Что и требовалось доказать кратко в геометрии
Обновлено: 08.07.2024
1. Сложение и вычитание (+, –)
Интересно, что до XV века сложение обозначалось буквой p (от лат. plus — больше), а вычитание m (от лат. minus — менее, меньше).
2. Умножение (×, ·, *) и Деление (/, :, ÷)
3. Равенство (=)
4. Корень
Символ операции извлечения корня называют радикалом. Средневековые математики обозначали квадратный корень символом Rx (от лат. radix — корень). Современное обозначение идёт от малой буквы r. Его впервые применил в 1525 году Кристоф Рудольф .
Чтобы щелкать задачки по геометрии, важно рассуждать логически. Это качество поможет быстрее запомнить все правила и перейти к решению задач и доказательствам. В этой статье узнаем про аксиомы, теоремы и доказательства теорем.
О чем эта статья:
Понятие аксиомы
Аксиоматический метод — это подход к получению знаний, при котором сначала разрабатывают аксиомы, а потом с их помощью формулируют новые теории.
Синоним аксиомы — постулат. Антоним — гипотеза.
Основные аксиомы евклидовой геометрии
- Через любые две точки проходит единственная прямая.
- Каждая точка на прямой разбивает эту прямую на две части так, что точки из разных частей лежат по разные стороны от данной точки. А точки из одной части лежат по одну сторону от данной точки.
- На любом луче от его начала можно отложить только один отрезок, равный данному.
- Отрезки, полученные сложением или вычитанием соответственно равных отрезков — равны.
- Каждая прямая на плоскости разбивает эту плоскость на две полуплоскости. При этом если две точки принадлежат разным частям, то отрезок, который соединяет эти две точки, пересекается с прямой. Если две точки принадлежат одной части, то отрезок, соединяющий эти точки, не пересекается с прямой.
- От любого луча на плоскости в заданную сторону можно отложить только один угол, который равен данному. Все развернутые углы равны.
- Углы равны, если они получились путем сложения или вычитания соответственно равных углов.
Учить наизусть эти аксиомы не обязательно. Главное — помнить о них и держать под рукой, чтобы при доказательстве теоремы сослаться на одну из них.
А теперь давайте рассмотрим несколько аксиом из геометрии за 7 и 8 класс.
Самая известная аксиома Евклида — аксиома о параллельных прямых. Звучит она так:
Это значит, что если дана прямая и любая точка, которая не лежит на этой прямой, то через неё можно провести только одну единственную прямую, которая будет параллельна этой первой данной прямой.
У этой аксиомы два следствия:
Аксиома Архимеда заключается в том, что, если отложить достаточное число раз меньший из двух отрезков, то можно покрыть больший из них. Звучит так:
Если на прямой есть меньший отрезок А и больший отрезок B, то, можно сложить А достаточное количество раз, чтобы покрыть B.
На картинке можно увидеть, как это выглядит:
Из этого следует, что не существует бесконечно малых и бесконечно больших величин. В качестве математической формулы аксиому можно записать так: А + А + … + А = А * n > В, где n — это натуральное число.
Понятие теоремы
Что такое аксиома мы уже поняли, теперь узнаем определение теоремы.
Теорема — логическое следствие аксиом. Это утверждение, которое основано на аксиомах и общепринятых утверждениях, которые были доказаны ранее, и доказывается на их основе.
Состав теоремы: условие и заключение или следствие.
Среди теорем выделяют такие, которые сами по себе не используются в решениях задач. Но их используют для доказательства других теорем.
Лемма — это вспомогательная теорема, с помощью которой доказываются другие теоремы. Пример леммы: если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то и вторая прямая тоже пересекает эту плоскость.
Следствие — утверждение, которое выводится из аксиомы или теоремы. Следствие, как и теорему, необходимо доказывать.
Примеры следствий из аксиомы о параллельности прямых:
- если прямая пересекает одну из двух параллельных прямых, то она пересекает и другую;
- если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны.
Доказательство теоремы — это процесс обоснования истинности утверждения.
Каждая доказанная теорема служит основанием доказательства для следующей теоремы. Именно поэтому так важно изучать геометрию последовательно, переходя от аксиом к теоремам.
Способы доказательства геометрических теорем
- Синтетический или синтез — метод, при котором данное предложение выступает, как необходимое следствие другого, уже доказанного.
- Аналитический или анализ — обратный синтезу способ. Рассуждения всегда начинаются с доказываемой теоремы и закачиваются другой известной истиной.
Часть аналитического способа — доказательство от противного, когда для доказательства данного предложения убеждают в невозможности предположения противоположного.
Приемы для доказательства в геометрии:
- Способ наложения — когда одну геометрическую величину накладывают на другую. Этим способом убеждаются в равенстве или неравенстве геометрических протяжений в зависимости от того, совмещаются они или нет при наложении.
- Способ пропорциональности — применение свойств пропорций. Этот способ пригодится для доказательства теорем про подобные фигуры и пропорциональные отрезки.
- Способ пределов — когда вместо данной величины берут свойства другой, близкой к ней. А потом перекладывают эти выводы на исходные данные.
Обратная теорема — это такой перевертыш: в ней условие исходной теоремы дано заключением, а заключение — условием.
Прямая и обратная теорема взаимно-обратные. Например:
- прямая теорема: в треугольнике против равных сторон лежат равные углы.
- обратная теорема: в треугольнике против равных углов лежат равные стороны.
В первой теореме данное условие — это равенство сторон треугольника, а заключение — равенство противолежащих углов. А во второй всё наоборот.
Противоположная теорема — это утверждение, в котором из отрицания условия вытекает отрицание заключения.
Вот, как выглядит взаимное отношение теорем на примере:
- Прямая: если при пересечении двух прямых третьей соответственные углы равны, то данные прямые параллельны.
- Обратная: если две прямые параллельны, то при пересечении их третьей, соответственные углы равны.
- Противоположная: если при пересечении двух прямых третьей соответственные углы не равны, прямые не параллельны.
- Обратная противоположной: если прямые не параллельны, соответственные углы не равны.
В геометрическом изложении достаточно доказать только две теоремы, тогда остальные справедливы без доказательства.
Для тех, кто хочет связать свою жизнь с точными науками, Skysmart предлагает курс подготовки к ЕГЭ по математике (профиль).
Теоремы без доказательств
Теорема Пифагора: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Доказательств может быть несколько. Одно из них звучит так: если построить квадраты на сторонах прямоугольного треугольника, то площадь большего из них равна сумме площадей меньших квадратов. На картинке понятно, как это работает:
Теорема косинусов: квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними. В виде формулы это выглядит так:
где a, b и c — стороны плоского треугольника,
α — угол, противолежащий стороне а.
Следствия из теоремы косинусов:
Понятия свойств и признаков
У нас есть список аксиом и мы уже знаем, что такое теорема и как ее доказывать. Есть два типа утверждений среди теорем, которые часто встречаются при изучении новых фигур: свойства и признаки.
Свойства и признаки — понятия из обычной жизни, которые мы часто используем.
Свойство — такое утверждение, которое должно выполняться для данного типа объектов. У ноутбука есть клавиатура — это свойство есть у каждого ноутбука. А у электронной книги такого свойства нет.
Примеры геометрических свойств мы уже знаем: у квадрата все стороны равны. Это верно для любого квадрата, поэтому это — свойство.
Такое свойство можно встретить у другого четырехугольника. И клавиатура может быть на других устройствах, помимо ноутбука. Из этого следует, что свойства не обязательно должны быть уникальными.
Признак — это то, по чему мы однозначно распознаем объект.
Звезды в темном небе — признак того, что сейчас ночь. Если человек ходит с открытым зонтом — это признак того, что сейчас идет дождь. При этом ночью не обязательно должны быть видны звезды, иногда может быть облачно. Значит это не свойство ночи.
А теперь вернемся к геометрии и рассмотрим четырехугольник ABCD, в котором AB = BD = 10 см.
Является ли равенство диагоналей признаком прямоугольника? У такого четырехугольника, где AB = BD, диагонали равны, но он не является прямоугольником. Это свойство, но не его признак.
Но если в четырехугольнике противоположные стороны параллельны AB || DC и AD || BC и диагонали равны AB = BD, то это уже верный признак прямоугольника. Смотрите рисунок:
Иногда свойство и признак могут быть эквивалентны. Лужи — это верный признак дождя. У других природных явлений не бывает луж. Но если приходит дождь, то лужи на асфальте точно будут. Значит, лужи — это не только признак, но и свойство дождя.
Эквиваленты в других языках
В английском аналога QED нет, но в некоторых других языках он есть:
Язык | Сокращение | Расшифровка |
---|---|---|
Русский | Ч. Т. Д. | что и требовалось доказать |
Болгарский | КТДД | Което трябваше да докажем/Което трябваше да се докаже |
Украинский | Щ. Т. Д. | що і треба було довести |
Финский | M. O. T. | mikä oli todistettava |
Французский | C. Q. F. D. | ce qu'il fallait démontrer |
Румынский | c.c.t.d | ceea ce trebuia demonstrat |
Немецкий | W. Z. B. W. | was zu beweisen war |
Испанский | Q. E. D. | queda entonces demostrado queda esto demostrado |
Итальянский | C. V. D. | come volevasi dimostrare |
Польский | c. b. d. u. c. n. d. c. k. d. | co było do udowodnienia czego należało dowieść co kończy dowód |
Португальский | c. q. d | como queríamos demonstrar |
Грузинский | რ. დ. გ. (r. d. g.) | რისი დამტკიცებაც გვინდოდა (risi damtkic'ebac' gvindoda) |
Иврит | מ.ש.ל | מה שרציתי להוכיח |
Армянский | Ա.Ի.Պ.Ա (a. i. p. a.) | այն, ինչ պահանջվում էր ապացուցել (ayn, inčʽ pahanǰvum êr apacʽucʽel) |
Шведский | VSB | vilket skulle bevisas |
Формы записи
Есть ли общепринятый символ, означающий конец доказательства?
В школе мы несколько классов дописывали фразу "Что и требовалось доказать." Или сокращённо "Ч.т.д.". В самых старших классах рисовали сплошной квадратик. В универе были треугольники (сплошные): остриём вверх "открывал" доказательство, острием вниз "закрывал". Видел ещё какие-то, отличные от указанных, но уже забыл их. Я понимаю, что это не имеет большого значения и не важно, но хотелось бы знать общепринятые манеры.
Последний раз редактировалось dikiy 26.05.2012, 01:04, всего редактировалось 2 раз(а).
а в случае доказательство от противного - значок молнии.
Последний раз редактировалось longstreet 26.05.2012, 01:09, всего редактировалось 1 раз.
в латехе вот так например:
Последний раз редактировалось ewert 26.05.2012, 01:45, всего редактировалось 1 раз.
Нормальные значки -- это прямоугольные треугольнички. Такие косые, когда высота существенно меньше ширины.
Начало доказательства -- это треугольничек, косо отсечённый от прямоугольника в левом верхнем углу. Конец доказательства -- то же самое, но, естественно, наоборот.
Это всё легко программируется в ТеХе, но и помимо него (например, на доске) выглядит вполне легко и естественно.
Встречаются в литературе, конечно, и другие варианты: квадратики, кружочки и т.д. Однако треугольнички естественнее и логичнее.
-- Сб май 26, 2012 02:45:32 --
Да. А общепринятых символов на этот счёт -- разумеется, не существует. Тут уж дело вкуса.
Последний раз редактировалось longstreet 26.05.2012, 02:01, всего редактировалось 1 раз.
Начало доказательства -- это треугольничек, косо отсечённый от прямоугольника в левом верхнем углу. Конец доказательства -- то же самое, но, естественно, наоборот.
Это всё легко программируется в ТеХе
Встречаются в литературе, конечно, и другие варианты: квадратики, кружочки и т.д. Однако треугольнички естественнее и логичнее.
кстати, в зарубежной литературе почти везде незакрашенные квадратики или q.e.d.
Ну как. Вводной треугольничек: идём слева направо, допустим, на 2 (это по вкусу). Потом возвращаемся налево и вниз, скажем, на 1. И окончательно возвращаемся в исходную точку по вертикали. Оформляем всё это как псевдорисунок с приемлемой толщиной линий (ну а покажется неприемлемой -- оформляем через кривые Безье; кривизна нам тут, конечно, не нужна, но зато можем свободно распоряжаться толщиной линий).
Ну и выходной треугольничек -- центрально симметрично.
В советской литературе широкоупотребительны были закрашенные кружочки и квадратики. Но это, скорее всего, просто потому, что по тем временам литер не шибко много было.
Ещё есть вертикальные стрелки: вверх - открыл доказательство, вниз - закрыл. Если между ними ничего нет, доказательство предоставляется читателю.
Читайте также:
- Почему некрасов называет голод царем в чем проявляется власть этого царя кратко
- В чем особенность зависимости руси от золотой орды являлась ли русь частью золотой орды кратко
- Что провести с детьми в детском саду
- Какие науки преподавали детям в школе богословие география чтение письмо арифметика
- Взаимодействие доу и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста