Что должны принимать во внимание разработчики законов кратко

Обновлено: 05.07.2024

ПРИКАЗОМ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2016 Г.

N 582 (ДАЛЕЕ - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ), РАЗРАБОТАННЫМ

В ЦЕЛЯХ ПРИВЕДЕНИЯ К ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ, РЕАЛИЗАЦИИ

И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ, УТВЕРЖДЕННОМУ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 2 АВГУСТА 2010 Г.

N 588 (ДАЛЕЕ - ПОРЯДОК)

1. Вопросы, связанные с порядком разработки, структурой и сроками реализации государственной программы (подпрограмм)

1.1. Может ли государственная программа содержать одну обеспечивающую подпрограмму, одну подпрограмму и ФЦП?

Пунктом 46 Методических указаний установлены требования к минимальному набору подпрограмм государственной программы. Согласно данному пункту государственная программа должна включать не менее двух подпрограмм, предусматривающих финансовое обеспечение. При этом Методическими указаниями предусмотрено, что государственная программа не может состоять менее чем из трех подпрограмм, если в составе государственной программы не предусмотрены ФЦП и предусмотрена подпрограмма, направленная на обеспечение реализации государственной программы. Таким образом, государственная программа может содержать одну подпрограмму, направленную на обеспечение реализации государственной программы, подпрограмму и ФЦП.

1.2. Необходимо ли в паспортах государственных программ указывать должности руководителей федеральных органов исполнительной власти - соисполнителей и участников государственной программы.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний в паспорте государственной программы в графах "соисполнители" и "участники" указываются только наименования федеральных органов исполнительной власти или иных главных распорядителей бюджетных средств.

1.3. С 2017 года расходы на реализацию двух подпрограмм передаются из государственной программы в другую государственную программу. В связи с этим необходимо формировать новую редакцию государственной программы, не включающую данные подпрограммы, или следует сохранить паспорта, объемы финансирования, показатели и иные параметры с 2013 по 2016 год и не указывать их с 2017 года?

В государственной программе на 2015 и 2016 год (в соответствии с законами о федеральном бюджете на 2015 - 2017 годы и на 2016 год) включены подпрограмма и ФЦП. Государственная программа в новой структуре еще не утверждалась. В настоящее время данные подпрограмма и ФЦП исключены из государственной программы (в соответствии с проектом закона о федеральном бюджете на 2017 - 2019 годы в рамках государственной программы они не отражены). Каким образом отражать указанные структурные элементы в проекте новой редакции государственной программы? Является ли необходимым: формирование паспортов подпрограммы и ФЦП, их отражение в таблице 2 (перечень основных мероприятий), таблице 4 (сведения о ресурсном обеспечении), либо возможно формирование ссылки на то, что объем финансирования государственной программы в 2015 - 2016 годах указан с учетом подпрограммы и ФЦП?

Согласно пункту 12 Методических указаний в паспорте государственной программы в графе "подпрограммы программы (в том числе федеральные целевые программы)" указывается перечень подпрограмм государственной программы и федеральных целевых программ, в том числе реализация которых завершена.

Таким образом, в случае завершения подпрограмм в рамках государственной программы, в том числе при передаче подпрограмм в другую государственную программу, в паспорте государственной программы необходимо указать их наименования и сроки фактической реализации, а также информацию об их завершении (передаче в другую государственную программу). Заполнять паспорта этих подпрограмм в составе новой редакции государственной программы не требуется.

При этом в государственной программе необходимо отразить сведения (мероприятия, показатели (индикаторы) и их значения, объемы финансового обеспечения и др.) по завершенным подпрограммам за отчетный период до года их передачи в другую государственную программу. А в дополнительных и обосновывающих материалах к государственной программе следует указать, с какого года, по какой причине, в какую государственную программу были переданы соответствующие подпрограммы.

Соответственно, в иной государственной программе, в составе которой планируется реализация передаваемых подпрограмм, сведения (мероприятия, показатели (индикаторы) и их значения, объемы финансового обеспечения) указываются с момента фактического начала реализации этих подпрограмм в рамках данной государственной программы. В дополнительных и обосновывающих материалах также нужно указать год начала реализации подпрограмм и информацию, в какой государственной программе ранее реализовывались эти подпрограммы.

Таким образом, если в рамках государственной программы реализовывались подпрограммы (ФЦП) в 2015 - 2016 годах, неуказанные в действующем акте о государственной программе, ответственным исполнителям следует отразить факт их реализации за соответствующий период в новой редакции государственной программы.

1.4. Может ли подпрограмма быть направлена на решение нескольких задач государственной программы? (пример: в государственной программе 3 подпрограммы, значит ли это, что задач также должно быть 3)?

Если подпрограмма может решать несколько задач государственной программы, то должны ли данные задачи быть целями подпрограммы или цель подпрограммы может быть одной (иметь более широкое понятие), включающей в себя несколько задач?

В соответствии с пунктом 17 Методических указаний подпрограмма государственной программы может быть направлена на решение только одной задачи государственной программы. При этом целью подпрограммы должно являться решение соответствующей задачи государственной программы.

То есть, если для достижения целей государственной программы разработаны три задачи, то и количество подпрограмм должно быть три. При этом необходимо учитывать требования к минимальному набору подпрограмм государственной программы, установленные пункте 46 Методических указаний.

Вместе с тем пунктом 8 Методических указаний предусмотрена возможность разработки подпрограммы, направленной на обеспечение реализации государственной программы. В соответствии с пунктом 46 данная подпрограмма может быть не привязана к решению конкретной задачи государственной программы. Требования непосредственно к целям и задачам такой подпрограммы указаны в пунктах 63 - 64 Методических указаний.

Таким образом, если государственная программа содержит три задачи, то в ее состав включаются три подпрограммы, а также дополнительно может быть включена подпрограмма, направленная на обеспечение реализации государственной программы.

1.5. Какие разделы (приложения) включается в утверждаемую часть государственной программы, а что относится к дополнительным и обосновывающим материалам?

Состав элементов утверждаемой части государственной программы и дополнительных и обосновывающих материалов установлен Порядком N 588.

Любопытный документ обнародован на официальном сайте Государственной Думы. Он фактически пошагово растолковывает гражданам, как появляется закон, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит проект, прежде чем стать законом. В чем особенность всех стадий и кто подписывает финальный вариант текста. Из разъяснения становится понятно - появление закона - сложная процедура, где все расписано по деталям.

 Фото: iStock

Документ подчеркивает - далеко не каждая инициатива становится законом. Перечислено, кто имеет право законодательной инициативы. Это в первую очередь президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, правительство страны, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать так же Конституционный и Верховный суды, но только по вопросам, касающимся их ведения.

Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.

Потом документы идут в профильный комитет Думы. Там их проверяют "на соответствие установленным требованиям". Оттуда законопроект и все бумаги с его обоснованием идут в Совет Госдумы.

Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона. А может сразу включить его в примерную программу работы Госдумы. При этом будет назначен ответственный за документ комитет. А иногда и несколько комитетов. Именно комитет и проведет основную работу над законопроектом: привлечет экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, создаст рабочие группы для анализа предложений "по совершенствованию инициативы", проведет парламентские слушания, "круглые столы". Список таких мероприятий по закону может быть не маленький.

Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению законопроект должен быть рассмотрен на пленарном заседании. Сам процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии.

Сначала проходит первое чтение. Там рассматривается концепция законопроекта, оценивается его важность и практическая значимость, соответствие Конституции, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении. Если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным.

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет "для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки". После чего законопроект с заключением Правового управления Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы. И документ включает порядок работы Госдумы для третьего чтения.

Уже при третьем чтении законодатели выслушают доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций и будет голосование за принятие документа в целом.

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями правительства РФ и всеми остальными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации.

Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать - это будет означать согласие с их принятием.

Последним этапом будет подписание и обнародование закона президентом РФ. Это происходит после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. Если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он идет на подпись президенту.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания президентом.

Что касается вступления законов в силу, то по общему правилу они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Но в самом документе может быть указан другой срок.


Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.

  1. Закон – основа государственной власти
  2. Виды законов
  3. Конституционные законы
  4. Федеральные законы

Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.

Закон – основа государственной власти

Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:

  • устройство страны, законодательных и исполнительных органов власти;
  • структуру местного самоуправления;
  • права и свободы человека.

Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.

Виды законов

Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:

  1. Закон РФ о поправках к Конституции РФ;
  2. Федеральные конституционные законы, занимающиеся урегулированием вопросов, указанных в Конституции;
  3. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения по другим вопросам.

Конституционные законы

Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:

  • членами Совета Федераций в количестве ? и более голосов от общего числа участников;
  • представителями Государственной думы РФ в количестве 2/3 голосов и более.

Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.

Федеральные законы

Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.

Читайте также: