Что формирует у обучающихся изучение предмета обж в школе и почему это важно

Обновлено: 05.07.2024

ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) – это очень важный предмет, хотя многие ученики так не считают. В нем рассматриваются причины последствия катастроф или как предотвратить ту или иную проблему, которая может случиться у каждого в жизни.

ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) – это очень важный предмет, хотя многие ученики так не считают. В нем рассматриваются причины последствия катастроф или как предотвратить ту или иную проблему, которая может случиться у каждого в жизни.

Знания по безопасному поведению нужны каждому человеку любой профессии в повседневной жизни: в быту, на производстве, на транспорте, в природе и т. д. Изучение .



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Почему нужно изучать предмет ОБЖ"

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность (жизнь) человека.


Скажем откровенно, опасностей вокруг хватает. И наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.

Наверное, за это мы и любим отважных героев книг и фильмов. Задумайся, ведь Добрыню Никитича и Илью Муромца, Герду и Элли, Робинзона и Робин Гуда мы ценим за смелость, находчивость, умение преодолевать трудности и находить выходы из сложных жизненных ситуаций.

А как вы думаете, с детства ли были умелыми и отважными люди, которые потом стали полководцами и космонавтами, героями моряками и танкистами, спасателями и пожарными? Конечно же нет. Они сначала были такими же девочками и мальчиками, как вы и ваши друзья. Просто они лучше подготовились к жизни, больше работали над собой, умели уберечь себя от ошибок и опасностей.

Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события. Тогда наше здоровье, а иногда и жизнь будут зависеть исключительно от наших своевременных и грамотных действий.

Чтобы как-то защитить себя от опасностей, необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями — наблюдательностью, умением анализировать свои и чужие ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчёт о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей.

С опасностями человек знаком с момента появления на Земле. Вначале это были природные опасности: холод, жара, атмосферные осадки, встречи с дикими животными, ядовитыми растениями и насекомыми, стихийные явления природы и так далее. Эти опасности порой вызывали у древних людей панический ужас, разоряли их жилища, приводили к гибели целые племена. Со временем человек понял сущность этих явлений. Но они не перестали представлять для него опасность. И сейчас мы постоянно узнаем о гибели людей в результате стихийных бедствий, отравлений ядовитыми растениями и грибами, встреч с дикими животными.


С развитием человеческого общества изменялись виды и характер опасностей. В условиях современного мира к природным опасностям прибавились многочисленные опасности техногенного происхождения, рождённые техникой. Это электрический ток, электромагнитные поля, повышенный уровень радиации, шум и вибрация, взрывчатые и токсичные (ядовитые) вещества и тому подобное.

Техногенные опасности, кроме непосредственного воздействия на человека, могут проявляться в форме аварий технических устройств, пожаров, взрывов и других событий. Люди, попадая в зону действия этих событий, рискуют получить заболевание или травмы различной степени тяжести.

Наконец, необходимо сказать и о человеке как носителе опасностей. Ведь он сам нередко становится источником опасности для других людей. Например, человек может создать опасные условия для окружающих своими ошибочными действиями, труднопредсказуемым, зачастую социально-опасным поведением. Опасности, носителями которых являются люди, называют социальными.

Социальные опасности весьма разнообразны и многочисленны. Например, к социальным опасностям относятся все противоправные (незаконные) формы физического насилия (хулиганство, разбой, бандитизм, террор), употребление веществ, разрушающих организм человека (наркомания, алкоголизм и курение), и другие социальные явления, способные нанести ущерб здоровью людей.


Итак, многочисленные опасности окружающего мира мы условно разделили на три группы: природные, техногенные и социальные. Однако, несмотря на их многообразие и несхожесть, все они имеют общий признак — способность наносить ущерб здоровью человека. Ущерб здоровью может выражаться в форме заболевания, травм, смертельного исхода.

Сочетание условий и обстоятельств, при которых существует угроза возникновения несчастного случая, угрожающего здоровью, жизни человека, его имуществу и окружающей его среде, принято называть опасной ситуацией. Если вовремя её не заметить и не принять соответствующих защитных мер, то она может закончиться причинением ущерба здоровью человека.

Человек попал в аварию или стал жертвой преступления, оказался без воды и продуктов питания, упал или простудился. Всё это опасные ситуации, но некоторые из них могут стать экстремальными.

Экстремальными называют наиболее сложные опасные ситуации, которые могут угрожать человеку и требуют от него для защиты жизни и здоровья напряжения всех физических и духовных сил. Например, это когда человек тонет или замерзает, тушит пожар или спасает раненого, отбивается от нападающих или истекает кровью. Действия в экстремальных ситуациях требуют хорошей физической подготовки, собранности и силы воли.


Вы наверняка слышали или уже знаете, что в жизни случаются большие беды, например эпидемии, когда заболевает много людей смертельными болезнями. Продолжительные ливневые дожди могут привести к наводнениям, и в результате оказываются затопленными большие территории и населённые пункты. Землетрясения, ураганы, цунами, разливы нефти, аварии на атомных станциях могут привести к большим человеческим и материальным потерям. Такие ситуации называются чрезвычайными.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на определённой территории (на суше) или акватории (в водном пространстве), сложившаяся в результате аварии, катастрофы, какого-либо опасного природного явления или иного события. Она влечёт за собой человеческие жертвы, наносит ущерб здоровью людей или окружающей среде, и всё это сопровождается значительными материальными потерями.

Давно замечено, какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют потенциальные опасности, представляющие для него угрозу. Об этом надо помнить всегда, для того чтобы не оказаться застигнутым врасплох.

Как мы уже упоминали, любая потенциальная опасность реализуется, нанося ущерб здоровью человека, благодаря какой-то одной или нескольким причинам. Без причины нет реальных опасностей. Следовательно, предотвращение опасности базируется на знании её источников и причин возникновения опасных ситуаций.

Причины возникновения опасных ситуаций могут порождаться не зависящими от человека природными и техногенными факторами. Но чаще всего они возникают потому, что человек, находясь в опасной зоне, что-то не предвидел, забыл, чего-то не заметил, где-то поторопился, а то и промедлил.

Более того, люди нередко нарушают хорошо известные им правила, прямо-таки подставляя себя под опасности (то есть сами создают опасные ситуации). Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности — нарушение правил дорожного движения. Вряд ли найдётся пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И тем не менее многие идут на красный свет. Итог этому — примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.


Итак, как же избежать опасности? Главное — без особой надобности не находиться в опасной зоне. А находясь в ней, не совершать рискованных, необдуманных поступков, выполнять общепринятые правила поведения в ситуациях различного характера, а также постоянно проявлять бдительность к возможным внешним угрозам, способным создать опасную ситуацию.

Если человек умеет распознавать источники опасности и быть всегда начеку, ему легче защитить себя или, по крайней мере, он не будет застигнут врасплох.

Поэтому мы советуем усвоить ряд рекомендаций, которые можно назвать главными правилами ОБЖ. Вот они:

изучай виды и причины опасностей, умей распознавать их;

учись предвидеть опасные ситуации;

не допускай опасных ситуаций, избегай их, обходи опасные места, напрасно не рискуй;

не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях;

столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно;

обращайся за советом и помощью к родителям, специалистам;

выбирай самый безопасный способ действий;

а в трудной ситуации борись за себя.

Эти правила ОБЖ появились благодаря опыту наших предков, отважных людей, военных, спасателей, пожарных, спортсменов и путешественников.

Как избежать опасности, как выбрать безопасный вариант поведения? Оказывается, для этого специалисты разных профессий выработали множество подсказок, рекомендаций и требований, которые многие из вас наверняка видели в транспорте и на улицах города. Вспомним некоторые из них:


Такие подсказки и рекомендации напоминают нам об опасностях, помогают поступать разумно, чтобы сохранить своё здоровье и жизнь!

И хотя приведённые слова не представляют собой научное определение понятия, но они раскрывают на индивидуально-бытовом уровне суть поведения человека в целях сохранения своего здоровья и самой жизни.

Надо учиться на чужих ошибках, понимать их. Это поможет предвидеть, чем обернётся та или иная ситуация. Задумаемся ещё раз о том, чему нас учит народная мудрость.

В заключение ещё раз отметим, что для того, чтобы научиться выявлять и предвидеть различные опасности, нужно развивать наблюдательность, постоянно пополнять свои знания о законах окружающего мира, внимательно изучать дисциплину ОБЖ, советоваться по всем сложным вопросам с родителями и профессионалами, анализировать свои ошибки и соблюдать рекомендации по безопасному поведению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс ОБЖ обладает мощным потенциалом для патриотического и военно-патриотического воспитания детей и молодежи. Но его программа, согласно проведенных опросов школьников и преподавателей, нуждается в совершенствовании. Большое значение должно уделяться и соответствующей подготовке и переподготовке преподавателей ОБЖ, мнения которых имеют большую ценность при рассмотрении проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

Преподаватель ОБЖ МОБУ Лицей с.Ургуш

Мадияров Юрий Михайлович

Роль изучения предмета ОБЖ в воспитании подрастающего поколения

Обеспечение безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) состоит в предоставлении человеку возможностей улучшать материальное благосостояние и здоровье, повышать культурный уровень, иметь защиту от внешней агрессии и неблагоприятных факторов природной среды. Безопасность личности во многом достигается и обеспечивается ее собственными усилиями и опытом, систематическим изучением основ безопасности жизнедеятельности, в том числе и в общеобразовательной и профессиональной школе.

Курс ОБЖ обладает мощным потенциалом для патриотического и военно-патриотического воспитания детей и молодежи. Но его программа, согласно проведенных опросов школьников и преподавателей, нуждается в совершенствовании. Большое значение должно уделяться и соответствующей подготовке и переподготовке преподавателей ОБЖ, мнения которых имеют большую ценность при рассмотрении проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения молодежи, от развития правового самосознания и гуманистических воззрений. Перечисленные качества личности закладываются в раннем детстве в семье и окончательно должны быть сформированы в школьные годы.

В числе главных негативных результатов новой российской жизни называется резкое падение экономической, социальной и правовой защищенности детей и подростков. Одна из острейших проблем России в настоящее время – деформация института семьи, снижение влияния родителей на поведение детей, меркантильность, бездуховность семейных отношений. Названные социальные явления не могут не снижать патриотический настрой молодежи, взрослых, российского общества.

Беспризорность и безнадзорность – новая для школы проблема, которая стала очевидной в последние годы. Эта проблема в целом для общества, пережившего тяжелейшие социальные потрясения. И школа перед этим явлением пока еще безоружна. Не разработаны механизмы борьбы с этим злом, не выделяются в достаточном количестве средства. То, что проводится в школах – чистый воды энтузиазм. Нужна продуманная государственная политика, забота общества о детях, малообеспеченных и неполных семьях, бесплатные детские лагеря, массовые детские и молодежные организации с соответствующей атрибутикой.

В значительной мере решение социальных проблем, затрагивающих детей и молодежь, связывается с изучением в школах основ безопасности жизнедеятельности.

Свою роль в патриотическом воспитании ОБЖ может сыграть только при условии патриотического настроя общества. При этом отмечается, что некоторые каналы ТВ разрушают основы патриотизма, сводят на нет усилия учителей и школы в воспитании учащихся. Часто отрицательную роль в этом вопросе играет и семья

На уроках ОБЖ, по мнению преподавателей, должно происходить формирование уважения и любви к Родине через изучение военной истории, биографий ученых России и ее полководцев, ознакомление с уставом ВС РФ, подготовка к службе, изучение основ выживания и помощи другим в чрезвычайных ситуациях.

Об одном из самых недооцененных предметов в школе – а так же об ошибках современных родителей, рассказывает автор учебника по ОБЖ Наталья Федоровна Виноградова.

img-2016-10-21-11-15-11

Беслан

maxresdefault

— Наверное, на то были глубоко личные причины. Это случилось после захвата заложников в школе Беслана. Вы помните, как в День знаний 1 сентября 2004 года террористы захватили 1100 человек, пришедших на школьную линейку, и удерживали их два дня? Тогда погибли 334 человека, из них 186 детей. И еще 800 были ранены…

Эта школа в Беслане, недалеко от Владикавказа, была нашей экспериментальной площадкой. Ее учителя первыми получали наши новые учебники, проверяли новые педагогические технологии.

Одним словом, великолепная школа, с уникальными учителями! Особенно поражали дети: они были такие открытые окружающему миру! Через некоторое время после трагедии мы поехали в Беслан. Ходили по спортивному залу этой школы, подбирали наши учебники и тетради, на которых была кровь школьников… Эти книги до сих пор хранятся у меня. Я никогда не смогу выбросить их.

Я предложила разыграть во время урока ситуацию: вот чей-то день рождения, праздник, веселое путешествие. Надо поздравить одноклассника, сделать для него сувенир, воспользоваться фотоаппаратом… Дети немного оттаяли. Но со мной осталось чувство вины: наверное, доля того, что учителя и дети не справляются со своими эмоциями, лежит на мне.

Ведь подготовкой новых учебников руководила я… Что мы не предусмотрели?… То, что я наблюдала на этом уроке, еще раз убедило меня в том, что наши дети не подготовлены к чрезвычайным ситуациям.

ОБЖ и вредные советы

S6302227

— Еще до катастрофы в Беслане в школе преподавали ОБЖ. Но он был самым критикуемым предметом в программе. Ошибки замечали все, а пользы никто не видел. Почему?

Иногда эксперты нас критикуют: почему вы в своем учебнике ОБЖ для пятого класса не говорите о техногенных катастрофах? А неактуальны эти проблемы для пятого класса! Потому что маленький ребенок – простите за эти слова – в техногенной катастрофе сразу погибает.

А вот старших подростков эта тема уже задевает. Они смотрят фильмы, пытаются понять, как они сами будут себя вести в такой ситуации. Надо обсуждать именно те проблемы, которые актуальны для школьников в том или ином возрасте. И – приводить те примеры, которые они могут понять. Мои соавторы по учебнику ОБЖ отлично знают, как и о чем говорить с детьми. Среди них — замечательный врач-педиатр Людмила Васильевна Сидоренко, Александр Таранин, который организует в России детские центры дорожного движения, с деловыми играми для детей, Дмитрий Смирнов, президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения… Все – специалисты высочайшего класса!

— Некоторые родители жалуются, что на уроках ОБЖ учитель начинает обсуждать ситуации, которые могут травмировать их детей…

— А учебник при чем? Это же к деду вопрос – как он воспитывает внука…

— Это кто такую задачу придумал?

До 40 лет россияне не знают, что такое опасность

39547491

— Некоторые критики возражают: нельзя готовить детей к разным ужасам. Просто надо заботиться о том, чтобы ничего подобного в жизни ребенка не случилось…

— Люди, которые так говорят, отвергают даже мысль о том, что они сами попадут в экстремальную ситуацию. Знаете, почему? Они считают себя особенными: со всеми это может случиться, а со мной – нет. Давайте спросим: а почему не с тобой.

В свое время я была поражена статистикой. Оказывается, после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний третье место по смертности россиян занимают различного рода травмы. Преимущественно, — бытовые!

Этим травмам подвержены люди от двух лет до… 41 года. Только после сорока лет до человека, наконец, доходит, что его действия могут привести к определенным последствиям.

— Может быть, это национальная традиция: притупленное чувство опасности?

— Я тоже над этим думаю. Ведь американцы совсем другие. Возможно, этому есть чисто педагогическое объяснение: в наших странах всегда были разные цели обучения. Практическая направленность – приоритет американской школы.

У нас в России детям даются теоретические знания. Специалисты по теории обучения говорят: у нас в школе ребенок все время отвечает на один вопрос: что? Что ты знаешь о том или об этом? А нужно, чтобы обучение отвечало на вопрос: как? Каков будет алгоритм твоих действий? Как ты будешь использовать это знание?

Нуроках физики можно выучить все об электричестве. Но мало ли было случаев, когда люди с высшим техническим образованием погибали от короткого замыкания!

Наверное, цивилизация притупила в нас первобытные инстинкты, связанные с чувством опасности. К тому же, в советской, а потом и в российской школе не было предмета, который учил бы подростка оценивать неожиданную ситуацию, правильно вести себя в ней. Поэтому просто необходимо сформировать у детей предчувствие опасности и осознание последствий своих поступков.

Мы говорим детям: может быть, непредвиденная ситуация не случится никогда. Но вдруг?… Как ты поступишь? Твой первый шаг? Твой второй шаг?

Ребенок должен за доли секунды осознать: что будет, если я перебегу улицу на красный свет? Что будет, если я толкну Петю, и он упадет спиной на батарею? Когда возникает опасность, алгоритм действий всплывает в памяти ребенка мгновенно. Шагнул на красный свет – и тут же сделал шаг обратно. Поднял руку на Петю, но — не толкнул его.

Не запрещайте подходить к плите, лучше объясните, как снять крышку с кастрюли

detsad-210747-1397651923

— Некоторые родители возражают, что это просто глупо – тратить школьное время на курс ОБЖ, на то, чтобы объяснять ребенку, как пользоваться электроприборами или как переходить улицу. Разве такие вещи нельзя объяснить в семье?

— Иногда – да, но чаще всего – нет! Вспомните сцену, которую вы наверняка не раз видели: родители пытаются перебежать перекресток на красный свет, а ребенок удерживает их на тротуаре. Для ребенка это – часть его культуры, для его родителей – часть их культуры. Многие семьи предпочитают воспитывать детей по Жан Жаку Руссо: пусть ребенок обожжется, зато сам поймет, как это больно. Эти родители и понятия не имеют, кто такой Руссо: такое воспитание – часть их семейной традиции. Хочешь сунуть руку в огонь — суй. Хочешь залезть в воду, не умея плавать – лезь. И родителям удобно: ничего самим не надо делать!

— Во всем должна быть мера, норма. Между опытом (часто печальным) и полным неведением должна быть середина: обучение предвидению последствий своих поступков. А для этого у детей надо сформировать понимание того, что опасность — это не про кого-то, а про тебя самого и про тех, кто рядом с тобой.

Сегодня многие родители, не зная, как рассказать ребенку о той или иной жизненной проблеме, предпочитают самый простой выход — все запрещать. Первокласснику – не смей подходить к электрической плите. Пятикласснику – не смей выворачивать лампочку из патрона, подожди взрослых. Девятикласснику – не смей носиться на скейтборде.

А у ребенка уже с трех лет начинает бурно развиваться тяга к самостоятельности: я сам! Почему мне нельзя выкручивать лампочку? Почему надо закрывать кран? Почему надо надевать шапку в холодную погоду? И ребенок начинает бунтовать. Этот бунт может быть ситуативным, когда дети скандалят и капризничают. Этот бунт может быть тихим, загнанным внутрь, но тем сильнее он проявится впоследствии. И проявится он обязательно!

— Неужели из-за того, что родители запрещали ему самому выкручивать лампочку?

Вот поэтому и приходится учителям на уроке ОБЖ проводить практические занятия: детей ведут в комнату технологий, учат зажигать газ, включать электроплиту, объясняют, казалось бы, разные мелочи: как крышку с кастрюли поднять, как овощи и фрукты вымыть, как оказать себе первую помощь при ожоге, отравлении и т.д.

Элементарные приемы, скажете вы, но современные школьники их не знают!

— Они не знают, как снять крышку с кастрюли?

— Родители все чаще оставляют им обед в термосе. Это просто и удобно! Но ведь это не решение проблемы. Очевидно, что, получая обед в термосе, ребенок не научится обращаться с электроприборами… Кстати, вы знаете, что опаснее всего для человека при затоплении квартиры?

Смертерльно опасные качели

1393229378

— Вы же не хотите сказать, что есть риск утонуть?

— Нет, главная угроза при затоплении помещения — короткое замыкание со смертельным ударом током. Поэтому детям и взрослым важно знать, как правильно вести себя в этой ситуации. Нельзя, конечно, на собственном опыте испытать все опасности, которыми наполнена наша жизнь. Но риски можно предупреждать. Мы объясняем детям, что опасности есть, и они есть везде: дома, в школе, на улице, в лесу, на озере…

Это не значит, что все вокруг опасно. Это значит, что ситуация опасности может случится, и может случится именно с тобой.

Посмотрите в окно: видите качели на детской площадке? Опаснейший предмет, причина множества смертей! Ребенок должен твердо усвоить: прежде чем сесть на качели, надо обязательно оценить обстановку. К примеру, посмотреть, нет ли рядом малыша, которого качели могут задеть. Ледянки, велосипед, сноуборды – отдельная тема в 5-6 классах. 7-9 классы – это опасности на природе: дикие животные, водоемы, насекомые и змеи. Наконец, собаки… Да-да, собаки! В нашем учебнике ОБЖ для 5 класса мы давали ряд иллюстраций с портретами собак. Дети должны проанализировать позу каждой собаки, определить ее эмоции по разным признакам. Только оценив ее состояние, ребенок сможет понять, как с нею общаться, агрессивна ли она или просто хочет с ним поиграть.

На мой взгляд, знания, которые дает ОБЖ как учебный предмет, значительно шире, чем простые советы на все случаи жизни. Его содержание позволяет обсудить многие проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром – природой, обществом, другими людьми… Ведь отношения с другими людьми – это главное.

В курсе ОБЖ мы объясняем школьникам, что существуют три вида чрезвычайных ситуаций: природные (извержения вулканов, землетрясения, наводнения и др.), техногенные и социальные. Причем, во всех трех случаях, (за исключением некоторых природных ситуаций – извержений вулканов, к примеру) человеческий фактор – главная причина.

Когда родители становятся врагами

shkolnik

— Давайте представим, что родители попросили дать им совет: какая общая опасность угрожает их детям? Что бы вы ответили?

В Москве многие школы работают по системе Эльконина-Давыдова. Первые несколько недель в первом классе у них нет уроков: в это время дети знакомятся друг с другом. Учителя проводят для них игры, дети много рисуют, лепят… Они приходят домой с горящими глазами и говорят: хочу завтра в школу, в школу, в школу!

Так вот, за эти две-три недели школьной свободы возмущенные родители не жалуются разве что в администрацию Президента России. Что за безобразие, говорят они, почему дети в школе ничего не делают? Почему они играют? Почему им не задают домашних заданий?

Дорогие родители, это не поможет! Вы не сумеете предугадать, чем захотят заниматься ваши дети и где они найдут свое призвание. Поменяйте свою точку зрения и постарайтесь не быть врагами своему ребенку.

ОБЖ или ЗОЖ?

ruza1

В моем понимании ОБЖ – это разговор, прежде всего, о нравственных проблемах. Мы должны воспитывать в детях умение предвидеть последствия своих поступков. Это надо делать не только ради их собственной безопасности, но и ради других людей.

Недаром в экстремальных ситуациях нужно сначала обезопасить себя, чтобы иметь возможность спасти других. В самолете при угрозе разгерметизации кабины пассажиров просят надеть кислородную маску сначала на себя, а потом – на своего ребенка. Кстати, при пожаре надо сначала обезопасить себя и других, а только потом вызывать пожарных.

Еще материалы по теме:

Читайте также: