Что изучает история древнего мира кратко

Обновлено: 07.07.2024

История – это наука о жизни человека в прошлом.

Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.

Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Вспомогательные исторические дисциплины – это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования.

Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.

Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Каждан А. В поисках минувших столетий. – М.: МК-Периодика, 2002.
  3. Рубинштейн Р. Разгаданные письмена. – Л.: Учпедгиз, 1960.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В наше время история – наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.

Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.

Историческим источником является сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект, несущий в себе сведения о жизни в прошлом. Это могут быть предметы одежды, книги, посуда, оружие, детские игрушки, дома, музыкальные произведения и даже вырытые каналы и построенные дамбы.

Для удобства изучения источники подразделяют на вещественные, письменные и устные. Письменными источниками могут быть приказы, летописи, мемуары, письма, отчеты. К устным относятся рассказы очевидцев, песни, анекдоты, предания. Вещественные исторические источники – здания, предметы быта, оружие, сакральные (религиозные) предметы и многое другое.

Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.

Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали попросил его одолжить 3 гривны.

Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу (научное предположение). После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе называются историографией.

Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. В современном мире насчитывается около 100 тысяч музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.

Выделяют крупнейшие музеи мира, такие как Лувр во Франции, Музей мадам Тюссо в Великобритании, Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Россия также может похвастаться музеями мирового уровня, такими как Государственный Исторический музей, расположенный на Красной площади в Москве, Кунсткамера в Санкт-Петербурге, музей оружия в Туле.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

История человечества от древнейших времен до настоящего времени называется общей или всемирной, историей. История древнего мира - это первый период всемирной истории. Именно его мы и будем изучать в 6 классе.

Он начинается от появления человечества около четырех миллионов лет назад и заканчивается падением Западной Римской империи в V в.

Первая ступень в развитии человеческого общества историки назвали первобытность ( некоторые историки разделяют его на два периода дикость и варварство), следующая ступеньцивилизацией.

Основными признаками цивилизованности считается наличие городского жизни, грамотности и государства.

История древнего мира изучает жизнь первобытного общества и первых цивилизаций. В первоначальном обществе люди не превращали окружающей среды, а приспосабливались к нему. То было время собирателей и охотников. Затем на смену присваивающего хозяйству собирателей и охотников пришло воспроизводящее хозяйство земледельцев и животноводов. С этого времени начинается развитие цивилизаций.

Первые цивилизации возникли в долинах крупных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда, где люди впервые овладели полеводство.

2. Исторические источники

Из истории пятого класса вы уже знаете, как ученые исследуют историю. В этом им помогают исторические источники.

Исторические источникиэто предметы материальной культуры, письменные памятники, обычаи, языки давних времен, все то, что дает представление о прошлом.

Документы, рисунки, здания, вещи, предания, обычаи и т.д. помогают историкам устанавливать факты и писать историю.

Прежде всего они изучают письменные источники. Человек научился писать более пяти тысяч лет назад, и времени накопилось много письменных памятников. Это глиняные таблички, египетские папирусы, берестяные грамоты, рукописные летописи, книги, деловые документы и пр.

Но большая часть истории человечества была бесписьменных. Как же ученые узнали о том далеком прошлом? В этом случае на помощь приходят науки: археология, этнография, антропология и другие вспомогательные исторические дисциплины.

3. Археология и антропология

Наибольшая доля источников составляют разные вещи. Археологиянаука, изучающая материальные (Вещественные) исторические источники и воспроизводит с ними прошлое человеческого общества.

Материальные источники - Орудия труда человека, остатки древних поселений, жилищ, зданий, кладбищ, украшения, посуда и другие остатки материальной культуры - следы жизни и деятельности человека на Земле. Пепел от костра древнего человека, пещера, каменный топор, черепок посуды, пирамида, канал, плотина, дорога - все это материальные источники.

Некоторые материальные источники сохранились на поверхности, другие оказались под несколькими слоями земли, песка или ила. Археологи ведут кропотливую работу, чтобы разгадать загадки истории, содержащихся в земле, раскапывая и исследуя их.

Интересно знать

Археологические раскопки - Слишком трудоемкое занятие. Все работы проводятся вручную. Верхний слой земли снимается заступом, а затем работа выполняется с помощью ножей и кисточек, чтобы не повредить найденные предметы; Археологам приходится перебирать руками тысячи тонн земли, чтобы отыскать необходимые материальные источники. Некоторые раскопки ведутся десятки и сотни лет. Так, раскопки древнего города Помпеи, погибли в результате извержения вулкана, идут с 1748 года. Город был засыпан пеплом при извержении Везувия 1979. Оно не потерпело ни от огня, ни от грабителей, поэтому археологам удалось воспроизвести как внешний, так и внутренний вид сооружений.

Для определения времени археологических находок археологи установили систему "Трех веков"каменный, бронзовый, железный. Такое деление называется истории человечества называется археологическая периодизация, , В основе которой положены изменения в характере основных материалов, из которых изготавливали орудия труда, предметы быта, оружие и т.п. Течение миллионов лет человек производила орудия труда из камня, этот период получил название каменного века. Но за последние несколько тысяч лет важнейшим открытием человека стало изготовление орудий труда из бронзы, а позднее - с металла. Эти периоды археологи назвали соответственно бронзовым и железным веками.

Огромное значение в интерпретации найденного археологами имеет также антропологиянаука, изучающая костные остатки первобытных людей. Однако в странах Западной Европы и США под этим термином понимают науки о первобытных людей вообще. Современная наука дает позволяет достаточно достоверно воссоздать образ человека. Ученые создали метод воспроизведение лицо по строению костей черепа. По ним можно воссоздать портрет и современной и древней человека.

4. Этнография

Кроме упомянутых источников, историки первобытного общества исследуют этнографические данные. Этнографиянаука, которая исследует быт и нравы народов, их материальную и духовную культуру.

Ученые и путешественники нашли племена охотников и собирателей, живущих сегодня в разных частях земли: в Южной и Северной Америке - индейские племена, в Австралии - аборигены, в Африке - бушмены, в Юго-Восточной Азии - тоала , Андаманцы , семанги и др.

Эти племена ничего не знают о полеводство, они не имеют домашних животных. Орудия труда изготавливают из камня, костей и дерева. Ведут кочевой образ жизнь. Занимаются охотой и собирательством. Не носят одежды и обуви. Для жилья они используют хищные - курени, которые составляют из веток, камней, земли и жердей.

И хотя эти племена живут на огромном расстоянии друг от друга, они имеют много общего. И это помогает ученым воссоздавать жизнь прошлого, делать выводы о первобытных людей.

Исследование быта более развитых народов также помогают историкам. Разнообразные обряды (свадебные, праздничные, похоронные), одежда, украшения, жилище представляют значительный интерес для изучения истории.

5. Отсчет времени в истории

Изучение истории есть невозможным без определения времени, когда происходила определенная событие. Но время увидеть не возможно. Каким образом люди открыли существование времени и начали его измерять? Вероятно, это произошло в результате их наблюдения за окружающим миром. Происходит смена дня и ночи, времен года и т.п. Именно это позволило человечеству создать календарь.

Календарьэто способ подсчета дней в году, система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времен года, фаз Луны, Солнца.

Интересно знать

Долгое время человечество не имело единого календаря. Первые календари были составлены на основе движения Месяца и назывались месячными. Это происходило около семи тысяч лет назад на древнем Ближнем Востоке.

Более точный календарь впервые создана в Древнем Египте, он назывался солнечным и основывался на движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Египетский календарь состоял из 365 дней, 12 месяцев, в нем день и ночь делились на 12 частей. Длительность некоторых частей не соответствовала нашему времени, потому что продолжительность дня и ночи в разное время года была неодинаковой.

Солнечный календарь египтян уточнили римляне и ввели его во времена Юлия Цезаря в 46 г. до н. есть, поэтому он назывался юлианскому.

В XVI ст. римский папа Григорий XIII принял более уточненный календарь, который доставал название григорианского. Этим солнечным календарем пользуемся сегодня и мы. Время, за который Земля вращается вокруг своей оси, составляет сутки. Время, за которое Земля делает один оборот вокруг Солнца, равен году, состоящий из 365 суток, 5 часов, 48 минут и 46 секунд.

Григорианский календарь называют новому стилю, а юлианский - старому стилю. Разница между одной и той же дате по новым и старым стилем в настоящее время составляет 14 дней.

Календари позволяют упорядочивать отдельные факты, установить, какое событие произошло раньше, а какая позже. Историкам определять время определенных событий или их дать помогает наука хронология. Упорядочить события и отразить их в последовательности помогает линия времени. Эта прямая линия разделена на отрезки, которые указывают года, десятилетия, века, тысячелетия. Историки измеряют время веками, Сокращенно обозначаются ст. и пишутся римскими цифрами. Десять веков составляет тысячелетия, которое обозначается тыс. и тоже пишутся римскими цифрами.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Что изучает история"

Вопросы занятия

· Вещественные исторические источники

· Письменные исторические источники

На живописных склонах горы Геликон водят хороводы девять муз. Все они дочери главного бога древнегреческой мифологии – Зевса – и богини памяти Мнемосины. Каждая из этих прекрасных муз покровительствует важным областям науки и искусства. Есть среди них музы танца и песен, трагедии и комедии, поэзии и астрономии. А девятая сестра – муза Клио – покровительствует истории.

Она постоянно носила при себе свиток папируса, или пергамента, и стиль – заостренную палочку для письма.


Сегодня существуют музеи различных направлений: исторические, технические, литературные и так далее. Самые распространённые среди них – краеведческие музеи. Каждый музей хранит и изучает историю.

Так давайте уточним с вами: что же такое история?

История – это наука о прошлом. Она изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась и стала такой, как сейчас.

История нашей страны называется историей России. Она часть всемирной истории, истории народов мира. В пятом классе вы будете изучать первый раздел всемирной истории – историю Древнего мира. Вы узнаете о жизни людей в далеком прошлом.

Но как ученые-историки узнают о жизни людей тысячи и даже десятки тысяч лет назад?

На самом деле жизнь людей не проходит на земле бесследно, она оставляет следы.

От древнейших людей дошли до нас только обломки их костей и сделанные ими вещи – это очень редкие находки.

От более поздних времен нам остались погребения людей, их жилища. В них были найдены рисунки древних людей и фигурки, вырезанные из костей.

Сохранились и дошли до наших дней знаменитые постройки, например пирамиды в Египте, Колизей в Риме, Великая Китайская стена.

Все эти вещи, кости людей, орудия труда, постройки называют вещественными историческими источниками.


На месте древних поселений ученые-археологи производят раскопки и находят столь ценные вещественные источники.

Около пяти тысяч лет тому назад люди изобрели письменность. Писали древние люди знаками на камне, на коре деревьев, на коже. Они вели хозяйственные записи, рассказывали о своей стране или о странах, которые видели. Уже в древности люди писали книги. Написаны они были от руки и поэтому высоко ценились. Люди бережно хранили такие книги, и некоторые из них дошли до наших дней.

Записи, из которых ученые черпают знания о прошлом человечества, называют письменные исторические источники.


Но как узнать о жизни и обычаях древних людей, которые не умели писать, а те вещественные источники, которые найдены учеными, не дают полной информации?

Уже в глубокой древности люди вели счет времени в таких единицах, как сутки. Сейчас мы уже знаем, что это период обращения Земли вокруг себя. Месяц – период обращения Луны вокруг Земли. Год – период обращения Земли вокруг Солнца.

В первом значении это конкретный временной отрезок, равный ста годам, – столетие.

Во втором значении это исторический период – эпоха со своими характерными особенностями. Например: каменный век, бронзовый век, железный век.

Каждый человек ведет свое летоисчисление, как правило, от дня рождения. Но человечество в целом не имеет единой точки отсчета. Первобытные люди считали время от лета – поры сбора урожая. Древние греки отсчитывали года от первой Олимпиады. Римляне – от основания Рима. И так в разных странах был разный счет времени. Согласитесь, это не очень неудобно!

В странах, где традиционно исповедовалась христианская религия, все даты стали нумеровать от Рождества Христова. Отметим это событие на ленте времени.


Любой следующий за этим событием год – это год нашей эры.

Годам, оказавшимся за границей нашей эры, проставляют номера начиная от предшествующего Рождеству года с увеличение в противоположную ходу времени сторону. Про эти события мы говорим, что они произошли до нашей эры.

Таким образом, номер года нашей эры показывает, сколько лет уже прошло после Рождества Христова. Чем больше цифра, тем ближе к нашему году, в котором мы живем.

Номер года до нашей эры показывает, сколько лет еще остается до Рождества Христова. Чем больше цифра, тем год дальше от нынешнего.

Давайте мы с вами сосчитаем, сколько прошло времени от начала нашей эры. Здесь все просто. Сто лет составляют век, или столетие. Десять веков – тысячелетие.

Еще один пример: в четвертом тысячелетии до нашей эры в Египте возникли государства. Сколько лет тому назад произошло это событие? К четырём тысячелетиям до нашей эры прибавляем два тысячелетия нашей эры. И получаем, что государства в Египте возникли около шести тысяч лет тому назад.

Итак, мы видим, что у истории есть помощники – вспомогательные исторические дисциплины: археология, этнография и хронология. Но на этом список не заканчивается. Исторических дисциплин много. Это и геральдика, изучающая гербы, и генеалогия, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей, и нумизматика, изучающая монеты, и так далее. Все они подобны ручейкам, которые сливаются в единую полноводную реку. Информация каждой исторической дисциплины делает историю интересней и познавательней. И, наверное, невозможно узнать все, но можно прикоснуться к самому интересному.

Дать определение тому, что изучает история, на самом деле очень сложно! Даже самые знаменитые профессора историки не могут дать четкого ответа. Существуют различные виды истории: история общества, история спорта, экономическая история и др. И объединить их все между собой очень сложно.

Геродот - древнегреческий философ

Знать прошлое важно! - такое знание играет важную роль в развитии общества.

Попробуем найти ответ на вопрос о том, что изучает история нужного и полезного современному человеку.

Наука История

Людям всегда было интересно знать о том, что происходило раньше, и как жили наши предки.

История - наука состоящая из фактов, она накапливает новые знания, которые она получает из исторических источников.

Многие люди ошибочно полагают, что история занимается только изучением событий и дат их совершения.Но этим занимается наука, называемая хронологией.

А главной задачей истории является накопление и обобщение человеческого опыта.

История изучает жизнь людей в пространстве и во времени.

История помогает нам накопить необходимые знания о прошлом, сделать выводы, и помочь избежать ошибок, которые совершали древние люди.

Вопросы, которые изучает истории, изменялись с течением времени. В настоящее время эта наука изучает:

  1. факторы, заставляющие человеческое общество развиваться;
  2. направление, по которому движется история;
  3. какую роль играет история в настоящем и будущем;
  4. что ожидает человеческое общество в будущем.

Отрасли науки истории

История состоит из множества отраслей - наук, которые изучают отдельно взятую область истории.

Архиология

Археология

Археология

Платон

В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология — часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.

Этнография

Основным предметом этнографии является изучение народов мира, их духовной и материальной культур, их историческое развитие.
Важное место занимает изучение этногенеза — истории возникновения того или иного этноса , становление общества. В последнее время уделяется внимание и межэтническим взаимоотношениям (отношения между народами).

СЛОВАРИК

Этнос или народ - группа людей, объединенных общими признаками (один язык, схожая внешность)

Семья народа чукчи

Семья чукчей — коренного народа России с богатой культурой и историей

Пигмеи

Исследователь и шаман племени пигмеев

Нумизматика

Нумизматика (от лат. nomisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. От нумизматики как науки следует отличать нумизматическое собирательство, или коллекционирование монет.

Общественные функции нумизматики:

  • Выявление нумизматических памятников культуры;
  • Изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Геральдика

Гербы

Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина , занимающаяся изучением гербов , а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы . Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур . Корни геральдики уходят в Средневековье , когда и был разработан специальный геральдический язык .

Читайте также: