Что должен знать дошкольник перед школой по окружающему миру

Обновлено: 08.07.2024

Для педагогов и родителей. Здесь вы найдёте информацию о психологических особенностях детей, а также материалы о воспитании и обучении.

понедельник

Что должен знать дошкольник об окружающем мире?

В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.

Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

Познание дошкольниками мира прои c ходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?

Прежде всего, следует разобраться, с какого возраста существует реальная необходимость обучать ребенка буквам и цифрам. Как Вы знаете, на сегодняшний момент, большинство детей идут в школу с определенным багажом знаний в области математики и др. областях. Без многих знаний, просто-напросто, детям будет сложно в первом классе. Никому не хочется, чтобы ребенок отставал от одноклассников. Поэтому мы и стараемся научить его перед школой писать простые слова, читать, считать в пределах десяти и т. д.

На сегодняшний день даже сложился перечень того, что должен уметь и знать ребенок придя в школу. Что входит в этот список? Прежде всего, в этот список входят знания о себе и своих родителях.

Ребенок должен знать о себе и своей семье:

Сколько ему лет. Когда у него день рождения;

Где он живет (адрес);

Как зовут родителей;

Кем работают родители.

Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать :

Домашних и основные виды диких животных;

Знать зимующих и перелетных птиц;

Уметь ориентироваться на бумаге;

Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;

Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т. д.

Что должен знать ребенок по математике

По математике ребенок должен знать :

Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;

Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);

Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

Уметь соотносить цифру и число предметов;

Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т. д.).

Память, мышление, внимание и речь

Ребенок должен уметь :

Пересказывать простое услышанное произведение;

Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);

Знать стихотворения;

Отвечать на поставленные вопросы;

Делать какое-либо задание по образцу;

Уметь описывать картинку по памяти;

Запоминать до 10 увиденных картинок;

Находить лишнюю картинку или слово;

Уметь отгадывать загадки;

Группировать предметы по признаку.

Что ребенок должен знать по чтению

Ребенок должен знать :

Уметь соотносить звук с буквой;

Вычленять звуки из слова;

Подбирать слова на заданный звук или букву;

Читать слова и простые предложения (по слогам);

Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.

Не стоит забывать и про навыки письма.

Ребенок должен уметь :

Обводить картинки по контуру

Обводить печатные буквы по контору

Правильно держать ручку в руке

Копировать геометрическую фигуру по клеточкам

С какого возраста следует начинать обучать детей буквам и цифрам

Если ребенку нет 6 лет – он вправе отказаться от изучения букв и цифр. Не могу не вспомнить беседу с одним профессором, который считает, что дети до школы вообще должны только играть, они ведь дети, детей нельзя лишать детства. Он считает, что если ребенок хочет учить буквы – пусть учит, не хочет – значит еще не время. Не согласиться с ним просто невозможно, так как раньше, когда учились мы, такого не было, а точнее не было таких замысловатых тестов. Детей обучали письму и счету в школе. Сейчас же школьные программы построены иным образом. Программы рассчитаны на читающих детей и на детей, которые знакомы с простейшими вычислениями в пределах 10. Это я говорю о программах для обычных школ. Про гимназии и лицеи лучше умолчать, так как там совершенно другие требования, там знаний цифр в пределах 10 будет не достаточно.

Что должен знать ребенок, поступающий в 1 класс Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс: • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей,.

Вопросы, на которые должен знать ответ ребенок! Дорогие коллеги и родители, предлагаю Вашему вниманию вопросы, на которые должен уметь ответить ребенок младшего школьного и старшего дошкольного.

Когда и как начинать готовиться к школе? Одни родители с трёх лет дают малышам необходимые знания, другие усиленно учатся прямо перед школой. Беседуем с детским психологом и даём список важных навыков и умений

Г отовность ребёнка к школе – это не только обладание необходимыми знаниями по ряду предметов, но и способность принимать информацию в новой для себя обстановке, организовать своё общение с коллективом (психологическая готовность и способность к социализации). Что важнее? Всё важнее.

Когда можно начинать давать знания: потихоньку лет с трёх в игре или лет в пять, но уже с элементами уроков? Или перед самой школой на подготовительных курсах? Как, с кем и когда готовиться – решает сама каждая семья.

Отметим, что самые интересные уроки для ребёнка до 7 лет – жизненные. И они необходимы больше всех остальных. Путешествия, походы, прогулки. Да и просто ходить в магазин или на рынок полезно. Только надо понимать, что купить, почему, почём, как. Принимать участие во взрослой жизни для ребёнка очень важно, это развивает интеллект, эмоции, навыки и вообще готовит к жизни. Это та база, которую необходимо дать каждому родителю своим детям.

Общие знания о себе и окружающем мире:

- называть свои ФИО и ФИО членов семьи, уметь рассказать о себе и своих увлечениях;

- знать времена года, месяцы, дни недели, ориентироваться в сутках;

- находить лишнее среди предложенных предметов, обобщать и исключать;

- запоминать текст и пересказывать его;

- ухаживать за собой (одеваться, шнуровать обувь, мыть руки и пр.);

- различать много цветов и оттенков;

- знать части света, некоторые страны, название своей страны, её столицу, название края и города, свой домашний адрес;

- знать название частей тела.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

Необходимые навыки в математике:

- знать числа до 20, уметь считать в прямом и обратном порядке;

- знать и уметь рисовать геометрические фигуры;

- знать правила сложения и вычитания.

Необходимые навыки в русском языке:

- знать алфавит;

- уметь читать простые тексты, пересказывать его;

- знать, где гласные и согласные буквы;

- писать печатными буквами, правильно держа ручку.

Тренированная моторика рук:

- умение резать и вырезать по контуру;

Творческие навыки:

- уметь рисовать: пользоваться красками, кисточками, фломастерами, карандашами;

- уметь штриховать внутри очерченного пространства;

- уметь лепить из пластилина;

- уметь клеить аппликации.

Психологическая и социальная готовность:

- знать, как нужно себя вести в обществе, не оскорблять и не задираться, вести себя прилично, не капризничать;

- уметь общаться со взрослыми уважительно, на дистанции;

- общаться со сверстниками: говорить, обсуждать, отстаивать мнение, не бить и не быть битым;

- уметь спокойно сидеть на занятиях около получаса;

- уметь сравнивать понятия, явления, делать выводы;

- пытаться доводить дело до конца, преодолевать трудности;

- удерживать внимание на действии;

- понимать, для чего нужна школа, осознавать себя в учебном процессе.

Психолог Марина Анатольевна Тетерина даёт рекомендации для родителей по подготовке детей к школе:

Что должен знать дошкольник об окружающем мире?

В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

  1. Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
  2. Словесные методы (беседы, чтение книг);
  3. Практические методы (игры, эксперименты, опыты).

Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.

Возраст

Содержание знаний о мире

Одежда, обувь, головные уборы;

Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);

Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);

Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);

Некоторые названия растений (деревьев, цветов);

Части суток (утро, день, вечер, ночь);

Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).

Времена года и их признаки;

Животные и их детеныши;

Кто, чем питается;

Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;

Овощи, фрукты, ягоды, грибы;

Название (и порядок) дней недели и месяцев;

Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

Живая и неживая природа;

Перелетные и зимующие птицы;

Животные разных континентов, особенности их среды обитания;

При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.

Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:

Выводы

Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.

Выводы

Заключение

Читайте также: