Что должен знать ученик 3 класса по математике школа россии
Обновлено: 04.07.2024
1.Моро. М. И. Математика. 3 класс : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - М.: Просвещение, 2013.
Рекомендовано МО и науки РФ.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
математическое развитие младших школьников;
формирование системы начальных математических знаний;
воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
• поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
развитие познавательных способностей;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
формирование критичности мышления;
развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен
постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.); рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально рacпpеделены во времени.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предмет ми, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
Советы для родителей… Что должен знать ребёнок во 3 классе. Если вы обладаете информацией, что должен знать и уметь ваш ребёнок, вам легче будет ему помогать, его контролировать и получать необходимый результат…
Математика
- знать последовательность чисел от 0 до 1000000, разряды, классы
- знать названия компонентов сложения и вычитания
Сумма : Слагаемое + слагаемое = значение суммы.
Разность : Уменьшаемое – вычитаемое = значение разности.
Произведение : Множитель x множитель = значение произведения.
Частное : Делимое : делитель = значение частного.
Периметр — это сумма всех сторон Площадь — это величина, которая показывает сколько места занимает фигура.
Чтобы найти периметр, надо сложить все стороны ИЛИ сложить длину и ширину и всё это умножить на 2.
P = (a + b) x 2 , где a — это длина, а b — это ширина.
- уметь находить площадь прямоугольника. Например, У прямоугольника длина 5 см, а ширина 3 см. Найди его площадь. (S = 5 х 3 = 15 кв. см)
Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину. S = a x b , где a — это длина, а b — это ширина.
- знать таблицу умножения и внетабличное умножение и деление (13х5, 205:5)
- вычислять многозначные числа
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них)
- решать уравнения и неравенства;
- выражать длину, массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения;
- выражать время, используя различные единицы измерения
- решать составные задачи в 2-3 действия
- решать простые задачи на скорость
Русский язык
должен знать и свободно определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс):
(например, подсказка , где а — окончание, подсказк — основа, сказ — корень, под — приставка, к — суффикс).
Корень — это общая часть всех родственных слов. Окончание — это изменяемая часть слова, или часть слова, которая изменяется. Например, подруга, нет подруги, думаю о подруге, гожусь подругой. Основа — это всё, кроме окончания. Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс — это часть слова. которая стоит после корня.
- должен знать и свободно определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз):
Имя существительное — это часть речи, которое обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?. (например, кукла, радость, весна, стол, кошка)
Имя прилагательное — это часть речи, которое обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? и другие. (например, у красивая, белая, пушистая, весёлый)
Глагол — это часть речи, которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает?, что сделает? и другие. (например, бежать, прыгать, учить, нарисовать)
Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное, числительное и глагол. (например, мы, ты, он)
Предлог — это служебная часть речи, которая связывает слова. (например, у дома, за подругой)
Союз — это служебная часть речи, которая связывает между собой части предложения. (например, На грядке созрели морковь и капуста. Зимой холодно, а летом жарко.)
- должен знать и свободно определять члены предложения (главные — подлежащее и сказуемое, второстепенные — дополнение, обстоятельство, определение, союз, предлог).
- должен знать и свободно определять склонения имён существительных
- должен знать и свободно определять падеж имён существительных
- знать орфограммы:
- Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход — ходить
- Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция
- Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел
- Разделительный Ь: вьюга, вьёт
- Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
- Правописание слов с непроизносимыми согласными: прелестный — прелесть
- Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в различных падежах:
Главное: Ошибкоопасные окончания И или Е? Запомните: у существительных 1 склонения падежные окончания — Е, а в Р.п. — И ; у существительных 2 склонения падежные окончания — Е ; у существительных 3 склонения падежные окончания — И !
Слова на -ИЯ, -ИЕ склоняются по правилам 3 склонения, то есть падежные окончания -И (на лекции)
8. Сложные слова: вертолёт, землетрясение
9. Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход
10. Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка
11. Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч
12. Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч в И.п.: синяя, синее, синий, синие
13. Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали
14. Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал
15. НЕ с глаголами: не видел, НО негодовал, ненавидел.
Третий класс – ответственное время для каждого ученика. Ведь скоро он перейдет в среднюю школу, и на его плечи ляжет значительно большая нагрузка. Если первоклассник практически повторял то, что проходил в подготовительном классе, то во втором классе малыш уже подготавливался к более серьезной программе по письму, математике, чтению.
Математика 3 класса предполагает значительное усложнение предыдущего материала, в частности, дети учатся применять таблицу умножения, внетабличные деление и умножение, изучают дроби и доли, решают более сложные примеры и задачи. Нагрузка на третьеклассника довольно большая, учитывая обширный материал и, как следствие, насыщенные уроки и сложные домашние задания.
Что проходят по математике в третьем классе
В третьем классе проходят довольно разнообразные темы. Хотя в основу их часто закладывают таблицу умножения, которую, чаще всего, малышу было задано выучить за лето. Кроме этого, ребята учатся решать примеры с использованием внетабличного деления и умножения, знакомятся с числами и действиями с ними. Для этого им нужно запомнить разряды и состав чисел.
В арсенале третьеклассника должно быть отработанное умение решать уравнения и выражения, арифметические, геометрические задачи повышенной сложности, где необходимо совершить более трех действий. Ему важно научиться хорошо решать не только простые задачи, но и составные.
Конечно же, учителя не обходят стороной и общематематическое развитие, уделяют внимание улучшению памяти, логического мышления, внимания и другим интеллектуальным способностям ребенка.
Умножение и деление
После того, как была закреплена таблица умножения, ученики переходят к изучению внетабличного деления и умножения. В частности, им объясняют, как выполнять эти действия в столбик, что такое деление с остатком.
Кроме того, детей постепенно начинают знакомить с единицами измерения, объяснять, что такое площадь и как ее найти.
Задачи и задания по математике для эффективного обучения
Как в школе, так и дома стоит уделять внимание не только подробному изучению тем школьной программы. Очень важно заниматься развитием интеллекта ребенка. В том числе, это касается развития памяти, логики и креативного мышления. В математике очень важно видеть не только стандартное решение задач и уравнений, но и находить собственное, уникальное решение.
Натренировать интеллектуальные способности малыша помогут определенные задания, применение интересных приемов обучения, прохождение обучающих программ, познавательные игры. К ним можно отнести:
- головоломки;
- ребусы;
- кроссворды;
- математические загадки;
- задачки на сообразительность;
- настольные игры;
- игры на бумаге.
Для ученика 3 класса можно составить интересные примеры, предложить ему игры. Например, его заинтересует игра, в которой нужно проходить лабиринт, собирая числа на своем пути. Затем с собранными числами необходимо провести ряд арифметических действий.
Тренажер по математике в 3 классе
Программа также отлично подходит для обучения в летнее время, когда ребенок не загружен школьными заданиями, но ему нужно повторить пройденный в прошлом году материал. Играя, малыш может освоить программу третьего класса, а также приобрести дополнительные знания.
Посмотрим, какие знания и умения должны показывать наши школьники на выходе из третьего класса.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Устные монологические и диалогические высказывания третьеклассников усложняются и увеличиваются до 3-5 предложений на заданную тему. Также ребенок должен уметь устно и письменно формулировать просьбу, извинение, приглашение, благодарность, отказ - с использованием норм речевого этикета и в объеме 2-4 предложений.
При работе с текстом , ученик должен уметь:
- Определять тему и главную мысль текста
- Определять ключевые слова и связь предложений в тексте (видеть эту связь через личные местоимения, синонимы, союзы И, А, НО)
- Выявлять и озаглавливать части текста
- Составлять план повествовательного текста, чтобы на его основе создать свой текст (для пересказа или изложения) и откорректировать его
Интересно, что знать терминологию типов речи (повествование, рассуждение, описание) необязательно в третьем классе, это выносится в четвертый класс. Достаточно понимать, что тексты бывают разные, а для примеров даются простые случаи, без смешивания.
Знания фонетики и орфоэпии :
- Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с орфограммами (без транскрибирования): давать характеристику звукам по заданным параметрам (твердые/мягкие, звонкие/глухие), соотносить количество букв и звуков с учетом наличия в слове йотированных звуков (Е, Ё, Ю, Я) , мягких/твердых знаков и непроизносимых согласных
- Правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами языка, при необходимости уметь уточнить правильность
Грамматика, морфемика, синтаксис:
- написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова;
- написание парных звонких и глухих согласных в корне слова (в середине слова) (дубки, лодка, площадка) ;
- написание непроизносимых согласных в корне слова (честный, радостный) ;
- употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;
- написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода ( мышь, рожь, ночь) ;
- написание безударных родовых окончаний имён прилагательных (у мная, умный, умное);
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- раздельное написание предлогов со словами
ЛИТЕРАТУРА
В чтении темп возрастает до 60 слов в минуту - это минимум для третьеклассника. Чтение должно легко даваться как вслух, так и про себя, целыми словами, без пропусков букв и перестановки слогов. Разумеется, соблюдение орфоэпических и интонационных норм языка улучшается, в том числе при чтении наизусть. Помимо собственно умения хорошо читать, третьеклассникам положено:
- Различать произведения фольклора и литературы, приводить примеры таких произведений в разных жанрах (сказки, былины, рассказы, стихи), а также приводить примеры фольклорных произведений разных народов России
- Различать художественные и познавательные тексты
- Определять главную мысль и тему произведения (такой же спрос и по русскому языку)
- Понимать взаимосвязь между характером героя и его поступками, мыслями и чувствами
- Выявлять причинно-следственную связь событий и эпизодов текста
- Отличать автора произведения от героя и рассказчика
- Давать характеристику (в том числе портретную) героям, определять авторское отношение к ним и их поступкам, к описываемой ситуации или событию, сравнивать героев одного произведения между собой и сопоставлять их по предложенным критериям (чем похожи, чем отличаются, какой контраст между ними, какие аналогии)
- Находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении (навык пересекается с русским языком)
- Находить и называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание пейзажа и интерьера
- Осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации произведения
- Составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей
- Уметь пользоваться словарями
В плане развитости речи должны быть достигнуты следующие предметные результаты:
- Умение задавать вопросы к учебным и художественным текстам
- Умение строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации
- Устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста
- Подробно, выборочно или сжато пересказывать содержание произведения
- Рассказывать о прочитанных произведениях
- Читать по ролям, инсценировать
- Придумывать продолжение прочитанного произведения
- Сочинять произведения по аналогии с прочитанным
- Составлять рассказ по иллюстрациям или по заданному началу
- Составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений)
МАТЕМАТИКА
Навыки и умения, которые должны быть сформированы у детей, заканчивающих третий класс:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
В третьем классе дети знакомятся с финансами, странами мира и их достопримечательностями, а еще учатся разоблачать мошенников, этот навык тоже является предметным. Полный список компетенций, рассматриваемых на аттестации:
ФГОС изучала Оля Иванова
По начальной школе у нас остался разбор основ четвертого класса и разбор каждого оставшегося предмета по отдельности. Подпишитесь на канал, чтобы читать и понимать ФГОС вместе.
Читайте также: