Что изучает география 4 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.

Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса

С точки зрения географа, мир – это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, материк и острова. Это все страны и народы их населяющие, это города и маленькие деревушки. Мир – это реки и озера, горы и пустыни, леса и льды Северного Атлантического океана.

Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из собственной квартиры.

Но также для географа мир – это ещё и хозяйство, это особенности животного и растительного мира, особенности климата различных участков земной поверхности.

2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?

Мы работали с физической и политической картами.

На физической карте показан рельеф земной поверхности, на политической карте показаны страны, города и границы.

3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?

Общее между глобусом и картой полушарий то, что они показывают всю землю целиком.

Различие между ними в том, что глобус показывает объёмную модель Земли, а карта полушарий показывает земную поверхность на плоскости.

При этом карта полушарий словно срезана с глобуса, она передаёт меньше искажений и очертания материков и океанов на ней более точные, чем на обычной карте мира.

4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.

На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.

Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.

Зелёным цветом показаны равнины, коричневым – горы.

Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.

На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.

5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.

Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса

Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.

Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.

Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.

6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?

Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.

Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.

Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.

7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.

Рассказ о географических картах для 4 класса

Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.

Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.

В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.

Обсудим!

Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.

Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.

Проверь себя

1. Что изучает география?

География изучает поверхность Земли, население планеты и хозяйственную деятельность.

2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?

С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.

3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?

Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.

Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.

Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.

4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.

Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.

Карты бывают физические и политические.

Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: география, географ.

  • География – наука о земной поверхности
  • Географ – учёный, занимающийся географией

Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса

Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.

Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.

Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.

Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.

Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.

  • Самая высокая гора — Эверест. Её высота 8848 метров.
  • Самое глубокое озеро — Байкал. Его глубина 1642 метра.
  • Самое большое озеро – Каспийское море. Его площадь 371 тысяча квадратных километров.
  • Самая длинная река — Амазонка. Её длина 6900 километров.
  • Самый большой остров — Гренландия. Его площадь более 2 миллионов квадратных километров.

Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.

Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.

Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.

Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.

Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.

Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.

Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.

Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.

Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.

Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.

Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.

Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.

Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека. Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.

Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.

На следующем уроке

Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?

  • Настоящее – это то, что происходит здесь и сейчас.
  • Прошлое – это то, что уже случилось.
  • Будущее – это то, что только произойдёт.

Я знакома с памятниками истории и культуры — Московский Кремль, Египетские пирамиды, Парфенон, Колизей, Стоунхендж.


В ходе развития цивилизации стало очевидным, что человеку для жизни необходимы знания. Эти знания относятся ко всему многообразию нашей деятельности.

Без знаний мы не сможем добывать полезные ископаемые, необходимые для промышленности и энергетики, выращивать сельскохозяйственные культуры для пропитания, создавать транспортные средства для разных перевозок, осваивать космос для запуска спутников, например для того, чтобы в каждой точке нашей планеты был Интернет.

Со временем накопленные человечеством знания и опыт стали науками.

Наука – это строгое и чёткое изложение знаний в определённой сфере деятельности человека. И одной из самых важных и интересных является наука география.

Что изучает наука география?

География (от греческих гео – земля и графия – описание) – это система естественных и общественных наук, описывающих географическую оболочку земли, природные, производственно-территориальные и социально-территориальные комплексы и их компоненты.

Это сложное и строгое научное определение можно переложить на простой и понятный язык.

География – это описание Земли, её поверхности, на которой расположены материки (континенты), окружённые Мировым океаном.

Чем занимается географ?

Географ – это учёный, который занимается наукой географией.

География как наука включает в себя:

  1. Физическую географию – землеведение, ландшафтоведение;
  2. Смежные науки – геоморфологию, климатологию, океанологию, гидрологию, гляциологию, географию почв, биогеографию, палеогеографию;
  3. социально-экономическую географию – экономическую географию, политическую географию, географию населения, рекреационную географию и другие науки; – страноведение и ряд дисциплин прикладного характера (медицинская география, военная география и другие).

География изучает также саму природу, население и хозяйство, и устанавливает, как взаимодействует человеческое общество с географической средой (земной природой, включённой в сферу человеческой деятельности).

Таким многообразным и интересным представляется окружающий мир учёному-географу.

Инструменты географа: карта и глобус

На самом раннем этапе – этапе зарождения географии как науки, были изобретены основные (базовые) географические инструменты: карта и глобус.

Без этих инструментов не может обойтись ни один специалист-географ.


И в современном мире картография (составление и использование географических карт) выделена в особую географическую науку.

Географические карты – это карты земной поверхности, показывающие размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, их изменения во времени, развитие и перемещение.

Слово происходит от греч. карта – листок или свиток папируса для письма.

Географические карты делятся на виды по разным признакам:

  • по территориальному охвату – мировые карты, карты материков, карты государств;
  • по содержанию – общегеографические карты и тематические карты;
  • по масштабу – крупномасштабные карты, среднемасштабные карты и мелкомасштабные карты;
  • по назначению – справочные карты, учебные карты, туристские карты.

Глобус (от лат. globus – шар) – это картографическое изображение на поверхности шара, сохраняющее геометрическое подобие контуров и соотношение площадей.


Описывая простым языком это определение, можно представить, что если уменьшить нашу планету Земля до размеров небольшого мяча, и при этом сохранить всё, что есть на планете целым и невредимым, то перед нами на столе будет стоять глобус Земли (бывают ещё глобусы Луны и других планет).

История зарождения географической науки


История составления первой географической карты отсылает нас на зарю человеческой цивилизации. Учёными найдены наскальные и пещерные рисунки древнего человека, на которых изображена местность (холмы, реки) и находящиеся на ней жилища.

В Чехии в окрестностях города Павлова были найдены изображения долин, рек и гор, похожие на карты. Этим картам, по данным исследователей, более 25 тысяч лет.

Так зарождалась наука география.

Отцом-основателем географии как науки считается древнегреческий поэт-сказитель Гомер, создатель поэм “Илиада” и “Одиссея”.

Составителем же первой в истории человечества карты мира считается древнегреческий учёный-географ Анаксимандр из Милета ( ок. 611 – 546 гг. до н. э.).

Многие учёные Древней Греции на протяжении долгих лет пытались составить карту Земли (Евдокс Книдский, Эратосфен, Клеомед, Страбон, Клавдий Птоломей).

Следует особо отметить, что древнегреческий учёный Клавдий Птоломей (90-168 гг. н. э.) написал восьмитомный труд “География” с картами, на которых были указаны географические названия, обозначены широта и долгота мест (для облегчения их поиска), был указан масштаб и условные обозначения.

Подведение итогов

В нашей статье мы познакомили, Вас, уважаемый читатель, с многообразным миром глазами географа. Географическая наука всегда была и остаётся важной наукой для человека. Многовековое развитие географии до современного уровня – долгий исследовательский процесс, который, без сомнения, будет продолжать своё развитие на всём протяжении существования человеческой цивилизации.

Вопрос – Ответ (FAQ)

Это система естественных и общественных наук, описывающих географическую оболочку земли, природные, производственно-территориальные и социально-территориальные комплексы и их компоненты.


География — это одна из самых древних наук. Увидеть мир глазами географа — значит собрать безграничные знания о Земле, ее обитателях, населении, ресурсах. В данной статье мы расскажем о самых важных аспектах науки географии и поможем отлично подготовиться к уроку в 4 классе.


Эволюция географии

География, в переводе с греческого, означает описание Земли (гео – земля, графия – описание). На протяжении многих веков у науки было два задания – рассказать о тех землях, которые были уже известны или открыть те, которые были недоступны. Сейчас, когда мы знаем, где что находится и как туда добраться, перед географами возникают другие задания. Ответить на вопросы “почему?” и “как?

Современная география — это сложный комплекс, состоящий из множества наук, охватывающих знания о естественных и экономических закономерностях, происходящих на Земле.

Инструменты географа

Самые замечательные инструменты, которые были придуманы для описания мира – это глобус и карта.

Первая в мире карта была создана древнегреческим ученым Анаксимандром 2,5 тысячи лет тому назад. Она была круглой, а в центре изображалась Греция, окруженная другими известными в то время землями. Всю сушу омывал океан.


Рис. 1. Одна из первых карт

Глобус – это уменьшенная модель Земли. Он имеет два полюса – Северный и Южный, между которыми проходит ось. Естественно, у планеты эти точки и сама ось воображаемые, но, благодаря глобусу, мы видим под каким наклоном Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.

По всей поверхности глобуса проходят вертикальные и горизонтальные круговые линии. Это меридианы и параллели.

которые читают вместе с этой





Меридианы – линии на глобусе и карте, условно проведенные по поверхности Земли от Северного географического полюса к Южному. Они имеют одинаковую длину. Отсчет начинается с нулевого меридиана, который проходит через старейшую обсерваторию Гринвич в Великобритании и делит полушарие на Западное и Восточное.


Рис. 2. Глобус

Экватор – это условная линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов и делящая Землю на Северное и Южное полушарие. Параллельно экватору изображаются параллели. Приближаясь к полюсам, они уменьшаются в длине, пока не превратятся в точку.

Меридианы и параллели образуют градусную сетку, с помощью которой можно найти любой объект на карте или глобусе.

Виды карт

Карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости с помощью условных знаков. Есть множество видов карт. Самые распространенные:

  • физическая карта;
  • политическая карта;
  • климатическая карта;
  • карта природных зон;
  • демографическая карта;
  • карта природных ресурсов;
  • И т.д.

Карты могут отображать Землю в целом, отдельные континенты, страны, регионы и области. Поэтому, самое важное – это масштаб.

Масштаб – это отношение определенного расстояния на карте к реальной длине. Например, один сантиметр на карте соответствует 200 км на местности. В таком случае масштаб будет записан так: 1:200 000 000 (в одном сантиметре – 200 тысяч километров).

Что мы узнали?

Окружающий мир глазами географа – это изучение планеты Земля и всех явлений, происходящих на ней. Большая роль отводится географическим картам. Главная задача учеников – научиться читать карты, чтобы досконально узнать мир.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ?
ГЛОБУС И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

1. Познакомить учащихся с наукой географией.

2. Сформировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с глобусом и картой

3. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

О б о р у д о в а н и е: физическая карта; карта полушарий.

Учитель. Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география, что она изучает.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит опрос:

– Как правильно наблюдать звездное небо?

– Назовите созвездия, о которых вы узнали на прошлом уроке.

– Что вы о них знаете?

Учитель заранее должен подготовить 3 комплекта карточек. (Разрезать на прямоугольники по жирным линиям.) Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.

с озвездие
Большой Пёс

с озвездие
Плеяды

м аленький
ковшик

из нескольких звездочек

Ученики. География – это наука о Земле.

Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?

Ученики. Географ – это специалист по географии.

Учитель. Послушайте внимательно загадки. Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогут нам путешествовать по планете.

Лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажет целый свет.

(Географическая карта.)

Ученики. Глобус и географическая карта помогут нам путешествовать по планете.

Учитель. Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой.

Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы Почемучки.

– Какую форму имеет глобус?

Ученики. Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого по полюсам.

Учитель. Какую он имеет окраску? И почему?

Ученики. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий – вода, желтый, коричневый, зеленый – суша, белый – лед.

Ученики. Глобус покрыт линиями, будто сеткой.

Учитель. Молодцы! Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса.

hello_html_m4fd59651.jpg

Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.

Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем на с. 24 вашего учебника.

IV. Работа по учебнику.

Учащиеся самостоятельно читают текст. После чтения учитель проводит беседу.

Учитель. Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?

Ученики. Немецкий географ Мартин Бехайм создал первый глобус в 1492 году.

Учитель. Как назвал он свое изобретение?

Учитель. Чем глобус Бехайма отличается от современного?

Ученики. На нем не было Северной и Южной Америки, так как они еще не были открыты.

hello_html_m6d5dc33b.jpg

Учитель. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и немного отдохнем.

Пауза психологической разгрузки.

Звучит музыка (спокойная, лирическая мелодия). Учитель читает текст.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Учитель. Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

Ученики. Глобус занимает много места, поэтому пользоваться им в путешествии будет неудобно.

Учитель. Значит, нужен другой помощник. Что это?

Ученики. Это географическая карта.

Ученики. Географическая карта – это изображение Земли на бумаге.

Учитель. Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

Учитель. С какими видами географических карт вы уже знакомы?

Ученики. Мы знакомы с физической и политической картами Европы, физической картой России.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.

Учитель предлагает детям мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.

Ученики. Если изображение этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий – один из видов географических карт. (Демонстрация карты полушарий.)

Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

Сравните масштабы карт полушарий в учебнике (с. 26, 27) и на доске.

VI. Практическая работа (с. 23 учебника).

Учитель. Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?

Ученики. Сходство: на карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый; указаны материки и океаны; мы видим экватор, параллели и меридианы; также указаны Северный полюс и Южный полюс.

Различие заключается в том, что глобус – это целый шар, а на карте две половинки.

Учитель. Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте.

Учащиеся выходят к доске и на настенной карте показывают материки и океаны.

VII. Закрепление. Самостоятельная работа.

1) Дополните текст.

Модель Земли называют … . А условное обозначение поверхности Земли на плоскости называют … . На физической карте синим цветом обозначена …, коричневым, желтым, зеленым – …, белым – … . Каждая карта имеет свой … . Если работаешь у настенной карты, стой …, когда держишь указку в правой руке, и …, когда указка в левой.

2) Соберите полушарие. Назовите географические объекты.

Учащимся выдается карта Восточного полушария, разрезанная по экватору и по меридианам. Необходимо собрать полушарие и записать его материки и океаны.

Читайте также: