Что изучается в синтаксисе 5 класс кратко

Обновлено: 01.07.2024

В одном из уроков мы узнали, зачем человеку нужны язык и речь. Сегодня мы познакомимся с двумя разделами науки о языке — синтаксисом и пунктуацией.

Для чего нужен синтаксис?

В качестве примера рассмотрим несколько слов:

Смысл каждого слова по отдельности нам понятен. Но как узнать, о чем идет речь? Чтобы верно выразить мысль, нужно составить из этих слов предложение по законам языка:

Зимой дети лепят снеговиков и играют в снежки.

Следовательно, для того, чтобы грамотно выражать мысли, недостаточно иметь большой словарный запас. Прежде всего, важно уметь выстраивать грамматические связи между словами в предложении. Также нужно уметь правильно передавать его смысл. Здесь нам поможет знание синтаксических правил.

Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает словосочетания, предложения, текст, а также их строение.

Синтаксические единицы

Единицами синтаксиса являются словосочетание, текст и предложение:

Основной единицей синтаксиса считается предложение, которое выражает законченную мысль. В зависимости от количества грамматических основ, предложения бывают простыми и сложными.

Самая объемная единица синтаксиса — это текст, то есть последовательные предложения, связанные по смыслу. А минимальная синтаксическая единица — словосочетание. Подробно все единицы синтаксиса мы рассмотрим на отдельных уроках.

В предложениях слова соединяются между собой по смыслу и грамматически. А связи слов выражаются в окончаниях и предлогах. Рассмотрим на примере нескольких слов:

Ветви, над, сочный, дуга, вода, перегнуться

В данном случае, если просто расставить слова в правильном порядке, полноценное предложение не получится. Прежде всего слова должны стоять в нужном падеже, числе и роде. Тогда мы получим верно построенное предложение из стихотворения Афанасия Фета:

Ветви сочные дугою перегнулись над водою.

В результате знание синтаксических правил помогает грамотно строить свою речь и выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Что изучает пунктуация?

Правильно передавать смысл написанного также помогает другой раздел лингвистики — пунктуация.

Пунктуация — это раздел науки о языке, который изучает правила постановки знаков препинания.

Прежде всего нужно запомнить, что в русской пунктуации выделяют десять знаков препинания:

Знаки препинания помогают верно излагать свои мысли и выявлять смысловые оттенки. Кроме того они отделяют разные части предложения и текста.

Важность знания правил расстановки знаков препинания помогает определить простое упражнение из известного мультфильма “В стране невыученных уроков”:

Синтаксис неразрывно связан с пунктуацией. Синтаксис помогает установить смысловые и грамматические связи между словами, а пунктуация позволяет правильно понять смысл написанного. Незнание синтаксических правил и отсутствие знаков препинания не позволят грамотно составить предложение.


Синтаксис — это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

2. Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?

Подлежащее и сказуемое — это главные члены. Они составляют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), например: Дует ветер , но может состоять из одного главного члена, например: Вечер . Стемнело внезапно.

3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

Второстепенные члены предложения распространяют грамматическую основу .

Второстепенные члены предложения — это дополнения, определения, обстоятельства.

4. На какие группы делятся предложения по:

• Предложения по наличию главных и второстепенных членов делятся на распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

• По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Предложения, в которых:
— мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными;
— содержится вопрос, называются вопросительными;
— мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, называются побудительными.

• По интонации различаются невосклицательные и восклицательные предложения.

В конце восклицательных повествовательных и побудительных предложений вместо точки ставится восклицательный знак.

5. Для чего нужна пунктуация?

Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.

Пунктуация учит ставить самые разные знаки препинания: точки, запятые, вопросительные, восклицательные и другие знаки.

6. Какие пунктуационные правила вы изучили в этом разделе?

Мы изучали постановку запятых между однородными членами предложения; постановку выделительных запятых в предложениях с обращениями; пунктуационные знаки препинания в сложных предложениях; правила синтаксического и пунктуационного предложения; знаки препинания при прямой речи и диалоге.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений.

Единицы синтаксиса:

Словосочетание(СС), простое предложение(ПП), сложное предложение(СП).

С лово С очетание - это два и более слова(ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМОЕ), связанные между собою по смыслу и грамматически.

Именные С/С – это, когда главное слово выражено ИМЕНЕМ сущ., прилаг., числител., местоимением, а

Глагольные с/с : гл. слово выражено ГЛАГОЛОМ.

Словосочетанием не являются : ГО (грам.основа : Птицы прилетели .), неделимое с/с ( венерин башмачок, Тихий океан ), сочетание предлога с сам.частью речи ( близ школы ), ОЧП ( пришёл и победил ).

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Ц- По цели высказывания: повествовательное (., !) ; вопросительное (?) ; побудительное (., !).

И- По интонации: восклицательное (!) ; невосклицательное (., ?)

О- Простое или сложное (по количеству грамматических основ).

С- По составу грамматической основы: двусоставные (есть и подлежащее и сказуемое, т. е. полная грамматическая основа), односоставные (есть или подлежащее, или только сказуемое, т. е. неполная грамматическая основа).

В - По наличию второстепенных членов предложения: распространённое (кроме грамматической основы есть и второстепенные члены предложения) ; нераспространённые (есть только грамматическая основа предложения и нет второстепенных членов).

О - осложнено ( ПРИ НАЛИЧИИ однородных членов предложения, обращения, причастий и деепричастий, вводных слов), не осложнено(если нет).

Разбор простого предложения.

В зимнем лесу смолкло пение птиц. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, не осложнено).

Разбор словосочетания.

В зимнем лесу (прил. + сущ. – именное) ; смолкло в лесу (глаг. + сущ. –глагольное) ; пение птиц (сущ. + сущ. –именное).

Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений.

Единицы синтаксиса:

Словосочетание(СС), простое предложение(ПП), сложное предложение(СП).

С лово С очетание - это два и более слова(ГЛАВНОЕ И ЗАВИСИМОЕ), связанные между собою по смыслу и грамматически.

Именные С/С – это, когда главное слово выражено ИМЕНЕМ сущ., прилаг., числител., местоимением, а

Глагольные с/с : гл. слово выражено ГЛАГОЛОМ.

Словосочетанием не являются : ГО (грам.основа : Птицы прилетели .), неделимое с/с ( венерин башмачок, Тихий океан ), сочетание предлога с сам.частью речи ( близ школы ), ОЧП ( пришёл и победил ).

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Ц- По цели высказывания: повествовательное (., !) ; вопросительное (?) ; побудительное (., !).

И- По интонации: восклицательное (!) ; невосклицательное (., ?)

О- Простое или сложное (по количеству грамматических основ).

С- По составу грамматической основы: двусоставные (есть и подлежащее и сказуемое, т. е. полная грамматическая основа), односоставные (есть или подлежащее, или только сказуемое, т. е. неполная грамматическая основа).

В - По наличию второстепенных членов предложения: распространённое (кроме грамматической основы есть и второстепенные члены предложения) ; нераспространённые (есть только грамматическая основа предложения и нет второстепенных членов).

О - осложнено ( ПРИ НАЛИЧИИ однородных членов предложения, обращения, причастий и деепричастий, вводных слов), не осложнено(если нет).

Разбор простого предложения.

В зимнем лесу смолкло пение птиц. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, не осложнено).

Разбор словосочетания.

В зимнем лесу (прил. + сущ. – именное) ; смолкло в лесу (глаг. + сущ. –глагольное) ; пение птиц (сущ. + сущ. –именное).

Всем привет! Для пятого класса помогите пожалуйста ответить на вопросы.
1.Что изучается в синтаксисе?
2.Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
3. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?
4. На какие группы делятся предложения по:
а.по наличию главных и второстепенных членов;
б.цели высказывания. в.интонации. 5.Для чего нужна пунктуация? СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗАРАНЕЕ))))

1)Синтаксис изучает строение предложений и словосочетаний.
2)подлежащее (кто? что?) -сущ. или местоимение, и сказуемое (что делает? что сделал? и т. д.)
3)Существует три вида второстепенных членов предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
4)по цели высказывания: Повествовательное, вопросительное, утвердительное (вроде) . по интонации: восклицательное, невосклицательное. По наличию гл. и второс. членов предл. : простое, сложное; распрастроненное, нераспрастроненное;
5)Пунктуация необходима для правильной расстановки знаков препинания, а следовательно-где запятые, мы выделяем паузы при чтении.Вопросы-меняем интонацию и т.д.

В предложении инфинитив может быть любым членом предложения.

Например: 1) Любить иных — тяжёлый крест. (Б. Пастернак) - подлеж.;

2) Он [Старцев] решил сходить(часть СКАЗУЕМОГО) к Туркиным (с какой целью?) посмотреть (ОБСТОЯТ.), что это за люди (А. Чехов);

3) Я поступил неосторожно, предаваясь ми­лой привычке видеть и слышать вас ежедневно (А. Пуш­кин) определ.;

4) Самые чистые рубахи велит капитан надеть!_ (Б. Окуджава).

Примечание. Пример (2) — при глаголах движения (уехать, зайти и под.) или прекращения движения (остановиться, остаться, присесть и т. п.) инфинитив является обстоятельством цели (называет цель движения или прекращения движения): Иногда в песках он останавливался (с какой целью?) отдохнуть (К. Паустовский).

Пример (4) — инфинитив не включается в состав сказуемого и является в предложении дополнением, если он обозначает действие дру­гого лица (предмета), не того, которое названо подлежащим.

Читайте также: