Что должен знать и уметь ученик к концу 2 класса по фгос школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Уровень усвоения учащимися системой знаний, умений и навыков на конец 2 класса

1. Начальное общее образование

Общие положения

Начальное общее образование - первая ступень общего образования. В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

• развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

• освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

2. Русский язык. 2 класс

Обучающиеся должны знать:

• пары согласных по глухости/звонкости;

• названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных);

• изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости/звонкости согласных в корнях слов, непроизносимых согласных, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;

• виды предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске).

Обучающиеся должны уметь:

(Умения, формируемые в процессе обучения)

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что? - в ясных случаях, при ее словесной выраженности); отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45-55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).

2. Языковые (фонетико-графические и грамматические).

• Проводить фонетико-графический (звукобуквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если оно есть, различие в количестве звуков и букв.

• Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.

• Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный вопрос: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т. п.

• Подбирать родственные (однокорневые) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными (похожими) корнями (рис, рисовая - рисовать; гора, гористая - горе, горевать) от изменений одного и того же слова (река, речной - у реки, на реке).

• Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).

• Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить - значение начала действия, вбежать, влететь - движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький - уменьшительно-ласкательное и т. п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.

• Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).

• Давать предложениям характеристику по цели и интонации (по эмоциональной окраске); правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.

• Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.

• Замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный, по глухости/звонкости (лезть, кость).

• Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости/звонкости согласных варианты букв.

• Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости/звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.

• Пользоваться орфографическим словарем учебника.

• Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

3. Чтение. 2 класс

Навык чтения

1. Осмысленность чтения.

Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:

• выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

• пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

• отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

• определять эмоциональный характер текста;

• выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

• опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

• определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;

• уметь прогнозировать содержание читаемого;

• осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

• формулировать тему небольшого текста;

• работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

• выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

• определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

• находить главную мысль, сформулированную в тексте;

• определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

2. Правильность чтения.

Плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

3. Скорость чтения.

4. Выразительность чтения.

Обучающиеся должны уметь:

• повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

• соблюдать паузы - длинные и короткие - в зависимости от смысла читаемого;

• передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;

• выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

• пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

5. Работа с текстом и книгой.

Школьники должны уметь:

• выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;

• выявлять авторское отношение к персонажам;

• определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;

• характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;

• выделять эпизод из текста;

• озаглавливать иллюстрации и эпизоды;

• восстанавливать деформированный картинный план;

• подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

• составлять картинный план;

• пересказывать с опорой на картинный план;

• последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);

• составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;

• заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;

• правильно называть книгу (автор, заглавие);

• составлять представление о книге по обложке;

• прогнозировать тему, жанр, характер текста;

• ориентироваться в книге;

• работать с содержанием (оглавлением);

• ориентироваться в группе книг (5-6 книг).

6. Литературоведческая пропедевтика.

• расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;

• осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);

• воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

• получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.

7. Развитие творческих способностей.

Обучающиеся должны уметь:

• говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);

• читать по ролям;

• инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;

• графически иллюстрировать прочитанное;

• составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;

• готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.

4. Математика. 2 класс

Требования к математической подготовке

Первый уровень

Учащиеся второго класса должны

знать

уметь

Состав каждого однозначного и двузначного числа в пределах

Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 1000. Скла

20 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания). Разрядный состав двузначных и трехзначных чисел и соотношения между разрядными единицами

дывать и вычитать любые числа в пределах 100 и в пределах 1000 для случаев, сводимых к действиям в пределах 100

Названия геометрических фигур (угол, многоугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, окружность)

Распознавать и чертить эти геометрические фигуры, используя циркуль, линейку, угольник

Единицы длины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними. Единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними

Измерять длину отрезков и чертить отрезки заданной длины. Определять время по часам

Структуру задачи (условие, вопрос)

Решать простые и составные задачи на сложение и вычитание, записывать их решение выражением и по действиям, использовать в процессе решения задач схемы

Определение умножения. Названия компонентов и результата умножения. Таблицу умножения однозначных чисел (с числами 9 и 8)

Читать числовые равенства на умножение. Соотносить числовые выражения и равенства на умножение с предметными и схематическими моделями.

Переместительное свойство умножения

Использовать это свойство при вычислениях и для сравнения выражений

Второй уровень

Знать последовательность чисел от 0 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать их. Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка). Уметь находить сумму и разность чисел в пределах 100. Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

5. Окружающий мир. 2 класс

• правила безопасного поведения в природе и быту, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье;

• способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения многообразия живых организмов, чистоты окружающей среды;

• название своего государства, его столицы, государственных символов;

• смысл понятий: звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг, вулкан, пропасть; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, права, обязанности; город, поселок, транспорт, средство связи, музей, профессия; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии, зеркально-симметричное расположение предметов;

• признаки живых организмов (растений, животных);

• 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности;

понимать:

• значение Солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды, и ее необходимо экономно расходовать;

• человек не должен загрязнять землю промышленными и бытовыми отходами;

• человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе;

• он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства;

• все профессии важны и нужны, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять ее;

• Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;

• край, где они живут, - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и поселках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей;

• различать природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы; небесные тела, формы суши, виды водоемов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы;

• приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, и наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и соленых водоемов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (поселка); наземного, водного, воздушного и специального транспорта; разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;

• описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, характеризуя особенности их внешнего вида;

• сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;

• определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

• объяснять сходство человека с животными и отличие от них; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое Родина и родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу;

• наблюдать объекты неживой природы, городского хозяйства, выделяя их внешние отличительные признаки и свойства: форму, размер, цвет, особенности строения и расположения; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;

• осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы;

• представлять результаты учебно-познавательной деятельности аргументированными ответами на вопросы, рисунками, аппликациями, условными знаками, простыми моделями, описаниями изучаемого предмета по предложенному плану, в схеме, в таблице, в дидактической и ролевой играх;

• формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;

• оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения познавательных и практических задач;

• определения наиболее распространенных в своей местности природных и социальных объектов, опасных природных явлений;

• проведения наблюдений за объектами неживой природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах

(оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду);

• выполнения правил охраны природы, режима дня и укрепления своего здоровья, соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе;

• осознания себя членом семьи, классного коллектива, горожанином, гражданином России;

Нажмите, чтобы узнать подробности

* признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твердых и мягких согласных.

Обучающиеся должны уметь:

* выделять предложения из сплошного текста;

* составлять предложения из слов и словосочетаний;

* письменно отвечать на вопросы;

* находить главные члены предложения;

* ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и интонации;

* определять по двум признакам (значению и вопросу) части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы;

* определять число имен существительных, имен прилагательных и глаголов;

* раздельно писать предлоги со словами;

* выделять корень в однокоренных словах;

* подбирать однокоренные слова;

* проверять безударные гласные и парные согласные в корне изменением числа и подбором однокоренных слов;

* правильно писать слова с непроверяемыми написаниями;

* каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, искажений букв;

* писать под диктовку тексты (35—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

К концу 2 класса обучающиеся должны знать:

* названия и последовательность чисел от 1 до 100;

* названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

* правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

* названия и обозначение действий умножения и деления.

* Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.

Обучающиеся должны уметь:

* читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

* находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных — письменно;

* находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

* решать задачи в 1—2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;

* чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;

* находить длину ломаной, состоящей из 3—4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).

К концу 2 класса ученик должен знать/понимать:

* названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

* определять тему и главную мысль произведения;

* делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

* составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

* читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

* создавать небольшой устный текст на заданную тему;

* приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

* различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

* различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • самостоятельного чтения книг; • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

I полугодие: 25 – 35 слов/мин

II полугодие: 40 – 45 слов/мин

В результате изучения окружающего мира учащиеся должны

* сведения о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;

* основные сведения о своём городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;

* строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

* имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;

* различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;

* различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;

* выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

* использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

Советы для родителей… Что должен знать ребёнок во 2 классе. Если вы обладаете информацией, что должен знать и уметь ваш ребёнок, вам легче будет ему помогать, его контролировать и получать необходимый результат…

Математика

Наименьшее однозначное число 1, наибольшее однозначное число 9, наименьшее двузначное число 10, наибольшее двузначное число 99. Наименьшее трехзначное число 100, наибольшее число -999.

Числа состоят из разрядов: единицы, десятки, сотни

Сумма : Слагаемое + слагаемое = значение суммы.

Разность : Уменьшаемое – вычитаемое = значение разности.

От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется, например, 5+3=8 и 3+5=8

  • знать таблицу умножения! Таблица умножения: тренажёр
  • знать названия компонентов умножения и деления

Произведение : Множитель x множитель = значение произведения.

Частное : Делимое : делитель = значение частного.

От перестановки мест множителей произведение не изменяется, например, 5х2= 10 и 2х5 = 10

1 см = 10 мм

1 дм = 10 см

1 м = 10 дм = 100 см

Периметр — это сумма всех сторон

Площадь — это величина, которая показывает сколько места занимает фигура.

Чтобы найти периметр, надо сложить все стороны ИЛИ сложить длину и ширину и всё это умножить на 2.

P = (a + b) x 2 , где a — это длина, а b — это ширина.

  • уметь находить площадь прямоугольника. Например, У прямоугольника длина 5 см, а ширина 3 см. Найди его площадь. (S = 5 х 3 = 15 кв. см)

Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину.

S = a x b , где a — это длина, а b — это ширина.

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

Русский язык

  • знать все буквы и звуки алфавита , их названия и основные отличия

Звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем

Гласные звуки и буквы бывают ударные и безударные

е,ё,ю,я — это только БУКВЫ, которые обозначают ДВА звука :

е- [й ][э], ё-[й ] [о], ю- [й ][у], я[й ] [а], НО после согласного звука ОДИН звук, например, [й` ама], но [м `ата]

Согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [мост] [м`ир]

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш] , [ц]

Всегда мягкие звуки: [й ], [ч ] , [щ`]

Согласные звуки бывают звонкие и глухие

  • уметь соотносить количество звуков и букв в словах (например, в слове ЛОСЬ — 4 буквы и 3 звука, в слове ЯМА — 3 буквы и 4 звука)
  • уметь делить слова на слоги , определять количество слогов (например, в слове МОРЕ 2 слога мо-ре, в слове ОСЕНЬ два слога о-сень, в слове ДОМ -один слог дом)
  • уметь определять ударение в слове (например, карандАш, шкОла). Кстати, Ё всегда ударная! (весЁлый, свЁкла, Ёжик)
  • знать правила переноса слов

Чтобы перенести слово, делим слово на слоги. НЕЛЬЗЯ оставлять на строчке или переносить одну букву! Слова с ь и с й делятся по правилу: зай-ка, прось-ба, чай-ка, ма-лень-кий.

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком

На письме мягкость согласных звуков обозначает МЯГКИМ ЗНАКОМ, например солЬ или гласными буквами, например, лЮстра.

  • уметь находить границы предложения , ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы
  • уметь писать большую букву в именах собственных: именах, фамилиях, названиях городов, деревень, кличках животных
  • уметь писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу
  • уметь писать слова с сочетаниями чк, чн, сн, нч, зн (например, руЧКа, реЧКа, пеСНя, птеНЧик, жиЗНь)
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов (например, глаз, так как глаза, ряд — ряды, гриб — грибы, дождь- нет дождя, мягкий — мягок)
  • уметь писать слова с безударными гласными в простых словах (например, мячи -мЯч, река-рЕки, окно —Окна)
  • уметь писать слова с непроизносимыми согласными (например, звёздный — звезДа, капустный — капуста)
  • различать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?
  • писать раздельно предлоги со словами (например, у дома, за другом, возле магазина)
  • знать части речи: существительное, глагол, прилагательное, предлог.

Имя существительное — это часть речи, которое обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?. (например, кукла, радость, весна, стол, кошка)

Имя прилагательное — это часть речи, которое обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? и другие. (например, у красивая, белая, пушистая, весёлый)

Глагол — это часть речи, которое обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает?, что сделает? и другие. (например, бежать, прыгать, учить, нарисовать)

Предлог — это служебная часть речи, которая связывает слова. (например, у дома, за подругой)

Однокоренные слова — это слова, у которых общий корень и общий смысл.

  • знать и разбирать слово по составу: окончание и основа: корень, приставка, суффикс . (например, подсказка, где а — окончание, подсказк — основа. сказ — корень, под — приставка, к — суффикс.

Корень — это общая часть всех родственных слов.

Окончание — это изменяемая часть слова, или часть слова, которая изменяется. Например, подруга, нет подруги, думаю о подруге, гожусь подругой.

Основа — это всё, кроме окончания.

Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем.

Суффикс — это часть слова. которая стоит после корня.

Говорят, что снова обновляемый ФГОС станет лучше. Он учтет то, что не учли предыдущие версии. Общественность пока еще может повлиять на окончательный вид документа, сейчас проекты опубликованы для обсуждения. Окончательные варианты мы тоже посмотрим и вам расскажем, если будут изменения, а пока давайте поглядим, с какими знаниями должны уйти на каникулы второклассники после второго года обучения в школе, согласно планируемым обновлениям. Речь только об основных предметах (музыку, ИЗО, технологию и физкультуру мы рассмотрим отдельно).

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во втором классе предполагается хорошее владение монологической речью. Ребенок должен уметь строить монологическое высказывание в объеме 2-4 предложений. Иными словами, ребенок должен уметь изъясняться на тему, заданную взрослым, на темы, вызванные собственным интересом или наблюдениями. Разумеется, он должен уметь читать вслух и читать выразительно, с соблюдением интонационных правил. А также при работе с текстом ученик должен уметь:

  • Определять тему прочитанного текста и озаглавливать его.
  • Составлять целостный текст из разрозненных предложений.
  • Различать слова, сочетание слов и предложение.
  • Составлять предложения, устанавливая связь слов по вопросам.
  • Сравнивать предложения по цели высказывания и интонации, но терминологией пользоваться необязательно. (Предложения по цели бывают повествовательные, побудительные, вопросительные и по интонации - восклицательные и невосклицательные).
  • Правильно списывать слова и предложения, текст объемом не более 40 слов.
  • Писать подробное изложение по вопросам, объемом до 30 слов.
  • Писать под диктовку тексты объемом не более 45 слов с учетом изученных правил.

Что касается фонетики, то здесь второклассники уже должны уметь делать фонетический (или звуко-буквенный) разбор слов:

  • Правильно произносить звуки и сочетания звуков.
  • Правильно ставить ударение в словах.
  • В случае незнания орфоэпической нормы, уметь пользоваться орфоэпическим словарем.

Знания грамматики, морфемики и синтаксиса конкретизируются:

  • Оформлять предложение на письме согласно правилам.
  • Знать правила переноса слова со строки на строку (без учета морфемного членения слова).
  • Знать правила правописания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт.
  • Понимать значение корня слова.
  • Уметь находить однокоренные слова, объединять слова с одним корнем в группы.
  • Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
  • Выделять окончание в слове.
  • Правильно писать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
  • Правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.
  • Правильно писать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова, то есть, все словарные слова, данные в орфографическом словаре учебника).
  • Понимать значения многозначных слов.
  • Понимать случаи употребления синонимов и антонимов, без называния терминов.
  • Распознавать наиболее распространенные предлоги (в, на, из, без, над, до, у, о, об).
  • Раздельно писать предлоги с именами существительными.

Кроме того, ученик должен уметь составлять небольшие списки слов в алфавитном порядке по первой букве, пользоваться орфографическим, орфоэпическим, толковым словарями.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Предметными результатами освоения курса литературы за второй класс считаются:

  • Чтение целыми словами в темпе не менее 40 слов в минуту с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.
  • Уметь читать про себя.
  • Понимать смысл прослушанного или прочитанного текста.
  • Различать жанры фольклора: пословицы, загадки, небылицы, народные песни. Отличать бытовые сказки от волшебных.
  • Различать жанры художественной литературы: рассказы, басни, литературные сказки, стихотворения.
  • Определять тему и главную мысль произведения.
  • Воспроизводить последовательность событий в произведении, то есть, производить устный и мысленный пересказ.
  • В отношении героев уметь описывать их характер, давать оценку их поступкам, находить в тексте описание внешности героев, сравнивать героев между собой внутри одного произведения по заданным критериям.
  • Называть ритм и рифму в качестве особенностей стихотворного произведения.
  • При анализе произведения применять изученные литературные понятия.
  • Составлять высказывание по содержанию произведения в объеме не менее 4 предложений.
  • Задавать вопросы к произведению и отвечать на вопросы по содержанию, приводить в ответе примеры из текста.
  • Устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.
  • Участвовать в коллективном обсуждении произведения.
  • Уметь подробно и выборочно пересказывать содержание.
  • Сочинять аналогичные прочитанному тексты (загадки, сказки, рассказы).
  • Инсценировать произведение (чтение по ролям, выбор соответствующего голоса, представление образа).
  • Уметь интерпретировать значение незнакомого слова в зависимости от контекста, либо использовать справочную литературу и словари.

Математика по обновляемому стандарту вызывает у родителей и педагогов вопросы по некоторым моментам. Например, пока непонятно, следует ли второклассникам учить всю таблицу умножения наизусть или все-таки до 5, как это было в старом ФГОСе. Момент с иллюстрированием переместительного свойства умножения на клетчатой бумаге выглядит избыточным. Во втором классе в качестве предметного результата, выносимого на аттестацию, появляется навык работы со столбчатыми диаграммами, что кажется преждевременным навыком для второклассников. Вот полный список результатов, выносимых на промежуточную аттестацию:

  • Различать и называть следующие фигуры: прямой угол, ломанная, прямоугольник (в группе четырехугольников выделять прямоугольники и квадраты).
  • Используя линейку, уметь построить на клетчатой бумаге прямой угол, прямоугольник с заданными параметрами.
  • Уметь находить длину ломаной, состоящей из 2-3 звеньев, периметр многоугольников.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Знакомство с окружающим миром расширяется и углубляется. Вот каких знаний будут ждать на аттестации от второклассника:

Если вы пропустили разбор нового ФГОСа для первоклассников, он у нас находится здесь . А вообще, подписывайтесь, и ничего не пропустите: в ближайшие дни проведем разбор требований к третьему и четвертому классам.

Читайте также: