Что должен делать классный руководитель если ребенок не ходит в школу
Обновлено: 06.07.2024
Рассматриваем вопрос о том, обязан ли классный руководитель посещать семьи учащихся для проведения обследования условий их жизни, с юридической стороны.
Для того чтобы начинать дискуссировать на тему, что и кому классный руководитель должен или не должен, нужно определить, а кто же это такой — классный руководитель. С точки зрения Закона, естественно.
Классный руководитель. Кто это такой?
Функции классного руководителя
Итак, выделенные фрагменты документа явно свидетельствуют о том, что классный руководитель должен быть в курсе, что происходит в семье ученика. Однако нигде не указано, каким именно образом он должен получить данную информацию. Опрос учеников, анкеты на дом, звонок родителям, сотрудничество с социальными работниками, индивидуальные домашние визиты — вариантов может быть сколько угодно, вплоть до звонков участковым полицейским.
— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
Таким образом, Приказ не обязывает классного руководителя лично посещать семьи учащихся. Для того чтобы успешно выполнять свои функции, классному руководителю необходимо поддерживать связь с родителями (или опекунами) учеников, но такие встречи могут проводиться и на территории школы, например на родительских собраниях.
Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!
Проведение обследования условий жизни. Кто, где, когда
Таким образом, совершенно ясно, что образовательная организация ( в нашем случае в лице классного руководителя) вполне в праве проводить обследование условий жизни школьников, но только после официальной передачи полномочий органов опеки и попечительства в установленном порядке. Иные варианты не имеют никакой юридической силы.
Таким образом, для проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего образовательная организация должна принять полномочия от органов опеки и попечительства.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Принято на ______________
(протокол № ____ от ____.______20_____г.)
_______________ Л.В. Воробьева
действий педагогов школы
по профилактике пропусков уроков обучающимися
Классный руководитель проводит ежедневный контроль посещаемости обучающихся своего класса; выявляет обучающихся, отсутствующих в школе; выясняет причины отсутствия (болезнь, уважительная причина со слов родителей, пропускает уроки без уважительной причины).
Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, классный руководитель заполняет форму № 1, часть 1 (Приложение № 1).
Социальный педагог принимает сведения об обучающемся, пропускающем уроки без уважительной причины, проводит соответствующую работу (форма № 1, часть 2.) ( Приложение № 1)
Классный руководитель берет под особый контроль обучающихся, пропускающих уроки без уважительной причины, проводит индивидуальные профилактические беседы с учащимися; в случае необходимости, посещает семью ученика на дому, беседует с родителями.
Если родители должным образом не отреагировали на информацию о прогулах, а обучающийся продолжает прогуливать занятия, классный руководитель вместе с социальным педагогом посещает несовершеннолетнего на дому с целью выяснения условий проживания ребенка в семье, отношения к нему родителей, не оказался ли ребенок (его семья) в социально опасном положении.
Если известно, что родители злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, склонны к асоциальному поведению, не надлежащим образом исполняют родительские обязанности, следует пригласить для посещения такой семьи сотрудника КДНиЗП или инспектора ОПДН.
Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, классный руководитель предупреждает их в письменной форме (и под роспись) об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования.
Если ребенок после вышеперечисленных мер не вернулся к учебным занятиям, продолжает пропускать уроки без уважительной причины, то классный руководитель обязан в установленной форме пригласить ученика вместе с родителями на Совет по правовому обучение и воспитанию, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. (Приложение № 2)
В случае если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому (или одноклассники) ничего не знают о местонахождении обучающегося и (или) его семьи, классный руководитель незамедлительно сообщает о случившемся администрации школы (заместителю директора по ВР, в случае его отсутствия - дежурному члену администрации или директору).
Администрация обращается в ОПДН для установления нахождения учащегося и его родителей.
В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ посещаемости, выявляет учащихся, допускающих пропуски уроков и причины пропусков. Результаты анализа передает социальному педагогу.
Социальный педагог делает сводный анализ посещаемости занятий обучающимися школы. Результаты представляет, в виде справки, заместителю директора по ВР.
Приложение № 1
Сведения о пропусках уроков
без уважительной причины
учащихся школы
Кл. руководитель ______________________________________________________
Ф.И. ученика _________________________________________________________
Дата заполнения __________________________
С какого по какое число
Местонахождение ученика (если выяснено)
Источник получения информации о местонахождение учащегося
Тел. звонок ученику
Тел. звонок семье
Беседа с одноклассниками
Беседа с родителями
Дата принятия сведений социальным педагогом ___________________
Работа социального педагога
по профилактике школьных прогулов
Беседа с учащимся ______________________________________________________
Дата посещения семьи (при необходимости) ______________________________
Беседа с родителями ____________________________________________________
Социальный педагог __________________
Приложение № 2
Уважаемая (ый) (ые) ___________________________________
Вам необходимо явиться в школу ________________ 20__ г. к _____ часам на заседание Совета по правовому обучение и воспитанию, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по поводу успеваемости и посещаемости вашего сына/дочери ______________________________________________________________________
Если с утра ребенок собирается в школу, это еще не означает, что он туда пойдет. Куда идут дети вместо школы? С кем проводят время? Предоставленные сами себе они чаще других становятся жертвами несчастных случаев, подвергаются дурному влиянию, совершают правонарушения. Почему дети прогуливают и что делать взрослым?
Вот несколько историй, до боли знакомых многим педагогам и родителям.
Восьмиклассник Антон учился очень хорошо, выступал на городских школьных олимпиадах по математике и информатике. Вдруг часто стал пропускать школу без уважительной причины, пропадать в местном компьютерном клубе.
По признанию родителей, сын изменился: начал грубить, раздражаться по пустякам, вечером допоздна засиживается у компьютера.
Дмитрий регулярно стал пропускать уроки русского языка и литературы в 6 классе. Учитель сообщила об этом классному руководителю, та — матери мальчика.
Дима учился слабо, и каждый прогул снижал его шансы закончить год с положительными оценками. Поговорив с сыном, мама возмутилась: мальчик сообщил, что его не пускает на уроки учитель!
Собрали малый педсовет. Был приглашен учитель, которому в присутствии Дмитрия и его мамы был задан вопрос, по какой причине мальчик пропускает его уроки. В ответ недоумение. Тот же вопрос мальчику.
Дима признался, что солгал матери: школу он прогуливал по собственной инициативе и вместо уроков курил с друзьями в парке.
Кто в группе риска?
В группе риска по прогулам дети, имеющие следующие проблемы:
Как предвидеть проблему прогулов?
У ребенка, имеющего склонность к прогулам, есть особенности поведения, отследив которые, можно предотвратить пропуски занятий:
Если вы заметили один или несколько признаков-предвестников, срочно принимайте меры по предотвращению прогулов, причем комплексно: семья и школа должны работать с проблемой сообща.
Как бороться с прогулами школьников?
Единственный способ решения проблемы прогулов — построение доверительного контакта с ребенком и взгляд на ситуацию его глазами. Начните не с порицания и запугивания, а с откровенного разговора о мотивах его поступков.
Проблема
Способ решения
Конфликт с учителем, сложности в освоении предмета
- Разработать программу устранения непонимания между педагогом и учеником, договориться о дальнейшем взаимодействии*
- Прибегнуть к услугам репетитора
- Не вызывать ребенка к доске, по возможности работать с ним с использованием индивидуальных заданий до тех пор, пока он не почувствует себя уверенно
Не находит общего языка с одноклассниками
- Учителям и школьному психологу продумать меры по вовлечению ребенка в коллектив, родителям активнее включаться в жизнь класса
- Давать ребенку посильные поручения для внеклассных мероприятий, хвалить его за исполнение, повышая самооценку, на классном часе
- Стараться включать его в групповую деятельность, как на уроке, так и во внеклассной работе
- Родителям обязательно проконсультироваться у нарколога: возможно, ваши подозрения не беспочвенны
- Поговорите с ребенком откровенно, помогите ему признаться. Эффективная работа с зависимостями проходит только при наличии полного доверия
Фото: Марина Учеватова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Вопрос ко всем, особенно к сотрудникам в сфере образования. Должен ли классный руководитель позвонить родителям и узнать почему ребенок не посещает школу? 1 класс. Сын не ходил неделю. Я сама не предупредила, что сын заболел, да. Забыла, закрутилась одна с ребенком и работой. Но тут не это обусуждается, а обязанности учительницы в первом классе. Или пофиг, не ходит ребенок, да и ладно? Задумалась на будущее.
Родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок отказывается идти в школу, капризничает и не хочет просыпаться по утрам. Невыученные уроки, контроль родителей, плохие оценки, недовольство учителей и, как результат, нервный срыв у школьника и его родителей. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.
Вот несколько причин детского нежелания учиться:
- Гиперактивность: у ребенка много энергии, которую ему некуда девать. Результат ― плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение.
- Неблагополучные друзья: если ребенок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, иногда случается так, что ребенок может подражать им и поддерживает их в этом.
- Неблагоприятная атмосфера внутри семьи, которая способствует замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
- Комплексы: если у школьника есть определенная неудовлетворенность собой, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны коллектива.
- Зависимость: в начальных классах ― от игровой деятельности и прогулок с друзьями, в 10–12 лет ― от компьютера, в подростковом возрасте ― от компании друзей. Все это отвлекает от учебы.
И это всего лишь несколько распространенных причин нежелания ребенка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае надо не бояться обращаться к психологу в школе либо в другом учреждении —— например, в столичных семейных центрах, где всегда готовы провести консультацию для таких детей.
Как помочь ребенку самостоятельно
Начальная школа
Первоклассники, как правило, боятся того, что в школе их встретят злые учителя, что они не смогут завести друзей, что учиться будет трудно, им будут ставить плохие оценки.
Что делать родителям:
- расставайтесь с ребенком у школы с улыбкой. Скажите, что вы уходите, но вернетесь позже;
- позвольте взять с собой маленькую любимую игрушку;
- подведите ребенка к учителю, который приветливо его встретит, возьмет его за руку;
- подробно расскажите ребенку о том, что и как происходит в школе, что это не страшно, вспомните свои истории из начальной школы ― забавные и интересные;
- в первые учебные дни постарайтесь как-то радовать ребенка: сходите с ним в развлекательный центр, поиграйте, сходите на прогулку.
Средняя школа
Школьники постарше (10–14 лет), как правило, чаще всего не хотят идти в школу по причине каких-либо конфликтов со сверстниками или учителями. Именно на этом этапе начала подросткового возраста у ребенка проявляются первые яркие черты характера. В связи с этим ему довольно трудно сделать внутренний выбор между собственными желаниями, мнениями, порывами и мнением взрослых, учителей или группы своих ровесников, что и порождает те или иные конфликтные ситуации.
Что делать родителям:
- поговорите с ребенком и выясните, что беспокоит его в связи с посещением школы;
- выделите время на встречу с учителем. Возможно, он расскажет вам причину беспокойства. Это может быть ученик, с которым конфликтует ребенок, или просто неуспеваемость;
- если что-то неприятное происходит с учителями, сходите в школу и деликатно решите этот конфликт, а своему ребенку пообещайте, что не будете строго относиться к оценкам по предмету этого учителя;
- изменение поведения ребенка может быть связано с обстановкой дома. Скажите, что вы сами разберетесь с проблемами, а его задача ― ходить в школу и учиться;
- ребенок должен быть уверен, что получит от вас поддержку;
- хвалите ребенка за старание;
- если над ребенком кто-то смеется ― придумайте вместе, как можно конструктивно разрешить ситуацию;
- если ребенок считает, что плохо одет или выглядит как-то не так, ― разрешите ему быть таким, каким он хочет.
Самое главное ― помните, что для каждого ребенка крайне важна родительская поддержка, поэтому, что бы ни случилось, всегда нужно относиться с пониманием к его неприятностям. Также важно помнить, что невозможно познать все науки, дети должны быть не только развитыми и умными, но и в первую очередь здоровыми и счастливыми!
Здесь помогут!
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Читайте также: