Что делает художественный руководитель в детском саду

Обновлено: 28.06.2024

В деятельности руководителя - создание благоприятного социально-психологического климата в учреждении, развитие коллектива, его сплоченности, организованности, координация деятельности педагогов при достижении цели, создание, внедрение и распространение новшеств, обеспечивающих качественно новые результаты в решении задач воспитания и образования детей.

Я понимаю, что управление ДОУ – это целостная система механизмов воздействия на коллектив, что управлять инновационной деятельностью ДОУ - значит постоянно познавать и выявлять прогрессивные тенденции в образовательном процессе, направлять данный процесс в соответствии с этими тенденциями с учетом объективных возможностей своего педагогического коллектива.

Результатом требовательности нашего руководителя управленческой деятельности я считаю то, что наши педагоги стали заниматься исследовательской деятельностью: разработаны авторские программы, дидактические пособия, игры на развитие правильной речи и по музыкальному воспитанию. Педагоги, имевшие среднее специальное образование изъявили желание получить высшее образование, все это позволило повысить профессиональный уровень педагогов; повысить качество образовательного процесса; и самое главное повысить конкурентоспособность нашего ДОУ. Для меня все это стало как подтверждением того, что выбранное направление работы верно и приносит свои результаты.

И анализируя результаты управленческих действий, механизмы управления я пришла к выводу, что при работе ДОУ в инновационном режиме: педагоги развивают свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме.

2. Постоянное самообразование. А учитывая пункт первый, простор для этого – огромный.

3. Стрессоустойчивость и уравновешенность. Умение сохранять самообладание и не впадать в панику в критических ситуациях, способность решать несколько проблем одновременно, брать на себя ответственность и принимать решения.

А успеть нужно еще очень многое! Что же еще не сделано?

Я прихожу в детский сад каждый день. Это мой детский сад, это большая часть моей жизни. А от жизни не берут выходных. Жизнь может быть нелегка, но от нее нельзя уставать. Я иду в детский сад с чувством, что там меня ждут единомышленники и рада, что для них также как и для меня познание и развитие стало неотъемлемой частью их жизни и интересов.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Почему мы решили работать по этой технологии? Потому что.

Все творческие коллективы нуждаются в руководителе, который бы занимался и постановкой, и решал вопросы артистов.

Изначально художественные руководители творческих коллективов брали на себя обязанности педагогов по вокалу, танцу, сценической речи и т.п. Однако постепенно к этому начали добавляться и финансовые вопросы, и решение организационных проблем. Таким образом, художественные руководители (или худруки) – это специалисты, которые совмещают в себе творческое и административное начало, что ставит их несколько отдельно от представителей творческих профессий.

Чем занимается худрук

Необходимо отметить некоторые особенности данного рода деятельности:

для участников творческого коллектива худрук – это педагог, состоявшийся профессионал в сфере танцев, эстрады или актерского мастерства;

он занимается организацией выступления, проверкой сцены, декораций, костюмов;

заключает договоры и контракты, назначает встречи со спонсорами и заказчиками.

В действительности худрук – это должность, до которой необходимо профессионально дорасти. Как правило, на такую работу годятся уже состоявшиеся в своей области артисты: участники и лауреаты творческих конкурсов, популярные музыканты, певцы, театральные актеры и т.д.

Довольно часто худруками называют и театральных режиссеров, дирижеров, известных хорегорафов. Поэтому художественный руководитель - это скорее административная должность, нежели профессия.

Художественный руководитель может работать как с профессиональным коллективом, так и любительским. Это могут быть:

лица старше 18 лет;

люди пенсионного возраста.

При этом худрук может работать сразу с несколькими коллективами, которые могу иметь даже разные творческие профили. Конечно, подобное встречается в основном в небольших населенных пунктах. Чаще всего профиль руководителя вполне четкий:

Источник фото freepik

Обязанности художественного руководителя

У худруков довольно внушительный набор обязанностей. В основном он связан с организационной работой:

осуществлять отбор участников в творческий коллектив;

проводить обучение и репетиции;

создавать программы выступлений, репертуарные планы и график показов;

заниматься организацией выездных выступлений, собирать необходимые документы, а также обеспечивать бюджетирование;

отслеживать профильные конкурсы, подавать заявки, готовить конкурсные выступления;

решать проблемы и конфликтные ситуации внутри коллектива, отслеживать общий эмоциональный фон его участников;

работать с бухгалтерией и специальной документацией.

Для того, чтобы выполнять эти обязанности, художественный руководитель должен обладать навыками:

Требования к худруку

Руководитель современного творческого коллектива должен соответствовать следующим требованиям:

высшее образование в области культуры или искусства;

навыки ведения деловой переписки и общения;

знание законодательства в отношении деятельности любительских и профессиональных творческих коллективов.

Трудоустройство художественного руководителя

Худруков чаще всего можно увидеть в бюджетной сфере. Это, как правило:

Впрочем, услуги талантливых организаторов и творческих специалистов нужны и в частных студиях.

Художественные руководители имеют достаточно плотный рабочий график, который во время репетиций или выездных выступлений и вовсе становится ненормированным. Поэтому желающим работать в этой должности необходимо быть выносливыми и эмоционально стойкими людьми.

Обучение худруков

Как уже было сказано, на должность худрука назначают только состоявшихся в профессии артистов. Специальных факультетов по подготовке художественных руководителей не существует.

У худрука может быть профильные педагогическое образование по роду деятельности коллектива. Если он управляет танцевальной группой, то образование балетмейстера или хореографа, если творческой мастерской – то актерское или режиссерское и т.д.

Карьерные перспективы художественного руководителя

Худруком может стать лишь человек с активным творческим прошлым. Это уже само по себе является карьерный рост. Далее возможно лишь продвижение по административной лестнице – например, на должность руководителя студии или директора дома культуры. В этом случае понадобятся также навыки управления персоналом.

Источник фото senivpetro/freepik

Личностные качества художественных руководителей

От худрука для успешной работы требуется набор нетривиальных способностей:

Должностная инструкция художественного руководителя разрабатывается и применяется в учреждениях культурно-досугового типа для разграничения обязанностей сотрудников и закрепления квалификационных требований к кандидатам на должность худрука. Какую структуру может иметь такая инструкция и какие условия можно в нее включать, будет рассказано далее в статье.

Функции и обязанности художественного руководителя (дома культуры, театра и т. п.)

В учреждениях, работающих над организацией культурного досуга (домах культуры, театрах и т. п.), организацией творческой деятельности коллектива занимается художественный руководитель. Он работает с любительскими коллективами, организовывает массовые мероприятия, подбирает персонал, работает над репертуаром и мн. др.

Основными функциями, характерными для этой должности, можно назвать:

  • организацию творческой деятельности дома культуры (театра, студии и т. п.);
  • обеспечение учреждение кадрами.

Обычно эти функции закрепляются в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником, конкретные же обязанности детально расписываются в его должностной инструкции. В ней же определяются права художественного руководителя, квалификационные требования к кандидатам на эту должность и виды ответственности, к которым можно привлечь худрука.

Структура и содержание должностной инструкции худрука

При составлении должностной инструкции художественного руководителя можно использовать общепринятую структуру этого документа:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.

Общий раздел должностной инструкции

В этом разделе должностной инструкции описываются общие моменты, касающиеся работы в должности художественного руководителя:

  1. Полное наименование должности, как оно закреплено в штатном расписании, с указанием того, что она относиться к категории специалистов.
  2. Порядок назначения и увольнения сотрудника.
  3. Порядок подчиненности (кому подчиняется художественный руководитель, кто находится в подчинении у него).
  4. Порядок замены художественного руководителя на время его отсутствия.
  5. Перечень документов, которыми должен руководствоваться в своей работе художественный руководитель (положение о доме культуры, внутренние акты и пр.).
  6. Квалификационные требования. В ЕКС написано, что на должность художественного руководителя может претендовать сотрудник с высшим профессиональным образованием и стажем работы не меньше 3 лет в должности главного режиссера (балетмейстера, дирижера), или 5 лет — на других должностях.

Должностные обязанности художественного руководителя

В этом разделе можно указать следующие должностные обязанности художественного руководителя:

  • методическое руководство творческим коллективом учреждения;
  • участие в разработке положений о конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, проводимых в учреждении;
  • координация работы отделов учреждения при проведении мероприятий;
  • непосредственное руководство базовым коллективом учреждения;
  • участие в работе жюри на фестивалях и конкурсах;
  • разработка и осуществление сценариев для проведения крупных массовых мероприятий на базе учреждения;
  • подготовка предложений и рекомендаций руководителям творческих коллективов по формированию репертуара;
  • поддержание связи с творческими союзами и другими общественными организациями;
  • обеспечение учреждения квалифицированными творческими кадрами;
  • определение готовности номеров и спектаклей, принятие решения об их публичном исполнении.

Этот список должностных обязанностей может быть дополнен при необходимости или изменен.

Права художественного руководителя

Этот раздел предназначен для закрепления прав художественного руководителя, которыми он может пользоваться при исполнении своих служебных обязанностей. Так, можно указать, что художественный руководитель вправе:

  • принимать решение о приеме на работу того или иного соискателя на вакантную должность в творческом коллективе дома культуры;
  • вести переговоры с творческими союзами, общественными организациями, госорганами и органами самоуправления по вопросам организации массовых мероприятий;
  • принимать решение о выпуске номера или спектакля на публичное обозрение;
  • издавать распоряжения в рамках своей компетенции;
  • вносить на рассмотрение руководства предложения об улучшении работы дома культуры.

Ответственность художественного руководителя

Этот раздел описывает, к каким видам ответственности художественный руководитель может быть привлечен в связи с работой в данной должности:

  • к дисциплинарной ответственности — за неисполнение своих должностных обязанностей и другие нарушения трудовой дисциплины;
  • административной — за совершение действий, имеющих признаки административного правонарушения или аналогичное бездействие;
  • уголовной — за совершение действий, имеющих признаки преступления, или аналогичное бездействие.

Детализировать механизм привлечения к ответственности в этом разделе должностной инструкции не принято.

Образец должностной инструкции художественного руководителя

На нашем сайте вы можете скачать готовый образец должностной инструкции художественного руководителя. Образец подойдет для театра или любой другой организации, где предусмотрена должность худрука:

Образец должностной инструкции художественного руководителя

Больше полезной информации по теме — в рубрике "Должностные инструкции".

На данный момент я работаю директором сельского Дома культуры на полную ставку. Имею образование, работаю добросовестно, очень много грамот, работаю всё время используя свои инструменты. Со мной работает сотрудник по совместительству художественным руководителем, но кроме того, как открыть и закрыть клуб, чтобы дети поиграли в бильярд, он ничего не делает. То есть должностную инструкцию он не выполняет. Но зато является лучшим другом головы сельского совета. Теперь голова хочет сократить меня и оставить на полставки, но работать также. Хотя худ.рук. не ведёт ничего и заставлять нельзя, так как голова сказал мне закрыть рот. Имеет ли право он сократить меня, если у меня есть диплом об образовании. И почему я дальше должна выполнять функции худ.рука, а тот должен получать только зарплату. И если меня сократят, должны ли меня уведомить об этом и за сколько дней? Пожалуйста помогите разобраться. Ведь голосуют местные депутаты, а голосуют они так, как скажет голова сельского совета. А я живу одна, семьи нет, умерла единственная дочь. И один источник выживания - это моя зарплата на этой должности. Помогите.

Здравствуйте, Людмила. Вы пишете, что Вас хотят сократить, но оставить на полставки. Это взаимоисключающие действия, поскольку сокращение влечет увольнение, а оставление на полставки - изменение условий трудового договора. По общему смыслу комментария я понял, что скорее всего вы имеете ввиду не увольнение с должности по сокращению, а сокращение количества часов работы (поправьте меня пожалуйста, если это не так, и я отвечу с учетом ваших уточнений).

Процедура изменения условий трудового договора урегулирована Трудовым кодексом РФ в главе 12 (в том числе и по вопросам изменения времени труда).

По общему правилу, которое указано в ст. 72 ТК РФ, все что оговорено сторонами в трудовом договоре может быть изменено только по соглашению сторон (на то это и договор). Однако в случаях, прямо предусмотренных другими статьями Трудового кодекса РФ, от этого правила возможны отступления. То есть если в законе отдельно написано, что можно изменить условия договора без согласия работника в определенном случае, то действительно можно.

В ст. 74 ТК РФ прописано, что все кроме трудовой функции работника, может быть изменено по инициативе работодателя (без согласия на это работника) в случае, если изменились организационные или технологические условия труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины).

Получается, перечень изменений технологических или организационных условий труда открытый, так как законодатель указал на "другие причины". Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда.

Формально, если работодатель пойдет по этому пути, и действительно организационные или технологические условия труда поменяются (что он должен будет доказать в случае спора с Вами), он должен выполнить процедуру изменения условий трудового договора, прописанную в ст. 74 ТК РФ.

За 2 месяца до изменения условий трудового договора он должен письменно уведомить Вас об этом. В уведомлении он также должен указать, какие конкретно организационные или технологические условия труда поменялись. Вы можете не соглашаться продолжать работу в новых условиях. В этом случае Вам будут предлагать другие вакансии (при их наличии), в том числе нижеоплачиваемые, под которые подходит Ваша квалификация. Если вы откажетесь, или вакансий не нашлось, трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).

Если вы согласитесь, будете продолжать работать на полставки.

Увольнение можно оспорить, например, доказав суду, что никакого изменения технологических и организационных условий труда не было, и действия работодателя - фикция (причем доказывать должен работодатель). Кроме того, он должен доказать доказать, что изменение технологических и организационных условий труда повлекло необходимость изменения времени Вашей работы, т.е. были основания для перевода Вас на неполный рабочий день. Вы можете ознакомиться с похожей судебной практикой.

Должностные обязанности. Руководит в пределах полномочий, определенных учредительными документами и (или) трудовым договором, творческой деятельностью организации исполнительских искусств, неся ответственность за художественно-творческие результаты деятельности организации. Организует работу и взаимодействие артистического и художественного персонала, структурных подразделений художественно-творческой части, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач. Обеспечивает художественное качество репертуара, определяет готовность спектаклей и принимает решение об их публичном исполнении. Обеспечивает совместно с директором (генеральным директором) выполнение организацией обязательств перед зрителями (слушателями), творческими работниками организации, авторами и исполнителями используемых произведений (фонограмм), а также другими партнерами по творческой деятельности. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными творческими кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных условий труда для их жизни и здоровья, соблюдению требований законодательства о труде. Участвует со стороны работодателя организации в разработке, заключении и выполнении коллективного договора. Обеспечивает соблюдение трудовой и творческой дисциплины работников художественно-творческого состава организации. Поручает ведение отдельных направлений творческой деятельности другим работникам художественно-творческой части.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств, основы режиссуры и актерского мастерства, сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства, историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы, состояние современного отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств, современную и классическую драматургию, порядок разработки и согласования планов творческо-производственной деятельности и перспективных планов развития в сфере исполнительских искусств, основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового и гражданского законодательства, авторское право, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности главного режиссера (дирижера, балетмейстера) не менее 3 лет или в должности режиссера (дирижера, балетмейстера) - постановщика, артиста, руководителя творческого подразделения в сфере исполнительских искусств не менее 5 лет.

Примечание. Конкретные права, обязанности, дополнительные требования и иные условия творческой работы (постановка, художественное, музыкальное оформление спектакля, исполнение роли и т.п.), выполняемой художественным руководителем по месту основной работы и не входящей в круг обязанностей художественного руководителя, определяется при заключении трудового договора в установленном порядке.

Вакансии для должности Художественный руководитель по общероссийской базе вакансий -> Найти

Читайте также: