развита кора больших полушарий у млекопитающих.

Инстинкты животных

В обеспечении согласованности функций всех частей организма и различных отделов нервной системы большое значение имеет и гуморальная система. Гуморальная регуляция (от слова гумор — жидкость) осуществляется через тканевую жидкость, кровь и лимфу, в которых содержатся продукты тканевого обмена, белки, минеральные вещества, жиры, углеводы, витамины, ферменты, а также специальные вещества — гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции (эндокринными органами).

Из желез внутренней секреции у позвоночных животных наиболее важную роль выполняют гипофиз, щитовидная и паращитовидная железы, поджелудочная железа, надпочечники и половые железы. Ряд гормонов вырабатывается также в желудке, двенадцатиперстной кишке и в почках.

Установлено, что все биологические активаторы — гормоны, витамины, ферменты, иммунные тела и даже токсины — находятся в органах и тканях организма в виде комплексных биохимических соединений с белками и частично с углеводами и липидами.

В процессе жизнедеятельности организма эти комплексы то распадаются, то вновь возникают, обусловливая появление или исчезновение определенных свойств и физиологических функций органов и систем. А так как они играют значительную роль и в передаче нервного возбуждения, то становится понятным их значение для возникновения тех или иных поведенческих реакций животных.

Рецепторы животных

В любой части организма имеются окончания чувствительных нервов. Их называют рецепторами (от латинского слова реципере — получать, принимать). Различают экстерорецепторы, которые воспринимают только раздражения из внешней среды, и интерорецепторы — из внутренней среды. И те, и другие чрезвычайно тонко воспринимают различные изменения организма и передают информацию об этом в мозг.

Раздражение окончаний чувствительных нервов при воздействии тепла, холода, давления, света, звука, химических веществ и других раздражителей вызывает появление в них нервных импульсов, возбуждения, в результате чего по нервным волокнам в мозг идет соответствующая информация.

Раньше считали, что эти импульсы имеют электрическую природу и сравнивали их с электрическим током, идущим по медной проволоке. Позже установили, что это не так. Возникающее возбуждение действительно сопровождается электрическими явлениями, но передается не с такой скоростью, как электрический ток.

У различных животных скорость передачи нервного возбуждения колеблется от 7,5 до 90 и даже 120 метров в секунду. Скорость же движения электрического тока достигает 160000 километров в секунду. Уже это говорит о том, что нервный импульс нельзя сравнивать с электрическим током, так как он является комплексом сложнейших электрохимических процессов.

Разумеется, у животных, не обладающих способностью к словесному, понятийному мышлению, речи, число таких единиц информации, поступающих к клеткам мозга, значительно меньше, но и оно составляет довольно внушительные цифры.

Нервная система развивалась и совершенствовалась вместе с развитием и усложнением строения организма животных. У простейших организмов, например амебы или инфузории, нет нервной системы: она возникла на более поздних ступенях развития животного мира. У насекомых же она представлена особыми узлами, ганглиями, с отходящими от них нервами, и обеспечивает довольно сложное поведение животных.

Инстинкты животных

Нервная система, как в прочем и инстинкты животных развивались одновременно с развитием способности организма к передвижению. Чем больше двигается животное, тем большее количество раздражителей из внешней среды оно воспринимает и тем более четко должно отвечать на них. При передвижении животного головной мозг его первым сталкивается с предметами и явлениями внешнего мира. Поэтому в нем и развивались различные специализированные нервные клетки и их окончания.

В дальнейшем, в процессе эволюционного развития, у высших животных чувствительные нервные окончания дифференцировались и объединились в сложные специализированные комплексы. Так образовались органы зрения, слуха, обоняния и другие органы чувств, а также важные нервные центры, помогающие организму в установлении связи с окружающим миром.

Органы чувств животных

Необходимо также обратить внимание, на то, что принятое в обиходе понятие об органах чувств: глаз — орган зрения, ухо — орган слуха, нос — орган обоняния и т. д. — одностороннее и неполное. В действительности эти органы являются лишь составной частью более сложных систем — анализаторов, обеспечивающих постоянную связь организма с внешней средой и способствующих приспособлению его внешним воздействиям.

Каждый из трех анализаторов состоит из: периферического или рецепторного, отдела (глаза, уши, нос и т. д.), проводниковой части или нервных путей (по ним информация идет к мозгу, а от него — команда к исполнительным органам), и центрального, или мозгового, отдела, включая и высшие центры — группы нейронов в коре головного мозга.

Следовательно, такие органы чувств как слух, зрение, вкус, обоняние и другие — это всего лишь воспринимающая часть анализаторов. Специальные, рецепторные образования имеются и во внутренних органах, тканях, суставах, сосудах, мышцах. Все они выполняют строго специализированную работу благодаря способности к восприятию определенных видов раздражения.

Однако анализ действующих на организм внешних и внутренних раздражителей лишь начинается в органах чувств, на периферии анализаторов, завершается же он в коре головного мозга центральной нервной системе, где и происходит дифференцированный анализ этих раздражителей.

Инстинкты животных

Если из строя выходит хотя бы один отдел анализатора, функции его нарушаются. Глаза у лошади, например, по виду и в действительности могут быть совершенно нормальными, а она не видит. Причиной слепоты может быть повреждение зрительного нерва или изменения в затылочной области коры головного мозга, где находится зрительный центр.

Большую опасность представляет и потеря способности воспринимать те или иные раздражения, что бывает, когда выходят из строя периферические отделы анализаторов с их рецепторными приборами. В таких случаях у животного нарушается связь с окружающей средой, а это ставит под угрозу само существование его.

В лаборатории И. П. Павлова путем операций у собак одновременно выключали обоняние, слух и зрение. Лишенные притока информации из внешней среды поведение животных — собак изменилось, они спали по 23,5 часа в сутки. Следовательно, для нормальной работы анализатора необходимы целостность и единство всех трех его отделов.

Органы чувств воспринимают бесчисленное количество сигналов, идущих из внешней и внутренней среды организма, и передают информацию о них в центральную нервную систему. Это помогает животному разобраться в различных воздействиях на его организм и ответить на них той или иной поведенческой реакцией.

Внешне это выражается в проявлении соответствующих инстинктов животных — врожденных рефлексов или выработавшихся в процессе жизни под влиянием приобретенного опыта условных рефлексов, а иногда и в более сложных нервнопсихических реакциях.

Поведение животных изучают науки зоопсихология, физиология высшей нервной деятельности и этология (от греческого слова этос — поведение).

Познакомить вас с различными органами чувств и соответствующими анализаторами в целом, значением их в жизнедеятельности и поведении различных групп животных, в приспособлении животных к условиям существования и является моей целью.

Я также приведу сведения об использовании знаний о чувствах и поведении животных для практической деятельности человека (в охоте, рыболовстве и по охране природы). Все эти сведения я использовала из материалов по зоологии, физиологии, этологии, сельскохозяйственной и лесной энтомологии, медицине и ветеринарии, опубликованные в отечественной и зарубежной литературе.

Я надеюсь, что приведенные сведения представят интерес и будут полезны для самого широкого круга моих читателей — специалистов и работников лесного и сельского хозяйства, охотоведов, учителей-биологов, врачей, студентов вузов и техникумов, школьников, охотников и рыболовов, для всех любителей природы.

Читайте также: