Что делать если в школе заболела голова

Обновлено: 07.07.2024

Многие думают, что головная боль — это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети, особенно в подростковом возрасте.

Многие думают, что головная боль — это атрибут солидного возраста. Однако в последнее время от нее все чаще страдают дети, особенно в подростковом возрасте. Разобраться, почему у ребенка болит голова, совсем непросто. В поисках истины врач направляет такого больного в нейрофизиологический центр для снятия электроэнцефалограммы, на УЗИ головного мозга, на рентгеновские снимки шейного отдела позвоночника, к мануальному терапевту.

Причины головной боли у детей

Нарушение родовой деятельности, родовая травма, нехватка кислорода у плода

При этом могло произойти смещение, а иногда и перелом одного из шейных позвонков. Смещенный позвонок слегка пережимает проходящий рядом сосуд с кровью. Так нарушается кровоснабжение на одном из участков головного мозга, происходит обеднение насыщения кислородом тканей мозга.

Сигнал этого — головная боль, зачастую в четко ограниченной области: в висках, во лбу, темени. Иногда смещенный позвонок зажимает нервное сплетение, в связи с чем и возникает онемение кожи и боль в голове. На фоне той же нехватки кислорода у плода, как правило, развиваются всевозможные нарушения работы (или формирования) структур головного мозга и всей центральной нервной системы. В этом случае ребенок тоже будет страдать частыми головными болями.

Вегетососудистая дистония

Это состояние может быть связано с периодом бурного роста ребенка, когда внутренние органы и сосуды отстают в росте от костного скелета, в связи с чем возникают спазмы или чрезмерное расслабление мышц сосудистой стенки.

Последствия травм и ранений черепа и головного мозга

Когда из-за ушиба нарушается отток жидкости из полостей желудочков мозга, возникает повышенное внутричерепное давление, нарушается приток-отток крови. Следствие — головные боли.

Опухоль головного мозга

Четвертая причина** — очень сильные головные боли могут быть признаком растущей опухоли головного мозга. Они даже могут сопровождаться потерей сознания, двоением в глазах, рвотой. Это происходит за счет сдавливания опухолью сосудов и полостей желудочка мозга. Иногда — к счастью, все-таки чаще — эти симптомы говорят о смещении позвонков шейного и грудного отделов позвоночника.

Что делать, чтобы у ребенка не болела голова?

У детей часто болит голова, если они мало бывают на свежем воздухе или недосыпают. Поэтому, чтобы ваш ребенок не страдал от головных болей, отрегулируйте режим дня.


Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

В статье рассматриваются вопросы коморбидности трудностей школьного обучения (дислексия), синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и первичных головных болей у детей и подростков, которые приводят к дополнительным сложностям внутрисемейной, школьной и социальной адаптации. Поскольку у многих пациентов с СДВГ и дислексией имеются предрасполагающие факторы к развитию головной боли напряжения (ГБН) (влияние стрессов, сопутствующие тревожные расстройства, трудности в учебе), обсуждаются патогенез и особенности лечения ГБН. При выборе лекарственной терапии ГБН при СДВГ преимуществом обладают препараты с комплексным действием, а именно метаболические, которые улучшают обменные процессы в головном мозге, повышают устойчивость нервной системы к нагрузкам, степень бодрости, оказывают антиастеническое действие и улучшают состояние когнитивных функций. В работе представлены данные собственного исследования эффективности препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в профилактической терапии ГБН.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, дислексия, первичные головные боли, головные боли напряжения, диагноз, лечение.
Для цитирования: Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е., Шипилова Е.М., Суворинова Н.Ю. Трудности школьного обучения и головные боли у детей и подростков // РМЖ. 2016. № 15. С. 1–1.

The difficulties of schooling and headaches in children and adolescents

Zavadenko N.N., Nesterovskiy Yu.E., Shipilova E.M., Suvorinova N.Yu.
Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow

Abstract

The paper addresses the comorbidity of schooling difficulties (dyslexia), attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) and primary headaches in children and adolescents, leading to additional complications of intrafamily, school and social adaptation. As many patients with ADHD and dyslexia have predisposing factors to the development of tension headache (TH) (the impact of stress, accompanying anxiety disorders, learning difficulties), pathogenesis and treatment of TH are discussed. Drugs with complex action have benefits in TH treatment in patients with ADHD, namely metabolic, improving metabolic processes in the brain, increase the stability of nervous system to stress, vivacity level, have antiasthenic action and improve cognitive functions. The paper presents results of original research on the effectiveness of Nooclerin® (INN Deanol aceglumate) ) in preventive treatment of TH.
Key words: attention deficit hyperactivity disorder (ADHD), dyslexia, primary headaches, tension headaches, diagnosis, treatment.
For citation: Zavadenko N.N., Nesterovskiy Yu.E., Shipilova E.M., Suvorinova N.Yu. The difficulties of schooling and headaches in children and adolescents // RMJ. 2016. № 15. P. 1–1.

По данным эпидемиологических исследований, специфические трудности обучения (дислексия, дисграфия, дискалькулия) встречаются у 5–15% школьников, а частота СДВГ среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 3 до 7% [1–4].

Н.Ю. Будчанова и соавт. [5] оценили распространенность и структуру первичных головных болей среди учеников 1–11 классов городских общеобразовательных учреждений в возрасте 7–17 лет, диагноз устанавливался в соответствии с критериями МКГБ II [6]. Обследовано 959 детей (432 мальчика и 527 девочек). Жалобы на головные боли предъявляли 26,2% школьников. Частота первичных головных болей среди обследованных школьников составила 23,1%, среди девочек – 28,5%, среди мальчиков – 16,7%. Среди всех первичных головных болей у детей и подростков преобладала головная боль напряжения (ГБН), которая диагностирована в 74,2% случаев. На долю мигрени приходилось 19,4% случаев, сочетания ГБН и мигрени – 2,3%, редких форм первичных головных болей – 4,1%.

Таким образом, как специфические трудности школьного обучения и СДВГ, так и первичные головные боли (мигрень и ГБН) широко распространены среди детей и подростков. Представляется актуальным изучение сочетания трудностей обучения и СДВГ с первичными головными болями, поскольку среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [7]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [8], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.

J. Genizi и соавт. [9] обследовали группу из 243 детей в возрасте 6–18 лет с первичными головными болями, из них 108 мальчиков и 135 девочек. У 44% (n=107) диагностирована мигрень и у 47,7% (n=116) – ГБН. Одновременно авторы проанализировали, какие психоневрологические нарушения имелись у детей данной группы до проведения обследования по поводу головных болей. Оказалось, что в связи с СДВГ наблюдались 28% детей с первичными головными болями. СДВГ у пациентов с ГБН наблюдался чаще, чем с мигренью (36,5% vs. 19,8%, p=0,006). При этом трудности школьного обучения отмечались у 24,7% пациентов с первичными головными болями. Таким образом, как СДВГ, так и трудности школьного обучения обнаруживались среди пациентов с первичными головными болями чаще, чем в общей детской популяции.

Особенности клинических проявлений первичных головных болей у детей и подростков представлены в таблице 1.

Таблица 1. Клинические характеристики приступов головной боли напряжения и мигрени у детей и подростков

Клинические характеристики Головная боль напряжения Мигрень
Интенсивность, характер боли Легкая или средняя, меняется в течение дня; тупая, сжимающая, давящая Средняя или сильная, пульсирующая
Локализация Двусторонняя или односторонняя Гемикрания, чередование сторон, может быть двусторонней у детей дошкольного возраста и начальных классов
Частота От 1–3-х раз в неделю до ежедневной 1–2, реже 3–4 раза в месяц
Продол-
жительность
Варьирует от 30 мин до нескольких часов или дней (до недели) От 30 мин до 72 ч, без применения лекарственных средств – в среднем 5 ч
Время возникновения приступа Обычно во второй половине дня; головная боль после 3–6 школьных уроков. Утренняя гемикрания обычно связана с повышенной чувствительностью перикрани-альной мускулатуры Внезапно, в любое время суток
Аура Не отмечается Непосредственно перед или во время приступа может отмечаться зрительная аура (мерцание световых пятен, зигзагообразных линий, частичное выпадение полей зрения), парестезии, онемение, нарушения речи
Влияние физической нагрузки Головная боль не усиливается Головная боль усиливается
Сопутствующие симптомы Головокружение, утомляемость, тревожность, подав-ленное настроение, при усилении боли – свето- или звукобоязнь, анорексия. Не характерны рвота, бледность кожных покровов Рвота, как правило, на пике приступа. Свето- и звукобоязнь

Между тем результаты изучения коморбидности СДВГ и первичных головных болей фрагментарны и довольно противоречивы. По данным специального эпидемиологического исследования, в котором оценивалась возможная ассоциация между СДВГ и первичными головными болями, сделан вывод, что мигрень и ГБН коморбидны не с СДВГ как таковым, а с гиперактивно-импульсивным поведением [10].

С другой стороны, в исследованиях D. Riva и соавт. [11] продемонстрирована взаимосвязь между расстройствами внимания у детей и обоими основными типами первичных головных болей – мигренью и ГБН. Высказывается предположение о том, что мигрень и ГБН формируют континуум, который может иметь некоторые общие патофизиологические механизмы, а комплексы мозговых структур, которые обеспечивают механизмы внимания, особенности профиля личности и механизмы головной боли, могут перекрываться [9].

Достаточно убедительными представляются результаты исследований, в которых обнаружена более высокая частота встречаемости СДВГ у пациентов с ГБН, чем у пациентов с мигренью [9, 12]. Среди обследованных нами 204 детей с СДВГ в возрасте от 5 до 13 лет (170 мальчиков и 34 девочки) головные боли наблюдались у 51% мальчиков и 53% девочек и имели характер ГБН [13]. Вполне возможно, что связанные с СДВГ трудности школьного обучения и проблемы поведения, которые сопровождаются длительными и многочисленными стрессами в семье, школе, взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, через влияние повторяющихся стрессов способствуют формированию ГБН.

ГБН характерны и для детей с дислексией. При обследовании 103 пациентов с дислексией в возрасте от 7 до 12 лет показано, что среди основных жалоб 11,6% из них сообщали о головных болях, которые имели характер ГБН [14]. Известно, что ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической зашиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных, с точки зрения взрослых, стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия).

Кроме того, у 23 (22,3%) детей с дислексией имелись жалобы на повышенную нервно-психическую утомляемость и снижение умственной работоспособности [14], которые сопровождались увеличением количества ошибок и снижением темпа работы во время школьных занятий при переходе от первого к последующим урокам и при выполнении длительных заданий. Данные жалобы правомерно рассматривать в качестве проявлений церебрастенического синдрома, который, как известно, способствует утяжелению течения головных болей у детей и подростков.

Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с дисфункцией антиноцицептивных систем. Недостаточность центральных противоболевых тормозных механизмов способствует интерпретации даже слабых потоков импульсов с периферии как болевых. Периферические (сегментарно-рефлекторные) факторы – болевая импульсация, связанная с местными причинами − включают нарушения рефракции, нефизиологические позы (например, долгая работа в статических, неудобных позах за столом, с компьютером с избыточным напряжением мышц шеи, спины, глаз), а также неудобное положение головы во время сна. Длительные локальные перегрузки перикраниальных мышц могут способствовать микротравмам с выделением биологически активных метаболитов и сенситизацией периферических ноцицепторов.

В межприступном периоде, в отличие от мигрени, ГБН вызывает боль и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания и глотания, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологические изменения не определяются. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна, и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие бодрости после ночного сна и дневная сонливость.

ГБН имеет тесную связь с астеническими расстройствами. Астенические расстройства, ослабляя психологическую устойчивость ребенка к повседневным нагрузкам и стрессовым факторам, ведут к развитию хронического стресса, который лежит в основе развития ГБН.

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии. Часто возникают нарушения сна в связи с наличием повышенной тревожности у этих пациентов. Нарушение ритма сна приводит к появлению дневной сонливости, снижению социальной активности и тем самым ухудшает качество жизни пациента.

Лечение ГБН. Согласно современным Европейским рекомендациям [15, 16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2-х раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза не более 30 мг/кг массы тела, интервал между приемами 6–8 часов). При эпизодической ГБН с частотой более 2-х дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно индуцированной головной боли.

Оптимальный подход к профилактическому лечению ГБН заключается в применении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в головном мозге, повышают устойчивость нервной системы к нагрузкам, степень бодрости, оказывают антиастеническое действие и улучшают состояние когнитивных функций.

Нооклерин (деанола ацеглумат) – нейрометаболический препарат комплексного действия, оказывает церебропротективное, ноотропное, психостимулирующее действие, облегчает процессы фиксации, консолидации и воспроизведения информации, улучшает способность к обучению. Активное вещество аналогично естественным метаболитам ЦНС (ГАМК и глутаминовая кислота). Нооклерин − непрямой активатор метаботропных глутаматных рецепторов (3-го типа) и предшественник холина и ацетилхолина − влияет на обмен нейромедиаторов в ЦНС, обладает нейропротекторной активностью, повышает энергообеспечение мозга и устойчивость к гипоксии, улучшает усвоение глюкозы нейронами, модулирует дезинтоксицирующую функцию печени [17, 18].

Нами проведено исследование с целью оценки эффективности препарата Нооклерин (деанола ацеглумат) в профилактической терапии ГБН в группе из 40 пациентов (15 мальчиков и 25 девочек) в возрасте 9–16 лет, рандомизированных на 2 группы по 20 человек (с назначением Нооклерина и препарата плацебо в 1-й и 2-й группе соответственно) [19]. Нооклерин (в форме раствора для приема внутрь во флаконах по 100 мл) назначался как монотерапия: пациентам 9–12 лет − по 2,5 мл (500 мг) 2 раза в день, пациентам старше 12 лет – по 5 мл (1000 мг) 2 раза в день (утром и днем) независимо от приема пищи в течение 2-х месяцев.

На фоне лечения Нооклерином у пациентов 1-й группы за 1 мес наряду с существенным уменьшением частоты (более чем на 35%) и продолжительности ГБН (более чем на 25%) отмечалось снижение интенсивности ГБН при оценке по ВАШ (более чем на 20%). Эти позитивные изменения в течении ГБН сопровождались отчетливой положительной динамикой показателей качества жизни и повседневной активности пациентов при оценке по методике HIT-6, о чем свидетельствовало снижение общей балльной оценки с 55,8±6,1 до 50,4±4,9 (p

Читайте статью о возможных проблемах, с которыми ребенок может встретиться в школе: головная боль, простуда, грипп – все, о чем следует знать.

Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе

Переход в новую школу – это буря эмоций как для самого ребенка, так и для всей семьи. В течение первых нескольких дней вы, как родитель, конечно же, будете в надежде и трепете ждать конца школьного дня, чтобы увидеть улыбающееся, счастливое личико бегущего вам навстречу из школы ребенка.

Даже самое приятное время может быть нарушено вашими естественными заботами и тревогами как родителя. Одним из них является поддержание здоровья вашего ребенка в этих новых обстоятельствах.

Как помочь ребенку избежать проблем со здоровьем

none

С первого же дня в новой школе вы, без сомнения, будете постоянно озабочены состоянием здоровья ребенка. Мы рассмотрим наиболее вероятные причины беспокойства родителей в этой статье. Будем говорить о простудах, гриппе, головных болях, кровотечении из носа, вшах и защите ребенка от солнца

Простуда и грипп

Обычно дети заболевают простудой чаще взрослых. Считается, что среди школьников заболеваемость составляет в среднем до 2–5 случаев в год, в то время как взрослые переносят болезнь 2–4 раза в год. 1

Особенно, когда ребенок идет в школу впервые, его иммунная система может подвергаться воздействию всевозможных внешних стимулов, инфекционных агентов, которые могут вызвать заболевания.

Причины простуд и гриппа среди школьников

Причиной простуды и гриппа чаще всего являются вирусы. Зафиксировано значительное количество разнообразных вирусов. Отчасти поэтому у ребенка сразу за одной инфекцией может последовать другая, поскольку заболевания гриппом или простудой вызываются разными вирусами.

Если ваш ребенок заболел простудой или гриппом, то запускаются сложные процессы в организме, это каскад биохимических событий, в ходе которых организм высвобождает особые вещества, называемые простагландины. В ответ на выброс простагландинов может появиться лихорадка , а также развивается воспаление и, возможно, боль. Некоторые симптомы простуды и гриппа похожи между собой. Речь идет о насморке, чихании и кашле. Часто данные общие симптомы заболеваний при гриппе отличаются большей выраженностью, чем при простуде. Кроме того, при заболевании гриппом у ребенка может наблюдаться значительное повышение температуры тела или жар.

Как защитить детей от заражения — помогите им защитить самих себя

Практически невозможно полностью избавить ребенка от контактов с вирусами простуды и гриппа. Тем не менее, некоторые меры помогут уменьшить риск заражения и болезни:

  • Научите своих детей регулярно мыть руки или использовать дезинфицирующие гели для рук (например, Деттол), подходящие для детей, поскольку вирусы легко передаются при контакте с дверными ручками, рабочими поверхностями мебели или через общие игрушки.
  • Если школу посещают дети с простудой или гриппом, объясните своим детям, что микробы могут попасть на их руки при соприкосновении с различными поверхностями в школе или с общих игрушек. Затем расскажите им, что в этих случаях не стоит касаться ни рта, ни носа и тереть глаза. Надо далее объяснить им, что в результате прикосновений к лицу микробы и вирусы могут попасть в их организм, и поэтому они могут заболеть гриппом или простудой.
  • Объясните им, что ни при каких обстоятельствах нельзя брать в руки или пытаться воспользоваться чужим носовым платком.

В последнее время стали доступными вакцины для предотвращения заболеваний гриппом детей младшего возраста. Узнайте о профилактике гриппа и программах сезонной вакцинации детей у своего педиатра. Если ребенок все же подхватил простуду или грипп, то оставьте ребенка дома и обратите его внимание на то, что при чихании или кашле ему всегда следует отворачиваться от других детей или прикрывать рот рукой, а также пользоваться бумажными носовыми платочками. Просто и доступно расскажите ребенку о способах передачи микробов.

Лечение симптомов простуды и гриппа

В результате того, что организм ребенка активно реагирует на борьбу с вирусами, у него может повышаться температура тела, и возникать жар.

К счастью, в Нурофене® для детей 11 содержится ибупрофен, который обладает жаропонижающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Применение может способствовать снижению выраженности симптомов простуды​ или гриппа. Нурофен® для детей 11 начинает действовать уже через 15 минут и активен до 8 часов 11 , помогая от жара и боли.

Головные боли

Головные боли часто встречаются в детском и подростковом возрасте. Важно обсудить с педиатром диагноз, а так же своевременное и правильное лечение. 4

Причины головной боли у детей школьного возраста

Головная боль у детей может возникать периодически по целому ряду причин. Она может возникать просто потому, что они пропустили обед в школьной столовой. Младшие школьники часто предпочитают порезвиться с друзьями, забывая про еду. К тому же из-за недостатка жидкости в организме после слишком активных игр у них также возможно появление головной боли.

Причиной головной боли может стать и эмоциональный фактор. Речь идет о сильном негативном влиянии некоторых сфер школьной жизни на ребенка, которые и приводят к стрессу и появлению головной боли. Присмотритесь также к эмоциональному климату в вашей семье. Если окажется, что стресс и волнения в школе и дома действительно негативно сказываются на здоровье ребенка, поговорите с ним или с учителем, чтобы понять причину проблемы и устранить ее.

Как уберечь ребенка от головной боли

Первым делом расскажите ребенку о важности полноценного завтрака и своевременного обеда в школе для профилактики появления головной боли. В некоторых школах для детей установлены кулеры с питьевой водой. Объясните детям, что не стоит стесняться попросить воды, если они испытывают жажду. Учителя прекрасно понимают необходимость своевременного восполнения водного баланса у детей, особенно после подвижных игр, занятий спортом и в жаркие дни.

Причинами головной боли у детей может быть понижение уровня сахара в крови или недосып. Тут поможет отход ко сну строго в одно и то же время. Если у ребенка болит голова перед сном, уложите его в слегка прохладной тихой комнате.

Облегчение головной боли у ребенка

Мы уже рассказывали о преимуществах Нурофена® для детей 11 и о его болеутоляющих и жаропонижающих свойствах. Препарат является средством для лечения головной боли у детей. Нурофен® для детей применяется при головной боли различной степени тяжести, помогая уменьшить дискомфорт и способствуя избавлению от боли. Для детей подходят следующие препараты Нурофен®: суспензия, таблетки с 6 лет и таблетки с 12 лет. 11 Нурофен® для детей в форме суспензии можно использовать детям с 3-х месяцев. Суспензия Нурофен® для детей 11 имеет удобный шприц-дозатор, не содержит спирта, сахара и красителей и представлена в двух вкусах – апельсин и клубника.

Головные боли у детей могут быть симптомами различных заболеваний. Если Вы не уверены, что следует предпринять, чтобы помочь своему ребенку, лучше обратиться за помощью к врачу. Делать это обязательно следует при наличии следующих признаков:

  • Ребенок жалуется на дальнейшее усиление головной боли.
  • Боль появилась в результате травмы головы.
  • Наблюдается нарушение зрения.
  • Появились тошнота и рвота.
  • Вы сомневаетесь по поводу причин появления данных симптомов и не уверены в правильности методов лечения.

Кровотечение из носа и как с ним бороться

Периодические кровотечения из носа у детей — довольно распространенное явление, хотя это, конечно, тревожит.

Возможные причины довольно разнообразны: от сухого воздуха до царапин или повреждений; простуда или аллергия; инфекция носовых пазух или бактериальная инфекция другой локализации.

Но прежде чем беспокоиться о причине, если это не была травма, вам нужно знать, что можно сделать, чтобы остановить кровотечение. Немедленно.

Остановка носового кровотечения у ребенка

Если это случилось дома:

  • Посадите ребенка на стул и немного наклоните его голову вперед. (Не надо, чтобы кровь стекала по задней стенке горла, так как это может вызвать кашель или рвоту.)
  • Попросите ребенка дышать ртом, затем зажмите мягкую часть носа под переносицей. (Дети постарше могут это сделать сами.)
  • Продолжайте сдавливать в течение полных 10 минут. Вы также можете приложить лед к переносице, что может замедлить кровотечение (обычно лед или блок для заморозки оборачивают полотенцем).

Если у вашего ребенка часто наблюдаются кровотечения из носа, вы можете регулярно использовать (ребенок постарше может самостоятельно пользоваться) солевой изотонический назальный спрей или установить в спальне ребенка увлажнитель воздуха.

Обратитесь к врачу, если кровотечение возникло в результате:

  • Удара по голове
  • Ваш ребенок что-то засунул в нос
  • Начала приема нового препарата
  • Наличия множественных источников кровотечения. (Например, кровоточат ли десны тоже?)
  • Обширных кровоподтеков по всему телу ребенка, возникших не из-за травмы

Или если:

Несколько 10-минутных попыток остановить кровотечение методом сдавливания носа не помогли.

У ребенка кровотечение из носа очень сильное и пугающее. Однако в большинстве случаев это не серьезная проблема. Не паникуйте, и ваш ребенок тоже не будет беспокоиться.

Головные вши

Давайте не будем стесняться этой проблемы. Это тот случай, от которого у каждого мурашки по коже. Инфицирование вшами — чрезвычайно неприятная для всех и постоянная угроза школьной реальности, хотя и не является серьезным заболеванием.

Причины появления головных вшей в школе

  • Поскольку вошь — бескрылое насекомое, распространение происходит при тесном контакте, буквально — от головы к голове. Если ребенок, пораженный головными вшами, тесно соприкасается головой с ребенком без данной проблемы, вошь просто переползает по волосам от зараженного ребенка к здоровому. Самка тут же откладывает яйца в его волосах. Из яиц вскоре появляются новые насекомые, и процесс развивается далее. Мы хотим вас немного успокоить: ваш ребенок заразился вшами не потому, что у него плохо промытые неухоженные волосы.
  • Любые типы волос могут подвергнуться атаке вшей.
  • Головными вшами нельзя заразиться от животных.
  • Чрезвычайно неприятный зуд при заражении головными вшами является общим симптомом реакции кожи на укус вшей. 5 У зараженного вшами ребенка на шее может появиться пигментация за счет тканевых кровоизлияний и воспалительного процесса, вызываемого воздействием слюны насекомых. 6

Регулярное вычесывание гребешком волос ребенка является хорошим способом контроля возможного заражения головными вшами. Таким способом можно обнаружить яйца вшей (гниды) или живых насекомых.

Можно ли помочь ребенку избежать заражения вшами?

Это достаточно сложно. Невозможно же не пускать ребенка в школу. Некоторые отрезают ребенку волосы или завязывают их сзади, чтобы уменьшить опасность их контакта с волосами других детей. Однако крайне сложно предотвратить совместные игры детей или упражнения на уроках физкультуры.

Самое лучшее средство остановить распространение болезни — немедленно, после обнаружения заражения вшами, информировать руководство школы. Конечно же, крайне неприятно, что именно вам приходится это сделать, однако это поможет остановить дальнейшее распространение вшей. Как только учителя и другие родители узнают об этом, они смогут быстро проверить остальных детей. И чем быстрее начнется лечение, тем лучше будет для всех.

Средства от головных вшей

Существуют специальные лосьоны и спреи для избавления от вшей. Очевидно, что прибегать к таким средствам следует, только если обнаружены вши. Обычно требуется однократная или в некоторых случаях повторная обработка головы ребенка лосьоном, чтобы уничтожить вшей. Это объясняется тем, что одним применением лосьона часто невозможно убить все яйца насекомых.

Вычесывание мокрых волос — еще один способ физического удаления вшей. Главное правильно подобрать расческу или щетку и помнить, что данный метод необходимо применять регулярно и правильным образом для повышения его эффективности.

Защита детей от солнечных ожогов

Несмотря на все усилия для защиты детей от солнечного излучения, ожоги от солнца все равно встречаются. Это серьезная проблема, воздействие солнца не обязательно должно быть видимым, чтобы причинить вред. И это при том, что для защиты ребенка от солнца требуется всего несколько минут. Итак, самое время вспомнить основные правила.

Берегитесь солнца! Реалии воздействия солнца на детей

Многие родители прекрасно осознают опасность пребывания на открытом солнце без специальной защиты. Они так же хорошо знают последствия перегрева на солнце [слишком долгое пребывание на солнце] для кожи, которая становится пересушенной, поврежденной, покрасневшей и покрывается пузырями. Мы все должны помнить, что, хотя облака скрывают солнце, они не блокируют ультрафиолетовые лучи. Они могут быть опасными даже в пасмурный и прохладный день.

С защитой от солнца трудно переборщить. Ничего страшного не случится, если вы нанесете на спинку малыша слишком много крема или попросите его поиграть в папиной футболке. Это проще делать, когда у вас маленький ребенок. Со школьником это намного сложнее. Следуйте нашим советам, чтобы защитить детей от солнечных ожогов.

  • Во-первых, поговорите с представителем школы относительно их правил защиты от солнца. Решите, являются ли они надлежащего уровня, или вам необходимо принять специальные меры для защиты вашего ребенка (зная, что это может повредить репутации ребенка среди сверстников).
  • Превентивные меры: в особенно сильную жару дети должны находиться в тени. Убедитесь, что они (или их учителя) понимают необходимость проведения игр в затененной области, когда это возможно.
  • Наденьте на ребенка одежду с длинными рукавами и штаны, шляпу с полями (в противном случае, кепку), солнцезащитные очки с блокировкой УФ излучения и нанесите солнцезащитный крем.

Пользуйтесь солнцезащитными средствами

  • Для детей рекомендуется солнцезащитный крем широкого спектра действия (UVA/UVB) с SPF 30 или выше, который необходимо наносить перед выходом на улицу — даже в облачные или пасмурные дни.
  • Настаивайте, чтобы дети постоянно пользовались защитными кремами, которые они обычно не любят наносить. Станьте для них примером в постоянном применении кремов, тогда они, возможно, захотят за вами повторить.
  • Применяйте защитные средства на всех открытых участках тела. Не только лицо, ноги и руки должны быть тщательно защищены, но и уши, носы, пальчики на ногах, поскольку в сандалиях всегда ​открыты солнцу. Во время игры дети постоянно наклоняются, при этом одежда задирается, оголяя спину. Важно, чтобы одежда была достаточно длинной, чтобы закрывать все тело ребенка.
  • Не забывайте повторно наносить крем после его полного впитывания, как рекомендуется на упаковке. Напомните своему школьнику, чтобы он применял крем до и после занятий спортом и активного отдыха. Если ребенок плавает под открытым небом, используйте водостойкий крем, который надо повторно нанести после купания и обтирания ребенка.

Вы не всегда рядом, чтобы следить за ребенком. Так что задайтесь целью выработать у ребенка привычку использовать солнцезащитный крем.

Защита для глаз:

  • Необходимо, что ребенок как можно чаще носил рекомендуемые ему солнцезащитные очки с блокировкой УФ излучения. Офтальмологи и специалисты по подбору очков с удовольствием помогут советом. Обычно дети с восторгом носят солнцезащитные очки!

Забота о здоровье школьника требует постоянного внимания и много сил. К сожалению, те или иные проблемы со здоровьем все-таки случаются. Следуя нашим советам и рекомендациям, вы можете свести их к минимуму.

Просто помните, что, следя за состоянием здоровья вашего ребенка и прилагая усилия для сохранения его здоровья с самого начала учебного года, вы поможете ему успевать по всем предметам и успешно освоиться в школе. Предоставьте ему лучший шанс развиваться и преуспевать в этой новой среде.

Источники:

Г. А. Самсыгина , Г. С. Коваль , Часто болеющие дети: проблемы диагностики, патогенеза и терапии ​

Микробы / Понимание и защита от бактерий,вирусов и инфекции– клиника Майо

Нурофен ® для детей , суспензия для приема внутрь . РУ П N014745/01 . Фармакотерапевтическая группа: нестероидный противовоспалительный препарат (НПВП).

Нурофен ® для детей , суспензия для приема внутрь . РУ П N014745/01 . Нурофен ® , таблетки, покрытые оболочкой . РУ П N013012/01 . Нурофен ® 12+, таблетки, покрытые оболочкой . РУ ЛП-001910 . Фармакотерапевтическая группа: нестероидный противовоспалительный препарат (НПВП).

Смотреть все препараты

ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА

1 Согласно инструкции по медицинскому применению Нурофен® в форме таблеток, покрытых оболочкой (200 мг), РУ П N013012/01. Согласно инструкции по медицинскому применению Нурофен® Форте, таблетки, покрытые оболочкой (400 мг). РУ П N016033/01. Согласно инструкции по медицинскому применению Нурофен® Экспресс, 200 мг, РУ П N014560/01. Согласно инструкции по медицинскому применению Нурофен® Экспресс Форте, капсулы (400 мг). РУ ЛСР-005587/10. Согласно инструкции по медицинскому применению Нурофен® Интенсив, таблетки, покрытые пленочной оболочкой. РУ ЛП-003836. Согласно инструкции по медицинскому применению Нурофен® Экспресс Леди, таблетки, покрытые оболочкой (400 мг). РУ ЛП-001984. Согласно инструкции по медицинскому применению препарата Нурофен® для детей, суспензия для приема внутрь [апельсиновая, клубничная]. РУ П N014745/01. Согласно инструкции по медицинскому применению препарата Нурофен® 12+, таблетки, покрытые оболочкой, 200 мг. РУ ЛП-001910.

3 Планируемые изменения в инструкции по медицинскому применению в соответствии с письмом Минздрава России №20-3/2565 от 23.11.2020​.

* Согласно инструкции по медицинскому применению. Полный спектр показаний к применению указан в инструкции по медицинскому применению препарата.

Читайте также: