Что характеризует августина как виднейшего философа патристики кратко

Обновлено: 02.07.2024

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (Augustinus Sanctus) (354—430) — раннехристианский богослов и мыслитель, представитель зрелой патристики, явивший значительное влияние равно как в формирование христианского духовного канона, так и в развитие западной культуры в целом. Святой Августин — пожалуй, самый значительный христианский мыслитель вслед за апостолом Павлом.

Его память отмечается:

  • Русской православной церковью 15 (28) июня.
  • Католической церковью – 28 августа.

Содержание статьи об Августине Блаженном:

Биография Августина Блаженного

Августин Блаженный появился на свет в римской глубинке Нумидии (сегодня это территория Алжира) в семье некрупного землевладельца и идолопоклонника Патриция и христианки Моники. Под влиянием Моники супруг незадолго до смерти принял крещение и обратился к христианству.

У Августина был по крайней мере один брат или сестра, но он был единственным, кто получил образование, так как зачастую родителям приходилось занимать деньги, чтобы заплатить за обучение сына.

Вначале он учился в родном городе, затем отправился в Карфаген – величайший город Римской Африки. Августин Аврелий получил гуманитарное образование и преподавал риторику. Преподавать он начал в Карфагене и делал это на высочайшем уровне.

В то же время в Карфагене, он написал свою первую короткую философскую книгу, которая, к сожалению, не дошла до нас. В возрасте 28 лет беспокойный и честолюбивый Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. Он преподавал там недолго, так как вскоре был назначен в качестве профессора риторики в Милан, который в то время являлся резиденцией императора и де-факто столицей Западной Римской Империи.

Он увлекался трудами Гортензия и Цицерона, а также был сторонником манихейства – религиозного учения, опиравшегося на специфическое понимание Библии. Утратил интерес к данному учению после встречи с его духовным лидером, который не смог ответить на его вопросы, касающиеся некоторых плоскостей понимания Библии и Бога.

Вскоре Августин Аврелий увлекся неоплатонизмом и особенно идеей Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Интерес к богословию подогревался еще и тем, что в ходе анализа риторических аспектов различных проповедей, а в частности проповедей епископа Амвросия Медиоланского, Августин проникся христианским вероучением.

Ключевым моментом, склонившим Августина к принятию христианской Веры стало его знакомство с Посланием апостола Павла к Римлянам.

В 387 в возрасте тридцати двух лет Августин Аврелий принял крещение от руки Амвросия, тем самым присоединившись к религии своей матери.

Карьера Августина в Милане, однако, не заладилась. Крах карьеры Августина Аврелия в Милане был связан с усилением его религиозности. Все его труды, начиная с этого времени были проникнуты христианскими идеями. Через 2 года он оставил свою преподавательскую должность в Милане и вернулся в родной город с женой и сыном. Вскоре жена ушла от него к любовнику из низшего сословия. Через некоторое время умер его сын-подросток. Уход жены и смерть сына опустошили его, а потому Августин в возрасте 36 лет отправился в качестве младшего священника в Приморском городе Гиппон. Гиппон был торговым городом, небогатым и бескультурным. Вскоре он основал монашескую общину в Гиппоне, где в течение тридцати пяти последующих лет был епископом. Со временем небольшой монастырь превратился в уважаемую богословскую семинарию.

Августин Блаженный много полемизировал с манихейством, а также с донатизмом и пелагианством. Он часто участвовал в публичных диспутах, в которых отстаивал христианские каноны. Годы жизни Августина Блаженного после принятия им христианства считаются образцом христианского служения.

В православии Августин Аврелий признан блаженным, в католицизме — святым и Учителем Церкви.

Августин Блаженный

Святой Августин Филипп де Шампань

Августин Блаженный считается автором устава, которым руководствуются некоторые монашеские ордены католической церкви. К примеру,

  • Орден каноников-обсервантов (августинцы-каноники)
  • Орден отшельников Святого Августина (августинские братья)
  • Ассумпционисты
  • Женские монашеские конгрегации августинок.

Книги его были широко распространены по всему Средиземноморью. Несмотря на свою известность, Августин умер в бедности. Однако, его прижизненная привычка каталогизировать и категоризировать свои книги привела к тому, что практически все его наследие дошло до нашего времени.

Труды Августина Блаженного.

Труды Августина Блаженного отличаются концентрацией идей. Даже если бы из его работ до нашего времени дошла только одна, мы все равно считали бы его величайшим христианским богословом. Тем более, что до нас дошли почти все его произведения. А это — более пяти миллионов слов. Августин Блаженный был настоящим мастером слова. Его тексты имеют редкую силу – они привлекали и вдохновляли его современников, но не меньшее влияние они имеют и на нас.

Его богословский стиль по образности уступает, вероятно, только самой Библии. Его труды и сегодня имеют высокую актуальность. Он обладал уникальный даром писать как на высоком теоретическом уровне для самых взыскательных читателей, так и творить огненные проповеди для менее искушенных читателей.

Литературное и богословское наследие Августина Блаженного велико. Оно включает как минимум 224 письма, около 500 проповедей, дохристианские и христианские произведения. К наиболее известным относятся следующие труды Августина Блаженного.

  • Исповедь,
  • О граде Божьем,
  • Против академиков (скептиков),
  • О жизни блаженной,
  • О порядке,
  • Монологи,
  • О бессмертии души,
  • О количестве души
  • Об учителе,
  • О музыке,
  • Об истинной религии,
  • О пользе веры,
  • О свободной воле,
  • Против Фавста,
  • О духе и букве.

Наиболее значительными произведениями Августина Блаженного являются “ Исповедь” (ок 400 г) и “О граде Божьем” (примерно 413—426гг).

Философия и учение Августина Блаженного

Если анализировать философские позиции Августина Блаженного, то можно охарактеризовать его как творца, который адаптировал существующие на тот момент философские традиции латинского мира к появившимися не так давно христианскими идеям. Он создал синтез христианской, римской и Платоновской традиции, тем самым определив дальнейшее развитие всей европейской философской традиции.

Идеи Августина Блаженного оказали весьма значимое влияние на формирование христианского богословского канона. Авторитет его личности в вопросах теологии и философии был тотальным — вплоть до томистской парадигмы. Традиция августинизма в рамках средневековой схоластики во многом определила философское развитие Европы еще на многие века. Таким образом, Августин Блаженный — один из основоположников догматической теологии.

Приведем один пример в поддержку данного аргумента.

В своем трактате “О Троице”, написанном в 399—419 гг, Августин Блаженный излагает тексты Священного Писания, на базе которых конституирован Никейский Символ веры. Трактовка Августином Блаженным проблемы Троицы следующая:

в основе соотношения Божественных ипостасей (сущности Троицы) лежит имманентный внутренний диалог самосозерцания и самопознания, общения и любви. Сущность Бога реализуется в процессе данного диалога.

Такая трактовка Троицы дала развитие эмоционально-психологической составляющей христианства. Для философии это стало зарождением традиций имманентизма и диалогизма.

Важнейшим моментом учения Августина Блаженного выступает также концепция соотношения веры и рационального знания. Вера, согласно Августину Блаженному, есть

исходное основание любого знания.

В поддержку этой концепции Августин говорит:

“… разве учитель будет стараться объяснить темные места у Вергилия, если прежде того не поверит в значительность Вергилия. Точно так же и читатель Святого Писаний должен уверовать в их авторитет прежде, чем научится их понимать”.

Основываясь на библейском утверждении

Августин Блаженный приводит в качестве основания этому презумпцию “верую, дабы понимать”. Эта идея стала программным каноном христианской ортодоксии по отношению к проблеме соотношения веры с рациональной критикой.

Полемические труды Августина Аврелия Блаженного, созданные как критика на манихейство и пелагианство, являются огромным шагом в развитии христианской экзегетической традиции, так как полемика сводится к толкованию фрагментов Библии.

Трактат Августина Блаженного “О Книге Бытия дословно”, написанный в 401—414 гг, считается шедевром экзегетической литературы. Трактат “О христианском учении” можно рассматривать как руководство к толкованию Библии.

Важным моментом в философии Августина Блаженного является идея возможности выведения бытия Бога как абсолютного из самодостоверности человеческого мышления. Августин Блаженный конституирует идею изначально сотворенных Богом “потенций”, в “надлежащее время” обретающих статус действительного бытия, т.е. “семенных логосов” как своего рода оплодотворяющих смыслов. Такой подход предвосхищает современную философию.

Взгляды Августина Блаженного.

Взгляды Августина Блаженного изложены на тысячах страниц. Он известен в христианской традиции как учитель благодати. Здесь интересен его взгляд на внешнюю и внутреннюю благодать. Августин Блаженный считает благодать необходимой для восстановления человеческой природы, которая была повреждена грехопадением. Исцеление человека и его воли, по мнению Августина Аврелия Блаженного, может исходить лишь от Христа.

Августин Блаженный считает, что спасение человека зависит лишь от действия Божьей благодати в человеческом сердце. Здесь богослов вводит свои знаменитые, основанные на утверждении свободы человеческой воли, категории неспособность согрешать и способность не согрешать.

Интересны и взгляды Августина Блаженного на исторический процесс, концепция которого дана как учение о двух градах — земном и небесном. Град земной основан на любви к себе и персонифицируется в фигуре Каина. Град небесный основан на любви к Богу и персонифицирован в образе Авеля. История же рассматривается как процесс, целью которого является достижение “вечного мира в Боге”. Тогда “церковь воинствующая” превратится в “церковь торжествующую”.

Таким образом, взгляды Августина Блаженного основаны на евангельском понимании милосердной любви — высшей формы развития чувственного потенциала человека. Только такая любовь может придать смысл остальным проявлениям человека – языку и мышлению.

В то же время, Августин Блаженный отражает остроту и условности человеческого бытия, сосредоточенного на индивидуальном опыте человека. Его христианин стоит в одиночестве перед Богом, он заключен в тюрьму своего тела и душа его мучительно осознает это. Человек не знает себя, пока Бог не соизволит показать ему его сущность, и даже тогда нет уверенности в познании. Его взгляды на сексуальность и месте женщины в обществе тоже имеют корни в одиночестве и страхе человека перед отцом и Богом.

Влияние Августина Блаженного в Средние Века трудно переоценить. Тысячи его рукописей находилось в библиотеках Европы и Африки, в некоторых крупных библиотеках имелось по несколько сотен его книг, больше, чем какого-либо другого писателя.

Для Августина характерны религиозно-художе­ственный стиль философствования, волюнтаризм, персона­лизм, психологизм. Центральная тема — человеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения. Основополагающая идея Августина: Бог — совершенная Личность и абсолютное бытие.

Августин дает психологическое понимание време­ни как состояния души: душа помнит — это настоящее про­шедшего, душа созерцает — настоящее настоящего, душа ждет, надеется — настоящее будущего.

Бог постигается душой как бы озарением (иллюминацией). Высший свет открывается в мистическом единении с Богом. Бог есть Абсолютное Добро, т. е. истинная цель, к которой должно стремиться. Он же — абсолютный предмет любви, все остальное — средст­ва. Свобода — следование Божьей воле, любви к Богу.




Итогом патристики стал комплекс идей, которые бы­ли восприняты и продолжены последующей христианской философией. Основные из них:

- Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и кра­соты является Бог.

- Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.

- Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, че­ловеческой историей и людьми.

- Сотериологизм (от лат. soter — спаситель). Жизнь че­ловека должна быть направлена на спасение души.

- Ревеляционизм (от лат. revelation — откровение). По­знание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.

Для Августина характерны религиозно-художе­ственный стиль философствования, волюнтаризм, персона­лизм, психологизм. Центральная тема — человеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения. Основополагающая идея Августина: Бог — совершенная Личность и абсолютное бытие.

Августин дает психологическое понимание време­ни как состояния души: душа помнит — это настоящее про­шедшего, душа созерцает — настоящее настоящего, душа ждет, надеется — настоящее будущего.

Бог постигается душой как бы озарением (иллюминацией). Высший свет открывается в мистическом единении с Богом. Бог есть Абсолютное Добро, т. е. истинная цель, к которой должно стремиться. Он же — абсолютный предмет любви, все остальное — средст­ва. Свобода — следование Божьей воле, любви к Богу.

Итогом патристики стал комплекс идей, которые бы­ли восприняты и продолжены последующей христианской философией. Основные из них:

- Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и кра­соты является Бог.

- Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.

- Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, че­ловеческой историей и людьми.

- Сотериологизм (от лат. soter — спаситель). Жизнь че­ловека должна быть направлена на спасение души.

- Ревеляционизм (от лат. revelation — откровение). По­знание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.

Философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяются Божественное бытие и человеческое. Основными были для нее проблемы веры и разума природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов, человеческой личности ее свободы, путей спасения души, теодицеи, исторических судеб человечества

есть порыв к Богу, к спасению от греха. Теодицея Августина строится вокруг утверждения о том, что главную ответственность за зло в мире несет человек совершивший грехопадение. злоупотреби вший великим Божественным даром свободы. Кроме того, сотворенное не может быть безусловно совершенным в двух смыслах: первое — равноценным Творцу, второе — равноценным во всех своих частях. Недостаток совершенства чего-либо в отрыве от целого выступает как зло. Люди делятся на составляющих Град Божий и Град земной Люди Града Божьего несут на себе благодать и предопределены к спасению, но до конца совершенно уверенно этого не знают. Земной град обречен на погибель. Крещение — необходимое, но не достаточное условие для спасения.

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354—430) — Блаженный Августин, Святитель Августин — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик.
Учения Августина
Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.
О бытии
Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.
Зло — не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.
Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может.
Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.
Человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные её не имеют.
Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога.
С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.
Главная цель человека — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви

Аврелий Августин

Средневековое мировоззрение не теряло своей актуальности на протяжении нескольких столетий и выступало в качестве отдельного периода развития европейской философии, где на первый план выдвигалась религиозная составляющая. Этот период человеческой истории характеризовался активной разработкой религиозных концепций, что стало причиной становления патристики. Давайте кратко разберём, что такое патристика, в чём её суть, кто её основные представители.

Что такое патристика?

Исследователи выделяют три основных периода патристики:

1. Апологетика (II-III вв.). В данном случае речь идет о философствовании апологетов, яркими представителями этого течения являются Тертуллиан, Климент Александрийский, отдельного внимания заслуживает вклад Оригена.

Апологеты – это христианские мыслители II столетия, которые предпринимали попытки защитить христианское учение на ранних этапах его становления с помощью своих трактатов — с ними они обращались к правителям, образованным людям. Важно отметить, что на тот период времени христианское учение только начинало свой путь, поэтому язычники и еретики создавали трудности и препятствия на этом пути;

2. Классическая патристика (IV-V вв.). В этот период все усилия были направлены на систематизацию христианской доктрины. Эту цель преследовали философы как на Западе, так и на Востоке.

3. Заключительный этап (VI-VIII вв.). В это время достижения патристики начала постепенно закрепляться и стабилизироваться, а ее представители начали предпринимать попытки к обозначению разработанных и внедренных религиозных догматов.

Краткая характеристика патристики

В общем виде патристика – это доктринальная форма формирования христианской культуры, объединение религиозных ценностей христианской веры и наследия античности в единое начало. Отличительной особенностью патристики является преобладание религии над рациональностью.

В период Патристики мыслители отказывались от необходимости свободного философского поиска. Патристика выдвигает на первый план единую истину Откровения, при этом ее не нужно домысливать и дополнять, а нужно обосновывать, разъяснять.

Патристика не теряла своей актуальности на протяжении длительного промежутка времени. Это период формирования сущности и содержания христианского вероучения, который является результатом деятельности множества мыслителей, каждый из них внес свой вклад в формировании канонов религии.

Этапы развития патристики

Чтобы лучше понять, что такое патристика и в какую роль она сыграла в средневековой философии, давайте более подробно разберем этапы развития патристики:

Ранняя патристика (II-III вв.)

Этот период принято делить на два этапа. Первый этап представлен апостольскими отцами и апологетами — в их трудах были обозначены основные пункты христианского вероучения, при этом прослеживалась тесная взаимосвязь с кругом представлений Нового Завета. Апологеты внесли большой вклад в формирование христианской теории. К этому же этапу можно отнести гностические учения 2 века.

На втором этапе центральное место занимала философская теология, выдвинутая рядом авторов, среди них можно выделить Климента Александрийского, Тертуллиана и Оригена. Философская теология того периода начала осуществлять постепенный переход к формированию универсальных теологических систем. В это же время был запущен процесс смены философских парадигм. Институциональное оформление патристики стало возможным благодаря появлению первых теологических школ. Речь идет об Александрийской и Антиохийской школе;

Классическая патристика (IV-V вв.)

В этот период были предприняты активные попытки теоретического оформления христианского вероучения в формате догм. В начале 4 века христианство было возведено в статус государственной религии. Вселенские соборы способствовали приданию теологии догматического измерения. Патристика начинает расширяться — это стало возможным благодаря появлению новых течений, в том числе сирийской и армянской патристики.

Теоретизирование в рамках полемики между мыслителями достигает своего пика, что приводит к появлению классических теологических систем, базирующихся на неоплатонизме, который оказывает большое влияние на западную традицию. Отличительной особенностью этого периода является наличие широкого спектра жанров разной направленности;

Заключительный этап (VI-VIII вв.)

В этот период прослеживается ярко выраженная кристаллизация догматики. Завершился процесс формирования и закрепления теоретико-догматической стороны патристики, которая начала восприниматься как непреложный канон. Мыслители не предпринимают активных попыток к разработке и внедрению новаций, на первый план начала выдвигаться потребность в систематизации. В то же время набирают обороты мистические тенденции и начинает уделяться внимание к учению, которое основывается на мыслях Аристотеля. Результатом этого стало формирование предпосылок к формированию схоластики. Похожие тенденции прослеживались как на Востоке, так и Западе.

Представители патристики

К числу наиболее видных фигур патристики относятся:

Ориген (185-254гг.)

Этот мыслитель впервые начал предпринимать попытки к формированию целостной философской системы, которая базировалась на христианской догматике. Он разделял взгляды неоплатоников. Был твердо убежден в том, что Бог сотворил мир и продолжает оказывать на него влияние. Придерживался доктрины о трех смыслах Библии: телесном, душевном и духовном.

Василий Великий (330-379 гг.)

Григорий Нисский (335-394 гг.)

Младший брат вышеупомянутого Василия Великого. Он продолжил дело своего брата, предпринимал попытки совмещения неоплатонизма и христианской догматики. Придерживался мнения о том, что богословие и философия должны рассматриваться отдельно друг от друга. Мыслитель считал, что мир является отражением сущности Бога, который возможно познать. Человек выступает как связующее звено между природой и Богом. Он считал, что катарсис (смена парадигмы воли с чувственного на духовное) поможет человеку вернуться к первоначальной чистоте.

Августин Аврелий (354 — 430 гг.)

Аврелий Августин

Этот мыслитель внес большой вклад в формирование духовной культуры Рима и всей античности. Его труды стали фундаментальной основой для религиозно-философской мысли Средневековья. В качестве объектов познания мыслитель выделял Бога и душу. В своих трудах уделял много внимания анализу идеи Бога в соотношения с человеком, а человека – в отношении к Богу. В рамках своей деятельности ему удалось провести детализированный анализ жизненного пути человека, что позволило ему создать философскую антропологию. Душа, по мнению Августина, является бессмертной субстанцией.

Боэций (480-524 гг.)

Заключение

В патристике нашли свое отражение различные проблемы, актуальные для этой эпохи – моральные, этические, духовные. Христианские философы предпринимали попытки переосмысления вопросов, которые были рассмотрены в период Античности. Христианские философы выдвигали на первый план человека и его проблемы. Христианская философия продвигала идею о том, что человек зависит от воли Бога и после смерти каждому из нас предстоит предстать перед Ним и ответить за свои поступки, совершенные при жизни.

Читайте также: